Какие бывают трамваи с рисунками. История московского трамвая в фотографиях. История электрического трамвая
Разновидности
Обслуживание канализации
Канализационные люки различаются конструкцией, типом проходящих под ними коммуникаций, материалами для изготовления.
По типу подземных коммуникаций различают люки:
- Санитарно-бытовой канализации (чаще всего без обозначений; может обозначаться буквами К, ГК (городская канализация) на крышке люка)
- Кабельной канализации (телефонный люк; возможны обозначения, ГТС (городская телефонная сеть), МТ (междугородный телефон), НКПТ (Народный комиссариат почт и телеграфов), НКС (Народный комиссариат связи), МС (Министерство связи), МГТС (Московская городская телефонная сеть), К (кабель), Т (телефон)), ТС (телефонная связь). ГТСЛ (лёгкие) ГОСТ 8591-76. Предельная нагрузка 6,8 т., ГТСТ (тяжёлые) ГОСТ 8591-76. Предельная нагрузка 17 т.
- Водопроводный (возможны буквы В, ВД, ГВ (городской водопровод))
- Газопроводный (возможны буквы МГ; люк всегда должен быть жёлтого цвета)
- Теплопроводный (возможны буквы ТС (теплосеть); люк возможен зелёного цвета)
- Пожарный гидрант подземный (возможны буквы Г, ПГ; люк может быть красного цвета)
- Ливневой канализации (возможна буква Д (дренаж)). Дождеприёмники. ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83 , ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка.
- ЛМ (А15) - Лёгкий малогабаритный люк
- Л (А15) - Лёгкий люк
- С (В125) - Средний люк
- Т (С250) - Тяжёлый люк
- ТМ (Д400) - Тяжёлый магистральный люк
- СТ (Е600) - Сверхтяжёлый люк
- Р - Ремонтная вставка
- Д (А15) - Дождеприёмник малый
- ДБ1, ДБ2 (В125) - Дождеприёмник большой
- ДМ1 - Дождеприёмник магистральный
- ДМ2 (С250), ДС1 - Дождеприёмник сверхтяжёлый
Выпускаются
- ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ЛЁГКИЕ. Тип Л. Номинальная нагрузка 1,5 т. ГОСТ 3634-99
- ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ СРЕДНИЕ. Тип С. Номинальная нагрузка 12,5 т. ГОСТ 3634-99
- ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ. Тип Т. Буквенное обозначение люков: «К»; «В»; «Д»; «ТС». Номинальная нагрузка 25 т. ГОСТ 3634-99
- ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ. ГТСЛ (лёгкие) ГОСТ 8591-76. Номинальная нагрузка 6,8 т., ГТСТ (тяжёлые) ГОСТ 8591-76. Номинальная нагрузка 17 т.
- ДОЖДЕПРИЁМНИКИ. ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83 , ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка, номинальная нагрузка 12,5 т.
По конструкции :
- Проходной
- Угловой
- Контрольный
- Станционный (для кабельной канализации)
- Чугунные (серый чугун СЧ20, высокопрочный чугун ВЧ50)
- Чугунные в сочетании с бетоном (технология BEGU)
- Бетонные
- Полимерпесчаные
- Полимерные
- Полимерно-композитные
Устройство
Смотровой колодец состоит из рабочего помещения, шахты и крышки .
Устройство рабочего помещения зависит от типа подземных коммуникаций. Размеры его выбираются исходя из требований по обслуживанию соответствующих коммуникаций. Глубина расположения - в зависимости от глубины их залегания. Обычно высота рабочего помещения составляет 1,8 м.
Шахта - обычно круглая, длина зависит от глубины расположения рабочего помещения, диаметр - 0,7 м. Шахта чаще может быть собрана из кирпича или отлита из бетона. Имеет лестницу для спуска рабочего.
