Болезни Военный билет Призыв

Описание чечевицына из рассказа мальчики. Как я работаю над расказом В.А. Осеевой "Почему?". Темы и проблемы

«Мальчики»

Большой интерес для детских писателей должен представлять и рассказ Чехова «Мальчики», где автор поставил важный вопрос о воспитательном воздействии романтики и приключенческой литературы для детей.

«Мальчики» - рассказ, написанный в 1887 году. Впервые был опубликован 21 декабря 1887 года в «Петербургской газете» № 350 с подзаголовком и с подписью - псевдонимом А. Чехонте.

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» - прозаическое произведение. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты - второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Чехов не осуждает грандиозные планы детей, справедливо полагая, что это подростковые фантазии. Понимая естественность увлечения детей, он писал в статье, посвященной Н. М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги - это шалость, но не простая... Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

В рассказе два главных героя - Володя Королев и господин Чечевицын. Господин Чечевицын - это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Но он более замкнутый и серьезный, поэтому его никогда не называют по имени. Чечевицын приехал на каникулы к Володе домой.

Чехов дает характеристику своим героям через портрет. Так как характеры героев разные, их портреты различаются. Различают два вида портрета: внешний и внутренний. Внешний - описание внешности героя, и внутренний, когда автор показывает характер героя, его мысли и чувства.

На протяжении всего рассказа Чехов противопоставляет главных героев. Володю автор описывает несколькими словами: он «всегда веселый и разговорчивый», «пухлый, как укушенный пчелой». Второй же мальчик - Чечевицын - описан подробно: он «был такого же возраста и роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся».

Именно по такому описанию видно, что господин Чечевицын - непростой человек, со своими личными интересами и стремлениями. По его натуре видно, что он лидер.

Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует его портрету: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… - Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… - Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…» Володя же ведет себя не так, как обычно: за некой маской соответствия своему другу он прячет свою привязанность к родителям и мягкую, добрую душу. Поэтому Володя в свой приезд «вовсе не улыбался», «говорил мало», «расплакался». Мальчик не желает причинить боль другим, сомневаясь в своем решении («Мне хочется дома пожить»); ему трудно расстаться с родными, которых он очень любит.

Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут: «Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос... Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой».

Дальнейшие события развиваются таким образом - мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа - мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.

Все эти тревожные события приводят нас к развязке - спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

В «Мальчиках» Чехов показал, прежде всего, живое влияние интересной приключенческой литературы на детей. Но в замысле автора ощущается еще одна, более глубокая мысль - о важной роли романтики в воспитании детей. Для Чехова стремление гимназиста бежать в Америку к индейцам не просто приключенческая затея, навеянная Майн-Ридом. Это проявление тяги детей к романтическому подвигу, которую так блестяще изобразил советский детский писатель Аркадий Гайдар.

Белинский говорил: «Для человека необходим период идеальных восторженных стремлений и порываний: перешедший через него может отрешиться от всего мечтательного и фантастического, но уже не может остаться животным даже в своих чувственных увлечениях, которые у него будут смягчены, облагорожены чувством красоты и примут характер эстетический».

Думается, что эта мудрая мысль Белинского может объяснить самое существенное в идейном содержании рассказа «Мальчики». Показывая распространенный, типический для современной жизни случай, Чехов подчеркнул детское стремление к мечтательному и фантастическому как стремление вполне естественное, но встречающее столько препятствий в окружающей буржуазной действительности.

