Болезни Военный билет Призыв

Мрко система оценок по физической культуре. Система оценивания по предмету «Физическая культура. Что за спортивная игра «бенди»

Общие положения

Настоящее Положение об оценивании обучающихся 2-11-х классов, по физической культуре разработано в соответствии со следующими нормативно правовыми документами в соответствии с Уставом школы и письмом Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 г. №13-51-263/123, с целью объективного, индивидуального оценивания каждого обучающегося на уроках физической культуры. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012г. №273-ФЗ (в ред. Фед. Законов от 07.05.2013г. №99-ФЗ, от 23.07.2013г. №203-ФЗ);

Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и

Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

Организация уроков физической культуры

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. В начале каждого учебного года, медицинским работником школы заполняются листки здоровья в классном журнале с указанием медицинской группы каждого учащегося школы. Занятия в этих группах отличаются учебными объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

 Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной

медицинской группе.

 Обучающиеся, с недостаточным физическим развитием и низкой физической

подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья,

относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся

разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с

учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том

числе временных).

 Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их

здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной

группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную

медицинскую группу разделяют на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с

обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий

могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с

патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).

В связи с загруженностью спортивного зала образовательного учреждения, учащиеся,

отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вместе с основной

группой, но на основе индивидуального (дифференцированного) подхода.

1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную

форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока,

согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. От физических нагрузок

освобождаются учащиеся, предоставившие справку врачебно-контрольной комиссии

на начало каждого учебного года.

2. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении

спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической

культуры.

3. Учащиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета

«физическая культура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы,

проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п.,

получают соответствующие оценки и домашнее задание.

4. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину

отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом,

который передаётся классному руководителю.

5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или

иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок:

Теоретическое изучение материала;

Интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

Настольный теннис, бадминтон;

Посильная помощь в судействе или организации урока.

Обучающиеся, рекомендованные к занятиям лечебной физкультурой, которые посещают специализированные кабинеты ЛФК во внеурочное время под присмотром врачей, по окончании прохождения курса ЛФК должны предоставить справку учителю физической культуры для получения оценки.

6. Спортивная форма для уроков физической культуры:

 для зала

1-4 классы: майки или футболки одного цвета, спортивные шорты или брюки, носки, кеды (кроссовки).

5-11 классы майки или футболки, спортивные шорты или брюки,кеды(кроссовки) в

соответствии с видом спорта, изучаемого по программе.

 для улицы (осенний и весенний период) - спортивный костюм, майка, носки, кеды

(кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 5 (отлично),

в зависимости от следующих конкретных условий.

2. Выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в

спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану

стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные

положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые

замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции лицея,

спортивной школе города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на

соревнованиях любого ранга.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании

течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые

на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста.

гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований

между классами или организации классных спортивных мероприятий, владеет

необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области

физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,

видом спортивного занятия или урока.

труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом

мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные

изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены

учителем.

4.Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании

навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в

течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех

требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему

навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей

гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе или организации урока,

владеет также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в

области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными

условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в

спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану

труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом

старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть

незначительные, но положительные изменения в физических возможностях

обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел

доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или

корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими

знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,

видом спортивного занятия или урока.

2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках

физической культуры.

3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом

не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике

их физических возможностей, нет положительных изменений в физических

возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.

4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и

в развитии физических или морально-волевых качеств.

5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему

навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей

гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области

физической культуры.

Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской группы. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся в группах СМГ должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей (при самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся выставляется положительная отметка). Положительная отметка выставляется учащимся, регулярно посещающим занятия по физической культуре, старательно выполняющим задания учителя, овладевшим доступными конкретному ученику навыками самостоятельных занятий. оздоровительной гимнастики, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры). ЛФК для детей с хроническими заболеваниями проводится в лечебно-профилактических учреждениях специалистами - медицинскими работниками, методистами. По мере улучшения состояния здоровья дети могут заниматься со здоровыми детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий. Текущая и итоговая аттестация учащихся по физической культуре При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической оценки. Все учащиеся, освобожденные от физических нагрузок, в конце каждой учебной четверти, полугодия и в конце учебного года получают итоговые оценки по указанным выше заданиям и выполненным домашним заданиям. Текущая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом успехов обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима с тем, чтобы отметка способствовала развитию обучающегося, стимулировала его заниматься физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений

осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре всем обучающимся. об оценивании обучающихся 2-11-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре

Требования к посещению уроков обучающимися, освобожденными от практических занятий по физической культуре

1. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,

подтверждают факт освобождения заверенной медицинской справкой или иным

официальным документом, который предоставляется классному руководителю или

учителю физкультуры.

2. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,

в течение урока находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под

присмотром учителя физической культуры.

Критерии оценивания обучающихся

1. Для обучающихся, освобожденных от практических занятий по физической культуре

на период не более 50% одной четверти, учитель физической культуры определяет на

урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей

программе учебному материалу.

2. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются следующие

показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их

применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.

оценка 5

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;

логично его излагает, используя в деятельности.

оценка 4

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

оценка3

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в

знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

оценка 2

За незнание материала программы, отказ от выполнения задания учителя.

3. Учитель физической культуры может оценить положительно (оценкой 4 или 5) помощь обучающегося в проведении судейства, соревнований и тд.

4. Для обучающихся 2-4-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре, учитель физической культуры определяет на урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе учебному материалу.

5. Обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре на период более 50% четверти (в том числе на полугодие или учебный год) готовят по физической культуре письменные сообщения (5-8 классы, 10-е классы), рефераты (9,11-е классы).

Требования к подготовке и выполнению письменных сообщений, рефератов по физической культуре.

1. Тема письменного сообщения, реферата определяется учителем физкультуры исходя из содержания программного материала.

2. Письменное сообщение, реферат являются самостоятельной работой обучающегося.

3. Письменное сообщение готовится в объёме не более 2-х страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). Реферат не более 10 страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал).

Структура реферата:

В вводной части - ответить на вопрос: почему эта тема так важна для общества и тебя лично;

Краткая характеристика вида спорта или оздоровительной системы, её особенности, разновидности и основные правила;

История развития и состояние на сегодняшний день, достижения и перспективы развития в будущем (школы, город, Россия, мир + выбор, олимпийские достижения - обязательно)

Значение данного вида спорта или оздоровительной системы для развития у спортсменов:

а) физических качеств (быстроты, выносливости и т.п.).

б) основы техники или системы упражнений по данному виду спорта.

в) развитие психологических, эстетических, нравственных (личностных) качеств.

г) основы тактических действий при взаимодействии, играя в нападении и защите.

д) требования по технике безопасности при проведении самостоятельных занятий и тренировок, и на соревнованиях данного вида спорта.

Заключение: значение данного вида спорта (системы упражнений) для физического и личностного развития. Достижения школы (команды, личностные достижения, планы на

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ___________ Бачина Н.В.

приказ по МБОУ «СОШ №16»

от. .2013 г. №

Положение

о системе оценивания по предмету «Физическая культура»

I . Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе оценивания и нормах оценок по предмету «Физическая культура» в МБОУ «СОШ №16» (далее - Положение) разработано в соответствии с п.3 статьи 15 «Общие требования к организации образовательного процесса» и п.13 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, письмом Минобразования России от 19.11.98г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», письмо Минобразования России от 20.04.01г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», письмом Минобразования России от 30.10.03г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», письмом Министерства образования РФ от 21 мая 2004г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

1.2. Целью принятия настоящего Положения является упорядочение деятельности учителей физической культуры по оцениванию результатов обучения учащихся.

1.3. Данное Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора школы. В случае необходимости в данное Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые также принимаются педагогическим советом и утверждаются приказом директора школы.

1.4. Под оценкой в настоящем Положении понимается определение качества достигнутых школьником результа­тов обучения по предмету «Физическая культура». Нормы оценок по предмету представляют собой набор требований к различным видам деятельности.