Крышка закрывает канализационный люк, для предотвращения попадания посторонних объектов в систему, а также для предотвращения несчастных случаев. Обычно крышка круглой формы - для того, чтобы при любом положении крышка не могла провалиться в люк. Изготавливается обычно из чугуна, иногда частично из бетона, должна быть большого веса для исключения возможности самопроизвольного открытия при интенсивном движении транспорта. Обычно крышка ребристая - для большей прочности люка и для сцепления автомобильных шин и подошв пешеходов с его поверхностью. Крышки бывают либо плоскими, либо выпуклыми в середине. Вогнутых крышек не бывает (в них бы собиралась и замерзала вода).
В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля - располагается под защитной.
Канализационные люки используются для установки на колодцах подземных инженерных коммуникаций: тепловых, газовых, кабельных сетей, водопровода и канализации.
Предназначение канализационных люков - это защита колодца и водостока от повреждений, предотвращение попадания посторонних предметов, обеспечение движения пешеходов и автотранспорта, несанкционированного доступа, также для доступа к подземным коммуникациям.
Канализационные люки различаются конструкцией, типом проходящих под ними коммуникаций (сточная, ливневая, кабельная (электрика, телефония), или трубопроводная канализации), также материалами для изготовления люков.
Обозначения люков:
- В - водопровод;
- Г, ПГ - пожарный гидрант, пожарный гидрант подземный;
- К - бытовая и производственная канализации;
- Д - дождевая канализация;
- ТС - тепловая сеть;
- ГС - газовая сеть;
- ГТС,МТС - городская телефонная сеть;
- МГ - [магистральный] газопровод;
- Т - телефон (телефонная сеть);
- ТС - теплосеть (теплопровод).
Маркировке может быть в виде схематического рисунка обозначающие назначение люка. Например, рисунок в виде телефона - телефонный люк, в виде молнии - электротехнический люк.
[[Файл:Дореволюционный люк, Ростов-на-Дону ]]
Классы нагрузок. Как правильно выбрать люк
Тип(обозначение по ЕН-124) | Масса общая справочная, кг | Рекомендуемое место установки | ||
---|---|---|---|---|
ЛМ (А15)* | Лёгкий малогабаритный люк | 15 | 45 | |
Л (А15) | Лёгкий люк | 15 | 60 | Зона зелёных насаждений, пешеходная зона. |
С (В125) | Средний люк | 125 | 95 | Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков. |
Т (С250) | Тяжёлый люк | 250 | 120 | Городские автомобильные дороги с интенсивным движением. |
ТМ (D400) | Тяжёлый магистральный люк | 400 | 140 | Магистральные дороги (городские и междугородние дороги с движением тяжёлого грузового и общественного транспорта). |
СТ (Е600) | Сверхтяжелый люк | 600 | 155 | Зоны высоких нагрузок (аэродромы, доки). |
Замок люков - устройство
Чем вызвано установка запирающего устройства на канализационные люки? Основная причина установки запирающего устройства на канализационные люки - хищение крышек люков для последующей перепродажи в качестве металлолома или несанкционированное проникновение посторонних лиц в колодцы и, как следствие, воровство коммуникационного оборудования кабелей и т. д.
Также может быть нарушена технология монтажа, что вызывает неплотное прилегание крышки к корпусу и, как следствие, её выпадение, проворачивание или разрушение. Это может стать причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.
На рынке представлено несколько вариантов конструкции люков с запорным механизмом. Один из них предусматривает запорное устройство на второй (промежуточной) крышке люка, в то время как основная крышка остается без изменений. Например: В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля - располагается под защитной.
Устройства запорного решение также может выполнено в нескольких вариантах.
- ВАРИАНТ 1 - запорный механизм выполнен в виде флажкового соединения между крышкой люка и корпусом. Замок имеет секрет.
- ВАРИАНТ 2 - замок изготовлен по принципу резьбового соединения крышки и корпуса люка. Болт имеет секрет.
- ВАРИАНТ 3 - принцип работы замка - распорный механизм - установленный на крышке и при закрытие блокирует корпус и крышку.
Некоторые производители предлагают люки, которые помимо запорного механизма имеют шарнирное крепление крышки к корпусу.
