Болезни Военный билет Призыв

Разные петербуржцы. Отношение к деньгам. Равнодушие к чтению

Население Санкт-Петербурга на сегодняшний день составляет более 5 миллионов. А сколько из них могут назвать себя коренными петербуржцами?

Откуда взялись петербуржцы?

Изначально население Петда ежегодно приезжали до 24 тысяч работных людей, в основном крестьян. Однако, отработав на строительстве в тяжелых условиях два-три месяца, они возвращались в свои деревни. Кем же было заселять новую столицу? В 1710-х годах вышел ряд новых указов, согласно которым в Петербург «на вечное житье» переселялись тысячи представителей ремесленного, купеческого и даже дворянского сословия из Москвы, Киева, Казани, Архангельска и других городов. Хотя прибывали туда и иностранные специалисты (в основном из Германии). В период с 1869-го по 1910 годы, когда регулярно проводились городские переписи, доля русского населения в Петербурге стабильно составляла 82-83%. Кроме русских на рубеже XIX–XX веков значительную часть этнического населения северной столицы составляли украинцы, белорусы, поляки, евреи, эстонцы, латыши, финны, немцы. Например, перепись от 1897 года насчитала здесь целых 60 этнических групп.

Уничтожение «Европы в миниатюре»

Между тем специалист по этнодемографии и генеалогии И. В. Сахаров утверждает, что «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение». Увы, полагает исследователь, после революции «сложившийся здесь мир «Европы в миниатюре» был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций».

В ХХ веке произошли три самых больших спада численности населения Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Так, за годы Гражданской войны, с 1917-го по 1920-й, количество жителей города упало с 2,5 миллиона до 720 тысяч человек. За период Ленинградской блокады - с 3,4 миллиона до 560 тысяч. И, наконец, население Петербурга значительно сократилось после распада Советского Союза, правда, уже не в таких масштабах: с 5 миллионов в 1990 году до 4,8 миллиона в 1996-м. Кто-то эмигрировал за рубеж, кто-то уехал искать лучшей доли в других регионах страны. Всякий раз восстановление численности населения происходило за счет мигрантов.

Согласно работе исследовательницы Н. И. Гайдуковой, к началу 90-х годов прошлого столетия состав населения Ленинграда был таков: родились в городе 52% жителей, приехали туда до войны 4%, после войны – 44%. Что же касается коренных жителей в полном смысле этого слова, то есть тех, у кого и мать и отец родились в этом городе, на тот момент их оставалось не более 10%.

Итак, современные петербуржцы являются в основном мигрантами или же потомками мигрантов. Хотя все-таки сохранился небольшой процент тех, у кого несколько поколений предков родились и выросли в Петербурге.

Как вычислить «коренных петербуржцев»?

Многие считают, что им свойственные следующие черты.

Они вежливы, уважают чужие границы, в транспорте, например, обязательно подвинутся, чтобы освободить место.

Они никогда не употребляют слова: «Питер» или «питерцы», только «Санкт-Петербург», «петербуржцы» или даже «Ленинград» и «ленинградцы».

Они одеваются скромно, но очень чисто и опрятно. Здесь не считается зазорным носить одежду, купленную с секонд-хенде. Если вы встретили на улице человека, разодетого в пух и прах, – это, скорее всего, приезжий.

Они предпочитают покупать ржаной хлеб и городские соленые батоны. При этом коренной петербуржец никогда не скажет «белый хлеб» или «батон», а только «булка» или «булка хлеба».

Большинство коренных петербуржцев предпочитают собак кошкам. Их держат дома, прикармливают во дворах. Петербуржец даже может перестать общаться с человеком, не любящим этих четвероногих.

К особе женского пола коренной петербуржец, скорее, обратится «дама» или «барышня», а не «женщина», «девушка» или «сударыня».

Среди «настоящих» петербуржцев практически не встречаются «крутые» бизнесмены и олигархи. Как правило, все местные представители этого сословия не являются коренными жителями города. Коренные петербуржцы не суетливы и редко стремятся к высокому материальному и социальному статусу, даже если их предки были аристократами.

