Болезни Военный билет Призыв

Большой гостиный двор. Гостиный двор Первые гостиные дворы

Благодаря последовавшим строгим мерам торговцам пришлось согласиться на слом лавок. Но принимать проект Растрелли они не торопились, посчитав его слишком дорогим. За поддержкой они обратились к графу И. И. Шувалову, фавориту императрицы. В предоставленном 6 июня 1760 года Шувалову "приговоре" было сказано, что два этажа для Гостиного двора будут лишними, верхние лавки доходу приносить не будут. Предлагалось строить здание Гостиного Двора в один этаж, на что купцы были готовы согласиться.

Проект Франческо Бартоломео Растрелли представлял из себя здание с пышным фасадом в стиле барокко. К тому времени зодчий уже создал свои самые знаменитые постройки, имел окончательно сформировавшиеся взгляды на архитектуру. Потому и предложенный им вариант здания Гостиного Двора оказался очень похож на дворец. Общая концепция совпала с проектом Ринальди, но внешнее оформление стало гораздо богаче. В центре главного двухэтажного корпуса архитектор предлагал устроить башню, возвышаюшуюся над зданием на один ярус. Башня Гостиного Двора должна была быть увенчана скульптурой бога торговли Меркурия и иметь часы. Остальные три корпуса предлагалось оставить одноэтажными.

В 1760 году проект Растрелли был отвергнут. 25 мая 1761 года Елизаветой Петровной был издан указ: "Гостиный Двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочинённом архитектором Деламотом плане назначено ". К этому времени мода в архитектуре сменилась, на место стиля барокко пришёл классицизм, представителем классицизма и был Ж. Б. Валлен-Деламот . По его проекту фасады здания были значительно упрощены, башня не предусмотрена.

В мае 1761 года в Гостином Дворе произошёл пожар. Сенатом было издано распоряжение о строжайшем запрете разведения здесь огня. В июле 1761 года наконец началось строительство нового каменного здания. Но продвигалось оно крайне медленно, многие торговцы до последнего держались за свои старые лавки. Долгое время здесь фактически существовало два торговых здания.

До прихода к власти в 1762 году Екатерины II Валлен-Деламоту приходилось отстаивать своё право на работу над Гостиным Двором. Купцы жаловались Шувалову на промедления в строительстве, подвергалось сомнению авторство проекта. В начале 1762 году Петром III архитектор был отстранён от работ. Возможно, способствовал этому Антонио Ринальди, чей проект ранее был отвергнут. С воцарением же Екатерины положение Валлен-Далемота упрочилось, он пользовался доверием императрицы. 26 марта этого же года зодчим был представлен ещё один проект фасада, который утвердили 28 августа.

В 1767 году была завершена часть здания, выходящая фасадом на Невский проспект. Завершить строительство архитектор не смог, в 1768 году он был отстранён от работ. В 1775-м году Валлен-Деламот уехал из России.

В 1780 году в Гостином Дворе снова произошёл пожар. Сгорели все деревянные лавки, уцелел только корпус на Невском проспекте. В дальнейшем купцам предложили строить лавки в разных кварталах города, дабы будущие возможные пожары не причинили огромного вреда городской торговле. В строящемся Гостином Дворе Екатериной II было запрещено применять деревянные конструкции. Даже двери предполагалось делать только из железа, а печи устраивать только по схеме инженера Амосова. Впоследствии о запрете использования в строительстве дерева забыли. Завершено строительство каменного Гостиного Двора было в 1785 году. Оно стало самой ранней (по дате начала строительства) постройкой в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.

Здание отошло от красной линии Невского проспекта, здесь главная улица Санкт-Петербурга стала иметь наибольшую ширину - 58 метров. Сделано это было для возможности останавливать у лавок экипажи и повозки не занимая место на проспекте. Вдоль Невского проспекта длина фасада Гостиного Двора составила 230 метров, а общий периметр здания - больше километра. Весь наружный фасад стал двухэтажным, внутренний же имеет три этажа. Новый Гостиный Двор сразу же был назван Большим.

