Методическая разработка на тему: Методика Пятибратовой "Игры с кубиками Зайцева"
Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.
Быстро пролетело время. Сын или дочурка подросли. Близится дата выпускного в детском саду. Уже мысленно представляем распахнутые двери школы, букет гладиолусов и сияющие глаза нашего первоклашки. Как вдруг…как гром среди ясного неба! На нашу родительскую голову обрушивается весть: в школу идут только читающие дети. Оказывается, теперь школа уже не обучает грамоте, а принимает в свои стены уже грамотных учеников. Будьте любезны соответствовать новым стандартам обучения!
Действительно, сейчас в школе предъявляются достаточно высокие требования к первоклассникам и их уровню подготовки. Насколько они обоснованы?
Нужно ли учить чтению в раннем возрасте, чтобы избежать стресса перед школой? Есть ведь методики Зайцева, Глена Домана, например? Давайте разбираться вместе.
Процесс формирования мозга состоит из 3 этапов:
- Первый этап (от рождения до 3 лет) – развиваются моторные функции. Ребенок учится ползать, затем ходить, бегать. Устанавливаются эмоциональные реакции малыша на внешние раздражители. Ребенок изучает мир через тактильные ощущения;
- Второй этап (от 3 до 7-8 лет) – совершенствуются пять органов чувств. Ребенок учится видеть, слышать, осязать, ощущать. Формируется эмоциональный фон;
- Третий этап (от 7 до 15) – становление сознательной психической деятельности. Школьник учится абстрактно мыслить и делать логические выводы.
И каждый из этих этапов нужно пройти «от и до». Психологи предостерегают, если «перескочить» через какую-либо ступень развития, то последствия неизбежны, причем проявиться могут не сразу.
К какому же этапу развития отнесем чтение? Конечно, к третьему! Ведь оно включает в себя распознавание букв, умение складывать их сначала в слоги, а после в слова. Самое главное – ребенок должен не просто читать, а осознавать и понимать прочитанное.
Какой сделаем вывод? Раньше 5 лет обучать не имеет смысла, но и откладывать до 7 лет нельзя – поджимает школа.
Готов ли ребенок?
Прежде чем приступать к освоению грамоты, обязательно проверьте, готов ли ваш ребенок:
- Хорошо ли ваш ребенок говорит? Умеет составлять рассказ по картинке?
- Все звуки произносит правильно?
- Знает понятия ВНИЗ, ВВЕРХ, ВЛЕВО, ВПРАВО?
- Как обстоят дела с фонематическим слухом? Умеет ли ребенок выделить звук в середине, в начале и конце слова?
Если все эти навыки имеются – смело приступайте к занятиям.
Краткий обзор методик
Существует великое множество методик обучения чтению. Вот самые известные из них.
Кубики Зайцева
Состоит в том, что дошкольника учат запоминать сразу слоги, которые объединяются в песенки-попевки, изображаются на кубиках, а затем с помощью кубиков выполняются игровые задания. Метод подходит для левшей, которые «с лету» все схватывают и запоминают.
Достоинства
: Можно обучать с трех лет. Игровая форма занятий и развитие мелкой моторики.
Недостатки
: Отсутствие последовательности в обучении. Неверное восприятие состава слова, трудности с определением окончания в слове. Весьма высокая стоимость пособий, подготовка к занятиям занимает массу времени.
Метод Глена Домана
Дошкольник запоминает слова целиком. Слова записываются на карточки, которые взрослый показывает ребенку и громко называет.
Достоинства:
Приступать к занятиям можно с грудного возраста. Простота изготовления пособий. Развитие памяти и внимания. Подходит для обучения детей с психическими нарушениями.
Недостатки:
Монотонность процесса обучения. Отсутствие звуко-буквенного анализа. При смене шрифта ребенок может не узнать слово. Дети старшего дошкольного возраста часто отказываются от подобных занятий.
Методика Монтессори
Ребенка обучают прежде всего письму, а потом чтению. Причем писать рекомендуется сразу письменными буквами, а не печатными. Дается множество игровых заданий. Используется тактильное восприятие – буквы изготавливаются специально из шершавого материала.
Достоинства:
Развитие интеллектуальных способностей, быстрое достижение беглого чтения.
Недостатки:
Большое количество громоздких пособий. Метод не полходит для домашнего обучения.
Сложение букв
Это старая, советская система. Таким образом изучали грамоту наши родители и бабушки-дедушки. Многие возвращаются к этой системе, предварительно опробовав все самые модные течения.
Ребенок запоминает алфавит, затем учится складывать буквы в слова. Например, буква «эм» и буква «а» – если их соединить, получим слог «ма».
Достоинства:
Фундаментальное изучение грамоты. Звуко-буквенный анализ.
Недостатки:
Ребенку не всегда бывает понятно, как из букв ЭС и А получается СА.
