Болезни Военный билет Призыв

Причины возникновения институционализма. Предпосылки возникновения институционализма. Американский институционализм. Этапы развития институциональной теории и формирование ее основных школ и направлений

ИНСТИТУЦиОНАЛиЗМ

1 . Сущность, причины возникновения и особенности методологии институционализма.

2. Основные течения институционализма.

3. Неоинституционализм.

В начале ХХ в. в экономической теории распространяются идеи о необходимости государственного вмешательства в экономику. Первыми, кто в буржуазной политической экономии (кроме представителей критического направления) обосновал необходимость государственного контроля над экономическими процессами были основатели институционализма.

Сущность, причины возникновения и особенности методологии институционализма

Сущность институционализма как направления экономической теории состоит в обосновании необходимости использования различного рода институтов (государства, права, стоимости, цены, морали и т.д.) для государственного контроля над социально-экономическими процессами.

Термин «институционализм» происходит от слова «институция» (лат. institutio – образ действия, обычай, порядок, который принят в обществе), а также близкого к нему слова «институт» (англ. institute – закрепление этих обычаев и порядков в виде законов). Практически все авторы институционализма к институтам относят как категории политической и правовой надстройки, так и философские понятия и экономические явления: государство, семью, мораль, право, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и др. Следовательно, представители институционализма наряду с экономическими явлениями изучают и неэкономические явления и процессы, влияющие на экономику.

Институционализм возник в США в конце ХІХ – начале ХХ веков. Его считают американским явлением, хотя он получил широкое распространение в теории и в практике цивилизованных стран мира. Примером могут быть Франция, Швеция, Япония, чья государственная политика опирается на рекомендации институционализма. Институциональные основы экономики развиваются и в современной Украине.

Причины возникновения, этапы развития и особенности методологии институционализма.

I . Первый этап эволюции институционализма – его возникновение на рубеже ХІХ – ХХ вв.

· причины возникновения:

- динамизм экономического развития США в середине ХІХ в. дал основу для распространения точки зрения относительно роли науки и техники как самостоятельной силы социально-экономического роста. Это стало условием распространения идеи государственного управления наукой и обусловило главную особенность методологии институционализма – технологический детерминизм ;

В последней трети ХІХ в. экономику США стали потрясать периодические экономические кризисы , которые сменялись длительными депрессиями. Стало проявляться очевидное расхождение господствующей в то время теории экономического либерализма и реальной исторической картины американского общества. В этих условиях актуальным оказалось требование институционалистов критически пересмотреть основные положения традиционной буржуазной политической экономии, что обусловило вторую особенность методологии институционализма – социальный критицизм .

II .Второй этап эволюции институционализма охватывает 20 – 30-е гг. ХХ в . и характеризуется широким распространением и значительным влиянием институционализма. Этому содействовали существенные изменения в экономике, а именно: переход от капитализма так называемой свободной конкуренции к монополистическому капитализму, усиление экономической роли государства на основе капиталистического обобществления производства. В этих условиях возникла потребность познать и раскрыть внутренние закономерности капитализма и предложить практические рекомендации, которые обеспечат его развитие. Прагматизм третья особенность методологии институционализма. Поиск различных вариантов государственного контроля над экономикой – особенность буржуазной политэкономии ХХ в., в отличие от буржуазной экономической науки ХІХ в. Институционалисты выступили с этой идеей одними из первых и в теоретическом плане подготовили определённую платформу для дальнейшего распространения кейнсианства.

III .На третьем этапе эволюции институционализма – в 40 – 50-е гг. в связи с развитием кейнсианства, представители которого разработали конкретные варианты государственного регулирования экономики, влияние институциональной теории несколько уменьшилось.

IV . Начиная с 60-х гг. снова усилилось влияние институциональных разработок и в настоящее время это направление является одной из теоретических основ государственной экономической политики многих стран мира.

Общей для всех представителей институционализма завершённой экономической доктрины не существует. Их объединяют методологические принципы.

1. Основной чертой методологии институционализма является принцип технологического детерминизма: развитие науки и техники приводит к развитию социально-экономических систем.

1 Причины возникновения институционализма.

Институционализм (с лат. institutio - "обычай, наставление") - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Свое название это направление получило после того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916 г. Впервые применил термин "институционализм".

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

2 Этапы развития институционализма.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20 - 30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д.Коммонс, У. Митчелл.

Теоретики данного направления исследуют совокупность социально-экономических факторов во времени и изучают возможности социального контроля общества над экономикой. Объект исследования "институты". Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;

понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс) и институционально-статистическое (Митчелл) направления.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Теории индустриального общества (Дж.Гелбрейт, Р.Арон, У.Ростоу, С.Кузнец) - 50-60-е гг. 20 века. Научно-технический прогресс автоматически ведет к преодолению социальных противоречий, бесконфликтной общественной эволюции. Тип общества определяется уровнем технического, индустриального развития, рассматриваемого в отрыве от его социально-экономических параметров.

Теории постиндустриального общества - 60-е гг. 20-го в. Постиндустриальное общество рассматривается как стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Его основой являются техника производства, отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль приобретают сфера услуг, наука, образование. Корпорации уступают лидирующие позиции университетам, бизнесмены - ученым, профессиональным специалистам.

Радикальные экономисты (Г. Шерман, Э. Кант, Т.Вайскопф) - 60-е гг. 20-го в. Выражают интересы определенных мелкобуржуазных, средних слоев, стремятся подойти к исследованию экономических проблем комплексно, рассматривая экономические факторы в тесной связи с социологическими, психологическими, политическими. Экономический анализ проводится через призму "институтов", к числу которых относится: частная собственность, частное имущество, рынок труда, человек. Выступают против неравенства в доходах, концентрации богатства в руках немногих, расизма, милитаризма, ухудшения экологического равновесия.

Третий этап - 60- 70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Институционализм характеризуется следующими положениями:

основа анализа - метод описания экономических явлений; объект анализа - эволюция социальной психологии;

движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;

трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;

неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;

необходимость детального количественного исследования явлений;

защита проведения антимонопольной политики государства.

3 Основные представители институционализма.