Рядом с основным зданием Гостиного Двора со стороны Думской улицы было построено специальное здание, где торговали женщины. Это здание стало именоваться Перинными рядами, им управляли купцы Гостиного Двора.

Вдоль Невского проспекта образовалась Суконная линия. Здесь продавали галантерейные, канцелярские и парфюмерные товары. На Большой и Малой Суровских линиях (вдоль Перинных рядов и улицы Ломоносова) торговали женскими товарами. На Зеркальной линии (вдоль Садовой улицы велась торговля изделиями из золота, серебра и бронзы. Разделение по видам торговли не оказалось устойчивым. Вскоре оно перестало действовать, хотя названия линий оставались прежними.

В конце XVIII века в Гостином Дворе началась торговля книгами. Несмотря на небольшой спрос на книжную продукцию, здесь насчитывалось до пятнадцати книжных лавок. В числе первых книготорговцев оказались Глазуновы, Заикин, Сопиков, Зотов и Свешников. В лавке №16, принадлежащей Герасиму Зотову, в 1790 году оказалась в продаже книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

У русских купцов в Гостином Дворе были свои принципы торговли. Как правило, у входа в лавку стояли зазывалы, приглашающие покупателей. Внутри начиналась торговля, причём никаких ценников на товарах не было. О цене продавец и покупатель договаривались устно. С приходом в Гостиный Двор иностранных торговцев, такие обычаи постепенно стали забыты. Голландцами была введена система твёрдых цен, что помогло им приобрести популярность у клиентов.

Жечь свечи в Гостином Дворе было запрещено. Во дворе был вырыт пруд, чтобы в случае пожара была возможность воспользоваться водой из него. В 1820-х годах было построено внутреннее каре корпусов, в котором работали склады и конторы.

В январе 1824 года купцы обратились к санкт-петербургскому генерал-губернатору М. А. Милорадовичу с просьбой "об исходотайствовании всемилостивейшего дозволения на устройство лавок Гостиного двора удобными к отоплению и освещению... особенно во время длинных и жёстких наших зим". Милорадовичем был организован конкурс на проведение соответствующих работ. Однако, генерал-губернатором задача ставилась гораздо шире, предлагалось коренным образом перестроить здание. В архитектурном конкурсе участвовали архитекторы Михайловы 1-й и 2-й , К. Росси , В. П. Стасов и А. И. Мельников. Проекту последнего по ходатайству президента Академии художеств Оленина было отдано предпочтение. Купцы же не приняли планы перестройки Гостиного Двора, для них главной оставалась проблема отсутствия здесь отопления и освещения.

В 1837 году в Гостином Дворе была устроена пневматическая топка, освещение осуществлялось масляными фонарями. В ноябре 1842 года встал вопрос о устройстве газового освещения, к концу года вопрос был решён. Но купцы и здесь проявили консерватизм, затянув устройство в своих лавках газового освещения на несколько лет.

В январе 1843 года статским советником Александром Павловичем Башуцким был представлен план постройки нового торгового корпуса на участке Невского проспекта перед Гостиным Двором. Фасад старого здания предлагалось сломать, оба корпуса соединить чугунными перекрытиями, образовав таким образом современную торговую галерею. В качестве причин проведения таких строительных работ Башуцким были названы изменение характера торговли, возможность устройства новых больших витрин, неудобство в зимнее время открытых аркад. Проект расширения Гостиного Двора составили архитекторы Н. Е. Ефимов и Р. А. Желязевич.

Весь год велись переговоры между Башуцким, городскими властями и купцами. Торговцы вновь оказались против представленного плана, сославшись на возможную тесноту в старых лавках и затруднённый к ним подвоз товаров. К тому же между организованным Башуцким товариществом на паях и купеческим товариществом начали возникать споры о владении новым корпусом. В итоге 11 января 1844 года правительством перестройка Гостиного Двора была отменена.

