Болезни Военный билет Призыв

Николай рубцов душа хранит. Душа хранит. «Душа хранит» Николай Рубцов

В гостях у «Правчтения» прозаик, критик, литературовед, кандидат филологических наук Анастасия Чернова лауреат VIII Международного Славянского Литературного Форума «Золотой витязь» 2017 года, этой наградой она была удостоена за исследовательскую работу «Лирика Николая Рубцова в контексте русской народной традиции» – Анастасия, Вы не первая кто обращается к творчеству Николая Рубцова, чем заинтересовал он именно Вас?

– Как-то раз я взяла со стеллажа тонкую книжечку, раскрыла наугад и стала читать: «Трущобный двор. Фигура на углу. Мерещется, что это Достоевский…». Каждое слово – было в точку. Тревожило, радовало, звало. Посмотрела обложку: «Николай Рубцов. Зеленые цветы». А стихотворение – «В гостях». Сама мелодика образов завораживала: все – и желтый свет в окне без занавески, и страшная темнота коридора, и даже «притонное жилище» поэта, казались мне желанными, исполненными смысла. К тому времени (мне было лет 15), я уже решила попробовать стать писателем, и эту мою мечту Рубцов выразил. Конечно, при этом отобразил неприкрытую убогость такой жизни. Так ведь и я не идеализировала свой будущий путь! Потом открыла для себя и другие стихи. Прежде всего, «Зеленые цветы» и «Утро утраты». Последнее стихотворение помогло мне пережить смерть папы.

– Как случилось, что вы увлеклись творчеством Рубцова так глубоко, что последовали научные изыскания и книга?

– Все получилось естественным путем. Когда училась в Литературном институте, одним из моих любимых предметов было устное народное творчество, поэтому в аспирантуре я выбрала специализацию фольклористика. Поступила к профессору Татьяне Васильевне Зуевой. Она говорила, что обязательно нужно выбрать тему, которая мне будет близка. Как вариант – предлагала Ивана Шмелева. Но в детские годы Шмелев мне не нравился. Едва я начинала читать описание постных яств в начале «Лета Господня», как тут же охватывал сильный аппетит. Хотелось вкусно поесть, а не познавать мир, что окончательно расстраивало. Но… я отвлеклась. Диссертация мне представлялась скорее творческим делом, чем научным. Как и перед написанием художественного рассказа, я чувствовала ее образ. То есть закрывала глаза, и видела неясные очертания домиков на берегу реки, что-то очень близкое и родное. Поразмышляв, поняла, что такой образ наиболее яркое воплощение получил именно в лирике Николая Рубцова. Так я выбрала тему и стала изучать точки взаимодействия фольклорных и поэтических сюжетов. Кроме того, мне хотелось понять: почему стихи Рубцова простые, незатейливые, казалось бы – а трогают душу. Ведь поэт ничего не придумывает, не сочиняет броские метафоры, чтобы поразить воображение живописными картинами…

– Скажите в процессе работы над диссертацией и впоследствии над книгой, что нового открылось для Вас?

– Меня часто спрашивали: «Ну что, не надоело еще? Как это, три года изучать стихи одного поэта – и не пресытится». На деле оказалось все иначе. Чем больше изучаешь – тем интереснее становится, тем больше моментов открывается, о которых можно еще и еще размышлять. Казалось бы, поэзия Рубцова умещается всего в одну книгу. А столько в ней сосредоточено! Можно писать многотомные исследования, и все равно – этого будет мало!

Я разработала собственную концепцию, исследовательский инструментарий. Понятие этнопоэтической константы помогает вскрывать глубинные пласты народного самосознания. В диссертации есть большая теоретическая часть. Обосновываю необходимость и оправданность самого понятия «внутренний фольклоризм» писателя. Почему мы можем говорить о фольклоризме не только на уровне внешних приемов и прямых сюжетов, но и на уровне авторского сознания – и это не будет натяжкой и случайностью? В книге больше пишу о поэзии самого Рубцова. Об истоках его вечной, чистой и светлой образности.
– Вашу книгу издал АНО «Бирюзовый дом». Слышал, что будет еще продолжение?