Торстейн Веблен (1857 - 1929) - американский, экономист, социолог. Родился в семье крестьянина. Окончил университет в Йейле (США). В 1899 году издал работу "Теория праздного класса" и через год стал младшим профессором Чикагского университета. Был затем также профессором Стенфордского и Миссурийского университетов. В начале 20-х годов Т.Веблен переходит в Новую школу социальных исследований.

Главными работами Т. Веблена считаются "Теория делового предпринимательства" (1904 г.), "Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства" (1914 г.).

Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Основываясь на этом положении, он формулирует психологическую теорию экономического развития - трактовать экономические явления нужно с социологической и исторической позиций. Модель "экономического человека" А. Смита, по мнению Т. Веблена, безнадежно устарела. Человек - не машина для исчисления ощущений, поэтому нельзя представить поведение человека в виде математических уравнений. Экономическое поведение человека зависит от норм поведения, традиций, родительских чувств, духа соперничества, подсознательных мотивов и т. д. Т. Веблен отождествлял закономерности развития общества с биологическими закономерностями и стоял на позициях эволюционного развития общества. В дальнейшем это направление получило название дарвинизм.

Т. Веблен ввел понятие "престижного потребления", получившее название "эффект Веблена". Престижное потребление характерно для крупных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т. Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.

Основным противоречием капитализма, по Т.Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность. Т. Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума. Для разрешения противоречия Т. Веблен предлагал провести акт протеста инженерно-технических работников.

Т. Веблена с полным правом можно отнести к основателям науки "экономическая социология".

Основной труд Джона Коммонса (1862 - 1945) - "Институциональная экономика" (1924 г.), в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение "коллективных действий". Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. Стоимость Дж. Коммонс определял как результат правового соглашения "коллективных институтов" (союзов, корпораций, политических партий и т. д). Сделка, по мнению Дж. Коммонса, представляет собой разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. В сделках все чаще участвуют профсоюзы и союзы предпринимателей, а не отдельные рабочие и работодатели. Роль государства при этом заключается не только в арбитраже, но и в механизме, который заставляет исполнять принятые по договору обязательства. Ученый говорил о необходимости создания правительства из представителей "коллективных институтов", которое было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе.

Дж. Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в "Акте о социальной защищенности", принятом в 1935 году.

Уэсли Клера Митчелла (1874 - 1948) интересовали циклические явления в экономике. Из трудов У. Митчелла широко известны "История зеленых билетов" (1903 г.), "Деловые циклы" (1913 г.). Циклы в экономике - это результат действия множества взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д) в динамике. Деловой цикл, по У.Митчеллу, - это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет.

Единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование в области денежных, финансовых, кредитных факторов в сочетании с социально-культурными проблемами.

В своих исследованиях ученый широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста.

В 1923 году У. Митчелл предложил систему государственного страхования от безработицы.

Джон Кеннет Гэлбрейт - американский экономист, профессор Гарвардского университета.

Институты: понятие и роль в функционировании экономики

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы иалгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма - Уэсли Митчелла можно найти следующее определение: институты - господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.



Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен.

Понятие института, предложенные Д. Нортом и А. Шоттером

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты как равновесия. (Шоттер)

Институты представляют собой (институциональные) равновесия, реализующиеся в некоторого рода играх (в стандартной повторяющейся координационной игре).

Выводы этого подхода:

) допустимо существование нескольких равновесий и, соответственно, несколько альтернативных институтов могут быть потенциально реализованы. Это множество равновесий может содержать, а может и не содержать Парето-оптимальные точки и Парето-доминируемые соглашения.

) модель позволяет выделить по крайней мере одну причину стабильности неэффективных институтов: в силу того, что стратегии, характеризующие институт, являются равновесными, отклонение от следования даже неэффективному институту для произвольного агента не является выгодным.

) даже если Парето-оптимальное решение достигается, и формируется эффективный институт, динамический процесс достижения равновесия может оказаться столь длительным, что сам по себе будет являться источником неэффективности

Понятие институционализма и причины его возникновения.

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

В конце XIX - начале XX века капитализм свободной (совершенной) конкуренции перерос в монополистическую стадию. Совершенная конкуренции сменилась корпоративным капиталом и несовершенной конкуренцией. Усилилась концентрация производства, произошла обвальная централизация банковского капитала. В результате капиталистическая система породила острые социальные противоречия.
Эти обстоятельства привели к появлению в экономической теории совершенно нового направления - институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппонентом монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднего класса» посредством реформирования в первую очередь экономики.
Институционализм (от лат. institutio - «обычай, наставление, указание») - направление экономической мысли, которое сформировалось и получило широкое распространение в США в 20-30-х годах XX века. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты.
В экономической теории впервые понятие «института» было включено в анализ Торстейном Вебленом. Однако наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта: институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Объектом анализа институционалистов является эволюция общественной психологии. В основу анализа положен описательный метод.

Институциональная экономика появилась на рубеже 20 веков в США, это была попытка дать ответы на решенные проблемы экономической теории, это была попытка дать дальнейшее направление экономическим исследованиям реальной жизни. Институционализм испытывал влияние различных школ экономической жизни прежде всего исторической школы, марксизма, маржинализма, а так же испытывал влияние идей эволюционного развития английского естествоиспытателя Чарльз Дарвин. Кроме того в этот период становления институционализма оказал влияние американский философ Гербер Спенсер.

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio - «обычай, наставление») - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;

понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Характерные черты институционализма:

Основа анализа - метод описания экономических явлений;

Объект анализа - эволюция социальной психологии;

Движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;

Трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;

Неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

Стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;

Необходимость детального количественного исследования явлений;

Защита проведения антимонопольной политики государства.

2.Этапы развития институциональной теории и формирование ее основных школ и направлений.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20-30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т.Веблен, Д.Коммонс, У.Митчелл.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж.М.Кларк, А.Берли, Г.Минз.

Третий этап - 60-70-е годы XX века; этот этап называют неоинституци-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н.Ноув, Дж.Гэлбрейт, Р.Хайлбронер, Р.Коуз

В рамках институционализма различают три течения:

1. социально-психологический(технократический).Основоположником этого направления стал Торстейн Веблен. Основные работы: "Теория праздного класса"- это класс который живет за счет других и не желает трудится, "Теория делового предпринимательства"

Веблен выступил выступил против неоклассиков и доказал, что их позиция характеризуется статистикой. он показал, что следует изучать функции субъектов, используя эволюционный подход и его анализ. Веблен считает, что движущими силами экономического развития являются не только материальные, но и идеологические и психологические факторы. Существующие формы жизни и общественных отношений, укоренившиеся связи и образ мышления являются результатом не только эволюции общества, но и факторами естественного отбора. У Веблена институты это психологические категории, которые по его мнению связаны с мотивацией экономического поведения.

