Болезни Военный билет Призыв

Распутин прощание с матерой затопление острова. Прощание с Матёрой (повесть). Валентин Распутин «Прощание с Матерой»

Достоевский - писатель, который на протяжении все своей жизни пытался постичь человеческую суть, понять человека таким, какой он есть. Это выражается в описании героев, не только главных, но и второстепенных. Глубоко и тонко описана в романе мать Раскольникова, Пульхерия Александровна.

Внешность Пульхерии Александровны

Пульхерия Александровна - героиня, к которой Достоевский призывает испытывать самые положительные чувства. Это проглядывается даже в описании внешности женщины. Автор показывает ее красивой не только внешне (она сохраняла остатки былой красоты), но и внутренне, ведь только через красивый внутренний мир есть возможность сохранить внешнюю красоту в старости. Об этом говорит сам автор, описывая мать Раскольникова. Выглядела женщина гораздо моложе, чем была на самом деле. Достоевский пишет, что такое случается с теми женщинами, которые сумели сохранить ясность духа и честность, чистый жар сердца. Волосы Пульхерии уже начали седеть, появлялись морщинки, но лицо ее все же оставалось прекрасным. Было ощущение, что это повторение Дуниного лица, только с налетом времени. Через приятную внешность матери Раскольникова, Достоевский пытается отразить ее внутренний мир и создать впечатление приятного человека, женщины, которой свойственны и нравственность и внутренняя красота.

Характер Пульхерии Александровны

Характеристика внутреннего мира Пульхерии Александровны тоже призвана оставить приятные впечатления об этой женщине. Она могла на многое согласиться, на многое пойти ради детей, многое могла принять, но только до того момента, пока это не начинало противоречить ее убеждением. Это прямолинейный, но не грубый человек. В ней всегда присутствовала правда, честность. До определенной черты она могла быть мягкой и уступчивой, но никогда не пошла бы она против честности и убеждений праведности и морали. Ей присуща чувствительность, но не до приторной степени.

Отношение к сыну

В сыне Пульхерия Александровна Раскольникова видела последнюю надежду для себя и для дочери. Она любила детей своих безмерно, готова была на все ради сына. За долгие три года разлуки она делала все, что могло хоть как-то помочь Родиону. Перед убийством герой получает от матери тридцать пять рублей, из последних. Пульхерия готова была отдать все, что у нее есть, работала как могла, чтобы помочь сыну - с больными глазами она вязала воротнички, косынки и нарукавнички, что не приносило большого дохода. Но это было все, чем она могла хоть как-то помочь сыну, и она делала все возможное.

Родион тоже любил мать. Даже находясь в самом подавленном состоянии духа, он наказывает Разумихину стать сыном и братом, быть опорой для его родных и всячески им помогать. Сам он говорит матери о том, что никогда не перестанет ее любить, и если она думала о жесткости и нелюбви сына, то ошибалась.

После прощания Родиона Пульхерия впала в болезнь и даже в некоторое помешательство. Ее материнское сердце чувствовало беду, еще с самого первого взгляда на сына в Петеребурге. И даже несмотря на то, что Родион ничего ей не сказал, она знала и понимала, что сын в большой беде. Но спрашивать что-либо она боялась, понимая, что ответ может быть неутешительным, и вынести такого горя ей будет слишком тяжело. Перенести разлуки с сыном она не смогла, возможно, из-за этого самого понимания.

Мать Раскольникова - героиня, которая смогла заложить в сыне те самые качества, способные сделать его поистине великим человеком. В его жестокой теории виновата скорее внешняя среда и социальный строй. Но благодаря Пульхерии, ее примеру и воспитанию, в Раскольникове были заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Мать Раскольникова», сделать его вдумчивым и рассудительным.

Тест по произведению

Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От Пульхерии Александровны скрывают, что ее сын - убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.

    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности...

    Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления". Достоевский в...

  1. Новое! смотреть целиком

Повесть была издана в 1976 году. В 1981 году произведение было экранизировано двумя российскими режиссёрами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (участвовала только в подготовительном этапе экранизации, погибла в 1979 году).

Деревня Матёра имела древнюю историю. Она располагалась на одном из островов реки Ангары. Возможно, населённый пункт просуществовал бы ещё не один год, но случилось непредвиденное. На Ангаре началось строительство плотины, в ходе которого планировалось затопление нескольких окрестных посёлков. В их числе должна была оказаться и Матёра.

Весть о том, что остров вместе с деревней будет затоплен, приводит в ужас немногочисленное население деревни. Большинство жителей населённого пункта – люди преклонного возраста. Молодёжь давно переехала в город. Старые люди, отдавшие Матёре всю свою жизнь, не представляют, как они смогут жить где-то в другом месте. На острове захоронены предки нынешних жителей. Кладбище, свято чтимое стариками, тоже будет затоплено. Старуха Дарья пытается противостоять «богохульству». Женщина уверена, что за разорение кладбища будут наказаны не только те, кто в нём участвовал, но и те, кто допустил, чтобы это произошло. Дарья ожидает, что после её смерти родственники будут судить её.

Несмотря на стихийное восстание во главе с Дарьей, жители острова были выселены из своих домов. Матёра подлежит затоплению.