1.5. Под системой оценивания в настоящем Положении понимается система оценивания качества освоения образовательной программы учащимися по предмету «Физическая культура». В МБОУ «СОШ №16» применяется традиционная (оценочная) пятибалльная система цифровых отметок.

1.6. Данное Положение регулирует нормы оценок по предмету федерального компонента учебного плана школы.

II . Системы оценивания, применяемая в школе

2.1. Безотметочное обучение по предмету «Физическая культура» осуществляется в 1 классе.

2.3. Во всех остальных классах во 2 со второй четверти-11 применяется традиционная (оценочная) пятибальная система цифровых отметок.

При проверке усвоения материала по каждой контролируемой теме обязательным является оценивание 3-х основных составляющих:

    теоретические знания;

    двигательных умений;

    динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

IV . Оценивание результатов обучения по предмету физическая культура.

4.1. Оценивание двигательных умений.

Критерии оценивания знаний учащихся в школе абсолютно одинаковы для всех учебных дисциплин. Однако оценивание двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах баскетбол, волейбол положение рук и ног, контроль мяча, уверенность выполняемого упражнения; в метаниях - дальность и точность полета снаряда. В любом случае движение, близкое к эталонному, максимально эффективно решает двигательную задачу

«5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно, оценивается движение максимально приближенное к технике эталонного. Выполненное без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом.

«4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно; движение выполнено приближенно к эталонному, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат.

«3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, выполненное упражнение имеет сходство с эталонным, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения.

«2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; при выполнение допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено.

4.2. Оценивание теоретических знаний.

«5» - вопрос раскрыт полностью, учащийся использовал при ответе дополнительные сведения из области поставленного вопроса.

«4» - вопрос раскрыт полностью, но в ответе содержатся незначительные неточности, или нарушена определенная последовательность ответа (последнее свойственно при объяснении техники упражнений).

«3» - вопрос раскрыт, но в ответе есть грубые ошибки, или ошибок очень много.

«2» - вопрос не раскрыт. Значительные ошибки при ответе. Искажена суть поставленного вопроса. Учащийся без причины отказывается отвечать на вопрос.

4.3. Оценивание динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

Тестирование физических качеств учащихся производится с 1 класса по 11 класс. Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами учащихся, который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).

"5"- выставляется тем учащемся, у которых результат показанный в контрольном упражнении при сравнении с исходным является выше.

"4" - выставляется, если учащийся повторяет исходный результат.

"3" – выставляется, если учащийся показывает результат ниже исходного.

4.3. Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

Принято педагогическим советом

(Протокол № ___ от ___.____.2013г.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения С введением Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) возникли определенные проблемы в системе оценивания. Так, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, оценивание производилось по пятибалльной шкале. ФГОС же прописывает 3 уровня усвоения материала учащимися на уроках физической культуры: низкий, средний, высокий.

3 слайд

Описание слайда:

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты: Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности; Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания; Оценка степени направленности личности на физическое совершенство,формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

4 слайд

Описание слайда:

Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета; Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности; Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

5 слайд

Описание слайда:

Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.; Оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

6 слайд

Описание слайда:

используются следующие формы оценки: безоценочное обучение – 1 класс; пятибалльная система; зачетная система накопительная система оценки дополнительно(. тестирование,рефераты,устные ответы,презентации, дифференцированный зачет ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 слайд

Описание слайда:

Методика оценки успеваемости. Уровни Высокий Средний Низкий Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике За непонимание и незнание материала программы

8 слайд

Описание слайда:

По технике владение двигательными умениями и навыками Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив При выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

9 слайд

Описание слайда:

По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги; демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности

10 слайд

Описание слайда:

Один раз в четверть замеряется уровень физической подготовленности учащихся по следующим показателям: Физические способности Контрольное упражнение (тест) Скоростные Бег, с Координационные Челночный бег 3×10 м, с Метание мяча на точность, кол-во попаданий Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Прыжки в длину с разбега, см Прыжки в высоту с разбега,см Многоскоки(8 прыжков), м Метание мяча на дальность, м Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз Выносливость Бег 6 минут, м Бег,мин.с Бег на лыжах, мин.с Ходьба на лыжах (без учета времени) Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см Силовые Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз Подъем туловища за 60 с, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Приседания, кол-во раз

11 слайд

Описание слайда:

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков,умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. 6.Дополнительные баллы можно получить если: ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, ученик, который занимался на всех уроках физической культуры; за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания, который выставляется ему в конце каждого урока; за неприлежание – минус 1 балл; пропуск урока без уважительной причины – минус; участие в общешкольном соревновании – плюс баллы; в каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить баллы если ребенок посещает спортивные секции Ученики ведут «тетрадь личных достижений», в которой указывается какие нормативы сдавались.