Предметом экономической науки считал действия человека, его поведение относительно материальных средств. Веблен считал, что экономическое поведение человека обусловлено инстинктом мастерства, родительским чувством и праздным любопытством.

Веблен предложил свой подход стадий развития экономического общества:

1) дикость

2) ремесло

3)промышленность

4) дикость

Такой подход дает возможность человеку противостоять сложным проблемам, таким как стяжательство и природные катаклизмы.

Веблен выступил критиком капитализма:1) критиковал конкуренцию,которая ведет к неэффективному использованию ресурсов, а стремление к наживе исключает использование полезных благ производимых в обществе. Главным противоречием в обществе Вебленсчитал противоречие между сферой индустрии и сферой бизнеса, отсюда вытекает вывод: субъектами противоречий он называл два класса(прогрессивный класс- это класс промышленников, реакционный класс- класс финансистов).

Он отмечал возрастающую роль финансистов. вывод: возрастающая роь финансистов может привести к экономическим кризисам, потому что за финансовым капиталом нет реальной собственности. финансовый капитал порождает праздный класс, для которого свойственное, показное, демонстративное, престижное потребление. такой образ жизни вызывает у значительной части населения завистливое отношение, завистливое сравнение. такой процесс истощает силы пролетариата, подрывает трудолюбие и т.д.

дальнейшее развитие индустрии по Веблену требует преобразование общественной системы.

2. конъюнктурно-статическое направление.

Уэсли Митчелл

Митчелл считал, что не только психологические аспекты, но и денежное хозяйство влияет на экономику. Выделял роль финансово-кредитных учреждений, это значит, что Митчелл положительно оценивал финансовый капитал. В историю институционализма вошел не только как исследователь денежного хозяйства, но в большей мере вошел как исследователей деловых циклов. Его работы "Деловые циклы" 1913, "Измерение деловых циклов".

Деловой цикл- это термин, который он заменил понятие кризиса. Деловой цикл он определил как повторяющиеся подъемы и спады, которые проявляются в большинстве экономических процессов, более того циклическое развитие это не случайность, а закономерный процесс капиталистического хозяйства и циклы в экономике это взаимосвязь, взаимозависимость движения денег, инвестиций, цен, курсов акций, сбережений и других параметров. в тоже время Митчелл выделяет различные по времени экономические циклы: малые(3 года), большие().

в результате анализа Митчелл пришел к выводу о необходимости государственного регулирования экономики, а это означает, что противоречие капитализма можно разрешить. при Варварском университете был создан комитет экономических исследований, этот комитет изучал взаимодействие различных субъектов и взаимосвязь различных экономических параметров.

методологический подход Митечелла позволил сделать неточные выводы о том, что государственное регулирование поможет избежать экономический кризис. митчелл остался сторонником государственного контроля экономики. В 1923 году он создал систему государственного страхования безработицы в США. Социальный контроль со стороны государства позволил обществу контролировать предпринимательство.

3. юридический институционализм. Дж. Р. Коммонс. Юридический подход позволяет выявить следующие особенности институционализма: 1) основой экономического развития общества считаются юридические отношения и правовые нормы. Коммонс предлагает экономические институты и отношения относить к категориям юридического порядка. 2) буду идеологом американского конфедерации труда он отстаивал интересы рабочей аристократии. Главные работы "Правовые основы капитализма", "Институциональная экономическая теория"1934. Объектом исследований были институты к ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения и государство. все пороки капиталистов он видел в не совершенстве юридических прав, юридических законов. Он считал, что они ведут к порокам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологическим и другим структурам общества. В качестве главной и определяющей силы общественного развития ученые, принадлежащие к этому направлению, выдвигают социальную психологию народа, народный характер, темперамент, менталитет и даже инстинкты. Традиционный институционализм не связан с неоклассикой «жестким ядром» теории.

Самыми яркими представителями данного направления стали Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Ричард Коммонс, Гуннар Мюрдаль, Джон Кеннэт Гэлбрейт, Роберт Хейлбронер, Арнольд Джозеф Тойнби и др.

Торстейн Веблен (1857-1929) считается основоположником институциональной экономической теории. В своих работах «Теория праздного класса», «Теория делового предпринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» и других он открыто критиковал взгляды неоклассиков. Веблен считал, что предметом экономической науки является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Особый интерес вызывают высказывания Веблена относительно психологических факторов поведения. Мотивами поведения людей могут быть инстинкты самосохранения, склонность к соперничеству, подражание, праздное любопытство, зависть и другое.

Джон Ричард Коммонс (1862-1945). Основными трудами Коммонса являются «Правовые основания капитализма», «Промышленная доброжелательность», «Экономическая теория трудовых действий», «Распределение богатства». Коммонс выводит понятие «трансакции», изучает коллективные действия, ищет пути социального соглашения рабочих и предпринимателей, привносит юридический анализ в экономику.

Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) основные свои идеи изложил в работах «Деловые циклы», «Отсталость в искусстве тратить деньги», «Лекции о типах экономической теории» и др. Митчелл в своих исследования опирался на реальный статистический материал, вследствие чего его справедливо называют основателем эмпирического ответвления институционализма. Он изучал экономические циклы, разрывы между динамикой промышленного производства и уровнем цен, критиковал положение неоклассиков относительно рациональности поведения.

2. Старый и новый институционализм

«Старый» институционализм, как экономическое течение, возник на рубеже 19-20 веков. Он был тесно связан с историческим направлением в экономической теории, с так называемой исторической и новой исторической школой. Для институционализма с самого начала его развития было характерно отстаивание идеи социального контроля и вмешательства общества, главным образом государства, в экономические процессы.

Виднейшими представителями «Старого институционализма» являются: Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. Несмотря на значительный круг проблем, охватываемый в работах указанных экономистов, им не удалось образовать собственную единую исследовательскую программу. Как отмечал Коуз, работы американских институционалистов ни к чему не привели, поскольку в них не было теории для организации массы описательного материала.