В 1853 году идея застройки пространства перед Гостиным Двором вновь возродилась. На этот раз её стал продвигать отставной подпоручик Иван Аркадьевич Нелидов. Он вообще отказался от переговоров с купцами, решив построить здесь отдельное здание. Император Николай I, рассмотрев прошение Нелидова на строительство, отослал его за разрешением к купцам Гостиного Двора. Естественно, ими оно не было дано.

Разговоры о перестройке Гостиного Двора не прекращались. До капитальной реконструкции дело так и не дошло, хотя мода конца XIX века на изменение фасадов мимо главного торгового центра Санкт-Петербурга не прошла. Проект перестройки фасада был составлен архитекторами А. Н. Бенуа и Ивановым. И вновь начались длинные переговоры с купцами, в которых участвовал и Александр III. В конце концов императором была дана резолюция "мне всё равно, как они хотят, пусть так и делают". 8 августа 1885 года проект изменения фасада Гостиного Двора был утверждён. В результате на фасаде здания появилась лепнина и скульптура. Над главным корпусом появился купол, на углах также разместились вазы и фигуры, державшие щиты с гербом Санкт-Петербурга.

С Гостиным Двором связан ряд петербургских легенд и анекдотов. Одна из историй рассказывает о великом князе Николае Николаевиче, когда тот был страстно влюблён в дочь купца, содержавшего лавку в Гостином Дворе. По обычаям того времени он пошёл просить разрешение на брак у императора. Александром III был дан следующий ответ: "Я состою в родственных связях со многими дворами Европы, но с Гостиным не состоял и не буду".

Гостиный Двор живо реагировал на важные политические события в столице. "Кровавое воскресенье" 1905 года торговый центр встретил закрытым, с заколоченными досками витринами. Такую же картину он представлял собой и в 1917 году. Многие купцы не рассчитывали на долгую жизнь советской власти, потому прятали свои сбережения прямо в лавках. Так, 26 октября 1965 года при ремонте одного из помещений был найден клад - восемь слитков золота.

После октября 1917 года все магазины были опечатаны, товары описывались и отвозились на грузовике в распределительные пункты Комитета городского хозяйства. С 1918 по 1922 года в Гостином Дворе никакой торговли не велось. В 1924 году на фасаде здания был укреплён один из двух уличных репродукторов. В часы передач у него собиралось по несколько тысяч человек чтобы послушать новости или концерт.

В 1930-х годах находящийся перед Гостиным Двором бульвар был снесён, на его месте устроили площадь для стоянки машин. В эти годы велись работы по составлению проекта новой перестройки здания. Одной американской кампанией предлагалось даже снести Гостиный Двор, а на его месте построить первый в СССР небоскрёб. Всем этим планам помешала Великая Отечественная война.

Гостиный Двор постоянно подвергался немецким бомбардировкам. Огромный ущерб зданию был нанесён во время авианалёта 22 сентября 1941 года, когда фугасная бомба разрушила девять секторов дворового корпуса. Такая же бомба попала в здание и 24 сентября. Один из снарядов разрушил четырёхэтажный дворовой корпус. Во время всех этих событий гибло множество служащих арендаторов Гостиного Двора. С 23 января 1942 года по 5 января 1944 года Гостиный Двор неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам.

Большой ущерб зданию Гостиного Двора нанёс пожар в марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы. Водопровод не работал, тушить здание было нечем. Пожар продолжался более недели.

Так как торговый центр продолжал свою работу во время блокады, немецкие удары приходились именно в этот район. Поэтесса В. М. Инбер писала в своём дневнике 9 августа 1943 года:

"Снаряды с дьявольской точностью ложились в центре города, главным образом на перекрёстке Невского проспекта и Садовой у трамвайной остановки. А там в это время кишело народом - воскресный день. Первый же снаряд попал в трамвай номер двенадцатый... там было двадцать восемь убитых и шестьдесят раненых".

