Болезни Военный билет Призыв

Памятка как беречь воду. Памятка "Береги воду" для детей и взрослых. Если мы будем знать и выполнять эти правила, мы поможем сберечь воду – самое ценное сокровище нашей планеты

Наверное, сегодня невозможно найти человека, который не слышал бы лозунги, призывающие беречь воду. К сожалению, далеко не каждый понимает ценность и острую ограниченность этого ресурса. Постараемся раскрыть эту тему более подробно, чтобы каждый читатель смог понять, почему именно сохранение воды является важнейшим шагом к спасению человечества и всей планеты.

Важность воды для всего живого

Большинство людей даже не задумываются, насколько важна для них вода. Попить чай дома, принять душ после работы, купить и выпить бутылочку воды в жаркий день - все это воспринимается нашими соотечественниками как данность. А представьте себе, что произойдет, если лишить человека живительной влаги всего на сутки. Да, он переживет, но комфортность жизни резко снизится - невозможность попить, приготовить еду, совершить элементарные гигиенические процедуры.

А что будет, если лишить человека воды на неделю? При низкой температуре и высокой влажности воздуха он, возможно, и выживет, но организму будет нанесен страшный удар не факт, что он сможет оправиться после этого. Ну а если увеличить этот срок до двух недель, то ни малейших шансов на выживание не останется. В первую очередь будут поражены сердце, мозг и почки.

Это же относится абсолютно ко всем живым организмам на планете - начиная от высших животных и заканчивая одноклеточными водорослями.

Малые запасы питьевой воды

Многие люди не понимают, почему важно беречь запасы воды именно из-за иллюзии того, что этот ресурс практически неисчерпаем. К сожалению, практика показывает обратное. Да, всю выпитую воду человек и другие организмы тем или иным способом выделяют в окружающую среду. Проходя стадии естественной обработки, она возвращается в исходное состояние и снова может использоваться.

Но учитывайте, что пресная вода составляет меньше 3% (а по другим не более 1%) от общего количества воды на планете. Причем большая ее часть — это снег и лед на полюсах Земли, а добраться до них совсем непросто. Поэтому на реки, озера и ручьи - доступные источники воды — приходится очень и очень небольшая часть.

А человечество активно загрязняет их - начиная от кучки мусора, выброшенного в реку после пикника, и заканчивая огромными заводами, превращающими чистую питьевую воду в настоящий яд, способный уничтожить любой организм, потребивший его.

Еще сто лет назад загрязнение было сравнительно небольшим - природа справлялась с ним, очищая воду и позволяя человечеству использовать ее снова и снова. Увы, на сегодняшний день люди давно перешагнули тот рубеж, после которого планета уже не может самоочищаться. Поэтому с каждым годом запасы воды, пригодной для питья, стремительно тают. Пока одни ученые беспокоятся об энергетическом кризисе, который наступит, когда закончится нефть, другие уверены - человечество погибнет именно из-за жажды, если не умерит аппетиты, не станет относиться к природе более разумно.

Жажда во многих странах

Многие наши соотечественники не намерены беречь воду из-за того, что ее очень много и запасы кажутся неисчерпаемыми. Да, нам повезло родиться в регионе, богатом чистейшей жидкостью, пригодной для питья.

Однако удача улыбнулась не всем. Миллиарды людей во всем мире не могут позволить себе не то что чистую воду, но и просто питьевую. Индусы, пакистанцы, арабы, жители Латинской Америки - многим из них приходится пить практически из луж. Не имея возможности (или чаще не зная о необходимости) кипятить воду, они вносят в свой организм опаснейших микробов. Из-за этого регулярно случаются вспышки холеры и другие эпидемии, ежегодно уносящие многие тысячи жизней.

Если нам достаточно открыть кран или купить минералку, чтобы напиться, то в Африке многим людям приходится потратить до 5 часов, чтобы получить возможность напиться. Да и качество получаемой воды остается весьма сомнительным - иногда глотка достаточно, чтобы подписать себе смертный приговор.

