Болезни Военный билет Призыв

Проклятые короли вики. Морис Дрюон «Проклятые короли

Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.

Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном - да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.

Вообще Морис Дрюон - это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.

«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»

Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» - поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.

Никогда смерть не была такой величественной, как в «Проклятых королях».

Оценка: 10

Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.

Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.

Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».

Оценка: 10

Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.

На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику (а еще - спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» - ну никак!), а с другой - незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это - всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.

Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!

Оценка: 10

«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.

Дрюон, выступая в роли безымянного рассказчика, максимально абстрагируется от собственных эмоций. На удивление точно он описывает происходящие события со стороны исторических личностей, которым довелось жить в период распада французского величия. Пожалуй, единственные персонажи, отношение к которым Дрюону не удалось скрыть, были Филипп Длинный и Робер Артуа. И если нелюбовь к первому видится читателю лишь из повествования, в котором максимально коротко описано правление этого неплохого короля, то об отношении к Роберу автор заявляет прямо в тексте. Артуа для него любимый персонаж. Но, увы и ах, историческая проза безжалостна к привязанностям писателей. Вот так необычно смерть Робера Артуа стала точкой в истории проклятых которой. И кто в последних книгах вспомнит о проклятии, которое бросил с костра в адрес монархов Франции Жак де Моле? Цикл книг «Проклятые короли» как нельзя лучше демонстрирует, к чему приводит череда бездарностей на троне.

Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.

Оценка: 10

Магнум Опус, подобного которому удается создать далеко не каждому автору. Невероятная глубина и масштабность, тщательная проработка во всем - автор щедро сыплет деталями: характеров, быта, событий, мест. нет ничего, чтобы мелькнуло в его книгах просто вскользь, всему он отводит место, всех одаривает должным раскрытием.Кропотливость такой работы просто поражает.

«Проклятые короли» описывают целую эпоху, скореедаже стык эпох, полжив в основу произведения сильнейшу и влиятельнейшую державу того времени, поднявшуюся в новозарожденном абсолютизме. Англичане тщетно пытаются усмирить непокорную Шотландию, Русь готовится встретить Батыево нашествие, испанский король водружает свое знамя над Гибралтаром, указывая, что Реконкиста уже лизка к завершению - а возведенная Филлипом Красивым абсолютная монархия рушится, повергая страну в хаос по причине того, что выстроенная вокруг единственного могучего правителя вся конструкция рушится, как только правитель сменяется слабым наследником.

Произведение Дрюона - это то, без чего немыслимы жанры не только совремнного исторического романа, но и современного фэнтези, а инструменты и решения можно найти во многих других, несмежных жанрах.

Оценка: 10

Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов - вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг - самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.

В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.

Иоанн II Добрый

Седьмая, апокрифическая, часть «Проклятых королей» фактически в саму серию не входит. Первые шесть книг вышли в период 1955-1960 гг и были вполне законченной серией. Седьмая, «Когда король губит Францию», вышла только в 1977 году и уже никак сюжетно не связана с серией. Тем не менее к теме «Проклятых королей» она имеет самое непосредственное отношение.

На протяжении всех романов автор упорно проводил мысль о роли личности в истории. Сильные короли создали Францию. Их слабые преемники привели ее к краю пропасти. Первые Валуа выглядят полнейшими ничтожествами в сравнении с Филиппом IV Красивым. Мало того, что они втравили страну в Столетнюю войну. Война сама по себе неизбежна. Хуже другое — эти бездари умудрились с треском проиграть ее первый этап, апофеозом которого стало сражение при Пуатье в 1356 году. Именно об этом и повествует седьмой роман «Когда король губит Францию».

Первым двум королям из династии Валуа Морис Дрюон дает убийственную оценку уже в предисловии. Первый из них — Филипп VI едва не довел страну до полной катастрофы, от которой ее отделала буквально пара ступеней. В отличие от предшественников у этого короля был сын, которого, увы, пощадила даже чума. Под бравым руководством Иоанна II последние две ступени будут стремительно преодолены.


Эдуард Черный Принц

Роман выстроен в виде монолога кардинала Перигорского Эли де Талейрана. Это тот самый кардинал, который пытался примирить враждующие стороны накануне сражения при Пуатье. То есть он оказался в самой гуще событий, о которых и рассказывает лично. Кому как, а по мне так подобная форма изложения не совсем удачна. Не самое веселое занятие — читать на сотнях страниц монолог одного человека. Но что есть, то и есть.

Монолог произносится уже после сражения при Пуатье. Однако кардинал (он же в данном случае Морис Дрюон) не ограничивается лишь событиями недавними. Нет, он как раз и копается в истоках проблем Франции, начиная с Филиппа VI. Потом переходит к Иоанну II.