Старый институционализм подверг критике положения, составляющие «жесткое ядро неоклассики». В частности, Веблен отвергал концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации как основополагающий в объяснении поведения экономических агентов. Объектом анализа являются институты, а не человеческие взаимодействия в пространстве с ограничениями, которые задаются институтами.

Также работы старых институционалистов отличаются значительной междисциплинарностью, являясь, по сути, продолжениями социологических, правовых, статистических исследований в их приложении к экономическим проблемам.

Предшественниками неоинституционализма являются экономисты Австрийской школы, которые привнесли в экономическую науку эволюционный метод, а также поставили вопрос о синтезе многих наук изучающих общество.

Современный неоинституционализм берет свое начало с работ Рональда Коуза «Природа фирмы», «Проблема социальных издержек».

Атаке неоинституционалистов в первую очередь подверглись положения неоклассики, составляющие ее защитное ядро.

1. Во-первых, подверглась критике предпосылка, что обмен происходит без издержек.

Экономический обмен происходит только тогда, когда каждый его участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего набора благ.Обмен будет происходить до тех пор, пока ценность благ в распоряжении каждого участника обмена будет, по его оценкам, меньше ценности тех благ, которые могут быть получены в результате обмена. До сих пор мы рассматривали обмен как процесс, происходящий без издержек. Но в реальной экономике любой акт обмена связан с определенными издержками. Такие издержки обмена получили название трансакционных. Они обычно трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Концепция трансакционных издержек противоречит тезису неоклассической теории, что издержки функционирования рыночного механизма равны нулю. Такое допущение позволяло не учитывать в экономическом анализе влияния различных институтов. Следовательно, если трансакционные издержки положительны, необходимо учитывать влияние экономических и социальных институтов на функционирование экономической системы.

2. Во-вторых, признавая существование трансакционных издержек, возникает необходимость в пересмотре тезиса о доступности информации. Признание тезиса о неполноте и не совершенности информации, открывает новые перспективы для экономического анализа, например, в исследовании контрактов.

3. В-третьих, подвергся пересмотру тезис о нейтральности распределения и спецификации прав собственности. Исследования в этом направлении послужили отправным пунктом для развития таких направлений институционализма как теория прав собственности и экономика организаций.

4. В рамках «современного» институционализма также осуществляются попытки модификации или даже изменения элементов жесткого ядра неоклассики. В первую очередь это предпосылка неоклассики о рациональном выборе. В институциональной экономике классическая рациональность модифицируется с принятием допущений об ограниченной рациональности и оппортунистическом поведении.

Несмотря на различия, практически все представители неоинституционализма рассматривают институты через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. При этом используются следующие основополагающие инструменты, относящиеся к модели человека:

Методологический индивидуализм,

Максимизация полезности,

Ограниченная рациональность

Оппортунистическое поведение.

Таким образом, различия между неоинституционализмом и новой институциональной экономикой можно провести в зависимости от того, какие предпосылки подвергаются замене или модификации в их рамках - «жесткого ядра» или «защитного пояса».

3. Теорема Коуза

Внешние эффекты, или экстерналии, - это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг и связаны с взаимозависимостью функций полезности и производственных функций. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Приносящие выгоду внешние эффекты называются положительными, они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками.

Теорема Коуза-при нулевых трансакционных издержек первоначальное распределение прав собственности не влияет на эффективность окончательного размещения ресурсов и структуру пр-ва.

Доказательство теоремы Коуза:

Доказательства в общем виде не существует, обычно для этих целей используются конкретные примеры по обмену правомочиями между экономическими субъектами.К слову, сам Коуз использовал различные случаи из реальной судебной практики в качестве источника примеров. Предположим, по пути на пастбище пастух вынужден прогонять свое стадо через владения земледельца и тем самым подвергать опасности его посевы. Учитывая, что с ростом размера стада увеличивается вероятность потравы, заметим, что решение пастуха об увеличении стада на одну корову приведет к ожидаемым убыткам земледельца, равным 1 ц зерна, или в стоимостном выражении 80 дол. (20дол. прямых затрат плюс 60 дол. недополученной прибыли). Если издержки увеличения стада на одну корову равны для пастуха 50 дол., то социальные издержки составят 130 дол. (80 + 50), в то время как социальная выгода -- 100 дол. (цена продажи выращенной коровы).

Очевидно, что в данном случае увеличение поголовья стада связано с негативным внешним эффектом, экстерналией -- социальные издержки превышают социальную выгоду.Рассмотрим два варианта распределения права на запрещение вредного использования: случай, когда оно принадлежит земледельцу, и случай, когда оно принадлежит пастуху 5 .В первом случае земледелец запретит пастуху прогон увеличенного на одну корову стада, и пастуху придется смириться с этим решением. Пастух готов предложить земледельцу 50 дол. за разрешение прогона увеличенного стада (цена продажи дополнительной коровы за вычетом издержек на ее выращивание), тогда как земледелец согласится не меньше чем на 60 дол. (недополученная прибыль при отказе от выращивания зерна на площадях, близлежащих к дороге). Предмета для торга нет {0 -- пустое множество}, и структура производства останется прежней -- земледелец не будет сворачивать посевы, а пастух -- увеличивать поголовье стада.

Во втором случае, когда пастуху принадлежит «право прохода», он согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую его прибыль от ее выращивания -- 50 дол.Земледелец же будет готов заплатить любую сумму до 60 дол. (прибыль от продажи центнера зерна, находящегося под угрозой потравы). Предмет для торга есть, и стороны остановятся на любой сумме в интервале от 50 до 60 дол. В результате торга земледелец оставит неизменными свои посевные площади, а пастух не будет увеличивать численность своего стада, т. е. кому бы ни принадлежало первоначально право на запрещение вредного использования, итоговая структура производства останется неизменной.

Однако в первом случае никакого перераспределения дохода не произойдет,тогда как во втором случае произойдет перераспределение суммы от 50 до 60 дол. в пользу пастуха. Именно в последнем заключается эффект дохода: первоначальное распределение прав собственности влияет не на структуру производства, а на относительное благосостояние участников взаимодействия.