12 слайд

Описание слайда:

«Освобождение от физкультуры» Физическая культура относится,как раз к тем учебным дисцыплинам, которые являются обязательными. Освобождение от урока физкультуры, как от предмета,от учебной дисциплины, таким образом невозможно. Тем не менее,понятие «освобождение от физкультуры» имеет место быть.Что же под ним подразумевается? Полное и окончательное освобождение от физкультуры допускается только лица с ограниченной дееспособностью,которые не могут проходить обучение на общих основаниях,если оформлена справка кэк. Но в разных случаях освобождение учащихся от физкультуры может предполагать разные формы облегчения занятий(отмена некоторых упражнений и переход на теоретические знания) ,а не отказ от этой дисциплины.Все зависит от серьезности диагноза. Для этого дети делятся на 3 группы.

13 слайд

Описание слайда:

3 группы здоровья Основная группа Подготовительная группа Спец/мед группа(А.Б.) Разрешено заниматься с некоторыми послаблениями Разрешено выполнять только узко ограниченный круг упражнений Занятие без ограничений

14 слайд

Описание слайда:

Некоторые ограничения на занятия физ/культуры в зависимости от формы заболевания Заболевания Противопоказания и ограничения Рекомендации 1 2 3 Заболевания сердечнососудистой системы(неактивная фаза ревматизма,функциональные изменения) Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания,напряжение мышц брюшного пресса и ускорения темпа движения. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя;ходьба,бег дозированный в медленном темпе. Заболевание органов дыхания(хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма) Упр.,вызывающиезадержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упр. , тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Заболевание почек Недопустимы упр. С высокой частотой движения,интенсивностью нагрузки искоростно- силовой направленностью, переохлаждение тела Упр. на укрепление мышц передней стенки живота, занятия плаванием. Нарушение нервной системы Упр.вызывающие нервное перенапряжение(упр.в равновесии) ограничивается время игр Дыхательные упр. , водные процедуры, аэробные упр. Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега,кувырки, стойка на руках и голове Упр. на пространственную ориентацию, точность движения, динамическое равновесие.

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры.

Михайлин Антон Геннадьевич

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №45, Калининград

«Везде, где это только возможно,

учащимся должен предоставляться выбор,

они сами должны нести ответственность за свое обучение»

« Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей. »
Сократ

Прежде чем говорить о контроле и оценке успеваемости по физической культуре нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной.

Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили. Постоянно используются на уроках и словесные оценочные выражения: «Как считаешь, ты справился с заданием?» И если наше определение совпадает с мнением ученика, что он справился с заданием, то какой восторг можно увидеть в его глазах. А когда ученик начинает справляться с ранее очень трудными для него физическими упражнениями, то подбадриваем его: «Вот видишь, успех есть! Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!»

Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.

Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.

Ну и, наконец, отметка . Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!

Оценка должна быть комплексной.

В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются:

необходимость более полного и глубокого учёта не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащихся;
более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в школе, в нестандартных условиях;
наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности

Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим нецелесообразно.

Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:

На «2» (неудовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

    Учащиеся не имеют спортивную форму, соответствующую погодным условиям и видам спортивных занятий или урока, не выполняет требования техники безопасности;

    Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;

    Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств;

    Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «3» (удовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем;

    Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;

    Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.

На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;

    Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;

    Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:

    Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;

    Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;

    Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;

    Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;

    Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Индивидуальные особенности.

Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.

Индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, можно разделить на две большие группы: телесные и психические.

Телесные - это особенности физического развития (длина и масса тела), тип телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный).

Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценок требуют дети дигестивного (с избыточной массой) и астеноидного (слабого) типа телосложения. В ряде случаев следует обращать внимание на особенности строения тела, костно-мышечного аппарата, также влияющих на овладение отдельными разделами программы или на выполнение нормативов.

При оценке успеваемости учащихся не меньшее значение имеет также учёт психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легковозбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь и т. д.

При учёте индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинство учащегося, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре.

Динамика изменения результатов.

Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.

Успешно нами используются такие действенные приемы самовоспитания как «задание самому себе» или самообязательства. Например, принимая тест по подтягиванию детям, особенно мальчикам, которые не подтягиваются ни одного раза, даю задание: «с помощью специальных упражнений ты должен к концу четверти научиться подтягиваться хотя бы один раз, тогда получишь за этот тест 4».

Приведу ещё несколько примеров, как ставится мной большое количество «5» (кстати, это можно подвергать большой критике…).

Все игроки команды победительницы получают «5», независимо от вклада в окончательный результат. Возьмите команду профессионалов. Вся команда работает на игрока, который обладает талантом голевого чутья, данный игрок забивает гол, но не говорят, что выиграл отдельный игрок, а признают, что выиграла вся команда. Так и в ситуации с миникомандами на игровой площадке урока физической культуры. Главное при этом не убивать желание двигаться всем ребятам с разной подготовленностью.

Тяжело учащимся даются циклические виды, где должно проявиться физическое качество выносливость. Я ставлю «5» всем, кто сумел преодолеть заданную дистанцию, при этом, кто преодолел её в числе первых (их можно определить любое количество из числа участвующих) ставлю ещё одну бонусную «5». Таким образом, поощряется желание детей (у кого от природы, у кого от возможности) быть лучшим.

Методы оценки техники владения двигательными действиями.

Основными методами оценки здесь являются следующие методы: наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

Оценивание учащихся специальной медицинской группы.

1)выполнение теоретических заданий на уроках (правила игры, техника безопасности, и т. д);

2) подготовка и проведение разминки;

3) подготовка реферата;

4) Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.

В настоящее время очень часто возникает необходимость оценивания знаний освобожденных от занятий физической культурой учащихся, поэтому возможность применения тестовой технологии является наиболее грамотной и рациональной.

Тестирование учащихся можно организованно провести на уроке физической культуры, заранее приготовив бланки для ответов. Особенно такая форма проведения урока актуальна при подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. в экзаменационном материале по физической культуре за курс 9 класса содержится достаточно большой теоретический материал.

Примеры наиболее простых тестов, можно рекомендовать

учащимся на удовлетворительную отметку.

1.Когда в нашей стране проводились олимпийские игры?

2.Назовите основателя современных олимпийских игр?

1. Архимед

2. Пьер де Кубертен

3. Н.Озеров

4. Пифагор

3. Назовите самый старейший вид спорта?

2. баскетбол

3. Шахматы

4. настольный теннис

4. Что за спортивная игра «бенди»

1. волейбол

4. Хоккей с мячом

5. Какой способ плавания не является спортивным?

3. баттерфляй

4. по- собачьи

Способы оценки сильных учащихся.

Но в любой школе есть учащиеся для которых выполнить школьный норматив не составит особого труда. Для того чтобы они развивались и у них не пропал интерес к физической культуре, нужно по другому подходить к их оцениванию:

1)использование таблиц по лёгкой атлетике и многоборью. Когда эти ученики сдают зачет, я их результаты перевожу в очки.

2)бонусные пятёрки. Например, за лучший результат ученик получает ещё одну пятёрку. Если норматив по подтягиванию 5 раз, а он подтянулся 15,то получает 3 пятёрки.

3)заочное соревнование. Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. После проведения тестов дети всегда делятся впечатлениями с учащимися из другого класса в параллели и стремятся или покорить полученный результат, или улучшить его. Порой этот вид оценки детям наиболее важен

4)усложнённый норматив. Этот подход для тех, кто дополнительно занимается.

Оценивание – процесс ответственный.

Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. ?

