Болезни Военный билет Призыв

Как стать немного безумной. Асимметрия. Она постоянно себя возвеличивает

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)

С вершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.

Так ведь жили новгородцы: землями, которые им Бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.

И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей - рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог Бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.

И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переяславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два.

Битва новгородцев с суздальцами. Новгород. Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая и сетование многое; молились они милостивому Богу и пречистой его матери, святой госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.

Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Исуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой Богородице, матери Божьей.

Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, услышавши об этом, прославили Бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошел дьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.

Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь Господа нашего, спасителя Исуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой Богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа Богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты - упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, Богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».

И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.

А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - каждая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушающее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая Богородица сыну своему и Богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятелю.

Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой Богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой Богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом, - все новгородцы, мужчины, женщины и дети, - праздник Честного Знамения святой Богородицы.

Богу нашему слава.

Оригинальный текст

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА В ЛѢТО 6677-е

Сътворися знамение великое и преславное чюдо от иконы святыя Богородица в Новѣгородѣ.

Сице бо живущимъ новгородцемь: владѣяху областми по своей волѣ, яже имъ Богъ поручилъ, а князя держаху по своей волѣ. Бѣ же у нихъ тогда князь Романъ Мьстиславличь, внукъ Изяславль.

В то же время двиняни не хотяху дани давати Новугороду, но вдашася князю Андрѣю Сусьдаскому. Новгородьци же послаша на Двину даньникомъ Даньслава Лазутинича, а сь нимъ ис концовъ по сту мужь. И то слышавъ, князь Аньдрѣй посла противу имъ своихъ мужѣй - тысщю и пятьсотъ рати. Онѣ же начаша переимати ихъ на Бѣлѣозерѣ, и начаша ся бити. И пособи Богъ мужемь новгородьцемь и убиша от полку Аньдрѣева осмисотъ мужь, а прочѣи избѣгоша. А новгородьцевъ паде пятьнадесятъ мужь.

И оттолѣ князь Андрѣй разгнѣвася на Новгородъ и нача рать копити. А самъ тогда разболѣся и посла сына своего Романа к Новугороду съ всею силою сузьдальскою. А с нимъ князь Мьстиславль съ смолняны, с торопчяны, с муромци, и с рязанци, и с переяславци, и с всими князьми всея земля Руская. И бысть всихъ князѣй 70 и 2.

Новгородци же слышаху ту силу великую грядущюю на ся, и печалны быша въ скорбѣ велици и сѣтовании мнозѣ; моляшеся милостивому Богу и пречистѣй его матери, святѣй госпожѣ Богородици. И поставиша острогъ около всего Новагорода, а самѣ сташа за острогомъ. И придоша к Новугороду сусьдальци съ всими князьми земля Руския, стояху же подъ городомъ три дни.

Въ вторую же нощь святому архиепископу Ивану стоящю и молящюся святому образу Господа нашего Исуса Христа о спасении града сего, и бысть въ ужасѣ и слыша глас, глаголющь сице: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю и возми икону святую Богородицю и вынеси на острогъ противу супостатъ». И святейший архиепископъ Иоан, то слышавъ, пребы безъ сна всю нощь, моляся святѣй Богородици, матери Божии.

Утру же бывшю, повелѣ быти сбору святому, исповѣда видѣние то предъ всими. Они же, тогда слышавше, прослвиша Бога. Архиепископъ же посла дьякона своего с крилосомъ принести икону на сборъ. И шедъ же дъяконъ въ церковъ святаго Спаса, и поклонися святѣй Богородици образъ, хотя ю взяти. И не подвижеся икона с мѣста своего. Дьякон же възвратися и повѣда архиепископу бывшее.