Несмотря на все эти события конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного Двора был проведён уже зимой 1942/43 года. Восстановительные работы начались в 1944 году по проекту О. Л. Лялина. В ходе реставрации были устранены изменения фасада произведённые в 1880-х годах. Таким образом Гостиный Двор снова приобрёл вид, заданный ему Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1947-1948 годах перед Гостиный Двором на Невском проспекте вновь была высажена липовая аллея, существующая здесь до сих пор.

Новая реконструкция Гостиного Двора началась в 1955 году. Эти работы велись с целью превращения "гостинки" в центральный торговый центр Ленинграда. Проект перестройки был составлен архитекторами И. А. Ваксом и Л. С. Катониным. Внешний вид здания остался прежним, а его внутреннее содержание полностью было переработано. Именно в ходе этих работ отдельные лавки планировалось соединить в одну большую анфиладу торговых помещений. В каждом вестибюле были устроены широкие лестницы. Для транспортировки товаров внутри торгового центра предусматривалось создания парка электрокаров (до двухсот штук). Для работников Гостиного Двора проект предусматривал создание столовой, библиотеки, комплекса помещений бытового обслуживания. Многое из запланированного так и не было реализовано.

6 февраля 1957 года в Гостином Дворе открылся крупнейший в Ленинграде детский магазин. Во всех вновь открываемых помещениях было устроено люминесцентное освещение. Полностью объединить все помещения так и не удалось, в Гостином Дворе осталось 65 изолированных друг от друга магазинов. В 1950-е годы здесь широко велась торговля товарами в кредит. Если желаемый товар отсутствовал, то его можно было заказать. О приходе товара в универмаг покупателю сообщали открыткой.

В 1967 году по проекту архитекторов А. К. Андреева и С. Г. Майофиса здесь была открыта станция метро "Гостиный Двор". Реконструкция здания была завершена к 1972 году. В 1977 году в вестибюле станции метро был установлен витраж работы художника А. Л. Королёва, изображающий расстрел демонстрации 3 июля 1917 года на углу Садовой улицы и Невского проспекта.

К концу 1980-х годов здание Гостиного Двора снова оказалось в плохом состоянии. Денег на новую реконструкцию к началу 1990-х годов уже не было, торговля продолжала вестись в помещениях с недостаточной вентиляцией и низкими потолками. Первые коммерческие магазины появились в Гостином Дворе как раз в это время. В 1991 году торговый центр пережил покупательский бум: из-за резкого обесценивания рубля многие ленинградцы стремились купить на свои деньги хоть что то, пока они совсем не обесценились.

С 1990 по 1998 года на реконструкцию закрывалась Невская линия. После неё здесь был открыт сквозной проход по всему периметру универмага. В 2001 и 2012 годах перед Гостиным Двором были высажены новые липы.

Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор - его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет - всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки - все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

Двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Путеводитель по архитектурным стилям

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов - итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции - Нодар Канчели - архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект - самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка , будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что... ...Гостиный двор - родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник - первый день после Пасхи.
...так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, называют улицей с самым большим количеством колонн.
...московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее.

Гостиный двор на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Гостином дворе?

История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность.

Строительство нового каменного Гостиного двора на бревенчатой Невской перспективе стало знаменательным событием в истории российского зодчества. Пять знаменитых имён хранит история Гостиного двора. План Гостиного двора в форме неправильного четырёхугольника принадлежит архитектору Еропкину. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди. Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли. А в результате построен Гостиный двор был по проекту молодого зодчего Деламота. Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году. К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор, в который убрал его архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа.

