Болезни Военный билет Призыв

Расширение и появление вселенной. Ускоренное расширение вселенной подтверждено. Когда нашли темную энергию

Парацельс (1493-1541) – швейцарский медик, философ и алхимик, естествоиспытатель. Ему принадлежат великие реформы в медицинской науке и практике. Основоположник ятрохимии (направление, целью которого было поставить химию на службу медицине, а именно готовить лекарства). Критиковал древнюю медицину. Стал одним из основателей современной медицинской науки, всячески старался обогатить её химическими препаратами.

Родители

Парацельс появился на свет 24 октября 1493 года в городке Эг немецкоязычного кантона Швиц в центральной части Швейцарии. Тогда это была небольшая деревня в паре часов пешей ходьбы от Цюриха. Его имя, унаследованное от родителей, полностью звучит так – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс – это псевдоним).

Его папа, Вильгельм фон Гогенхайм – косвенный (незаконнорожденный) потомок старинного и славного дворянского рода Бомбастов. Когда-то этот дворянский род считался знатным, были в нём рыцари ордена Святого Иоанна, своя резиденция – замок неподалёку от Штутгарта. Но со временем род обеднел. Отец Парацельса был горд дальним родством с Бомбастами, но кроме гордости это не принесло ему ровным счётом ничего – ни славы, ни денег.

О матери Парацельса известно немного. Она имела вид крайне тщедушный, большая голова с кривыми худенькими ногами выглядели нелепо и некрасиво. До того, как вышла замуж, работала в богадельне Бенедиктинского аббатства надзирательницей. После бракосочетания пришлось уйти с этой должности, так как её не могла занимать женщина замужняя. Мама устроилась работать в лечебницу местного аббатства медсестрой.

Отец Парацельса занимался врачебной деятельностью, но не добился на этом поприще ничего особенного. Тогда он решил вывести в люди хотя бы единственного сына, чтобы он избежал в будущем нищенской нужды. Отец предопределил и уготовил ребёнку путь в священники, тогда это было единственной возможностью избавиться от нищеты и добиться благосостояния.

Учёба

Родительское воспитание Парацельса было простым, можно даже сказать крестьянским, утончённости и изысканных манер ему никто не прививал. Он не пил в детстве мёда, не ел мягкого пшеничного хлеба и фиников. Основной пищей в их семье были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Мальчик рос усердным и прилежным, ему нравилось читать книги и получать знания. Несмотря на бедность, в семье была отличная библиотека. Бывало, Парацельс настолько увлекался книжками, что просиживал над ними до раннего утра. Отец за это не ругал, несмотря на то, что ребёнок сжигал недешёвые по тем временам свечи. Вильгельм постарался передать сыну все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс почитал отца, всегда говорил, что это был его лучший наставник и друг.

Когда мальчик немного подрос, родители устроили его в монастырь Святого Андрея учеником. Упрямый к учёбе и усердный ребёнок вскоре проявил себя, как лучший ученик.

В шестнадцатилетнем возрасте юноша покинул отчий дом и отправился на учёбу в университет Базеля. Это учебное заведение сейчас одно из старейших в Швейцарии. Окончив его, он поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего получения образования. Учителем Парацельса стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который был знаменит тогда своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и даже магии.

Но, погружаясь в мир знаний, юноша стал понимать, что не всегда в книгах прописана истина, авторы тоже заблуждаются и делают ошибки, как простые люди. Парацельса больше стала привлекать практика, нежели теория. Он ходил в местные аптеки, в стеклодувную мастерскую, на горные разработки, где велась добыча свинца, благородных металлов, железной руды, сульфатов, цинка. Парень понял, что на практике получит гораздо больше необходимых знаний и опыта, чем сидя в монастыре за книжками.

В конце концов, он ушёл из монастырских стен и направился в итальянский университет Феррары. Получив в нём очередной образовательный курс, Парацельс ушёл из учебного заведения с дипломом доктора медицины.

Период странствий

В 1517 году дипломированный медик прикинулся нищим монахом и начал путешествовать. Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, как медик принимал участие в военных кампаниях, побывал во многих странах. Пешком прошёл через Францию, Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем поменял курс и отправился в Польшу, Венгрию, Литву, Хорватию. Побывал даже в Скандинавских странах, России, Константинополе, Африке и Палестине.

Встречаясь на своём пути с разными людьми, он беседовал с ними, слушал их рассказы, получая для себя новые знания. Не гнушался никакого общения, любую новую информацию впитывал с особенной жадностью. Беседовал равно, одинаково как с учёными, алхимиками, предсказателями и врачами, так и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, пожилыми целительницами и цирюльниками. Если считал полезным, то не стыдился учиться даже у бродяг, колдунов, ведьм и повитух. Они рассказывали ему свои секреты целебных отваров, которые способны остановить кровь, снять порчу, вылечить разные болячки.

Особенно много опыта и знаний давала ему армейская практика – лекарем он поступил на службу в армию датского короля Христиана, был фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянный» за то, что никогда в лазарете не отсиживался, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где ему были доступны трупы, принесшие учёному немало новых открытий в устройстве человека.

Другие медики такой информацией не пользовались. Поэтому Парацельсу удалось собрать по миру уникальные рецепты медицины, что сделало его знаменитым врачом того времени. Например, на основании многочисленных бесед с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена эта область медицины была доступна лишь узкому кругу людей, так как женщины не решались идти со своими проблемами и болезнями к медикам-мужчинам.


