Болезни Военный билет Призыв

Новое в школьных библиотеках. Соши «умид. Материально- техническое обеспечение

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 2

Часть первую читайте, пожалуйста, в № 10–2009.

От школьной библиотеки до ресурсного центра

Я согласна с мнением директора нижегородской школы № 186 М.В.Бурова, что «мы создаём условия для развития определённых нами базовых компетентностей учеников». Он «убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка...».

В условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущества именно своей образовательной среды. Для этого подобную среду необходимо формировать, причём с пониманием необходимых критериев и параметров. И потому школьная библиотека просто обязана искать и реализовывать новые способы своей деятельности. Диапазон здесь большой – от оптимизации старых способов до значительного или даже принципиального изменения целей, содержания, методов, форм и технологий. Но начинать надо с изменения статуса библиотечной структуры, модернизации традиционной школьной библиотеки для превращения её в ресурсный (информационно-библиотечный, информационно-методический и т.д.) центр школы. Принятое ранее название «школьная библиотека» очень сильно ограничивает деятельность современного библиотечного специалиста: некоторые традиционные направления работы остаются невостребованными, а новые сложно ввести из-за отсутствия нормативной базы. Изменение статуса библиотеки даст возможность специалистам расширить сферу своего влияния, вывести библиотеку на другой, новый уровень развития, определить современные приоритеты, в которых сегодня так нуждаются ученический и педагогический коллективы. Особенно это касается библиотек, являющихся сегодня структурами базовых школ . В нашем городе таких школ три. В Положении о базовой школе, которое мы недавно разработали и приняли, фигурируют такие пункты, которые характерны именно для этих школ:

«…3.2. Базовая школа при организации своей деятельности должна отвечать современным требованиям к условиям образовательного процесса.

Под современными требованиями к условиям образовательного процесса понимается:

…3.2.5. Наличие условий для реализации современного уровня образования на основе информационно-коммуникационных технологий:

– наличие программы информатизации образовательного учреждения и эффективно работающей команды по информатизации;

– наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет;

– наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

– доведение нагрузки на один ПК до 10 человек;

– наличие трёх кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 8;

– наличие обновляемого не реже двух раз в месяц сайта в сети Интернет.

…3.2.7. Наличие школьного ресурсного (информационно-методического или информационно-библиотечного) центра, обеспечивающего условия для получения качественного образования...»

Выступая перед директорами школ на ежемесячной планёрке руководителей, я представила свою позицию по современной модели школьной библиотеки в условиях модернизации образования и моё видение образа специалиста, способного реализовать цели и задачи такой библиотеки, работать на продуктивный и качественный результат. Моё выступление было построено на ключевых отличиях между деятельностью «библиотеки прошлого» и «библиотеки настоящего и будущего», при этом я опиралась на следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки

Традиционная
деятельность
Обновлённая деятельность Компетентности
и умения библиотекаря
Компетентности
и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–
коммуникационные
->
Информационно-
коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ:

– интернет-услуги;

– тиражирование материалов на электронные носители пользователей;

– копирование материалов;

– предоставление АРМ пользователям;

– консультации по использованию ПК

Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно-
проектировочные
->
Программно-
проектировочные
Массовые формы работы:

– литературные вечера;

– литературно-музыкальные композиции

Массовые формы работы:

– активные, дискуссионные;

– новые формы с использованием ИКТ

Коммуникативные;
организаторские;
читательские;
информационно-
коммуникационные
->
Коммуникативные;
читательские;
информационно-
коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение:
– библиотечных презентаций;
– SWOT-анализа;
– аналитических справок;
– мониторинговых карт;
– исследовательских форм
Аналитические;
исследовательские

Директора базовых школ меня поддержали и сегодня очень активно работают над созданием школьных ресурсных центров, проектируют и ремонтируют помещения, приобретают мебель и современное оборудование, комплектуют фонды, разрабатывают нормативную базу, подбирают кадры из библиотечных работников, педагогов и технических специалистов.

Основную миссию центра я определяю так: через эффективную деятельность ИМЦ школы – к качественному образованию, от качественного образования – к новому качеству жизни.

Цель центра: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МОУ «СОШ № … » до 2017 года.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы деятельности ИМЦ.

2. Создание ресурсной базы: финансовой, материально-технической, кадровой, документальной (информационной) и т.д.

3. Организация стратегического планирования деятельности ИМЦ.

4. Формирование единого информационного образовательного пространства школы.

5. Создание на базе центра школьной методической службы.