Блажений же архиепископъ Иванъ, слышавъ се от дъякона своего, въста въскоре от мѣста своего и поиде съ всимъ святымъ сборомъ, и с нимъ народи мнози. Внидоша въ церковъ Господа нашаго Спаса Исуса Христа, и, прешедъ пред икону госпожа нашея, прѣчистыя Богородица, и поклонивъ колѣнѣ, молитву творяще, сице глаголаше: «О премилостивая дѣво, госпоже Богородице, владычице, пресвятая девице прѣчистая! Ты еси упование наше и надежа наша, заступнице граду нашему, стѣна и покровъ и прибѣжище всимъ крестьяномъ. На тебе бо надѣемся мы, грѣшнии. Молися, госпоже, сыну своему, Богу нашему за град нашь, не прѣдай же насъ врагомъ нашимъ грехъ ради нашихъ, но услыши, госпоже, плачь людий своихъ приими молитву рабъ своихъ, избави, госпоже, град нашь от всякого зла и от супостатъ нашихъ».

Се же ему изрекшю, начаша пѣти канун молебонъ, и по 6-й пѣсни начанаху кондакъ сице пѣти «Заступнице крестьяномъ непостыдная». И в то же время подвижеся икона сама. Народи же, видевше, съ слезами зваху: «Господи, помилуй!» Архиепископъ же приимъ своима рукама и дасть двѣма дьяконома и повелѣ нести пред собою, а самъ поиде въследъ съ всимъ святымъ сборомъ, свѣршающе канунъ. Народи же угнѣтахуся, въследъ идуще. И несоша икону на острогъ, идѣже нынѣ манастырь святыя Богородица на Десатинѣ.

А новгородци вси бяху за острогомъ, не можаху противу стати, но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще, понеже бо суздалци и улици раздѣлиша на свои городы.

Бывшю же часу 6-му, начаша приступати ко городу вси полци рускыя. И спустиша стрѣлы, яко дождь умноженъ. Тогда же икона Божиимъ промысломъ обратися лицемъ на град и видѣ архиепископъ слезы, текуща от иконы, и приять въ фелонъ свой. И великое, страшное чюдо! Како се можеше быти от суха древа? Не суть бо слезы, но являеть знамение своея милости: симъ бо образомъ молится святая Богородица сыну своему и Богу нашему за град нашь - не дати в поругание супротивнымь.

Тогда Господь Богъ нашь умилосердися на град нашь молитвами святыя Богородица: пусти гнѣвъ свой на вся полкы рускыя, и покры ихъ тма, яко же бысть при Моисѣи, егда бо проведе Богъ сквозѣ Чермьное море жиды, а фараона погрузи. Тако и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослѣпоша вси, и начаша ся бити межи собою. Се же новгородци видѣвше, изыдоша на поле, ови избѣша, а прочихъ живы изымаша.

Оттолѣ отъятся слава суздальская и честь, Новгородъ же избавленъ бысть молитвами святыя Богородица. Святый же архиепископъ Иванъ створи празникъ светелъ, начаша праздновати всимь Новымьгородомъ вси мужи новгородци, жены и дѣти Честному Знамению святыи Богородица.

СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)

Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.

Так ведь жили новгородцы: землями, которые им бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.

И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей - рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.

И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.

Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.

Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше обэтом, прославили бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошелдьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.

Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты - упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».

И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.

А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.

Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,- все новгородцы, мужчины, женщины и дети,- праздник Честного Знамения святой богородицы.

Главы из романа Игоря Тихоненко "Династия" часть 1 "Рюрик"
Дествующие лица:
Князь Рюрик – финский князь, впоследствии Великий Князь Новгородский и Русский.
Князь Гостомысл – Новгородский князь, дедушка Рюрика.
Князь Вадим - Новгородский князь, родственник Гостомысла, претендент на Новгородский престол.

