Болезни Военный билет Призыв

Пётр «Великий» — неудобная правда. Неопровержимые факты истории

Загадка Петра I

Как известно, пролив, названный в честь Витуса Беринга, открыл Семен Дежнев. Так бывает… За 80 лет до Беринга государев человек и сибирский торговец пушниной Сеня Дежнев обнаружил пролив, отделяющий Евразию от Америки, а вся слава, как водится, досталась какому-то еврею… Шучу. Не был Беринг евреем! Так же, как и Дежнев – сибиряком.

Семен Дежнев родился в Великом Устюге, а потом нелегкая судьба забросила его в Сибирь – пытать счастья. Тобольск… Енисейск… Якутск… Участие в подавлении якутского восстания… Принуждение к миру юкагиров и других туземных народностей… Девять ранений… Дальний Восток…

Именно этот героический человек в 1648 году вошел в состав экспедиции, отправившейся собирать налоги с туземцев, которые были настолько дики, что белых людей в своей жизни вообще не видели и потому не знали, что должны им немножко материальных ценностей. Это была уже вторая экспедиция Дежнева за деньгами. Первая, состоявшаяся годом ранее, закончилась бесславно: корабли уперлись в непроходимые льды. А вот на следующий год ребятам повезло. Суда шли вдоль берега, потом вместе с самим берегом повернули на юг и вошли в тот самый пролив, который позже получит чужое имя. Поначалу командовал экспедицией Федот Алексеев. Но так вышло, что Алексеев погиб в битве с чукчами, и возглавил экспедицию Дежнев.

К сожалению, данные об этой экспедиции не получили широкой известности. Поэтому через много-много лет Петр I направил на Дальний восток Витуса Беринга с секретной инструкцией отыскать пролив, отделяющий Америку от Евразии.

Несмотря на огромные трудности Беринг со своей задачей с честью справился, еще раз открыв означенный пролив (про который чукчи, кстати, знали и без всякого Беринга или Дежнева).

Получив приказ царя, Беринг с людьми отправился на восток. В связи с нелетной погодой они не воспользовались самолетом, поэтому вместо восьми часов добирались от столицы до Охотска два года. Затем, перезимовав, перебрались на Камчатку, там построили корабль и поплыли смотреть пролив.

Берингу все его экспедиции в конце концов стоили жизни. Почти все последние годы он болел, но, будучи педантичным немцем, не исполнить императорского приказа не мог. Исполнил с честью, несмотря на противодействие местных властей. На Беринга, по старой русской традиции, постоянно сыпались доносы в Сенат, которые скапливались там килограммами… Так, например, из Якутска, где осталась ждать Беринга его жена, некий Григорий Писарев сигнализировал куда надо: «…Мочно сказать, что та экспедиция напросилася в Сибирь ехать только для наполнения своего кармана, и Беринг уже и в Якуцку великие пожитки получил, и не худо б де было жену ево, едущую в Москву, по обычаем сибирским осмотреть, чтоб явны были их пожитки».

Анна Беринг действительно хотела уехать с детьми в Москву, но тут пришло известие, что ее муж серьезно заболел в Охотске, и она кинулась туда. Путешествие было тяжелым – и сама Анна, и ее двое маленьких детей по дороге едва не погибли… Так что не обижайтесь на Беринга за Дежнева. Напротив, пропустите за него и его жену стопку в ближайшие выходные. А пока вы обдумываете мой дельный совет, хочу обратить ваше внимание на следующее удивительное обстоятельство…

Петр I посылает Беринга не проверять версию о том, имеется между Америкой и Евразией сухопутный мост или нет. Он послал его с конкретным заданием: найти пролив. Откуда-то Петр знал, что пролив существует!

Однажды в разговоре с Апраксиным царь показал ему карту, на которой этот пролив был изображен, и сказал буквально следующее: «На сей морской карте проложенный путь, называемый Аниан, проложен не напрасно. В последнем путешествии моем (в Европу. – А. Н. ) в разговорах слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались обыскивать берегов американских?»

Анианом в то время звали Берингов пролив.

Удивительно, правда? Пролив еще не открыт, но уже всем известен, поименован и нанесен на карты!.. А что за карты? Где их взял Петр?

Да в Голландии! На европейские карты пролив между Евразией и Америкой был нанесен еще в XVI веке. За двести лет до Петра и Беринга! Он обозначен на картах Меркатора, Вальдземюллера, Залтиери, Батисты Аньезы, Себастьяна Мюнстера, Больнини Сольтерио, Джакомо Гастальди, Хемфри Гилберта, Авраама Ортелия, Мартина Фробишера… Причем на карте последнего картографа изображены даже острова Диомида в районе пролива.

Вот так вот. Пролив нарисован, географы о нем знают, но голландцы и Парижская академия наук тем не менее просят русского царя организовать экспедицию и проверить. И эта странная ситуация, похоже, никого в Европе не удивляет.

Европа знает: пролив есть! Европа рисует его на картах. И Европа просит проверить того, кто поближе: а справедливы ли наши карты?

А где вы их взяли-то, орлы?..

Эта загадка долго не давала покоя историкам – откуда люди прошлого знали то, что история знать им запрещает? Загадка непростая! Но историки блистательно справились с ее решением. Вот, например, что пишет крупный отечественный географ Л. Берг: «На эти вопросы надо со всей категоричностью ответить: до Дежнева (1648) никто из европейцев в области Берингова пролива не плавал, а домысел о проливе между Азией и Америкой есть кабинетное измышление, случайно предвосхитившее истину».

