Болезни Военный билет Призыв

Когнитивная нейропсихологическая коррекция. Современная нейропсихология

© 2004 г.

А. Г. Полунина*, Д. М. Давыдов**, Е. А. Брюн***

Московский научно-практический Центр профилактики Наркоманий Комитета здравоохранения Москвы, e-mail: [email protected]

* Кандидат медицинских наук, врач-невролог

** Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

*** Кандидат медицинских наук, директор МНПЦ профилактики наркоманий

Осуществлен анализ нейропсихологических исследований больных алкоголизмом и наркоманиями, а также групп высокого риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Рассматриваются известные концепции взаимовлияний когнитивных нарушений и течения наркологических заболеваний и результаты новейших исследований в этой области.

Ключевые слова: алкоголизм, когнитивные функции, наркомания, нейропсихологические нарушения.

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихологические нарушения у больных алкоголизмом и наркоманиями, а также у лиц с высоким риском развития зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) интенсивно изучаются с середины 70-х гг. прошлого столетия. Исследования в этой области концентрируются вокруг трех основных направлений: 1) изучение преморбидных нейропсихологических нарушений, способствующих возникновению и развитию алкогольной или наркотической зависимости; 2) изучение нейропсихологических нарушений, развивающихся вследствие хронического злоупотребления ПАВ; 3) изучение прогностического значения нейропсихологических нарушений у пациентов, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Методы, применяемые в этой области, также можно разделить на три группы: 1) использование батарей количественных нейропсихологических тестов; 2) исследование вызванных потенциалов (ВП); 3) осмотр специалистом в области клинической нейропсихологии с выявлением качественных изменений нейропсихологических функций обследованных.

В нейропсихологической науке накоплен значительный материал, позволяющий уже в настоящее время получить адекватную, хотя все еще неполную информацию о роли когнитивных факторов в возникновении и течении наркологических заболеваний, а также о нейропсихологических последствиях хронического злоупотребления ПАВ. В настоящем исследовании мы постарались отразить как известные концепции взаимовлияний когнитивных нарушений и развития зависимости от психоактивных веществ, так и результаты самых последних работ в этой области.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Наличие когнитивных нарушений, по меньшей мере, у части наркологических больных уже в преморбиде имеет ряд косвенных подтверждений. Так, в популяциях детей и молодых родственников больных алкоголизмом и наркоманиями регистрируются низкие амплитуды компонента P300 вызванных потенциалов и нарушения в выполнении префронтальных (лобных) нейропсихологических проб . При этом по данным S. Y. Hill с соавторами амплитуда P300 у ближайших родственников наркологических больных, достигших взрослого возраста без развития зависимости от ПАВ, соответствует норме . В исследовании S. M. Berman с соавторами амплитуда и латентность компонента P300 вызванных потенциалов, зарегистрированных у детей в возрасте около 12 лет, являлись предикторами злоупотребления ПАВ через четыре года после первичного обследования, т. е. в возрасте около 16 лет . Отметим значительность вклада лобных долей головного мозга в формирование компонента P300 ВП.

Низкие амплитуды компонента P300 и нарушения в выполнении префронтальных нейропси-

хологических проб зарегистрированы также в других группах высокого риска по злоупотреблению ПАВ (дети с нарушениями поведения и синдромом гиперактивности, взрослые с антисоциальными расстройствами личности и др.) . Основываясь на этих данных, ряд авторов выдвигают гипотезу об этиологическом значении недостаточности функций префронтальной коры головного мозга в инициации злоупотребления психоактивными веществами и развитии алкогольной или наркотической зависимости .

По мнению M. Snow и S. Thurber, антисоциальное поведение (включая злоупотребление ПАВ) формируется у лиц с дисбалансом в вербальной и невербальной сферах, при этом невербальный интеллект "действия" преобладает над речевым, аналитическим, "контролирующим" интеллектом (в норме должно быть наоборот) . Эту точку зрения авторы подтвердили обследованием с использованием теста интеллекта Д. Векслера выборки из 325 взрослых испытуемых, включавшей 141 заключенного.

В действительности, гипотезы о префронтальной недостаточности и "вербальной недостаточности" у лиц, склонных к антисоциальному поведению, включая злоупотребление ПАВ, не противоречат друг другу. Лобные структуры играют важнейшую роль в обеспечении речевого процессинга, в особенности, в выделении смыслового контекста сообщения. Учитывая данные A. W. Deckel с соавторами о низкой активации левых лобных отделов головного мозга у лиц с антисоциальными расстройствами личности по сравнению со здоровыми (контрольная группа), можно предположить, что недостаточность функций лобной коры левого полушария и ее связей с подкорковыми структурами является особенно неблагоприятным прогностическим фактором в отношение антисоциального поведения, включая злоупотребление ПАВ .

Таким образом, результаты нейропсихологических исследований групп риска по злоупотреблению ПАВ свидетельствуют о наличии когнитивных расстройств, преимущественно связанных с дисфункцией лобных отделов головного мозга, по меньшей мере у части таких лиц еще до начала злоупотребления ПАВ. Показана связь когнитивных нарушений с высокой вероятностью последующего злоупотребления ПАВ и, соответственно, с возможностью формирования наркологического заболевания. В то же время остается неясным, является ли когнитивный дефицит, связанный с высокой вероятностью развития зависимости от ПАВ, стереотипным или имеет особенности в различных группах высокого риска развития алкоголизма или наркоманий.

ИЗМЕНЕНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВСЛЕДСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

Объективным подтверждением выраженного влияния интоксикации ПАВ на когнитивные функции являются изменения параметров вызванных потенциалов под воздействием ПАВ. Так, в алкогольной интоксикации регистрируются снижение амплитуды ряда компонентов слуховых и зрительных вызванных потенциалов, снижение амплитуды и увеличение латентности P300 . Кокаин также снижает амплитуду P3 компонента слуховых ВП у здоровых лиц . Однако, у хронически злоупотребляющих кокаином лиц в кокаиновой интоксикации амплитуда P3 значительно выше по сравнению с состоянием после приема плацебо . E. M. Kouri с соавторами также зарегистрировали увеличение амплитуды P300 при назначении бупренорфина (агонист каппа-опиатных рецепторов) больным, хронически наркотизировавшимся смесью героина и кокаина . Таким образом, исследования вызванных потенциалов подтверждают данные клинических наблюдений о различном действии одного и того же ПАВ при его употреблении здоровым человеком или наркоманом.