Почему петербуржцы чувствуют себя оскорбленными, когда их называют питерцами? Что значит “сменить Растрелли на Церетели”? И в каких случаях употребляют выражение “всякий сам себе Исаакий”? Рассказываем о некоторых тонкостях петербургского языкового фольклора.

Питерец или питеряка?

Если хочешь оскорбить петербуржца - назови его питерцем. Эта истина бесспорна и известна каждому, кто провел в Северной столице хотя бы несколько дней. Оказывается, недовольство жителей Петербурга таким наименованием корнями уходит глубоко в историю. Дело в том, что вообще это сокращенное название города - Питер - произошло от неуклюжего “Питерград” - именно так в XVIII-XIX веке называли новую столицу жители далеких провинций.
Те, кто отправлялся в Питерград на заработки, как раз и звались питерцами, а также питерщиками и питеряками. Крестьяне, которым удавалось переехать в столицу и прожить там какое-то время, получали презрительное прозвище полированный питерец, а те, чье начинание успехом не увенчалось и кто с позором возвращался в родную далекую губернию, звались питерской браковкой. Вот почему у коренных петербуржцев это наименование вызывает такой шквал возмущения.

Сам себе Исаакий

Много существовало и поговорок, связанных с культурной и нравственной стороной жизни, которая, по всей видимости, волновала петербуржцев испокон веков. Например, говорили так: “Все родились в Петербурге, но одних воспитал город, а других - улица”. Это выражение появилось в 1990-е годы. Оно обличало тех, кто, имея великую честь родиться в Культурной столице, совсем не пытался этому соответствовать.
Выражение “Всякий - сам себе Исаакий” употребляют, когда имеют в виду, что каждый назначает себе цену сам и ведет себя так, как считает для себя приемлемым.
А в XIX веке - в романтическую пору подвигов и дуэлей - появилось вот такое интересное выражение: “На кого обижаются в Петербурге? На женщин, дураков и великих князей”. Именно этим категориям, согласно дуэльному “кодексу”, запрещалось участвовать в дуэлях, поэтому ничего не оставалось, кроме как обидеться. Вызвать женщину или представителя царской семьи на поединок было невозможно.

Растрелли vs Церетели

В народном петербургском фольклоре не могла не отразиться и любовь к культуре, архитектуре и достопримечательностям своего города. Так, в 2000-м году зашел разговор о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Новость была воспринята петербуржцами крайне остро, и по этому поводу говорили: “Как? Сменить Растрелли на Церетели?”. Церетели, как известно, - художник, скульптор и декоратор, чья творческая деятельность особенно ярко проявилась в современной Москве. В кругах петербургской художественной общественности его считают чуждым для утонченной петербургской архитектуры, определяющими ориентирами для которой всегда являлись зодчие Растрелли и Росси.
Еще одно выражение возникло в Северной столице в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. “Меняй город дьявола на город святого!” - именно так звучал лозунг в поддержку реформы. Под дьяволом в данном случае подразумевали Ленина, под святым - апостола Петра, в честь которого город и получил свое название в 1703 году.

“А труб “Авроры” тебе не надо?” - петербургская разновидность выражения “А шнурки тебе не погладить”, широко распространенного в России. Фраза используется для выражения отказа в просьбе о чем-то невозможном, дефицитном. “Аврора” - широко известный петербургский крейсер, в настоящее время находящийся на плановом ремонте.

“Нет бога кроме Гога” - фраза, распространенная в петербургском высшем свете, среди театралов и творческой богемы, державшей руку на пульсе культурной жизни города. Гога - это Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра имени Горького (который теперь носит его имя). Родом великий режиссер был из Грузии, за что и получил свое прозвище. По словам актеров его театра, Гога всегда был суров, требователен и пользовался непререкаемым авторитетом.

“В Питере не пьют только четыре человека...”

Много выражений в истории Петербурга возникало и в связи с пристрастием жителей города к алкогольным “возлияниям”. Алкоголизм в XIX веке считался привилегией не низших слоев, а благородного офицерского состава воинского Петербурга. Именно в этих кругах и появилась шутка: “В Питере не пьют только четыре человека, да и то, потому что некогда: они коней держат”. Имелись в виду фигуры четверых мужчин, которые укрощают коней на Аничковом мосту.
Чуть позже, уже в послереволюционном Ленинграде на эту тему возникло еще одно выражение: “Если будет 25, снова будем Зимний брать!”. Этот лозунг принадлежал ленинградским рабочим, которые таким образом реагировали на повышение цен на спиртное.
“Нам целый мир - чужбина, отечество нам - Царское Село” - это, конечно же, строка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которую в XX веке присвоили себе вовсе не лицеисты, а люди, страдающие от алкоголизма, которых на лечение отправляли в Лечебно-трудовой профилакторий, находившийся как раз в нынешнем городе Пушкине.