Надо заметить, что первые двадцать лет Столетней войны выдались напряженными. Сюда уместились сражения при Слюйсе, при Креси, при Пуатье. Здесь же Черная смерть, то есть пандемия чумы, внутренние усобицы, война с Карлом Злым. Обо всем этом и рассуждает кардинал, выводя из каждого случая нравоучительное «король идиот». не так буквально, конечно, но все-таки. Тут же следуют оценки действий англичан, позиции папы Римского, империи.


Сражение при Пуатье

Наиболее подробно разбирается кампания 1356 года — года Пуатье. Как именно все сложилось таким образом, что Черный Принц (сын английского короля) оказался загнан в угол и зажат превосходящими силами французов. И раз уж так получилось, что кардинал Перигорский является самым деятельным переговорщиком накануне сражение, этим переговорам уделено много внимания. И опять вывод прежний — король идиот, отвергнувший выгодные условия, самоуверенный болван, убежденный в неизбежности своей победы. И ладно бы действительно разумно распорядился своими силами — тогда он конечно же победил бы. Так ведь нет.

И наконец под занавес идет само сражение. Здесь нет никакой особой революционности — классическая картина, известная даже по учебникам. Повтор хорошо известных из прочих источников диалогов, случаев, атак. История, как передрались англичане за право пленить короля, тоже передана в соответствие с классикой. В целом же именно описание сражения характерно почти полным отсутствием. Так долго готовить читателя к кульминации и быстро ее проскочить где-то даже нечестно. Но, видимо, Морис Дрюон не баталист.

Никакой радости от того, что король остался жив нет. лучше бы он погиб в бою. Так ведь нет, оно не тонет. Столько народу навалили, а самого нужного и не прикончили. От мертвого короля Франции было бы куда меньше вреда, чем от короля плененного. То есть даже самим фактом своего выживания Иоанн II вредит Франции. Собственно, так она совершает последний шаг в пропасть. Удивления достойно, как это страна смогла выкарабкаться из этой ямы, куда ее загнали коронованные ничтожества.


Сын Иоанна II Карл V

Цитата:

«Вместо того чтобы поспешить на помощь Клермону, Одрегем с умыслом оторвался от него, желая обойти англичан со стороны Миоссона. Но тут он напоролся на войско графа Варвика, лучники которого уготовили ему ту же участь, что ратники Солсбери маршалу Клермону. Вскоре распространилась весть, что Одрегем ранен и взят в плен. А о герцоге Афинском вообще не было ни слуху ни духу. Он просто исчез во время рукопашной схватки. За несколько минут на глазах французов погибли трое их военачальников. Начало, что и говорить, малообнадеживающее. Но убито или отброшено назад было всего три сотни человек, а армия Иоанна насчитывала двадцать пять тысяч, и эти двадцать пять шаг за шагом продвигались вперед. Король взгромоздился на своего боевого коня и наподобие статуи возвышался над этим безбрежным морем доспехов, медленно текшим по дороге.

Франко-итальянский исторический мини-сериал «Проклятые короли» (Les rois maudits) от режиссера Жозе Дайан . Сериал снят по мотивам одноименного цикла романов французского писателя Мориса Дрюона. В основе сюжета – гонение на орден тамплиеров, имевшее место в начале 14-го века.

В создании пятисерийного телефильма принимали участие такие известные актеры, как Жерар Депардье и Филипп Торретон .

  • Актеры и съемочная группа сериала Проклятые короли / Les rois maudits

  • Режиссер: Жозе Дайан.
  • Сценаристы: Анн-Мари Катуа, Морис Дрюон.
  • Продюсеры: Жан-Люк Азулай, Тьерри Бетта-Бегален, Влад Пэунеску и другие.
  • Операторы: Эннио Гуарньери, Жиль Скарелла.
  • Художник: Филипп Дрюлье, Иоана Албаю, Мими Лемпика.
  • Монтажер: Фред Беро-Дюфур.
  • Актерский состав: Жанна Моро, Хью Дальмагро, Фридерик Лафоре, Филипп Торретон, Чеки Карио, Жерар Депардье, Жером Анже, Жан-Клод Бриали, Жан-Клод Друо, Жак Списсер и другие.

Содержание сериала Проклятые короли / Les rois maudits

Французский король Филипп Великий, как и многие монаршие особы, не знал меры в увеселениях и тратах. Когда он понял, что средств на многочисленные пиры и празднества ему уже не хватает, то обратился к главе ордена тамплиеров за правом распоряжаться государственной казной. К тому моменту вот уже много лет, как ведение и хранение казны находилось непосредственно в ведомстве тамплиеров. Глава ордена, Жак де Моле ответил монарху отказом, понимая, что тот очень быстро растратит и все государственные деньги. В ответ на это Филипп велел начать крупномасштабные гонения против ордена и отправил на костер весь цвет тамплиеров во главе с Жаком де Моле. Предсмертное проклятие невинно осужденного на смерть де Моле легло на весь род короля.

Сериал «Проклятые короли» является уже второй по счету экранизацией книг Мориса Дрюона. Впервые одноименный многосерийный фильм был снят в 70-х годах.