Кадр из фильма «Парацельс»

Правда, в таком методе сбора знаний была и оборотная сторона. Парацельса часто обвиняли в связях с представителями низших слоёв общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Смерть

24 сентября 1541 года учёного нашли мёртвым в номере гостиницы. Настоящая причина смерти остаётся неизвестной, но есть предположение, что Парацельс был убит из зависти. Среди коллег-врачей у него было достаточно много врагов, они завидовали успеху и богатым знаниям учёного. Друзья Парацельса полагали, что завистниками был нанят убийца, который ударил тяжёлым камнем великого медика по голове. От полученной травмы он скончался через несколько дней. Позднее немецкими учёными был обследован череп Парацельса. На нём была обнаружена трещина, что подтвердило версию об убийстве.

Памятник Парацельсу

Похоронили Парацельса в Зальцбурге на кладбище при церкви Святого Себастьяна.

Труды и сочинения

За время скитаний все свои наблюдения Парацельс тщательно записывал, анализировал, делал выводы. Он обладал потрясающей работоспособностью. Его друзья свидетельствовали о том, что за письменным столом он мог проводить по несколько дней подряд без сна. Парацельсу принадлежит девять книг:

  • «Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
  • «Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
  • «Лабиринт заблуждающихся медиков».
  • «Хроника Картинии».
  • «Философия».
  • «Потаённая философия».
  • «Великая астрономия»;
  • «Шнеебергская лёгочная болезнь»;
  • «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Основа учения Парацельса состояла в том, что все живые существа имеют в своём составе определённую пропорцию химических веществ. Как только эта пропорция нарушается, появляется заболевание. Восстановить баланс в организме человека и излечить болезнь возможно за счёт внешних химических веществ. Таким образом, он был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Также он первым начал применять в лечении больных сурьму, золото и ртуть.

Парацельс был жёстким критиком древней медицины, считал, что она практической пользы не приносит. Он занимался внедрением новых методик лечения, за что коллеги его не любили. Зато теперь он считается одним из основателей медицины как науки. Также обязана ему своим появлением и фармакология. Парацельсу принадлежат знаменитые фразы:

  • «Всё есть яд, и всё – лекарство. И то, и другое зависит лишь от дозы»;
  • «Главная цель алхимии должна заключаться не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Одно из его великих достижений – открыл болезнь силикоз (это профессиональное заболевание горняков), объяснил его причины и природу.

Парацельс (лат. Paracelsus), настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim). Родился 21 сентября 1493 года в Эге, кантон Швиц - умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге. Знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э. Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Мать работала медсестрой в аббатстве.

Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги.

В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии.

В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень . Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени.

В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги.

Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни.

Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535).

После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Учение Парацельса:

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории , и , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).

По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или философские правила о Камне Мудрых», «Азот, или о древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.

Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Биография Парацельса говорит о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь изучению тайн медицины и алхимии. Выдающийся средневековый доктор существенно опередил свое время и заметно повлиял на современное состояние медицины.

В статье:

Ученый и алхимик Парацельс - биография

Из биографии Парацельса известно, что настоящее имя ученого Средних веков звучало так - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм . Ложная скромность при выборе псевдонима явно не мешала ему - он добавил к имени знаменитого древнегреческого врача Цельса приставку «пара». Это означает - «подобный Цельсу».

Парацельс

Будущий врач и алхимик родился 21 сентября 1493 года в городе Эг, который сейчас называется Айнзидельн. Его родители имели непосредственное отношение к медицине. Мать до замужества была надзирательницей в богадельне Бенедиктинского аббатства. После свадьбы она оставила эту должность, поскольку занимать ее не имела права замужняя женщина. Она стала медицинской сестрой в этой же богадельне.

Отец Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм происходил из обедневшего дворянского рода. Он был врачом, медицинским наукам обучил и сына. Именно отец стал первым учителем Парацельса. Преподавал он сыну и философию, которой тогда придавали немалую важность. Семья имела отличную библиотеку, несмотря на то. Вильгельсм стал примером для своего сына, и уже в 16 лет последний был знаком с хирургией, алхимией и терапией.

Обучение и странствия

В 16 лет Парацельс навсегда оставил родной дом и отправился на обучение в Базеле. Это учебное заведение сейчас считается старейшим в Швейцарии. После окончания университета будущий ученый становится учеником Иоганна Третемия. Его учитель был аббатом, но сейчас его считают одним из величайших астрологов, магов и алхимиков в мировой истории.

После обучения у аббата Иоганна Третемия Парацельс отправился в Италию для обучения в университете Феррары. После окончания очередного учебного курса он получил звание доктора медицины. В сумме, получение образования вне дома заняло у ученого около 7-10 лет.

С 1517 года средневековый алхимик и врач отправляется странствовать по миру с целью изучения алхимии, магии и медицины. Он около 10 лет посещал европейские университеты, участвовал в военных кампаниях в роли медика, побывал почти во всех странах Европы, по слухам, был и в Африке. Сведения алхимик собирал не только среди врачей и ученых того времени. Большая часть знаний была получена Парацельсом во время общения с пожилыми целительницами, палачами, цирюльниками, цыганами и евреями. Известно, что он не избегал общения с ведьмами, которыми часто объявляли повитух.

Такие источники не использовались другими врачами. Благодаря этому уникальная коллекция рецептов и медицинских знаний Парацельса, собранная по всему миру, сделала его известным врачом того времени. Так, например, книга о женских болезнях была написана после обмена опытом с . Женщины не желали доверять свои тайны врачам-мужчинам, предпочитая лечиться у женщин. Поэтому медицина ведьм и лечение женских болезней в целом были тайными знаниями, доступными узкому кругу людей.

Такие связи не могли остаться незамеченными. Критики часто обвиняли доктора в пьянстве, бродяжничестве и некомпетентности на основе репутации людей, с которыми был замечен ученый. В возрасте тридцати двух лет алхимик вернулся в Германию, где занялся врачебной практикой, применяя полученные в странствиях знания. После нескольких случаев излечения больных он сразу же прославился, а сплетни потеряли значение.

Карьера врача и алхимика

В 1526 году ученый Парацельс стал бюргером в Страсбурге, а в 1527 году перебрался в Базель. Там он получил должность городского врача, а также профессора физики, медицины и хирургии. Лекции в университете приносили высокие доходы, как и врачебная практика. Лекции по медицине знаменитый доктор читал на немецком языке, что стало вызовом всей системе образования, которая обязывала учить студентов только на латыни.

Однако такое своеволие простили гениальному врачу средневековья. Лекции Парацельса не были повторением материалов, собранных Гиппократом и Авиценной. Он делился знаниями, которые были собраны лично. Профессор пользовался уважением среди студентов, которые желали получить практические знания, а некоторые консервативные коллеги приходили в ужас от лекций новатора. Особенно когда узнавали об источниках, из которых была добыта информация.

В 1528 году стычки с коллегами привели к конфликту с властями города. Парацельс был отлучен от преподавания. После этого он снова отправился путешествовать, на этот раз только по Европе. Когда Парацельс побывал в Нюрнберге, он столкнулся с обвинениями в мошенничестве, которое исходило от его коллег-врачей.

Парацельс не стал терпеть оскорблений. Он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, которых оскорбившие его «специалисты» считали безнадежными. Совет поручил заняться лечением нескольких человек со слоновой болезнью. Парацельс справился с этим за короткий срок. Об этом имеются записи в городском архиве.

Следующие годы ученый Парацельс путешествовал, изучал медицину, алхимию и астрологию. Он занимался лечением людей и никогда не оставлял врачебной практики. После 1530 года ученый занялся алхимическими опытами и написанием трудов, которые пользуются популярностью даже в наше время.

Последние годы жизни

В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.

24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.

Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.

Гномы - Парацельс впервые ввел этот термин

Гномы Парацельса представляли собой подземных жителей. Существует версия, что это понятие появилось в результате неправильного перевода словосочетания «подземный житель» с греческого языка. Парацельс описывал гномов как человекоподобных жителей подземелий. Если верить его трактатам, гномы представляют собой элементалей земли.

Парацельс писал, что гном имеет рост в две пяди, что равняется сорока сантиметрам. Эти существа не слишком любят контактировать с представителями человеческой расы. Поскольку они являются элементалями стихии Земли, гномы могут передвигаться внутри земли так же свободно, как человек делает это по ее поверхности.

В 18 веке, уже после смерти Парацельса, гномы появляются в художественной литературе Европы. Как сказочный персонаж, гномы популярны и в наше время. В наше время высказывается версия о том, что исследователь алхимии и магии называл гномами пигмеев.

«Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса

До наших дней дошло несколько цитат Парацельса. Даже в наше время, спустя несколько сотен лет, они не считаются лишенными мудрости. Самая известная цитата Парацельса звучит так:

Все есть яд, и все есть лекарство.

Величайший лекарь своего времени имел в виду, что любое вещество может быть лекарством в определенной ситуации, если правильно соблюдать пропорции при приготовлении лекарства. Был он известен и своими резкими высказываниями о коллегах, которых считал недостойными звания врача:

Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак.

Парацельс редко стеснялся в выражении протеста против древней медицины. Во время работы преподавателем в университете он сжег научные труды, с которыми не был согласен. После этого он потерял работу.

Главной своей целью доктор ставил избавление людей от болезней:

Настоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Средневековый врач Парацельс - книги

Всего Парацельс написал 9 книг, но только 3 из них были выпущены при его жизни. Первая книга Парацельса называлась «Парагранум ». В ней автор раскрывал тайны каббалы. Изучением каббалистики он занимался еще во время обучения у аббата после получения первого высшего образования. Так Парацельс объяснял важность этой науки:

Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… - все они матрицы благородной науки каббалистики.

«Парамирум » - следующая книга Парацельса, которая рассказывает о происхождении болезней и особенностях каждой из них. В ней он поделился всеми своими знаниями о природе человеческого организма и лечении различных заболеваний. Сейчас этот труд считают медико-философским.

Следующими книгами стали «Лабиринт заблуждающихся медиков » и «Хроника Картинии ». В первой книге Парацельс подробно описал свои взгляды, не слишком стесняясь в выражениях. Кроме этого, на закате жизни были созданы труды «Философия » и «Потаенная философия », а также «Великая астрономия ». В последней книге Парацельс описывает , в том числе и гномов.

