Болезни Военный билет Призыв

Ребенок непоседа: что делать с воспитанием? Консультация «Мой ребенок — непоседа. Что делать с гиперактивностью

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» - когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: - это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» - нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» - болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Здорова активность и гиперактивность: давайте сравним!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

В общении

Иногда он тоже может увлечься чем-то настолько, что не сразу услышит обращения к нему.

Может задавать много вопросов, но всегда выслушивает ответы и задаёт вопрос по логике услышанного.

Способен выслушать инструкцию или вопрос до конца, хотя, бывает, порой и торопится, особенно если очень хочется ответить.

Постепенно усваивает, что перебивать других невежливо, хотя и может забыть об этом.

Со временем всё чаще стремится договориться с помощью слов, а если пустит в ход руки, может объяснить почему.

Он не «слышит», что ему говорят, и приходится повторять много раз.

Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответ.

Часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать.

Мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор.

Про него можно сказать «болтливый».

Часто в общении со сверстниками ему не хватает терпения, чтобы договориться, и он пускает в ход кулаки, из-за чего слывет

агрессивным.

При выполнении заданий или домашних поручений

«Будь внимательнее» - эту фразу ребёнок слышит хоть и часто, но не постоянно.

Его активность не мешает ему быть внимательным к деталям, например, в игре, рисовании, конструировании.

Он может отвлечься на что-то интересное, но с возрастом всё чаще возвращается к обязанностям – самостоятельно или после напоминания.

С интересом принимается за задание «на внимание», вроде «лабиринта», «найди 10 отличиё», с увлечением осваивает устный счет.

Ему трудно долгое время на чём-либо сохранять внимание.

Невнимателен к деталям.

Ему трудно самому организовать выполнение задания и сложно довести его до конца.

Легко отвлекается на посторонние вещи, перестаёт делать то, что нужно.

Делает много ошибок из-за невнимательности.

Стареется избежать дел, требующих напряжения внимания, - капризами, игнорированием, недовольством.

В разных жизненных ситуациях

Теряет свои вещи лишь иногда.

Предпочитает активные забавы, но может долго играть в спокойные игры, например, собирать пазлы или конструктор.

С возрастом всё легче дожидается своей очереди в коллективных играх или при ответе на занятиях.

При всей активности, его врядли назовут, «несносным» или «дурно воспитанным», потому что он усваивает правила поведения, хотя порой их и нарушает.

Часто теряет свои вещи.

Тихая и спокойная игра продолжается очень кратко; про него можно сказать «забывчивый»

С трудом дожидается своей очереди (например, в играх).

Ему трудно соблюдать любые правила, как в играх, так и правила хорошего поведения.

Про него говорят «неуправляемый».

Часто провоцирует конфликты, дерётся кусается, толкается.

Мини-тест: Активный малыш

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответь на вопросы «да» или «нет».

  1. Способен ли ребёнок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?
  2. Нравятся ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (н/апример, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т.д.)?
  3. Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?
  4. После периода активности он способен успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойной игрой)?
  5. Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, когда соблюдён ритуал засыпания?
  6. Если он расстроен или плачет, можете ли вы, приласкав его, успокоить относительно быстро?
  7. Приходя в поликлинику он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?
  8. На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы в первые 20-30 минут
  9. Можете ли вы его, при всей непосредственности, назвать «осторожным»?
  10. Его речевое развитие соответствует норме?

Подведём итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться скорее всего не о чем. У вашего ребёнка вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Итак, ваш ребёнок активный и пытливый. Эту активность важно поддерживать для его

нормального роста и развития. даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций.

*Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, станет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особые существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствия. Внимание ребёнка – кратковременно: ему пока трудно долго сосредоточиваться на чём-либо, он быстро переключается. Его невозможно заставить заниматься тем, что ему неинтересно.

* Создайте условия. Ребёнок познаёт мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо всё потрогать, а ради этого – добраться, залезть, добежать. родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет.

* Он должен двигаться ! Ребёнок, набегавшись на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него нет такой возможности – будет « зажигать» по дому, всё роняя!

* Развивайте внимание. Активный, подвижный ребёнок нуждается в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для это прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, чтение. Гуляя на улице, часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребёнком и обращая его внимание на всё, что происходит вокруг.

В процессе нормального психического развития заложено несколько интересных механизмов.

Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем труднее ему переключать внимание (в норме очень важна способность удержания внимания с возрастом развития).

Второй – для того чтобы достичь цели, ребёнок должен игнорировать всё, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! данный механизм позволяет ему идти (или бежать) вперёд, познавая мир. Постарайтесь ему не мешать, а лучше помогать.


О гиперактивности сейчас говорят очень много. «У вас чересчур гиперактивный ребенок» - примерно такие слова слышат родители от воспитателей и учителей в адрес своего ребёнка, который не знает, что такое быть спокойным.

Ему всё время нужно куда-то бежать. Он не может усидеть на одном месте, носится, как заведённый, из комнаты в комнату по квартире, умудряясь при этом создать вокруг себя настоящий беспорядок.

Игрушки разбросаны, одежда скомкана, замечания взрослых пропускает мимо ушей. При этом егоза задаёт кучу вопросов, но полученные ответы его не интересуют. К книжкам он тоже равнодушен. Пока малыш ходит в детский сад, папа и мама не особенно обеспокоены таким поведением. «Ну, подумаешь, невнимателен, значит, не дорос ещё! Вот пойдёт в школу, и всё наладится» - так рассуждают родители маленького непоседы.

Увы, когда ребёнок с подобными особенностями в поведении приходит в первый класс, вот тут и начинаются настоящие проблемы. Очень быстро новоиспечённый первоклассник начинает ненавидеть школу. Мало того что он невнимателен и несобран на уроке, он ещё и не может наладить отношения со сверстниками. Всё это очень быстро приводит к снижению школьной успеваемости, даже несмотря на неплохие интеллектуальные способности. Что делать родителям в данной ситуации? К какому специалисту обратиться?

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является едва ли не самым распространённым психоневрологическим расстройством у детей, и встречается он чаще у мальчиков, чем у девочек. Данный диагноз может поставить только врач-психоневролог или невропатолог.

Причины появления СДВГ различны. Например, для кого-то основным фактором в возникновении патологии стала генетическая предрасположенность, у других ведущую роль в появлении заболевания сыграло органическое поражение головного мозга во время беременности или родов, токсикоз, различные внутриутробные инфекции, стрессовое состояние матери в период вынашивания плода.

Порой причиной возникновения синдрома дефицита внимания вкупе с расторможенным поведением может стать алкоголизм родителей и неудовлетворительные условия проживания ребёнка. Иногда неправильное воспитание. Чересчур требовательные родители или, напротив, всёразрешающие и всёпрощающие, могут спровоцировать и закрепить неправильное поведение ребёнка.

Особые признаки гиперактивного ребенка

Для того чтобы определить, есть ли у вашего ребёнка СДВГ, нужно обратить внимание на особые признаки. Ребёнок не может сосредоточиться на определённых деталях, небрежен, допускает дурацкие» ошибки, при выполнении заданий не способен работать по инструкции без руководства взрослого.

Сам организовать свою деятельность не умеет, испытывает трудности даже при укладывании школьных принадлежностей в портфель и выкладывания их на рабочий стол. В повседневных ситуациях забывчив.

Например, часто оставляет дома ручку, карандаши, учебники и т.д. Кроме этого теряет сменную обувь, способен оставить сотовый телефон на подоконнике, забыть выключить воду в ванной и устроить потоп на кухне. На уроках дождаться своей очереди он не может, зачастую отвечает невпопад, даже не дослушав до конца вопрос учителя.

Беспорядочная двигательная активность бывает настолько интенсивной, что ребёнку порой трудно удержать руки и ноги в состоянии покоя при выполнении упражнений, требующих максимальной усидчивости и концентрации внимания. Как правило, у гиперактивных детей недостаточно хорошо сформирована мелкая моторика. Они испытывают значительные трудности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц, работе с ножницами, не всегда «дружат» с карандашом при прорисовывании линий на бумаге.

Дети с СДВГ частенько зарабатывают двойки на уроках физической культуры, так как не выполняют требования учителя и имеют повышенный риск травматизма. Хуже всего эти малыши справляются с теми заданиями, которые кажутся им неинтересными и скучными, за которые они не могут получить немедленное поощрение. Гиперактивный ребёнок в классе выбирает для себя роль шута, пытаясь таким образом привлечь внимание к собственной персоне и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Что делать с гиперактивностью?