6. Организация деятельности школьной команды по информатизации учреждения.

7. Совершенствование предоставляемых центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации основных процессов работы ИМЦ, формирование комфортной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий педагогической и библиотечной практики.

8. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных и библиографических ресурсов ОУ на различных носителях.

9. Формирование навыков независимого пользователя (учащегося и учителя): обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

10. Координация деятельности ИМЦ с другими структурами школы и города.

Cледующая таблица демонстрирует моё видение структурных единиц центра и функциональной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональная схема деятельности ИМЦ

Меня как методиста и управленца очень радует тот факт, что большинство школьных библиотекарей сегодня разделяют мою точку зрения по поводу необходимости модернизации библиотек образовательных учреждений. Это показал семинар, который состоялся в январе 2009 года, и подтверждают результаты исследования по изучению изменений, происходящих в библиотеках образовательных учреждений нашего города, и отношения к ним библиотечных работников.

Нас интересовало мнение библиотекарей о том, какие проблемы стоят в библиотеках особенно остро, что требует скорейших изменений. Как меняются библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления стоят перед специалистами, в чём видятся перспективы библиотечных инноваций?

Для участия в нашем исследовании предлагалось заполнить анкету. Вот основные результаты исследования:

Большинство библиотекарей с охотой принимают любые положительные изменения.

Библиотекари отмечают наиболее видимые (случившиеся) профессиональные изменения в ассортименте и предоставлении библиотечных услуг, в совершенствовании технологий, в структурных преобразованиях.

Основные изменения, которые в первую очередь должны коснуться библиотечной практики, следующие: изменение системы комплектования фондов, повышение интеллектуального потенциала, дополнительное финансирование и, наконец, реорганизация структуры библиотеки.

Библиотекари считают необходимым и полезным для активизации инновационных процессов привлекать узких специалистов со стороны, таких как методист по учебным фондам, методист медиатеки МИМЦ, библиограф МИМЦ, коллеги из других (инновационных) библиотек, психолог, технический специалист МИМЦ.

75 % опрошенных оценивают ситуацию в своей библиотеке как «инновационно-ориентированную» и готовую к дальнейшим изменениям.

Коллеги указывают на то, что мешает библиотекам более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления деятельностью). В качестве ведущих выделяют две причины: отсутствие стимулов и поддержки руководства и отсутствие необходимых ресурсов и «инновационной способности» библиотекарей.

Толчком для развития инноваций библиотекари считают: потребности и предложения пользователей, успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт), потребности библиотечного производства и инициативу сотрудников библиотеки.

Все библиотекари отмечают острую потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления инновационной деятельности и управления ею.

В соответствии с последним тезисом семинара «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: пути и средства формирования» библиотекари сформулировали заказ для методистов нашего центра (МИМЦ) на дальнейшую работу по формированию их (библиотекарей) профессиональных компетентностей.

Каждая из четырёх групп, работавших на семинаре, формулировала заказ на формирование предложенных методистами компетентностей: информационно-коммуникационных, программно-проектировочных, аналитических и психолого-коммуникативных.

Работа велась с картами заказа.

Задание : оформить профессиональный заказ на информационно-методические услуги и продукты, формирующие информационно-коммуникационные компетентности специалистов библиотечной практики ОУ г. Лесосибирска.

Заказчик:

Проблемные точки:

Основная идея:

Готовность библиотекарей к участию в данной деятельности:

Таблица 3

Результатом этого семинара стал оформленный заказ для методической службы МИМЦ на работу в 2009–2010 годах.

Вот основные позиции (см. табл. 4).

Таблица 4

Формы услуг и продуктов Время
проведения
Место проведения Специалист
Программно-проектировочные компетентности
Городской семинар «Проектирование в библиотеке» Февраль 2009 г. МИМЦ Заместитель директора МИМЦ по УМР
Консультации (индивидуальные и групповые по составлению проектов, отчётов, созданию нового имиджа библиотеки, структурной реорганизации) Март–апрель 2009 г. МИМЦ Методисты МИМЦ, специалисты ЦБС
Информационно-коммуникационные компетентности
Курсовое обучение работе с новейшими компьютерными программами, которые можно использовать в библиотечной практике 2-е полугодие 2008/09 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Системный администратор МИМЦ и методист по ИКТ
Практикум по сопровождению библиотечного сайта или веб-страницы на школьном сайте МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ
Мастер-классы по использованию ИКТ в библиотечной практике 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ, методисты МИМЦ, «продвинутые» библиотекари ОУ
Психолого-коммуникативные компетентности
Тренинг с целью снятия боязни публичного выступления МИМЦ, медиалекторий
Деловая игра, вырабатывающая умение выдерживать и обосновывать позицию во время дискуссии 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Аналитические компетентности
Городской семинар по составлению аналитических форм Каникулярное время 2009/10 учебного года МИМЦ Директор МИМЦ, методисты МИМЦ
Координация курсового обучения В течение всего времени На базе ИПК в
г.Красноярске
Методист-координатор МИМЦ, ответственный за курсовую подготовку работников образования г. Лесосибирска, специалисты ИПК