– Да, Марина Николаевна Кошелева, генеральный директор «Бирюзового дома» работает над проектом «Толшма – долина детства». Толшма – река, протекающая через село Никола, где прошло детство Рубцова. В рамках этого проекта и вышла моя книга. Затем последует издание по результатам экспедиции, которая состоялась в августе 2017 года.

– Вы тоже были участницей фольклорной экспедиции 2017 года. Поделитесь своими наблюдениями?

–Мы не встретили сказку про Медведя на липовой ноге – самую страшную из всех русских сказок и самую древнюю. В любой области хоть кто-то да расскажет, мрачно посмеиваясь о том, как старуха варила в кастрюле медвежью лапу. На Толшме бабушки отвечают однозначно: «Не. Такую не слышали». Думаю, этот момент наглядно показывает особенности толшемской картины мира. Ужасы и жесткости совсем не привлекают. Кстати, даже сказка про козу и семеро козлят прозвучала в сильно сокращенном варианте: козлятки так и не открыли дверь волку – дождались-таки маму-козу, которую узнали по голосу. Какие люди – такие и сказки. В долине реки Толшмы добры даже собаки. Ласковые, доверчивые, они каждого встречают, как родного. Иду мимо чужого дома. Пес возле крыльца смотрит с приветливым ожиданием. Какие медведи и отрубленные лапы! Какие несчастные истории про козлят! Вы что! Огромная белая дворняга, взмахнув хвостом, утыкается в твою ладонь мокрым носом.

– Произошли ли изменения в Вашей жизни, мироощущением в связи с познанием рубцовской поэтики?

– Хотелось бы… как говорится: «Зачем художнику работать, если живопись не меняет его самого?» Но эти изменения мне пока сложно выразить и описать. Могу вспомнить лишь небольшие внешние эпизоды. Например, уже после написания диссертации я стала петь под гитару некоторые стихи Рубцова. Съездила в родное село поэта, в Николу, в Тотьму и Апатиты, где он учился. Все это расширяет жизненное пространство, дает ощущение бесконечного счастья.

– Кто сегодня жив, и с кем Вы поддерживаете отношения из родственников великого народного поэта?

– Родственники Николая Рубцова живут в Петербурге. Дочь – Елена Николаевна Рубцова. К сожалению, с ней мы не виделись, только переписывались. Племянница поэта, дочь родного брата Альберта – Марина Альбертовна Фазанова (Рубцова) – живет в Гатчине, у нее три дочери, Дарья, Арина и Ольга. Это удивительная семья, очень талантливая! Марина и Дарья – художники-модельеры. Марина Альбертовна вошла в число лучших преподавателей художественного мастерства. В этом году, 16 января, состоится открытие выставки картин Марины Фазановой и Дарьи Рубцовой в Фонде славянской письменности и культуры. Затем будет традиционный литературно-музыкальный вечер. Приглашаем всех желающих!

Важное место в биографии Рубцова занимает и Биряково, родовое село предков поэта, черносошных вологодских крестьян. Триста лет они жили на земле и, конечно, передали Рубцову духовную силу, крепкий и здоровый народный взгляд, светлое восприятие окружающего мира… В Биряково до сих пор живут представители этого рода… Три брата Рубцова стали известными механизаторами, рационализаторами. Не было такой техники, которую бы они не могли отремонтировать.

– Как, на Ваш взгляд, отражены христианские тенденции, национальная символика, вечные символы в стихах Рубцова?