6. Поединок.
Вечером следующего дня, лишь только солнце коснулось земли своим нижним краем, и цвет неба на западе стал огненно-красным, возвратились разведчики, которых накануне посылал Гостомысл к городу Чуд. Князь собрал военачальников.
- Войско норманнов движется в нашем направлении,- доложил воин старший из разведчиков.- Думаю, что завтра они будут уже здесь.
- Ну, ночью они вряд ли нападут,- предположил Гостомысл.- Хотя, от Эрика можно всего ожидать. Если мы их обнаружили, значит, и они уже знают, что мы здесь. Выставьте двойные посты и секреты на ночь. А утром, чуть рассветет, ты Волебог выводи свои дружины на поле строиться. Да расположитесь посередине поля, чтобы было, куда отводить центр войска, когда начнёте заманивать норманнов, а края пусть стоят на месте. Тогда получится, что противник, разрезав вас пополам, окажется как раз возле моей дружины. Ты, князь Вадим, выезжай перед войском Волебога и вызывай на поединок Эрика. А ты, воевода Славен, до начала битвы сиди в лесу и с места своего не трогайся ни на шаг. А то враз, нарвёшься на норманнских лазутчиков. Они, наверняка, будут следить, чтобы их не обошли с флангов. Ну, всё. Пусть нам поможет Перун и удача.
Князья и воеводы разъехались по своим дружинам. Волебог и Вадим вместе не спеша двигались по лесу.
- Да, нелегко тебе завтра придётся,- посочувствовал Волебог Вадиму.- Не просто будет с Эриком справиться. Ты, Вадим, зря не рискуй. Если увидишь, что Эрик берёт верх, отъезжай сразу назад к нашему войску, а мы тебя прикроем. Ну, его в болото, этого Непобедимого. Для нас главное битву выиграть.
Вадим с удивлением посмотрел на Волебога и с обидой в голосе произнёс:
- Ты что шутишь, князь. Ну, ты тоже сказал. Как это я отойду к нашему войску? Убегу что ли? И, кто я буду после этого? Нет, брат Волебог, не годится так, не по-нашему это, чтобы убегать от врага. Да и поглядим ещё завтра, кому из нас убегать придётся. Я ведь тоже, чего-нибудь да стою.
- Извини меня Вадим,- поспешил исправиться Волебог,- это я не подумавши, ляпнул. Только жаль мне будет, если с тобой что-то случится. А вообще-то, я бы и сам хотел помериться силами с Эриком. Что не говори, а он достойный противник.
Князья подъехали к Новгородской дружине, которая расположилась у самой кромки леса. Волебог остановил коня и посмотрел на поле. Ночная темнота уже заполнила его.
- Вот здесь завтра много славянских жизней прервётся,- задумчиво с грустью в голосе проговорил Волебог.- Может, и мой путь на земле завтра закончится.
- Что ты всё о смерти говоришь,- возмутился Вадим.- Как будто неладное чуешь. Смотри,
накликаешь беду себе. Пусть наши враги о смерти думают. А мы поживём ещё. Ладно, пошли спать. Завтра силы понадобятся. Я, например, умирать не собираюсь.
Лишь только утренний ветерок своим свежим дыханием задул огоньки звёзд на ночном небе, в лагере Новгородцев началось оживление. Воины просыпались, брали оружие выходили в поле строиться. Кое-кто из них умывался утренней росой прямо с высокой степной травы. Их длинные шеренги перегородили всё поле и насчитывали десять рядов. Впереди поставили самых опытных дружинников. Они выставили перед собой деревянные щиты высотой в человеческий рост, обитые железными шинами. Из оружия у воинов были длинные копья и прямые мечи. Дальние ряды заполнили новгородские ополченцы. Построив своё войско таким образом, Волебог рассчитывал, что первый удар норманнов будет самый сильный. И его смогут удержать только опытные воины в тяжёлом обмундировании. Очень важно было устоять и не нарушить строй под натиском врага.
- Ребята,- обратился Волебог к дружинникам,- если норманны пустят вперёд кавалерию, выставляйте копья вперёд, уприте их концом в землю и прижмите ногой. Так, сдержите удар. Задние ряды стреляйте из луков, и не жалейте стрел. Воевода Полег, по моей команде начнёшь отводить своё крыло войска вправо, а я со своими пойду влево. Знаком отвода для тебя будет зажжённый костёр у края леса. Всё, теперь будем ждать.
С другой стороны поля показались люди. И уже через несколько мгновений можно было чётко различить фигуры норманнских воинов. Они выстроились в боевой порядок и не двигались.
Первые лучи солнца легли на поле, освещая место будущей битвы. Степная трава, прикасаясь, друг к другу стеблями, зашумела. Похоже, было, что она возмущается и возражает против того, чтобы её топтали люди, собравшиеся на поле.
- Ну, я поехал,- сказал князь Вадим.- Пора, а то норманны начнут атаку.
Новгородцы расступились и пропустили князя. Он выехал на середину поля между норманнами и славянами, и остановился.
- Эрик, ты хотел сразиться со мной,- прокричал Вадим.- Я князь Вадим. Выходи на поединок.