В среднем же именно нехватка воды является причиной смерти примерно 5 миллионов людей в год. Только представьте себе эту цифру! Это общее население таких огромных городов, как Пермь, Волгоград, Красноярск, Воронеж и Уфа. И если мы не умерим хищнических аппетитов, такая же участь может постигнуть и нас.

Как внести свой вклад в спасение планеты?

К счастью, каждый человек может внести небольшой вклад в спасение планеты. Небольшая памятка как беречь воду поможет вам в этом. Для этого достаточно:


Эти простые меры позволят вам почувствовать, что вы вносите вклад в спасение человечества и всей планеты.

Заключение

Теперь вам известно, насколько важным и ограниченным ресурсом является питьевая вода. А также вы узнали о способах ее экономии. Так давайте беречь воду - будущие поколения наверняка не раз скажут нам за это спасибо.

Мадина Шарипова
Экологический досуг «Берегите воду»

Образовательная область : «Познавательное развитие»

НОД : Экологический досуг

Тема : «Берегите воду .

Цели : расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Программные задачи :

Воспитательные : воспитывать познавательный интерес к занятию, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать любовь к сказкам; воспитывать интерес к художественной литературе.

Образовательные : расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса; умение делать выводы; способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми; активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развивающие : развитие органов слуха, зрения, обоняния; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; расширить представления о свойствах воды; способствовать формированию у детей познавательного интереса; развивать любознательность; умение делать выводы; развивать связную речь.

Оборудование и материал :

запись со звуками воды; 2 стакана с водой – морская (соленая) вода и пресная вода; глобус; карандаши и альбом.

Ход занятия:

Воспитатель : Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, море, океане! И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит. Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить. О чем сегодня пойдет речь? Правильно о воде.

(Включается запись со звуком плеска волн, журчания ручейка.)

Воспитатель : Ребята, а где дома мы можем встретить воду ? Откуда вода в кране (ответы детей)

Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу : те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, чтобы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям : одни на заводе делали трубы, другие помогали воде попасть в трубы, т. е. водопровод, третьи очистили воду , четвертые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана и ее очень много, можно не экономить, пусть себе льется!

Катя читает стихотворение С. Погореловского :

«Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап …

Мелеют реки, и моря

Не тратьте воду зря , зря, зря …

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет …»

Воспитатель : Ребята, а какая бывает вода?

Дети : горячая, соленая, чистая, холодная, теплая, грязная, прозрачная и т. д.

Воспитатель просит детей подойти к столу, где стоят стаканы с соленой и пресной водой. Пробуют сначала из одного стакана. Какая она на вкус? (соленая, морская, невкусная) . Можно ли ее пить? (Нет) . Готовить пищу на ней? (Нет) .

Пробуют воду из второго стакана . Какая она на вкус? (несоленая, пресная, вкусная) .Где в природе есть пресная вода (реках и озерах) . Покажите на глобусе реки и озера. Их много? (нет) . Много ли на планете пресной воды? (нет, мало) . Значит как нужно относится к воде? (бережно )

Ребята, если мы не будем беречь воду , то получится, как в сказке «О рыбаке и рыбке» . Если бы А. С. Пушкин жил в наше время, то вот что случилось бы с рыбкой.

Воспитатель читает сказку :

В море синем,

Рыбка проживала.

Жила она веками в нем и горюшка не знала.

Но на берегу водоема заводы построили.

И потекли в то море стоки и скважину тут устроили.

Решил старик счастья поискать.

Пошел он к морю, рыбку хотел поймать.

(старик кидает невод)

Закинул старик невод.

Слышит стон глухой.

Тянет невод, тянет …

Вроде он пустой.

Пригляделся – грязно очень,

Трудно рассмотреть.

Старик :

Ой, погодь-ка, кажись что – то все же есть

(вытягивает золотую рыбку, она вся в грязи)

Золотая рыбка :

Смилуйся, старче, забери меня отсюда поскорей,

Дышать мне нечем стало.

Водички мне налей!

Была я рыбка золотая, волшебная была.

Теперь от позолоты не осталось и следа!

Все исчезло, все пропало!

Ох беда, беда случилась!