– Рубцов – православный поэт. Это видно как по особенностям образности, так и по акцентам, которые он расставляет. Представляете, ведь он жил в советское время, в атеистическом государстве. Тогда, в середине ХХ века, звучат темы технического прогресса, модернизации, кипит строительство коммунизма. А Рубцов вдруг пишет про Русь. Широко по Руси машут птицам согласные руки. Да не просто про Русь – про Святую Русь. Печалится о разрушенных храмах, упоминает кресты. Каждому памятник крест. Никаких пятиконечных звезд и заигрывания с официальной идеологией. Ни малейшего жеста! Напротив, он выражает христианские идеалы и устремления. Родная земля в его лирике изображается как таинственное пространство Божьего мира, исполненного света. «И меж берез, домов, поленниц / Горит, струясь, небесный свет!» Одно из стихотворений, посвященных Родине, так и называется – «Тайна». Отношение человека к внешнему, природному миру как к величайшей тайне характерно для религиозного типа сознания. Глубинный смысл Родины в его поэзии рождается не из бытовых понятий и тем более не из обстоятельств текущего момента, но из таинственных и грустных откровений старины. Музыкальное начало, звучание – будь то шум сосен, гул речных вод или же звон колоколов – содержит в себе голос былых времен, напоминает об ушедших делах праотцев. Так проявляется историческое сознание, истоками связанное с былинами и историческими песнями. Во многих стихах также обнаруживается стремление к неразрывности, к соединению земного, смертного, с высшим и вечным. А тема смерти воплощается в образах будущего воскресения: весны и колокольного звона. Смотрите, какие есть строки в стихотворении со страшным названием «Конец»:

…Ручьи казались, воскресенье, И свет, и звон пасхальных дней!

– Какие стихи Рубцова для Вас самые значимые, какие Вы помните наизусть?

– Стихи, в которых отражена городская тематика (хотя их немного), да и многие другие… «По дороге из дома», «Осенняя песня», «По мокрым скверам проходит осень», «Зеленые цветы», например. В разные времена вдруг всплывают и начинают звучать разные строки – словно эпиграфом к жизни. Так проявились, например, строки: «Все было веселым в начале, все стало печальным в конце».

– Находит ли отражение творчество Рубцова в искусстве?

– Конечно. Поэзия Рубцова нашла яркое выражение в пейзажах Веры Филипповой. Художница тонко улавливает суть лирического настроения. Даже изображая осень, серые, поникшие травы, – открывает в них красоту и богатство красок. Ее кистью запечатлены многие родные рубцовские места. Марина Фазанова, племянница поэта, умеет воплотить и передать на своих полотнах ощущение сна. Это очень важно. Не всегда можно сказать, где происходит лирическое действие… В той же «В горнице», например. Но точно, не в реальности! На границе миров, в инобытии…

Пишут сегодня и портреты поэта. Дарья Рубцова изобразила его на фоне окна. Уже вечер, поздние сумерки. Одна рука поэта лежит на гармони, которую он очень любил, в другой он держит свое главное сокровище – первую книгу «Волны и скалы». Чувствуется бесприютность, с одной стороны, и скрытая радость – с другой. За окном – пейзаж, деревня. А «в этой деревне огни не погашены», как известно.

Другие грани характера поэта выразил художник Филипп Москвитин, на портрете которого, уже ощущаются приближающиеся крещенские морозы. Поэт будто знает о своем скором страдании. Во взгляде сосредоточена такая боль! И при этом – мужество…

Особенно много картин по мотивам стихов Рубцова, его портретов написано в Вологде.

Также на его стихи сложено много песен, что, конечно, не случайно…

– Поэт Владимир Костров говорил: «Существовали поэты более изобретательные, чем Рубцов, но такой души ни у кого не было», как бы Вы прокомментировали это высказывание?

– Да, точные слова! Рубцов – поэт души, а не рассудка. Его «душа хранит» все, что надобно знать человеку о родной земле, о мире вокруг себя. Жизнь самого Рубцова была очень неустроенной. Постоянные трудности, нищета, скитания… Он рано остался один, воспитывался в детском доме. Казалось бы, художественные образы должны быть тревожными, мрачными, исполненными тоски и горя. Откуда же глубинный свет и радость? Дело во взгляде. Он пишет:

Вот говорят, Что скуден был паек, Что были ночи С холодом, с тоскою, - Я лучше помню Ивы над рекою И запоздалый В поле огонек.

Рубцов умеет любить. Умеет видеть красоту и – передать, донести ее до нас.


– Вы занимаетесь прозой, критикой, исследованиями, кто, по Вашему мнению, сегодня хранит традиционные формы великого русского стихосложения?

