Болезни Военный билет Призыв

"Мы" и они (Е.Замятин). Евгений онегин

В 1870 году после ряда публикаций отдельных глав вышло в свет произведение Михаил Салтыкова-Щедрина «История одного города». Это событие получило широкий общественный резонанс – писателя обвиняли в насмешках над русским народом и очернении фактов российской истории. Жанр произведения – сатирическая повесть, обличающая нравы, взаимоотношения власти и народа в самодержавном обществе.

Рассказ «История одного города» насыщен такими приемами как ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание. Все это позволяет автору, в отдельных эпизодах доводя до абсурда описываемое, ярко изобразить абсолютную покорность народа любому произволу власти. Пороки современного автору общества не изжиты и в наши дни. Прочитав «Историю одного города» в кратком содержании по главам вы ознакомитесь с самыми важными моментами произведения, наглядно демонстрирующими сатирическую направленность повести.

Главные герои

Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.

Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».

Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.

Бородавкин – воевал с собственным народом «за просвещение».

Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.

Прыщ – к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.

Угрюм-Бурчеев – при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.

Другие персонажи

Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.

От издателя

«История одного города» рассказывает о городе Глупове, его истории. Глава «От издателя» голосом автора уверяет читателя в том, что «Летописец» подлинный. Он приглашает читателя «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». Автор подчеркивает, что сюжет повествования однообразен, «почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников».

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

В этой главе автор ставит перед собой задачу – передать «трогательное соответствие» власти города, «в меру дерзающей» народу, «в меру благодарящего». Архивариус рассказывает о том, что представит читателю историю правления в городе Глупове градоначальников, один за другим сменяющихся на высшем посту. Рассказчики, четверо местных летописцев, излагают поочередно «подлинные» события, происходящие в городе с 1731 по 1825 гг.

О корени происхождения глуповцев

В этой главе рассказывается о доисторическом времени, о том, как древнее племя головотяпов одержали победу над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, лягушечников, кособрюхих и проч. После победы головотяпы стали думать о том, как навести порядок в своем новом обществе, поскольку дела у них никак не шли на лад: то «Волгу толокном замесили», то «теленка на баню затащили». Они решили, что им нужен правитель. С этой целью головотяпы отправились искать князя, который бы управлял ими. Однако все князья, к которым они обращались с этой просьбой, ответили отказом, поскольку никто не захотел управлять глупыми людьми. Князья, “поучив” жезлом, головотяпов отпускали с миром и с «честию». Отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел помочь найти князя. Князь ими управлять согласился, однако жить вместе с головотяпами не стал – послал в качестве своего наместника вора-новотора.

Головотяпов переименовал в «глуповцев», а город соответственно, стал называться «Глупов».
Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказов власти. Однако их правителя это не радовало, новотор желал бунтов, которые можно было бы усмирять. Финал его правления был очень печален: вор-новотор проворовался до того, что князь не выдержал и послал ему петлю. Но новотор сумел и из этой ситуации вывернуться – не дожидаясь петли, он «зарезался огурцом».

Затем в Глупове стали поочередно появляться другие правители, которых присылал князь. Все они – одоевец, орловец, калязинец, – оказались бессовестными ворами даже еще хуже новатора,. Князь устал от таких событий, лично явился в город с криком: «Запорю!». Этим криком начался отсчет «исторического времени».

Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 - 1826)

В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22)Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».(непонятен смысл главы)

Органчик

1762 год ознаменовался началом правления градоначальника Дементия Варламовича Брудастого. Глуповцы были удивлены тем, что их новый правитель угрюм и не говорит ничего, кроме двух фраз: «Не потерплю!» и «Разорю!». Они не знали, что и думать, до тех пор, пока не открылась тайна Брудастого: его голова совсем пустая. Письмоводитель случайно увидел ужасную вещь: туловище градоначальника по обыкновению сидело за столом, а вот голова отдельно лежала на столе. И в ней не было ничего вообще. Горожане не знали, что теперь им делать. Они вспомнили о Байбакове – мастере часовых и органных дел, который совсем недавно приходил к Брудастому. Расспросив Байбакова, глуповцы выяснили, что голова градоначальника была оснащена музыкальным органчиком, который исполнял только две пьески: «Не потерплю!» и «Разорю!». Органчик вышел из строя, отсырев в дороге. Мастеру самостоятельно починить его не удалось, поэтому он заказал в Санкт-Петербурге новую голову, однако заказ что-то задерживался.

Наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.

Сказание о шести градоначальницах (Картина глуповского междоусобия)

Это время было очень насыщено событиями в сфере градоправления – город пережил целых шесть градоначальниц. Жители наблюдали борьбу Ираиды Лукиничны Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Карловны Штокфиш. Первая уверяла, что достойна быть градоначальницей из-за того, что ее муж какое-то время занимался градоначальничейской деятельностью, у второй – занимался отец, третья некогда сама была градональнической помпадуршей. Помимо названных, на власть претендовали также Нелька Лядоховская, Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. Оснований у последних претендовать на роль градоначальниц не было вообще. В городе разыгрались нешуточные баталии. Глуповцы топили и сбрасывали с колокольни своих сограждан. Город устал от анархии. И тут наконец-то появился новый градоначальник – Семен Констатинович Двоекуров.

Известие о Двоекурове

Новоявленный правитель Двоекуров правил Глуповым в течение восьми лет. Он отмечен как человек передовых взглядов. Двоекуров развил деятельность, которая стала для города благотворной. При нем стали заниматься медо- и пивоварением, приказал обязательно употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. В его намерения входило учреждение в Глупове академии.

Голодный город

На смену правления Двоекурова пришел Петр Петрович Фердыщенко. Город жил в течение шести лет в благополучии и процветании. Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь. Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника.

В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни. В город пришла рота солдат для подавления бунта.

Соломенный город

Следующим любовным увлечением Петра Петровича стала стрельчиха Домашка, которую он отбил у «опчества». Вместе с новой любовью в город пришли пожары, вызванные засухой. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти.

Фантастический путешественник

Новая глупость Фердыщенко едва ли навлекла новую беду на горожан: он отправился в путешествие по городскому выгону, заставляя жителей одаривать себя съестными припасами. Путешествие закончилось спустя три дня смертью Фердыщенко от обжорства. Глуповцы испугались, что их обвинят в намеренном «окормлении бригадира». Однако спустя неделю страхи горожан рассеялись – прибыл из губернии новый градоправитель. Решительный и деятельный Бородавкин положил начало «золотого века Глупова». Люди стали жить в полном изобилии.

Войны за просвещение

Василиск Семенович Бородавкин, новый градоначальник Глупова, изучил историю города, и решил, что единственный предыдущий правитель, на которого стоит равняться – Двоекуров, и поразило его даже не то, что предшественник вымостил улицы города и собрал недоимки, а то, что при нем сеяли горчицу. К сожалению, народ уже забыл его и даже перестал высеивать эту культуру. Бородавкин решил вспомнить прежние времена, возобновить посев горчицы и употребление ее в пищу. Но жители упорно не хотели возвращаться к прошлому. Глуповцы бунтовали стоя на коленях. Они боялись, что в том случае, если повинуются Бородавкину, в будущем он заставит их «еще какую ни на есть мерзость есть». Градоначальник предпринял военный поход на Стрелецкую слободу, «источник всего зла», чтобы подавить бунт. Поход длился девять дней и совсем успешным назвать его сложно. В абсолютной тьме свои бились со своими. Градоначальник претерпел измену своих сторонников: однажды утром он обнаружил, что большее число солдат уволили, на смену им поставили оловянных солдатиков, сославшись на некую резолюцию. Однако градоправитель сумел выстоять, организовав из оловянных солдатиков резерв. Он дошел до слободы, однако никого там не нашел. Бородавкин начал разбирать дома по бревнам, что заставило слободу сдаться.
Будущее принесло еще три войны, которые также велись за «просвещение». Первая из трех последующий войн велась за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов, вторая – из-за отказа жителей выращивать персидскую ромашку, а третья – против учреждении академии в городе.
Итогом правления Бородавкина стало обнищание города. Градоначальника не стало в тот момент, когда он в очередной раз решил сжечь город.