4. Понятие трансакционных издержек и их классификация

Все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным. Трансакционные издержки -- все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий. В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек -- производственных.

Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде:

Издержки ex ante

1)Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации

2)Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки

3)Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка

4)Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки

Издержки ex post

1)Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий

2)Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты

3)Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне

5. Особенности формирования трансакционных издержек в недропользовании (на примере НГС России)

Анализ поведения недропользователей в различных условиях позволяет сформировать структуру критерия рациональности институциональных изменений. При анализе и оценке институциональных условий в нефтегазовом секторе в составе социально-экономических выгод освоения недр необходимо учитывать следующие компоненты обычные и специальные налоги, выгоды и издержки социального характера (прежде всего, доходы занятых и экологические издержки), потери в недрах части технически извлекаемых запасов, специфические трансакционные издержки государства Уровень отмеченных специфических издержек во многом определяет степень жесткости институциональных условий

Важнейшим компонентом, определяющим уровень социально-экономических выгод, являются доходы рентного характера Величина рентных доходов, их динамика, подходы к изъятию в существенной степени зависят от действия значительного числа институциональных факторов и условий Повышение жесткости институциональных условий является одной из важнейших предпосылок общественно-целесообразного освоения нефтегазовых ресурсов, роста уровня реализованных рентных доходов Необходимо формирование и применение норм и правил, определяющих условия эффективного освоения недр В свою очередь, практическая реализация данных правил позволяет применять более гибкие и более адекватные особенностям освоения и добычи углеводородного сырья схемы налогообложения При этом возрастают издержки администрирования подобных систем, трансакционные издержки государства в связи с формированием, поддержанием и практической реализацией системы регулирования нефтегазового сектора.

6. Особенности класси фикации трансакционных издержек по П. Милгрому и Д. Робертсу

Данная классификация имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет не собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором -- недостатки их рациональности и/или нравственности. В качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны. Соответственно, координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные издержки -- для состыковки стимулов.

Координационные издержки:

издержки нахождения/доведения информации о характеристиках трансакций; издержки нахождения партнеров; издержки использования структур управления трансакциями

Мотивационные издержки:

издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации; издержки, связанные с недостоверностью обязательств

7. Содержание основных правомочий в сфере пользования недрами (на примере НГС России)

В России в настоящий момент реально существуют следующие основные правовые модели пользования недрами: концессионные соглашения и сервисные соглашения, в рамках которых выделяют еще одну модель - соглашения о разделе продукции.

Концессионное соглашение, как правовая модель пользования недрами, представляет собой соглашение, заключаемое между государством (или государственной нефтяной компанией) и концессионером (нефтяной компанией-концессионером), согласно которому государство обязуется предоставить концессионеру исключительное право пользования участком недр в целях поиска и разработки ресурсов недр, а концессионер обязуется осуществлять в пользу государства установленные соглашением платежи.

Сервисное соглашение, как правовая модель, представляет собой соглашение между государством и частной нефтяной компанией (инвестором), которая обязуется, действуя в качестве исполнителя, выполнять работы по поиску и разработке месторождений углеводородов и оказывать соответствующие технические, финансовые и управленческие услуги, а государство принимает на себя обязательства по возмещению расходов компании-исполнителя и выплате ей обусловленного вознаграждения.

Российский законодатель определил соглашение о разделе продукции (далее - СРП), как договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

В настоящее время наблюдается усиление ряда правомочий государства, которые были ослаблены в период мягких институциональных условий. Об этом свидетельствуют возврат государству части налогов, ранее оптимизированных нефтегазовыми компаниями; увеличение доли государства в рентных доходах; усиление его позиций в вопросах мониторинга и контроля процессов освоения недр.

Применительно к государствам с федеративным устройством важное значение имеет распределение правомочий (в рамках прав собственности) между федеральным уровнем и регионами, на территории которых ведется добыча полезных ископаемых. Начиная с 2002 г. в России происходит существенное перемещение целого ряда правомочий от нефтегазовых регионов к федеральному центру. Об этом свидетельствуют сокращение роли регионов в регулировании нефтегазового сектора (в том числе геологоразведки, процессов освоения недр, налогообложения); отмена принципа «двух ключей»; резкое сокращение доли рентных доходов, направляемых в бюджеты регионов.

8. Институциональные условия и поведение компаний в сфере недропользования

Проведенный анализ поведения нефтегазовых компаний в различных институциональных условиях позволяет выявить ключевые компоненты и факторы, которые наиболее значимы для общего уровня социально-экономических выгод освоения недр и используются для формирования критерия выбора среди возможных сценариев изменения институциональных условий. В составе социально-экономических выгод необходимо учитывать следующие компоненты и факторы:

* реализованные рентные доходы государства (рентные доходы, изъятые через систему специальных налогов и платежей);

* изъятые обычные налоги и платежи (взимаемые во всех отраслях);

* социальные выгоды (включая доходы занятых в добыче нефтегазовых ресурсов);

* социальные издержки, в том числе связанные с экологическим влиянием проектов на окружающую среду;

* потенциальные потери запасов нефти и газа (технически извлекаемых запасов, но при данных институциональных условиях не добытых);

* издержки трансакционного характера по регулированию НГС, в том числе затраты на мониторинг и контроль процессов освоения недр, выполнения норм налогового законодательства.

Одним из важнейших компонентов, определяющих уровень социально-экономических выгод, являются доходы рентного характера, изъятые государством через систему специального налогообложения. Значительная роль норм и правил формирования и изъятия данных доходов также обуславливается их существенным влиянием на другие компоненты - обычные налоги, занятость, уровень извлеченных запасов.

Величина рентных доходов, их динамика, рациональные подходы к изъятию в существенной степени зависят от действия институциональных факторов и условий. Ключевым вопросом в рамках мягких институциональных условий является минимизация возможностей оппортунистического поведения со стороны нефтегазовых компаний в сфере налогообложения. В условиях благоприятной конъюнктуры цен на нефть и газ, роста добычи акцент государственной политики в НГС России был сделан на механизмах изъятия рентных доходов. При этом решению проблем, связанных с повышением рациональности освоения ресурсов углеводородного сырья, уделяется меньшее внимание. В определенной степени такое положение объясняется тем, что для собственника недр не является приоритетным рост рентных доходов, если их ополнительные объемы будут в значительной степени находиться вне системы государственного регулирования, будут оставаться в распоряжении нефтегазовых компаний, использующих различные схемы налоговой оптимизации.