Какой была медицина Парацельса

Парацельс сделал значимый вклад в медицину. Первые лекарства были изобретены именно алхимиками, и он стал одним из первых. Парацельс стал основателем ятрохимии – науки, которая соединила химию и медицину. Попросту говоря, он ставил своей основной целью изобретение и испытание рецептов лекарств. Только в 16 веке благодаря Парацельсу и его последователям возникло такое течение, которое долгое время относили к алхимии, а не медицине.

Парацельс учил, что все живые организмы состоят из химических веществ в определенной пропорции. Если эти пропорции нарушены, это приводит к болезни. Химическими средствами можно вернуть баланс веществ в организме человека. Интересный факт - название цинку дал именно Парацельс. Он стал первым врачом, который использовал золото, сурьму и ртуть в лечении больных.

Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом.

Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь

и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению

Парацельс

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм - таково полное имя выдающегося врача, известного всему миру под именем Парацельса.

Его фигура со временем сделалась культовой, во времена Третьего Рейха его называли основателем германского направления в медицине, а в настоящее время в одной только России насчитывается более сотни медицинских центров, названных в честь неординарного целителя - легендарного Парацельса.

Степень доктора медицины Теофраст получил во Флоренции в 1515 году в возрасте 22 лет.

Но сам факт вручения университетского диплома для Парацельса не означал достижения желанной цели, которую врач видел в лечении больных. Полученных в университете знаний ему показалось мало. По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, а также в медицинских школах Парижа и Монпелье, но будущий Парацельс, а пока просто Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм отправился в многолетнее странствие по городам и селам Европы. Он странствовал по свету, переходя пешком из города в город, от деревни к деревне. Доктора, цирюльники, банщики, знахари, кузнецы, пастухи и цыгане открывали ему секреты применения лекарственных снадобий, способов лечения и ухода за больными. Обучаясь методам нетрадиционной медицины у представителей различных народов Европы, Парацельс стал невольным наследником национальных традиций и обычаев европейцев. Помимо родной Швейцарии и соседних стран - Германии и Австрии, Парацельс исходил дороги Италии, Испании и Португалии, побывал в Англии, Литве и Польше, Венгрии, Валахии, Хорватии, Византии и Московии. Везде он учился искусству врачевания у знатоков народной медицины этих стран. Теперь же ученые всего мира, представители самых различных областей знания в своих научных исканиях следуют путями, когда-то проторенными великим Парацельсом.

В чем же кроется секрет огромной популярности человека, при жизни не нашедшего понимания и любви?

В его гороскопе мы видим Юпитер в Деве (харизма врача) на Асценденте - личность, ярко проявившая себя в медицине. Марс, Уран, Сатурн, Плутон, Хирон - все эти планеты важны для истинного врача - и все они находятся в сильном положении - в Знаках своих обителей.

Врача-исследователя из него сделал Меркурий, самая сильная планета в его гороскопе. Типичный ученый-фанатик, единственной страстью которого было познание тайн природы и человека, основал храм современной медицины, но так и не сумел устроить собственную личную жизнь. Луна и Венера в его карте не очень сильны.

Тот, чей взор устремлен в бесконечность, как правило, не видит или не замечает того, что происходит вокруг него, ему неведомы чувства привязанности и любви, запросы его нечеловеческого разума не способна удовлетворить реальная действительность.

Как правило, подобные гордецы-одиночки (жребий счастья в 12-м доме), помышляют о бессмертии, но сами живут недолго. Оппозиция Хирона к соединению Плутона и Меркурия в Скорпионе давала сильные противоречия, ужасный характер спорщика и, одновременно, - талант ученого.

В жизни эта оппозиция проявлялась, как неспособность адекватно реагировать на окружение, неуживчивость и недовольство миром.

Псевдоним Теофраста фон Гогенгейма – «Парацельс», означающий «ровня Цельсу», стал именем нарицательным. Но и имя Теофраст было не случайным - отец будущего алхимика, сам занимавшийся врачеванием, дал сыну имя в честь знаменитого врача Теофраста - ученика Аристотеля.

(Цельс - знаменитый римский врач V в., труды которого пользовались большой популярностью в эпоху Возрождения.)

Полное дворянское имя мальчика звучало гордо - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Philipus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim). Но столь пышное имя не давало будущему врачу никаких привилегий, поскольку дворянский род Гогенгеймов обнищал.

Парацельс не приумножил материальных ценностей семьи, но он сделал нечто большее, увековечив в памяти будущих поколений свое имя, вобравшее в себя славу великих врачей прошлого: Теофраста и Цельса.

Фамилия Гогенгейм также заслуживает внимания, поскольку переводится с немецкого языка как «высочайшая обитель». Рожденный под знаком Скорпиона , алхимик, астролог и врач всю свою жизнь пытался достичь «верхних врат» - Porto Superno - высшей ипостаси Скорпиона, столь близкой по смыслу фамилии Гогенгейм.

При жизни гений Парацельса долгое время оставался в тени, а созданная им система врачевания не могла сравниться по популярности со ставшими классическими к тому времени системами Галена и Ибн-Сины.

В своей методике Парацельс пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.

Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.

Парацельсу, как практикующему астрологу, был понятен символизм семи видов «герметической терапии», каждый из которых соотносился с одной из планет септенера.

В этой «семерке» Солнцу (покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни.

Парацельс считал медицину универсальной наукой, вбирающей в себя достижения физиологии, физики и химий, базирующиеся на фундаментальных установках теологии и философии.

