Болезни Военный билет Призыв

История создания памятника крылову в летнем саду. Памятник Крылову И.: звери говорят за баснописца. Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову

Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову . Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:

Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову отлит из бронзы , высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.

Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова

Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора , он достаточно органично вписывается в общую композицию места.

Горельеф

Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?


Вот, например, осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса

Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».

Здесь также изображены персонажи следующих произведений:

  • «Лев на ловле»
  • «Лягушка и Вол»
  • «Белка»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Лев и Барс»
  • «Волк и Журавль»
  • «Демьянова уха»
  • «Слон на воеводстве»
  • «Петух и жемчужное зерно»
  • «Вороненок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Кукушка и Петух»
  • «Фортуна и Нищий»

Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт , присущих им в баснях.

Местонахождение памятника

Споры о том, где будет установлена композиция в память о великом писателе, велись долгое время и занимали весь литературно-художественный мир Петербурга. Предлагались самые разные места : набережная реки Невы, сквер около Государственной публичной — ныне – Российской национальной — библиотеки, в которой многие годы работал Иван Андреевич, Васильевский остров, а также , где находится могила писателя.

Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим

Почему Летний сад?

Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре . С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен , где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.

К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен


Кроме того, легенда гласит, что писатель очень любил проводить в этом месте свое свободное время

Строили всем миром

Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году . На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц . Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.

Талантливый скульптор

В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени , но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт , известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.

П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.

Звери-натурщики

Скульптурная композиция , посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры .

Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы , необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора . Некоторых ему приносили на время , например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике , где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Памятник И.С.Крылову в Летнем саду

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни.


Памятник И.С.Крылову в Летнем саду

Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг.

Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Да, прославленный русский баснописец изображен скульптором безо всяких прикрас, без внешних эффектов, но одухотворенное лицо и спокойная, полная достоинства поза говорят, что перед нами человек незаурядный, умный и талантливый.

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных - героев басен Крылова.

На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше - остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...

Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.

Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, - писал В.Г. Белинский, - но есть люди, и притом русские люди».

В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Клодт был основателем анималистического жанра в русском искусстве и в своем творчестве твердо стоял на позициях реализма. Прекрасно изучив животных, их анатомию, нравы и повадки, он любовно, правдиво и умело изображал зверей такими, какими видел в жизни. Исполненные с большим техническим мастерством и тонким художественным чутьем, они - будь то маленькая юркая мышь, пучеглазая лягушка, свирепый лев или добродушный слон - очень выразительны и чрезвычайно похожи на живые оригиналы.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.

Какова история создания памятника?

После смерти И.А. Крылова в ноябре 1844 года газетой «Петербургские ведомости» и некоторыми журналами был объявлен сбор средств на сооружение памятника великому русскому баснописцу. Подписка прошла успешно, и в мае 1848 года в конкурсе на создание проекта памятника приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет петербургской Академии художеств одобрил проект Клодта. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.

Клодт вначале, на рисунке, изображает Крылова в римской тоге, с обнаженной грудью, сидящим на скале с книгой в руке. Однако в другом варианте Крылов представлен сидящим в кресле.

Это не случайно, ведь Клодт жил и творил во времена Гоголя, Пушкина, Белинского, когда во всех областях русского искусства высокопарный, идеализирующий стиль уступал место естественности, простоте и наметился поворот от идеальной красоты к жизненно прекрасному, индивидуально-характерному.

И, работая над проектом памятника Крылову, Клодт вдохновлялся не отвлеченными идеями, а правдой жизни.

Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор широко известных иллюстраций к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя.

Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).

Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Волк только с виду казался страшным, на деле же был привязан к людям, любил лежать на крыльце, сторожа вход в мастерскую. В сумерки его легко можно было принять за собаку...

Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.

Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад.

Старинный тенистый сад любили прославленные писатели, поэты, художники. По его аллеям гуляли А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, поэт и переводчик Н.И. Гнедич, великий украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко. Часто здесь бывал и И.А. Крылов. И как знать, не во время ли этих прогулок сочинены им многие басни.

Скульптор понимал также, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.

Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду - традиция.


Решетка

В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные - персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.

Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.

Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента - бронзовый зверинец.

Памятник И.А. Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.

Творчество великого русского баснописца И.А. Крылова любимо народом. Памятник ему, созданный П.К. Клодтом, на протяжении более столетия неизменно привлекает внимание посетителей Летнего сада. В этой популярности - проявление благодарности потомков баснописцу и скульптору.

По материалам В.В. Нестерова.

В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, в одной из аллей Летнего сада в 1855 году был открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Этот монумент – второй из памятников русским литераторам в России.