Никто не отменял индивидуального подхода к каждому ученику. Поощряйте любое успешное действие, помогите быть успешным любому ребёнку, исходя из его уровня физического и двигательного развития. Применяйте систему бонусного поощрения действий учащихся. Дух соперничества заложен природой, и необходимо его не угасить и направить в правильном направлении развития. Игры, соревнования способствуют этому.

Я не ставлю «2», ни при каких обстоятельствах. Тем более если ученика нет на уроке (это противозаконно) или за то, что ученик не держит необходимую дисциплину. Есть один принцип в таких случаях: «Я на «3 - » научил любого, кто хотя бы иногда посещал мой урок физической культуры.».

Занимательные задания по теории и истории физической культуры и спорта

Прочитайте текст.

Легендарный спортсмен-легкоатлет. В 1983 году стал заслуженным мастером спорта. С 1983 по 1997 гг. шесть раз завоёвывал звание чемпиона мира. Победитель Кубков Мира и Европы (1985), чемпион Европы (1986). В 1988-м стал победителем ХХІV Олимпийских игр в Сеуле. Неоднократно становился обладателем гран- при Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). На протяжении спортивной карьеры установил 35 мировых рекордов. В 1984-м установил свой первый рекорд мира на соревнованиях в Братиславе, взяв высоту 5 м 85 см. Первым в истории легкой атлетики преодолел высоту 6 м (13 июля 1985-го в Париже).

О каком спортсмене идёт речь?

      Юрий Барзаковский (3) Сергей Кирдяпкин

      Сергей Бубка (4) Рено Лавиллени

    В прыжках в высоту можно начать соревнование с любой высоты.

Решите задачу по определению победителей.

Петров Иван, Иванов Сергей и Сергеев Петр взяли одинаковую высоту 1 м 95 см. Однако у каждого было разное количество попыток при взятии данной высоты. Петров выполнил три попытки, и последняя была удачная. Иванов С. воспользовался только одной попыткой, которая была удачная. Сергеев П. на второй попытке взял высоту 195 см. Определите, в каком порядке ребята займут 1, 2, 3 места на соревнованиях.

      Иванов С., Сергеев П., Петров И.;

      Иванов С., Петров И., Сергеев П.;

      Петров И., Иванов С., Сергеев П.;

      Петров И., Сергеев П., Иванов С.

Таким образом, главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств. В связи с этим необходимо изменить подход к оценке учащихся на уроке к конструированию самого урока.
Необходимо также понимать, что мотивация нужна не только тем учащимся, у которых слабо развиты физические качества, но и тем, которые уже занимаются спортом самостоятельно, ведь без постоянного стимула любой человек может потерять интерес к чему-либо и задача учителя – не допустить этого.

Список использованных ресурсов.

    Днепров, Э. Д. «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки»

    Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. «Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе»

    Усов И.Н. "Здоровый ребёнок"

    Интернет-сайт: http://gigabaza.ru/doc/66304.html

    Интернет-сайт: https://ru.wikipedia.org

Главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №136

Калининского района

Санкт-Петербурга

Тема:
«Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС»

Подготовила

педагог физической культуры

Воробьёва О.В.

г. Санкт-Петербург

2015 год

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС

1.Введение. Актуальность работы……………………………………………….3

2. Основная часть………………………………………………………………….5

2.1. Ознакомление с понятиями………………………………….…………5

2.2. Критерии оценивания в новом формате…………………….…………7

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования………………………………………………...11

3. Заключение. Выводы и предложения………………………………………..14

4.Использованные ресурсы……………………………………………………...14

1.Введение. Актуальность работы.

« Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей. »
Сократ

Актуальность работы. Б ольшинство школьников не имеют устойчивого интереса к занятиям физической культурой и не осуществляют систематический контроль уровня своего физического развития. Именно это является одной из основных причин ухудшения здоровья учащихся. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость, так как к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения, а урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. За учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся.

В корне меняется подход к уроку, появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка.

Цель работы: формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Поставленные задачи:

  1. Разработать и провести апробацию современных образовательных технологий;
  2. Создать и провести апробацию образовательной программы, ориентированной на качественно новые результаты в соответствии с требованиями ФГОС;
  3. Сформировать целостную и открытую образовательную среду, стимулирующую рост и развитие всех участников образовательного процесса;
  4. Объяснить учащимся основные задачи в области физической культуры;

2.Основная часть.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

2.1. Ознакомление с понятиями.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура ФГОС:
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт».