Но все эти умения, утверждал ученый-мистик, были бы бесполезны без знания устройства астрального мира и умения магическим образом воздействовать на ход процессов.

Парацельс писал: «Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин».

Будучи убежден в том, что магия - это инстинкт врачевания, талант, дарованный врачу Богом, Теофраст-Парацельс искренне верил в то, что «магия может научить врача лучше, чем все написанные книги». Тем не менее, сам Парацельс написал немало медицинских и философских трактатов, наиболее примечательными из которых являются «Оккультная философия», «Толкование 30 магических фигур». Парацельс писал много, излагая в алхимических, философских и медицинских трактатах свой взгляд на происхождение болезней и способы их лечения, но известность и благосклонность сильных мира сего швейцарскому алхимику принесла книга «Общая хирургия», изданная им незадолго до смерти.

Настоящее признание пришло к талантливому врачу лишь по завершении им земного круга, разминувшись с непризнанным гением на жизненных перекрестках. Со временем значение трудов хирурга, фармацевта, гомеопата, психиатра было оценено в полной мере, Парацельс стал символом целой эпохи в истории медицины, а в двадцатом веке его имя, многократно упоминаемое не только в медицинской и оккультной литературе, но и в средствах массовой информации, стало известным всему миру.

Посмертную славу странного алхимика обеспечило ему соединение Урана с Прозерпиной в 5-м доме.

Плутон, диспозитор Солнца, Меркурий, хозяин гороскопа, и само Солнце находятся в 3-м доме гороскопа.

Смерть и бессмертие - тема всей жизни Парацельса.

Идея победы над смертью является лейтмотивом его гороскопа, который можно считать хрестоматийным примером космической карты ученого-исследователя, вечного ученика, одержимого жаждой знаний. Мистериальный смысл III дома гороскопа заключается в идее бессмертия, возрождения, торжества жизни над смертью, поскольку III дом является 8-м по счету для VIII дома, связанного со смертью. Третий дом - это смерть самой смерти, а стало быть, вечная жизнь, или бессмертие. В колесе воплощений, являющимся одним из символов III дома, человеческие души нисходят на землю и поднимаются в эмпирей, меняя телесные обличья по мере эволюционного либо инволюционного развития. Дух Парацельса, ставшего основоположником практической медицины, незримо присутствует в научных исканиях современных медиков, все так же ищущих лекарства от смерти. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами , первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Швейцарский врач лечил даже безнадежных больных, нередко добиваясь положительных результатов, отводя угрозу смерти от людей, считавшихся обреченными.

Его алхимическая деятельность принесла немало практических результатов - рецепты созданных им лекарств, на основе полученных в лаборатории химических веществ, использовались практикующими врачами будущих поколений.

В своих алхимических исканиях Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. Человек, по мнению алхимика, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие. Восстановить же нарушенное равновесие можно при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью Теофраст Парацельс проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка.

Но его, как ученого, более всего волновала идея личного бессмертия. Парацельс, высмеивающий попытки иных алхимиков найти философский камень, превращающий металлы в золото, сам был занят созданием эликсира жизни, дарующим бессмертие. Парацельс открыто заявлял: «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!»

Ходили слухи о том, что Парацельсу удалось вырастить в алхимической колбе гомункулуса - искусственного человечка, во что сейчас, конечно же, верится с трудом. Тем не менее, попытки клонирования, теоретической базой для коих были гностические, неоплатонические и демонологические трактаты, имели место в исторической реальности XVI века. Алхимическая деятельность Теофраста, отмеченная поисками вечной жизни, предвосхитила виднейшие научные открытия XX века.

В итоге через пятьсот лет человечество получило плеяду неверующих ученых, с упоением расщепляющих ядра атомов, вмешивающихся в генетику, нарушающих естественный ход физиологических процессов человеческого организма. Парацельс, ведомый своим небесным покровителем Меркурием, всю жизнь находился в пути.

Он жаждал знаний и. вероятно, нашел, то, что искал.

Сам Парацельс, не смотря на свои постоянные занятия астрологией, астральным фатализмом не отличался, и утверждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил.

Считая, что каждый человек есть венец Божьего творения, представляющий собой целый микрокосмос, алхимик-астролог призывал людей к личной ответственности за свою судьбу.

Парацельс был убежден, что если индивидуум подчиняет свою судьбу небесным телам, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами»!

Взгляды Парацельса были революционными для его времени, но и само время Ренессанса было революционным.

Уран переходил из Козерога в Водолей.

Парацельс прекрасно знал собственный гороскоп, который представляет собой типичный пример гороскопа ученого - врача - писателя даже без учета высших планет, открытых за последние полтора столетия.

Тех астрологических знаний, коими мог располагать астролог XVI века, было вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о незаурядных способностях обладателя гороскопа, а также о том, что славы, почестей и материальных дивидендов из своих необыкновенных дарований данный индивидуум не извлечет.

Все планеты, учитываемые астрологами прошлых веков, в гороскопе Парацельса находятся в нижней, «скрытой» сфере гороскопа, что является убедительным указанием на отсутствие общественного признания (дома гороскопа, указывающие на реализацию в социальной сфере, - VII, IX, X и XI в космической карте ученого совершенно пусты).

Юпитер, звезда королей, в космограмме Парацельса находится в знаке Девы, в месте изгнания, но является гением рождения, находясь в точном соединением с Асцендентом.