Поняли? Это универсальный прием. Если что-то не укладывается в устоявшуюся теорию, это объявляется либо случайностью, либо подделкой. Случайности и подделки действительно существуют. Тем легче историкам все на них списывать. Немножко тушуются они только при столкновении с иной областью знания, в которой не разбираются, – например, с генетикой, которая порой противоречит их догматам. Тогда историки просто предпочитают отмалчиваться. И действительно: чего они будут спорить с этими биологами, которые ни черта в истории не понимают! Их только пожалеть можно…

Запомните эту отмазку Берга про случайность. В дальнейшем мы столкнемся с еще более поразительными придумками официальных историков. Они – повязки на глазах, которые историческая наука сама себе надевает, чтобы не видеть неприятных вещей. Вот про неприятные вещи подобного рода мы сейчас и поговорим…

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Глава XI ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА: ВЕЛИКОЕ ГОНЕНИЕ НА ВЕДЬМ (I):

Из книги Величие и проклятие Петербурга автора Буровский Андрей Михайлович

Глава XII ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА: ВЕЛИКОЕ ГОНЕНИЕ НА ВЕДЬМ (II): попытка

Из книги Отрекаясь от русского имени. Украинская химера. автора Родин Сергей Сергеевич

Из книги Избранные труды. Теория и история культуры автора Кнабе Георгий Степанович

Глава 1. Загадка происхождения «украинцев» Современная Русская публицистика не обходит вниманием «украинскую тему». Однако, касаясь тех или иных ее частных сторон, с загадочным упорством избегает постановки вопросов, позволяющих правильно осмыслить проблему в целом. А

Из книги Этруски [Предсказатели будущего (litres)] автора Блок Реймон

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 7 От Петра до Ломоносова До сих пор мы имели дело с двумя формами античного наследия в культуре России - с его целостной глубинной энтелехией (эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева, русского исихазма XV в.) и с заимствованием его элементов в литературе и

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Глава 23. Россия Петра I (1689-1725) Нравственное развитие Петра. ? «Непорядочное» правление после свержения Софьи. ? Русская царица Евдокия и немка Анна Монс. ? Неординарность Петра. ? Образ жизни Петра. ? Общение с людьми. ? Пьяные увеселения при дворе Петра. ? Подоплека шутовства

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Глава 28. Россия и двор Петра III (1761-1762) Несчастье русского престола. ? Детские игры взрослого человека. ? Нравственная сторона брака с Екатериной. ? Адюльтер. ? Двор на голштинский манер. ? Нелепое начало. ? Пренебрежение к православию. ? Поклонение Фридриху II. Несчастье

Из книги Феномены древней культуры востока Северной Азии автора Попов Вадим

Из книги В. С. Печерин: Эмигрант на все времена автора Первухина-Камышникова Наталья Михайловна

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Глава шестая. От Петра Первого до наших дней. В 1721 году Петр І упразднил патриаршество. Этот шаг не был случайностью. Церковь слилась с государством и потеряла самоуправление. Ещё на Стоглавом соборе в 1551 г. царь Иван Грозный фактически руководил собором. Власть светская

Из книги Русский Египет автора Беляков Владимир Владимир

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1 ОЛЬМЕКИ: ЗАГАДКА ГИГАНТСКИХ ГОЛОВ Самолет кружил над Табаско, одним из южных штатов Мексики, прилепившимся к нижней части петли Мексиканского залива. Сверху казалось, что пилот занят поиском подходящего для посадки островка суши посреди сплошных озерков и болот,

7 009

Существует множество фактов, которые свидетельствуют в пользу версии о подмене Петра I во время его путешествия по Европе. Например, Д.С. Мережковский в своей книге «Антихрист» отметил полное изменение внешности, характера и психики у царя Петра I после его возвращения из «земель немецких», куда он поехал на две недели, а вернулся через два года.

Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 19 человек, и возглавлял его А.Д. Меньшиков. После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта), единственным из старого состава остался лишь Меньшиков. Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену.

Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца. Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра 1 самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии. «Своего» брата Ивана V и «своих» маленьких детей Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии.

Как отмечает писатель Владимир Шемшук, Пётр-самозванец проделал такие преобразования с Россией, что нам до сих пор аукается.

Он стал действовать как обычный завоеватель:

Разгромил русское самоуправление - «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;
- передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана IV);
- разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;
- разгромил духовенство - носителей русской культуры и уничтожил православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;
- ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;
- уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу цивилизацию на 5503 года;
- повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь;
- призвал немецких «профессоров» написать совершенно другую русскую историю;
- под видом борьбы со старой верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;
- запретил выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, являвшийся основной пищей русского человека, чем уничтожил долгожительство на Земле, которое оставалось тогда ещё в России;
- отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли божественные и жизненные пропорции;
- заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» - это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство;
- уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;
- разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту с их чудесными способностями и волшебным оружием, на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные».

Но главное его преступление - уничтожение русского образования (образ + ваяние), суть которого состояла в создании у человека трёх тонких тел, которые он не получает от рождения, и если их не сформировать, то у сознания не возникнет связи с сознаниями прошлых жизней.

Если в русских учебных заведениях из человека делали универсала, который мог, начиная от лаптей и, кончая космическим кораблём, сделать всё сам, то Пётр ввёл специализацию, которая сделала его зависимым от других.

До Петра-самозванца в России не знали, что такое вино, он приказал выкатывать на площадь бочки с вином и бесплатно поить горожан. Это было сделано для отшибания памяти прошлой жизни.