Задачи в области физической культуры:

  • укрепление здоровья, развития основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Физкультура в школе - учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Предназначен для физического развития детей, а также юношей и девушек во время прохождения обучения. При наличии медицинских противопоказаний, ученик может быть освобождён от предмета, или принимать в нём ограниченное участие. Место проведения уроков физкультуры и их программа зависит от возможностей школы и времени года.

По госстандарту физкультура должна проходить в специализированных классах, допущенных к проведению урока (спортзалы, например). В неделю на общеобразовательную школу по стандарту выделено 3 учебных часа на класс. В школах «ЗДОРОВЬЯ» - до 6 часов, но к ним добавляется ЛФК (лечебная физическая культура).

2.2. Критерии оценивания в новом формате

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в нашей школе, в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы (основную, подготовительную, специальную). Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физических нагрузок, а также требованиями к уровню усвоения учебного материала.

Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями.

При пропуске уроков физической культуры обучающийся должен предоставить справку, заверенную врачом.

Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, присутствую на уроке под присмотром учителя физической культуры.

Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок (возможно также теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:

На «2» (неудовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащиеся не имеют спортивную форму, соответствующую погодным условиям и видам спортивных занятий или урока, не выполняет требования техники безопасности;
  • Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;
  • Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств;
  • Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «3» (удовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем;
  • Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.

На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования

Школьный период есть тот единственный период в жизни, когда развивается и формируется человек.
П.Ф.Лесгафт

В сентябре было проведено анкетирование среди учащихся 2-11 классов по теме «Твое отношение к спорту», целью которого являлось привлечение внимания учащихся к определению своего отношения к спорту и желанию заниматься спортом. Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате анкетирования, полученные данные были обработаны и наглядно представлены в виде диаграмм.

Анкета

  1. Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?
  2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?
  3. Почему не хочешь заниматься спортом?

Результаты анкетирования: в анкетировании участвовали 356 учащихся 2-11 классов.

На первый вопрос анкеты «Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры» ответили:
138 учащихся – «хожу в секцию»;
57 учащихся – «занимаюсь постоянно самостоятельно»;
56 учащихся – «занимаюсь не постоянно с друзьями за компанию»;
59 учащихся – «не занимаюсь, но хотел бы заниматься»;
46 учащихся – «не занимаюсь и не хочу».

1.Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?

Всего опрошено

Хожу в

секцию

Занимаюсь постоянно

Не постоянно,

С друзьями

Не занимаюсь, но хотел бы

Не занимаюсь и не хочу

На второй вопрос анкеты «Какие причины побудил тебя заниматься спортом?» ответили:

185 учащихся – «хочу иметь хорошую физическую подготовку, хочу быть здоровым»;

50 учащихся – «это престижно»;

93 учащихся – «нравится, хочу заняться профессионально»;

38 учащихся – «друзья занимаются, и я стал заниматься»;

24 учащихся – «родители настояли»;

33 учащихся – «другие причины».

2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?

Хочу иметь хорошую физ. подготовку, быть здоровым

Это престижно

Нравится, хочу заниматься профессионально

Другие занимаются и я стал

Родители настояли

Другие причины

На третий вопрос «Почему не хочешь заниматься спортом?» ответили:
16 учащихся – «часто болею»;
34 учащихся – «лень»;

3. Заключение. Выводы и предложения.

После полугода занятий по новым стандартам обучения ФГОС у учеников возросла мотивация на уроках физической культуры, возросли интерес к спорту и стремление улучшить свои физические показатели.

Таким образом, главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

В связи с этим необходимо изменить подход к оценке учащихся на уроке и конструированию самого урока.
Необходимо также понимать, что мотивация нужна не только тем учащимся, у которых слабо развиты физические качества, но и тем, которые уже занимаются спортом самостоятельно, ведь без постоянного стимула любой человек может потерять интерес к чему-либо и задача учителя – не допустить этого.