С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая). А свое название «Суровские» линии получили по товарам, которые купцы привозили из крымского города Сурож, известного, как Судак. Поскольку торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Гостиный двор мало-помалу сделался и своего рода достопримечательностью столицы, как Летний сад или Марсово поле, более того- едва ли не главным центром проведения досуга, своего рода местом развлечения. Гостиный двор за несколько десятилетий сделался целым торговым городом с десятками магазинов и складов. Галереи Гостиного двора жили особой жизнью, здесь сложился свой быт, нравы, законы и обычаи. Яркие предпраздничные торги, «вербы», елочные базары, манящие рекламы «дешевых» распродаж, извозчичья биржа- все это не вмещалось в самом Гостином, а выплескивалось на близлежащие улицы, придавая окружающему району своеобразный колорит и праздничное- даже в будние дни- оживление. Купить в Гостином дворе в XIX веке можно было все, что производилось в тогдашней России и за ее пределами; недаром говорили, что Гостиный двор всегда «задавал тон». Гостиный двор посещали богатые сановники и дворяне, светские красавицы и небогатые студенты, а также известные художники, писатели, поэты. Любил прогуливаться по торговым рядам И.А. Крылов, делали здесь покупки А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие. Они находили в Гостином дворе и нужный товар, и прообразы героев своих будущих произведений.

Постоянное количество лавок в Гостином дворе сформировалось уже к 1792 году, при определении планировочной структуры корпуса- тогда было 147 лавок. Чтобы обезопаситься от пожаров, всё в Гостином дворе было сделано из камня и железа. Отапливать лавки было строжайше запрещено. Лишь в 1837 году появилось первое тепло в Гостином дворе, а газовое освещение пришло в Гостиный двор спустя еще пять лет- в 1842 году. И постепенно весь Гостиный двор стал сиять вечерами светом газовых фонарей, увеличивая время торговли и привлекая покупателей с вечерних улиц.



Все почтенные петербургские купцы имели в Гостином дворе собственные лавки. На общем собрании владельцев лавок, торгующих в Гостином дворе, было решено ходатайствовать перед Петербургским военным генерал-губернатором об учреждении Комитета по управлению Гостиным двором. По ходатайству гостинодворцев в 1839 году состоялись выборы состава первого Комитета по управлению Гостиным двором. За 75 лет своего существования комитет Гостиного двора всегда стоял на высоте своего призвания. Заботы о сохранении зданий и содержании в чистоте дворов и галерей, об охране магазинов, отстаивание справедливых интересов гостинодворцев перед административными властями и т.д. завоевали среди гостинодворцев прочные симпатии и уважение к Комитету. Кроме Комитета по управлению Гостиным двором, имелся еще и гостинодворный староста. Назначал или увольнял старосту комитет.

К началу двадцатого века Гостиный двор продолжал оставаться крупнейшим в Петербурге центром торговли промышленными товарами. Это был своего рода город в городе- по 1922 год торговли в Гостином дворе не было. В 1927 году по Невскому проспекту (с 1918 по 1944 год он назывался «Проспектом 25 октября») пошли первые автобусы, в 1936 году- троллейбусы. Как и весь Ленинград, Гостиный двор стойко переносил выпавшие на его долю военные трудности. Он не раз подвергался бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. В годы войны здание Гостиного двора сильно пострадало, несмотря на все предпринятые меры по его сохранению. Большой ущерб Гостиному двору нанес пожар 14 марта 1942 года, вызванный зажигательными бомбами. Огонь охватил все правое крыло Невской линии и часть Перинной линии. Несмотря на невероятные испытания, посланные Гостиному двору войной и блокадой, он не переставал работать!


Восстановительные работы в Гостином дворе начались еще до окончания войны- в 1944 году по проекту архитектора О.Л. Лялина. Работы продолжались четыре года. 14 октября 1948 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР Гостиный двор стал объектом государственной охраны, как памятник архитектуры. Следующая реконструкция началась в 1954 году. Она должна была превратить Гостиный двор, сохранив его исторический облик, в главный универмаг Ленинграда. Проект капитальной реконструкции был подготовлен Институтом «Ленпроект». Реконструкция продолжалась 15 лет.