– На поэзию со стороны формы не всматривалась. Для меня, прежде всего, важны мелодика и содержание. А будет это написано ямбом, гекзаметром или верлибром, мне все равно. Да хоть прозой! Ведь есть очень музыкальная, лирическая проза. И бывают, напротив, совсем не поэтические стихи

– Вы пишете рассказы и повести, статьи и рецензии, берёте интервью, ведёте литературный портал «Соты», а также телепередачи, участвуете в поездках, организовываете мероприятия, выступаете с лекциями. Откуда Вы берёте силы? Ваш жизненный источник, каков он?

– Все очень просто: мне нравится то, что я делаю. Даже на работу – в редакцию газеты «Православная Москва» хожу с удовольствием. Никогда нет мысли: «Скорее бы вечер, как все надоело». В выходные дни стараюсь быть дома, побольше работать, что-нибудь писать. В будни – выезжать, готовить интервью, проводить вечера, записывать передачи. Но везде и все, конечно, не успеваю…

– Расскажите о значимых событиях в Вашей духовной жизни?

– Сначала до этой духовной жизни надо дорасти! Я ведь обычно живу. Читаю, пишу, пою, танцую, вышиваю бисером, играю на гитаре. Какие значимые события? Даже не знаю. Может быть, это Хибины, где мне довелось побывать этим летом. Сходили лавины. Кругом лежал снег, светило солнце и летали шмели. Может быть, это фольклорная экспедиция в Ярославскую, Самарскую, а затем в Вологодскую области. Встречи с бабушками и дедушками, простой и душевный мир русской деревни. Или, например, такое событие. В этом году я впервые пела на клиросе! – на Рождественской ночной службе. А вообще, ведь каждую субботу и воскресенье в жизни каждого из нас совершается самое главное событие: всенощная и литургия в храме. Малая Пасха! Страшно представить, насколько унылым стало бы все вокруг без чуда воскресного дня, когда все земное отступает на второй план, а впереди только бесконечная радость и небесный простор.

«Душа хранит» Николай Рубцов

Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.

О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, Божий храм.

О, Русь — великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен…

Анализ стихотворения Рубцова «Душа хранит»

В рубцовской лирике нередко встречается интересный, глубокий подход к изображению обыденных бесхитростных деталей: воды, берез, деревенских домов. «Душа хранит» - характерный пример метода «двойного дна».

По особенностям содержания стихотворение делится на две равные части. Первую из них можно условно обозначить как пейзажную, вторую - философскую.

Начальная строфа построена на игре контрастов. Неподвижное водное зеркало пронзает стремительное движение рыбы. Аллитерация фразы «стрела пронзает» подчеркивает это противопоставление.

Вторая строфа, продолжая пейзажную зарисовку, изменяет ракурс лирического повествования. Классический образ изб и берез, рождающий у читателя поток реминисценций, дополняется образом «божьего храма». Последний наделяется особой мощью и неподвижностью: он удваивается, появляясь в водном отражении. Сравнение со «сном столетий» усиливает коннотации незыблемости, постоянства и подводит к философским размышлениям лирического героя.

Пара риторических восклицаний, начинающих вторую и третью строфы, являются ключевыми в произведении. Передавая эмоциональный подъем, они дополняют друг друга, завершая формирование одной из главнейших идей рубцовской лирики. Между «смиренным и родным» видом малой родины и образом Руси, сильной и гордой державы, ставится знак равенства.

В начале второй части вновь встречается прием стремительного контрастного перехода, но он организован по другому признаку: взгляд лирического героя вдруг устремляется вверх, резко расширяя художественное пространство до космических масштабов. Звезды - сквозной символ в лирике Рубцова - выражают гармонию, духовный свет и надежду. Образ России получает титул «великого звездочета» - светлого, высокого и прекрасного, как звезды.

В финале поэт возвращается к мотиву неподвижности, который начинает звучать по-другому. Лирическое повествование набирает силу и расширяет масштаб: в объективе - духовная память поколений, святая и вечная, составляющая основу национального самосознания.

Финальная философская мысль преображает скромный пейзаж, который встречается в первой части. Строгая монохромная зарисовка, лишенная намеков на конкретную местность или эпоху, весьма условна и существует вне времени. Она служит обобщающим символом, в котором сливаются образы «тихой родины» и великой страны.