Говорят, «питерцы» кардинально отличаются от москвичей. Опираясь на исследования, попробуем понять, так ли это.

Психологические портреты

Представители компании «КОМКОН-СПб» на основании исследования различных целевых групп попытались составить психологический портрет москвича и петербуржца. Результаты выявили в определенной степени противоположные образы.

Москвичи – динамичные и энергичные люди, у которых преобладает амбициозность, прагматизм, и в какой-то мере эгоизм. Петербуржцы – интеллигентные, самодостаточные, гостеприимные, но в тоже время сдержанные и осторожные.
Образ москвича вписывается в три категории:
1. Коренной москвич, рожденный в столице как минимум в третьем поколении. Он в корне отличается от приезжих своей интеллигентностью и внутренней культурой.
2. Жители столицы, переехавшие в Москву из другого города в детстве. Именно они создают образ типичного москвича. Это активные молодые люди, занятые работой и карьерой, у которых есть время и на культурный досуг.
3. Люди, приехавшие в столицу в сознательном возрасте исключительно для реализации своих целей. Они учатся и зарабатывают деньги.

Образ жителя Северной столицы более целостен. Подавляющим числом респондентов идеальный петербуржец воспринимается как интеллигент и традиционалист. Качества его характера в основном положительные, среди которых преобладают доброта, отзывчивость и коммуникабельность.

Но один из главных критериев, по которому петербуржцев отличают от москвичей – это отношение к деньгам. По мнению исследователей, для жителей Петербурга деньги не являются самоценностью, а служат средством для достижения более высоких целей. Любопытно, но опрошенные отмечают, что Москве, притягивающей огромное количество мигрантов свойственна высокая степень толерантности. А Санкт-Петербург, по их мнению, наоборот более нетерпим ко всему чужеродному.

Стиль жизни

Несмотря на то, что и Москва, и Санкт-Петербург - современные мегаполисы, они воспринимаются представителями различных целевых групп антиподами. Жизнь в Северной столице размеренная, стабильная и спокойная, а в Белокаменной напротив – динамичная, суетливая и даже агрессивная. По отношению к Северной столице респонденты неоднократно упоминали выражение «окно в Европу», комментируя, что для жителей Петербурга свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью и постоянством.

Москву же больше воспринимают как «центр торговли» с тенденцией к новизне и маргинальности. В характеристиках Санкт-Петербурга часто встречалось название «культурная столица», что обосновывается статистикой: петербуржцы чаще москвичей посещают музеи, выставки и концерты.

Кроме того, жители Петербурга отмечают отсутствие среди населения своего города «перманентного состояния веселости», сходясь во мнении, что каждый живет сам по себе. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. Данные опросов показывают, что значительная часть жителей Первопрестольной не прочь развлечься в больших, шумных и зачастую малознакомых компаниях, в то время как петербуржцы предпочитают провести свободное время в тесном кругу близких людей.

Лингвистика

Лингвисты отмечают, что несмотря на постепенно стирающуюся разницу между столицами, пока еще существуют особенности московского и петербургского говора. В частности в петербургской устной речи обращается внимание на манеру «говорить как пишется».

Речь москвича более свободна и избирательна. Но, например, филолога Марию Каленчук настораживает то, что в Москве появилось слишком много носителей другой нормы произношения: «Страшно, когда меняется слой населения, который воспринимается как носитель языка». Результат – уже устоявшие искажения, например, при образовании множественного числа: «бухгалтерА», «инженерА», «договорА».