Жесткость институциональных условий влияет на поведение хозяйствующих субъектов, которое в свою очередь отражается на: темпах и объемах геологоразведочных работ; динамике добычи (ускорении или замедлении); применяемых технологиях; способах налоговой оптимизации, их масштабности и эффективности. Например, при мягких институциональных условиях (слабой гарантии и спецификации прав собственности) компании не в полной мере заинтересованы в проведении высокорискованных геологоразведочных работ.

Адекватный учет особенностей освоения нефтегазовых месторождений при формировании и совершенствовании системы государственного регулирования НГС направлен на минимизацию трансакционных издержек, на повышение уровней распределяемых и реализованных рентных доходов, а в итоге - на рост социально-экономических выгод освоения недр.

9. Особенности поведения недропользователей при мягких институциональных условиях в сфере налогообложения

В сфере налогообложения недропользователи часто находят эффективные способы снижения налоговой нагрузки, реализуя возможности оппортунистического поведения. К основным способам перераспределения доходов рентного характера в пользу нефтегазовых компанийпри мягких институциональных условиях в России следует отнести:

Применение трансфертных цен;

Трансферная цена -- цена, устанавливаемая при сделках между аффилированными структурами (например, в рамках ТНК) с целью оптимизации финансовых потоков. Главные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих заводах по трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30-40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских заводах на условиях контрактов и затем реализуют готовую продукцию.

Использование льготных оффшорных зон

В том числе для снижения обязательств по уплате налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты.

Значительное влияние трансфертные цены в период до 2002 г. оказывали на формирование региональных бюджетов, поскольку ключевые для них налоги и платежи (роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на прибыль) зависели от цен реализации углеводородного сырья. Уровень цен реализации нефти в определенных регионах (по отношению к среднему по России) отражает степень использования нефтяными компаниями механизмов трансфертного ценообразования, направленных на минимизацию уровня налоговой нагрузки. Минимальная цена реализуемой нефти в рассматриваемый период была «достигнута» в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), Самарской и Томской областях. Близкий к среднему уровень цен в ХМАО объясняется как высокой долей региона в общем объеме добычи. Относительно высокий уровень цен реализации нефти характерен для Татарстана и Башкортостана, органы власти которых, владея значительными пакетами акций основных недропользователей, формировали условия для адекватного учета интересов данных регионов.

Применение трансфертных цен и внутренних льготных зон позволяло компаниям существенно снижать эффективные ставки налога на прибыль. Например, в 2000-2001 гг. К особенностям функционирования недропользователей в мягких институциональных условиях следует отнести широкие возможности оппортунизма со стороны нефтегазовых компаний в сферах пользования недрами и налогообложения, что ведет к значительному сокращению реализованных социально-экономических выгод освоения ресурсов углеводородного сырья для общества.

10. Характеристика направлений деятельности нефтегазовых компаний при различных институциональных условиях

Направления деятельности

Мягкие институциональные условия

Жесткие институциональные условия

Недропользование

Освоение и разработка недр

Экологическая политика

Налогообложение

Применяемые цены (при определении налогооблагаемой базы)

Активное применение трансфертных цен, перемещение центров прибыли из районов добычи

Применение цен, в основе которых лежат рыночные или справочные цены на углеводороды

Гибкость налогов (производственный или экономический подход)

Управление издержками,уровнем и динамикой производственных пока-зателей

Соответствие фактических и отчетных показателей добычи. Обоснованность издержек

11. Государство и проблемы рентоориентированного поведения

В экономике рассматривается поведение отдельных участников рыночной системы как рентоориентированное поведение, т.е. экономическая деятельность участника рынка направлена на получение выгод, при манипулировании законодательных условий или экономических. Но при этом это поведение не подразумевает эффективной работы самого участника. Примерами такого поведения служит контроль над природными ресурсами, сдвижение налоговой нагрузки, лоббированию и, конечно, монополизация рынка.

При монополизации рынка продавец имеет возможность влиять на механизм ценообразования путем изменения объема предложения. Таким образом, формируется закрытость рынка. Любой производитель стремиться к максимизации своей прибыли, а в условии монополии это достигается при помощи ценовой дискриминации. Это процесс когда однородный товар продается по разным ценам в одно и то же время. При этом изменение цены не связано с увеличением издержек производства.

Такая ситуация негативно сказывается на благосостоянии отдельных индивидов, предприятий и, в целом, на общее благосостоянии самого государства.

Проблема ценообразования тесно связана с рентоориентированным поведением. Рентоориентированное поведение создает «благоприятные» условия для развития коррупции, лоббированию. В свою очередь это приводит к неоптимальному распределению ресурсов, сокращаются НИОКР и капиталовложения. Все эти мероприятия ведут к образованию монополий, что тормозит экономический рост и снижению бюджетных доходов. Следовательно, государство должно способствовать приоритетному развитию малых предприятий, сохранять конкуренцию на рыночной «арене»

12. Доходы рентного характер а в нефтегазовом секторе России

Государство (как собственник недр) через систему специального налогообложения изымает основную часть доходов рентного характера. При этом для нефтегазовых компаний обеспечивается приемлемый уровень рентабельности с учетом риска, а также применяемых организационных и технологических инноваций и сохраняются стимулы для инвестиций в геологоразведку, освоение недр, применение новых технологий.

РОЯЛТИ (англ. royalty -- королевские привилегии) регулярные платежи за пользование нефтегазоносными недрами в течение всего срока действия лицензионного соглашения. Роялти исчисляются в процентах от стоимости продаж продукции. Роялти с позиции будущего инвестора-недпропользователя. При фиксированной норме роялти суммарный доход, получаемый собственником недр от роялти, равняется произведению нормы роялти, цены на нефть и суммарной добычи. Традиционно многие собственники недр пытаются получить максимально возможную фиксированную норму роялти, думая, что более высокая норма преобразуется в более высокие выплаты роялти. Этот подход приводит к тому, что возникает необходимость заново оговаривать роялти при понижении цены на нефть для избежания преждевременного окончания разработки. По общему мнению, лучшая норма роялти для собственника недр такая, которая максимизирует доход от роялти, обеспечивая обстановку, в которой у производителя есть стимул осуществлять инвестиции в поддержание разработки месторождения и/или наращивать добычу на месторождении нефти и газа.