В период Петра продолжилось преследование родившихся младенцев, помнящих свои прошлые жизни и умеющих говорить. Массовое уничтожение младенцев, обладавших памятью прошлой жизни, наложило проклятие на все воплощения подобных детей. Не случайно сегодня, когда рождается разговаривающий ребёнок, он живёт не более двух часов (но редко всё же бывают и исключения).

После всех этих деяний у самих захватчиков язык долго не поворачивался называть Петра великим. И только в XIX веке, когда уже позабылись петровские ужасы, возникла версия о Петре-новаторе, который так много сделал полезного для России, даже привёз из Европы картофель и помидоры, якобы завезённые туда из Америки. Паслёновые (картофель, помидоры), были широко представлены в Европе и до Петра.
Их эндемичное и очень древнее присутствие на этом континенте подтверждается большим видовым разнообразием, для чего потребовалась не одна тысяча лет. Наоборот, известно, что именно во времена Петра была развёрнута кампания против колдовства, другими словами культуры питания (сегодня слово «колдовство» употребляют в резко отрицательном значении).

До Петра было 108 видов орехов, 108 видов овощей, 108 видов фруктов, 108 видов ягод, 108 видов клубеньковых, 108 видов злаков, 108 пряностей и 108 видов плодов*, соответствовавшие 108 - русским богам. После Петра остались единицы священных видов, используемых в пищу, что человек может видеть сам. В Европе это было сделано ещё раньше.

Особенно сильно уничтожались злаки, плоды и клубеньковые, поскольку были связаны с перевоплощением человека, Единственное, что сделал Пётр-самозванец, разрешил возделывать картофель (картофель, как и табак относится к семейству пасленовых. Ботва, глазки и зелёный картофель ядовиты. Зеленый картофель содержит очень сильные яды, соланины, особенно опасные для здоровья детей.), батат и земляную грушу, которые сегодня слабо употребляются в пищу.

Уничтожение священных растений, употреблявшихся в определённое время, привело к утрате сложных божественных реакций организма (вспомните русскую пословицу «всякому овощу своё время»). Более того, смешение питания вызвало гнилостные процессы в организме, и теперь люди вместо благоухания источают зловоние.

Почти исчезли растения-адоптогены, остались только слабодействующие: «корень жизни», лимонник, заманиха, золотой корень. Они способствовали адаптации человека к сложным условиям и сохраняли человеку молодость и здоровье.

Совершенно не осталось растений-метаморфизаторов, способствующих различным метаморфозам организма и внешности, лет 20 встречался ещё в горах Тибета «Виток священный», да и тот сегодня исчез.

Кампания по обеднению нашего питания продолжается и в настоящее время, почти исчезли из употребления калега и сорго, запрещено выращивать мак.

От многих священных даров остались лишь названия, которые выдают нам сегодня за синонимы известных фруктов. Например: грухва, калива, бухма, ландушка, которые выдаются за брюкву, или армуд, квит, пигва, гутей, гунь - исчезнувшие дары, которые выдаются за айву. Кукиш и дуля ещё в XIX веке обозначали грушу, хотя это были совсем другие дары, сегодня этими словами называют изображение фиги (тоже, кстати, дара).

Кулак с вложенным большим пальцем, раньше обозначал мудру сердца, сегодня употребляется как негативный знак. Дулю, фигу и кукиш перестали выращивать, потому что они были священными растениями у хазар и варягов.

Уже в последнее время проску стали называть «пшёнкой», ячнёвку - ячменем, а пшённый и ячневый злаки навсегда исчезли из человечеств агрокультуры.

Что же произошло с настоящим Петром I?

Он был схвачен иезуитами и помещён в шведскую крепость. Ему удалось передать письмо Карлу XII, королю Швеции, и тот вызволил его из плена. Вместе они организовали поход против самозванца, но призванная на борьбу вся иезуито-масонская братия Европы, вместе с русскими войсками (чьи родственники были взяты в заложники на случай, если войска вздумают перейти на сторону Карла), одержала победу под Полтавой.

Настоящий русский царь Пётр I был вновь схвачен и помещён подальше от России - в Бастилию, где он впоследствии и умер. На лицо ему была надета железная маска, вызвавшая массу толков во Франции и Европе. Шведский же король Карл XII бежал в Турцию, откуда он пытался снова организовать поход против самозванца.

Казалось бы, убей настоящего Петра, и не было бы никакой мороки. Но в том-то и дело, захватчикам Земли нужен был конфликт, а без живого царя, находящегося за решёткой, не удались бы ни русско-шведская война, ни русско-турецкая, которые на поверку были гражданскими войнами, приведшими к образованию двух новых государств: Турции и Швеции, а потом ещё нескольких.

В XVIII веке вся Россия знала и говорила о том, что Пётр I - не настоящий царь, а самозванец…»


За свою долгую историю человечество знало множество правителей. Кто-то оставил меньший след, кто-то больший. В ряду последних такие знаменитые личности, как Навуходоносор, Нерон, Александр Македонский, Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Иван Грозный, Ленин... И, конечно, Петр I. Пожалуй, это одна из самых неоднозначных фигур. Недаром в России к его имени прибавляют эпитет "Великий", а, к примеру, в Турции, - "Безумный". Еще один пример неоднозначности - признание Петра советской властью. Все цари у большевиков были "плохими", один Петр - "хорошим".