Материалы для изготовления люков
Основные материалы для изготовления современных канализационных люков:
- серый чугун, высокопрочный чугун;
- пластик;
- композитная смесь;
- полимер-песчаная смесь;
- резина;
- бетонная смесь, железобетон.
Традиционный материал для изготовления люков - чугун. Чугунные люки прочны, надёжны, долговечны, устойчивы к воздействию агрессивных сред. Однако крышки чугунных люков довольно часто становятся объектом хищения.
Чугунные люки
Люк канализационный газовый типа «ДУ-500»
Преимущества:
- большие нагрузки до 90 тонн,
- устойчивость к перепаду температур.
Недостатки:
- большой вес,
- высокая стоимость,
- подвержен хищениям,
- возможность возникновение искры.
Как альтернативу чугунным люкам, используются полимерные, полимерно-композитные люки, резиновые, бетонные, пластиковые, композитные. Люки из пластмасс обретают популярность с каждым годом, они отличаются своей долговечностью, экологичностью (переработка вторичных пластмасс), низкой стоимостью. Люки из пластмасс устанавливаются в зоне зелёных насаждений, на тротуарах и пешеходных дорожках (кроме автодорог и автострад).
Пластиковые люки
Пластиковый люк предназначен для установки в сетях водопровода, канализации, тепло и газоснабжения, местах, не предназначенных для проезда грузового транспорта (тротуары, газоны). Преимущества:
- небольшой вес,
- большой срок эксплуатации (долговечность),
- невозможно сдать на металлом(хищение).
Недостатки:
- невозможность использовать на автодорогах (не большие нагрузки).
Новый материал для люков - композит (премикс). По составу он термореактивный материал, основные элементы полиэфирные смолы, стекловолокно и порошкообразный наполнитель, состоящий из кальцита, и другие добавки. Изделия изготавливают методом горячего прессования при 100 градусах.
Стандартная конфигурация: Диаметр крышки (без выступов)-760 мм Диаметр основания −840 мм Высота изделия в сборе - 70 мм Материал корпуса (обоймы) и крышки - ПП (РР) - полипропилен; ПЭ (РЕ) - полиэтилен высокой плотности Допустимая нагрузка - 0,5 тонны Масса основания (обоймы)- 3,5 кг Масса крышки - 7,5 кг Срок службы - не менее 20 лет ГОСТ 3634-89 , ISO 9000, 9001
Подлежит вторичной переработке. В конструкции предусмотрены водоотводящие каналы - отсекающие поток дождевых вод от попадания внутрь колодца.
Композитные люки
Преимущества:
- небольшой вес,
- удобная конструкция (петля),
- большие механические нагрузки (40 тонн),
- большой срок эксплуатации (долговечность),
- устойчивость к перепаду температур,
- различная цветовая гамма, устойчивость к потере цвета,
- химически стоек,
- стоек к ультрафиолету,
- морозоустойчив, трудно горюч,
- невысокая цена по сравнению с чугунными люками,
- безопасность (возникновение искр),
- невозможно сдать на металлом (хищение).
Недостатки:
- относительно высокая цена по сравнению с пластиковыми люками.
- может открыть ребенок
Полимерно-композитные люки
Люки изготовлены из полимерно-композитной (полимер-песчаной) смеси методом горячего прессования и предназначены для установки на смотровые колодцы в пешеходной зоне и зоне зелёных насаждений. Основные преимущества и недостатки полимер-песчаных люков:
Преимущества:
- небольшой вес,
- большой срок эксплуатации (долговечность),
- устойчивость к перепаду температур,
- различная цветовая гама, устойчивость к потере цвета,
- самая низкая цена,
- безопасность (возникновение искр),
- не возможно сдать на металлом (хищение),
- Устойчивы к агрессивной среде - не ржавеют,
- стоек к воздействию агрессивных сред (кислоты, соли, щелочи, нефтепродуктов и т. п.),
- достаточно не прочный материал (70 % песка).
Недостатки:
- невозможность использовать на автодорогах (небольшие нагрузки).
На сегодняшний день люки производятся согласно данным ГОСТам, и тех условиям
Люки канализационные: - EN 124-1994, ГОСТ 3634-99 , ДСТУ Б В.2.5-26:2005.