Таким образом, для специалистов нашего центра уже составлен план-ориентир на дальнейшее методическое сопровождение библиотечной практики в городе. Планируя совместную деятельность, мы определили для себя несколько иные, чем раньше, подходы: необходимо проектировать работу не по основным направлениям, как мы это привыкли делать, а использовать именно компетентностный подход . При таком раскладе мы будем работать на качественный результат и социальный заказ, не придумывая для себя искусственную деятельность. Вот по такому же принципу мы предлагали школьным библиотекарям планировать и их работу. Сегодня, организуя любую деятельность библиотеки, ориентированную на читателей (пользователей), надо в первую очередь понимать, какие компетентности мы собираемся у них формировать, а уже потом следует продумывать эффективные формы и методы, чтобы действительно были сформированы эти компетентности. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, качественных результатов не даёт. Потому что мы очень редко задумывались и задумываемся над тем, с какой целью на самом деле запланировано и проведено то или иное мероприятие. Отсюда и нечитающие дети, и неумение ребят работать с информацией. Цепочку планирования можно определить так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).

Но здесь надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). По-другому в принципе быть не может. Отсюда вопрос: что делает в школьной библиотеке специалист, не обладающий необходимыми профессиональными и креативными компетентностями? Что и как такой специалист может формировать у учащихся и учителей? Это как раз и есть болевая точка в повышении качества образования, это очень актуальная проблема кадровой политики. Её надо решать здесь и сейчас, конкуренция нашего времени выбьет из обоймы «слабых», не готовых работать в другом «формате» людей. Сегодня каждый на своём месте работает пока прежде всего на себя, а потом уже на общее дело. Как ни парадоксально это звучит, но это факт, и его надо учитывать.

Однако вернёмся к заказу библиотекарей, сформированному для методической службы на семинаре.

За счёт ресурсов нашего центра мы сможем полностью удовлетворить данный заказ, поскольку имеем достаточный кадровый, информационный и материально-технический потенциал.

Когда мы ориентируем руководителей школ на формирование центров (на базе школьной библиотеки), мы показываем как модель работу городского центра. Точно знаем, что вся ресурсная база школы (города) должна формироваться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединённым интеллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом (включая неопубликованное), общим финансированием. Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть место (центр), где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Сегодня школы, имеющие подобные центры, будут, вне всякого сомнения, только выигрывать, и настанет то время (совсем скоро, уже завтра), когда заказчик (родитель и ученик) станет выбирать ту школу, где есть хороший ресурсный центр, а не маленькая библиотека площадью 20 квадратных метров с одним библиотекарем. Ресурсный центр школы – это необходимое условие для формирования современного качественного образования. Вспомним тезис А.И.Адамского, который я приводила в первой статье: «В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования . Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».

Обеспечить данную деятельность способен только мощный ресурс центра образовательного учреждения. А мы, библиотекари, представляем собой основной кадровый потенциал (всегда считала и считаю, что именно библиотекари – главные специалисты в школе по работе с информационным массивом). Сегодня как никогда наша профессия востребована в обществе, надо только увидеть свою нишу, «переложить» уже известную нам деятельность на новые технологии, вывести её на другой, современный уровень, и тогда результат будет неоценим. Вспоминается известный всем лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Так будем же такими счастливыми владельцами и востребованными обществом специалистами!

Возвращаюсь к краевому семинару, который вёл А.И.Адамский, и фиксирую ещё один важный для меня результат этого мероприятия. Те, кто хотел двигаться в сторону собственного развития, активно участвовали в семинаре, пытались понимать собственные дефициты. Уже сейчас появились новые проектные идеи. На такой результат и выводили нас организаторы семинара. Идея оформилась в индивидуальный проект по формированию корпоративной мобильной библиотеки в г. Лесосибирске.А вот о том, что это такое, – в следующих статьях.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Attsteklo.Ru. Если вы решили заменить старое лобовое стекло своего автомобиля, то оптимальным решением станет зайти на сайт http://www.attsteklo.ru/ . На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о покупке и замене стекол. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.attsteklo.ru.