Первая очередь помещений универмага была сдана в эксплуатацию 6 февраля 1957 года- тогда открылся крупнейший в городе Детский мир. В 1967 году открылась встроенная станция метро «Гостиный двор» (архитекторы А.К. Андреев, С.Г. Майофис и др.). В 1994 году изменилась форма собственности, и универмаг стал Акционерным Обществом Открытого Типа. Ежегодно значительные средства ОАО «Большой Гостиный Двор» вкладывает в восстановление его исторического облика, модернизацию здания и реконструкцию интерьеров. Современные специализированные салоны обеспечивают комфортные условия для покупателей. В 1998 году состоялось торжественное открытие Галереи Высокой Моды, объединившей коллекции самых престижных кутюрье Франции, Италии и Англии. В течение всех последующих лет Большой Гостиный Двор сохраняет статус центра модной жизни Северной столицы. Сегодня коллекция Галереи Высокой Моды объединяет более 40 мировых брендов. Большой Гостиный Двор регулярно проводит показы новых коллекций высокой моды в лучших петербургских залах и дворцах, а также гала-показы «Мода белых ночей на Невском».

Сегодня Большой Гостиный Двор- динамично развивающееся современное торговое предприятие. В его торговых залах протяженностью в 2 километра представляют свою продукцию более трех тысяч российских и зарубежных фирм; в ассортименте около 170 тысяч разновидностей товара, а в продаже около двух миллионов единиц товара. В Большом Гостином Дворе действует дисконтная система, которая позволяет постоянным покупателям получить скидку на все товары, а также можно приобрести товары в кредит, по подарочному сертификату, и действует услуга «Свадебный подарок». Традиционно проходят Школьные и Новогодние базары. Универмаг предоставляет целый комплекс дополнительных услуг- свыше 40. У посетителей универмага всегда есть возможность отдохнуть и перекусить в кафе, баре, пиццерии.

Большой Гостиный Двор всегда был и остаётся не только центром торговли, но и местом встреч и общения, центром общественной и культурной жизни города. Здесь не только предлагают огромный ассортимент высококачественных товаров и услуг, не только гарантируют высокий уровень обслуживания, но и создают праздничную обстановку, хорошее настроение. Здесь проходят концерты, цирковые представления, конкурсы, показы, выставки...

В 1998 году Большой Гостиный Двор включён в число крупнейших предприятий Петербурга и признан ведущим по рейтингу, а в 1999 году ему была присвоена категория «Люкс». В 2001 году Большой Гостиный двор становится победителем программы «100 лучших товаров России» и получает звание лауреата в номинации «Услуги», а в 2002 году признан победителем рейтинга «ТОП 200 российской розничной торговли» в номинации «Лучший универмаг Северо-Запада России», а также лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге», посвященного 300-летию города, в номинации «Работы и услуги». В 2006 году Большой Гостиный Двор стал лауреатом премии «Российский Торговый Олимп- За верность традициям» и лауреатом конкурса качества «Сделано в Санкт-Петербурге», а за достижения в области предпринимательства награждён орденом «Слава России».



Большой Гостиный Двор уже сейчас вполне соответствует европейскому уровню торговли, но он не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться и развиваться. Он всегда новый- этот старинный универмаг, он всегда интересен- петербургский Большой Гостиный Двор, девиз которого- «Третий век- не изменяя традициям!»

Понятие "гостиный двор" появилось на Руси еще до царствования Петра I. В ту пору это были здания, где купцы, торговцы - те самые "гости" - останавливались для проживания и торговли. Для торговли им отводились так называемые ряды, которые разнились по товарам и услугам.

Торговые дворы

Впервые гостиный был заложен и возводился на Васильевском острове под руководством архитектора примерно в 1722 году. Его строительство было обосновано тем, что находился неподалеку, а хранить привозимые товары было негде. Таким образом появился Портовый гостиный двор, где приезжие купцы хранили свой товар до момента отправки оптовым покупателям. Рядов для розничной и штучной торговли товарами не было.