Юпитер наделил Теофраста широтой взглядов стремлением к познанию иных культур, а также неуживчивостью, асоциальностью и непомерным тщеславием, в конечном итоге погубившим гениального ученого.

Невероятная активность разорившегося дворянина (Марс в Козероге в 5-м доме, Соединение Меркурия с Плутоном в Скорпионе) в сочетании с амбициями гениального лекаря, помноженными на комплекс непризнанного гения, сослужили выдающемуся ученому плохую службу: Парацельса отовсюду гнали, причиной чему было его вызывающее поведение.

Он не прижился в Зальцбурге, откуда ученому пришлось срочно уехать, так как он, в силу своего неуемного характера и нетерпимости ко всякого рода мздоимству, встрял в тяжбу крестьян с местными земельными князьками, что навлекло на него гнев городских властей.

Даже получив звание профессора медицины в университете Базеля в 1527 году, Парацельс, имевший к тому времени двенадцатилетний опыт медицинской практики, не сумел воспользоваться своим новым социальным статусом для создания семьи и устойчивого материального положения.

Поиски истины и амбиции ученого волновали его гораздо больше, чем все остальное. В Базельском университете Парацельс на первой своей лекции в качестве доктора медицины, которую он прочитал не на латыни, а на разговорном немецком языке, публично сжег книги Аристотеля, Галена и Авиценны, заявив, что завязки от его ботинок понимают в медицине больше, чем признанные античные авторитеты.

Противник мертвых догм и косных традиций, он откровенно издевался над врачами-схоластами, следовавшим установлениям античных авторитетов. Эти врачи, по словам Парацельса, «всю жизнь сидят за печкой, книгами себя окружив, и плавают на одном корабле - корабле дураков». Это был практический опыт лечащего врача.

Он обрушился с критикой и на аптекарей, составлявших сложные и дорогие лекарства, полноценной заменой которым могли стать простые, но хорошие и сильно действующие средства. Подобными выпадами в адрес врачей и аптекарей Парацельс нажил врагов среди состоятельных жителей Базеля. И без того напряженная ситуация резко обострилась после того, как Теофраст-Парацельс подал в суд на влиятельного каноника за неуплату гонорара за лечение и, не удовлетворившись решением суда, оскорбил судей, которые приказали его арестовать.

Великому сыну швейцарского народа пришлось бежать из Базеля. Отчасти в этом виновата Черная Луна в соединении с Восходящим Лунным узлом в Весах и во 2-м доме.

Такой аспект призывает человека пройти через испытания и искушения, познать природу зла и при этом не оскверниться. Постоянно очищаясь, необходимо нарабатывать иммунитет против вирусной природы зла, в этом состоит эволюционная, кармическая задача человека. В этом соединении содержится призыв вести сознательную борьбу со злом, концентрируя на этом свое внимание и осознавая всю трагедию человечества, попавшего под влияние темных сил. Обладатель такого аспекта не должен бояться тех потрясений, которые для него уготовила Черная Луна. Если он достойно пройдет через все искушения, его опыт может быть впоследствии использован другими. Такому человеку вменяется в обязанность искупать грехи других людей, не брезгуя никакой работой. Для выполнения этой миссии судьба всегда направляет его в самые горячие точки. Терпя всяческие лишения, Парацельс снова начал пешие путешествия по Европе, вернувшись к тому, с чего начал когда-то.

Злой Юпитер на Асценденте сформировал характер вечного странника, не имеющего ни семьи, ни дома, ни родины. Гениальный врач слишком сильно выделялся на фоне окружения для того, чтобы найти себе место в исторической действительности Европы XVI века.

Сам Парацельс говорил о профессии врача: «Теория врача - это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». По преданию, ему удалось вылечить восемнадцать князей, от которых отступились все врачи.

«Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы», - считал гениальный Парацельс, не стыдившийся учиться новому и в зрелом возрасте.

Все, что необходимо для реализации незаурядных интеллектуальных способностей, в космической карте рождения Парацельса присутствует в должном виде.

III дом гороскопа, указывающий на склонность человека к обучению, научным занятиям, занимает доминирующее место в его гороскопе.

Здесь находятся Солнце и Луна, а также Меркурий в точном соединении с Плутоном.

Альмутен и сигнификатор III дома гороскопа соединились в III доме гороскопа! В этот дом, в котором находятся четыре важнейшие планеты (оба светила, Меркурий и Плутон - управитель Солнца), сходятся все нити гороскопа.

Три планеты - Солнце, Луна и Меркурий, являвшиеся для алхимиков планетарными соответствиями трех важнейших алхимических элементов (соли, серы и ртути), в гороскопе алхимика оказались в III доме, связанном с трансформацией и преображением.

Сам Парацельс родился в новолуние, понимавшееся алхимиками в аспекте мистического брака отца-Солнца и матери-Луны, в результате которого рождается божественный младенец - Меркурий - философский эликсир; дарующий бессмертие.

Астрологический секрет гениальности Парацельса состоит в том, что новолуние, совпавшее с рождением талантливого врача, произошло на границе Скорпиона и Стрельца, и светила, таким образом, открыли врата Змееносца - созвездия верхнего зодиака.