Эпоха увольнения от войн

В сокращении последующие события выглядят так: окончательно оскудел город при очередном правителе капитане Негодяеве, который сменил Бородавкина. Негодяева очень скоро уволили за несогласие с навязывание конституции. Однако летописец счел эту причину формальной. Истинным же поводом стал тот факт, что градоначальник в свое время служил истопником, что в определенной мере расценивалось как принадлежность к демократическому началу. А войны за просвещение и против него были не нужны истощенному сражениями городу. После увольнения Негодяева «черкешенин» Микеладзе взял бразды правления в свои руки. Однако и его правление никак не повлияло на положение в городе: Глуповым градоначальник не занимался вообще, поскольку все его помыслы были связаны исключительно с представительницами прекрасного пола.

Беневоленский Феофилакт Иринархович стал преемником Микеладзе. Другом по семинарии нового градоправителя был Сперанский, и от него, очевидно, Беневоленскому передалась любовь к законодательству. Им были написаны такие законы: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток». Однако на написание законов Беневоленские не имел права, он вынужден был их издавать тайно, а ночами разбрасывать по городу свои труды. Продолжалось это совсем недолго – его заподозрили в связях с Наполеоном и уволили.

Следующим был назначен подполковник Прыщ. Удивительно было то, что при нем город жил в изобилии, урожаи собирали огромные, несмотря на то, что градоначальник совершенно не занимался своими прямыми обязанностями. Горожане вновь что-то заподозрили. И были в своих подозрениях правы: предводитель дворянства заметил, что голова градоправителя источает запах трюфелей. Он напал на Прыща и съел фаршированную голову правителя.

Поклонение мамоне и покаяние

В Глупове появился преемник съеденного Прыща – статский советник Иванов. Однако тот скоро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного».

На смену ему пришел виконт де Шарио. Этот правитель не умел делать ничего, кроме того, что веселиться постоянно, устраивать маскарады. Он «дел не вершил и в администрацию не вмешивался. Это последнее обстоятельство обещало продлить благополучие глуповцев без конца…» Но эмигранта, позволившего жителям обратиться в язычество, было велено выслать за границы. Интересно, что он оказался особой женского пола.

Следующим в Глупове появился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К моменту его появления жители города уже стали абсолютными идолопоклонниками. Они забыли Бога, погрузившись в разврат и лень. Они перестали работать, сеять поля, надеясь на какое-то счастье, и как результат – в город пришел голод. Грустилова такое положение заботило очень мало, поскольку он был занят балами. Однако в скором времени произошли перемены. Жена аптекаря Пфейера повлияла на Грустилова, указав истинный путь добра. И главными людьми в городе стали убогие и юродивые, которые в эпоху идолопоклонничества очутились на обочине жизни.

Жители Глупова раскаялись в своих грехах, однако этим дело и закончилось – работать глуповцы так и не начали. Ночами городской бомонд собирался на чтение трудов г. Страхова. Об этом скоро стало известно высшему начальству и Грустилову пришлось распрощаться с должностью градоправителя.

Подтверждение покаянию. Заключение

Последним градоначальником Глупова стал Угрюм-Бурчеев. Этот человек был полнейшим идиотом – «чистейший тип идиота», как пишет автор. Для себя он поставил единственную цель – сделать из города Глупова город Непреклонск, «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича». Непреклонск должен был выглядеть так: городские улицы должны быть одинотипно прямыми, дома и строения также идентичными друг друга, люди тоже. Каждый дом должен стать «поселенной единицей», за которой будет наблюдать его, Угрюм-Бурчеева, шпион. Горожане называли его «Сатана» и испытывали по отношению к своему правителю смутный страх. Как оказалось, небеспочвенно: градоначальник разработал детальный план и приступил к воплощению его в жизнь. Он разрушил город, не оставив камня на камне. Теперь предстояла задача строительства города его мечты. Но нарушала эти планы река, она мешала. Угрюм-Бурчеев начал с ней настоящую войну, использовал весь мусор, который остался в результате разрушения города. Однако река не сдавалась, размывая все возводимые плотины и дамбы. Угрюм-Бурчеев развернулся и, ведя за собой народ, ушел от реки прочь. Он выбрал новое место для строительства города – ровную низину, и начал возводить город своей мечты. Однако что-то пошло не так. К сожалению, что именно помешало строительству, узнать не удалось, поскольку записи с подробностями этой истории не сохранились. Известна стала развязка: «…время останавливало бег свой. Наконец земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц. Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца. Оно пришло…». Что именно пришло, читателю остается неизвестно. Однако судьба Угрюм-Бурчеева такова: «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение свое».

Оправдательные документы

В финале повествования публикуются «Оправдательные документы», которые представляют собой сочинения Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, написанные в назидание другим градоначальникам.

Заключение

Краткий пересказ «Истории одного города» наглядно демонстрирует не только сатирическое направление повести, но и неоднозначно указывает на исторические параллели. Образы градоначальников списаны с исторических личностей, многие события также отсылают к дворцовым переворотам. Полная версия повести, безусловно, даст возможность детально ознакомиться с содержанием произведения.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2970.

«Мы»

(Роман)

Пересказ.

Запись 1-я.

Автор приводит объявление в газете о завершении по­стройки первого Интеграла, который призван объединить космические миры под властью Единого Государства. Из восторженного комментария автора следует, что Единое Государство — государство будущего, охватывающее весь земной шар и основанное на справедливых и непреложных принципах математики. Автор намерен написать поэму, восхваляющую мудрую политику Единого Государства.

Запись 2-я.

Автор (один из строителей Интеграла) наблюдает на очи­щенном от облаков небе движение строительных устройств и восхищается эстетичности механизмов. Движение машин прекрасно, потому что оно воплощает в себе абсолютную не­свободу — символ высшего порядка (тогда как свобода — признак хаоса). Люди в упорядоченном мире носят число­вые обозначения и называются «нумерами». Автор, номер которого Д-503, вспоминает встречу в музее с женщиной I-330, удивленной его реакцией на картину XX в. В женщи­не было что-то, что не укладывалось в обычные уравнения (некий икс), поэтому автор сильно разгорячился, отвечая на ее вопросы.

Запись 3-я.

Понимая, что его поэма может быть не совсем понятна «дикому» читателю, автор дает некоторые пояснения каса­тельно быта своей эпохи на планете Земля. Точно так же чело­век XX в. объяснял бы дикарю, что такое пиджак. Для нача­ла автор объясняет азы — такие, как Часовая Скрижаль, Лич­ные Часы, Материнская Норма, Зеленая Стена, Благодетель. Все это различные ограничения, расписания и преграды, ко­торые делают поведение человека строго контролируемым. Научная регламентация образа жизни позволяет сохранить самое жизнь, поэтому столь важна для всего человечества. Ве­ликие путешествия, открытия «разных америк» и другие вы­дающиеся события прошлого на самом деле несли с собой хаос и приводили к медленной гибели миллионов.

Запись 4-я.

Автор посещает лекцию, на которую его приглашала загадочная женщина I-330. Все ему кажется подозритель­ным: непонятно, откуда незнакомка знала, что у него на­ряд на эту лекцию; непонятно, почему критика былых эпох кажется пустой и бессодержательной; игра I-330 на ста­ринном рояле не вызывает поначалу смеха. И тем не ме­нее автор принимается смеяться вместе со всеми над искус­ством древности, считая вдохновение эпилепсией. Истин­но прекрасна лишь музыка математической гармонии. Be- чером автор встречается с любимой женщиной, которая хо­чет каких-то изменений от него, но не может объяснить, что именно ей нужно. Автор негодует на свою подругу.