Лучина Дарья

Анализируя произведения Н. Рубцова, ученица в своей научно-исследовательской работе стремится выявить значение часто встречающегося в лирике Рубцова слова "душа" и показать, что это слово является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Окружная научно-практическая ученическая конференция

«Интеллект. Поиск. Творчество»

Слово душа в лирике

Николая Рубцова

Научно-исследовательская работа

Муниципального общеобразовательного

Учреждения Луговская средняя школа

Руководитель: Виноградова Н.М.,

Учитель русского языка и литературы

  1. Тема, цели исследования – с.2
  2. Введение – с.3
  3. Основная часть – с.4-6
  4. Заключение – с.7
  5. Приложение – с.8
  6. Литература – с. 9

Тема исследования: «Слово душа в лирике Николая

Рубцова»

Цель исследования:

  • выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа;
  • в результате исследования стихотворений Н.М. Рубцова показать, что это слово является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

ВВЕДЕНИЕ

Соединясь, рассудок и душа

Даруют нам – светильник жизни –

РАЗУМ.

(Н.Рубцов «Философские стихи»)

Николай Михайлович Рубцов – известный поэт второй половины 20 века. За свою недолгую жизнь Рубцов успел издать только четыре книги, но сегодня уже нельзя представить отечественную литературу без его стихотворений.

Лирика Рубцова проникнута мучительной и неистребимой нежностью к родной земле, состраданием и участием ко всему живому на ней. Время открывает нам истинную цену того, что создано Рубцовым. В его поэзии мы находим всё больше глубины и прозрения, испытывая на себе её неотразимое очарование…

Читая воспоминания поэта Анатолия Чечетина, друга Николая Рубцова, я наткнулась на такие слова: «Мы все почувствовали в этот момент, что среди нас есть тот, душе которого тяжелее всего нести бремя судьбы, но зато ей уготована необычайнейшая, … долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою», «когда душой моей…», «не стало кедринской души», «душа моя чиста»

Эти слова поразили меня, ведь читая стихотворения Н.Рубцова, я очень часто встречала слово душа и понимала, что это не просто слово для рифмы, это своеобразный поэтический символ, словообраз. Разобраться в правильности моих мыслей мне помогло исследование стихотворений моего любимого поэта, результаты которого я и представляю в данной работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово душа очень часто употребляется в лексиконе Н. Рубцова. Так в наиболее полном собрании сочинений 2000 года, включающем в себя 426 стихотворений (в том числе шуточные стихотворения и переводы с осетинского и даргинского), в 73 из них слово душа встречается 109 раз. Активное использование слова можно проиллюстрировать многократным повторением его в некоторых произведениях (например, в стихотворении «Из восьмистиший» слово душа использовано 7 раз, а в «Философских стихах» - 8 раз).

«Большой толковый словарь русского языка» (1998) приводит 10 значений слова душа. Из указанных значений в лирике Рубцова можно отметить следующие:

  1. по религиозным представлениям духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, покидающая его во время смерти и сна;
  2. внутреннее состояние, моральная сила человека, его дух;
  3. внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений и т.п.
  4. совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.

Самым востребованным у поэта является значение №3: «внутренний мир, человека, мир его чувств, переживаний, настроений…»

И вместе с чувством древности земли

Такая радость на душе струится,

Как будто вновь поёт на поле жница,

И дни рекой зеркальной потекли…

(«Поэзия»)

Когда стою во мгле,

Душе покоя нет.

(«Ночное ощущение»)

Читая строки стихотворений Рубцова, я обратила внимание на то, что душа теряет покой в том случае, если лирический герой «во мгле» или находится в состоянии покоя. Ведь для него естественным является состояние движения: уплывать на пароходе, спешить к домочадцам, ходить пешком, взбегать на холм и т.д.

Отсюда делаю вывод, что слово душа в лирике Рубцова, с одной стороны, называя отдельные понятия, а с другой – выражая конкретное индивидуальное значение, становится художественным символом, словообразом, который в первую очередь характеризует лирического героя,

его внутренний мир, состояние, настроение.