Можно сколько угодно раз делать замечания маленькому живчику и наказывать его ремнём за «злодеяния», но, к сожалению, все эти действия к желаемому результату не приведут. Если вы заметили, что вышеописанные симптомы есть у вашего малыша, то для начала покажите его специалисту.

После того как врач его обследует, ребёнку наверняка будет назначено симптоматическое лечение, которое будет направлено на повышение эффективности работы головного мозга и, как следствие, улучшение всех высших психических функций. Особое внимание должно быть уделено режиму дня.

Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нуждается в том, чтобы его деятельность в течение суток была расписана буквально по часам. Если малыш уже умеет читать и писать, пропишите с ним все пункты на большом листе и повесьте на видное место. Все указания, которые вы даёте своему отпрыску, повторите несколько раз, потому как человек с синдромом гиперактивности нуждается в напоминаниях. У ребёнка с СДВГ должны быть обязанности по дому, которые ни при каких обстоятельствах не должны выполняться другими членами семьи.

Научите себя поддерживать с малышом так называемый «визуальный контакт». Оказывается, взгляд взрослого, обращённый на непоседу, может вернуть его к реальности и даже успокоить в момент чрезмерного возбуждения. Отмечайте самые маленькие положительные результаты, которых смог добиться ваш ребёнок. Не сравнивайте его со сверстниками, более успешными братьями и сёстрами. Длинные задания разбивайте на более короткие. Маленький человечек, испытывающий трудности с распределением и устойчивостью внимания, теряется перед большим объёмом работы и информации. А раздробив текст или задачу на маленькие частички, вы разгрузите ребёнка и поможете ему поверить в собственные силы.

Не забывайте об эффекте новизны. Дети с СДВГ намного лучше усваивают информацию, которая подана им необычно и даже экстравагантно. Заведите дневник наблюдения. Отмечайте в нём специальными значками (например, звёздочками) все успехи ребёнка дома и в школе. Предоставьте малышу расходовать избыточное количество энергии, которая скапливается у него в течение суток.

Телевизор и компьютер должны занимать минимальное время в жизни непоседы. Агрессия, насилие и демонстрация неправильного поведения с экрана телевизора и монитора очень быстро впитывается детьми, имеющими проблемы с вниманием и двигательной расторможенностью.

Дети непоседы. Ребёнок не усидчив и неспокоен, что делать? Не вдаваться в панику сравнивая его с другими детьми. Потому что другие дети реагируют на чужого человека спокойно.

Если на все уговоры малыш не слушается и ведёт себя крайне перевозбуждено, то следует поинтересоваться у него, что его так обрадовало. Почему он так себя ведёт. Если ответ не услышан, и он продолжает в том же духе не нужно ругать его в обществе людей. Это может дать обратную реакцию, и он обидится. Придя домой нужно не забыть объяснить, что он себя вёл некрасиво. Сравнить его поступок с отрицательным персонажем из какой-нибудь сказки, но только поступок, а не его самого. Дать подумать над собой.

Часто ребёнок начинает баловаться из-за однообразия. Он от этого устаёт. Нужно уделять время прогулкам на свежем воздухе. Объяснять детям, как вести себя при незнакомых людях. Спокойно, не обращать на себя внимание. Чтобы он понимал где хорошо, а что нет.

Необходимо наблюдать за ребёнком и оценивать его поведение со стороны. Подавать пример и объяснять ему, в чём он неправ. Обязательно нужно стараться объяснить спокойной интонацией. Так, ребёнок лучше запомнит и поймёт информацию. Кричать на детей не в коем случае нельзя. Это не приведёт к хорошему поступку, а только разрушит мировоззрение малыша. Он со временем сам станет много кричать, будет часто капризничать, не понимая, что так нельзя. Ребёнок думает, родители на меня кричат, нервничают, значит, и я так могу делать.

Возможно, источником раздражения является интерьер в его комнате. Красные, сиреневые и золотистые обои раздражают нервную систему и приводят к стрессу. Рекомендуется их сменить на более успокаивающие оттенки. К таким относятся, зелёный и все его оттенки, светло-голубой, бело-розовый.

Дети непоседы часто дерутся и обижают младших братьев или сестёр, в этом случае следует обратиться к врачу. Он проведёт ряд необходимых исследований. И порекомендует что-нибудь успокоительное, пропить травяной чай и т.д. Вполне возможно, что проявляется гиперактивность — подробнее .