Сложение звуков
Данную методику мы разберем далее более подробно в следующем разделе. Отличается она от предыдущей тем, что дошкольника приучают различать звуки. Например, буква «Н» так и называется «н», не «эн» и не «нэ». Таким образом, намного упрощается процесс соединения букв в слоги.
Достоинства:
Те же, что в сложении букв.
Лучшая методика обучения чтению
Этот способ позволяет правильно учить дошкольника читать, избегая многих ошибок. Дети 5-6 лет, занимаясь по данному методу, в короткий срок с нуля осваивают алфавит и начинают читать слитно.
Еще одна хорошая методика
С успехом обучать своих детей чтению можно по книге Фединых «Как научить ребенка читать» . Методика способствует надежному освоению грамоты детьми в возрасте 5-6 лет. Все, кто пробовал, сходятся в мнении, что:
- Дошкольникам занятия по методике безумно нравятся;
- Обучение чтению происходит «само собой»;
- В книге приводится достаточное количество игровых заданий, в каждом разделе есть рекомендации для родителей.
Книга состоит из 7 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельный блок заданий. Если что-то не удается из текущего раздела, всегда можно вернуться к предыдущему блоку. Материал подается последовательно, начиная от изучения звуков и букв и заканчивая небольшими рассказами для прочтения.
Методика является результатом многолетней педагогической практики авторов Ольги и Сергея Фединых, все упражнения испытаны временем.
Соблюдение этих правил позволит вам избежать стрессовых ситуаций при обучении. Благодаря этому ваш будущий школьник получит удовольствие от занятий и достаточно быстро освоит грамоту.
- Каждое занятие организуйте в форме игры. Пусть ребенок ищет знакомые буквы в словах, придумывает, на что похожа буква. Сочините вместе с ним сказку или короткую историю;
- Занятия должны быть короткими, но регулярными. Пусть по 10 минут, но каждый день;
- По возможности включайте в программу занятий пальчиковую гимнастику, физкультминутки, речевки;
- Всячески поддерживайте интерес к занятиям. Хвалите за достижения;
- Будьте терпеливыми. Вы тоже когда-то учились читать;
- Не сравнивайте своего ребенка с другими. Уважайте личность.
На сегодня это все. Желаю успехов в этом нелегком, но весьма важном деле. Подписывайтесь на новости блога, рекомендуйте друзьям и знакомым. Пишите отзывы.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Методика Н.В. Пятибратовой
«Игры
с использованием
кубиков Зайцева»
Воспитатель:
Т.М. Таюнда
Наталья Владимировна Пятибратова - не только является последователем Зайцева, но и сама дополняет своими разработками эту «нетрадиционную методику обучения чтению»: книга «Учимся читать с удовольствием»(32 занятия).
Методика очень подвижна - «можно научить читать не присев на стул».
Задачи:
Развитие речи;
Обучение чтению.
Отличительные особенности:
- Складововой метод(не звук и буква, т.к.это фонемный метод).А склад, не слог- согласный присоеденивший к себе гласный, а теоретическая единица- открытый слог. Склады могут быть как двубуквенные- МА, РА,так и однобуквенные- А, К ….
- Обучение с 3,5- 4 лет от естественного интереса «что написано, прочитай мне». Возможно и раньше – манипуляции с кубиками.
- Профилактика речевых нарушений и осанки, усталости глаз и гиподинамии.
- Пение обязательно – лучше усваивается и с логопедической точки зрения развивается мелодико - интонационная и ритмическая сторона речи - заикание и другие речевые нарушения. Да и просто веселее.
- Не обязательно знать буквы - лучше полное незнание, так как знание букв предполагает распадание слогов на буквы (фонемное слияние – не складываются слоги и буквы знают, а читать не выходит). Здесь же этот этап – звуко - буквенного слияния минуем и сразу выходим в открытый слог – склад. Но если очень хочется, чтобы сначала были все таки буквы, то есть картинки - ассоциации: жук-ж; папа-п; мама-м; автомат-д; молоток-т; мяч-с; стрекоза-з; барабан-б; кашляющий мальчик-к; рот и зубы-в; самолет-у; леопард-ш; штанга-ы. В них и логопедический аспект- четкие жесты и звукопроизношения. Здесь можно использовать игры:
«Картинка - буква»- буквы закреплены на фланелеграфе, картинки - ассоциации разложены на полу или столе. Ребенку предлагается выбрать соответствующую букве картинку, показать ассоциативное движение, произнести звук и прикрепить картинку к букве.
«Картинка-кубик» - из разложенных картинок - ассоциаций ребенок выбирает любую, показывает движения и произносит звуки, а воспитатель просит «давай подберем картинке кубик» (все разложены на столе).
- Обучаем не занудствуя - 5-10 мин. Играем и меняем действия.
Основные элементы методики:
Кубики, с различными наполнителями: большие железные - звонкие, твердые; большие деревянные - глухие; большие золотые - гласные. Все маленькие кубики - мягкие слияния, а пустые - знаки препинания.
Таблицы, со складами: по ним поют в нужной последовательности - лу, ла, ло,лэ…Они крепятся на уровне головы педагога и используются в начале дня или в образовательной деятельности (1-2 мин.)Здесь можно использовать игры:
«Споем вместе песенку» - пение вместе по таблице и можно дополняя выполнением ассоциативных движений.
«Найди кубик» - воспитатель поет по таблице и затем предлагает ребенку самому спеть. Затем просит найти нужный кубик.
Складовые картинки, без них обучение не может считаться полноценным, так как схватывается все слово сразу. Они есть цветные или черно-белые (силуэтные). На них изображена картинка и слово (черные буквы показывают ударный склад), а с оборотной стороны слово без картинки (уже при обучении чтению). Происходит развитие наглядно-образного и зрительного мышления.
Домашняя рабочая тетрадь с заданиями.
Этапы обучения:
1-подготовительный , даже для самых маленьких или знакомство с кубиками:
кубики используются все сразу и выполняются манипуляции с ними.
Игры:
«Классификации» - на полу лежат два обруча и детям дается задание «девочки кладут в свой красный обруч все большие кубики, а мальчики в свой синий обруч-все маленькие кубики»; «девочки кладут в свой обруч все железные кубики, а мальчики – все деревянные». Возможны и другие усложненные варианты.
«Какой кубик звучит»- железный - звонкий, деревянный - глухой…
«Чудесный мешочек» - детям предлагается наощупь узнать большой или маленький кубик; по звучанию – железный или деревянный- глухой или звонкий.
«Назови и покажи» - выбирается картинка –ассоциация «Что это? Скажи, как стучит молоток? (т-т-т) Как играет барабан?(б-б-б) А коготочки?(ш-ш-ш)».
2- пение по таблицам и кубикам.
Игры:
«Баскетбол» - ребенок выбирает кубик, пропевает склады и если все верно бросает в игрушечную баскетбольную сетку.
«Найди пару» - воспитатель выбирает большой кубик и просит ребенка найти ему пару- такой же маленький кубик.
3- выкладывание складов – одно - двубуквенных и затем слов.
Используемые игры:
«Паровозик» - воспитатель показывает гласную букву – паровозик «А» или др. и предлагает детям принести кубики с такой же буковкой. Если дети затрудняются помочь им: «А» - паровозик, а ваши будут вагончики, только тогда поезд поедет!
«Напиши слово» - воспитатель предлагает выложить слово. При затруднении подсказывает поскладовое выкладывание с их проговариванием, возможно сопровождение движениями – ассоциациями. И затем ребенок читает слово.
«Я придумала, а ты отгадай» - воспитатель показывает и называет первый кубик - склад и предлагает ребенку угадать его слово и выложить дальше. Если затрудняются пропеть весь ряд по таблице, вспомнить ассоциативные движения.
4- игры, используются везде.
Основные правила:
- «везде и всегда» - встречаются в развивающей среде и бытовых и в режимных моментах: выкладываем из кубиков - перед едой «что будем кушать?»; «что всем скажем?»; перед прогулкой «куда идем?»; «что возьмем с собой?» и т.п.
- «ритуальность» - из кубиков выкладываем - утром «что скажем друг другу?»; вечером «как будем прощаться?» и т.п. Используем пение по таблицам и кубикам.
- «мотивация» - должно быть желание к обучению. Не хочет сейчас, а в зоне доступа всегда - сам взаимодействуя.
- «запрет на фонемный метод» - убрать все азбуки и звуко-буквенное восприятие, только склад, как единица чтения.
- «печатание после» - когда сформирован механизм чтения «читаем по кубикам любой склад» - если до чтения, то слоги будут распадаться на буквы. Использовать чистоговорки, скороговорки возможно после выработки «механизма чтения».
- «занятия 2-3 р. в неделю» - длительность 30-40 мин. Научились читать и совершенствуемся без кубиков, затем понимание смысла читаемого, знаки препинания и выход в книгу. При этом кубики уже не нужны, а таблицы еще используются.
«С- ПА-СИ-БО»
Скачать книгу Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева абсолютно бесплатно.
Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.
Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева описание: "Домашняя тетрадь" является первым материалом, по которому можно работать с "кубиками Зайцева" в плоскостном варианте. Тетрадь является приложением к книге "Учимся читать с удовольствием!", но может использоваться и как самостоятельное пособие. Главное условие - ваш ребенок должен обучаться чтению и письму по методике Н.А.Зайцева. Тетрадь можно использовать в работе, как с обычными детьми, так и с детьми с особенностями в развитии. Пособие может пригодиться логопедам, дефектологам, гувернерам, психологам, учителям начальных классов, родителям.