Змееносец в греческой мифологии - созвездие, посвященное Асклепию - знаменитому врачу древности и основоположнику медицины, наказанному богами за то, что он исцелял все болезни и даже воскрешал умерших, нарушая, таким образом, естественный ход событий. Асклепий - символ медицины - обладал двумя сосудами, содержащими кровь Медузы Горгоны. Кровь из левой части ее тела обладала целительным действием и даже могла даровать бессмертие. Жидкость, содержащаяся в другом сосуде Асклепия, представляла собой кровь из правой части тела Медузы Горгоны и являлась смертельным ядом. Обладание сосудами с «живой» и «мертвой» водой поставило Асклепия в ранг вершителя судеб, а злоупотребление сверхвозможностями магических жидкостей обрекло сына Аполлона и нимфы Корониды на смерть от Перуна Зевса. Позже Асклепий был воскрешен Зевсом и помешен на небеса в виде созвездия Змееносца (змея, ежегодно сбрасывающая свою кожу, в античности - символ перерождения и исцеления).

Солнце и Луна - важнейшие светила в гороскопе любого человека, в космической карте рождения Парацельса «открыли» врата неба, включив в судьбе алхимика вибрации Змееносца.

Парацельс на земном уровне повторил судьбу мифического героя - подобно Асклепию, он излечивал безнадежно больных, помышлял о бессмертии, управлял ядами, так же неожиданно умер от удара и так же был вознесен на крыльях посмертной славы.

В гороскопе Парацельса все подчинено влиянию Меркурия, как в жизни земного Асклепия все было посвящено поискам исцеления от неизлечимых болезней и обретению бессмертия.

Если в индивидуальном гороскопе сильно выражен III дом, находящийся в «водном» знаке зодиака, то, как правило, такой человек ищет незримого контакта со своим «вторым Я», астральным двойником или Ангелом-хранителем.

Парацельс верил в существование астральных тел, в возможность влиять на них посредством магических операций. По мнению алхимика-астролога, человек как микрокосмос связан с макрокосмосом посредством астрального тела, «звездной души» (Gestirn – «звездная душа», астральное тело, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Она чутко улавливает космические вибрации. Каждый человек имеет собственное астральное тело, все вместе они сливаются в «мировую душу» - некое информационное пространство, содержащее положительный и отрицательный накопленный опыт предыдущих поколений. Это пространство, называемое Аристотелем эфиром, впоследствии было обозначено К. Г. Юнгом в его трудах как «коллективное бессознательное».

Луна в Стрельце, в полусептиле к Нептуну в Козероге, в его гороскопе дала ему талант духовидения.

Он пытался донести до людей идею единства мироздания (Нептун в Козероге), писал о сущностях и о духах, которые населяют Космос.

Луна в Стрельце пробуждала ко всему этому повышенный интерес. Свои мысли он изложил в "Книге о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах".

Парацельс считал, что вся природа населена различными духами, у каждого человека есть свой архей - верховная субстанция индивидуума, выполняющая функцию ангела-хранителя и наделяющая своего подопечного здоровьем и жизненными силами.

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья человека представляют злые духи и вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. По мнению средневековых мистиков, которое разделял и Парацельс, вампиры, стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, отнимают у живых людей их жизненную энергию.

Но сам Теофраст фон Гогенгейм был убежден в следующем: «Здоровый и чистый человек не может быть одержим ими. Они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение.

Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям; разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство.

Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...». Задачу медицины астролог, маг и алхимик видел в изгнании из тела человека зловредных духов, своим вторжением нарушивших слаженную работу организма, а лечение больного, по мнению Парацельса, должно осуществляться в единстве трех уровней - телесного, душевного, и духовного. Требования, предъявляемые Парацельсом к образу идеального врача, были непомерно велики: целитель должен был обладать интеллектом, знанием медицины, химии и астрологии, он должен видеть явления тонкого мира и уметь управлять ими, быть глубоко верующим человеком, всегда готовым к самопожертвованию. Прекрасно понимая, что таких врачей совсем немного, сам Парацельс говорил, что «самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло». Тем не менее, Парацельс приблизился к пониманию родственности профессий врача и священника. Священник лечит душу, врач лечит Тело. Тот врач, который способен помимо болезней тела целить и внутренний мир человека, может быть уподоблен священникам-экзерцистам, изгонявших демонов из одержимых ими людей.

XVI век, отмеченный в истории появлением таких личностей как Парацельс, Леонардо Да’Винчи, Рафаэль, Колумб, стал особой вехой в истории человечества.

Это время было действительно эпохальным, образы античного искусства воскресли в творениях скульпторов и мастеров кисти, архитектурные ордера греко-римской архитектуры пришли на смену готическим формам средневековья, ученые и философы открывали для себя труды Платона, Аристотеля, Ямвлиха, Гиппарха и Птолемея. Неслучайно этот период в истории Европы называется эпохой Возрождения.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм был одним из тех людей, чей интерес к явлениям астрального мира был направлен в практическое русло.

В его гороскопе Меркурий был управителем Восхода, Зенита и сигнификатором того дома, в котором находились оба светила. Меркурий с античных времен считался покровителем ученых и врачей.

Неудивительно, что в гороскопе врача, чье имя стало символом медицины, Меркурий занимает столь значимое положение - как хозяин Близнецов он управляет X домом, определяющим цель человека, а как ночной управитель Девы владычествует над I домом - показателем личности.