Интересно было наблюдать за грамматическими способами выражения этого словообраза. Все сочетания со словом душа можно разделить на несколько групп:

Слово душа выступает в функции подлежащего, т.е. стоит в именительном падеже, чаще всего согласуясь с глаголом настоящего времени

…счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто всё пройдёт, когда душа ведёт…

(«Философские стихи»)

Душа , как лист, звенит , перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой…

Старая дорога»)

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлён

В душе , которая хранит

Всю красоту былых времён…

(«Душа хранит»)

Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта

Небеса души; души моей отрада; страсти души и т.д.

Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств

Отчего ж тогда

Пусто на душе?

А в душе - гроза,

Молнии и гром!

Может быть, меня

Ждёт за дверью друг,

Может быть, родня…

А в душе – испуг.

(«Из восьмистиший»)

Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию

Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

(«Левитан»)

Стихотворений, включающих словообраз душа довольно много. Написанные в разные годы, они составляют своеобразный поэтический цикл, идейным центром которого можно назвать стихотворение «До конца» (1969).

Это один из поэтических шедевров Николая Рубцова, звучащий как клятва, как своеобразное кредо:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного исследования я делаю вывод, что слово душа занимает особое место в творчестве Н.М.Рубцова: оно является символом, словообразом. Этот словообраз помогает поэту сказать как можно короче и в то же время как можно больше о жизни, смерти, любви, верности, нравственности, добре и зле, о человеке в этом мире. Этот словообраз придаёт поэзии Рубцова философское звучание.

Читая воспоминания современников о Николае Рубцове, я обратила внимание на интересный факт: каждый из них, рассказывая о поэте, обязательно в том или ином контексте непроизвольно упоминает слово душа. (Смотрите «Приложение», с.8)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из воспоминаний поэтов – современников Н.М.Рубцове

«Как-то тёплым утром раннего лета мы с Эдиком и Колей Рубцовым решили пойти в Останкино покататься на лодке… Коля был в белой рубашке с приподнятым воротником, какой- то по-домашнему умытый и обласканный добрым-добрым утренним весенним теплом. И о том, что эта прогулка наша – редкостный подарок судьбы, такого может и не случится больше никогда, подумалось мне в ту пору. Уверен, что и другие ребята, каждый по-своему и в определённый момент встречи, не могли не почувствовать, что в лодке среди нас есть тот, душе которого тяжелее всех нести бремя судьбы, но зато ему уготована необычайнейшая, редко на долю смертного выпадающая долгая-долгая жизнь. Не зря он так часто в стихах говорил: «душа хранит», «я чист душою»…

(Анатолий Чечетин «Этюды о Николае Рубцове»)

«Трудно сказать, какое место занимает Николай Рубцов в современной поэзии. Я знаю лишь то, что он поэт истинный, с редким лирическим даром, умеющий простыми и точными словами говорить о живых связях души и родины»

(Станислав Куняев «Русский огонёк»)

«Ах, Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе…»

«…он стоял, раскинув руки и запрокинув лицо в небо, рубашка пузырилась облачком. И в сухой фигуре, в скуластых чертах сквозила готовая к взлёту лёгкость… Я понял: душа его в этот миг пела высотой, синевой, солнцем. И замер в шаге.Вот счастливый миг полного единения души с лесом, водой и небом – со всем мирозданием»

(Александр Романов «Искры памяти»)

«Рубцов любил внезапность знакомств и расставаний. Он возникал в местах, где его не ждали, и срывался с мест, где в нём нуждались. Вот эта противоречивость скитальческой души и носила его, вела по Руси»

(Глеб Горбовский «долгожданный поэт»)

ЛИТЕРАТУРА

1.Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2.Коняев Н. Путник на краю поля. – М., 2005.

3.Герасимова Н.Н. Словообразы в лирике Николая Рубцова//Русский язык в школе, №3, 2003.