В то же время исследователи отмечают влияние петербургского говора на московский. Это приводит к постепенному уходу смягчающего произношения, к примеру, в таких словах как «яичница» или «скучно», где «ш» заменяется на «ч».
Согласно результатам лингвистических исследований, 92% опрошенных москвичей при произношении слова «шинель» не заменили «е» на традиционное для Москвы «э». А слово «дождь» 86% опрошенных в Первопрестольной произнесли как «дошть», вместо популярного ранее «дощщь». Респонденты Санкт-Петербурга произнесли «дошть» в 74% случаев.

Однако, в отличие от петербуржцев, практически все опрошенные москвичи в слове «конечно» произносят «ш». Пока еще устойчивым, преимущественно у возрастных жителей столицы, остается «аканье». Несхожесть в разговорной речи между жителями двух столиц заметна при употреблении слов, обозначающих один и тот же предмет. Вот некоторые из лексических различий: подъезд/парадная, шаурма/шаверма, бордюр/поребрик, проездной/карточка, батон/булка, палатка/ларёк, курица/кура.

Маркетологи считают, что корни особенностей местного потребления нужно искать в извечной оппозиции Петербурга к Москве. Столица по-прежнему остается городом больших возможностей и перспектив. Именно сюда едут за легкими деньгами. А в Петербурге «транжирство» не в чести.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ в Петербурге выше, чем в Москве, он вообще самый высокий в России. Зато петербуржцы запросто получают шенгенскую мультивизу в финском консульстве, написав в анкете, что собираются ездить в Финляндию за покупками.

В МОСКОВСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ петербурженке предлагают говорить громче и быстрее. В петербуржском супермаркете думают, что москвич хочет им что-то продать. В московском метро так целеустремленно бегут к свободному месту, что петербуржец понимает: в этом городе колебаться нельзя.

ПЕТЕРБУРЖЦЫ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ ПО ГОРОДУ , москвичи тоже любят гулять по этому же городу, по Москве гулять не любит никто. Не дальше, чем от подъезда до машины, от машины до клуба, бара, ресторана. Разговоры на ходу в Москве не приняты, потому что перемещение в пространстве пешком — это то временное состояние, из которого все хотят выйти как можно скорее.

ЧТОБЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МОСКВИЧОМ , достаточно прожить в Москве несколько лет. Чтобы стать петербуржцем, нужно родиться им в третьем поколении.

КОРЕННОЙ МОСКВИЧ вполне может сказать: «Я не люблю Москву», и никто его за это не осудит, коренной петербуржец своих чувств прямо не выражает, но услышав, что кто-то оскорбительно сравнил его город со Стокгольмом, затаивает злобу.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ НЕДОУМЕВАЕТ , как это в Москве все послушно выстраиваются в очередь перед передней дверью автобуса с турникетом, — он привык к кондуктору, который подойдет к нему сам, пока он с комфортом висит на поручне.

ПЕТЕРБУРЖСКАЯ БОЛЕЗНЬ — хронический гайморит. Московская болезнь — хронический стресс. При переезде взаимно обогащаются.

МОСКОВСКАЯ ДИСКУССИЯ о том, где хорошие сырники и до скольких их подают, петербуржцу непонятна. Завтраками он интересуется в последнюю очередь, да и вообще ест реже и меньше, чем москвич. Предложение от московских друзей встретиться в 9 утра за завтраком воспринимает стоически, но опаздывает на полчаса, потому что лег в пять, а перед тем как лечь, думал и курил.

МИФИЧЕСКАЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬ петербуржцев происходит не от хорошей жизни. Принцип сложился еще до войны: носить темное, не надевать белый воротничок, не выглядеть буржуазно. «Бывшие» боялись выделяться. И до сих пор петербуржец старается сделать костюм минималистичным. Москвичи хотят быть нарядными, и плевать они хотели на климат, покупая розовые туфли.

В МОСКВЕ ПРИНЯТО собирать разношерстные компании малознакомых людей. В Петербурге собираются узким кругом «своих», этих «своих» везде тащат с собой, если впереди замаячило благо.

ПЕТЕРБУРЖСКИЕ ТЕАТРАЛЫ покупают билеты на третий ярус, чтобы не тратить на партер 6 тысяч, которых у них все равно нет. Перед третьим звонком бегут в кассу, спрашивают, какие места не проданы, несутся в партер и плюхаются на них. В Москве свободных мест не бывает.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ ВОЗМУЩАЕТСЯ , когда кто-то из местных путается в названиях «Съездовская» - «Съезжинская». Переехав в Москву, заявляет: да тут все понаехавшие, дорогу спросить не у кого, и ничего в этом плохого нет.