Несмотря на то, что знаем мы о нем - в отличие от многих других самодержцев - весьма много, в его жизни было немало тайн. И эти тайны послужили основой для многочисленных преданий, легенд и мифов, которые бытовали (и бытуют) в народе - в отличие от официальной науки, которая почему-то не особенно любит копаться в потаенной истории Петра I.

Начались эти тайны, как и полагается по законам и неумолимой логике античной драмы, с пролога, то есть с самого начала. Как и в античных произведениях, где боги предсказывают рождение великих личностей, рождение Петра Великого (будем называть его так, потому что хоть и был он Безумным - с точки зрения нормальных людей, но величия у него не отнять) тоже было предсказано. В петербургском городском фольклоре сохранилась легенда, восходящая к временам царя Алексея Михайловича. В то время в Москве жил знаменитый человек - Симеон Полоцкий, прославившийся предсказаниями по звездам. 28 августа 1671 года Симеон заметил, что недалеко от Марса появилась необыкновенно яркая звезда. На следующее утро звездочет отправился к царю и поздравил его с сыном, якобы зачатым в прошедшую ночь "во чреве его супруги царицы Натальи Кирилловны".


В те времена предсказания, основанные на наблюдениях звезд, считались весьма серьезными, и Алексей Михайлович совершенно не усомнился в пророчестве. Спустя девять месяцев, 28 мая 1672 года, когда Симеон Полоцкий пришел во дворец, царица уже мучилась в родах. Но Симеон сказал, что царица будет страдать еще двое суток. Между тем роженица так ослабела, что ее, в преддверии возможной смерти, причастили святых тайн. Но и тогда Симеон Полоцкий утешал царя, утверждая, что Наталья Кирилловна будет жива и через пять часов родит малыша.

Через четыре часа Симеон бросился на колени и начал молить Господа, чтобы царица терпела еще не менее часа и не разрешалась от бремени. "О чем ты молишь? - вскричал "тишайший" царь. - Царица почти мертва!" "Государь, - проговорил Симеон, - если царица родит сейчас, то царевич проживет не более пятидесяти лет, а если через час - доживет до семидесяти".


И так уж получилось, что именно в этот момент родился царевич. Окрестили его Петром - именем, определенным, как гласит то же предание, все тем же Симеоном Полоцким. Как известно, Петр умер в январе 1725 года в страшных муках, не дожив несколько месяцев до пятидесяти трех лет.

Впрочем, известно еще более раннее пророчество. В 1595 году физик и математик Иоанн Латоциний в книге "О переменах государства" предсказал: "Известно есть, что зело храбрый принц придет от Норда во Европе и в 1700 году начнет войну и по воле Божией глубоким своим умом получит места, лежащие за зюйд и вест, под власть свою и напоследок наречется императором". Если верить легендам, то пророчество ученого мужа Иоанна оказалось исключительно точным. Именно в 1700 году "храбрый принц глубоким умом своим" вздыбил Россию перед прыжком в будущее, и Россия замерла перед ужасом выбора, продиктованного несокрушимой волей одного-единственного человека.


Поговаривали, что Петр вовсе не сын тишайшего царя Алексея Михайловича, а отпрыск самого Лефорта. Будто бы государь Алексей Михайлович говаривал своей жене царице Наталье: "Коли не родишь сына, учиню тебе озлобление". Об этом знали дворовые люди. И когда царица разрешилась дочерью, а у Лефорта в это время родился сын, то, страшась государева гнева, втайне от царя младенцев поменяли. Но если и не верилось кому-то в историю с подменой младенцев, то тут же предлагалась другая, по мнению рассказчиков, более правдоподобная: легенда о том, как во время поездки в Швецию царь Петр был пленен и там "закладен в столб", а на Русь вместо него был выпущен немчин, который и царствует ныне. И как же этому не поверить, если, возвратившись из-за границы в Москву накануне нового 1699 года, царь не заехал в Кремль, не поклонился чудотворным мощам православных святых, не побывал у гробов родителей в Архангельском соборе, а сразу полетел в Немецкую слободу, где всю ночь пировал у Лефорта?

Бесконечная череда слухов, сплетен и пересудов сопровождала Петра всю жизнь, и было это, в общем-то, и неудивительно. Энергичный, деятельный Петр среди своих соплеменников выглядел чужаком. Таким же, какими у степенных москвичей слыли немцы в Лефортовой слободе. А те, кто резко отличается от большинства, всегда вызывают пересуды и сплетни. Петр же эти сплетни и слухи старался не замечать. А в середине 10-х годов XVIII столетия судьба нанесла ему неожиданный удар. Он узнал об измене своего сына, царевича Алексея. Тот, боясь отцовского гнева, бежал за границу. Хитростью и обманом его удалось возвратить в Петербург, и он сразу же был заточен в Петропавловскую крепость. 26 июня 1718 года после длительных допросов, сопровождавшихся страшными пытками, царевич Алексей умер. Так гласит официальная версия. Однако, согласно одной из легенд, его тихо придушили подушкой по указанию отца.


Другую легенду через сто лет после изложенных событий записал А.С.Пушкин. По этой легенде денщику Петра Веделю было велено заказать у аптекаря Бера яд. Но аптекарь, узнав, для чего он требуется, разбил склянку об пол. Денщик, как пишет Пушкин, "взял на себя убиение царевича и вонзил ему тесак в сердце".


Согласно еще одной легенде, нелюбимого сына Алексея Петр принес в жертву, открыв тем самым путь к престолу своему любимцу - сыну от брака с Екатериной четырехлетнему Петру Петровичу. Но судьба и на этот раз была беспощадна: в 1719 году младенец неожиданно умер. Во время его отпевания в Троицком соборе среди гробовой тишины вдруг кто-то крикнул: "Петр, твоя свеча погасла!"