Запись 5-я.

Автор сетует на свое «квадратное» положение, когда приходится объяснять читателю прописные истины вроде той, что у квадрата все углы равны. Дается пояснение, что благополучие жителей Единого Государства установилось после того, как человечество ценой колоссальных жертв одолело двух владык прежнего мира — Голод и Любовь. По­беда над голодом оказалась возможной, когда люди отка­зались от хлеба и перешли на нефтяную пищу. Победа над любовью была сведена к жесткой регламентации интимной жизни на основании медико-биологических показателей. Благодаря этому «нумера» свободы от ревности, зависти, сердечных страданий. Во время написания этих строк автор признается, что его смущает некий «икс внутри». В мысли автора проникает крамольное подозрение, что далеко не все страсти и колебания взяты под контроль.

Запись 6-я.

Запись 7-я.

После тяжелой ночи, когда Д-503 впервые в жизни уви­дел сны, он проснулся с уверенностью, что заболел. Одна­ко бодрый подъем соседей, видимых через прозрачные сте­ны, подействовал на него бодряще. Автор восхваляет систе­му «древнего» американца Тэйлора (тэйлоризм, научное управление трудом), которую, впрочем, этот пророк не до­гадался распространить на все сферы жизни. Автор твердо намерен идти в Бюро Хранителей, однако 0-90 высказыва­ет мысль, что он болен, и Д-503 охотно пользуется этой ла­зейкой. Тем не менее он счел своим долгом объяснить, что шпионы нынешнего дня и шпионы прошлого так же раз­нятся, как запах ландыша и запах белены. 0-90 пытается воздействовать на автора, изменить его отношение к вещам.

Запись 8-я.

Автор сравнивает свое состояние с детским ужасом пе­ред иррациональным корнем. Д-503 убежден, что у него внутри сидит нечто, похожее на квадратный корень из ми­нус единицы. Автор вновь собрался идти в бюро, но этому сначала «помешал корень», а затем появление поэта R-13. Поэт приглашает в гости. Д-503 не особенно приятно обще­ство поэта, поскольку тот обладает «смешливой логикой». Однако автору сейчас трудно оставаться наедине с собой, поэтому создатель Интегратора согласился. Нервный разго­вор поэта о рациональном и нерациональном вызывает смя­тение в мыслях Д-503.

Запись 9-я.

Д-503 присутствует на празднике победы суммы над единицей, проводимый на площади Куба. Автор испыты­вает восторг, сравнимый с тем, какой переживали древ­ние во время своих «бессмысленных» литургий. На празд­нике присутствуют осужденный (тот, кто не соблюдает пра­вил) и Благодетель (тот, кто управляет Единым Государ­ством). По знаку Благодетеля перед собравшимися высту­пает какой-то поэт. В своем стихе, написанном ямбом, этот «нумер» воспевает мудрое устройство их мира и клеймит позором тех, не признает мудрости математического поряд­ка. После этого поэта неожиданно перед публикой выхо­дит другой — R-13. Он, чрезмерно волнуясь и словно под­невольно, читает написанный хореем стих о преступлении. После декламации стихов наступает очередь свершения казни. В качестве палача выступает сам Благодетель: «чу­гунной рукой» он запускает Машину, которая уничтожает человека мощным электрическим разрядом.

Запись 10-я.

На следующий день Д-503 получает письмо от I-330 — извещение, в котором сообщается, что она получила талон на вечер с ним. Автор в смятении, так как у него должно быть свидание с 0-90, а кроме того, он боится этой женщи­ны с «иксом» внутри. И тем не менее он приходит к ней, го­ворит как всегда робко и односложно, больше слушает, как бы превратившись в мембрану — устройство, для прослу­шивания уличных разговоров. I-330 обставляет встречу по- старинному: надевает платье, наливает ликер, закуривает сигарету. Автор напуган: курение и употребление алкоголя карается смертью. Женщина уверена, что Д-503 не донесет на нее, она угощает его ликером. Внутри «нумера Д-503» словно пробудился кто-то другой, дикий и первобытный. Д-503 задержался у I-330 сверх положенного, не смог за­снуть по возвращении домой и теперь терзаем страхом за свои преступления.

Запись 11-я.

К автору вновь наведывается друг-поэт. Он сам не свой, жалуется, что надоело писать о приговорах. Однако вы­браться из стереотипов не может, поэтому более радостные, доставляющие ему удовлетворение стихи сочиняет в преж­нем духе. Случайно выясняется, что R-13 знаком с I-330. Поэт посмеялся над ситуацией, в которой оказался автор, но постарался утешить заверением, что «все понимает». За­тем поэт ушел, оставив Д-503 наедине с собой.

Запись 12-я.

Автор поглощен чтением стихов друга-поэта. Восхвале­ние таблицы умножения и упорядоченной жизни их мира приводит Д-503 в восторг. Он вновь обретает покой и стано­вится «самим собой», то есть прежним. Автор испытывает глубокое умиротворение о того, что его мысли вновь приня­ли прежнее течение.

Запись 13-я.

Начало нового дня оказалось испорчено из-за высо­кой облачности: такого прежде почти и не случалось в Еди­ном Государстве. Когда Д-503 спешно собирался на работу, ему позвонила I-330. Женщина звала его к себе, убежден­ная, что он послушается и придет. Д-503 покорно приходит и вместо задуманного чтения нотаций признается, что лю­бит туман. Автору хорошо, хотя и тревожно в тумане на­едине с этой женщиной, впервые обратившейся к нему на «ты». Она провожает его в клинику, где знакомый врач вы­писывает им справку о болезни, чтобы не последовало нака­зания за прогул. Затем они уединяются в старинном доме, где женщина таинственно исчезает.

Запись 14-я.

Вечером, в личный час к Д-503 приходит 0-90. Она что-то подозревает. «Вы не прежний, вы не мой», — гово­рит она. Женщина оскорблена холодностью автора и поки­дает его. Д-503 понимает, что I-330 лишила его друзей, но почему-то не злится на нее.

Запись 15-я.

Придя на следующий день на работу, автор узнает, что в его отсутствие на эллинге был пойман нарушитель — «че­ловек без нумера». Сейчас неизвестного пытают в газовом колоколе — разумеется, на благо государства. Автор окуна­ется в ритмичную работу по строительству Интеграла, слов­но в зеркальное море. На какой-то момент его жизнь вновь входит в привычную колею. Однако он вынужден ото всех прятать глаза. Д-503 понимает, что уже не вписывается в привычный ритм, чем вызывает изумление окружающих.

Запись 16-я.

Автор поглощен мыслями о I-330, о ее таинственном ис­чезновении. Она должна была прийти на свидание, но не при­шла, и теперь Д-503 мучается ревностью. Он пытается дозво­ниться до нее, затем едет к ней сам. Автора, оставшегося в не­положенный час на улице замечают, но не наказывают, а отво­дят в клинику (Медицинское Бюро). Там врачи обнаруживают у Д-503 опасную болезнь — у него образовалась душа. Чело­век без души — отражающее зеркало; человек с душой не от­ражает, а впитывает, запечатлевает навеки. Врач дает справ­ку о болезни, советует больше гулять, но говорит это словно с каким-то лукавством. Автор узнает, что таких, как он, мно­го. Единое Государство охвачено эпидемией.

Запись 17-я.

Автор прогуливается, как велели врачи. Он задается во­просом, могут ли звери, от которых людей отгородила Зе­леная Стена, быть счастливы. Потом оказывается у старин­ного дома и принимается спрашивать у хранительницы, не появлялась ли здесь I-330. Получив утвердительный ответ, Д-503 бросается в дом. Однако в доме появляется S, от кото­рого автор спешит спрятаться. Д-503 укрывается в шкафу, который оказывается лифтом: машина отвозит автора куда- то вниз. Здесь он сначала обнаруживает знакомого доктора, а после — I-330. Женщина назначает ему новое свидание. В голове автора сумятица, он не знает, происходило ли все на самом деле или это сон.