Дорогу осилит лишь идущий!

Бедина И.П.

Современная школьная библиотека, какая она? Значительные изменения в народном образовании, произошедшие в последние годы, повлияли на развитие школьной библиотеки. С появлением школ – гимназий, лицеев школ с углублённым изучением различных предметов или языков роль библиотеки стала рангом выше. Тенденции специализации учебного процесса требуют от библиотеки, с одной стороны, наличия узкоспециальной литературы, а с другой, совершенствования и технической оснащенности библиотеки. Так, какая же библиотека нужна школе, каким требованиям она должна отвечать, каким новым содержанием наполнятся, какое место занять в процессе обучения и воспитания школьников? На все эти вопросы невозможно ответить в рамках одной статьи, поэтому основной своей задачей я посчитала описать сложившуюся за многие годы систему работы нашей школьной библиотеки, отразив наиболее важные аспекты деятельности библиотекаря.

Школьная библиотека – это маленькая, но универсальная массовая библиотека, потому ей присущи все её черты и особенности. Сложность работы библиотекаря в ней состоит в том, что ему одному приходится заниматься сомой разнообразной деятельностью, начиная с оформления помещения библиотеки и заканчивая оформлением бухгалтерских документов и т.д. , никак не связанной с обслуживанием читателей. В связи с этим, по – моему главным в работе школьного библиотекаря является правильная организация всех сторон деятельности. При этом необходимо соблюдать баланс, равновесие, “ золотую середину” между многочисленными обязанностями и возможностями библиотеки, ведь обычно библиотекарь в школе один, и от его организованности зависит всё : помощи ждать не от куда. Я постаралась привести в систему все стороны работы школьной библиотеки и изобразила её в виде схемы, приведенной на рисунке.

Данная схема достаточно условна, однако она даёт наглядное представление о всех сторонах работы школьной библиотеки.

Несколько слов об основных принципах комплектования фонда, главные из которых:

многоэкземплярность программной литературы,

многоэкземплярность литературы по внеклассному чтению для учащихся младших классов,

наличие хрестоматий и сборников литературы, используемых в учебном процессе,

пополнение фонда новыми изданиями справочной литературы и литературы методического характера.

Фонд школьной библиотеки создаётся десятилетиями и требует как внимательного подхода к его оформлению, так и кропотливой и нервной работы по его сохранению. Сохранить фонд нисколько не легче, а может и труднее, чем его накопить.

Ведь при этом иногда приходится преодолевать безответственность читателей: учеников и учителей.

К сожалению, приходится использовать самые “жестокие” методы для того, чтобы заставить читателя вернуть книги в библиотеку.

Правильно скомплектованный фонд – это основа библиотеки, нет фонда – нет читателей, нет работы.

Основной книжный фонд нашей библиотеки насчитывает приблизительно 16 тыс. книг, 1.5 тысяч брошюр и около 20 тысяч учебников, балансовая стоимость фонда составляет 100 тыс. рублей. Количество читателей сохраняется из года в год и колеблется в пределах 850 – 900 читателей, что составляет 80 – 85% от списочного состава школы книговыдача за год составляет около 18 тыс. книг, посещаемость от 8 – 10 тысяч за учебный год.

Для того чтобы справится с таким объёмом работы одному человеку необходимо правильно организовать внутрибиблиотечную работу, которая не видна, но должна занимать ведущее место в работе библиотекаря. Каждый день библиотека должна быть готова к быстрому обслуживанию читателей.

Внутрибиблиотечная работа включает в себя:

Запись взятых читателями книг; расстановку читательских формуляров по классам; расстановка книг, сданных читателями, на полки; подбор читательских запросов по темам; заполнение дневника библиотеки (количество читателей, записавшихся в библиотеку) ; заполнение финансовых документов; подбор литературы для учителей к урокам; ведение каталогов и многое другое

Внутрибиблиотечную работу необходимо выполнять в течение дня и ничего нельзя оставлять “на завтра”.