Писал произведения о детях. Особенное внимание он уделял миру ребенка, его проблемам и мечтам. Во многих своих рассказах писатель повествует об обездоленных детях, лишенных заботы и ласки родителей. Все мы помним рассказ «Ванька», в котором маленький мальчик пишет письмо дедушке. Как он его подписывает? «На деревню дедушке Константину Макарычу». Конечно, нам это кажется смешным и наивным, но маленький Ванька искренне верил, что письмо дойдет до его дедушки.
Еще у Чехова есть рассказ «Мальчики». В нем два главных героя — Володя Королев и господин Чечевицын. Господин Чечевицын — это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Но он более замкнутый и серьезный, поэтому его никогда не называют по имени. Этот мальчик — одноклассник Володи, приехал к ним в гости на каникулы.
Чехов дает характеристику своим героям через портрет. Портреты героев отличаются, потому что у них разные характеры. В художественных произведениях портрет бывает внешним, когда описывается внешность героя, и внутренним, когда автор показывает характер героя, его мысли, чувства, переживания. Чехов по ходу рассказа все время противопоставляет мальчиков.
Володю автор описывает несколькими словами: он «всегда веселый и разговорчивый», «пухлый, как укушенный пчелой». Второй же мальчик — Чечевицын — описан подробно: он «был такого же возраста и роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся». Уже по этому описанию мы видим, что господин Чечевицын — непростой человек. У него есть свои интересы и стремления. По натуре он лидер. Это подтверждается развитием сюжета.
Мальчики приехали к родителям Володи из гимназии, Володя их долго не видел, соскучился и хотел побыть с ними. Но господин Чечевицын не хочет сидеть дома, он стремится в дальние страны, его манят путешествия и приключения. Он подговаривает Володю убежать из дома в Америку. Володе грустно, потому что он любит свою семью, он не хочет их расстраивать, сомневается: «Мне хочется дома пожить». Перед побегом он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел», видно, что ему трудно расстаться с родными. Но Володя не может спорить с Чечевицыным, потому что тот сильнее его. Мальчики все-таки убегают.
Различие в характерах видно и тогда, когда беглецов возвращают домой. Володя переживал и раскаивался, он ведет себя, как провинившийся школьник: «Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». Господин Чечевицын ведет себя как взрослый. Он вызывает во мне уважение: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный коготь”».

Один из лучших рассказов молодого Чехова «Мальчики», написанный им 1887 году, впервые был опубликован в «Петербургской газете».

Тематика и проблематика рассказа

Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Чехов не осуждает грандиозные планы «миниатюрных людей», справедливо полагая, что это – болезнь роста беспокойного мальчишеского возраста. Понимая естественность увлечения детей, он писал в статье, посвященной Н. М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги - это шалость, но не простая... Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

Сюжетно-композиционные особенности рассказа

Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и господина Чечевицына) и их приезд домой. Завязкой служит сцена семейного чаепития, где обращает на себя внимание странное поведение мальчиков. Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения, уговаривает Володю бежать «куда-то в Америку», чтобы там добывать золото. Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий наступает спустя сутки, когда мальчиков привозят домой. Их задержали в Гостином Дворе, куда они попали в поисках пороха для пистолета. В отличие от невозмутимого друга Володя сильно раскаивается в своем поступке. В эпилоге, в момент отъезда, Чечевицын написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Художественное пространство рассказа сжато, ограничено рамками дома Королевых. Художественное время длительное (действие происходит несколько дней), конечное (рассказ завершается отъездом Чечевицына), замкнутое в пределах сюжета.

Образы главных героев

Главными действующими лицами рассказа являются одноклассники Володя Королев и господин Чечевицын. В ходе повествования через портретные и речевые характеристики Чехов постоянно противопоставляет этих героев.

В отличие от краткого описания внешности Володи («пухл и бел», «пухлый, как укушенный пчелой»), Чечевицын описан более подробно: «…худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…». Если Володя – «всегда веселый и разговорчивый», то Чечевицын был «… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…». Писатель в этом противопоставлении показывает различие характеров мальчиков: Володя – добросердечный ребенок, очень привязанный к своей дружной семье, Чечевицын – «герой, решительный, неустрашимый человек», лидер по натуре, стремящийся быть первым. Не зря он называет себя взятым из приключенческого романа именем Монтигомо Ястребиный Коготь. Он стремится добиться своих целей любыми способами: убеждением, уговорами, шантажом.

Речевая характеристика Чечевицына соответствует портретным: он « сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». Володя же ведет себя не так, как обычно: за некой маской соответствия своему другу он прячет свою привязанность к родителям и мягкую, добрую душу. Поэтому Володя в свой приезд «вовсе не улыбался», «говорил мало», «расплакался». Мальчик не желает причинить боль другим, сомневаясь в своем решении («Мне хочется дома пожить»); ему трудно расстаться с родными, которых он очень любит.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а отстаивать собственную точку зрения.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Меня зовут Дарья Олеговна.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказка и рассказ - две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка.

Кто может сказать, что такое сказка?

Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Рассказ, как правило, - это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Ребята, вы изучили рассказ А.П.Чехова «Мальчики». Давайте вспомним кто такой Антон Павлович Чехов?