Запись 18-я.

Автор описывает свои переживания и размышления о странной болезни. Ему непонятно, почему нельзя спра­виться с душой. Непонятно, что такое душа и почему ее трудно описать математически. В совершенном мире мате­матика никогда не ошибается — как и смерть. Д-503 полу­чает письмо от 0-90, которая сообщает, что отказывается от положенного по графику свидания с ним. Она уверена, что так для Д лучше. И автор тоже в этом уверен, хотя не пой­мет почему.

Запись 19-я.

На испытаниях Интеграла погибло десять человек, но никто не сожалел об этом, поскольку 10 «нумеров» для Еди­ного Государства — это бесконечно малая третьего поряд­ка. Когда после рабочего дня Д-503 оказался дома, к нему пришел малознакомый нумер, принесший письмо от I-330. Женщина говорит, что придет в личный час. Автор опять в смятении, ему это кажется неправильным, но он не может сопротивляться. Затем Д-503 на лекции по детоводству, но слов лектора не слышит — поглощен внешними события­ми: 0-90 спасает демонстрируемого ребенка, который едва не свалился со стола. Вечером она оказывается дома у Д-503 с намерением навсегда проститься с ним, но вместе с тем хо­чет родить от него ребенка. Автор относит талон I-330 к де­журной Ю, чтобы остаться наедине с О.

Запись 20-я.

Автору становится безразлична судьба 0-90, как и своя. Он даже будет рад, если О попадет под колокол и назовет имя Д-503 как «соучастника». Автор размышляет о правах человека: грамм не может уравновесить тонну, поэтому еди­ница получает обязанности, а масса — права. И все Благоде­тель оставил за каждой единицей неприкосновенное право понести кару за проступок. Автор боится, что «дикие» чи­татели (инопланетяне) не поймут его, поставят вместо знака «плюс» знак «минус». Точно так же, описывая круг, чело­век возвращается к нулю, но с другой стороны. И нуль вос­принимается иначе, как некий утес. Человечество покину­ло ночной берег нулевого утеса и причалило к дневному бе­регу, где находится Единое Государство.

Запись 21-я.

Автор вновь ищет встречи с I-330 и летит в старинный дом, поскольку считает своим долгом раскрыть все «неиз­вестные» в этом «уравнении». Город снизу кажется Д-503 набухающей глыбой льда. Старая хранительница не желала впускать автора, но он настоял на своем. Никого в доме он не находит, здесь только следящий за ним S. Вернувшись к себе, Д-503 принимает в гости дежурную Ю. Она расска­зывает, как дети нарисовали на нее карикатуру и она реши­ла их строго наказать, поскольку лучшая любовь — это же­стокость. Автор с ней соглашается.

правила и наказываемого за это электрическим кнутом. Д-503 на миг узнал в женщине I-330 и поспешил ей на по­мощь, но затем понял, что обознался и даже готов был за­кричать «держи ее!». Охрана схватила автора, но затем от­пустила, поскольку он считается больным. Д-503 вновь проникается мыслью, что личное сознание — просто бо­лезнь.

Запись 23-я.

Автор получает розовый талон: I-330 придет к нему в личный час. Д-503 испытывает «ненормальное» веселье, он сравнивает себя с кристаллом, растворяющимся от сча­стья. Но вместе с тем он печален из-за того, что любимая женщина каждый раз что-то недоговаривает. Она обещает, что скоро поведает ему обо всем, что он должен знать. По­сле I-330 уходит.

Запись 24-я.

Автор выводит формулу, которая связывает воедино любовь и смерть. Смерть — это предел функции любви, но несмотря на это, Д-503 жаждет любви. Близится День Еди­ногласия, такой же прекрасный, как Пасха древних. В этот день полагалось вручить Благодетелю ключи от счастья, то есть проголосовать за него. Автор вновь пытается настроить жизнь на привычный лад, но тщетно. Поздно вечером он по­звонил I-330 и попросил ее о встрече. Она ответила отказом, сказав, что назавтра Д-503 сам все поймет.

Запись 25-я.

На выборах автор сильно нервничает. Хотя он и испы­тывает восторг от появления Благодетеля, но внутри у него неспокойно. Беспокойство только нарастает, когда Д-503 видит I-330, R-13 и шпиона S вместе. На голосовании ав­тор поднимает руку «за». Когда наступает черед голосовать «против», но видит тысячи взметнувшихся рук, и среди них — руку I-330. Толпа бросается на тех, кто голосовал «неправильно». Поэт выносит на руках тяжело раненную I-330, но автор бросается на него и силой берет ее к себе на руки, чтобы спасти.

Запись 26-я.

Хранители попытались замять происшествие, жизнь во­шла в привычное русло. Только на стенах появились, как сыпь, какие-то бумажки с непонятными буквами «Мефи». Автор помог сорвать одну из таких бумажек своему ангелу-хранителю S. Д-503 ожидает встречи с I-330, ощущает непо­нятный внутренний жар, словно его температура — 41 гра­дус. На эллинге автор замечает бумажку с надписью «Мефи» и разражается хохотом, вызывая недоумение окружающих.

Запись 27-я.

Автор опять посещает подземелье старинного дома, где встречается с I-330. Она по подземному переходу вывела его за Зеленую Стену — в мир дикой природы. Д-503 ис­пытывает головокружение. Женщина и неизвестно откуда появившийся врач ведут его на поляну. Здесь собрались 300 человек, которых уже нельзя назвать «нумерами». Женщина говорит им, что Д-503 — строитель Интеграла и он поможет им улететь на Интеграле в другие миры. Все охвачены весельем, только автор на миг заподозрил, что среди этих людей затесался шпион.

Запись 28-я.

На следующий день I-330 приходит домой к автору. Ее не пускает дежурная, но Д-503 грубо велит Ю убирать­ся вон. I-330 рассказывает о жизни лесных людей, которых видел автор. Рассказывает об их поклонении энергии в виде антихриста, Мефи. В это время появляется «сплюснутый» с сообщением о приближении охраны. I-330 не боится это­го, но уступает настойчивой просьбе Д поберечься и скры­вается. Охрана, включая S, проверяет бумаги автора, но на­ходит только записи, восхваляющие Благодетеля. При обы­ске присутствует Ю, позиция которой непонятна — то ли она доносчица, то ли заступница.

Запись 29-я.

Автор спешит на свидание с I-330 — к старому дому. На пути он встречает 0-90, у которой уже заметно округлился жи­вот. Желая спасти ее, он предлагает ей обратиться за помощью к I-330, так как впервые ощутил жалость (абсурдную компрес­сию в сердце). Но 0-90 отказывается принимать помощь из рук соперницы и убегает прочь. Д-503 идет в старый дом.

Запись 30-я.

I-330 излагает автору план захвата Интеграла для осу­ществления революции. Он недоумевает, спорит с женщи­ной. Он против революции — за статичность, в которой ви­дит всеобщее счастье. Женщина доказывает, что с покоем, всеобщей энтропией, заканчивается развитие и наступает смерть. Подлинное развитие бесконечно, как бесконечны числа. Наконец, автор уступает и соглашается.

Запись 31-я.

Утром автор узнает из газет, что отныне человек маши­норавен: ученые получили возможность уничтожить фанта­зию, которая стояла препятствием на пути к полному сча­стью. Всех жителей Единого Государства сгоняют на Опера­цию, в ходе которой они будут лишены фантазии. Из-за Опе­рации срываются испытания Интеграла, а значит, срывает­ся и план его захвата людьми I-330. Женщина предлагает ав­тору выбор: либо стопроцентное счастье и потеря фантазии, либо мучения, но вместе с I-330. Д-503 отказывается от «аб­солютного счастья». Захват Интеграла откладывается.