Специфика обслуживания читателей в школьной библиотеке состоит в том неравномерности прихода читателей, когда за 15 минут перемены необходимо обслужить 15 –20 человек. Это очень непросто сделать, так как читательские запросы бывают самые разные. Если требуется книга конкретного автора или названия, то библиотекарь должен знать, есть она в библиотеке или нет, и поэтому может быстро обслужить читателя. Для более сложных запросов я использую картотеку читательских заявок, в которой указывается тема для подбора литературы. За книгами читатель приходит после уроков. Когда не удаётся подобрать нужную книгу из абонементного фонда, то читателю предлагается поработать в читальном зале, где в основном находится справочная литература от тематических словарей до универсальных энциклопедий. В нашей библиотеке накоплено большое количество словарей, справочников, энциклопедий по различной тематике. Разнообразие справочной литературы даёт возможность учащимся, не выходя из стен школы, разыскивать необходимый материал. Наиболее популярно у нас последнее издание “Детской энциклопедии” , выпускаемое издательством “Аванта” . Хочется отметить, что отсутствия финансирования в последние годы значительно усложняет приобретение новых томов энциклопедии. Но мы используем любую возможность для пополнения библиотеки. Так, на полученные от общешкольного сбора макулатуры деньги приобретены последние тома энциклопедии. Не буду подробно останавливаться на технологии обслуживания читателей, она примерно одинакова у всех. Отмечу попытку внедрения персонального компьютера (ПК) для организации каталогов и абонемента.

Как показано на схеме, работа с читателем имеет различные формы, не связанные непосредственно с выдачей книг. Библиотекарь рассказывает о новинках литературы, выходя в классы к учащимся с обзорами, приглашает ребят в библиотеку обратить внимание на новую выставку.

Выставки, как одна из важных форм развития у учащихся интереса к книге, рассказывают книжные фонды, знакомят с именами писателей, открывают новые имена и названия книг, сообщают о писателе – юбиляре, показывают возможности полиграфического искусства, приглашают войти в мир непрочитанных книг. Выставки можно разделить на цикловые и тематические, персональные и информационные. Интересно вести статистику, взятых с выставки книг. Из сделанных мною за последнее время выставок наиболее удачными получились выставки “ Петербург в русской поэзии” , “Душа Петербурга” , “ Москва златоглавая” , “По секрету всему свету”.

Ребята интересуются книгами, спрашивают книги с выставок, на некоторые из них даже образовалась очередь.

Одна из интересных форм работы библиотекаря совместно с учителем – это внеклассное чтение учащихся.


Рисунок – схема основных форм работы школьной библиотеки

Списание

Доклад методиста по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре Комаровой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Комарова Н.Н., методист по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре

«Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех»

Генри Форд“О сотрудничестве”

С 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), с сентября 2015 г. все школы массово перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Библиотеке сегодня отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего полного образования предъявляют новые требования к школьной библиотеке: из учебно-вспомогательного подразделения она должна стать ресурсным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиообразования.

Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информацион-ные ресурсы, школьная библиотека яв-ляется для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информаци-онно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как ос-нове формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения позна-вательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распрост-ранению грамотности и общему развитию личности ребенка.

Согласно ФГОС школа должна сформиро-вать грамотного, компетентного читателя, ко-торый сможет ориентироваться в многообра-зии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет ис-пользовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.

Сегод-ня школьная библиотека ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и са-мостоятельной работы с информацией в различных форматах, формирование специфических умений и навыков информационно-поисковой дея-тельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инстру-ментов.

Школьная библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Каждый день на абонементе обслуживаются в среднем 30-40 человек (городские школы). И хотя не во всех школьных библиотеках Николаевского района есть читальный зал, его функции выполняются в полном объеме. Учащиеся обращаются к энциклопедической и справочной литературе, готовят сообщения, доклады, рефераты. Для этой работы в даже самой маленькой сельской библиотеки создаются посадочные места.

Современная школьная библиотека - это:

  • учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
  • специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
  • публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимыересурсы для проектной и творческой деятельности;
  • библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу.

Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.

Задача школы - помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей.

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.

Сотрудничество учителя с библиотекарем необходимо, чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки для:

  • развития и обучения обучающихся;
  • формирования информационной культуры;
  • организации образовательных событий;
  • разработки поурочных планов и внеурочных занятий;
  • подготовки и проведении проектных заданий;
  • внедрения информационных технологий.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с УМК;
  • работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, социальными партнерами.

В основе ФГОСтандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Программным документом в плане перспектив преобразования школьных библиотек является Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Новая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр отвечает всем требованиям новых стандартов, обеспечивает необходимые условия для обучения, ориентированного на самоопределение и удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его развития и индивидуальных возможностей. На уровне Хабаровского края работает федеральная стажировочная площадка «Информационно-библиотечные центры» по трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. Создан региональный ресурсный информационно-библиотечный центр на базе Центра развития образования г. Хабаровска. В сеть ИБЦ входит наш единственный пока ИБЦ МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.). На уровне муниципального района также ведется работа по преобразованию школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Начата работа по разработке положения, концепции развития ИБЦ в МБОУ СОШ № 2,5.

