Болезни Военный билет Призыв

Кто собирал дань золотой орды. Зарождение дани как основной формы налогов в киевской руси. Кто собирал дань на руси

04.04.2013 в 07:31

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь выполнял еще и судебные функции: все споры между крестьянами разрешал именно он. Кроме того, он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение. Четкого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся и даже иногда устраивал всяческие козни против своих угнетателей.

Непокорные древляне

Так был убит князь Игорь. В летописи на эту тему сказано: «Когда же шел он (Игорь) назад...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова...послали к нему, говоря: „Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань“. И не послушался их Игорь...» (П.в.л.) Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить». Древляне вооружились под предводительством князя своего — Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили.«... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени...»

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила их платить еще более неподъемную дань. Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: становища и погосты.

Постепенно была установлена новая форма получения повинностей «повоз», т.е. доставка дани населением в специально отведенные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например — дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на нужные товары: дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.

Статья подготовлена на основе материалов сайта http://rus-biography.ru

Поиск родственников

Пошаговая инструкция

Генеалогия и генетика

  • На вопрос, есть ли в нашей стране праздник, история которого была бы непосредственной частью ее прошлого, настоящего и будущего, можно смело отвечать, что это праздник — двадцать третье февраля. Родовое Дерево поздравляет всех мужчин с праздником!

  • Если используются архивные материалы, то их, как наиболее достоверные документы, следует выделить в отдельную группу со своим подзаголовком — Архивные материалы, расположив этот раздел перед литературными источниками, В этот разделе номере фондов надо приводить в порядке возрастания отдельно для каждого архива, названия архивов помещать в алфавитном порядке, при этом общероссийские архивы должны быть впереди местных, семейные архивы относятся к этому же разделу, но указываются после местных. Названия каждого фонда, также как и наименование дела, необходимо приводить полностью.

  • Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

  • Хотим познакомить вас с удивительным человеком, автором интересной и полезной статьи для начинающих и опытных генеалогов.
    Благово Никита Владимирович, 1932 г.р., окончил Ленинградский электротехнический институт, инженер-электрик, мастер спорта СССР по туризму, совершил 14 туристских сложных походов, в том числе 4 похода по Южному, Северному и Полярному Уралу, основатель и заведующий Музея истории гимназии и реального училища К. Мая, консультант-преподаватель генеалогии школьникам во Дворце творчества юных Санкт-Петербурга, член совета РГО, автор более 40 публикаций, в том числе более 15 генеалогических.

В разделе на вопрос как называется сбор дани в киевской руси? заданный автором способность лучший ответ это Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым» , то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
удачи

Ответ от Невропатолог [новичек]
.


Ответ от Roman Pasechnik [новичек]
Полюдье


Ответ от Простреливаться [активный]
Полюдье


Ответ от Mikhail Basmanov [эксперт]
Монголов тогда не было, а также монголо-татар или татаро-монголов. Была славяно-арийская империя Великая Тартария и соответственно, народ назывался - тартарийцы.
Сбор дани - это в славяно-арийской империи Великой Тартарии, обычный сбор налогов на содержание армии и т. д. сборщиками, называвшихся славянским словом - баскаки (множ. число). Орда - это славянское, казацкое войско. Территориально - Орда - место, где стояло войско.


Ответ от Белый [гуру]
мыто


Ответ от Viktor Nemec [гуру]
Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».

Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей. В Киевской Руси князья взимали дань с подвластных племен.

Окончательно формирование Древнерусского государства завершилось во второй половине IX в. Как известно, князь Олег в 882 г. захватил Киев и полностью объединил под своей властью северные, контролировавшиеся варяжскими дружинами, и южные русские земли. При князе Олеге Киев стал столицей Древнерусского государства. Под непосредственной властью или контролем Киева оказались многие славянские и неславянские племена. Сбор дани с добровольно присоединенного или покоренного силой населения далеко не сразу приобрел регулярный и упорядоченный характер.

По свидетельствам арабских купцов, посещавших тогдашнюю Русь, киевские князья с дружинами вторгались на территорию соседних племен с целью взимания различных поборов налогового характера. Эти неупорядоченные вторжения были наиболее ранней формой «полюдья» - системы сбора налогов, просуществовавшей впоследствии в течение нескольких веков.

Согласно «Повести временных лет» именно в тот период правления князя Олега начинают приниматься определенные меры по упорядочению взимания налогов с подвластного населения. Централизация государства, противоречившая устоям существовавшего в то время на Руси родоплеменного строя, ликвидация предшествовавшего появлению единого государства союза восточно-славянских племен с характерной для подобной формы протогосударственности автономностью составляющих объединение родов, племен и создание единой, централизованной системы налогов и сборов (в качестве неотъемлемой составной части вышеуказанных процессов) не могли не привести к возникновению напряженности и конфликтов.

В 883 г. происходит широкомасштабное военное столкновение киевских (преимущественно состоявших из славян-полян и скандинавских наемников) дружин с древлянскими военными отрядами. Древляне, населявшие лесистую местность к западу от Киева, были «примучены» и обложены данью «по черной куне» (предположительно по шкурке куницы с каждого двора). Более точных данных о единице налогообложения «Повесть временных лет» не сообщает. В 884 г. были окончательно покорены северяне, обитавшие на территории современной Новгородской области, однако (гипотетически) по причине незначительности оказанного сопротивления на них была возложена «дань легкая».