Личная жизнь царя не складывалась. Постылая и изначально нелюбимая жена Евдокия из старинного рода Лопухиных томилась за толстыми стенами Успенского монастыря в Старой Ладоге, посылая оттуда проклятия Петербургу и мечтая о том, что Петр когда-нибудь вернется к ней. Старинное предание именно ей приписывает авторство знаменитого проклятия: "Быть Петербургу пусту!" Походная близость с многочисленными "метрессами", которые повсюду сопровождали царя, радости не приносила. Единственная его настоящая любовь Екатерина - бывшая ливонская пленница Марта Скавронская, которую он увидел еще в 1703 году в доме Меньшикова и тогда же отобрал у него, долгое время законной женой не была. Только в 1707 году они якобы тайно обвенчались.


В 1724 году Петру Великому, уже императору могущественного государства, судьба нанесла очередной удар. Он узнал, что его любовь, Екатерина, изменяет ему с камергером Виллимом Монсом. Ради государственного спокойствия дело об измене царственному мужу было превращено в дело об "обогащении себя через злоупотребление доверием императрицы". Следствие велось спешно, и уже через восемь дней вынесли приговор. Кого били кнутом. Кому рвали языки. Кого сослали в Сибирь. Красавцу камергеру отрубили голову.


Царь старался не замечать трещины, образовавшейся в отношениях с женой. Но однажды в Зимнем дворце, как рассказывает легенда, он дал почувствовать Екатерине температуру крови, кипящей в его жилах. Выслушивая очередные просьбы Екатерины о смягчении участи замешанных в деле о "злоупотреблениях", Петр подошел к окну с венецианскими стеклами: "Видишь это стекло, которое прежде было ничтожным материалом, а теперь, облагороженное огнем, стало украшением дворца? Достаточно одного удара моей руки, чтоб обратить его в прежнее ничтожество". И разбил стекло. Мягкая и добродушная Екатерина со вздохом возразила: "Стал ли от этого ваш дворец красивее?" Но намек поняла.


Между тем недолгий век великого императора подходил к концу. Еще в 1714 году медики считали Петра неизлечимо больным "вследствие несоблюдения диетических правил и неумеренного употребления горячих напитков". К ужасу окружающих, сбывалось страшное пророчество Симеона Полоцкого: Петру не суждена долгая жизнь. Не вовремя родился!


Он часто болел. Периодически повторялись припадки буйства, с которым умела справляться только Екатерина. Осенью 1724 года во время бури Петр участвовал в спасении моряков тонущего корабля. Он боролся за жизнь каждого матроса, пока все они не оказались в безопасности. В результате долгого пребывания в холодной воде он сильно простудился. Так гласит официальная версия.


Неофициальных версий и легенд великое множество. Одна утверждает, что Петр умер от банального сифилиса. Приверженцы второй версии верят, что Петра отравили - симптомы его болезни очень напоминают именно отравление медленно действующим ядом. Третья версия говорит как раз о том, о чем говорили придворные медики: Петра сгубил его образ жизни, невоздержанность в употреблении спиртных напитков и тяжелой пищи. Приверженцы четвертой версии видят причиной смерти тоже болезнь, но болезнь не телесную: шизофрению, истерию, эпилепсию или что-то другое из этого ряда. А иначе как объяснить буйный нрав самодержца и его многочисленные припадки, которые замечались за ним с юношества? Пятая версия - метафизическая. Ее сторонники в смерти Петра склонные видеть бич Божий: Господь покарал русского самодержца за его глумление над обычаями и устоями Руси. Оно, конечно, хорошо - прорубить окно в Европу. Но ты либо дверь прорубай, либо вообще не лезь в это дело: из окна ходить неудобно... Особенно в чужих одеждах и с чужими принципами.


Умер Петр 28 января 1725 года рано утром, в ужасных страданиях, на руках Екатерины. Известна легенда, как перед самой кончиной Петр слабым голосом потребовал аспидную доску и едва послушной рукой нацарапал на ней два слова: "Отдайте все..." Дальше рука не повиновалась. Не было сил. Или дело вовсе не в силах? Может быть, в последний момент всесильный и могущественный монарх понял, что "отдать все" просто некому?


Две посмертные легенды наиболее точно характеризуют отношение народа к этому необыкновенному человеку - в меру грешному и в меру святому. С одной стороны, многие прочно связали смерть Петра с крупнейшим стихийным бедствием первой четверти XVIII века - осенним петербургским наводнением 1724 года. То Бог прислал волну за окаянной душой антихриста. С другой стороны, жила в народе героико- романтическая легенда о том, что их император погиб, спасая во время бури тонущих людей - сынов России.


После смерти самодержца Всея Руси легенды и тайны не закончились: периодически кто-нибудь "находит" завещание Петра, которого, как известно совершенно точно, не было. Возможно, оно было написано, но изъято кем-то из окружения Петра. Кем? Ответ просто: тем, кому оно было невыгодно. Или тем, кому эксперименты "продвинутого" царя над собственным народом изрядно надоели...