С целью формирования и совершенствования профессиональной компетентности школьных библиотекарей по моделированию информационно-образовательной среды в школьный информационно-библиотечный центр посредством включения их в практическую деятельность проведены методические объединения, обучающие семинары н-р «От школьной библиотеки – к информационно-библиотечному центру: векторы развитии», где библиотекари знакомились с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, проектами положений, особенностями работы ИБЦ.

С целью организации информационно-библиотечной среды с единым информационным и библиотечно-библиографическим фондом, расширением функций библиотек общеобразовательных организаций для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования в Хабаровском крае проходилаапробация проекта «Региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы» 1С: Библиотека. Участие ИБЦ МБОУ СОШ №4 (Павлова Е.Г.) оказалось невозможным в связи с техническими причинами (низкая скорость).

В создавшихся условиях предъявляются особые требования к школьному библиотекарю. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, своеобразный информационный менеджер, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. В 2016/2017 учебном году в каждом общеобразовательном учреждении (16) имеется школьная библиотека.

Согласно штатному расписанию в общеобразовательных учреждениях библиотекари работают:

  • 1 ст. – 5 чел. (45 % от общего количества библиотекарей) (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный);
  • 0,5 ст. – 7 чел. (55% от общего количества библиотекарей).

По основной деятельности работают 4 педагога-библиотекаря (МБОУ СОШ № 1,2,4, 5) и 5 чел. – библиотекарями (МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный, МБОУ СОШ п. Лазарев, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка, МБОУ ООШ с. Чля), в остальных школах - внутренние совместители. Согласно штатному расписанию в 6 школах (МБОУ ООШ п. Нижнее Пронге, МБОУ ООШ с. Нигирь, МБОУ ООШ с. Оремиф, МБОУ ООШ п. Пуир, МБОУ НШ ДС с. Озерпах, МБОУ НШ ДС с. Чныррах) нет ставки библиотекаря.

Образование библиотекарей:

  • высшее библиотечное – 2 чел. – 17 % (МБОУ СОШ № 2,4);
  • высшее педагогическое – 3 чел. – 25 %; (МБОУ СОШ № 1, № 5 п. Маго, с. Красное);
  • высшее другое -1чел. -8% (МБОУ СОШ с. Константиновка)
  • среднее спец. библиотечное – 1 чел. – 8 % (МБОУ СОШ № 5);
  • средне - спец. педагогическое – 2 чел. – 17%. (МБОУ СОШ № 5, с. Чля)
  • средне - спец. другое - 2 чел. – 17 %,
  • другое (среднее общее) – 1 чел.- 8 %.

Данные свидетельствуют, что только 3 специалиста имеют специальное библиотечное образование.

Районное методическое объединение школьных библиотекарей оказывает содействие библиотекарям в освоении информационных технологий, способствует развитию творческого потенциала, осуществляет проведение учебной, методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела.

У всех школьных библиотекарей рабочее место обеспечено компьютером. Для пользователей в 6-ти библиотеках есть 8 компьютеров (МБОУ СОШ № 1. 4 (3 экз.), 5, МБОУ СОШ с. Красное, МБОУ СОШ № 5 п. Маго МБОУ СОШ с. Константиновка.

Выход в Интернет имеется в 10 библиотеках.

Школьные библиотеки в 2002 году обеспечены программой АБИС «MAРК-SQL – школьная версия», используются в работе только в 4 организациях (МБОУ СОШ № 2,4, № 5 п. Маго, р.п. Многовершинный). Низкий показатель использования связан с тем, что в сельской местности часто меняются библиотекари, отсутствуют ставки.

Комплектование учебниками

Работа по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы школьной библиотеки) начинается с началом учебного года.

Имеется отлаженная система работы, которая включает в себя инвентаризацию учебников, изучение Федеральных перечней учебников на учебный год, сбор заявок от учителей – предметников, составление заказа школы, муниципального заказа, заключение контрактов с издательствами на поставку учебников, оформление стендов «Учебник – 2016»в каждом общеобразовательном учреждении. С 2010 г наш район самостоятельно делает заказ на учебники, напрямую работает с издательствами. В течение 3-х последних лет нашему району выделяется 2 млн 260 тыс рублей на приобретение учебников. В 2016 г. заключены контракты с 10 издательствами. Заказано 8949 экземпляров учебников (2015 г – 9241экз.), из них 3889 экземпляров рабочих тетрадей для первоклассников. Снижение количества экземпляров связано с увеличением стоимости заказанных учебников и учебных пособий.