Запись 32-я.

Во время работы на эллинге автор видит тех, кому уда­лили фантазию. Они агитируют других последовать их при­меру. Д-503 прячется от охранников, опасаясь, что его тоже поведут на Операцию. В это время он наталкивается на 0-90, которая умоляет спасти ее: она согласна на помощь I-330. Однако автор вовремя замечает шпиона и ведет 0-90 в дру­гую сторону, громко рассказывая ей о предстоящем полете Интеграла. Д-503 приводит 0-90 к себе домой и пишет ей записку, с которой нужно было идти к I-330.

Запись 34-я.

Автор на эллинге, он жалеет окружающих его рабочих, сравнивая их с тремя отпущенниками. Отпущенники — это трое нумеров из глубокого прошлого, которых ради экспе­римента на месяц освободили от всякой работы, так что те с непривычки на десятый день покончили жизнь самоубий­ством. На борту Интеграла автор замечает людей I-330 и по­нимает, что опасная борьба продолжается. Но заговорщики были обнаружены, им не удалось сорвать испытания.

Запись 35-я.

Д-503 знает, что доносчицей оказалась Ю. Он ищет ее по городу, желая убить. На улицах он становится свидетелем беспорядков. Люди восстают против «абсолютного счастья». По возвращении домой автору удается найти Ю на привыч­ном месте. Он порывается убить ее, но в это время получает звонок от Благодетеля, немедленно требующего его к себе.

Запись 36-я.

Благодетель пробует увещевать Д-503. Он внушает, что насилие над личностью в Едином Государстве — кажущее­ся, на самом деле оно ведет к счастью. Счастье масс веками строилось на насилии, и даже христианского Бога можно сравнить с палачом. Автор смеется над Благодетелем и убе­гает от него. Блуждая по улицам словно в полусне, Д-503 мечтает о том, чтобы у него была мать.

Запись 37-я.

Во время обеда в столовой автор слышит грохот. «Нуме­ра» выбегают на улицу, ничего не понимая. Как оказалось, непойманные заговорщики взорвали Стену. В город попали лесные птицы, крики которых усилили всеобщую панику. Д-503 пытался разыскать в этой суматохе I-330, но не на­шел ее. Он вернулся домой и заснул.

Запись 38-я.

Д-503 проснулся от падавшего на лицо света. Рядом си­дела I-330. Автор попробовал объяснить ей все. Они прости­лись.

Запись 39-я.

Автору не дают покоя слова Благодетеля о том, что Д-503 просто использовали, потому что он — строитель Ин­теграла. Встревоженный, автор идет в Бюро Хранителей. Там он все рассказывает S, но потом понимает, что он — один из бунтарей. Д-503 бежит из Бюро и садится в подзем­ку, где вступает в спор со случайным попутчиком, которо­му помешал вывести размер «конечной вселенной». Автор спрашивает, что за краем вселенной, если уж она конечна. Но тот ответить не успел.

Запись 40-я.

Автора и его соседа схватили и подвергли операции по удалению фантазии. На следующий день Д-503 явился к Бла­годетелю и рассказал все, что знал о врагах счастья. Храните­лям удалось поймать I-330 и других мятежников. В присут­ствии автора женщину пытали под колоколом, но она ничего не сказала. Другие не выдержали пытки и признались. Всех их приговорили к казни. Д-503 и ему подобным предстоит большая работа по наведению порядка на улицах. Стена уже воссоздана, и автор убежден в том, что разум победит.


На этой странице искали:

  • замятин мы краткое содержание
  • замятин мы краткое содержание по записям
  • замятин мы краткое содержание по главам
  • мы замятин краткое содержание
  • краткое содержание мы замятин

Далёкое будущее. Д-503, талант-ливый инженер, стро-и-тель косми-че-ского корабля «Инте-грал», ведет записки для потомков, расска-зы-вает им о «высо-чайших вершинах в чело-ве-че-ской истории» — жизни Единого Госу-дар-ства и его главе Благо-де-теле. Название руко-писи — «Мы». Д-503 восхи-ща-ется тем, что граж-дане Единого Госу-дар-ства, нумера, ведут рассчи-танную по системе Тэйлора, строго регла-мен-ти-ро-ванную Часовой Скри-жалью жизнь: в одно и то же время встают, начи-нают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в ауди-то-риум, отходят ко сну. Для нумеров опре-де-ляют подхо-дящий табель сексу-альных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: «„Мы“ — от Бога, а „я“ — от диавола».

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обто-ченной подругой, запи-санной на него 0–90, Д-503 вместе с другими одина-ково одетыми нуме-рами гуляет под марш труб Музы-каль-ного Завода. С ним заго-ва-ри-вает незна-комка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздра-жа-ющим иксом в глазах или бровях. I-330, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503.

Через несколько дней I-330 пригла-шает Д-503 в Древний Дом (они приле-тают туда на аэро). В квар-тире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда I-330 просит его нару-шить принятый распо-рядок дня и остаться с ней, Д-503 наме-ре-ва-ется отпра-виться в Бюро Храни-телей и донести на нее. Однако на следу-ющий день он идет в Меди-цин-ское Бюро: ему кажется, что в него врос ирра-цио-нальный № 1 и что он явно болен. Его осво-бож-дают от работы.

Д-503 вместе с другими нуме-рами присут-ствует на площади Куба во время казни одного поэта, напи-сав-шего о Благо-де-теле кощун-ственные стихи. Поэти-зи-ро-ванный приговор читает трясу-щи-мися серыми губами прия-тель Д-503, Государ-ственный Поэт R-13. Преступ-ника казнит сам Благо-де-тель, тяжкий, каменный, как судьба. Свер-кает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера — лужа хими-чески чистой воды.

Вскоре стро-и-тель «Инте-грала» полу-чает изве-щение, что на него запи-са-лась I-330. Д-503 явля-ется к ней в назна-ченный час. I-330 дразнит его: курит древние «папи-росы», пьет ликер, застав-ляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употреб-ление этих ядов в Едином Госу-дар-стве запре-щено, и Д-503 должен сооб-щить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он призна-ется, что гибнет и больше не может выпол-нять свои обязан-ности перед Единым Госу-дар-ством, а в один-на-дцатой — что в нем теперь два «я» — он и прежний, невинный, как Адам, и новый — дикий, любящий и ревну-ющий, совсем как в идиот-ских древних книжках. Если бы знать, какое из этих «я» насто-ящее!

Д-503 не может без I-330, а её нигде нет. В Меди-цин-ском Бюро, куда ему помо-гает дойти двоя-ко-изо-гнутый Храни-тель S-4711, прия-тель I, выяс-ня-ется, что стро-и-тель «Инте-грала» неиз-ле-чимо болен: у него, как и у неко-торых других нумеров, обра-зо-ва-лась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квар-тиру, откры-вает дверцу шкафа, и вдруг... пол уходит у него из-под ног, он опус-ка-ется в какое-то подзе-мелье, доходит до двери, за которой — гул. Оттуда появ-ля-ется его знакомый, доктор. «Я думал, что она, I-330...» — «Стойте тут!» — доктор исче-зает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят — двое-одно... Она идет, как и он, с закры-тыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы... Стро-и-тель «Инте-грала» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, ирра-цио-нальное.

0–90 пони-мает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: «Я хочу — я должна от вас ребенка — и я уйду, я уйду!» — «Что? Захо-те-лось Машины Благо-де-теля? Вы ведь ниже санти-метров на десять Мате-рин-ской Нормы!» — «Пусть! Но ведь я же почув-ствую его в себе. И хоть несколько дней...» Как отка-зать ей?.. И Д-503 выпол-няет её просьбу — словно броса-ется с акку-му-ля-торной башни вниз.