И МОСКВИЧИ, И ПЕТЕРБУРЖЦЫ ругают свои дороги и пробки одними и теми же словами. Но, оказавшись в Москве, петербуржец понимает, что диалог «Где вы живете? — В пробке на Кутузовском» вполне достоверен.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО НЕ ГОРОД, А СЕКТА . Город небольшой, поэтому одной футбольной команды достаточно. Все болеют за «Зенит» и сидят «ВКонтакте». Москвичи не страдают болезненным патриотизмом.

Ольга Быкова, переехала в 2008 году из Кургана: «Мы переехали с молодым человеком летом, как раз перед экономическим кризисом. Должна была ехать с другим молодым человеком, но получилось с этим. А зачем должна – уже не помню. Наверное, Курган к тому времени исчерпал себя в плане работы и личной жизни. Это был не первый мой приезд в Петербург – город заманивал до этого красивыми видами, архитектурой и хорошей погодой. Первые впечатления после переезда были ужасными: началась осень – с сентября очень дождливая, потом зима – невероятно пасмурная. В Петербурге световой день зимой короче курганского почти на час, и это катастрофа. Но люди здесь, безусловно, отличаются - как ни банально, культурой. Давно известно, что Курган – город гопников, поэтому сравнения несколько неуместны. Что еще бросилось в глаза – большие расстояния до чего бы то ни было, множество лиц кавказской национальности на улицах, высокая стоимость проезда на общественном транспорте, плохие продукты – особенно молочные и мясные. Даже мясо из-за этого бросила есть. Это из минусов. Никогда в жизни не слышала про «понаехали» - может быть, потому что и петербуржцев пришлось встречать нечасто. Все-таки приезжих гораздо больше. В Кургане гощу с удовольствием. Но возвращаться не хочу. Здесь интереснее и перспективнее. Однако, петербургского климата не выдержала – уехала в Таиланд на зимовку – за окном из кустов то ли лягушка, то ли ящерица издает звук, очень похожий на икание перепившего курганского гопника».

Наталья Фридман, переехала в 2008 году из Москвы: «Почему переехала? Устала от сумасшедшего московского ритма, который не только вдохновляет, но и в какой-то момент «садится» тебе на шею и начинает забирать энергию. Хотелось жизни у залива, тихой и спокойной. Это был своего рода дауншифтинг. Еще когда я жила в Москве, в один из приездов в Питер я стояла на крыше Петропавловки и ясно почувствовала, что буду в этом городе жить. Потом я вернулась в Москву и забыла об этом, но город на Неве такой - в него влюбляешься раз и навсегда. Когда переехала, первое впечатление - чайки во дворе новостройки и запах моря на балконе. Первые полгода я регулярно вывозила питерских друзей на залив, мне его всё было мало. А потом присмотрелась - город-то действительно тихий, люди терпеливые, всё как-то сурово.

В моём родном городе Екатеринбурге ритм очень похож на московский, и люди такие же стремительные. В Петербурге одна девушка мне сказала: «Мы долго терпим, а потом сразу берём топор». И вот это долготерпение - оно меня долго выводило из себя. Не нравится - измени, зачем терпеть? Но тут своя философия. А потом стало ясно - как люди в Петербурге умеют терпеть, так же они умеют получать от жизни удовольствие. Но это не счастье «на разок», а такое настоящее чувство. С Москвой разница больше: петербуржцы медленнее. Но основательнее. Мало кто здесь позволит водить себя за нос или даст «сеть на шею». Здесь больше осознанности. Но и многое зависит от человека - слабых город поглощает, а независимых может зауважать. Но нужно время. Поначалу было такое, что говорили «понаехала» - когда я сравнивала город с Москвой, и он во многом проигрывал. Рекомендовали отъехать обратно в столицу и не сметь критиковать Петербург. Но потом мы полюбили друг друга - я и петербуржцы. Я часто бываю в Москве - по работе, встречаюсь с друзьями. Я по-прежнему люблю её, без её ночей, парков, без этого пульса мне чего-то не хватает. Но теперь это осознанная любовь - у нас как бы брак на расстоянии. А с Петербургом - где бы я ни была, вернуться мне хочется именно сюда. Это мой дом. Моя крепость, ашрам, мои любимые друзья. Когда есть возможность не жить в Питере все 12 месяцев в году - роман с этим городом может продлиться всю жизнь. Когда я нашла этот баланс - возвращаться в Москву мне совсем расхотелось».