Подписи к слайдам:

Слово душа в лирике Николая Рубцова (научно-исследовательская работа) Автор: Лучина Дарья, ученица 11 класса Руководитель: Виноградова Н.М., учитель русского языка и литературы

Цели исследования: выявить значение часто встречающегося в лирике Н.Рубцова слова душа; в результате исследования стихотворений Н.Рубцова показать, что слово душа является словообразом, который характеризует лирического героя, его внутренний мир, состояние, настроение.

Соединясь, рассудок и душа Даруют нам светильник жизни – РАЗУМ…

Слово душа выступает в функции подлежащего, чаще всего согласуясь с глаголами настоящего времени: … счастлив тот, хоть с ног его сбивает, Кто всё пройдёт, когда душа ведёт … («Философские стихи») Душа, как лист, звенит, перекликаясь Со всей звенящей солнечной листвой. («Старая дорога») Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлён В душе, которая хранит Всю красоту былых времён… («Душа хранит»)

Слово душа употребляется в родительном падеже для обозначения принадлежности, значения объекта: небеса души; души моей отрада; страсти души…

Слово душа употребляется в предложном падеже как вместилище чувств: Отчего ж тогда Пусто на душе? А в душе – гроза, Молнии и гром! Может быть, меня Ждёт за дверью друг, Может быть, родня… А в душе – испуг, («Из восьмистиший»)

Слово душа в винительном падеже характеризуется как объект, подвергающийся действию: Сумрак душу мне врачует; Жизнь порой врачует душу; Каждый шорох душу мне тревожит. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… («Левитан»)

«Душа хранит» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит », которое Н.М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения — незатейливый вид русского селения:

Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетний, божий храм.

О каком же уголке России идет речь? В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение. Игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле.

Звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков.

Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью».

Образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины.

Словом «храм» в русском языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н.М. Рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI-XII веках. Были они, как правило, белокаменными. Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. Вот почему для лирического героя Н. Рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе.

В третьей строфе стихотворения «Душа хранит» Н.М. Рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помощи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:

Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты.

В четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души расширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.

Интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). Все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. Душа является категорией божественной. Центральные образы: «вода», обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени.

Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. В этом же значении изба выступает во многих стихотворениях Н.М. Рубцова. Стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания — еще один излюбленный прием Н.М. Рубцова. Чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам:

Русь моя, люблю твои березы! («Березы»)
Привет, Россия, родина моя! («Привет, Россия...»)
Тихая моя родина! («Тихая моя родина»)

Ритмическая размеренность в стихотворении «Душа хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («О, вид смиренный и родной!») . Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произведения — образ родины.

Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в художественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.

Тематически и композиционно стихотворение Н.М. Рубцова «Душа хранит» соотносится с произведением Ф.И. Тютчева «Тихо в озере струится...». Их сближают образ отраженного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:

Много в озеро глядится
Достославностей былых.

Однако по настроению стихотворения совершенно различны. У Ф.И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, «блещут озера струи». Произведение звучит оптимистично:

Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи,
Дремлет сладко, беззаботно.

У Н.М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.

Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] Рубцов Николай Михайлович

Душа хранит

Душа хранит

Вода недвижнее стекла.

И в глубине ее светло.

И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

О вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, Божий храм.

О Русь - великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен…

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Слово и душа Стихийный филолог (а не прирожденный философ, как он полагал), Чуковский основывался на предпосылках, которые вряд ли мог и хотел тогда прописывать подробно. Однако его критическая мысль развивалась в полном согласии с филологической мыслью того времени.

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

МОЯ ДУША Ю. П. Анисимову Напрасно ждет любви душа моя слепая: Темно и холодно в надменном далеке. Одна бредет она пустыней, чуть ступая, С венком в руке. Душа-страдалица, несчастная богиня, В суровой красоте изодранных одежд, Пусть мрак туманит взор, пусть холодна

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Душа хранит Вода недвижнее стекла. И в глубине ее светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло. О вид смиренный и родной! Березы, избы по буграм И, отраженный глубиной, Как сон столетий, Божий храм. О Русь - великий звездочет! Как звезд не свергнуть с

Из книги Тогда в Египте... (Книга о помощи СССР Египту в военном противостоянии с Израилем) автора Филоник Александр