Сразу после смерти И.А. Крылова, в ноябре 1844 года, редакцией газеты «Петербургские ведомости» был объявлен сбор средств на сооружение памятника. К 1848 году собрано было более 30 тысяч рублей. Петербургская Академия художеств объявила конкурс проектов. Лучшей была признана работа скульптора-анималиста барона П.К. Клодта.

Предварительные наброски скульптуры баснописца и рельефов, посвященным сюжетам его басен, принадлежат художнику А.А. Агину, который стоял у истоков реализма в русской иллюстрации.

Весной 1852 года в Академии художеств была представлена большая модель монумента. В мае 1853 началась формовка. Клодт сам принимал непосредственное участие в отливке памятника. Статуя была отлита целиком, что говорит о большом мастерстве Клодта в бронзолитейном деле.

Иван Андреевич Крылов изображен в монументе в будничной одежде, длиннополом сюртуке, который носил в последние годы своей жизни. Он непринужденно сидит, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд устремлен вперед, выражение лица будто сосредоточенное – пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Быть может о сюжете новой басни?

Высота статуи баснописца – 3 метра. По сравнению с ней пьедестал невелик. Со всех четырех сторон он покрыт фигурами животных-героев басен, выполненных из бронзы.

Работа, связанная с этими фигурами была крайне трудоемкой и длительной. Поскольку П.К. Клодт твердо придерживался идей реализма, в скульптурах животных отсутствуют иносказания или намеки. Они изображены правдиво и любовно, такими, какие они есть в настоящей жизни.

В течение четырех лет, пока мастера литейного завода занимались их изготовлением, в мастерских в клетках, на привязи или без ограничения свободы содержались разные животные, служившие прообразами скульптурным изваяниям. В этом импровизированном зверинце были, например, медведица и медвежата, присланные из Новгородской губернии, прирученный волк, который время от времени все же охотился на кошек, осёл, журавль, лисица, ягненок. После того, как работа была завершена, всех животных из литейного цеха Клодт передал в зверинец Зама.

Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен. 36 из них представлены на пьедестале монумента.

Место установки памятника было выбрано не сразу. Были предложения поставить его на могиле Ивана Андреевича в Александро-Невской лавре, в сквере у Публичной библиотеки, где он работал почти 30 лет, на набережной Невы. На месте в Летнем саду настоял барон Клодт. Одной из причин было следующее. Некогда в Летнем саду было множество диковинных сооружений, которые любили и взрослые и дети. Во времена Петра I там был большой зеленый лабиринт, на входе в который стояла статуя Эзопа - великого баснописца античности. Рядом были скульптуры персонажей его басен и под каждой табличка с кратким содержанием каждой и пояснениями намеков и иносказаний. Это великолепное произведение искусства было утрачено. От него осталось лишь название реки Фонтанки, данное в честь прекрасных фонтанов у лабиринта, которые были разрушены наводнением 1777 года. Поэтому было логично, спустя полвека, на том месте установить памятник великому баснописцу современности.

Спустя 20 лет, после открытия памятника Ивану Андреевичу Крылову, его оградили металлическим забором, выполненным в стиле эклектики. В 60-е годы 20 века памятник реставрировали.

Памятник известному русскому поэту и баснописцу И. А. Крылову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен в Летнем саду в 1855 году. Автор скульптуры — П. К. Клодт при участии художника А. А. Агина.

Великий русский поэт-баснописец И. А. Крылов был невероятно популярен уже при жизни, поэтому, когда он в 1844 году скончался, о нем скорбели тысячи людей по всей России. И по инициативе газеты «Санкт-Петербургские ведомости» на памятник Крылову был организован сбор пожертвований — по всей стране собрали почти 13 тысяч рублей. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на лучший проект монумента, в нем приняли участие многие известные скульпторы, а победу одержал барон фон Клодт. В 1853 году памятник был отлит в бронзе, а еще через два года — торжественно установлен в Летнем саду. Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге.

Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца и держащего в руках перо и тетрадь. Поэт одет в обычную повседневную одежду, а его лицу приданы черты задумчивости. Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из 36 разных произведений («Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий» и прочих). Интересно, что создавая фигуры зверей, скульптор был вынужден превратить свою мастерскую в небольшой зоопарк, поскольку для большей точности животных лепил с натуры.

Для установки памятника предлагали разные места: на набережной Невы между Академией наук и Университетом, у Публичной библиотеки, где долго работал поэт, на его могиле в Александро-Невской лавре. Но в итоге Клодт решил, что это будет Летний сад, где так любил прогуливаться сам Крылов.

Через двадцать с лишним лет после открытия памятника, во избежание порчи бронзовых барельефов с животными, его обнесли металлической оградкой.

Высота памятника - 3 метра, высота основания - 3,5 метра.

Памятник И. А. Крылову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника И. А. Крылову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой середины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Как любой человек, он путешествовал по городам и весям страны, однако мало где задерживался надолго. Пожалуй, сказывался флегматичный темперамент. Потому не так уж много населенных пунктов в России, в которых увековечена его память. Расскажем об основных монументах, установленных в честь

Иван Андреевич Крылов: памятники XIX века

Из 75 лет, отпущенных судьбой писателю, 60 он отдал Санкт-Петербургу. В этот город поэт приехал 13-летним мальчиком, здесь начал издаваться и стал известным. Творение Петра на Неве стало и последним пристанищем баснописца. Он ушел из жизни в 1844 году и был торжественно похоронен (при огромном стечении народа) на в Александро-Невской лавре. Его надгробие очень простое, выполнено по типовому проекту. Видимо, уже тогда было понятно, что в ближайшее время фигура такого масштаба, как Крылов, будет увековечена достойно.

Уже спустя год начали сбор денег на строительство монумента. За 3 года собрали 30 000 рублей и провели конкурс на лучший проект памятника поэту. Победителем оказался барон Петр Карлович фон Клодт. В то время он уже был известен, в первую очередь, как автор знаменитых лошадей на Аничковом мосту. Вообще-то, согласно первоначальному проекту Клодта, в Петербурге должен был выглядеть иначе. Скульптор задумывал его в традиционной манере: мощная фигура, облаченная в римскую тогу.

Однако рядом с основным проектом уже тогда, в 1848 году, появился набросок, представляющий собой прообраз сегодняшнего монумента. Когда его открыли (в 1855 году), перед зрителями предстал совершенно неожиданный Крылов. Памятники того времени изображали царя, полководца, военачальника символически, иносказательно. Это был обобщенный герой, не человек, а его воплощение. А Клодту удалось передать портретное сходство с оригиналом. Его бронзовый поэт сидит на скамье в рабочем сюртуке - расслабленно, задумчиво. А пьедестал украшен фигурами героев басен автора.

Этот монумент стал первым «писательским» памятником в Санкт-Петербурге и третьим - в России. Он был установлен на одной из аллей Во-первых, потому что когда-то, во времена Петра I, здесь находились статуи Эзопа и героев его басен. А во-вторых, потому что в этом парке всегда много детей.

Иван Андреевич Крылов: памятники XX века

В прошлом столетии появились монументы, установленные в Твери и Москве.

Тверской Крылов был открыт в 1959 году. Это работа скульпторов С. Д. Шапошникова и Д. В. Горлова и архитектора Н. В. Донских. 4-метровый бронзовый баснописец украшает сквер возле площади Победы. Это единственная «стоящая» скульптура поэта. Однако и в этом памятнике проявляется некая леность - в небрежно отставленной вперед ноге, сложенных за спиной руках.

Памятник Крылову в Москве расположился на Патриарших прудах, что с самого момента его появления в 1976 году вызывает недоумение. Конечно, баснописец жил некоторое время в нынешней российской столице, однако почему его память увековечена именно в том месте, где Берлиоз беседовал с совершенно непонятно. К слову, памятник Булгакову так и не получил прописку в этом великолепном районе Москвы. Так или иначе, скульптурная композиция, включающая сидящего Крылова и 12 героев его басен, и по сей день украшает сквер. Рядом расположена детская площадка, так что очень удобно рассказывать малышам про «дедушку Крылова», его Мартышку, героев «Квартета», Ворону с сыром или Слона и Моську. Работа выполнена архитектором Арменом Чалтыкьяном, скульпторами Андреем Древиным и Даниэлем Митлянским.

Иван Андреевич Крылов: памятники XXI века

В 2004 году в Пушкино (в том, что под Москвой, а не под Петербургом) появилась еще одна скульптурная группа, связанная с именем Ивана Андреевича. На этот раз Крылов сидит на лавочке рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным. Худощавый поэт о чем-то эмоционально говорит очень полному баснописцу. Обе фигуры из бронзы. Их автор - Константин Константинов. У местных жителей памятник вызвал оживленные споры. Дело в том, что оба писателя не имеют никакого отношения к городку Пушкино (несмотря на его название), хотя дружили на самом деле. Но скульптурная группа довольно симпатичная, ее полюбили дети и туристы.

Быть может, появятся памятники Крылову и в других городах - например, в Серпухове, где баснописец прожил 2 года вместе с младшим братом, Львом Андреевичем.