Правильно ребята, молодцы!

Какие герои являются главными действующими лицами?

Ребята, а кто был главными героями этого рассказа?

Физкультминутка

5.Реализация построенного проекта.

Чем похожи Володя и Чечевицын?

А в чем отличия мальчиков?

Ребята, давайте попробуем описать Володю?

Опишите Чечевицына?

Ребята, а какие были ребята по характеру?

А что вы можете сказать о семье Королевых?

Как они встретили мальчиков?

Приведите примеры из текста в учебнике.

Какими были мальчики по вашему мнению?

В каких поступках, действиях раскрывались характеры мальчиков?

Почему герои решались на побег?

6.Обобщение во внешней речи

Вложение №1

Сейчас мы будем отвечать вместе на вопросы. Посмотрите на слайд.

1)Укажите имя одного из главных героев.

Варианты ответов, укажите верный.

Правильно! Чечевицын. Следующий вопрос.

2)Накануне какого праздника происходят

события рассказа?

Правильно!

3)Что такое розвальни?

Я вам подскажу, на них мы ездим зимой.

4. Что такое пампасы?

5.Куда хотели сбежать мальчики?

6. Что в Калифорнии пьют вместо чая?

7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в

пост?

8. Что мальчики планировали делать во время путешествия?

9. Кто такой урядник?

10. Почему герои решились на побег?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вложение №2

8.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, для того чтобы путешествовать не обязательно решаться на такие глобальные поступки как Володя и Чечевицын, а можно просто увидеть всю красоту которая окружает нас.

Посмотрим видео о красоте нашей страны.

9.Рефлексия

На какого героя вы хотели бы быть похожи?

Какие бы качества характера вы бы хотели приобрести исходя из рассказа Чехова «Мальчики»?

Ребята, какой мы можем сделать вывод?

Д/з Выписать неизвестные термины в тетрадь.

Известный русский писатель, драматург Антон Павлович Чехов писал произведения о детях. Особенное внимание он уделял миру ребенка, его проблемам и мечтам. Во многих своих рассказах писатель повествует об обездоленных детях, лишенных заботы и ласки родителей. Все мы помним рассказ «Ванька», в котором маленький мальчик пишет письмо дедушке. Как он его подписывает? «На деревню дедушке Константину Макарычу». Конечно, нам это кажется смешным и наивным, но маленький Ванька искренне верил, что письмо дойдет до его дедушки.

Еще у Чехова есть рассказ «Мальчики». В нем два главных героя -Володя Королев и господин Чечевицын. Господин Чечевицын - это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Но он более замкнутый и серьезный, поэтому его никогда не называют по имени. Этот мальчик - одноклассник Володи, приехал к ним в гости на каникулы.

Чехов дает характеристику своим героям через портрет. Портреты героев отличаются, потому что у них разные характеры. В художественных произведениях портрет бывает внешним, когда описывается внешность героя, и внутренним, когда автор показывает характер героя, его мысли, чувства, переживания. Чехов по ходу рассказа все время противопоставляет мальчиков.

Володю автор описывает несколькими словами: он «всегда веселый и разговорчивый», «пухлый, как укушенный пчелой». Второй же мальчик - Чечевицын - описан подробно: он «был такого же возраста и роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся». Уже по этому описанию мы видим, что господин Чечевицын -непростой человек. У него есть свои интересы и стремления. По натуре он лидер. Это подтверждается развитием сюжета.

Мальчики приехали к родителям Володи из гимназии, Володя их долго не видел, соскучился и хотел побыть с ними. Но господин Чечевицын не хочет сидеть дома, он стремится в дальние страны, его манят путешествия и приключения. Он подговаривает Володю убежать из дома в Америку. Володе грустно, потому что он любит свою семью, он не хочет их расстраивать, сомневается: «Мне хочется дома пожить». Перед побегом он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел», видно, что ему трудно расстаться с родными. Но Володя не может спорить с Че-чевицыным, потому что тот сильнее его. Мальчики все-таки убегают.

Различие в характерах видно и тогда, когда беглецов возвращают домой. Володя переживал и раскаивался, он ведет себя, как провинившийся школьник: «Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». Господин Чечевицын ведет себя как взрослый. Он вызывает во мне уважение: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: “Монтигомо Ястребиный коготь”».