I-330 наконец появ-ля-ется у своего люби-мого. «Зачем ты меня мучила, зачем не прихо-дила?» — «А может быть, мне нужно было испы-тать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?» — «Да, совсем!» Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла — как пчела: в ней жало и мед. И затем — пчелы — губы, сладкая боль цветения, боль любви... «Я не могу так, I. Ты все время что-то недо-го-ва-ри-ваешь», — «А ты не побо-ишься пойти за мной всюду?» — «Нет, не побоюсь!» — «Тогда после Дня Едино-гласия узнаешь все, если только не...»

Насту-пает великий День Едино-гласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503; ежегодные выборы Благо-де-теля, торже-ство воли единого «Мы». Чугунный, медленный голос: «Кто „за“ — прошу поднять руки». Шелест милли-онов рук, с усилием подни-мает свою и Д-503. «Кто „против“?» Тысячи рук взмет-ну-лись вверх, и среди них — рука I-330. И дальше — вихрь взве-янных бегом одеяний, расте-рянные фигуры Храни-телей, R-13, уносящий на руках I-330. Как таран, Д-503 пропа-ры-вает толпу, выхва-ты-вает I, всю в крови, у R-13, крепко прижи-мает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести...

А назавтра в Единой Государ-ственной Газете: «В 48-й раз едино-гласно избран все тот же Благо-де-тель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи».

Д-503 с I-330 по кори-дорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестер-пимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизне-ра-достных. I-330 знакомит их со стро-и-телем «Инте-грала» и говорит, что он поможет захва-тить корабль, и тогда удастся разру-шить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы «Мефи». Д-503 ясно: дикие люди — поло-вина, которую поте-ряли горо-жане, одни Н2, а другие О, а чтобы полу-чи-лось Н2О, нужно, чтобы поло-вины соеди-ни-лись.

I назна-чает Д свидание в Древнем Доме и откры-вает ему план «Мефи»: захва-тить «Инте-грал» во время проб-ного полета и, сделав его оружием против Единого Госу-дар-ства, кончить все сразу, быстро, без боли. «Какая неле-пость, I! Ведь наша рево-люция была последней!» — «Последней — нет, рево-люции беско-нечны, а иначе — энтропия, блаженный покой, равно-весие. Но необ-хо-димо его нару-шить ради беско-неч-ного движения». Д-503 не может выдать заго-вор-щиков, ведь среди них... Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за...

Наутро в Государ-ственной Газете появ-ля-ется декрет о Великой Операции. Цель — уничто-жение фантазии. Операции должны подверг-нуться все нумера, чтобы стать совер-шен-ными, маши-но-рав-ными. Может быть, сделать операцию Д и изле-читься от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения...

На углу, в ауди-то-риуме, широко рази-нута дверь, и оттуда — медленная колонна из опери-ро-ванных. Теперь это не люди, а какие-то чело-ве-ко-об-разные трак-торы. Они неудер-жимо пропа-хи-вают сквозь толпу и вдруг охва-ты-вают её кольцом. Чей-то прон-зи-тельный крик:

«Заго-няют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает пере-дох-нуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказы-ва-ется и 0–90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их буду-щего ребенка. Д-503 дает ей записку к I-330: она поможет.

И вот долго-жданный полет «Инте-грала». Среди нумеров, нахо-дя-щихся на корабле, члены «Мефи». «Вверх — 45!» — коман-дует Д-503. Глухой взрыв — толчок, потом мгно-венная зана-весь туч — корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радио-те-ле-фонной Д-503 находит I-330 — в слуховом крылатом шлеме, свер-ка-ющую, летучую, как древние валь-кирии. «Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, — говорит она Д. — И я отпра-вила — она уже там, за Стеною. Она будет жить...» Обеденный час. Все — в столовую. И вдруг кто-то заяв-ляет: «От имени Храни-телей... Мы знаем все. Вам — кому я говорю, те слышат... Испы-тание будет дове-дено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом...» У I — бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы — „испол-нили долг“?» И он вдруг с ужасом пони-мает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочи-тала его записи. Стро-и-тель «Инте-грала» — в командной рубке. Он твердо прика-зы-вает: «Вниз! Оста-но-вить двига-тели. Конец всего». Облака — и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Иско-вер-канное лицо Второго Стро-и-теля. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: «Кормовые — полный ход!» Резкий скачок вверх.

Д-503 вызы-вает к себе Благо-де-тель и говорит ему, что ныне сбыва-ется древняя мечта о рае — месте, где блаженные с опери-ро-ванной фанта-зией, и что Д-503 был нужен заго-вор-щикам лишь как стро-и-тель «Инте-грала». «Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем».

На следу-ющий день оказы-ва-ется, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах — восставшие. Глотая раскры-тыми ртами бурю, они двига-ются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера сово-куп-ля-ются, даже не спустивши штор, без всяких талонов...

Д-503 прибе-гает в Бюро Храни-телей и расска-зы-вает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака — самого себя. И вдруг стро-и-телю «Инте-грала» стано-вится ясно: S — один из тех...

Опро-метью Д-503 — из Бюро Храни-телей и — в одну из обще-ственных уборных. Там его сосед, зани-ма-ющий сиденье слева, делится с ним своим откры-тием: «Беско-неч-ности нет! Все конечно, все просто, все — вычис-лимо; и тогда мы победим фило-софски...» — «А там, где конча-ется ваша конечная вселенная? Что там — дальше?» Отве-тить сосед не успе-вает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в ауди-то-риуме 112 подвер-гают Великой Операции. В голове у Д-503 теперь пусто, легко...

На другой день он явля-ется к Благо-де-телю и расска-зы-вает все, что ему известно о врагах счастья. И вот он за одним столом с Благо-де-телем в знаме-нитой Газовой комнате. Приводят ту женщину. Она должна дать свои пока-зания, но лишь молчит и улыба-ется. Затем её вводят под колокол. Когда из-под коло-кола выка-чи-вают воздух, она отки-ды-вает голову, глаза полу-за-крыты, губы стис-нуты — это напо-ми-нает Д-503 что-то. Она смотрит на него, крепко вцепив-шись в ручки кресла, смотрит, пока глаза совсем не закры-ва-ются. Тогда её вытас-ки-вают, с помощью элек-тродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол. Так повто-ря-ется три раза — и она все-таки не говорит ни слова. Завтра она и другие, приве-денные вместе с нею, взойдут по ступеням Машины Благо-де-теля.

Д-503 так закан-чи-вает свои записки: «В городе скон-стру-и-ро-вана временная стена из высо-ко-вольтных волн. Я уверен — мы победим. Потому что разум должен побе-дить».

Далёкое будущее. Д-503 , талантливый инженер, строитель космического корабля «Интеграл», ведет записки для потомков, рассказывает им о «высочайших вершинах в человеческой истории» - жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название рукописи - «Мы». Д-503 восхищается тем, что граждане Единого Государства, нумера, ведут рассчитанную по системе Тэйлора, строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и то же время встают, начинают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в аудиториум, отходят ко сну. Для нумеров определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: «„Мы“ - от Бога, а „я“ - от диавола»

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обточенной подругой, записанной на него 0-90 , Д-503 вместе с другими одинаково одетыми нумерами гуляет под марш труб Музыкального Завода. С ним заговаривает незнакомка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздражающим иксом в глазах или бровях. I-330 , тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503 .

Через несколько дней I-330 приглашает Д-503 в Древний Дом (они прилетают туда на аэро). В квартире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда I-330 просит его нарушить принятый распорядок дня и остаться с ней, Д-503 намеревается отправиться в Бюро Хранителей и донести на нее. Однако на следующий день он идет в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос иррациональный № 1 и что он явно болен. Его освобождают от работы.