Уж не хочу я быть владычищей морскою,

Уж в море нет житья.

Совсем, совсем мне стало плохо, совсем больная я.

Вода вот ядовитая, и мутная, и грязная.

И гибнут все и гибну я! Кругом начался мор.

Старик :

Эх, люди, люди!

Что же вы натворили?

В погоне за наживой о природе позабыли.

А ведь матушка природа

Пищу, воздух и воду вам дает .

Без воды придется туго,

Жизнь исчезнет, жизнь уйдет!

Воспитатель :

Ребята, что надо сделать, чтобы помочь рыбке? Как сберечь воду ?

Ответы детей :

Не бросать мусор; не мыть машину около реки; экономить воду ; не допускать в доме неисправных кранов и т. д.

Воспитатель : Молодцы! О том, что воду надо охранять , вам, ребята, надо знать!Без воды нам жизни нет. Без нее погаснет свет. И засохнет вся трава, Ясно всем, как дважды два!

Воспитатель предлагает детям нарисовать плакаты, рисунки о бережном отношении к воде .

Публикации по теме:

«Берегите воду». Конспект беседы с детьми (старшая группа) ЦЕЛЬ: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил.

«Берегите воду!» Конспект занятия по экспериментальной деятельности Цель: Формировать у детей понятия значимости воды. Задачи: - расширить представления о свойствах воды - способствовать формированию у детей.

Конспект непосредственно образоватальной деятельности «Берегите воду» Цель. Учить бережно относиться к воде. Задачи. Образовательные: -расширить знания детей о значении воды в жизни человека; -дать понятие.

Конспект НОД во второй младшей группе «Берегите воду» Конспект занятия по экологии во второй младшей группе. Тема: «Берегите воду». Продолжительность 15 минут. Цель: Познакомить детей со свойствами.

Проект «Берегите воду». Старшая группа Время проведения: февраль 2016г. Цель: приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.

МКОУ « СОШ № 2 с. Карагач»

Прохладненского района

«Берегите воду!»

(Экологический урок для 3 класса)

Подготовила и провела:

кл. руководитель 3 класса

Люева М.М.

Тема. «Берегите воду!» (слайд 1)

Цели и задачи:

    рассмотреть причины загрязнения водоемов;

    познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

    учить ребят бережно относиться к воде и экономить ее.

Ход занятия:

На доске девиз: «Вода – одно из главных богатств человечества на Земле». (слайд 2)

1. Организационный момент

Учитель: Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

1 ученик: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманный заползает

2 ученик: Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3 ученик: На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель: Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

2. Введение.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Вода: Без меня прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна …

Дети хором: ВОДА!

Учитель: Как вы думаете, много ли воды на земле? (ответы детей) (слайд 3)

Нашу планету называют «голубой планетой», так как вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть в воздухе (облака, пар, тучи и т.д.). Также вода есть под землёй - родники. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше и в воде. Вода входит в состав любого организма: растения, животные (медуза состоит на 90 – 95 % из воды). (слайды 4,5,6,7)

Но где же берут воду, откуда пришла она?

2) Откуда пришла вода. (слайд 8)

учитель: Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана.

Откуда ты?

Вода в ответ:

Издалека, из океана!

1 ученик: Потом малыш гулял в лесу,

Росой покрылась вся поляна.

Откуда ты? Спросил росу.

Издалека, из океана!

2 ученик: На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

И я, дружок, из океана!

Учитель: Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке –

Нам откликнется всегда-

Океанская вода!

3. Беседа. Почему воду нужно беречь? (слайд 9)

Учитель: Бурное развитие промышленности XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая)

Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из – за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды.

    Чтение и обсуждение экологической сказки «Жила – была река" (слайд 10)

Жила-была река (Н.А.Рыжов)

(экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручей­ком, который прятался среди высоких стройных елей и белостволь­ных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней тек­ла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и по­просили се остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее бере­гах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не по­думал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему лю­ди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпе­ла, ждала, когда, они, наконец, опомнятся. Однажды по реке про­плыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет,- думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на по­мощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помоги­те мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчез­ла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои за­пасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Доро­гие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был со­всем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

Как речка помогала людям?