Характеристика персонажей

Старшее поколение

Старшее поколение представлено, в первую очередь, старухой Дарьей. Она – хранительница традиций острова и памяти ушедших предков. Дарья по-настоящему любит свою малую родину и искренне привязана к ней всей душой. Старой женщине живым в родной деревне кажется не только природа, но и дома. Сцена прощания старухи со своей избой заставляет содрогнуться окружающих. Дарья «омывает» и подбеливает свой дом так, как будто собирается в нём жить ещё долгие годы. Старуха готовит свою избу в «последний путь», как покойника. Переезд для Дарьи – не просто уход в новую жизнь. Это настоящее предательство, за которое, как считает сама старуха, её будут судить покойные родственники после смерти.

Сына старой Дарьи, Павла, также можно отнести к представителям старшего поколения, несмотря на то, что Павел уехал из родной деревни. Молодой мужчина вынужден признать силу прогресса. Он покорно смеряется и старается реагировать на происходящие перемены спокойно. Павлу не нравится жизнь в городе, но у Матёры нет будущего. У молодого поколения нет возможности остаться в родной деревне, чтобы построить свою жизнь. Павлу неловко видеть отчаяние матери. В то же время он не понимает её просьбу перенести могилы предков и спасти их от затопления.

Поколение, полностью оторванное от родных корней, представлено в лице Андрея – внука Дарьи. К новому поколению можно отнести и некоторых жителей Матёры, например, Клавку – соседку Дарьи. Клавка радуется предстоящим переменам и благоустроенному жилью, которое она получит в городе. Андрей – городской житель. Он не понимает страданий своей бабушки. Сопротивление прогрессу кажется ему смешным и глупым.

Молодое поколение хочет жить по-новому. Оно презирает всё устаревшее, смеётся над традициями. Новым мир, пришедших на смену традиционному, молодые люди считают более совершенным. Молодое поколение давно утратило связь с природой, которую боготворили их предки. Рукотворный мир, созданный человеком, заменил естественную среду обитания.

Главная идея

Технический прогресс можно считать естественным процессом, который рано или поздно придёт в любое общество. Однако без знания своего прошлого невозможно построить собственное будущее. Потеря привычного – это потеря нравственных ориентиров.

Непростую задачу поставил перед собой писатель Валентин Распутин. «Прощание с Матёрой», краткое содержание которой было превращено в сценарий к кинофильму, стало попыткой автора посмотреть на одно и то же событие глазами разных поколений. Распутин пытается оправдать каждую сторону, никого не осуждая, но и не оправдывая.

В своей повести старался показать, что уход из жизни старого человека является подведением итогов его жизни, и не должно быть омрачено безутешным трагизмом.

Так же вам будет интересна повесть Распутина , в которой автор раскрывает характеры людей, которые по разному реагируют на нужду и горе другого человека.

Старое поколение, безусловно, по-своему право. Никакие благие цели не могут оправдать разорения могил близких людей. Старики, мечтавшие дожить свой век в родной деревне, вынуждены наблюдать за тем, как разрушается то, что всегда служило для них незримой опорой. Далеко не все пожилые обитатели острова смогли благополучно перенести смену места жительства. Со стариками никто не считается, не учитывает их интересы. Власти уверены, что выполнили свой долг перед ними только потому, что предоставили им благоустроенное жильё. Тем не менее, жители Матёры чувствуют себя обманутыми. Им подарили новую жизнь, в которой они не нуждаются. Старая Дарья не представляет, для чего ей потребуется в городе вся её домашняя утварь: ухваты, кадки и т. д.

По-своему право и молодое поколение. Наступил век технического прогресса. Будни современного человека не могут быть такими же, какими были будни его предка, жившего сотню лет назад. Отказ от прогресса можно смело назвать регрессом. Невозможно отказаться от дальнейшего развития цивилизации точно так же, как нельзя остановить смену дня и ночи. Молодое поколение не в состоянии понять, почему старшие отказываются от благоустроенных квартир, где не придётся топить печи дровами и носить воду из колодца. Новые люди хотят большего комфорта при меньших затратах сил. В сохранении традиций они не видят никакого смысла. С наступлением века технического прогресса опыт не одного десятка поколений предшественников теряет всякий смысл.

К сожалению для автора, два противостоящих друг другу поколения так и не смогли найти общий язык. Компромисс, несмотря на усилия сторон, так и не удалось найти. Старики и новые люди остались при своём мнении и не собираются менять его кому-либо в угоду. Автор стремится показать приход нового мира на место прежнего, избегая при этом воспевания торжества научного прогресса над «тёмным невежеством» и суевериями престарелых жителей Матёры. Сцены борьбы стариков за родную деревню и возможность провести в ней отпущенное время не могут не вызвать сострадания читателей. Прощание Дарьи с любимым домом, который она считает живым существом, пронизано глубокой скорбью и грустью.

Связь человека с природой
Ещё одна немаловажная тема, затронутая автором в повести, это единство человека и природы. Старики ещё не успели утратить связь с породившей их когда-то силой. Молодое поколение считает эту связь старомодной. Человек – хозяин природы. Он должен приказывать ей, а не вести с ней диалог, как с равным.