Важнейшие угловые точки гороскопа управляются Меркурием, который, попадая в знак Скорпиона в соединении с его управителем, владыкой подземного царства Плутоном, приобретает качества Гермеса-психопомпа - проводника души в иной мир.

Подобное положение Меркурия придало характеру Парацельса мистицизм, склонность к изучению оккультных и магических наук, за увлечение которыми ученого даже обвиняли в чернокнижничестве. Вероятно, для подобных обвинений имелись реальные основания, поскольку своему искусству Парацельс обучался у всех, кто занимался целительством, а в их числе помимо дипломированных врачей было немало знахарей, ведьм и колдунов.

Будучи типичным представителем знака жалящего Скорпиона, Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм занимался изучением свойств ядов, и даже считал практически все вещества ядовитыми, степень опасности которых зависит от их дозировки.

«Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна только доза делает яд незаметным» - писал Парацельс в своем трактате по лекарствоведению. В каком-то смысле Парацельса можно считать отцом гомеопатии, поскольку он утверждал, что подобное можно исцелить подобным, главное - знать причину заболевания.

Как представитель «водного» зодиакального знака, Парацельс просто не мог обойти вниманием влияние водной среды на организм человека. Врач-алхимик изучал химический состав минеральных вод и их воздействие на сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Знаменитый бестселлер доктора Кнейпа, посвященный водолечению и пробудивший интерес к этому виду оздоровления в европейском обществе на рубеже XIX и XX веков, был предвосхищен исследованиями Парацельса, проведенными им на 400 лет раньше.

Водолечение - одно из направлений в медицине, в котором Парацельс не просто преуспел - некоторые источники минеральных вод были впервые открыты самим Парацельсом и могли бы по праву носить его имя.

Современная психиатрия обязана Парацельсу теорией о самовнушении, поскольку выдающийся врач, наблюдая больных, свято верующих в чудодейственную силу лекарств, неоднократно убеждался, что им помогают и пустые облатки безо всякого лекарственного вещества.

Больные, думая, что принимают лекарства, исцелялись на глазах доктора. Воистину, вера творит чудеса, и Парацельс, писал: «Вера, все равно, истинная ли эта вера или ложная, чудеса будет творить всегда».

В истории психиатрии Парацельс известен как первый врач, высмеявший теорию, согласно которой эпилептики считались не больными, а одержимыми дьяволом.

Некоторые болезни, считавшиеся в XVI веке неизлечимыми, Парацельс все-таки лечил. Так, например, ему удалось достичь положительных результатов в лечении сифилиса. Венерические болезни астрологами классифицируются как болезни зодиакального знака Скорпион, в котором Венера - богиня чувственной любви находится в ущербном положении.

Интерес к «скорпионьим» болезням Парацельса, рожденного в полночь с 9 на 10 ноября 1493 года, вполне понятен - как человек с неустроенной личной жизнью, не имеющий постоянного пристанища, ночевавший в трактирах и на сеновалах с женщинами легкого поведения, доктор сам мог столкнуться с необходимостью поиска противодействия зловещему сифилису.

Интересен факт, что с некоторых пор врач вообще стал избегать женского общества. Парацельс первым подробно описал причины, симптомы и диагностику сифилиса. Более того, он нашел способ лечения, заключавшийся во вдыхании ртутных паров.

Теофраст Парацельс установил связь между болезнью легких у шахтеров и их трудом, между параличом и травмой головы, он первым стал использовать в медицинских целях настойку опия, чем несказанно облегчал страдания оперируемых им больных. Следует отметить, что до Парацельса хирургия не знала анестезии, а больных резали, можно сказать, «по живому».

Он восстал против повсеместно применявшегося в средние века варварского способа прижигания ран - заливания их кипящим «бальзамом», настаивая на наложении чистой повязки для того, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов».

Заслуга Парацельса перед историей состоит в том, что он официально отрекся от многих постулатов древней медицины и вместо сложных рецептов на снадобья стал давать больным в качестве лекарства простые химические вещества, извлеченные им из трав, растений и минералов.

Явившись первым химиком в истории медицины, Парацельс первый применил в лечении препараты железа, сурьмы, свинца, ртути и меди.

Магнитотерапия также является изобретением швейцарского врача, не без успеха использовавшего прикладывания к больным участкам тела магнитов. Помимо таких революционных способов лечения Парацельс усиленно рекомендовал здоровый образ жизни, свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.

Однако как ни старался великий алхимик обхитрить смерть, ему это не удалось. Земной Эскулап разделил участь остальных смертных людей. Кончина подстерегла его в один из сентябрьских дней 1541 года. Сердечный приступ стал для врача-алхимика роковым. На 49-м году жизни Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм скончался, но Парацельс обрел столь желанное для него бессмертие. На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нем бесхитростную надпись: «Здесь погребен Филипп Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить, а пожертвовать беднякам.

В 1541 году на 24 день сентября сменил он жизнь на смерть».

_______________________________

Дата публикации 17.06.06
первоначальная публикация
на сайте www.astrologica.ru

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus ) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus ) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (17 декабря 1493, Эйнзидельн, кантон Швиц - 24 сентября 1541, Зальцбург), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения.

Образование

Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту «натуральной магии». Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Странствия и преподавание

С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.

Странствия и научные труды

В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат «Парамирум» (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553) и «Хронику Каринтии» (1575).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1564), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.

Натурфилософия

Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.