Как люди относились к реке?

Как вы считаете, правильно ли они себя вели? Почему?

Что случилось с горожанами, когда река ушла?

Представьте, что все реки обиделись на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

Сравните реку. Какой она была вначале и стала потом. Какие изменения произошли с ней?

Правильно ли поступили люди в конце сказки?

Что они могли бы сделать для своей реки?

А что вы, ребята, могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами? В вашем городе?

Как люди нашего города относятся к рекам и озерам – так же как и в сказке или по-другому?

Вы, наверное, сами часто видели беспорядок на пляжах. Отдыхающие оставляют мусор. Как надо поступать, приходя на пляж?

Учитель: Для многих растений и животных вода является домом. А какое значение вода имеет для человека? (Ответы детей)

Тело человека почти на 63-68% состоит из воды. С водой из организма удаляются вредные вещества; вода с поверхности кожи (пот) регулирует температуру нашего тела.

2) Берегите воду! (слайд 11)

Учитель: Люди всегда ценили воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, источником плодородия. А поэтому, люди всех народностей заботливо и бережно относились к питьевой воде: колодезной и родниковой. Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 10000 товарных вагонов в поездах. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Дунай, Рейн, Волга купаться вообще нельзя. В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Озеро Байкал теряет способность самоочищаться. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. Даже в организме рыб происходят изменения, рыбы рождаются с двумя хвостами. (слайд 12)

Известный государственный деятель Индии, премьер-министр И.Ганди писал в 1980 году: «Одна из основных задач в нашей стране – обеспечить безопасной водой все 500 000 деревень Индии».

Специалисты рассказывали, что им приходилось видеть семьи, которые на все нужды, да ещё в условиях жаркого климата, использовали 2,5 литра воды на человека в сутки. Причём воды, по качеству очень далёкой от самых скромных стандартов. В результате около 80% всех болезней не только в Индии, но и в других развивающихся странах, связаны с нехваткой чистой воды.

Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: в среднем обеспечение населения водой составляет 400 л на человека (из них 250 л питьевой), а в Москве приходится около 700 л в сутки на душу населения.

Однако, есть и у нас районы, где в силу климатических условий сложилась довольно напряженная ситуация с водоснабжением, и вода поступает в квартиры с перебоями.

К воде должно быть такое же бережное отношение, как к хлебу.

Сейчас в нашей стране проводится многоступенчатая очистка воды, создаются водохранилища. Но мало только заботы государства, необходимо и нам беречь воду. Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: уходила вода – пустели города и деревни. (слайды 13,14,15)

Не расходуйте воду напрасно!

Берегите ее!

Как грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в 1.5 раза. Из-за того жизнь россиян в некоторых регионах уменьшилась на 10 лет. (слайд 16)

Вывод

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: «уходила» вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды. Давайте будем также бережливы ко всем «дарам цивилизации», источником которых служит природа, её ресурсы: к включенной электрической лампочке, газовой горелке, пустой таре, сделанной из дерева.

А сейчас послушайте историю «Море и спичка»

(Беседа). (слайд 17)

История «Море и спичка» Н.Б. Коростелев

Прогулочный катер шёл вдоль Крымского побережья. Синь моря, неповторимые виды Крыма, белые чайки, мелькнувшие вдали дельфины создавали у пассажиров, заполнивших палубу катера, праздничное, приподнятое настроение. Среди пассажиров выделялся высокий, плечистый немолодой человек. К его мужественному облику шла морская форма капитана первого ранга.

Капитан зажёг спичку, раскурил неизменную трубку, а спичку положил обратно в коробок. «Не могу даже спичку бросить в эту красоту», - сказал он, улыбнувшись, как бы объясняя свой поступок.