Дарья Каплан, переехала в 2011 году из Владивостока: «Жители Дальнего Востока подвержены «островному синдрому» из-за оторванности от «Большой России». Да, авиабилеты сейчас дешевеют, но все равно получается дорого: из Петербурга или Москвы на эти деньги можно съездить на курорт – а из Владивостока от 10 тысяч рублей перелет только в один конец. И потом, во Владивостоке мне стало тесновато. Понимаю, что звучит снобски, Владивосток – хороший город, не провинция, но захотелось туда, где интереснее. Москву я сильно не люблю. А Петербург – это была детская мечта. Впервые я приехала в 2006 году, когда мне было 18 – причем, на стыке января и февраля. Говорят, что Петербург летом и зимой – «две большие разницы». Тем не менее, город мне очень понравился. Мне кажется, что на питерцах есть отпечаток – болотистый, медлительности, что ли. И еще их отличает воспитанность. А приезжие, «лимита» вгрызаются – им все дается трудом. Для тех, кто здесь родился, всё это – данность. Не было такого, чтобы мне говорили «понаехали тут» - но я и работаю среди людей, которые, в основном, не местные. А вот во Владивостоке, кстати, осуждают тех, кто «сваливает»: логика такая – сильный должен оставаться. В прошлом году, в момент слабости, я вернулась на пять месяцев во Владивосток – в июне приехала обратно, думаю, моментов слабости больше не будет».

Ольга Прочанкина, переехала в 2005 году из Железногорска (Красноярский край): «В моем маленьком городе не было, по сути, высшего образования и возможностей. Люди с минимальными амбициями бегут оттуда сразу, как только могут. В Петербург я поехала учиться. Бывала в городе и до этого, безумно его любила. Может быть, потому что ездила в летнее время – когда не было такой депрессивной погоды, как сейчас. Впрочем, Петербург не разочаровал: интересный город, пропитанный культурой, искусством. Меня интересуют мода, музыка, у нас этого не было – не то что в Железногорске, но даже и в Красноярске: модные тенденции доходят лет через пять. А здесь каждый индивидуален, интересно смотреть на людей. Отличия – налицо. У моих ровесников в Железногорске не было амбиций. Живя в большом городе, ты пытаешься развиваться, совершенствоваться. А среди некоторых моих одноклассниц конкуренция проявлялась разве что в том, кто первой выйдет замуж. Нет, вы не подумайте: Железногорск – город замечательный, но он подходит только для встречи пенсии или для того, чтобы летом месяц в нем отдохнуть. Выражения типа «понаехали тут» мне доводилось слышать: обычно ничего не отвечаю – улыбаюсь. Люди из провинции более целеустремленные, им хочется здесь «зацепиться», они действуют. Моменты слабости, когда хочется бросить всё и вернуться, наверное, бывают у всех: у меня в Железногорске семья – это самое дорогое. Но когда такие моменты наступают – я звоню домой по скайпу (спасибо техническому прогрессу) и меня моментально отпускает».

Радиф Кашапов, переехал в Петербург в 2005 году из Казани: «Из Казани я уехал, потому что влюбился в свою будущую жену. Она в то время пыталась поступить в художественное училище – сначала в Москве, в итоге поступила в Мухинское (Академия Штиглица в Петербурге – «МР»). Я пару месяц сидел в Казани в некоем тупике: газета, в которой я на тот момент работал, из общеполитического издания превратилась в какой-то таблоид. Уезжая, рвал связи - особенно в музыкальном плане: у меня в Казани на тот момент была группа. Взял гитару, целую сумку дисков… зачем-то. Рюкзак пятидесятилитровый. И поехал. До этого в Питере я был несколько раз: помню, ночевал на вокзале, бродил по городу без цели. Переехал – была зима, накрыло ощущение безвременья. Потом начал искать работу, что-то стало получаться.