Изменения амплитуды и/или латентности различных компонентов вызванных потенциалов, включая P300, зарегистрированы в большинстве исследований популяций больных алкоголизмом или кокаинизмом в абстиненции длительностью от нескольких дней и постабстинентном периоде продолжительностью до двух лет . Результаты исследований популяций больных опийной наркоманией с использованием метода вызванных потенциалов менее однозначны . Они свидетельствуют о меньшей выраженности и большей локальности когнитивных нарушений при опийной наркомании по сравнению с хроническим алкоголизмом или хроническим злоупотреблением психостимуляторами.

Учитывая, что когнитивные функции у больных алкоголизмом и наркоманиями могут быть нарушенными еще до начала злоупотребления ПАВ, связь выявляемых в таких популяциях нейропсихологических нарушений с воздействием ПАВ, очевидно, должна быть доказана каким-либо образом. К сожалению, далеко не все авторы подобных исследований уделяют этому вопросу должное внимание, и методология таких доказательств разработана относительно слабо. По-видимому, на связь выявляемых когнитивных нарушений с хроническим воздействием ПАВ указывает прямая корреляция между их выраженностью и длительностью злоупотребления ПАВ, или их обратная корреляция с длительностью периода воздержания от употребления того или иного вида ПАВ. Относительно изменений параметров

ВП такие доказательства получены только в двух из известных нам исследований .

Частичная нормализация параметров вызванных потенциалов по мере увеличения продолжительности кокаиновой и опийной абстиненции была продемонстрирована N. E. Noldy, P. L. Carlen и L. O. Bauer . В то же время O. A. Parsons не выявил существенной динамики в показателях ВП у больных алкоголизмом при повторном обследовании через 14 месяцев, несмотря на воздержание обследованных больных от употребления спиртного .

Результаты исследований с использованием батарей количественных нейропсихологических тестов подтверждают распространенность когнитивных нарушений в популяциях лиц, хронически злоупотребляющих алкоголем или другими ПАВ. Так, хронические алкоголики и полинаркоманы достоверно чаще по сравнению со здоровой популяцией достигают критерия повреждения головного мозга при выполнении проб нейропсихологической батареи Halstead-Reitan . При этом связь выявляемых изменений с хронической алкоголизацией подтверждается данными I. Grant и R. Reed о положительной динамике этого показателя по мере увеличения сроков постабстинентного периода до 3, 5 лет. В то же время, J. E. Robinson с соавторами не выявили каких-либо отклонений этого показателя от нормы у хронических кокаинистов .

Все известные нам исследования больных алкоголизмом, в которых оценивались способность к абстрагированию, категориальное мышление и гибкость когнитивных процессов с использованием пробы на выделение категорий (Category Test) или Висконского теста сортировки карточек (Wisconsin Card Sorting Test - WCST), продемонстрировали выраженные нарушения перечисленных функций у таких больных .

Результаты выполнения WCST и Category Test хроническими кокаинистами менее однозначны. S. O"Maley с соавторами и A. L. Hoff выявили нарушения категориального мышления у пациентов, злоупотреблявших кокаином, в то время как J. E. Robinson с соавторами указывают на отсутствие таковых в аналогичной популяции. Более того, в исследовании A. L. Hoff больные кокаиновой наркоманией выполняли WCST лучше здоровой контрольной группы.

S. Y. Hill и M. A. Mikhael не выявили каких-либо нарушений в выполнении Category Test больными героиновой наркоманией. Обследованные нами 38 больных героиновой наркоманией также выполняли WCST без достоверных отклонений от показателей контрольной группы из здоровых испытуемых .

Аналогичным образом у больных алкоголизмом были продемонстрированы стойкие нарушения в выполнении теста на легкость словесных ассоциаций (Verbal fluency) , в то время как больные героиновой наркоманией плохо выполняли эту пробу только в день поступления, а при повторном обследовании на 7-й день абстиненции результаты теста Verbal fluency в этой группе соответствовали норме . В исследовании A. L. Hoff пациенты, хронически злоупотреблявшие кокаином, выполняли тест Verbal fluency лучше здоровой контрольной группы .

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о более грубых и диффузных нарушениях когнитивных функций у больных хроническим алкоголизмом по сравнению с лицами, хронически злоупотребляющими кокаином или героином. Однако связь перечисленных нейропсихологических расстройств с хронической алкогольной или наркотической интоксикацией остается неясной. В действительности, как и в исследованиях вызванных потенциалов, анализ взаимосвязей выявлявшихся когнитивных нарушений и наркологического анамнеза проводился далеко не во всех случаях. При этом даже если такой анализ проводился, то связь выявлявшихся расстройств с хроническим употреблением ПАВ была установлена не всегда.

Положительная корреляция результатов выполнения Category Test с длительностью воздержания от употребления алкоголя была продемонстрирована N. A. Hochla с соавторами . Улучшение результатов выполнения нейропсихологических проб с увеличением абстинентного периода наблюдалось во всех изучавшихся группах наркологических больных (алкоголики, полинаркоманы и кокаинисты) в исследовании M. J. Selby с соавторами . При этом улучшение когнитивных функций в группе кокаинистов регистрировалось несмотря на отсутствие достоверных отличий нейропсихологических показателей этой группы от здоровых испытуемых. В нашем исследовании больных героиновой наркоманией мы также выявили положительную корреляцию между продолжительностью абстинентного периода и результативностью некоторых нейропсихологических проб, часть из которых выполнялась больными героиновой наркоманией в пределах нормы . В то же время, нарушения в выполнении других проб в нашем исследовании и по данным ряда авторов не зависели от длительности периода воздержания.