И поразительное дело. Мимоходом брошенная незначащая фраза оказала неожиданный воспитательный эффект. Многие пассажиры ели апельсины, конфеты, жевали бутерброды, пили лимонад. Но никто после слов, сказанных капитаном, не бросил ни соринки за борт. И только одна женщина, поднявшаяся на палубу из каюты, взяла из рук сына скомканный стаканчик из – под мороженного, выкинула за борт и стала вытирать платком мальчику руку. У ребёнка на глазах выступили слёзы. «Капитан не бросил, а ты…»,- зашептал он. Мать не поняв, в чём дело, взяла сынишку за руку и стала двигаться к трапу.

Мы сошли на берег. Нам с капитаном, оказалось, по пути. Впереди шёл мальчик с матерью. Он продолжал что-то взволнованно говорить маме.

Я объяснил своему спутнику, в чём дело. Капитан заметил: «Сейчас я служу в Северных краях, а отпуск провожу дома. Дом – то мой – Чёрное море. Всякое видел. Но скажу одно – настоящие люди никогда без крайней нужды не причиняют вреда ни земле, ни воде, ни животным, ни растениям».

Мы попрощались. Я шёл и думал над словами капитана, желая мальчику оставаться настоящим человеком.

4. Итог .

Что нового вы теперь знаете о значении воды в жизни людей?

Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

Как люди охраняют воду от загрязнения?

Как каждый человек должен беречь воду?

5. Выводы.

Так какие же меры нужно принимать по охране и сбережению воды?

    строительство очистных сооружений;

    экономия воды;

    посадка и охрана растений по берегам водоемов;

    использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами;

    контроль за уровнем загрязнения вод.

Главные заповеди для человека: (слайд 18)

    Наша планета – наш дом. И каждый из нас в ответе за ее будущее.

    Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

    Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужна твои заботливые руки.

    Для получения тонны стали уйдет 150 тонн воды.

    На производство 1 тонны бумаги 250 тонн воды.

    1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

    5 грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метра водяной поверхности.

    При утечки воды из крана за 10 минут вытекает ведро. Сколько ведер воды утечет за 1 час? За 1 сутки?

    Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?

I. Выбор темы исследования.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

II. Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

III. Задачи исследования.

– Проанализировать научную информацию по теме;
описать причины загрязнения водоемов;
познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
доказать необходимость бережного отношения к воде;
выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект, предмет и база исследования:

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: вода – источник жизни;

База исследования: учащиеся, их родители.

V. Гипотеза исследования.

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

VI. Методы исследования:

– анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.

VII. Результаты исследования:

Вода – источник жизни.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…

Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.

Охрана воды.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.

Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

Наши исследования.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.

В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Вопросы Опасно ли загрязнение воды для человека? Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе? Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды? Должен ли каждый человек беречь воду?
Ответы да нет не знаю да нет да нет не знаю да нет не знаю
Взрослые 12 0 0 8 4 8 4 0 12 0 0
Дети 12 0 4 2 14 9 4 3 15 0 1

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.

Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Организационный момент.

Сообщение темы и целей классного часа.

Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик. Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Учитель. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

По горизонтали:

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

По вертикали:

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель. У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.

Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.

Прослушивание докладов учеников по теме исследования.

Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.

Подведение итогов.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

Наверное, сегодня невозможно найти человека, который не слышал бы лозунги, призывающие беречь воду. К сожалению, далеко не каждый понимает ценность и острую ограниченность этого ресурса. Постараемся раскрыть эту тему более подробно, чтобы каждый читатель смог понять, почему именно сохранение воды является важнейшим шагом к спасению человечества и всей планеты.

Важность воды для всего живого

Большинство людей даже не задумываются, насколько важна для них вода. Попить чай дома, принять душ после работы, купить и выпить бутылочку воды в жаркий день – все это воспринимается нашими соотечественниками как данность. А представьте себе, что произойдет, если лишить человека живительной влаги всего на сутки. Да, он переживет, но комфортность жизни резко снизится – невозможность попить, приготовить еду, совершить элементарные гигиенические процедуры.

А что будет, если лишить человека воды на неделю? При низкой температуре и высокой влажности воздуха он, возможно, и выживет, но организму будет нанесен страшный удар не факт, что он сможет оправиться после этого. Ну а если увеличить этот срок до двух недель, то ни малейших шансов на выживание не останется. В первую очередь будут поражены сердце, мозг и почки.