26 июня 1681 года 9-летний Петр Алексеевич Романов вошел в покои царицы. Мальчик закрыл за собой дверь почти бесшумно, и Наталья Кирилловна его не заметила, она шептала какую-то неведомую молитву. Услышав шаги Нарышкина обернулась, она улыбнулась сыну и протянула ему небольшую икону. «Душа моя, это твой хранитель апостол Петр, – царица обернула образ в шерстяной платок и вручила Петру, – Древнее заклинание спасет тебя от всех болезней и недугов, отвратит злые колдовские чары и нечистую силу. Знай, ты отныне под надежной защитой!». Петр обнял мать, он привык слушаться ее не задавая вопросов. Принимая из рук царицы икону, Петр пообещал, что никогда не расстанется с оберегом, и каждый день будет начинать с молитвы перед иконой.

Икона, которую царица Наталья Нарышкина вручила своему сыну будущему императору Петру I, была написана придворным иконописцем Симоном Ушаковым по заказу государя Алексея Михайловича, когда маленькому Петруше исполнилось 3 месяца. Образ святого апостола всегда висел над кроваткой мальчика. Защитная молитва, которую прочитала Наталья Кирилловна над иконой, была очень древней. Царица знала ее, потому что воспитывалась с малых лет в доме своего родственника знаменитого колдуна Артамона Матвеева. С помощью заговоренной иконы царица хотела защитить Петра от смертельной опасности. После кончины царя Алексея Михайловича и недолгого правления его сына Федора Алексеевича при дворе развернулась настоящая борьба за власть.

На трон претендовали два влиятельных рода – Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, и Нарышкины – семья Натальи Кирилловны. Наследников престола было двое – 10-летний Петр Алексеевич и его 16-летний сводный брат Иван. После долгих переговоров и кровавых стрелецких восстаний было принято небывалое решение – короновать сразу двух царей.

25 июня в Успенском соборе Московского Кремля яблоку было негде упасть. Юные царевичи Петр и Иван торжественно восседали на специально изготовленном по этому случаю двойном троне. Патриарх Иоаким вел праздничную службу. Мальчики по очереди брали в руки скипетр и державу. Шапку Монамаха, в которой по традиции царь произносил клятву, сначала одел Иван, затем Петр. Он был наречен младшим царем, а Иван старшим.

Враждующие боярские фамилии переманивали на свою сторону войска и заручались поддержкой влиятельных дворянских родов. В борьбу вступает и регентша – царевна Софья. Она мечтает избавиться от обоих малолетних царей и править самой, но понимает, что с помощью только дворцовых интриг цели не достичь. Царевна обратилась к известному колдуну Василию Иконнику с просьбой испортить обоих государей и даже лично вручила ему 5 тысяч рублей.

Колдун совершил магический обряд, считавшийся сколь страшным, столь и безотказно действующим. Он изготовил из дерева небольшой трон, похожий на царский, с двумя сидениями. Облил трон раскаленной смолой и поставил на него два деревянных наперстка. Произнеся древний смертельный заговор, колдун воткнул в наперстки две тонкие иглы.

Через несколько дней и без того слабый Иван Алексеевич заболел. Его разбил паралич, и до самой смерти он уже больше не вставал с постели. Петр же сдержал обещание, данное матери, и каждое утро молился перед образом, который царица когда-то подарила ему. И, несмотря на силу древнего колдовства, молодой царь чувствовал себя прекрасно. Поскольку его брат Иван болел и не мог претендовать на престол, Петру, чтобы стать главой государства, оставалось только дождаться совершеннолетия. Но Софья, мечтавшая занять российский престол, сдаваться не собиралась.

Софья ведет переговоры с боярами, недовольными приходом к власти Нарышкиных, стрелецкими воеводами и даже послами соседних государств. Но ей кажется, что этого все же недостаточно. И Софья решает еще раз прибегнуть к помощи магии. Жена стольника Авдотья Волынская по наказу царевны Софьи следила за царем Петром, гулявшим каждый день в саду. Мальчик играл с ножом – с 10 шагов метал его в дерево. Вскоре это занятие наскучило Петру, и он ушел. Авдотья подошла к тому месту, где только что стоял мальчик, аккуратно зачерпнула пригоршню земли из его следа и завернула в тряпицу.

Придя домой, она начала готовить в чугунном горшке колдовской отвар. Бросая щепоть за щепотью землю, Авдотья произносила проклятья в адрес молодого царя. А потом вылила туда же свежую бычью кровь, заклиная темные силы уничтожить Петра. Ворожея поставила горшок в печь, красно-бурая смесь вскоре закипела. Авдотья подхватила чугунок и побежала в царский парк. Найдя государев след, ворожея осторожно вылила в него дымящуюся жидкость, приговаривая: «Засохни кровь, остановись сердце, спину остуди… усни… упади». В тот же день вечером Петр неожиданно упал в обморок.

Царя уложили в постель, целую неделю он не мог подняться на ноги. Его тело сотрясали сильнейшие судороги. Наталья Кирилловна ни на секунду не отходила от кровати сына и истово молилась перед заговоренной иконой. Она не сомневалась, что апостол Петр поможет юному государю справиться с неведомой хворью. Спустя две недели Петр пришел в себя. За время тяжелейшей болезни он сильно похудел. Матушка была уверена, что только молитвы и заговоренная икона помогли ему выжить. Однако недуг, вызванный колдовским заклинанием, сильно сказался на здоровье царя. До конца жизни его преследовали внезапные приступы сильнейшей боли.