Отсутствие положительной динамики в выполнении нейропсихологических проб по мере увеличения периода воздержания может иметь несколько объяснений. Во-первых, такие нарушения могут быть следствием неблагополучного преморбида или сопутствующих патогенных воздействий на ЦНС и, соответственно, не зависеть от эффектов ПАВ. Во-вторых, нейропсихологи-

ческие нарушения способны отражать стойкие расстройства в функционировании головного мозга вследствие хронического воздействия ПАВ, регресс которых происходит очень медленно или не происходит вообще. В то же время возможна и обратная ситуация, когда выявляемая позитивная корреляция с продолжительностью абстиненции не связана с каким-либо воздействием ПАВ на когнитивный статус, а отражает большую стабильность ремиссий у лиц с наименьшими когнитивными нарушениями (см. ниже) или же является следствием общего улучшения в состоянии больных по мере купирования проявлений острой абстиненции. Таким образом, более информативной, на наш взгляд, является связь выявляемых у больных алкоголизмом и наркоманиями когнитивных нарушений с длительностью хронической наркотизации.

Связь стажа злоупотребления алкоголем или наркотиками с когнитивными нарушениями была продемонстрирована в ряде исследований. Так, B. Brokate с соавторами выявили корреляцию между длительностью злоупотребления алкоголем и выполнением теста "Отсроченное изменение". A. Ardila с соавторами также продемонстрировали связь нарушений зрительной кратковременной памяти и объема внимания с продолжительностью наркотизации кокаином. R. D. Rogers с соавторами показали достоверное ухудшение выполнения теста на принятие решения (decision-making test) у больных с большим стажем хронического употребления амфетамина. В нашем исследовании больные героиновой наркоманией с большим стажем систематического приема героина выполняли тест "Лондонская башня" достоверно хуже здоровой контрольной группы, при этом группа с меньшим стажем наркотизации выполняла данный тест в рамках нижней границы нормы . Интересно, что в исследовании T. J. Ornstein с соавторами связь выполнения теста "Лондонская башня" с длительностью наркотизации героином установлена не была. Рассмотрим возможные причины подобных расхождений.

Связь нейропсихологических нарушений с длительностью воздействия ПАВ может оказаться не установленной просто потому, что в расчет стажа наркотизации включены периоды нерегулярного употребления ПАВ или даже периоды полных ремиссий. К сожалению, авторы подавляющего большинства исследований не указывают на способ расчета длительности наркотизации. Кроме того, нарушение одних и тех же когнитивных функций может быть обусловлено разными причинами, что, очевидно, будет уменьшать величину корреляций вплоть до их нивелирования. Так, когнитивные нарушения у наркологических больных могут быть следствием неблагополучного преморбида, хронического воздействия ПАВ, острой отмены алкоголя или наркотика, кумулятивного эффекта всех принятых на протяжении жизни ПАВ, а также передозировок наркотика, большого количества легких черепно-мозговых травм и т. д. Таким образом, использование традиционных методов корреляционного анализа может оказаться неэффективным, в то время как построение множественной регрессионной модели, включающей максимальное количество потенциальных предикторных переменных, способно выявить взаимосвязь когнитивных нарушений с длительностью наркотизации.

В контексте изучения нейропсихологических последствий хронического воздействия ПАВ заслуживает рассмотрения вопрос о специфичности формирующихся изменений когнитивных функций в зависимости от вида ПАВ. Мы уже ссылались на разделяемую многими авторами точку зрения, что хроническое злоупотребление алкоголем и некоторыми другими ПАВ (барбитураты, транквилизаторы и др.) сопровождается более грубыми и диффузными нарушениями когнитивных функций по сравнению с воздействием опиатов и некоторых наркотиков с психостимулирующим эффектом (кокаин, амфетамины и др.). Результаты ряда исследований указывают также на большую выраженность когнитивных нарушений в популяциях, злоупотребляющих кокаином или амфетаминами, по сравнению с опийными наркоманами . В последнем случае высказывается мнение о дополнительном патогенном влиянии психостимуляторов на мозговое кровообращение, что для опиатов не характерно . Таким образом, возникает вопрос: отличаются ли когнитивные нарушения в популяциях больных алкоголизмом, опийной наркоманией или наркоманиями со злоупотреблением психостимуляторами только степенью выраженности, или же для каждого ПАВ существует специфичный профиль когнитивных нарушений. Полученные к настоящему времени нейропсихологические данные представляют больше оснований для первого предположения.

В последние годы опубликованы результаты многочисленных исследований, указывающие на универсальность нарушений при выполнении проб с элементом "вознаграждения" (reward) для всех обследовавшихся популяций больных алкоголизмом , кокаиновой или амфетаминовой наркоманиями и опийной наркоманией . Аналогичный когнитивный дефицит наблюдается при тестировании больных с деструктивным поражением орбито-фронтальной коры головного мозга . Таким образом, можно сделать вывод, что дисфункция орбито-фронтальной коры является универсальной характеристикой популяций наркологических больных вне зависимости от типа ПАВ. (Отметим, что данные расстройства выделены статистически, в то время как индивидуальные результаты подобных тестов

могут полностью соответствовать норме .) В некоторых исследованиях продемонстрирована связь орбито-фронтального нейропсихологического дефицита с длительностью злоупотребления алкоголем или амфетамином . В других работах такой связи выявлено не было . Расхождения могут объясняться наличием дисфункции орбито-фронтальной коры у некоторых наркологических больных еще до начала злоупотребления ПАВ.

В то же время результаты единичных исследований свидетельствуют, что нарушения когнитивных функций в популяциях больных амфетаминовой и опийной наркоманиями могут отличаться качественно . Однако остается неясным, связаны ли эти различия с воздействием ПАВ?