Д-503 вместе с другими нумерами присутствует на площади Куба во время казни одного поэта, написавшего о Благодетеле кощунственные стихи. Поэтизированный приговор читает трясущимися серыми губами приятель Д-503 , Государственный Поэт R-13 . Преступника казнит сам Благодетель, тяжкий, каменный, как судьба. Сверкает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера - лужа химически чистой воды.

Вскоре строитель «Интеграла» получает извещение, что на него записалась I-330 . Д-503 является к ней в назначенный час. I-330 дразнит его: курит древние «папиросы», пьет ликер, заставляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употребление этих ядов в Едином Государстве запрещено, и Д-503 должен сообщить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он признается, что гибнет и больше не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, а в одиннадцатой - что в нем теперь два «я» - он и прежний, невинный, как Адам, и новый - дикий, любящий и ревнующий, совсем как в идиотских древних книжках. Если бы знать, какое из этих «я» настоящее!

Д-503 не может без I-330 , а её нигде нет. В Медицинском Бюро, куда ему помогает дойти двоякоизогнутый Хранитель S-4711 , приятель I, выясняется, что строитель «Интеграла» неизлечимо болен: у него, как и у некоторых других нумеров, образовалась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квартиру, открывает дверцу шкафа, и вдруг… пол уходит у него из-под ног, он опускается в какое-то подземелье, доходит до двери, за которой - гул. Оттуда появляется его знакомый, доктор. «Я думал, что она, I-330 …» - «Стойте тут!» - доктор исчезает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят - двое-одно… Она идет, как и он, с закрытыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы… Строитель «Интеграла» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, иррациональное.

0-90 понимает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: «Я хочу - я должна от вас ребенка - и я уйду, я уйду!» - «Что? Захотелось Машины Благодетеля? Вы ведь ниже сантиметров на десять Материнской Нормы!» - «Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе. И хоть несколько дней…» Как отказать ей?.. И Д-503 выполняет её просьбу - словно бросается с аккумуляторной башни вниз.

I-330 наконец появляется у своего любимого. «Зачем ты меня мучила, зачем не приходила?» - «А может быть, мне нужно было испытать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?» - «Да, совсем!» Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла - как пчела: в ней жало и мед. И затем - пчелы - губы, сладкая боль цветения, боль любви… «Я не могу так, I. Ты все время что-то недоговариваешь», - «А ты не побоишься пойти за мной всюду?» - «Нет, не побоюсь!» - «Тогда после Дня Единогласия узнаешь все, если только не…»

Наступает великий День Единогласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503 ; ежегодные выборы Благодетеля, торжество воли единого «Мы». Чугунный, медленный голос: «Кто „за“ - прошу поднять руки». Шелест миллионов рук, с усилием поднимает свою и Д-503 . «Кто „против“?» Тысячи рук взметнулись вверх, и среди них - рука I-330 . И дальше - вихрь взвеянных бегом одеяний, растерянные фигуры Хранителей, R-13 , уносящий на руках I-330 . Как таран, Д-503 пропарывает толпу, выхватывает I, всю в крови, у R-13 , крепко прижимает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести…

А назавтра в Единой Государственной Газете: «В 48-й раз единогласно избран все тот же Благодетель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи».

Д-503 с I-330 по коридорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестерпимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизнерадостных. I-330 знакомит их со строителем «Интеграла» и говорит, что он поможет захватить корабль, и тогда удастся разрушить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы «Мефи». Д-503 ясно: дикие люди - половина, которую потеряли горожане, одни Н2, а другие О, а чтобы получилось Н2О, нужно, чтобы половины соединились.

I назначает Д свидание в Древнем Доме и открывает ему план «Мефи»: захватить «Интеграл» во время пробного полета и, сделав его оружием против Единого Государства, кончить все сразу, быстро, без боли. «Какая нелепость, I! Ведь наша революция была последней!» - «Последней - нет, революции бесконечны, а иначе - энтропия, блаженный покой, равновесие. Но необходимо его нарушить ради бесконечного движения». Д-503 не может выдать заговорщиков, ведь среди них… Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за …

Наутро в Государственной Газете появляется декрет о Великой Операции. Цель - уничтожение фантазии. Операции должны подвергнуться все нумера, чтобы стать совершенными, машиноравными. Может быть, сделать операцию Д и излечиться от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения…

На углу, в аудиториуме, широко разинута дверь, и оттуда - медленная колонна из оперированных. Теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы. Они неудержимо пропахивают сквозь толпу и вдруг охватывают её кольцом. Чей-то пронзительный крик:

«Загоняют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0-90 . Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их будущего ребенка. Д-503 дает ей записку к I-330: она поможет.

И вот долгожданный полет «Интеграла». Среди нумеров, находящихся на корабле, члены «Мефи». «Вверх - 45!» - командует Д-503 . Глухой взрыв - толчок, потом мгновенная занавесь туч - корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радиотелефонной Д-503 находит I-330 - в слуховом крылатом шлеме, сверкающую, летучую, как древние валькирии. «Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, - говорит она Д. - И я отправила - она уже там, за Стеною. Она будет жить…» Обеденный час. Все - в столовую. И вдруг кто-то заявляет: «От имени Хранителей… Мы знаем все. Вам - кому я говорю, те слышат… Испытание будет доведено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом…» У I - бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы - „исполнили долг“?» И он вдруг с ужасом понимает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочитала его записи. Строитель «Интеграла» - в командной рубке. Он твердо приказывает: «Вниз! Остановить двигатели. Конец всего». Облака - и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Исковерканное лицо Второго Строителя. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: «Кормовые - полный ход!» Резкий скачок вверх.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что ныне сбывается древняя мечта о рае - месте, где блаженные с оперированной фантазией, и что Д-503 был нужен заговорщикам лишь как строитель «Интеграла». «Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем».

На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах - восставшие. Глотая раскрытыми ртами бурю, они двигаются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера совокупляются, даже не спустивши штор, без всяких талонов…

Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака - самого себя. И вдруг строителю «Интеграла» становится ясно: S - один из тех…

Опрометью Д-503 - из Бюро Хранителей и - в одну из общественных уборных. Там его сосед, занимающий сиденье слева, делится с ним своим открытием: «Бесконечности нет! Все конечно, все просто, все - вычислимо; и тогда мы победим философски…» - «А там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там - дальше?» Ответить сосед не успевает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в аудиториуме 112 подвергают Великой Операции. В голове у Д-503 теперь пусто, легко…

На другой день он является к Благодетелю и рассказывает все, что ему известно о врагах счастья. И вот он за одним столом с Благодетелем в знаменитой Газовой комнате. Приводят ту женщину. Она должна дать свои показания, но лишь молчит и улыбается. Затем её вводят под колокол. Когда из-под колокола выкачивают воздух, она откидывает голову, глаза полузакрыты, губы стиснуты - это напоминает Д-503 что-то. Она смотрит на него, крепко вцепившись в ручки кресла, смотрит, пока глаза совсем не закрываются. Тогда её вытаскивают, с помощью электродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол. Так повторяется три раза - и она все-таки не говорит ни слова. Завтра она и другие, приведенные вместе с нею, взойдут по ступеням Машины Благодетеля.

Д-503 так заканчивает свои записки: «В городе сконструирована временная стена из высоковольтных волн. Я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить».

«Мы» Замятин Е.И.

Далёкое будущее. Д-503 , талантливый инженер, строитель космического корабля «Интеграл», ведет записки для потомков, рассказывает им о «высочайших вершинах в человеческой истории» — жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название рукописи — «Мы». Д-503 восхищается тем, что граждане Единого Государства, нумера, ведут рассчитанную по системе Тэйлора, строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и то же время встают, начинают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в аудиториум, отходят ко сну. Для нумеров определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: «„Мы“ — от Бога, а „я“ — от диавола»

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обточенной подругой, записанной на него 0—90 , Д-503 вместе с другими одинаково одетыми нумерами гуляет под марш труб Музыкального Завода. С ним заговаривает незнакомка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздражающим иксом в глазах или бровях. 1—330 , тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503 .