- Люки чугунные телефонные: ГТС -ГОСТ 8591-76.
- Дождеприёмники: ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83 , ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка.
Особенности размещения
Люк ливневой канализации, «ливнёвка»
- В старых городах, где канализация появилась раньше автомобильного движения (например, в Нью-Йорке , Москве), канализационные люки встречаются на автомобильных дорогах, что, в случае отсутствия на них крышек, может служить причиной аварии. Поэтому в тех городах и районах городов, где системы снабжения проектировались одновременно с развитием автотранспорта, на дорогах канализационные люки отсутствуют. Исключение составляют лишь небольшие зарешёченные люки ливневой канализации, располагающихся у обочин). Эти люки не предназначены для спускания вниз людей, поэтому решётки с них снимают очень редко и к авариям они не приводят.
Отдельно следует отметить люки пожарных гидрантов . Местонахождение нескольких ближайших пожарных гидрантов указывается на специальной табличке на стене дома, что позволяет быстро найти крышку, даже если она, например, засыпана снегом.
Крышка люка
Крышка, закрывающая люк, предотвращает попадание посторонних предметов. Неисправная или неаккуратно закрытая крышка канализационного люка может повлечь заползание любопытных детей и подростков в канализационные люки (они могут там упасть с лестницы, задохнуться, заблудиться и т. д.), падение рассеянных прохожих (в том числе разговаривающих по мобильному телефону) в канализационные люки (чревато переломами ног и даже смертельным исходом при достаточно глубоком люке), а на автодороге - серьёзные повреждения колёс и подвески автомобиля в случае наезда на незакрытый канализационный люк. В случае проведения работ на подземных коммуникациях канализационный люк должен быть огорожен и обозначен предупреждающими знаками.
Люки и безопасность в повседневной жизни
Машина, наехавшая колесом
на открытый люк
Опасность провалиться в канализационный люк относится к категории бед, о которых человека предупреждают с детства (другие подобные опасности связаны со стоянием на краю платформы в метро , прислонением к раздвижным дверям вагона, засовыванием карандашей в нос или рот, подстриганием ресниц ножницами, курением в постели и т. д.) Но несмотря на эти предупреждения, подобные случаи нередки. Это может быть вызвано как рассеянностью, так и отвлечением на набор sms или разговоры по мобильному телефону. Большое количество краж крышек люков только усугубляет данную ситуацию.
Отсутствие крышки на канализационном люке может повлечь залезание в них любопытных детей и подростков (они могут там упасть с лестницы, задохнуться, заблудиться и т. д.). Падение в люк чревато переломами ног и даже смертельным исходом при достаточной глубине люка.
Зачастую такие случаи обыгрываются в кинофильмах, в особенности комедийных (см., например, новеллу «Наваждение» в фильме Операция «Ы» и другие приключения Шурика). Незадачливые герои кинокомедий не только проваливаются в люк (при этом часто падая прямо на голову водопроводчика), но ещё и умудряются попасть под машину, пытаясь вылезти из люка посреди проезжей части.
Не меньшую опасность представляют открытые люки на автодороге. Наезд автомобиля на незакрытый люк влечет за собой серьёзные повреждения колёс и подвески, а также очень опасные аварии (вплоть до летального исхода водителя) - для мотоциклов или велосипедов.
Чей люк?
Определить тип и назначение люка можно по надписи на ближайшем столбе или стене дома. Далее надо позвонить в профильную организацию и узнать на чьём балансе находится данный колодец. Крышка может отсутствовать или не соответствовать.
Если владельца открытого люка найти не удается, запомните цвет надписи, буквы, цифры и (или) точный адрес. Сообщите в администрацию своего района, либо по телефонам горячей линии (для
] Московскому трамваю, любимому транспорту многих горожан, в этом году стукнуло 115 лет. В честь этого юбилея в прошлую субботу по московским улицам и бульварам прошёл парад ретро-трамваев.