Таким образом, в популяциях больных алкоголизмом и наркоманиями регулярно регистрируются нейропсихологические нарушения. При этом больные алкоголизмом характеризуются наиболее выраженными и диффузными когнитивными расстройствами, в то время как больные опийной наркоманией нередко выполняют нейропсихологические пробы на уровне здоровых испытуемых. Универсальный нейропсихологический дефицит (неспособность к принятию адекватных решений при различной вероятности вознаграждения), характерный для дисфункции орбито-фронтальной коры головного мозга и связанных с ней подкорковых структур, был зарегистрирован практически во всех обследованных популяциях наркологических больных. В значительном количестве исследований продемонстрирована связь некоторых когнитивных нарушений с хроническим неблагоприятным воздействием ПАВ. Дальнейшие исследования в этой области необходимы для прояснения вопроса, существуют ли помимо количественных и какие-либо качественные различия в нейропсихологических нарушениях, развивающихся под влиянием ПАВ разных типов.

ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Неблагоприятное значение нейропсихологических нарушений в отношении течения и исходов лечения алкогольной и наркотической зависимостей показано в большинстве исследований данной проблемы . Вероятность рецидива и эффективность реабилитационных программ в значительной степени определяются степенью сохранности когнитивных функций у таких больных. Предикторами низкой результативности лечения и высокой вероятности рецидива в разных исследованиях являлись нарушения памяти, низкий уровень абстрагирования, низкая психомоторная скорость и нарушения зрительно-пространственного синтеза, нарушения процессов торможения и рабочей памяти . По мнению L. Miller и O. A. Parsons высокая вероятность рецидива в равной степени может определяться нарушениями вербальных функций и способности к абстрагированию, дефицитом в зрительно-пространственном синтезе, перцептуально-моторных навыках, нарушениями функций планирования, когнитивной ригидностью.

Тем не менее, наши данные указывают на различное влияние разных когнитивных нарушений на течение наркотизации . Так, больные героиновой наркоманией, выполнявшие WCST с большим количеством персеверативных ошибок, употребляли достоверно более высокие суточные дозы героина по сравнению с группой, сделавших данную пробу с умеренным числом ошибок, несмотря на одинаковую продолжительность наркотизации (менее полутора лет). Кроме того, пациенты первой группы были склонны продолжать лечение амбулаторно после выписки из стационара. В то же время больные с дисбалансом в вербальной и невербальной сферах , употребившие умеренные дозы героина в течение первых полутора лет систематической наркотизации, практически не посещали амбулаторное лечение. Таким образом, можно предположить, что больные, склонные к персеверированию, "хотят, но не могут" прекратить наркотизацию. В то время как больные с преобладанием "интеллекта действия" над вербальным интеллектом отчасти могут контролировать процесс употребления наркотиков, но не понимают "зачем".

M. Lyvers и M. Yakimoff также выявили корреляцию между количеством персеверативных ошибок в WCST и тяжестью опиоидной зависимости, а H. G. Pope и D. Yurgelun-Todd - аналогичную корреляцию с количеством и частотой употребления марихуаны у употребляющих этот наркотик. Кроме того, S. Wicks с соавторами показали обратную корреляцию между выполнением WCST и количеством "безалкогольных" дней после детоксификации у больных алкоголизмом. Отметим, что в нашем исследовании процент здоровых испытуемых, выполнявших WCST с большим количеством персевераций, не отличался от группы больных наркоманией, что свидетельствовало о преморбидном происхождении данных когнитивных нарушений.

Таким образом, наличие когнитивных нарушений ухудшает прогноз течения алкоголизма или наркоманий в любом случае. В большинстве современных исследований продемонстрировано особенно неблагоприятное течение наркотизации у лиц, выполняющих Висконсинский тест сортировки карточек с большим количеством персевераций. По-видимому, патогенетические механизмы влияния когнитивных расстройств на процесс наркотизации могут быть различными в зависи-

мости от особенностей нейропсихологического дефицита. Последнее предположение требует дальнейших исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты большинства нейропсихологических исследований популяций больных алкоголизмом и наркоманиями или групп высокого риска злоупотребления ПАВ свидетельствуют о наличии когнитивных нарушений по меньшей мере у части наркологических больных уже в преморбиде, об усугублении когнитивных расстройств на фоне хронического злоупотребления ПАВ и о неблагоприятном прогностическом значении выраженных нейропсихологических нарушений у таких пациентов.

Дальнейшие исследования необходимы для уточнения профиля преморбидных и возникающих вследствие хронического воздействия ПАВ когнитивных нарушений и патогенетической роли последних в возникновении и развитии алкогольной или наркотической зависимости.

Первая из обозначенных задач довольно успешно решается в большинстве наиболее современных нейропсихологических исследований. Учитывая стремительное развитие методов функциональной нейровизуализации (позитронно-эмиссионная томография, однофотонно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография, компьютерная электроэнцефалография и др.), а также появление новых перспективных нейропсихологических методик, можно ожидать, что проблема взаимосвязи когнитивных расстройств с возникновением и развитием зависимости от того или иного ПАВ также будет решена уже в ближайшем будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арзуманов Ю. Л. Психофизиологические основы алкоголизма и наркоманий. М., 2001.

2. Брюн Е. А., Гехт А. Б., Полунина А. Г. и др. Нейропсихологический дефицит при хронической наркотизации героином // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. N 3. С. 10 - 19.

3. Брюн Е. А., Гехт А. Б., Полунина А. Г., Давыдов Д. М. Преморбидный нейропсихологический статус у лиц, злоупотребляющих героином: связь со скоростью роста толерантности и отношением к лечению // Журнал неврологии и психиатрии.2002. N 6. С. 21 - 29.

4. Ardila A., Rosselli M., Strumwasser S. Neuropsychological deficits in chronic cocaine abusers // Int. J. Neurosci. 1991. V. 57. P. 73 - 79.

5. Bauer L. O., Hesselbrock V. M. P300 decrements in teenagers with conduct problems: implications for substance abuse risk and brain development // Biol. Psychiatry. 1999. V. 46(2). P. 263 - 72.

6. Bauer L. O. CNS recovery from cocaine, cocaine and alcohol, or opioid dependence: a P300 study // Clin Neurophysiol. 2001. V. 112 (8). P. 1508 - 15.

7. Bechara A., Dolan S., Denburg N. et al. Decision-making deficits, linked to a dysfunctional ventromedial prefrontal cortex, revealed in alcohol and stimulant abusers // Neuropsychologia. 2001. V. 39. P. 376 - 389.