О том, кто именно напустил порчу на государя, царские дознаватели выяснили довольно быстро. Авдотью Волынскую обвинили в колдовстве и повесили. Свою сестру, царевну Софью, Петр великодушно пощадил. Виселицу заменило пожизненное заключение в Новодевичьем монастыре. Со сторонниками опальной царевны стрельцами, которые готовили военный переворот, Петр поступил предельно жестоко. Больше тысячи стрельцов были казнены различными способами, а несколько стрельцов были повешены у стены Новодевичьего монастыря, прямо перед окнами кельи царевны Софьи. Это был поступок настоящего самодержца, решительного и властного. В 1689 году, после кровавой стрелецкой казни Петр становится русским царем.

Еще в 15 веке русский астролог и колдун Николай Немчин в своей книге «Предсказания» записал: «Явится государь, что лицом будет подобен коту, а в душе его будут бороться бог и дьявол. Обе силы великие, и сначала одна возьмет верх, а какая в результате победит сие мне не ведомо». Петр стал единоличным и полноправным правителем Руси. Святая икона – талисман царя все время при нем. Государь знает, что его уже несколько раз пытались убить с помощью колдовства и именно молитвы апостолу Петру спасали его от гибели. Несмотря на то, что его главный враг царевна Софья доживает век в монастыре, Петр чувствует, что его жизнь в опасности и решает, что ему необходимо самому овладеть магией.

В 1697 году Петр отправляется в свое первое путешествие за границу. Прежде всего государь посещает Швецию. Именно там он вступает в тайное общество масонов. Государь не пропускает ни одного собрания ложа, он с усердием изучает древние магические книги и участвует в спиритических сеансах. Во время великого посольства, путешествуя по Европе, Петр освоил не только магию. Он преуспел и в столярном и в плотницком деле. Царь интересовался кораблестроением и даже под именем Петра Михайлова работал плотником на верфи Ост Инской компании. Русский царь вместе с простыми мастеровыми строил корабль «Петр и Павел».

С мечтой создать русский флот и сделать Россию великой морской державой Петр вернулся в Москву. Из поездки по Европе государь привез с собой лишь один небольшой сундук. Петр разбросал все вещи по комнате и продолжал что-то искать. Молотки и стамески, прочие плотницкие инструменты и тряпье летели на пол. Найдя на дне сундука скомканный матушкин платок, Петр схватился за голову. Его талисман икона-хранитель пропала.

После возвращения из Европы Петр сильно изменился. Он, вопреки русской традиции, надевает короткий немецкий кафтан и лично стрижет боярам бороды. Представители старинных влиятельнейших русских семей в ужасе, ведь царь их прилюдно обесчестил. Но Петр не обращает на недовольство бояр ни малейшего внимания. Он намеренно делает все наперекор старинному русскому укладу. Даже люди из ближайшего окружения царя не понимают, почему Петр ведет себя настолько вызывающе. Петр нарушает и все церковные каноны. Самые пышные празднества царь, будто специально, устраивает по пятницам, в постный день. Для богобоязненных, воспитанных в православной традиции людей, это страшный грех.

Недовольство среди бояр растет с каждым днем. Несколько раз в вино, которое пил государь, подмешивали отраву. Но Петр был осторожен, перед тем как пригубить напиток он опускал в бокал купленный на голландском базаре перстень. Перстень обладал удивительным свойством – если вино отравлено, камень тут же темнел. Петр узнавал о заговоре и жестоко расправлялся с виновными.

Петр перестает ходить в церковь. Он больше не приглашает патриарха на государственные приемы. Бояре возмущены, но открыто выразить государю недовольство никто не решается. А Петр идет дальше, он приказывает снять с церковных звонниц колокола и переплавить их на пушки. Россия готовится к войне со Швецией. Надругательство над храмами и монастырями стало последней каплей. Иерархи русской православной церкви называют государя безбожником и посланником дьявола.

Даже самые близкие к царю люди боятся государя как огня. Петр стал крайне подозрительным и недоверчивым. Он обвиняет своего сына Алексея в государственной измене, и никто не сомневается, что наказание будет скорым и безжалостным. Царевич узнал о намерениях отца и бежал из Москвы в Италию. Петр отправляет к сыну гонца, известного дипломата Петра Толстого. После долгих уговоров царевич соглашается вернуться в Россию. Ему гарантируют безопасность, но как только Алексей приезжает в Санкт-Петербург, он оказывается в одиночной камере Петропавловской крепости. Петр лично допрашивает и пытает сына. Через несколько дней народу объявили, что царевич скончался.

Однажды во время прогулки Петр увидел за оградой летнего сада драку. Двое бродяг уже разбили друг другу лица в кровь. Завидев царя один из оборванцев выкрикнул: «Слово и дело! Государь, этот человек колдун! Он хочет убить тебя!». Петр приказал страже схватить обоих и повесить на ближайшем дереве. Бродяга, который окликнул царя, кричал, что он ни в чем не виноват, он лишь пытался спасти государя. Но Петр демонстративно не реагировал на крики. Он внимательно смотрел, как слуги привязывали прочные пеньковые веревки.

О жестокости царя ходят легенды. Рассказывают даже, что Петр по утрам умывается бычьей кровью. Когда государь выходит на прогулку, улицы Петербурга пустеют, горожане захлопывают ставни и прячутся, только бы случайно не попасть под горячую руку. Продолжаются и гонения на церковь. Петр издает указ, лишающий церкви и монастыри большей части земельных угодий. Священнослужители собираются предать государя анафеме. Петр начинает открыто издеваться над церковными обрядами. Возле села Преображенское по его приказу возводится земляное укрепление и там, во время православных праздников государь разыгрывает пародии на церковные церемонии. Всешутейший собор – так называет Петр эти глумливые представления.