Сугубо мирным путем, но с применением инструментов дипломатического давления, началось взимание дани с населявших бассейн реки Сож радимичей, находившихся в зависимости от Хазарского каганата. К старейшинам племени были направлены киевские послы, настойчиво предложившие платить дань в прежнем размере в казну Рюриковичей в обмен на военную помощь и дальнейшую защиту от притязаний со стороны Каганата. При этом в Летописи приводится не совсем ясная современным исследователям деталь - радимичи платили дань как хазарам, так и впоследствии киевлянам «по шелягу». «Шеляком» или «шелягом» называлась находившаяся в то время в обращении польская монета.

Похожие названия денежных знаков имели место и в некоторых других европейских государствах. К примеру, не так давно монета, именуемая «шиллингом», находилась в обращении на территории Великобритании. В Австрии подобное название имела национальная валюта. Можно сделать вывод, что уже тогда на Руси, даже несмотря на отсутствие полномасштабных товарно-денежных отношений, налоги взимались не в натуральном виде, свойственном большинству нетоварных экономик, а полноценными серебряными или золотыми деньгами. Одновременно с обложением данью покоренных племен налоги начинают взиматься и с тех племен, которые уже были активно вовлечены в процессы создания единого государства задолго до начала так называемой» насильственной централизации».

Так, с образованием Древнерусского государства происходит упорядочение сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого, являются ли они недавно покоренными иноземцами или давними подданными своих правителей. Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.

В этот же период произошло существенное изменение и в системе «полюдья». Она окончательно становится регулярной и отныне представляет собой ежегодный объезд княжеской дружиной податных земель для прямого сбора налогов. Одним из основных источников сбора информации по данной тематике является трактат «Об управлении империей», написанный византийским императором Константином VII Багрянородным. Вооруженные отряды киевских дружинников во главе с князьями не занимались объездом всей подвластной территории, а посещали только заранее установленные пункты - становища. В эти пункты дань доставлялась местными князьями, вождями племен, главами родов или их представителями.

Подобная система сбора налогов являлась самой ранней формой централизованного государственного налогообложения и вполне соответствовала мировому опыту становления государственности.

Собирание налогов князями по большей части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Единицами обложения выступали дым или дом, рало, плуг. Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.

Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.

На вопрос Как называли людей, собирающие дань на Руси? заданный автором Ветеринарная клиника Ника лучший ответ это Драники.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называли людей, собирающие дань на Руси?

Ответ от Невроз [новичек]
их называли оброками


Ответ от Андрей Сергиенко [эксперт]
самоубийцы)))


Ответ от сложносокращенный [активный]
Дружина с князем


Ответ от Простейшие [гуру]
В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года, князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь осуществлял судебные функции. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана; суверенные права были утрачены и перешли к верховному правителю - хану Золотой Орды, которого на Руси называли царем. Вся дань, собираемая на Руси и отправляемая хану, получила название ордынского выхода.


Ответ от Лира [гуру]
Изначально на Руси сбором налогов (дани) занимался сам князь с дружиной. Затем он назначал особых сборщиков либо договаривался с общиной о величине налога, который они сами приносили князю. В период почти трехсотлетнего монголо-татарского ига баскаками называли на Руси сборщиков, а вернее надсмотрщиков, которые контролировали сбор податей, которыми ханы Монгольской орды обложили русские земли, вернее русских князей. Баскаки – это уполномоченные посланники или представители монгольского хана, которых он направлял на завоеванные территории для обеспечения должного порядка при сборе наложенной дани.


Ответ от Владимир Попов [новичек]
оброк, ясакЯса?к - на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, (мягкой рухлядью, как её называли на Руси) .Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую руку государя» неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясака ведал сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества.Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам» . Сбор ясака часто гарантировался путём взятия заложников (аманатов) из туземцев. Уплата ясака ложилась на инородцев тяжёлым бременем, так как служилые люди старались собирать его с «прибылью» и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество ясака и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году состоялась резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя» .Злоупотребления сборщиков ясака не прекратились; «ясашные народы терпели от заборщиков ясака и прочих начальников грабительство и разорение» , и правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения ясаком инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определённым родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так называемых «окладных зверей» , разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам.В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племён, обложенных ясаком, значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, особые для Восточной и для Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили» . По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние.Обро?к - термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином «дань» ; поэтому старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета» (Ю. А. Гагемейстер) . Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что «Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью» . «Новейшие» исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили,

с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.

Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого-л., что-л. ФСРЯ, 321; Ф 2, 23; АОС, 261. 2. чему. Следовать чему-л., поступать в соответствии с чём-л. ФСРЯ, 322. 3. кому, чему. Уделять внимание кому-л., чему-л. ФСРЯ, 322.

Отдать дань природе. Жарг. мол. Шутл. Сходить в туалет. Максимов, 101.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАНЬ" в других словарях:

    дань - дань, и … Русский орфографический словарь

    дань - дань/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    И; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

    ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

    ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань (выход) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

    ДАНЬ - одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

    Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

Книги

  • Дань кровью , В. В. Юнак. Историческое полотно, созданное молодым, но, безусловно, талантливым автором, заставляет не только сопереживать героям, жившим в эпоху кровавых междоусобиц XIV века, но и многое объясняет в…