8. Berman S. M., Whipple S. C., Fitch R. J., Noble E. P. P3 in young boys as a predictor of adolescent substance use // Alcohol. 1993. V. 10 (1). P. 69 - 76.

9. Biggins C. A., MacKay S., Clark W., Fein G. Event-related potential evidence for frontal cortex effects of chronic cocaine dependence // Biol. Psychiatry. 1997. V. 42 (6). P. 472 - 485.

10. Brigham J., Herning R. I., Moss H. B. Event-related potentials and alpha synchronization in preadolescent boys at risk for psychoactive substance use // Biol psychiatry. 1995. V. 37. P. 834 - 846.

11. Brokate B., Hildebrandt H., Eling P. et al. Frontal lobe dysfunctions in Korsakoff"s syndrome and chronic alcoholism: continuity or discontinuity? // Neuropsychology. 2003. V. 17 (3). P. 420 - 8.

12. Deckel A. W., Hesselbrock V., Bauer L. Antisocial personality disorder, childhood delinquency, and frontal brain functioning: EEG and neuropsychological findings // J. Clin. Psychol. Nov. 1996. V. 52 (6). P. 639 - 50.

13. Fals-Stewart W., Schafer J. The relationship between length of stay in drug-free therapeutic communities and neurocognitive functioning // J. Clin Psychol. 1992. V. 48. P. 539 - 543.

14. Grant I., Reed R. Neuropsychology of alcohol and drug abuse // Substance Abuse and Psychopathology / Ed. Alterman A. I. New York: Plenum Press, 1985. P. 289 - 341.

15. Guerra D., Sole A., Cami J., Tobena A. Neuropsychological performance in opiate addicts after rapid detoxification // Drug Alcohol Depend. 1987. V. 20. P. 261 - 270.

16. Harden P. W., Pihl R. O. Cognitive function, cardiovascular reactivity, and behavior in boys at high risk for alcoholism // J. Abnorm Psychol. 1995. V. 104 (1). P. 94 - 103.

17. Herning R. J., Jones R. T., Hooker W. D., Tulunay F. C. Information processing components of the auditory event related potentials are reduced by cocaine // Psychopharmachology. 1985. V. 87. P. 178 - 185.

18. Herning R. J., Glover B. J., Guo X. Effects of cocaine on P3B in cocaine abusers // Neuropsychobiology. 1994. V. 30 (2 - 3). P. 132 - 142.

19. Hewett L. J., Nixon S. J.O., Glenn S. W., Parsons O. A. Verbal fluency deficits in female alcoholics // J. Clin. Psychology. 1991. V. 47 (5). P. 716 - 720.

20. Hill S. Y., Mikhael M. A. Computerized Transaxial Tomographic and Neuropsychological Evaluations in Chronic Alcoholics and Heroin Abusers // Am. J. Psychiatry. 1979. V. 136 (4B). P. 598 - 602.

21. Hill S. Y., Steinhauer S., Locke J. Event-related potentials in alcoholic men, their high-risk male relatives and low-risk male controls // Alcohol. Clin. Exp Res. 1995. V. 19 (3). P. 567 - 576.

22. Hochla N. A., Fabian M. S., Parsons O. A. Brain-age quotients in recently detoxified alcoholic, recovered alco-

holic and nonalcoholic women // J. Clin. Psychol. 1982. V. 38 (1). P. 207 - 12.

23. Hoff A. L., Riordan H., Morris L. et al. Effects of crack cocaine on neurocognitive function // Psychiatry Res. 1996. V. 60 (2 - 3). P. 167 - 76.

24. Jaaskelainen I. P., Naatanen R., Sillanaukee P. Effects of acute ethanol on auditory and visual event-related potentials: a review and reinterpretation // Biol. Psychiatry. 1996. V. 40. P. 284 - 291.

25. Kouri E. M., Lukas S. E., Mendelson J. H. P300 assessment of opiate and cocaine users: effects of detoxification and buprenorphine treatment // Biol. Psychiatry. 1996. V. 40. P. 617 - 628.

26. Lyvers M., Yakimoff M. Neuropsychological correlates of opioid dependence and withdrawal // Addict. Behav. 2003. V. 28 (3). P. 605 - 11.

27. Miller L. Predicting relapse and recovery in alcoholism and addiction: neuropsychology, personality, and cognitive style // J. Subst. Abuse. Treat. 1991. V. 8 (4). P. 277 - 291.

28. Noel X., Sferrazza R., Van Der Linden M. et al. Contribution of frontal cerebral blood flow measured by (99m)Tc-Bicisate spect and executive function deficits to predicting treatment outcome in alcohol-dependent patients // Alcohol. Alcohol. 2002. V. 37 (4). P. 347 - 54.

29. Noldy N. E., Carlen P. L. Event-related potential changes in cocaine withdrawal: evidence for long-term cognitive effects // Neuropsychobiology. 1997. V. 36. P. 53 - 56.

30. O"Malley S., Adamse M., Heaton R. K. et al. Neuropsychological impairment in chronic cocaine abusers // Am. J. Drug. Alcohol. Abuse. 1992. V. 18. P. 131 - 144.

31. Ornstein T. J., Iddon J. L., Baldacchino A. M. et al. Profiles of cognitive dysfunction in chronic amphetamine and heroin abusers // Neuropsychopharmacology. 2000. V. 23. P. 113 - 26.

32. Papageorgiou C, Liappas I., Asvestas P. et al. Abnormal P600 in heroin addicts with prolonged abstinence elicited during a working memory test // Neuroreport. 2001. V. 12 (8). P. 1773 - 8.

33. Parsons O. A. Neuropsychological measures and event-related potentials in alcoholics: interrelationships, long-term reliabilities and prediction of resumption of drinking // J. Clin. Psychology. 1994. V. 50 (1). P. 37 - 46.

34. Pope H. G. Jr., Yurgelun-Todd D. The residual cognitive effects of heavy marijuana use in college students // JAMA. 1996. V. 275 (7). P. 521 - 7.