Акциз (фр. accise , от лат. accido -- обрезаю) -- косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых - прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ) Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, подлежат обязательной постановке на учет по месту нахождения предоставленного участка недр в течение 30 дней после государственной регистрации.

При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в экономических зонах РФ, за пределами РФ на условиях аренды и международных договоров постановка на учет - по месту нахождения организации или физического лица

Объекты налогообложения: полезные ископаемые: добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр. извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ

13. Особенности системы специального налогообложения в нефтегазовом секторе России

Анализ направлений изменения норм и правил государственного регулирования освоения ресурсов углеводородного сырья требует раз-работки специального аналитического инструментария. При этом ос-новные требования к такому инструментарию связаны с учетом: ком-плементарности институтов; трансакционных издержек; поведения не-дропользователей; динамического характера освоения нефтегазовых месторождений; социальных факторов и условий.

Для экспериментальной оценки влияния различных институциональных условий на социально-экономические выгоды освоения месторождений углеводородного сырья был разработан методический подход. В основе разработанного подхода к анализу институциональных условий в сфере недропользования лежит модифицированная модель оценки эффективности проектов освоения нефтяных месторождений. Для адекватной количественной оценки различных институциональных условий, она дополнена рядом блоков:

* формирования вариантов и сценариев институциональных условий реализации проектов разработки месторождений (фактически в этом блоке учитывается степень жесткости институциональных условий);

* оценки трансакционных издержек, имеющих место при реализации тех или иных институциональных условий;

* оценки социально-экономических выгод освоения недр с учетом эффективности проектов с позиций компаний-недропользователей.

Схема расчетов, которая лежит в основе данного подхода, позволяет моделировать поведение компаний, ведущих освоение нефтяных месторождений при различных институциональных условиях. Разработанная схема расчетов ориентирована на оценку различных по степени жесткости институциональных условий. При этом жесткость институциональных условий определяет как реализуемый сценарий разработки месторождения (уровень капитальных затрат, динамику добычи, экологические издержки), так и поведение компании-недропользователя в сфере налогообложения. Особенности сценариев определяются степенью жесткости институциональных условий в сферах пользования недрами и налогообложения. В рамках сценариев рассматриваются пять базовых вариантов системы специального налогообложения, в основе которых лежат: (1) роялти, взимаемый в процентах от стоимости реализуемой нефти; (2) налог на добычу, взимаемый на основе специфической ставки (в руб./т); (3) гибкий налог на добычу в зависимости от выработанности запасов; (4) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (5) налог на сверхприбыль (взимается после уплаты налога на прибыль).

14. Институциональные проблемы формирования гибкой системы налогообложения в НГС России

Действующую в НГС России систему налогообложения нельзя назвать удовлетворительной. Одна из ее наиболее слабых сторон - недостаточная гибкость, обусловленная чрезмерной фискальной направленностью . Как следствие, система не в полной мере выполняет обе свои главные функции: и фискальную, и стимулирующую. Необходимость перехода к гибкой налоговой системе не вызывает сомнений - этой точки зрения придерживаются многие специалисты отрасли и ученые. Но для перехода к гибкой системе налогообложения государству следует сопоставлять потенциальные выгоды и издержки, связанные с созданием и последующим действием налоговой системы. При этом величина издержек зависит от того, насколько глубокими должны быть изменения во всем комплексе институциональных условий, и от того, насколько институциональная среда подготовлена и окажется восприимчивой к такого рода изменениям.

Современный режим недропользования в Россиине обеспечивает надлежащего мониторинга и жесткости контроля в процессе освоения недр . Проблема заключается не только в том, что мониторинг недостаточно эффективен. Дифференциация налогообложения и применение налоговых льгот не могут основываться на общекорпоративных показателях или показателях работы территориальных подразделений нефтегазовых компаний. Для этого необходим отсутствующий в российском НГС дифференцированный учет и мониторинг производственных операций и экономических показателей на уровне отдельных эксплуатационных объектов или скважин. Таким образом, в сфере недропользования сложилась ситуация, которая создает серьезные организационно-технические сложности на пути перехода к дифференцированным системам налогообложения. Проблема усугубляется масштабами деятельности компаний, каждая из которых обладает значительным потенциалом для лоббирования своих интересов. Соответственно, складывается чрезвычайно сложная ситуация, когда идея дифференциации налогообложения поддерживается нефтегазовыми компаниями, но формирование обеспечивающего комплекса институциональных условий, мягко говоря, не приветствуется.

15 . Роль государства в пров едении институциональных реформ

Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных». Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и, наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Иная ситуация наблюдается в странах с неразвитыми рыночными отношениями или с переходной экономикой. Рыночные институты в подобных странах находятся в стадии формирования или вообще отсутствуют. Эффективность таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно управляемой систем. И если государством в условиях переходной экономики излишне регулируются экономические отношения, складывающиеся на рынках, то это отрицательно сказывается на темпах и качестве формирования соответствующих рыночных институтов. Возникает парадокс: государственное вмешательство осуществляется, потому что не работают рыночные механизмы, а последние не могут эффективно функционировать из-за отсутствия необходимой институциональной структуры.

Проведение глубоких институциональных преобразований требует также перестройки всего государственного механизма, причем, государство при этом сохраняет за собой функции основного институционального инноватора. Но сильная власть государства может быть хищнической, ориентированной на интересы малочисленной правящей элиты.

16. Неформальные институты в российской экон омике

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы - неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия неформальные ограничения являются:

1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер.

17. Теневая экономика в России, её институциональные причины

Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика.

Размеры и динамика теневою сектора экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).

Теневая экономика -- это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.

Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования).

В состав теневой экономики входят следующие сегменты.

Неформальная экономика («серый рынок») -- в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный рынок») -- экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.

Основными причинами существования и роста теневой экономики являются:

Государственное вмешательство в экономику . Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. налогов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала».

Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансакционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.