Название:
Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева
Пятибратова Н.В.
Год выпуска:
2009
Количество страниц:
56
ISBN:
978-5-86035-055-7
Язык:
русский
Формат:
PDF
Размер:
42 Мб
Дорогие читатели если у Вас не получилось
скачать Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева
напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.«А это вообще возможно?..
Сделать так, чтобы ребёнок полюбил читать..»
Спросите вы и будете по-своему правы.
Ведь сегодня так называемая «ненависть к чтению» среди детей приобрела поистине пугающие масштабы. Еще бы) Нужную информацию всегда можно погуглить, и вовсе необязательно для этого идти в библиотеку. Почти у каждого школьника есть смартфон или компьютер. Дети больше увлечены гаджетами и компьютерными играми, чем чтением.
Это происходит не потому, что у нас растет «неразумное поколение». А потому что мы, родители делая упор на то, чтобы ребенок получил навык чтения (учим читать чуть ли не с пеленок), ничего
не делаем для того, чтобы правильно встроить этот навык в детскую жизнь.
То, что наши дети практически поголовно не любят читать - это действительно проблема .
«Нелюбовь» к чтению может
сыграть с ребёнком злую шутку..
Учителя в замешательстве. Успеваемость детей падает НЕ из-за того, что они какие-то глупые или несообразительные. А из-за элементарного неумения ребенка быстро прочитать условие задачи
или варианты ответов в тесте.
Текстовая невнимательность, не отточенная во время чтения различной литературы, оборачивается низкими оценками по предметам, которые казалось бы даются ребенку легко.
Что уж тут говорить о грамотности? С ней у современных школьников просто беда..
Специально для вас, мои дорогие родители, которые получают мою рассылку, активно комментируют статьи в блоге и соцсетях,
я, Ксения Несютина, решила провести БЕСПЛАТНЫЙ мини-тренинг «Учимся читать с удовольствием!»
Принять участие в тренинге
Я читаю в среднем одну книгу в 5-7 дней.
Глеб (8 лет) каждый день прочитывает по 30-40 страниц обычного текста.
Он давно прочитал все повести об Алисе Селезневой Кира Булычева, дважды перечитал Тома Сойера, одолел более
10 романов Владислава Крапивина и прочитал множество мелких повестей (по 100-200 страниц) Пантелеева, Розмари Уэллс, Коваленко и других авторов. Его скорость чтения вслух близка к моей - то есть это скорость чтения взрослого человека (не обладающего навыками скорочтения)
Марк (5 лет) с небывалым рвением учиться читать. Мы очень любим читать вместе. И у него уже получается прочитать несколько предложений подряд.
Но самое главное и взрослые, и дети в нашей семье очень любят читать - вместе, поодиночке «про себя», вслух для кого-то другого.
Самая большая проблема всей семьи - это заставить девочку прочитать хотя бы страничку в день. Уговоры, открытый шантаж и даже наказания - в ход шла вся изобретательность родителей. Кроме того, родителям надо было «стоять над дочерью» пока она читает: чтобы она не убежала и не соврала, что уже прочитала.
Конечно, скорость чтения у девочки была очень низкая, но по-моему это был второстепенный фактор.
Знаете, в современном обществе я ни разу не встречала человека, который НЕ умеет читать. Читать умеют все. Но любит читать и предпочитает этот досуг соцсетям или телевизору всего 1 взрослый из 10! А среди детей этот показатель еще ниже!..
Однажды к нам в гости приехала моя одноклассница
с дочкой третьеклассницей.
Больше всего мне бросилась в глаза
её ненависть к чтению.
Задача родителей усложняется
Именно эту задачу мы и будем с вами эффективно решать
на моём тренинге «Учимся читать с удовольствием»
Формат тренинга - 5 видеоуроков в записи.
На тренинге мы разберем не только проблемы детей, уже умеющих читать, но и по шагам разберем самый естественный способ научить ребенка читать (как пройти путь от нуля, когда ребенок не знает ни одной буквы, до беглого чтения).
Чтобы принять участие вам надо:
2) Введите свое имя и email адрес в форму ниже:
3) Если вы все сделали правильно, то вам придет письмо с темой «Поздравляем! Вы в списке активных участников мини-тренинга Учимся читать с удовольствием», где я подробнее расскажу
о формате занятий, и как выполнять домашние задания.
Внимание:
Доступ к следующему уроку вы получаете только при выполнении предыдущего.
Поэтому просто всё скачать одним махом через неделю или две у вас не получится. Я хочу, чтобы вы перестали быть «мамой-копилкой», а научились регулярно выделять 15-20 минут в день на самообразование - свое и ребенка!