35. Robinson J. E., Heaton R. K., O"Malley S. S. Neuropsychological functioning in cocaine abusers with and without alcohol dependence // J. of the International Neuropsychological Society. 1999. V. 5. P. 10 - 19.

36. Rogers R. D., Everitt B. J., Baldacchino A. et al. Dissociable deficits in the decision-making cognition of chronic amphetamine abusers, opiate abusers, patients with focal damage to prefrontal cortex and tryptophan-depleted normal volunteers: evidence for monoaminergic mechanisms // Neuropsychopharmacology. 1999. V. 20 (4). P. 322 - 39.

37. Selby M. J., Azrin R. L. Neuropsychological functioning in drug abusers // Drug. Alcohol. Depend. 1998. V. 50 (1). P. 39 - 45.

38. Snow M., Thurber S. Cognitive imbalance and antisocial personality characteristics // J. Clin. Psychol. 1997. V. 53 (4). P. 351 - 4.

39. Van der Stelt O., Geesden R., Gunning W. B. et al. P3 scalp topography to target and novel visual stimuli in children of alcoholics // Alcohol. 1998. V. 15 (2). P. 119 - 136.

40. Wicks S., Hammar J., Heilig M., Wisen O. Factors Affecting the Short-Term Prognosis of Alcohol Dependent Patients Undergoing Inpatient Detoxification // Subst. Abus. 2001. V. 22 (4). P. 235 - 245.

NEUROPSYCHOLOGICAL INVESTIGATIONS OF DRUG ADDICTION

A. G. Polunina, D. M. Davydov, E. A. Briun

Moscow Research Practical Center of Prevention of Drug Addiction, e-mail: [email protected]

This review of the neuropsychological investigations of the drug abusers and high risk of drug abuse populations includes the widely recognized consepts of interactions between cognitive disturbances and drug addiction, and the results of the most recent studies in this field.

Key words: neuropsychological deficit, cognitive functions, alcohol abuse, drug addiction.

Нейропсихология -- это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она - пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902--1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р. Лурия -- «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом.

Нейропсихология стала отдельной наукой во второй половине 20 в. благодаря работам ряда исследователей, определивших основное содержание и границы новой дисциплины. Ее творцами были Д.Хебб, Г.Гекен, А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л.Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл. Все они занимались, во-первых, подробной количественной характеристикой и описанием мозговых нарушений, вызванных заболеваниями или экспериментальными манипуляциями, и, во-вторых, объективным анализом сопутствующих изменений поведения (вербального и невербального) с помощью различных тестов и исследований.

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей).На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление -- клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой).

Задачи современной нейропсихологии

1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Экспериментальная нейрофизиология -- подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между строением и функционированием нервной системы, и когнитивными функциями. Бомльшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между психологическими функциями и нейроанатомией.

Клиническая нейрофизиология -- применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни.

Коннективизм -- использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученные на реальном мозге.

К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология (синдромология). Занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

К числу новых разделов в области клинической нейропсихологии относится и исследование влияния различных фармакологических средств на высшие психические функции. В этом плане важно отметить одну из сущностей нейропсихологического метода исследования - рассмотрение психических функций как системы взаимосвязанных звеньев, реализация каждого из которых обеспечивается деятельностью определенных структурно-функциональных мозговых зон. Имеющиеся на сегодняшний день данные показывают, что различные фармакологические препараты избирательно воздействуют на те или иные составляющие в структуре и динамике психических функций и, соответственно, на различные образования мозга. В клиническом аспекте важно учитывать возможность разнонаправленного действия одного и того же препарата на разные параметры в пределах одной функции (улучшение одних и ухудшение других). Тонкая нейропсихологическая диагностика структуры дефекта психической деятельности позволяет выбрать "мишень" для адекватного фармакологического воздействия, направленного на нормализацию деятельности мозга в целом и его отдельных областей. Необходимо отметить, что в решении вопросов об эффективности и особенностях действия медикаментозной терапии на восстановление психических функций особое значение приобретает стандартизация процедуры нейропсихологического исследования и разработка системы количественных оценок. Этот раздел клинической нейропсихологии - один из важных в плане перспектив ее развития и диапазона выхода в различные области практического здравоохранения в связи с задачами профилактики, оценки динамики течения болезни, ее прогноза, разработки и осуществления реабилитационных мероприятий в сочетании фармакологического и психолого-педагогического воздействия на восстановление психических функций.

Экспериментальная нейропсихология. (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об организации памяти. Это направление развивает Е. Д. Хомская со своими учениками. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

Реабилитационная нейропсихология. Занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни, или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоционально-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.

Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает психофизиологические механизмы нарушения когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д. Хомская, Б.А. Маршинин, С.В. Квасовец, В.В. Лазарев и другие.

Нейропсихология нормы и индивидуальных различий. Изучает психические процессы и состояния у здоровых лиц с позиции нейропсихологии. Исходит из того, что в норме у здоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия, связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Такую асимметрию можно выявить нейропсихологическими методами, определив профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО мозга каждого человека индивидуален и определяется по схеме «рука -- ухо -- глаз», т.е. моторная, слуховая и зрительная асимметрия. По этим показателям можно определять некоторые способности и предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Это направление Е.Д. Хомская развивает со своими учениками.

Детская нейропсихология. Это новое направление нейропсихологии. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы правого и левого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии. Исследуются также причины школьной неуспеваемости с позиции нейропсихологии. Создаются методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

Это позволяет определять и предсказывать направление развития того или иного процесса деменции в старческом возрасте и делать практические выводы об их профилактике, т.е. принимать меры к недопущению развития патологических процессов.