Некоторое время среди норманнского войска было тихо. Затем воины отошли в стороны, и вперёд выехал всадник на белом коне. Это был норманнский король Эрик Непобедимый. На вид ему можно было дать не больше сорока лет. Широкоплечий, высокого роста он уверенно сидел на коне. В левой руке князь держал деревянный щит, оббитый железом, а в правой – длинное копьё. Из-под шлема на плечи ниспадали волосы белого цвета. Эрик тронул шпорой коня и направился к Вадиму. Не доезжая около тридцати шагов, Непобедимый остановился.
- Это карошо, что тьебя до сих пор никто не убьил, новгородьец,- проговорил Эрик на ломанном славянском языке.- У мьеня бутет возможность рассчитаться с тобой, фот за этот шрам. Надеюсь, ты помнить ето?
После этих слов норманн указал пальцем на свою правую щеку.
- Конечно, помню,- подтвердил Вадим.- А я надеюсь, что сегодня я буду более точным, и одним шрамом ты уже не отделаешься.
Эрик выставил копьё вперёд и рванул вперёд с места. Вадим сделал то же самое. Всадники неслись навстречу друг другу, всё время, увеличивая скорость. Когда они поравнялись, то сразу же нанесли удары копьями. Наконечники скользнули по их щитам, не причиняя никакого вреда воинам. Всадники развернулись и вновь понеслись навстречу друг другу. В этот раз они были более точными, и нанесли удары с такой силой, что их копья сломались. Но, ни один из всадников не пострадал. Поединщики вновь сблизились и принялись беспощадно молотить пудовыми дубинами друг друга по щитам. Каждый из воинов успевал подставить свой щит под удар противника. Так продолжалось некоторое время. Но Эрик умудрился ударить с такой силой, что щит Вадима не выдержал и треснул пополам. Новгородский князь понял, что положение его ухудшилось, и решил пойти на риск. Он быстро подъехал к Эрику и ухватил его за щит левой рукой, а правой попытался нанести удар булавой. Норманн вовремя среагировал и ударил своей булавой по булаве Вадима. Две дубины разлетелись на щепки от столь мощного соприкосновения. В руках у поединщиков остались лишь бесполезные обломки. Воины достали мечи. У Эрика было преимущество. У него оставался щит. Всадники начали сближаться. Когда они съехались, между ними завязалась отчаянная рубка. Во время каждого удара клинка о клинок летели искры.
Оба войска следили за поединком своих князей, затаив дыхание. И только, когда кому-нибудь из них удавалось добиваться успеха над противником, воины тут же поддерживали своего поединщика ликующими криками.
Вадим собрался с силами и нанёс сокрушительный удар мечом, пробив щит Эрика насквозь, и поранил норманна в грудь. Эрик выронил щит из рук, и он упал на землю. Норманнский король удержался в седле и занёс свой меч, чтобы поразить Вадима. Новгородскому князю нечем было защищаться так, как его меч упал вместе со щитом Эрика. Вадим прикрылся рукой, и мысленно приготовился к смерти. Но случилось непредвиденное. Меч Эрика скользнул по кольчуге Вадима и отскочил, не причинив новгородцу никакого вреда. И в это же время, конь Вадима укусил коня Эрика за шею. Конь норманна встал на дыбы от боли. Эрик, чтобы удержаться в седле, схватился за шею коня, наклонился вперёд и оказался лицом к лицу с Вадимом. Новгородец, недолго думая, изо всей силы ударил норманна кулаком по голове так, что Эрик потерял сознание и рухнул на землю.
Славяне дружно закричали, приветствуя победу своего князя. Вадим слез с коня, наклонился над Эриком и спросил:
- Ну, что доволен, или ещё хочешь со мной поквитаться? Эй, норманны, забирайте вашего короля, я лежачих не бью.
Эрик продолжал неподвижно лежать на траве. Вадим наступил ногой на его щит и вытащил свой меч. Затем он вскочил на коня и направился к своим войскам.
От норманнов выехали несколько всадников. Они приблизились к Эрику, подняли его и повезли к расположению их войск. Вадим подъехал к Волебогу, который стоял впереди новгородской дружины. Князья засмеялись и обнялись.
- Только бы они не передумали нас атаковать сегодня,- переживал Волебог.
- Не передумают,- успокоил его Вадим.- Сейчас Эрик очухается, и решит отомстить за свой позор. Я-то его не убил. Так. Стукнул слегка. Но голова у него сегодня соображать плохо будет. За это я ручаюсь.
После этих слов Вадим выехал на середину между армиями славян и норманнов и прокричал:
- Эй, норманны, вы что же, как и ваш король ни на что не годны? Что, так и будете стоять? Может, вы так меня испугались, что домой возвратитесь?
Среди норманнских воинов начался недовольный ропот. Спустя несколько мгновений их войско зашевелилось и двинулось на сближение с новгородцами. Впереди, выстроившись в виде клина, ехали кавалеристы, закованные в тяжёлые железные латы.
Князь Вадим возвратился к Волебогу и сказал:
- Ну, вот сейчас начнётся. Ты и сам здесь управишься. А я поехал к своей дружине. Удачи тебе.
- И тебе удачи, брат,- спокойно произнёс Волебог.