Через несколько дней 1—330 приглашает Д-503 в Древний Дом (они прилетают туда на аэро). В квартире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда 1—330 просит его нарушить принятый распорядок дня и остаться с ней, Д-503 намеревается отправиться в Бюро Хранителей и донести на нее. Однако на следующий день он идет в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос иррациональный № 1 и что он явно болен. Его освобождают от работы.

Д-503 вместе с другими нумерами присутствует на площади Куба во время казни одного поэта, написавшего о Благодетеле кощунственные стихи. Поэтизированный приговор читает трясущимися серыми губами приятель Д-503 , Государственный Поэт R-13 . Преступника казнит сам Благодетель, тяжкий, каменный, как судьба. Сверкает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера — лужа химически чистой воды.

Вскоре строитель «Интеграла» получает извещение, что на него записалась 1—330 . Д-503 является к ней в назначенный час. 1—330 дразнит его: курит древние «папиросы», пьет ликер, заставляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употребление этих ядов в Едином Государстве запрещено, и Д-503 должен сообщить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он признается, что гибнет и больше не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, а в одиннадцатой — что в нем теперь два «я» — он и прежний, невинный, как Адам, и новый — дикий, любящий и ревнующий, совсем как в идиотских древних книжках. Если бы знать, какое из этих «я» настоящее!

Д-503 не может без 1—330 , а её нигде нет. В Медицинском Бюро, куда ему помогает дойти двоякоизогнутый Хранитель S-4711 , приятель I, выясняется, что строитель «Интеграла» неизлечимо болен: у него, как и у некоторых других нумеров, образовалась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квартиру, открывает дверцу шкафа, и вдруг… пол уходит у него из-под ног, он опускается в какое-то подземелье, доходит до двери, за которой — гул. Оттуда появляется его знакомый, доктор. «Я думал, что она, 1—330 …» — «Стойте тут!» — доктор исчезает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят — двое-одно… Она идет, как и он, с закрытыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы… Строитель «Интеграла» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, иррациональное.

0—90 понимает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: «Я хочу — я должна от вас ребенка — и я уйду, я уйду!» — «Что? Захотелось Машины Благодетеля? Вы ведь ниже сантиметров на десять Материнской Нормы!» — «Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе. И хоть несколько дней…» Как отказать ей?.. И Д-503 выполняет её просьбу — словно бросается с аккумуляторной башни вниз.

1—330 наконец появляется у своего любимого. «Зачем ты меня мучила, зачем не приходила?» — «А может быть, мне нужно было испытать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?» — «Да, совсем!» Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла — как пчела: в ней жало и мед. И затем — пчелы — губы, сладкая боль цветения, боль любви… «Я не могу так, I. Ты все время что-то недоговариваешь», — «А ты не побоишься пойти за мной всюду?» — «Нет, не побоюсь!» — «Тогда после Дня Единогласия узнаешь все, если только не…»

Наступает великий День Единогласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503 ; ежегодные выборы Благодетеля, торжество воли единого «Мы». Чугунный, медленный голос: «Кто „за“ — прошу поднять руки». Шелест миллионов рук, с усилием поднимает свою и Д-503 . «Кто „против“?» Тысячи рук взметнулись вверх, и среди них — рука 1—330 . И дальше — вихрь взвеянных бегом одеяний, растерянные фигуры Хранителей, R-13 , уносящий на руках 1—330 . Как таран, Д-503 пропарывает толпу, выхватывает I, всю в крови, у R-13 , крепко прижимает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести…

А назавтра в Единой Государственной Газете: «В 48-й раз единогласно избран все тот же Благодетель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи».-

Д-503 с 1—330 по коридорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестерпимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизнерадостных. 1—330 знакомит их со строителем «Интеграла» и говорит, что он поможет захватить корабль, и тогда удастся разрушить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы «Мефи». Д-503 ясно: дикие люди — половина, которую потеряли горожане, одни Н2, а другие О, а чтобы получилось Н2О, нужно, чтобы половины соединились.

I назначает Д свидание в Древнем Доме и открывает ему план «Мефи»: захватить «Интеграл» во время пробного полета и, сделав его оружием против Единого Государства, кончить все сразу, быстро, без боли. «Какая нелепость, I! Ведь наша революция была последней!» — «Последней — нет, революции бесконечны, а иначе — энтропия, блаженный покой, равновесие. Но необходимо его нарушить ради бесконечного движения». Д-503 не может выдать заговорщиков, ведь среди них… Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за …

Наутро в Государственной Газете появляется декрет о Великой Операции. Цель — уничтожение фантазии. Операции должны подвергнуться все нумера, чтобы стать совершенными, машиноравными. Может быть, сделать операцию Д и излечиться от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения…

На углу, в аудиториуме, широко разинута дверь, и оттуда — медленная колонна из оперированных. Теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы. Они неудержимо пропахивают сквозь толпу и вдруг охватывают её кольцом. Чей-то пронзительный крик:

«Загоняют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0—90 . Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их будущего ребенка. Д-503 дает ей записку к 1—330 : она поможет.

И вот долгожданный полет «Интеграла». Среди нумеров, находящихся на корабле, члены «Мефи». «Вверх — 45!» — командует Д-503 . Глухой взрыв — толчок, потом мгновенная занавесь туч — корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радиотелефонной Д-503 находит 1—330 — в слуховом крылатом шлеме, сверкающую, летучую, как древние валькирии. «Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, — говорит она Д. — И я отправила — она уже там, за Стеною. Она будет жить…» Обеденный час. Все — в столовую. И вдруг кто-то заявляет: «От имени Хранителей… Мы знаем все. Вам — кому я говорю, те слышат… Испытание будет доведено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом…» У I — бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы — „исполнили долг“?» И он вдруг с ужасом понимает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочитала его записи. Строитель «Интеграла» — в командной рубке. Он твердо приказывает: «Вниз! Остановить двигатели. Конец всего». Облака — и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Исковерканное лицо Второго Строителя. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: «Кормовые — полный ход!» Резкий скачок вверх.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что ныне сбывается древняя мечта о рае — месте, где блаженные с оперированной фантазией, и что Д-503 был нужен заговорщикам лишь как строитель «Интеграла». «Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем».

На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах — восставшие. Глотая раскрытыми ртами бурю, они двигаются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера совокупляются, даже не спустивши штор, без всяких талонов…

Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака — самого себя. И вдруг строителю «Интеграла» становится ясно: S — один из тех…

Опрометью Д-503 — из Бюро Хранителей и — в одну из общественных уборных. Там его сосед, занимающий сиденье слева, делится с ним своим открытием: «Бесконечности нет! Все конечно, все просто, все — вычислимо; и тогда мы победим философски…» — «А там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там — дальше?» Ответить сосед не успевает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в аудиториуме 112 подвергают Великой Операции. В голове у Д-503 теперь пусто, легко…

На другой день он является к Благодетелю и рассказывает все, что ему известно о врагах счастья. И вот он за одним столом с Благодетелем в знаменитой Газовой комнате. Приводят ту женщину. Она должна дать свои показания, но лишь молчит и улыбается. Затем её вводят под колокол. Когда из-под колокола выкачивают воздух, она откидывает голову, глаза полузакрыты, губы стиснуты — это напоминает Д-503 что-то . Она смотрит на него, крепко вцепившись в ручки кресла, смотрит, пока глаза совсем не закрываются. Тогда её вытаскивают, с помощью электродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол. Так повторяется три раза — и она все-таки не говорит ни слова. Завтра она и другие, приведенные вместе с нею, взойдут по ступеням Машины Благодетеля.

Д-503 так заканчивает свои записки: «В городе сконструирована временная стена из высоковольтных волн. Я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».