18. Обязательства нефтегазовых компаний при выполнении жёстких институциональных у словий в сфере недропользования

Ужесточение институциональных условий предполагает и повышенные издержки со стороны государства. В то же время реализация более сложных и гибких мероприятий в сфере контроля и мониторинга процессов освоения и разработки месторождений, несмотря на связанные с этим затраты, позволяет в большей степени учитывать интересы государства как собственника недр и ограничивать возможности оппортунистического поведения компаний-недропользователей.

Характеристика поведения нефтегазовых компаний

Направления деятельности

Мягкие нормы и правила регулирования

Жесткие нормы и правила регулирования

Геологоразведка, воспроизводство минерально-сырьевой базы

Ориентация на доразведку разрабатываемых месторождений

Поиск и разведка запасов на новых участках недр, в перспективных районах за счет собственных и заемных средств

Освоение и разработка недр

Ориентация на интенсивную выработку лучших участков месторождений. Применение собственных оптимизированных требований и регламентов

Ориентация на повышение степени извлечения углеводородов за весь период разработки месторождений. Выполнение требований рационального освоения недр

Экологическая политика

Минимизация издержек на экологические мероприятия

Выполнение норм и правил: государственных и корпоративных (более жестких) стандартов

19. Оценка социально-экономических выгод освоения н ефтяных и газовых месторождений

Система государственного регулирования имеет ключевое значение для трансформации потенциальной ценности ресурсов углеводородного сырья в реальные социально-экономические выгоды общества в связи с освоением недр. С точки зрения создания предпосылок для повышения социально-экономических выгод общества следует подходить и к формированию адекватного экономико-правового пространства в недропользовании.

Система регулирования в нефтегазовом секторе (система норм и правил) оказывает определяющее влияние на функционирование и развитие НГС, поведение компаний-недропользователей, т.к. в свою очередь это имеет важнейшее значение для реализации социально-экономических выгод освоения недр для общества. Принципиально важно, что государство является собственником недр. Оно формирует нормы и правила освоения нефтегазовых ресурсов, ведет мониторинг и контроль поведения компаний-недропользователей.

Исследование проблем формирования и развития систем государственного регулирования нефтегазового сектора в различных странах и условиях показывает, что данная деятельность может быть эффективной лишь в том случае, если учитываются особенности функционирования и эволюции объекта регулирования. Важны следующие особенности сферы недропользования в целом и НГС, в частности:

* государственная собственность на недра;

* динамический характер освоения нефтегазовых месторождений и провинций; высокая степень изменчивости во времени всех основных технико-экономических показателей разработки месторождений и добычи ресурсов нефти и газа;

* большая роль вертикально интегрированных компаний, объединяющих стадии производственного процесса от геологоразведки до реализации конечных продуктов потребителям, что наряду с сокращением издержек на внутрифирменном уровне может сопровождаться ростом издержек государства, связанных с оппортунистическим поведением (т.е. поведением, направленным на получение односторонних выгод в ущерб интересам других участников процесса недропользования) со стороны компаний;

* высокая степень геологического риска в связи с возможным неподтверждением запасов и других геолого-промысловых характеристик месторождений;

* высокий экономический риск, связанный с длительным сроком окупаемости инвестиций, вероятностью резкого изменения цен и налоговой системы;

* высокая рентабельность и доля рентных доходов в цене углеводородного сырья в условиях средних и высоких цен (табл. 1); необходимость разработки и применения специальных подходов к изъятию рентных доходов (системы специального налогообложения).

20. Эффективность прав собственности с точки зрения различных учёных экономи стов

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории активное участие принимали: И. Барцелъ, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.

Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием "собственность", а термином "право собственности". Не ресурс сам по себе является собственностью, а "пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность". Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:

Право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами;

Право использования, то есть право применения полезных свойств благ для себя;

Право управления, то есть - право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

Право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ;

Право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

Право на передачу благ в наследство;

Право на бессрочность обладания благами;

Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

Таким образом, основная задача спецификации, то есть четкой определенности прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена прав собственности на те, или иные блага они будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих, - к лицам, ценящим их больше. Как подчеркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования (56, с. 14).

Формальному доказательству этого положения посвящена так называемая "теорема Коуза".Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.В начале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза. Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других. Традиционно в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с «провалами рынка», что оправдывало государственное вмешательство, и решалась с помощью «налога Пигу».Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек. Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

...

Подобные документы

    Трансакционные издержки как критерий развитости экономики, их классификация. Значение стоимости сделок и прав собственности для институциональной структуры производства и функционирования экономики. Роль трансакционных издержек в экономическом мире.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2016

    Государство как генератор институциональной среды. Основные цели институциональной политики. Роль государства в экономике. Анализ политиков, внесших вклад в развитие институциональной экономики: Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Дуглас Норт, Карл Маркс.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Виды трансакционных издержек, средства их минимизации. Принципы контрактного права. Юридическая классификация и параметры контракта. Неоклассическая теория фирмы, ее предпосылки и выводы. Гарантии прав собственности. Типы институциональных изменений.

    шпаргалка , добавлен 29.03.2013

    Определение сущности процесса принятия экономических решений человеком, установление влияния экономической институциональной среды на его поведение. Положения институциональной теории и преставление о человеке в них. Модели поведения в экономике.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Классики институциональной теории. Основные положения и отличия классического институционализма от неоинституционализма. Виды трансформационных и трансакционных издержек в миниэкономических системах. Общая структура и состав трансакционных издержек.

    презентация , добавлен 18.06.2013

    Экономическая сущность трансакционных издержек, альтернативные подходы классификации трансакционных издержек. Обоснование и характеристика принципов формирования (класса) трансакционных издержек: издержек информации, взаимодействия, мотивации и адаптации.

    статья , добавлен 12.06.2012

    Классификация, сложность измерения и стратегия снижения трансакционных затрат. Параметры экономической системы России: смешанная экономика и социальная устойчивость. Специфические черты трансакционных издержек в деятельности отечественных предприятий.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Сущность трансакционных издержек. Классификация издержек по К. Менару. Функциональные группы трансакционных издержек. Основные формы оппортунистического поведения. Факторы, влияющие на динамику трансакционных издержек. Прямая и косвенная оценка издержек.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования. Анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием данных издержек в переходный период.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Ознакомление с понятием и структурой институциональной среды функционирования бизнеса. Изучение задач института общественного регулирования сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России. Формы частно-государственного партнерства.