Но поскольку постройка была деревянной, то она сгорела, а на ее месте возвели каменные палаты. Сейчас остался лишь небольшой фрагмент строения - проем наружной галереи.

Затем был построен Апраксин Двор, торговый комплекс "Пассаж", торговые ряды Щукина, Андреевский рынок, торговые ряды на берегу Мойки и другие. В XVIII-XIX веках пожары вспыхивали в Петербурге довольно часто и уничтожали целые районы. По этой причине дворцы возводились сразу в камне, а торговые лавки было разрешено строить в разных частях города с целью избежать уничтожения всех товарных запасов и минимизировать потери для торговли города.

Пригородная торговля

В те времена Невская перспектива - нынешний Невский проспект - не был центром Северной Пальмиры. И ради пожарной безопасности торговые ряды перенесли на границу города «на порожнее место... от Полицейской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить … с общего согласия, полинейно, в чем которой линии торговать» (Малиновский К.В., «Санкт-Петербург XVII века», стр. 275).

Так было определено место для Большого Гостиного двора Санкт-Петербурга - самого значимого из всех, а ведь ранее здесь была березовая роща, за вырубку которой Петр I казнил нескольких лихоимцев. Современный Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге - одна из центральных станций метрополитена и удивительно сохранившееся здание XVII века.

Строилось здание довольно долго. Россия, находящаяся в постоянном состоянии войны с соседями, которые пытались откусить себе хоть кусочек земель, не могла найти в казне достаточно денег на строительство каменных торговых рядов. А купечество предпочитало латать деревянные постройки, оправдываясь тем, что и так все занято лавками, да и со строителями были проблемы - основная масса мастеров была задействована на возведении Смольного монастыря и Зимнего дворца.

Стройка здания в стиле классицизма началась в 1761 году по проекту Ж.Б. Валлен-Деламот Указом Екатерины II. Стройка несколько раз горела, поэтому в возводимом здании запретили использовать конструкции из дерева.

Окончательно строительство Гостиного двора Санкт-Петербурга было закончено в 1785 г. И торговля закипела - всего было 147 торговых лавок, где можно было купить товары со всего мира.

В 1837 году в Большом Гостином дворе Санкт-Петербурга усилиями арендовавших помещения купцов было проведено отопление (пневматическая топка) и освещение посредством масляных фонарей.

Вехи истории

В послереволюционные годы здание Гостиного двора Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) было опечатано, все товары купеческие перевезены в складские распределители, а помещения опустели.

В период НЭПа торговля возобновилась, но власти молодой Советской Республики здание неоднократно хотели то снести, то перестроить.

Все планы перечеркнула Великая Отечественная война, но и тогда торговля не прекращалась в торговом центре города не смотря на регулярные бомбежки.

В послевоенные годы Гостиный двор в Санкт-Петербурге неоднократно перестраивали, но без видимых радикальных изменений внешнего вида сооружения. В одном из корпусов во время ремонта в октябре 1965 г. вскрывали полы, и строители обнаружили настоящий клад, который остался после бежавших от революции купцов Морозовых. Он состоял из золотых слитков весом 128 килограмм.

Туристический центр города

«Гостинка» - так называют Гостиный двор горожане сейчас. Это большой торговый комплекс, сохранивший элементы прошедших эпох. Там расположены торговые бутики и павильоны с самыми разнообразными товарами. В основном они рассчитаны на туристов.

Открытие станции метро «Гостиный двор» Санкт-Петербурга состоялось в 1967 году. Входная зона метрополитена расположился в цокольной части здания. Здесь можно сделать пересадку на станции «Невской» и «Спасской» Садовой - Сенной линий, что очень удобно.

Выйдя из здания и повернув налево, можно увидеть большие экскурсионные автобусы. Чуть поодаль за ними есть экскурсионный киоск. Любой желающий может приобрести экскурсии от Гостиного двора по Санкт-Петербургу или ознакомительную поездку в музеи Ленинградской области.

Прошли века, но Гостиный двор так и остался центром притяжения для гостей города.