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

2. Битва новгородцев с суздальцами.

А знаете ли вы, что в Софийском Соборе есть икона, пред которой преклонял колени сам Иоанн? Нет?

Тогда представьте, что вы в храме Святой Софии. Справа от иконостаса стоит чудотворная икона Божьей матери - Знамение.

Эта икона была изъята из построенного в ее честь Знаменского Собора и в течение многих лет была недоступна для церковного почитания.

Ныне перед святым образом вновь зажглась свеча, вновь звучат слова молебного пения. Они поются в благодарность за чудесное избавление Новгорода от осады суздальцев в 1169 году.

Что же произошло в те годы? Почему эти события неразрывно связаны с именем архиепископа Иоанна?

Центральная легенда иоанновского цикла, нашедшая отражение и в ле-тописи, и в "житии", подробно и красочно повествует о свершившемся чуде.

К середине XII века отношения Новгорода с князем суздальским Андреем Боголюбским стали открыто враждебными. Новгород упорно стремился соблюдать "всю свою волю", звал и изгонял князей, обращаясь то к северной, то к южной Руси. Но не менее упорной была и воля князя Андрея к объединению. Решив покорить Новгород, он собрал огромное войско, которое возглавил его сын Мстислав. С суздальцами шли князья Рязанский, Муромский, Смоленский, Полоцкий "и просто рещи, вся земля Русская совокупися, единых бо князей бяше тогда 72", - как выразился летописец.

И вот зимой 1169 года суздальская рать вошла в новгородские пределы, сжигая и грабя на своем пути села и деревни, убивая земледельцев, беря в рабство жен и детей.

Не устоять гордым новгородцам против этой силы великой, не отстоять своей независимости, не удержать город. Ибо в городе в то время находилась только небольшая дружина молодого князя Романа да посадник Якун с воеводою. Соорудив острог вокруг города, жители укрылись за ним.

Силы были неравны, судьба Новгорода, казалось, была предрешена. По-пытки послов договориться о мире ни к чему не привели. В стане осаждающих уже и улицы поделили - кому какая достанется. Спасения ждать было неоткуда. Во всех храмах и домах день и ночь молились горожане. Молился о спасении Новгорода и архиепископ Иоанн. Третий день не выходил он из Софийского Собора, третий день молился и поднимал свой взор туда, где в главном куполе храма сиял чудотворный образ Спасителя со сжатой правой рукой. И вот в третью ночь почувствовал он необычайный трепет и услышал голос:

"Епископе! Услышана бысть молитва твоя; аще хощети спасения града получити, утру вставшу иди в церковь Преображения Господня, на исходящие пути, глаголема Ильина улица, и тамо вземь образ Пречистна Богородицы, вознеси на стены града противу супостатовъ, и узриши спасение граду чудное..."