Днём рождения этого замечательного вида транспорта является 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1899 года, когда от Брестского (ныне Белорусского) в сторону Бутырского (ныне Савёловского) вокзала отправился в первый рейс вагон, купленный в Германии на фирме «Сименс и Гальске». Впрочем, городской транспорт был Москве и раньше. Его роль выполняли появившиеся в 1847 году десятиместные конные экипажи, прозванные в народе «линейками».
Первый же рельсовый конный трамвай был устроен в 1872 году для обслуживания посетителей Политехнической выставки, и сразу полюбился горожанам. У вагона конки была верхняя открытая площадка, именовавшаяся империалом, куда вела крутая винтовая лестница. В этом году на параде был представлен вагон конки
, воссозданный по старым фотографиям на базе сохранившейся рамы, переделанной в вышку для ремонта контактной сети.
В 1886 году от Бутырской заставы до Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой академии стал курсировать паровой трамвай, ласково названный москвичами «паровичком». Из-за пожароопасности он мог ходить лишь на окраинах, а в центре по-прежнему первую скрипку играли извозчики.
Первый регулярный маршрут электрического трамвая в Москве проложили от Бутырской заставы до Петровского парка, а вскоре пути проложили даже по Красной площади. С начала и до середины XX века трамвай занимал нишу главного общественного транспорта Москвы. Но и конка не сразу сошла со сцены, лишь с 1910 года кучеров стали переучивали на вагоновожатых, а кондукторы просто перешли с конного трамвая в электрический без дополнительного обучения.
С 1907 по 1912 год в Москву было поставлено более 600 вагонов марки «Ф» (фонарный) , выпускавшийся сразу тремя заводами в Мытищах, Коломне и Сормово.
На параде 2014 года показали вагон «Ф»
, восстановленный из грузовой платформы, с прицепным вагоном типа MaN («Нюренбержский»)
.
Сразу после революции трамвайная сеть пришла в упадок, пассажирское движение расстроилось, трамвай использовался в основном для перевозки дров и продовольствия. С приходом НЭПа ситуация стала постепенно налаживаться. В 1922 году заработало 13 регулярных маршрутов, стремительно рос выпуск пассажирских вагонов, линия паровичка была электрифицирована. Тогда же возникли знаменитые маршруты «А» (по Бульварному кольцу) и «Б» (по Садовому, позже заменённый троллейбусом). А были ещё «В» и «Г», а также грандиозный кольцевой маршрут «Д», просуществовавший недолго.
После революции упомянутые три завода перешли на выпуск вагона марки «БФ» (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам вплоть до 1970 года. В параде участвовал вагон «БФ»
, с 1970 года выполнявший буксировочные работы на Сокольническом вагоноремонтном заводе.
В 1926 году на рельсы встал первый советский трамвай типа КМ (Коломенский моторный), отличавшийся повышенной вместимостью. Уникальная надёжность позволила трамваям КМ оставаться в строю аж до 1974 года.
История представленного на параде вагона КМ № 2170
уникальна: именно в нём Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича в телефильме «Место встречи изменить нельзя», этот же трамвай мелькает в «Покровских воротах».
Наивысшего расцвета Московский трамвай достиг к 1934 году. В сутки он перевозил 2,6 млн человек (при тогдашнем четырёхмилионном населении). После открытия метро в 1935-1938 годах объём перевозок пошёл на спад. В 1940 году сформировался график работы трамваев с 5 часов 30 мин утра до 2 часов ночи, действующий до сих пор. В годы Великой Отечественной войны трамвайное движение в Москве почти не прерывалось, даже была проложена новая линия в Тушино. Сразу же после Победы начались работы по переносу трамвайных путей со всех магистральных улиц в центре города на менее загруженные параллельные улицы и переулки. Этот процесс продолжался много лет.
К 800-летию Москвы в 1947 году на Тушинском заводе разработали вагон МТВ-82
с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82.
Однако, из-за широких «троллейбусных» габаритов МТВ-82 не вписывался во многие кривые, и уже в следующем году форму кабины изменили, а ещё через год передали производство на Рижский вагоностроительный завод.