Введение

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам …

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей …

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность ?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» – когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: – это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Здорова активность и гиперактивность: давайте сравним!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

В общении

Иногда он тоже может увлечься чем-то настолько, что не сразу услышит обращения к нему.

Может задавать много вопросов, но всегда выслушивает ответы и задаёт вопрос по логике услышанного.

Способен выслушать инструкцию или вопрос до конца, хотя, бывает, порой и торопится, особенно если очень хочется ответить.

Постепенно усваивает, что перебивать других невежливо, хотя и может забыть об этом.

Со временем всё чаще стремится договориться с помощью слов, а если пустит в ход руки, может объяснить почему.

Он не «слышит», что ему говорят, и приходится повторять много раз.

Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответ.

Часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать.

Мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор.

Про него можно сказать «болтливый».

Часто в общении со сверстниками ему не хватает терпения, чтобы договориться, и он пускает в ход кулаки, из-за чего слывет

агрессивным.

При выполнении заданий или домашних поручений

«Будь внимательнее» – эту фразу ребёнок слышит хоть и часто, но не постоянно.

Его активность не мешает ему быть внимательным к деталям, например, в игре, рисовании, конструировании.

Он может отвлечься на что-то интересное, но с возрастом всё чаще возвращается к обязанностям – самостоятельно или после напоминания.

С интересом принимается за задание «на внимание», вроде «лабиринта», «найди 10 отличиё», с увлечением осваивает устный счет.

Ему трудно долгое время на чём-либо сохранять внимание.

Невнимателен к деталям.

Ему трудно самому организовать выполнение задания и сложно довести его до конца.

Легко отвлекается на посторонние вещи, перестаёт делать то, что нужно.

Делает много ошибок из-за невнимательности.

Стареется избежать дел, требующих напряжения внимания, – капризами, игнорированием, недовольством.

В разных жизненных ситуациях

Теряет свои вещи лишь иногда.

Предпочитает активные забавы, но может долго играть в спокойные игры, например, собирать пазлы или конструктор.

С возрастом всё легче дожидается своей очереди в коллективных играх или при ответе на занятиях.

При всей активности, его врядли назовут, «несносным» или «дурно воспитанным», потому что он усваивает правила поведения, хотя порой их и нарушает.

Часто теряет свои вещи.

Тихая и спокойная игра продолжается очень кратко; про него можно сказать «забывчивый»

С трудом дожидается своей очереди (например, в играх).

Ему трудно соблюдать любые правила, как в играх, так и правила хорошего поведения.

Про него говорят «неуправляемый».

Часто провоцирует конфликты, дерётся кусается, толкается.

Мини-тест: Активный малыш

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответь на вопросы «да» или «нет».

Способен ли ребёнок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

Нравятся ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (н/апример, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т.д.)?

Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

После периода активности он способен успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойной игрой)?

Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, когда соблюдён ритуал засыпания?

Если он расстроен или плачет, можете ли вы, приласкав его, успокоить относительно быстро?

Приходя в поликлинику он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы в первые 20-30 минут

Можете ли вы его, при всей непосредственности, назвать «осторожным»?

Его речевое развитие соответствует норме?

Подведём итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться скорее всего не о чем. У вашего ребёнка вполне здоровая активность!

В мирное русло !

Итак, ваш ребёнок активный и пытливый. Эту активность важно поддерживать для его

нормального роста и развития. даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций.

* Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, станет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особые существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствия. Внимание ребёнка – кратковременно: ему пока трудно долго сосредоточиваться на чём-либо, он быстро переключается. Его невозможно заставить заниматься тем, что ему неинтересно.

* Создайте условия. Ребёнок познаёт мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо всё потрогать, а ради этого – добраться, залезть, добежать. родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет.

*Он должен двигаться ! Ребёнок, набегавшись на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него нет такой возможности – будет « зажигать» по дому, всё роняя!

*Развивайте внимание. Активный, подвижный ребёнок нуждается в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для это прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, чтение. Гуляя на улице, часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребёнком и обращая его внимание на всё, что происходит вокруг.

В процессе нормального психического развития заложено несколько интересных механизмов.

Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем труднее ему переключать внимание (в норме очень важна способность удержания внимания с возрастом развития).

Второй – для того чтобы достичь цели, ребёнок должен игнорировать всё, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! данный механизм позволяет ему идти (или бежать) вперёд, познавая мир. Постарайтесь ему не мешать, а лучше помогать.