Утром Иоанн рассказал священству о чудесном гласе и послал диакона за святой иконой. Посланный диакон вернулся без иконы и с ужасом поведал, что он не смог сдвинуть икону с места. Тогда сам владыка, сопровождаемый множеством людей, пошел на Торговую сторону в церковь Спаса. И зазвенели колокола Святой Софии, и откликнулись им большие и малые церкви на Софийской стороне и на Торговой.

Иоанн, войдя в алтарь церкви, долго молился на коленях пред святой иконой. Отслужили молебен. Иоанн принял на руки икону, и с пением и молитвами крестный ход двинулся на Софийскую сторону. Затем владыка поставил икону на острог против супостатов.

25 февраля вражеские войска начали бой. На город была пущена куча стрел. Попали стрелы и в икону Богородицы. Архиепископ и все, бывшие с ним, стали свидетелем великого чуда - икона сама повернулась лицом к городу и от нее истекли слезы, которые принял Иоанн в свою фелонь и сказал: "О преславное чудо! Како се можете быти от суха древа? - Не суть бо слезы, но являет знамения своея милость: сим бо образом молится святая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град наш - не дати в поругание супротивным".

И в то же самое время напало на осаждающих затмение, и почувствовали они страх, и в смятении перестали отличать своих от чужих, посекая друг друга, пытались бежать от стен города.

Видя смятение, новгородцы воспряли духом и устремились на неприятеля. Отбили городские ворота. В кровавой сече попадали вражеские знамена перед хоругвями и стягами новгородцев.

Многие полегли в этой битве, многих взяли в плен. Тяжек был и обратный путь суздальцев. Остатки войск долго выбирались из Новгородской земли, терпя голод: ведь приходилось идти по сожженным ими местам, и умирали воины Андрея Боголюбского от холода и болезней.

Какой мерой можно было измерить то великое чувство благоговения, которое испытывали новгородцы к Пресвятой Богородице и ее чудотворному образу?

Чудесную икону Богоматери с большими торжествами проводили в храм Спаса Преображения на Ильине улице, и она стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода.

Заканчивая рассказ, летописец говорит и о вине новгородцев перед князьями, о самочинии и гордости жителей Новгорода, которых Бог "смирил рукою князя Андрея"; видя в чуде знамение для всех и наказание как за злобу, так и за гордость.

После чудесного спасения Новгорода Иоанн установил праздник в честь Знамения Богородицы, который стал называться "Днем избавления и днем наказания" - 27 ноября. А на месте, где поднята была на острог икона, впоследствии был основан Десятинный монастырь.

Со времени прославления иконы в XII веке ее история теснейшим образом связывается с историей Новгорода. Связь эта пронизывает все пласты народной жизни: церковные, бытовые, политические, сказывается в судьбах о-дельных людей.

Образ Богоматери "Знамение" становится символом Новгорода. Ее изображение помещается на печатях новгородских владык, на боевом стяге новгородцев.

Икона разделена на три яруса.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви.

Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В XIV веке складывается письменное сказание о знамении, получившее широкое распространение в древнерусской литературе. Сказание помещается в житии святого архиепископа Иоанна, в минеях новгородских и московских летописях. В XV веке новую редакцию сказания создал писатель Пахомий Логофет, известный также под фамилией Серб. Он был приглашен в Новгород архиепископом Евфимием для воплощения многочисленных литературных начинаний.

Тогда же, в XV веке, когда Москва все настойчивей стала подчинять себе Новгород, идеи патриотизма зазвучали с новой силой и появилась икона "Битва новгородцев с суздальцами", где развернулся живописный рассказ о событиях XII века. Только теперь мы с вами можем увидеть его на полотне.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви. Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В среднем ярусе запечатлены переговоры послов. Со стороны новгородцев выступают князь Роман, посадник Якун и воевода. От суздальцев князь Мстислав Андреевич с другими князьями, которые изображены безбородыми юношами. Справа - суздальское войско, открывшее боевые действия. Стрелы летят "яко дождь мног", чтобы осквернить и унизить святыню. Слева на высокой стене, над новгородскими полками, возвышается наподобии военной хоругви икона Богоматери.