В 1960 году в Москву доставили 20 экземпляров трамвая РВЗ-6
. Всего 6 лет они эксплуатировались Апаковским депо, после чего были переданы в пострадавший от землетрясения Ташкент. Показанный на параде РВЗ-6 № 222 хранился в Коломне в качестве учебного пособия.
В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2
, открывших «Чехословацкую эру» в истории московского трамвая. Прототипом этого трамвая послужил американский вагон типа РСС. Трудно в это поверить, но участвующая в параде «Татра» № 378 много лет была сараем, и для её восстановления потребовались огромные усилия.
В нашем климате «чехи» T2 проявили себя ненадёжно, и практически специально для Москвы, а потом и для всего Советского Союза завод Татра-Смихов приступил к выпуску новых трамваев Т3
. Это был первый вагон повышенной комфортности, с большой просторной водительской кабиной. В 1964-76 годах чешские вагоны полностью вытеснили с московских улиц старые типы. Всего Москва закупила более 2000 трамваев Т3, некоторые из которых эксплуатируются до сих пор.
В 1993 году приобрели ещё несколько вагонов Tatra Т6В5 и Т7В5
, прослуживших лишь до 2006-2008 годов. Они тоже поучаствовали в нынешнем параде.
В 1960-х годах было решено расширить сеть трамвайных линий в те жилые массивы, куда метро доберётся ещё нескоро. Так появились «скоростные» (обособленные от проезжей части) линии в Медведково, Хорошево-Мневники, Новогиреево, Чертаново, Строгино. В 1983 году исполком Моссовета принял решение построить несколько вылетных линий скоростного трамвая в микрорайоны Бутово, Косино-Жулебино, Новые Химки и Митино. Последующий экономический кризис не позволил осуществиться этим амбициозным планам, и транспортные проблемы решались уже в наше время при прокладке метро.
В 1988 году из-за нехватки средств прекратились закупки чешских вагонов, и единственным выходом стало приобретение новых отечественных трамваев сравнительно худшего качества. В это время завод Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области освоил выпуск модели КТМ-8
. Специально для узких московских улочек была разработана модель КТМ-8М с уменьшенным габаритом. Позже в Москву поставлялись новые модели КТМ-19
, КТМ-21
и КТМ-23
. Ни одна из этих машин не участвовала в параде, но мы каждый день можем наблюдать их на улицах города.
По всей Европе, во многих странах Азии, в Австралии, в США сейчас создаются новейшие скоростные трамвайные системы с низкопольными вагонами, движущимися по обособленному полотну. Часто для этого специально убирают движение автомобилей с центральных улиц. Москва не может отказываться от мирового вектора развития общественного транспорта, и в прошлом году было принято решение о покупке 120 вагонов типа Фокстрот совместного производства польской фирмы PESA и Уралвагонзавода.
Первым в Москве на 100% низкопольным вагонам присвоено числовое наименование 71-414
. Вагон длиной 26 метров с двумя сочленениями и четырьмя дверьми вмещает до 225 пассажиров. Похожими характеристиками обладает новый отечественный трамвай КТМ-31 , но его низкопольность лишь 72%, зато стоит он в полтора раза дешевле.
В 9:30 трамваи стартовали от депо им. Апакова на Чистые Пруды. Я ехал в МТВ-82, попутно снимая колонну из кабины и салона трамвая.
Позади шли послевоенные типы вагонов.
Впереди - довоенные, по дороге встречаясь с современными вагонами типа КТМ.
Москвичи с удивлением наблюдали необычное шествие, на отдельных участках собиралось множество любителей ретро-трамваев с фотоаппаратами.
По представленным ниже фото салонов и водительских кабин участвовавших в параде машин можно оценить, какую эволюцию проделал московский трамвай за 115 лет своего существования:
Кабина вагона КМ (1926 год).
Кабина Tatra T2 (1959 год).
Кабина вагона PESA (2014 год).
Салон КМ (1926 год).
Салон Tatra T2 (1959 год).
Салон PESA (2014 год).
Салон PESA (2014 год).