В связи с введением новых стандартов ежегодно обновляем учебники соответствующих классов, рабочие тетради заказываем только для первоклассников.

Пополнение фондов художественной литературы, справочной литературы происходит очень редко, последнее поступление было в 2012 году. Получено 120 комплектов экз. от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Астрель». «Дрофа» на сумму 530 тыс. рублей. Это в основном программные произведения, словари и справочники

Следует отметить достаточно сложное положение с подписной кампанией на периодические издания. В связи с финансовыми трудностями школы не имеют средств на подписку, поэтому я предлагаю осуществить более тесное сотрудничество школьных и детских библиотек с целью ознакомления с новинками.

Важнейшим показателем результативности деятельности библиотек являются ежегодные муниципальные и краевые конкурсы: муниципальный конкурс «Лучшая библиотека года – 2016», краевой конкурс «Лучший информационно-библиотечный центр – 2016». В муниципальном конкурсе в приняли участие МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 5 п. Маго, МБОУ ООШ с. Чля. По итогам конкурса призерами стали – МБОУ СОШ № 1 (педагог-библиотекарь Рожкова Н.Н.), МБОУ СОШ № 5 п. Маго (педагог-библиотекарь Найденова М.А.). Следует обратить внимание на содержательную творческую работу Рожковой Н.Н. на тему «Информационная культура школьников», где она раскрывает систему работы по данномунаправлению, подтверждая практическими наработками, разработками библиотечных уроков, выпусками школьных газет.

(слайд 11) Самой интересной в содержательном плане и техническом оформлении признана «Виртуальная книжная выставка» педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 5 п. Маго Найденовой М.А. Интерактивные выставки пользуются в последнее время особой популярностью у библиотекарей. Эта форма позволяет расширить традиционные виды библиотечной деятельности, носит игровой характер и привлекает учащихся активному чтению.

В краевом конкурсе «Лучший информационно-библиотечный центр -2016» приняла участие МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.), которая заслуженно признана призером. Информационно-библиотечный центр школы получил специализированное оборудование за счет средств краевого бюджета, электронные справочники и словари издательства «Просвещение» и «АСТ-ПРЕСС КНИГА».

В последнее время в библиотечной среде активно используется новый способ продвижения книги – буктрейлер.

С 01 по 31 марта 2016 года впервые в Николаевском муниципальном районе состоялся районный конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга» среди учащихся 5-11 классов по возрастным группам: учащиеся (5-6), (7-9), (10-11) классов.

Цель конкурса: продвижение и популяризация книги и чтения средствами визуальной культуры.

В конкурсе приняло участие 11 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений города и района (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, п. Маго). Работы участников отличались творческим подходом и оригинальностью раскрытия темы, органичностью сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги, полнотой и глубиной раскрытия произведения. Буктрейлеры созданы по мотивам разнообразных по жанру произведений: Вальтер Скотт «Айвенго», Лев Толстой «Кавказский пленник», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи Сергея Есенина «В хате» и другие. Работы участников конкурса размещены на сайте ИМЦ.

Сегодня очень важно создание нового образовательного пространства для библиотекарей школ, которое включает в себя не только традиционные мероприятия по повышению квалификации, организованные на уровне района (семинары, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы и другие), но и создание образовательного пространства в сети Интернет (вебинары, форумы, дистанционные курсы), где можно получить консультацию узких специалистов, познакомиться с документами, регламентирующими деятельность школьных библиотек, обменяться опытом с библиотекарями других регионов, пройти дистанционное обучение).

С целью повышения профессиональных знаний, школьные библиотекари принимали активное участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» по использованию в учебном процессе электронных учебников, в ежегодном Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек, во всероссийском мониторинге школьных библиотек, в видеоконференции «Информационно-мультимедийные технологии – ресурс развития современных школьных библиотек», и т.д.

В течение года библиотекарями школ было организованы разнообразные книжные выставки, просмотры, обзоры на различные тематики: Книги-юбиляры, «Юбилейные издания», к праздникам День матери, День пожилого человека, День Победы, День знаний, и многие другие. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины, конкурсы рисунков, беседы-диспуты, литературные игры, конкурсы чтецов. Следует отметить на разнообразие форм выставок и средств оформления. Большой популярностью пользуются виртуальные книжные выставки.