До Казани я жил в Набережных Челнах: население – 500 тысяч человек, сплошные «коробки», не улицы, а комплексы – зайдешь не в «свой», могут побить. Театров и клубов почти нет. В Казани же – хорошая культурная база, это многонациональный город, половина – татары, половина – русские. Несколько десятков мечетей. Вот в Петербурге как-то раз пошел общаться с арабами по поводу ислама – так они выгнали: испугались, что в газете не то напишу. Нет здесь спокойного существования множества народов.
Мне кажется, Петербург – сам по себе город «понаехавших». Сначала его приезжали строить, потом блокада, потом были «лимитчики». Выражения типа «понаехали тут» никогда ни от кого не слышал. Хочу ли обратно? В последнее время возникает смутное желание, у меня, все-таки, семья, дочери пятый год пошел. Особенно после известного опуса про «креаклов» (имеется в виду пост одного из ЖЖ-блогеров по мотивом дела об убийстве Ирины Кабановой: слово «креакл» в нем использовалось как обидное прозвище для представителей «креативного класса» - «МР»). Казань сейчас сильно поднялась как экономический центр. С другой стороны, пока уезжать глупо: Петербург в отличие от Москвы людей не перемалывает, дает шанс существовать».

Евгения Стрельцова, переехала в 2004 году из Новокузнецка: «Сначала я училась в университете в Томске. Стало скучно в Сибири: перспектив для журналиста мало. Пошла на вокзал, купила билет, через две недели уехала. Первые впечатления от Петербурга: огромный город, мегаполис – можно не задумываться, как провести досуг. В таком маленьком городе, как Новокузнецк, с этим плохо. Но, честно говоря, первые семь месяцев я жила в коммуналке, так что впечатления так себе: алкоголики, поножовщина. Соседка, на Новый год перебравшая «Снежинки» (марка незамерзающей жидкости - «МР»), в следствие чего погибшая. Жила я на Загородном, с тех пор центр не люблю – только если погулять. Что касается людей – в Петербурге все заторможенные, любят спать до обеда. Устраиваюсь на работу, говорю: «Давайте приду к 8 утра?» Да вы что, говорят. «Ой, простите, отвечаю, приду к 7». Посмеялись: совсем уже, что ли, раньше 12 всё равно никто не приедет. С другой стороны, в Новокузнецке все зациклены на доме-работе, что и понятно – город маленький, шахты-металлургия. А в Петербурге народ в этом смысле пободрее, да и одевается «более лучше». Выражения типа «понаехали тут» слышала от соседки-алкоголички. Она откуда-то узнала, что мы с мамой не местные, ну и высказалась: «Помолчали бы, мы тут с рождения, а вы недавно». Что ответила? Да послала. Нет, уезжать отсюда не хочу. В 2008-м на пару месяцев перебиралась в Москву (приглашали на работу), сравнила: Петербург – рай по сравнению с помоечной Москвой».

Анастасия Березкина, переехала в 2007 году из Якутска: «Как и многие, я переехала в Петербург из-за учебы, после окончания школы. В Москву не хотела: Петербург, в отличие от нее, спокойный, прекрасный. В Якутске я родилась. Оттуда уезжают многие, кто хорошо учится: в Москву, Петербург, за границу – например, в Китай. В Якутстке нет перспектив: не очень хорошо с работой, с развлечениями, с путешествиями. В Петербурге я поступила в Академию госслужбы. Первое впечатление от города: я думала, что Невский – шире и больше. Впрочем, не разочаровалась. В первое время было ощущение, что Петербург – это перевалочный пункт. Но теперь, думаю, я здесь надолго. Люди в Петербурге, по сравнению с Якутском, более открыты к нововведениям – сказывается близость к Европе. И для меня важна ситуация с концертами: в Якутске сложно было себе даже представить, что приедут хорошие артисты, а здесь концерты – не только хобби, но и моя работа. Упреки вроде «понаехали тут» слышать не приходилось: наоборот, часто встречаю заинтересованность людей – расспрашивают про мой регион. Даже в минуты слабости не возникает желания вернуться обратно. Но приятно ездить в Якутск на каникулы, к маме, домой: отдохнуть и отвлечься».