Экологическая нейропсихология. Формирование этой отрасли нейропсихологии началось с изучения влияния малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материале чернобыльской аварии и с описания нейропсихологических синдромов, типичных для «чернобыльской болезни». Направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Методы нейропсихологического исследования

Выделение нейропсихологического фактора, определяющего характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии, может осуществляться с помощью широкого набора приемов обследования испытуемого или больного, описываемых как методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с их помощью при системном анализе нарушений ВПФ, могут быть сгруппированы следующим образом:

Топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития) мозговых структур;

Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения;

Описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и его системного влияния;

Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.;

Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;

Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий;

Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть стандартизованными (одни и те же задания для всех пациентов) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого пациента); могут быть сгруппированы или отбираться «штучно» для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование; могут быть количественными (психометрическими), то есть сфокусированными на достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на нейропсихологическую теорию.

К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:

1. формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);

2. общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

3. исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4. исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

5. исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

6. исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

7. исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

8. исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;

9. исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10. исследования письма - букв, слов и фраз;

11. исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

12. исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;

13. исследования системы счета;

14. исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные сенсибилизированные условия - ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной аппаратуры

Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в каждом конкретном случае, исходя из индивидуального подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию. Исследование целесообразно планировать так, чтобы оно позволяло не только фиксировать расстройства, но и выявлять его механизмы. При поврежденном мозге интерпретация полученных результатов должна отражать и компенсаторные следствия, особенно актуальные при длительных сроках болезни.

В настоящее время этот раздел медицинской психологии наиболее фундаментально теоретически обоснован и располагает большим количеством разнообразных методических приемов исследования, не все из которых теоретически и эмпирически одинаково обоснованы. Многие из них, разрабатывались разными авторами на протяжении многих десятилетий. Использование этих приемов в большинстве своем не ограничивается стандартными условиями эксперимента и оценки успешности их выполнении. Диагностические алгоритмы достаточно субъективны и во многом зависят от индивидуального опыта исследователя, что существенно затрудняет сопоставимость и во производимость результатов.

Ранее участвовавшие только в выявлении больных с локальными поражениями мозга среди других категорий пациентов, в настоящее время нейропсихологи привлекаются для более точного определения характера и степени повреждения мозга, оценки терапевтических программ, прогнозов развития патологических процессов, прогнозирования исхода лечения и планирования программ реабилитации.

Новые методики в современной рентгеноскопии позволяют обнаруживать атрофию мозговой ткани без операций, без боли и существенного вреда для жизни пациента. Многие диагностические услуги, запрашиваемые ранее от нейропсихологов, перешли сегодня в сферу компетенции нейродиагноста.

Способы исследований в современной нейропсихологии.

ь Наблюдения, тестирование и анализ;

ь Магнитно-резонансная томография (МРТ);

ь Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ);

ь Компьютерная томография (КТ);

ь Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Подводя итоги выше сказанного можно выделить следующее:

ь центральная теоретическая проблема нейропсихологии сегодня - проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека - остается главной для каждого направления нейропсихологии, только она изучается на разном "материале" и разными методами;

ь в целом современная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы "мозг и психика"; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.

нейропсихология мозговой патология

Литература

1. Хомская Е.Д. "Нейропсихология" скачать бесплатно можно на этом сайте _www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology_

2. Корсакова Н. К., Московичюте Л.И. «Клиническая нейропсихология».

3. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии».

Отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

Нейропсихология (англ. neuropsychology ) - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга . Основоположник Н. в России - А . Р . Лурия . Развивая идеи Л . С . Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций , являющуюся теоретической основой Н.

В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия ). С их помощью описаны различные нейропсихологические синдромы (см. Синдромы нейропсихологические ), представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга .

Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. - изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов. Клиническая Н.изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур. Экспериментальная Н. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного. Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций , нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга ). Н. детского возраста исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология ). Н. имеет большое значение для развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга . (Е. Д. Хомская.)

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Скачать книги по нейропсихологии

В чем причина? Почему это происходит? Этому способствуют многие факторы. Младенцы разными способами демонстрируют свое когнитивное развитие (более пристальное внимание, овладение языком, накопление знаний), и это развитие когнитивных способностей, безусловно, вносит свой вклад в усовершенствование декларативной памяти. Однако в соответствии с когнитивной нейропсихологией существует еще один не менее важный фактор, а именно развитие мозга. Среди проблем, которыми занимаются нейропсихологи, — проблема разного развития у детей декларативной и имплицитной памяти. Есть свидетельства в пользу того, что имплицитная память в форме простых условных рефлексов проявляется уже у новорожденных детей (De- Casper & Fifer, 1980).

Оригинальная нейропсихологическая теория была разработана Шактером и Московичем, которые утверждают, что имплицитная память контролируется рано развивающейся системой памяти, возможно, присутствующей в мозге уже в момент рождения человека (Schacter & Moscovitch, 1984). В отличие от имплицитной памяти развитие декларативной, или эксплицитной, памяти зависит от системы памяти, развивающейся в мозге позднее и достигающей зрелости в возрасте от 8 до 10 месяцев. Какие зоны мозга участвуют в имплицитной и в эксплицитной (декларативной) памяти? В настоящее время существует разделяемое большинством специалистов мнение, что в имплицитном научении и в имплицитной памяти участвуют полосатое тело, мозжечок и мозговой ствол (см. обзор Richmond & Nelson, 2007).

Важно то, что эти структуры мозга формируются в очень раннем возрасте. Это объясняет, почему имплицитная память проявляется вскоре после рождения. Что же касается эксплицитной памяти, то она в первую очередь зависит от структур, расположенных в медиальной лобной доле, включая гиппокамп и парагиппо- кампальную кору, большая часть которых формируется до рождения (Richmond & Nelson, 2007). Однако в зубчатой извилине внутри гиппокампального образования в момент рождения содержится лишь 70% клеток, находящихся у взрослого человека. Она развивается вплоть до конца первого года жизни, а развитие других фрагментов гиппокампального образования завершается лишь к 2-8 годам (Richmond & Nelson, 2007).

Этим и объясняется, почему эксплицитная память продолжает раз-виваться в первые годы жизни. В эксплицитной памяти участвуют и другие зоны мозга. Например, известно, что в воспоминаниях после отсрочки участвует префронтальная кора (см. обзор Bauer, 2004). Плотность синапсов в префронтальной коре значительно возрастает к восьмимесячному возрасту и продолжает увеличиваться вплоть до полуторадвух лет (Bauer, 2004). Не исключено, что на развитие эксплицитной памяти влияют и другие изменения, происходящие в мозге. Например, в течение первого года жизни в центральной нервной системе происходит быстрая миелинизация аксонов, что увеличивает эффективность передачи электрических импульсов.