В течение учебного года проводятся библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги, овладению навыка работы со справочными изданиями.

Также проведены мероприятия различной направленности: литературные викторины, игры-путешествия, литературные вечера, устные журналы, конкурсы, (конкурс инсценированных басен и др.).

С целью привлечения внимания обучающихся к чтению в общеобразовательных учреждениях прошли библиотечные акции в стиле флешмоба «Да здравствует книга!», «А что у вас?», конкурсы библиотечных плакатов, презентаций «Моя семья и книга», творческий проект «Служба спасения сказки», акция «Международный день дарения книг».

С целью популяризации книги обучающиеся школ города и района совместно с библиотекарями приняли участие во Всероссийских мероприятиях:

В течение года в школьных библиотеках проводятся творческие встречи с местными поэтами (Перегудов А.А., Рачков А.П., Головачева Т.Г. и другие).

Надеюсь, что наша встреча положит начало тесному сотрудничеству наших библиотек, так как у нас с вами единая задача приобщения детей к чтению.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальный вопрос.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации

Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.

2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РФ Д.А.Медведев отмечает, что смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

В основе Президентской инициативы заложены новые образовательные стандарты, которые разрабатывались в соответствии со Стратегией развития образования до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет собой общественный договор семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменяются, главное в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения, понимается так: школа должна давать знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

Исследовательская деятельность;

Информационная деятельность;

Проектная деятельность;

Литературно-познавательная деятельность;

Мультимедийные технологии;

Работа с УМК;

Работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся В 3а и 5б классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей..

В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных играх «Что? Где? Когда?» с видео-вопросами, блиц- вопросами и чёрным ящиком.

Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 3 компьютера, 2 подключены к Интернету, есть возможность работы с нетбуками и интерактивной доской.

Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники уже давно стали привычными родительские собрания в школьной библиотеке, традиционны к конференции на тему «Что читаю я и моя семья».

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Тогда выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;

В новых стандартах выделены требования к результам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки.

Фонд нашей школьной библиотеки составляет: всего – 22899экз.

  • учебники – 3794
  • методическая литература - 700
  • художественная литература – 18300
  • медиатека CD- дисков - 105

Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.

Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя нам очень помогает МБА. Совместно с детской библиотекой мы проводим различные мероприятия, оформляем выставки, проводим обзоры новинок. Эти книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой.

В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.

Школа - это не только уроки, задания на дом, контрольные работы и родительские собрания . Со школой связано множество историй про девчонок и мальчишек, которые ссорятся, мирятся, влюбляются. Множество озорных рассказ ов, повествующих о жизни гимназистов и школьников - ровесников сегодняшних учеников начальной школы. Предисловие "Для любознательного читателя" расскажет о том, какой была школа 100 лет назад, о героях ВОВ, о том, как себя вести и многом другом читатель узнает из серии книг Без словарей и справочников очень тяжело в учёбе и вот в качестве первых словарей для малышей мы бы в свой фонд приобрели словари Ольги Ушаковой. В нашем фонде конкретно для младшего школьника всего 5словарей, а так приходится довольствоваться словарями среднего звена.

Хорошими учениками не рождаются - ими становятся на хороших уроках. А какие уроки хорошие? Те, что не похожи на урок: веселые, как игра. Такие, как у учительницы Валентины Васильевны Волиной. Это не новое имя и уже не одно поколение ребят выросли на этих книгах. А школьная библиотека испытывает дефицит книг этого автора.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.

Мне, как руководителю школы очень хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе.

Решение вопроса о статусе школьного библиотекаря. Человек, работающий в школе с учащимися должен нести звание педагога. А отсюда и иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж,

Центральной проблемой школьного библиотекаря и администрации школы является проблема финансирования,

Следует серьёзно подойти к вопросу кадровой политике. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, я уже не говорю,что в больших школах их должно быть 2-3.

Крайне важно решить вопрос с аттестацией библиотекарей, сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата их работы и мастерства.

Для успешной организации работы школьной библиотеки,конечно, не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя Я считаю, это направление в школе довольно серьезным и масштабным, поэтому если эта работа руководителя будет учитываться при аттестации руководителя у него появятся дополнительные баллы.

Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.

Библиотекарь открой мне свой ковчек,

Свой католог, звучащий как поэма,-

Мы выйдем в море с капитаном Немо,

Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Желаю всем успехов, здоровья и процветания.

Директор МОУ «СОШ № 3» города Пикалево

Людмила Ивановна Гришкина