Болезни Военный билет Призыв

Примеры контекстуальных синонимов в русском языке. Контекстуальные синонимы

Начнем с синонимов. Синонимами являются слова, близкие по значению. Например, «больной» - «нездоровый» - «квелый». Контекстуальными (они же заместительные) синонимами являются слова, синонимичные лишь в пределах определенного контекста. «Француз» вообще-то не является синонимом к «повару»: мало ли в мире поваров, и не все из них французы, как и не любой француз - повар. Однако, если мы говорим о вполне конкретном поваре Паскале Дюбуа, родом из Франции, «француз» и «повар» становятся контекстуальными синонимами в пределах данного текста.

В школе всем прививали стремление к лексическому разнообразию, мы думали, что применить в пределах абзаца одно и тоже имя - непростительный грех. На самом же деле непростительный грех (в подавляющем проценте случаев) - использование заместительных в литературном произведении. И это вполне логично, ведь фокальный персонаж у себя в голове называет других персонажей каким-то определенным образом (чаще всего - по имени, но бывает и по должности, кличке и прочее), а не всем возможным разнообразием контекстуальных синонимов, таких как «брюнет», «голубоглазый», «учитель», «педагог», «мужчина», «толстяк» и так далее. (Вспомните, что свою маму вы называете про себя мамой, а не Валентиной Петровной, женщиной, продавцом-консультантом или блондинкой.)

Приведем небольшой пример (все примеры созданы искусственно исключительно для статьи).

Андрей места себе не находил от нетерпения. Наматывал круги по комнате и то и дело спрашивал Вована :
- Ну чего, ответила?
- Не ответила, - бурчал кареглазый , обновляя страницу браузера.
- А теперь?
- Не беси.
У брюнета нервы были железные, но после шестого вопроса, ответила ли Инночка, и они начали сдавать.

Жирным выделены слова, которыми мы «обозвали» друга нашего фокального персонажа Андрюши. Вот так писать не надо. Андрей, зовущий друга Вованом, определенно не думает о нем как о кареглазом брюнете. Так что используйте в тексте этого самого «Вована» или местоимения («он», «его», «ему» и т.д., напоминаю).

Что же будет, если фокальный персонаж в произведении отсутствует? Просто представьте, что дополнительный незримый персонаж - автор, на котором и будет фокал. Герои в таком случае могут называться по фамилии, по профессии, социальному положению. Автор, безусловно, назовет бедняка просто бедняком, а не по имени не потому, что ему лень придумать имя и фамилию, а потому, что он «увидел» в описываемой сцене бедняка, коих бесчисленное количество, имя которого ни для кого роли не сыграет.

Рассмотрим ситуации, когда заместительные нам жизненно необходимы. Ситуация первая. Приведем такой пассаж:

Карина распахнула перед Мишей дверь общажной комнаты.
- Побудь с моими одногруппниками, пока я сбегаю к Люсе. Они тебе понравятся.
И ушла, оставив Мишу перед толпой незнакомых людей. Ну, хорошо, толпа - это громко сказано: всего-то три парня и две девушки.
- Хочешь чаю? - предложил парень с пирсингом в губе.
- Не стоит, спасибо.
- И слава богу, - сказала полноватая девчонка в обтягивающей майке. - У нас нет чистых чашек.
Толстушка вылезла из-за импровизированного стола, состоящего из табуретки и доски, положенной сверху, открыла холодильник.
- Что это, нахрен, такое? - Она вытащила из холодильника поднос с какой-то болотно-зеленой массой.
- Это мой эксперимент! - бросила ей рыжая девчонка. - Верни на место.
- Диана у нас биолог, - пояснил пирсингованный парень.
Толстушка сунула поднос обратно, брезгливо вытерла руки о джинсы.
Вернулась Карина.
- Все, вперед и с песней, Мишаня.
Она схватила Мишу под руку и потащила прочь. Напоследок Миша бросил взгляд на Диану. Красивая и, черт побери, похожа на его бывшую.

Что мы здесь видим? Миша приходит в компанию незнакомых людей, имен которых он не знает. В глаза ему бросаются некоторые особенности говорящих: пирсинг парня и полнота девушки. Именно по этим особенностям персонажи и именуются в дальнейшем. А вот имя второй девушки Миша узнает, и отпадает необходимость называть ее по цвету волос.

Ситуация вторая. В отличие от предыдущего варианта, фокальному персонажу здесь будет известно имя второго героя, однако потребуется подчеркнуть некоторую его характеристику. Например:

Боря без труда поднял Лизу с ее тяжеленным гипсом. Миша отпрянул от силача: не дай бог заденет - будет еще один с переломом.

Фокальному персонажу Мише имя Бори известно. Однако «силачом» подчеркивается, что его физические данные произвели на Мишу впечатление (предположим, что Лиза - толстушка из предыдущего пассажа).

Подведем итоги. В произведениях очень рекомендуется придерживаться следующих правил:
персонажей зовем так, как называет их у себя в голове фокальный персонаж (чаще всего это все-таки имя), не забываем о местоимениях; если фокальный персонаж стабильно называет другого «придурок» или использует, что называется, погонялово, их, эти контекстуальные синонимы, и употребляем;
заместительные вполне оправданно используем, если фокальному персонажу не известны имена других персонажей, и он «маркирует» их по каким-то заметным особенностям; а еще в том случае, если резко возникает необходимость подчеркнуть какую-то характеристику персонажа.

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку

В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания :

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Чтобы выполнить задание 22, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

Антонимы - слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется . Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы .

КОНТЕ́КСТ - относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

Сравните предложения:

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.

Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка )

(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают ) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить . У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:


2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

_____________________________________________________________________________________

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

В речи, особенно художественной, в синонимические отношения могут вступать слова, которые в системе языка синонимами не являются. Такие синонимы называют индивидуально-авторскими (окказиональными), или контекстуальными. Пример:

Все то, что было сердцу мило, Уж отцвело, отговорило, откуковало, отошло.

Синонимы и гипонимы

От синонимов следует отличать гипонимы-понятия, выражающие частную сущность по отношению к другому, более общему понятию (включение рода и вида). Родовое слово называется гиперонимом, а видовое - гипонимом.

Пример: слово «растение»-гипероним к слову «дерево», а слово «дерево» в свою очередь - гипероним к слову «сосна». И наоборот-слово «сосна»-гипоним по отношению к слову «дерево», а слово «дерево» гипоним по отношению к слову «растение».

Функции синонимов

    Эвфемизация – это намеренно неточное обозначение реалии: начальник задерживается (опаздывает), он недалек (глуп).

    Уточнение – основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны:

Он бежал, вернее несся.

    Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов: Он совершил ошибку, но его промах не был замечен.

    Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами: Она не шла, а шествовала.

Заключение

При написании данной работы я смогла более подробно изучить такое явление русского языка, как синонимия и описать пути появления слов-синонимов. Я рассмотрела классификации слов-синонимов и попыталась проанализировать и разобрать их с помощью примеров. Также я выявила функции, которые выполняют синонимы в русском языке. Я сделала вывод, что синонимы -универсальное явление, так как характерны для всех единиц языка. С их помощью можно выразить различные мысли, разнообразить свою речь, сделать её образной и более выразительной

Список терминов

Архаизмы -слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа.

Гипероним - слово с более широким значением (объемом понятия) по отношению к слову с менее широким значением.

Гипоним -слово с более узким значением (объемом понятия) по отношению к слову с более широким значением.

Диалектизмы -слова и выражения из разных диалектов, использующиеся для создания местного калорита, речей речевой характеристики персонажей.

Канцеляризмы -слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.

Неологизмы - новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка.

Эвфемизмы -вежливое, непрямое, смягчающее обозначение предмета, заменяющее другие, неудобные для данной обстановки слова по причинам моральным, политическим, этическим.

Введение………………………………………………………………………………………………стр 2

Что такое синонимы…………………………………………………………………………….стр 3

Пути появления синонимов…………………………………………………………………стр 3

Синонимические ряды…………………………………………………………………………стр 5

Типы синонимов…………………………………………………………………………………..стр 6

Виды синонимов…………………………………………………………………………………..стр 8

Контекстуальные синонимы………………………………………………………………..стр 10

Синонимы и гиперонимы…………………………………………………………………….стр 10

Функции синонимов……………………………………………………………………………..стр 10

Заключение……………………………………………………………………………………………стр 11

Список терминов……………………………………………………………………………………стр 12

Список используемой литературы………………………………………………………..стр 13

Синонимы - это слова, которые близки или тождественны по значению и различаются экспрессивностью и стилистическими особенностями. Они бывают разных видов, например, языковые, стилистические. Существуют также и контекстуальные синонимы.

В более широком определении это слова, имеющие близкие или тождественные значения, выражающие одно понятие, подчёркивающие различные его признаки, различающиеся при этом экспрессивными стилистическими особенностями, сочетаемостью. Это понимание свойственно современным лингвистам и сложилось почти во всех европейских языках.

Синонимы и части речи

Языковые и контекстуальные синонимы характеризуются ещё и тем, что они всегда относятся к одной и той же Условия морфологической общности необходимо в их определении. Таким образом, в русском языке к ним можно отнесли слова миг и мгновение , студень и холодец , громадный и огромный , врать и лгать , словно и будто и так далее.

Виды синонимов

В русском языке насчитывается больше десяти тысяч синонимических рядов, а различные виды выделяются на основании содержательного критерия.

Дублеты - абсолютные синонимы, то есть слова, полностью тождественные по значению (бегемот и гиппопотам , лингвистика и языкознание ).

Чистых дублетов в языке мало. Слова бегемот и гиппопотам различаются по признаку научный и ненаучный, свой и чужой. Проблема возникает, когда понятия близки по значению. Носители языка достаточно легко определяют стилистическое различие между ними интуитивно. Сложнее, когда речь идёт о смысловых синонимах: дом и здание - единица «дом» используется только при разговоре о том, где живут люди. Это родовидовые отношения включения.

Понятийные, идеографические или семантические синонимы - слова, которые характеризуют разные степени проявления признака. Например: красивый и прекрасный .

Стилистические синонимы - слова, которые дают разную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого: убежать , удрать или смыться; очи , глаза или зенки .

Смешанный тип - семантико-стилистические синонимы, которые различаются и частью концептуального значения, и коннотациями. Например: боязливый , пугливый , трусливый .

Языковые и контекстуальные синонимы

Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый , ярко-красный , багровый и так далее. Такие слова остаются синонимами всегда, независимо от контекста, в котором употребляются. Для них составляются специальные словари.

Речевые или контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке. Для их сближения достаточно понятийной соотнесённости, то есть ими могут становиться слова, вызывающие в сознании говорящего или пишущего определённые ассоциации. Абсолютно разные понятия могут вступать в синонимические отношения, означать одно и то же и свободно заменять друг друга в определённом контексте, но только в его пределах. В словарях они не фиксируются.

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

Повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

Дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

Познакомить с градацией как средством выразительности речи.

Развивающая

Создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

Обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитывающая

Воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

Воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

В точном подборе синонимов - мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности: