Болезни Военный билет Призыв

Определить род сложносокращенных имен существительных. Род сложносокращенных слов (аббревиатур). Сближение произношения с написанием

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные, так и нарицательные.

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: красивый какаду. Но если речь идёт о животном женского пола, то слова согласуются с несклоняемым существительным в женском роде: Какая симпатичная эта кенгуру с детёнышем.

Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, зависит от их пола: мадам (она), мсье (он), Дюма (он). Слова, обозначающие и мужчин, и женщин, относятся к мужскому роду: Она замечательный конферансье.

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по родовому слову: красивый Тбилиси (город), далёкая Перу (страна), полное тайн Онтарио (озеро).

Большинство несклоняемых существительных среднего рода: новое пальто, жёлтое такси, старое пенсне. Но есть и исключения: вкусный сулугуни (сыр), свежая салями (колбаса).

7. Определение рода сложных существительных

А) Если оба слова склоняемые (диван-кровать),то род определяется по 1-му слову. Диван-кровать – это м. р.

Витрина-стенд – это ж.р. . Плащ-палатка – м.р.

Б) Если 1-ое слово несклоняемое,то род опред-ся по 2-му слову. Каноэ-двойка – ж.р.

В) Есть слова,в которых 1-ая часть рассматривается как несклоняемая (или не изменяется),тогда род определ-ся по 2-му слову. Сверкающая жар-птица - сверкающую жар-птицу (ж.р.), огромная меч-рыба - огромной меч-рыбы (ж.р.).

Г) В некоторых случаях род не определяется, так как сложное слово употребляется только во множественном числе: сказочные сапоги-скороходы - сказочных сапог-скороходов (мн.ч.)-

Д) Если в состав сложного слова входит слово «женщина»,то все слова ж.р.

8. Определение рода несклоняемых географических наименований и рода сложносокращённых существительных.

Род сложносокращенных слов определяется по определяющему слову

ИСКЛ! НЛО (с р) МИД (м р) ЖЭК (м р) ЗАГС (м р)

Род географических наименований определяется по родовому слову.

Сочи-город (м р) Миссисипи-река(ж р)

9. Определение рода сложносокращенных существительных

Род сложносокращённых существительных

Такие существительные, как ТЮЗ, ООН, ОРТ, называются сложносокращёнными.

Род у сложносокращённых слов можно определить по главному слову: ТЮЗ – театр (м.р.), ООН – организация (ж.р.), ОРТ – телевидение (ср.р.).

"Расшифровать" сложносокращённые слова можно с помощью словаря аббревиатур.

10. Множественное число существительных.

Не имеют множественное число:

1) Абстрактные сущ: вакуум, мужество

2)Собирательные сущ: хвоя, опилки

3)Вещественные сущ: чай, молоко

5)На –инт из англ только в ед числе

Окончание –А –Ы во множестенном числе

1)-А ударение всегда на окончание

2)-А –Ы ударение зависимости от смысла

59. Определите род данных аббревиатур. Объясните, как это делается.

ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ЮНЕСКО, ВАЗ, ТЮЗ, ЧП, ТНК, МВФ, ММВБ, НДС, ИНН, АООТ, ОАО, ООО, ТОО, МХАТ, БГУ, "ЛГ", ЖЭС, ЖРЭУ, SMS, DVD, HDD, CD-ROM.

Укажите причины появления родовых вариантов сложносокращенных слов. В каких случаях наблюдаются колебания в грамматическом роде аббревиатур в современном русском языке?

60. Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Приведите встречающиеся в речи вариантные формы, дайте их нормативно-стилистическую оценку.

1. Сегодня РИА передал... новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал... своего представителя на конференцию. 3. Как только это предложение поступило в заводск... БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 4. Английск... МИД направил... телеграмму министру иностранных дел Македонии. 5. Гороно закончил... распределение учебных пособий. 6. ДЮСШ помог... многим детям укрепить свое здоровье. 7. В нашем микрорайоне построен... нов... АТС. 8. У детей, имеющих ускоренн... РОЭ, он... стал... нормальн... . 9. ООН создан... в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 10. НАТО в принципе готов... к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

Вариантоность падежных окончаний

61. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор окончания -а(-я) или -у(-ю) имен существительных в родительном падеже ед. числа.

Плантация ча…, экспорт ча…, стакан ча…, налить ча…, выпить стакан горячего ча... Продажа сахар…, купить сахар…, килограмм сахар…, чайная ложечка сахарк... Нет дым… без огня; без год… неделя.

Охарактеризуйте существительные мужского рода, от которых могут образовываться формы родительного падежа ед. числа на -у(-ю) в современном русском языке.

Укажите, когда формы на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются наиболее последовательно.

62. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы родительного падежа ед. числа.

1. Килограмм сыр... . Купить сыр... . Продажа сыр... . Съесть сырк... Кусок ярославского сыр... . Сделать из воск... . Кусок воск... . Хочется сок... . Стакан сок... . Выпить стакан яблочного сок... . Много снег... . Таяние снег....

2. Поднять с пол... . Уйти из дом... . Выйти из лес... . Задохнуться от дым... . Умереть с голод... . 3. Ну и народ... на площади! 4. Сколько снег... намело! 5. Квас... мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас... . 7. Наделать шум... . 8. Сбиться с панталык... . 9. Не давать проход... . 10. Девушки покатились со смех... . 11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар... и черными сухарями. 12. Здесь нет лес...: кругом одна степь.

63. Составьте предложения с данными формами слов. Следите за тем, чтобы не нарушалось единство стиля.

Перца - перцу, салата - салату, сахара - сахару, супа - супу, кефира - кефиру, народа - народу, нет леса - нет лесу, из дома - из дому, гороха - гороху, брома - брому.

64. Дайте нормативно-стилистическую характеристику окончаний выделенных слов. Приведите возможные варианты.

1. Я верю в то, что в рыхломснеге, На время головы склонив, С зимою борются побеги Весенних шелковистых нив (Р. Казакова). 2. Селихов узнал, что она сейчас в отпуске и едет повидаться с отцом (В. Брянцев). 3. Вы числитесьв отпуску по болезни, первого февраля вам положено явиться на комиссию (К. Симонов). 4. В отпуске ему отказали. 5. Даже их отец, старик лет семидесяти, работал мастеромв цеху, не уходил на пенсию (А. Дементьев). 6. Добряков работал в другомцехе (Я. Нилин). 7. От радости в зобу дыханье сперло (И. Крылов). 8.В саду у баринав пруде, В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

Охарактеризуйте имена существительные, которые в современном русском языке могут принимать окончание -у(-ю) в предложном падеже ед. числа.

65. Образуйте формы именительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику, отметьте устаревшие формы. Поставьте ударение .

1. Век, глаз, горн, корм, луг, план, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф.

2. Берег, буфер, веер, вексель, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, клевер, колокол, купол, мастер, номер, остров, отпуск, парус, паспорт, перепел, повар, погреб, поезд, профессор, рукав, сторож, терем, тетерев, тополь, холод, хутор, череп, якорь.

3. Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, снайпер, штурман.

4. Невод, трактор, фельдшер, шомпол, штабель, штемпель, ястреб, джемпер, договор, инструктор, полюс, прожектор, рапорт, редактор, рупор, свитер, сектор, табель.

66. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты.

1. Инженер... не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В. Ажаев). 2. Лязгнули буфер..., на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В. Попов). 3. Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклубе, где требовались инструктор... для обучения новичков полетам (В. Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор..., легкие и тяжелые крейсер..., эсминц... (В. Инбер). 5. Все вступившие в силу приговор... о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6. Молодые архитектор... будут обеспечивать оргкомитеты МЖК проектно-сметной документацией (из газет). 7. Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мне вспоминали его многие год... (Д. Гранин).

Назовите группы слов, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а(-я) не может быть признано нормативным .

67. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Детские (лагери - лагеря) завода "Термопласт" начнут работу в новом месте: для них на берегу лесного озера построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери - лагеря) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, и (лагери- лагеря) для военнопленных. 4. На территории России размещаются различные климатические (поясы - пояса). 5. Слуцкие (поясы - пояса) - подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона). 7. (Тоны - тона) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы - хлеба). 9. Тереховские казаки издавна приучились красить свои домики в яркие (цветы - цвета) - голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы - цвета) настолько искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых 11. У нас действуют (секторы - сектора) учета, контроля и информации, - рассказывал председатель комиссии.

68. Употребите существительные в форме родительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты. Составьте с каждым из вариантов предложения, соблюдая единство стиля.

1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

69. Поставьте в нужной форме слова, данные в скобках. Мотивируйте выбор формы.

1. Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную и питательную икру. 2. Вчера привезли много (апельсины и мандарины). 3. - И не забудь килограмм (бананы), - крикнула в окошко мать. 4. Около магазина стояли ящики из-под (помидоры). 5. Максимальная сила разрядного тока достигла двух миллионов (амперы). 6. Посевные площади составляли около 50 000 (гектары). 7. Одна тыква весила более двадцати (килограммы). 8. Коля заряжает конденсатор. Напряжение - пять тысяч (вольты). 9. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь..., бесконечные нити (рельсы). 16. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны).

Инструкция

При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Определяйте мужской род имен существительных по окончанию формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

Среди существительных выделяется несколько особых групп, рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к предметам женского или мужского пола. Например, девочка- (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий ( Иванов – архитектор Иванова).

Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду ( , кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

Для определения рода несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, подберите родовое понятие ( , город, река, и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).

Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяйте по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН – Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

Обратите внимание

Некоторые существительные имеют вариантные формы рода. При этом часть из них равноправна (вольер – вольера, банкнот – банкнота), а остальные имеют стилистические пометы: зал – зала (устаревшая форма), жираф – жирафа (устаревшая форма).

Полезный совет

У существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, категория рода не определяется (белила, тиски, будни).

Связанная статья

Источники:

  • роды русского языка

Чтобы определить род у существительных нужно сначала определить слово, которое отвечает на вопрос кто, что. Это имя существительное. В русском языке оно может быть мужского, женского и среднего рода.

Инструкция

Определите род существительного по окончанию или конечной согласной. К мужскому роду относятся слова на согласный и на –й. Например, дом, каравай. К женскому роду относятся существительные на –а, -я, -ия. Например, кузина, . К среднему роду относятся существительные на –о, -е, -ие. Например, окно, платье.

Посмотрите, не является ли данное существительное исключением. К ним относятся существительные, оканчивающиеся на –ь. Такие существительные могут быть как женского, так и мужского рода. Так, словарь относится к мужскому роду, а слово тетрадь – к женскому.

Обратите внимание на род одушевленных существительных. Это существительные, которые означают живых существ. Такие слова относятся либо к женскому, либо к мужскому роду. Исключения – дитя, которые относятся к среднему роду. У одушевленных существительных определяйте род либо естественным полом или животного, либо окончанием существительного. Слон – существительное мужского рода, а обезьяна – существительное женского рода.

Правильно определяйте род у существительных, обозначающих профессии. Они мужского и женского рода. При этом большинство существительных, обозначающих профессии, относится к мужскому роду: врач, инженер, .

Особое внимание уделите роду заимствованных существительных. Существительные иноязычного часто имеют нетипичные для русского языка -и, -у, -ю. Такие существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. К мужскому роду относят имена и и названия городов и островов. К женскому роду относят женские имена и фамилии, названия рек и названия газет. К среднему роду относят названия неодушевленных предметов.

Обратите внимание

Существительные на согласный и –й всегда относятся к мужскому роду.

Большинство существительных женского рода иностранного происхождения оканчиваются на –ия.
Существительные, оканчивающиеся на суффиктсы –онок, -енок всегда мужского рода.

Связанная статья

Источники:

  • «Грамматика русского языка в иллюстрациях», Пехливанова К.И., Лебедева М.Н., 1985.
  • как определить род в русском языке

Определение рода в русском языке – одна из наиболее распространенных задач для изучающих этот язык людей. В русском языке есть три рода – мужской, женский и средний. Кроме того, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.

Вам понадобится

Инструкция

Выделите окончания у согласующихся с нужным словом прилагательных и глаголов. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы определить . Поставьте глагол в прошедшее время, а существительное с прилагательным возьмите в именительном падеже. Лучш-ий друг приш-ёл, лучш-ая подруг-а пришл-а, нов-ое взошл-о. Это примеры окончаний прилагательных и глаголов в мужском, женском и среднем роде.

Определите, не обозначает ли искомое слово профессию или род деятельности. Большинство таких слов формально относятся к мужскому роду. Например, новый врач сказал (о ), новый врач сказала (о ); он отличный специалист, она отличный специалист. Обратите внимание, что названия некоторых профессии не имеют формы мужского рода . Например, слово «балерина» имеет форму только женского рода .

Запомните, что слова типа «недотёпа, непоседа, задира, невежа, жадина, умница» и тому подобные относятся к общему роду. Эти слова дают эмоциональную окраску как словам мужского, так и женского рода , и называют род занятий этих лиц.

Помните, что рода у аббревиатур – случай особой сложности. У аббревиатур, образованных путем сложения частей слова, определяйте род по главному слову: нов-ый сбербанк, качествен-ая оргработа. В случае, когда слово путём сложения звуков или букв (ПТУ, РАН), чётких правил для определения рода нет.

Образуйте род несклоняемых существительных, заимствованных из других языков, по следующему правилу. Если существительное обозначает предмет, то оно принадлежит к среднему роду (пальто, кашне). Если оно обозначает , то относится к мужскому роду (шимпанзе). Если оно называет географический объект, то относится к роду большинства слов такого типа в языке (Миссисипи женского рода , потому что это река). Не забывайте, что в каждом таком случае есть исключения. Обратитесь к авторитетным словарям, если какой-либо вызывает у вас сомнение.

Видео по теме

Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis – краткий) представляет собой слово, состоящее из названий начальных букв или звуков лексических элементов исходного словосочетания. Название термина определяет способ образования аббревиатур путем сокращения (усечения основ). При определении рода таких сложносокращенных слов необходимо его «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию.

Вам понадобится

  • - толковый словарь.

Инструкция

Определите, к какому типу относится анализируемая . Традиционно выделяют 3 вида:- буквенного типа, т.е. составленная из алфавитных названий букв слов, образующих исходное словосочетание (РФ, МХТ, ОРТ);- звукового типа, т.е. образованная из слов, входящих в словосочетание (МИД, ООН, МХАТ). Обычно звуковые аббревиатуры образуются при наличии внутри нее гласных звуков;- смешанного типа, т.е. составленная частично из названий начальных букв, частично – звуков (ФРГ, ЦСКА).

Определите исходное словосочетание, от которого образована аббревиатура. При затруднениях «расшифровки» обращайтесь к словарям или иным источникам информации.

Определите род ведущего слова. По нему закрепляется эта грамматическая категория у аббревиатуры. Например, СКВ – свободно конвертируемая валюта. Определяемое слово «валюта» женского рода . Значит, СКВ – такого же рода .

Помните, что род некоторых инициальных аббревиатур с течением времени и особенностями их употребления в речи изменился. Если сложносокращенное слово приобрело возможность склоняться по склонению имен , то оно приобрело форму мужского рода . Например, вуз – учиться в вузе. Изначально слово относилось к среднему роду, т.к. вуз –

3. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ – главное слово – содружество, среднего рода. Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков: вуз(хороший), МИД(постановил).

Слайд 17 из презентации «Как определить род существительного» . Размер архива с презентацией 142 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Употребление прилагательных» - Имя прилагательное. Правописание. Угадай. И.И.Шишкин. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…». Опишите картину И.И.Шишкина «Зима». Эпитеты. Суффиксы имен прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания. Ь после шипящих. Повторение изученного в V классе. Изобразительные средства.

««Фразеологизмы» 6 класс» - Водить за нос. На воре шапка горит. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. С головы до ног. Куры не клюют. Как работает слово. Как рыба в воде. Фразеологизмы. Фразеологический зверинец. Фразеологические обороты.

«Сложные существительные» - Сложные существительные, обозначающие -профессию, -звание. Слова с соединительными О и Е. Сложные слова с первой частью-оценочным словом. Перекати-поле. Слова,которые образовались с помощью частиц. Фамилии. Слова со второй частью, -град,-город. Название. Сложносокращённые слова и аббревиатуры. Слова с начальными иноязычными элементами. Слова с начальными иноязычными элементами вице-,камер-. Существительные-термины.

«Вопросы по глаголу» - Ребята, берегите зрение. Изменение глагола по лицам и числам. Море и утес. Наклонения изменяются по временам. Живая часть речи. Отрывок из стихотворения. Хватит языком болтать. Наклонение. Тютчев. Болтать языком. Орфограммы. Найдите ошибку в определении наклонения глагола. Фронтальный опрос. Глаголы, которые сочетаются с существительными. Сведения о глаголе. Редактирование текста. Открытый урок по русскому языку.

«Употребление деепричастий» - Магический круг. Физкультминутка. Цели урока. Замените обороты синонимичными фразеологизмами. Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса. Расставьте знаки препинания. Поставьте ударение. «Грамматические орешки». «Фразеология». Основное действие. Правильное употребление деепричастий. «Обособленное обстоятельство». Ручьи. Как нужно поставить ударение в слове «узнаю». «Народная мудрость».

«Повелительное наклонение в русском языке» - Глагол. Единственное число. Глаголы повелительного наклонения. Повелительное наклонение. Проверь себя. Впадайте в изумленье. Душа обязана трудиться. Скорбь. Толочь в ступе воду. Изъявительное наклонение. Знания и умения. Помидоры. Зрительный диктант. Будущее время глагола.