В вербное воскресенье из Всешутейшего собора на улицы города выезжала процессия. Шуточного патриарха, голого боярина в церковном головном уборе сажали на осла и катали, бросая в него камни. Вместо молитв так называемый патриарх орал ругательства. В конце пародийного обряда устраивалась настоящая оргия. Десятки голых людей, мужчины и женщины, представители знатных боярских фамилий пьянствовали и предавались разврату во главе с Петром. Петр не понимает, что он уже давно сам себе не хозяин. Его все чаще настигают приступы беспричинной злобы и ярости. И бороться с ними самодержец уже не в состоянии.

К концу 1714 года уже ни у кого не остается сомнений, что Петр во власти темных сил. А как еще объяснить совершенно дикое на взгляд любого нормального человека решение? Государь начинает коллекционировать живых и мертвых уродцев. Первый в истории России музей Петр называет по-немецки «Кунсткамера». Собирательству различных диковинок был придан поистине государственный масштаб. По императорскому указу в палату редкостей со всей страны свозят разнообразных уродцев – людей с двумя лицами, одноглазых циклопов, младенцев со сросшимися ногами.

Особенно Петра интересовала внутренняя природа уродства. По его указу члены Академии Наук тщательно изучали строение тел мутантов, представленных в Кунсткамере. А часто Петр собственноручно делал операции и вскрывал трупы. Эти жуткие увлечения государя были для всех загадкой. И, тем не менее, крестьяне и дворяне со всех городов и деревень страны исправно отправляли в Кунсткамеру восьминогих баранов и трехглазых свиней. За утаивание уродцев Петр даже ввел денежный штраф. За несколько лет коллекционирования уродцев Петр собрал более 500 уникальных экспонатов. И вдруг, неожиданно для всех, потерял интерес к своему музею.

Петр перестает покупать диковинных уродов для Кунсткамеры. Вместо этого он открывает в Петербурге несколько ночлежек, бесплатных приютов для бездомных и калек. Петр, ко всеобщему удивлению, начинает каждое утро ходить в церковь к заутренней. Многие восприняли это, как подготовку к очередной богохульной шутке, но Петр ведет себя в храме, как подобает настоящему православному. Никому не пришло в голову связать эти разительные перемены в поведении государя с визитом в Петербург странного гостя из Голландии.

Петр стоял на набережной и курил трубку. Его гость задерживался. Наконец, государь увидел моряка, бегущего к нему с небольшим ящиком в руках. Приятель Петра, с которым он 20 лет назад работал на голландских верфях, привез ему новые плотницкие инструменты. Открыв ящик, Петр улыбнулся, сколько он ни требовал, ни один из русских так и не смог изготовить ничего подобного. Пока Петр восхищенно рассматривал голландские стамески, моряк достал из-за пазухи сверток: «Друг мой, это тоже тебе. Ты забыл это в трюме корабля.». Петр замер от неожиданности – у него в руках была та самая икона, которую он считал навсегда утерянной. Образ апостола Петра был разломлен на две части.

Вернувшись во дворец, Петр уединился в своей мастерской и аккуратно перевязал святую икону веревкой. Государь внимательно рассматривал драгоценный образ. Время не пощадило его, морская соль разъела краску, крысы обгрызли все углы. Но это было неважно. Главное, что теперь у Петра вновь появился шанс вернуть себе веру.

Получив обратно свой оберег, государь вспомнил о своей матери, которая обещала, что заговоренная икона с образом апостола Петра убережет его от нечистой силы и болезней. Надежда была просто необходима императору, ведь к концу 1724 года Петр был уже тяжело болен. Государя мучили сильнейшие боли в спине. Врачи обнаружили у Петра болезнь почек. Возвращение утраченной много лет назад иконы придало Петру сил, но прогнозы придворных врачей были неутешительны. Царю оставалось только молиться и уповать на помощь всевышнего.

Круглосуточные молитвы не приносили государю облегчения. Петр чувствовал, что дни его сочтены. 17 января 1725 года государь распорядился поставить в соседней с его спальней комнате походную церковь. А 22 января на удивление всего двора вызвал батюшку и исповедался. Однажды ночью Петр проснулся от запаха дыма. Ночной столик, на котором стояла икона пылал. Веревка, которой была связана икона, загорелась от пламени свечи.

Последние дни в Петре будто боролись, пытаясь уничтожить друг друга, два человека. 25 января 1725 года в Татьянин день царь устроил для своих приближенных во дворце ужаснейшую оргию с участием Всешутейшего собора. Однако сам Петр в богохульном мероприятии участие не принимал. Под вопли пирующих он целый день молился. За день до кончины государь подписал указ об амнистии. Он простил всех осужденных на смерть или каторгу, кроме убийц. Но, на самом деле, больше всего Петр хотел получить прощение свыше для себя самого.

Государь решил отстоять суточный молебен перед святой иконой. Петр понимал, что это его последний шанс получить прощение. Весь день и ночь, не смыкая глаз, государь молился и пытался поставить свечу за свое здоровье, но свеча каждый раз гасла. Рано утром 28 января 1725 года Петр Великий скончался. Он до последней минуты сжимал в руках икону, которую много лет назад вручила ему мать.

После смерти тело Петра Великого восемь лет пролежало не погребенным во временной деревянной церкви Петропавловской крепости. Лишь в 1733 году гроб перенесли в собор Петра и Павла и закопали. На надгробие поставили икону-талисман государя – это было последнее желание Петра I. Икону склеили, и она по сей день стоит в фамильной усыпальнице Романовых. Как символ борьбы за душу первого русского императора.