Процесс миелинизации важен, ибо он позволяет младенцам быстрее и эффективнее обрабатывать информацию о стимулах, что, в свою очередь, возможно, приводит к их лучшему запоминанию. Уэбб, Лонг и Нельсон оценили скорость обработки информации в мозге, когда младенцам в возрасте от 4 до 12 месяцев предъявляли их матерей, незнакомых людей, любимую и новую игрушку (Webb, Long & Nelson, 2005). Более «взрослые» младенцы обрабатывали визуальную информацию быстрее.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области философии (особенно философии разума), нейробиологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственных нейронных сетей).

На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление - клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или индустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

Задачи

  1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга.
  3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

Подходы

Экспериментальная нейрофизиология - подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология - применение нейрофизиологического знания для оценки (см. нейрофизиологический тест), управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечебных учреждениях.

Коннективизм - использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученными на реальном мозге.

Методы и инструментарий

Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй - методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют:

  • сравнительно-анатомический метод исследования;
  • метод раздражения;
  • метод разрушения.

Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга - непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов. Наиболее распространен метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы.

Дальнейшее развитие экспериментальной нейрофизиологии позволило перейти к более тонкому анализу - изучению активности отдельных нейронов, что стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Однако основную роль в становлении нейропсихологии как науки о мозговых механизмах психических процессов сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения (хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга. Сейчас всё более активно используется такой щадящий метод обратимого влияния на мозговую деятельность, как транскраниальная магнитная стимуляция.

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного - речи, мышления, письма и счета, памяти. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Инструментарий нейропсихологии

  • Магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ);
  • Компьютерная томография (КТ);
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Учёные, внёсшие большой вклад в нейропсихологию

  • Александр Романович Лурия - основатель отечественной нейропсихологии;
  • Борис Митрофанович Величковский - профессор нейропсихологии (1990, Билефельдский университет, ФРГ);
  • и др.

Литература

  • Arnold, M.B. (1984). Memory and the Brain. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Attix, D.K. & Welsh-Bohmer, K.A. (2006). Geriatric Neuropsychology. The Guilford Press: New York.
  • Beaumont, J.G.(1983). Introduction to Neuropsychology. Guilford Publications Inc. ISBN 0-89862-515-7
  • Beamont, J. G., Kenealy, P.M., & Rogers, M.J.C. (1999). The Blackwell Dictionary of Neuropsychology. Malden, Massachusetts,Blackwell Publishers.
  • Cabeza, R. & Kingstone, A. (eds.) (2001) Handbook of Functional Neuroimaging and Cognition. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
  • Christensen, A-L. (1975) Luria’s Neuropsychological Investigation. New York: Spectrum Publications.
  • David, A.S. et al. (eds.) (1997). The Neuropsychology of Schizophrenia: Brain Damage, Behaviour, and Cognition Series, East Sussex,UK, Psychology Press.
  • Hannay, H.J. (1986). Experimental Techniques in Human Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Hartlage, L.C. & Telzrow, C.F. (1985) The Neuropsychology of Individual Differences. New York: Plenum Press.
  • Kertesz, A. (ed.) (1994). Localization and Neuroimaging in Neuropsychology. Academic Press: New York.
  • Kolb, B., & Wishaw, I.Q. (2003). Fundamentals of Human Neuropsychology (5th edition). Freeman. ISBN 0-7167-5300-6
  • Levin, H.S., Eisenberg, H.M. & Benton, A.L. (1991) Frontal Lobe Function and Dysfunction. New York: Oxford University Press.
  • Lezak, M.D., Howieson, D.B., & Loring, D.W. (2004). Neuropsychological Assessment (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  • Loring, D.W. (ed.) (1999). INS Dictionary of Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
  • Llinas, R (2001) «I of the Vortex». Boston, MIT Press.
  • Luria, A. R. (1973). The Working Brain: An Introduction to Neuropsychology.
  • Luria, A.R. (1976). Cognitive Development: Its Cultural and Social Foundations. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press
  • Luria, A.R. (1979). The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psychology. Cambridge, Massachusetts: Harvard University PressLuria, A.R. (1980). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books.
  • Luria, A.R. (1982). Language and Cognition. New York: John Wiley & Sons.
  • Luria, A.R. (1987). The Mind of a Mnemonist. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • Luria, A.R. & Tsvetkova, L.S. (1990) The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.McCarthy, R.A. & Warrington, E.K. (1990). Cognitive Neuropsychology: A Clinical Introduction. New York: Academic Press.
  • Mesulam, M-M. (2000). Principles of Behavioral and Cognitive Neurology - 2nd Ed. New York: Oxford University Press.
  • Miller, B.L. & Cummings, J.L. (1999) The Human Frontal Lobes. New York: The Guilford Press.
  • Rains, G.D. (2002). Principles of Human Neuropsychology. Boston: McGraw-Hill.
  • Shyrochyn, V.P. Arhitectonics of Thinking: The Conception of Human Brain Organization as Multiprocessing System: [англ.] / V.P. Shyrochyn, V.E. Mukhin // Proc. of the 3-rd International Workshop on Artificial Neural Networks and Intelligent Information Processing. ANNIP-2007, Angers, France, INSTICC-Press, Portugal. - Angers, France, 2007. - № 1. - С. 21 - 29.
  • Stuss, D.T. & Knight, R.T. (eds.) (2002) Principles of Frontal Lobe Function. New York: Oxford University Press.
  • Tarter, R.E., Van Thiel, D.H. & Edwards, K.L. (1988) Medical Neuropsychology: The Impact of Disease on Behavior. New York: Plenum Press.
  • Heilbronner, R.L. (2005) Forensic Neuropsychology Casebook. New York, London. The Guilford Press.