Это же относится абсолютно ко всем живым организмам на планете – начиная от высших животных и заканчивая одноклеточными водорослями.

Малые запасы питьевой воды

Многие люди не понимают, почему важно беречь запасы воды именно из-за иллюзии того, что этот ресурс практически неисчерпаем. К сожалению, практика показывает обратное. Да, всю выпитую воду человек и другие организмы тем или иным способом выделяют в окружающую среду. Проходя стадии естественной обработки, она возвращается в исходное состояние и снова может использоваться.

Но учитывайте, что пресная вода составляет меньше 3% (а по другим не более 1%) от общего количества воды на планете. Причем большая ее часть - это снег и лед на полюсах Земли, а добраться до них совсем непросто. Поэтому на реки, озера и ручьи – доступные источники воды - приходится очень и очень небольшая часть.

А человечество активно загрязняет их – начиная от кучки мусора, выброшенного в реку после пикника, и заканчивая огромными заводами, превращающими чистую питьевую воду в настоящий яд, способный уничтожить любой организм, потребивший его.


Еще сто лет назад загрязнение было сравнительно небольшим – природа справлялась с ним, очищая воду и позволяя человечеству использовать ее снова и снова. Увы, на сегодняшний день люди давно перешагнули тот рубеж, после которого планета уже не может самоочищаться. Поэтому с каждым годом запасы воды, пригодной для питья, стремительно тают. Пока одни ученые беспокоятся об энергетическом кризисе, который наступит, когда закончится нефть, другие уверены – человечество погибнет именно из-за жажды, если не умерит аппетиты, не станет относиться к природе более разумно.

Жажда во многих странах

Многие наши соотечественники не намерены беречь воду из-за того, что ее очень много и запасы кажутся неисчерпаемыми. Да, нам повезло родиться в регионе, богатом чистейшей жидкостью, пригодной для питья.

Однако удача улыбнулась не всем. Миллиарды людей во всем мире не могут позволить себе не то что чистую воду, но и просто питьевую. Индусы, пакистанцы, арабы, жители Латинской Америки – многим из них приходится пить практически из луж. Не имея возможности (или чаще не зная о необходимости) кипятить воду, они вносят в свой организм опаснейших микробов. Из-за этого регулярно случаются вспышки холеры и другие эпидемии, ежегодно уносящие многие тысячи жизней.

Если нам достаточно открыть кран или купить минералку, чтобы напиться, то в Африке многим людям приходится потратить до 5 часов, чтобы получить возможность напиться. Да и качество получаемой воды остается весьма сомнительным – иногда глотка достаточно, чтобы подписать себе смертный приговор.


В среднем же именно нехватка воды является причиной смерти примерно 5 миллионов людей в год. Только представьте себе эту цифру! Это общее население таких огромных городов, как Пермь, Волгоград, Красноярск, Воронеж и Уфа. И если мы не умерим хищнических аппетитов, такая же участь может постигнуть и нас.

Как внести свой вклад в спасение планеты?

К счастью, каждый человек может внести небольшой вклад в спасение планеты. Небольшая памятка как беречь воду поможет вам в этом. Для этого достаточно:

  1. Включать стиральную машину при полной загрузке, а не из-за двух футболок или рубашек.
  2. При мытье посуды затыкать раковину пробкой, а не пускать воду постоянной струей.
  3. Плотно закручивать кран, не позволяя течь даже тоненькой струйке (она унесет около 2 тонн питьевой воды в год).
  4. Использовать рычаговые смесители, так как в них вода быстрее смешивается и не течет впустую.
  5. При возможности принимать не ванну, а душ. На ванну уходит 140–160 литров, а на душ – от 30 до 50.

Эти простые меры позволят вам почувствовать, что вы вносите вклад в спасение человечества и всей планеты.

Заключение

Теперь вам известно, насколько важным и ограниченным ресурсом является питьевая вода. А также вы узнали о способах ее экономии. Так давайте беречь воду – будущие поколения наверняка не раз скажут нам за это спасибо.