Мария Корякина. «Душа хранит» «Получили книгу Николая Рубцова. Спасибо, спасибо! Какие хорошие, какие удивительные стихи! Всю прочитали вслух. Сразу! Большое удовольствие! Замечательные стихи! Захотелось больше узнать о нем. И как это так получилось? Погиб талант… Взяла

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

А.Я.Костин Память хранит Командира зенитно-ракетной бригады подполковника Руденко Н.А. и меня, начальника политотдела, неожиданно вызвали в штаб Армии ПВО. Спросили о самочувствии, делах домашних и предложили поехать в одну из стран с жарким климатом для выполнения

Из книги Записки усталого романтика автора Задорнов Михаил Николаевич

МОЯ ДУША Ты просишь меня открыть тебе душу? Ты, может быть, хочешь, чтобы я подарил ее тебе, эту душу?.. Ты, наверно, думаешь, что моя душа - нежный цветок, который радостно раскрывает свои лепестки, когда ты с любопытством и нежностью смотришь в мои глаза или когда, оторвав от

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

Мировая душа Когда поднялись на вершину, было еще темно. Не верилось, что восхождение закончилось. Последние километры в темноте, на крутом подъеме, пришлось карабкаться самому, без верблюда. Перепрыгивать с камня на камень. Хотелось бросить все, развернуться – и туда,

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

ДУША ПОЭТА Первым поэтом русской эмиграции считался Георгий Иванов из Парижа. На втором месте был Дмитрий Кленовский, который печатался в "Гранях" /НТО/. И на третьем месте был Иван Елагин, с которым я был немножко знаком. Считается, что поэты - это люди особенные, что у них

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

6. Тело и душа Столовая длинная и пустынная, холодная, как склеп, влажный запах исходит от рядов тяжелых столов и скамеек, вычищенных добела. На каждом столе горка из двенадцати тарелок. Когда мы приходим, то ставим кружки на край стола. Насчитав двенадцать ожидающих

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Что у него за душа? Солженицыну не чуждо позерство. Временами он даже внешне старается походить на своего Ивана Денисовича, эдакого русского мужичка-страстотерпца, в образе которого воплощены-де смирение и терпимость…Повесть «Один день Ивана Денисовича» была

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

Душа и тело («Душа моя, не бойся, не стыдись…») Душа моя, не бойся, не стыдись Любви земной, любви обыкновенной, Не порывайся в ледяную высь, Но в теле пребывай несовершенном. Ведь без тебя ему, о, как прожить! Хоть не всегда оно с тобой согласно. А без него как будешь ты

Из книги Знакомьтесь - Вернер Херцог автора Кронин Пол

ДУША За ужином Стёпа рассказывал, как академик Павлов душу поймал:- Он сперва на собаках тренировался - собачьи души ловил. Это ему удавалось. И решил тогда Павлов человеческую душу поймать. А у него как раз в клинике больной лежал, при смерти. Вот Павлов наставил трубки

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Космонавт № 34. От лучины до пришельцев автора Гречко Георгий Михайлович

Душа – птица Мой бездонный, безудержный страх Уподобился сильному вихрю… Свей гнездо мне в своих волосах, И душа – птица сядет в них тихо. Я от солнца тебя сохраню, Дождь и ветер возьму я на грудь, Потому что всем сердцем люблю, Всей душою люблю твою грусть. Что гнездо

Из книги Мой муж – Сальвадор Дали автора Бекичева Юлия

Меня хранит чья-то рука… Мне кажется, что меня по жизни будто бы ведет чья-то рука. Так, во всяком случае, складывались события. По этому поводу я сначала расскажу анекдот… Анекдот на полях: Жил великий праведник. Поплыл он на пароходе по морю, пароход начал тонуть. Из лодки

Из книги автора

«Да хранит вас Бог. Прощайте.» Жизнь художника становилась невыносимее с каждым днем. О нем и его умершей жене распускали сплетни, его продолжали обворовывать. В этой бочке дегтя, к счастью, нашлась и ложка меда. После смерти Гала, Дали был принят в члены Академии изящных