В нижнем, третьем ярусе, из городских ворот выезжает новая рать. Во главе ее святые воины: Борис, Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, которые, согласно одному из вариантов легенды, были посланы Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородцам. Новгородскую конницу ведут в бой не только эти святые, но и ангел с мечом, занесенным над неприятелем. На иконе изображен момент, когда суздальцы дрогнули, ряды их обращаются вспять, на земле лежат тела убитых. Началась паника. Передние еще обращают копья против новгородцев, а задние уже повернули прочь.

А объединяет всю композицию и царит над ней образ Богоматери, молящейся за народ своему Сыну. Он как бы осеняет собой все события и олицетворяет покровительство и заступничество великому городу.

Особую ценность представляет та историческая достоверность, с которой изображена икона Богородицы и церковь Спаса на Ильине улице, как они выглядели в XV веке.

В 1354 году повелением архиепископа Моисея для чудотворной иконы была построена каменная церковь Знамения на Ильине улице рядом со Спасской церковью, в которой находилась икона. В 1366 году она была торжественно перенесена в Знаменскую церковь и поставлена справа от царских врат.

Чудотворная икона, "раненная" стрелами, неоднократно поновлялась. В 1527 г. чтимый образ поновил сам митрополит Макарий и украсил его окладом. В настоящее время от самого древнего изображения сохранились лишь крупицы краски на мафории Богородицы и фигуры Апостола Петра и мученицы Наталии на обороте. Лик Богоматери на иконе Знамения написан в XVI веке.

Чудотворная икона, переданная в музей, в 1980 - е годы была отреставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации. Данные обследования иконы подтвердили сведения легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел. Одно из отверстий расположено над левым глазом Богоматери, там, где осталась "незаживающая" рана.

15 августа 1991 г. накануне освящения Софийского собора чудотворная икона была возвращена Церкви.

Ум - это скопище все возможных маразмов, бреда и абсурда. Маразм ума в том, что он при оценке каких-то фактов использует принципы, которые в него встроило общество, не осознавая ограничивающее действие этих принципов на него самого. Бред ума в том, что, рассуждая на основе этих фактов, он может сделать множество выводов, каждый из которых будет противоречить другим, и в итоге этот водоворот логического мусора собьет с толку любого. Абсурд ума в том, что ни один из этих выводов нельзя назвать правильным, даже если кажется, что он логичен.

Ум – это инструмент общества для влияния на нас, и он всегда с нами. Обществу нужны умные люди, потому что они социально адаптированы и не лезут, куда не надо. Ум – это наша тюрьма, так как еще никогда общество не заботилось о людях, а только встраивало в них сдерживающие принципы и убеждения. Ум вреден нам тем, что он тонко, незаметно и привычно ограничивает нас. Можно сказать, что быть умным - значит быть удобным обществу. А как вы думаете, обществу нужны Мудрые люди? Я думаю, в большинстве своем нет, так как Мудрые люди уже не подвластны никаким официальным структурам, а значит – выходят из под влияния общества, тем самым ослабляя его.

Быть умным - это значит получать ответы на свои вопросы путем логических рассуждений, оперируя при этом знаниями, полученными в результате жизни в обществе.

Быть мудрым – это значит получать ответы мгновенно, обращаясь не к уму, а к своей интуиции, которая является для нас связью с нашей Мудрой и Идеальной Сущностью.

Мы интуитивно знаем ответы на все вопросы, но ум не хочет воспринимать их, так как они не похожи на то, что знает он. Незнакомые уму ответы подрывают его уверенность в собственной правоте и ум, естественно, защищается. Защита создает неприятие всего нового. Чтобы быть Мудрым, нужно убрать эту защиту, а значит – убрать ум. Быть Мудрым - значит не быть умным. Мудрый человек находится в состоянии «не ума».

Когда мы обращаемся за советом к уму, мы просим совета у самого лживого существа на свете. Ум лжив. Он может логически обосновать любое злодеяние, потому что все можно связать со всем. Множество людей верят в то, что чеченцы враги, потому что они взрывают наших солдат. Так считают СМИ, и в их объяснениях вроде все разумно. Но ведь мы получаем только часть информации, и, исходя из этой части, делаем выводы. Это так же, как смотреть футбольный матч, глядя только на одну половину поля. Но ум достроит недостающие связи между невидимыми игроками, и вот уже у нас в голове полная картина игрового поля. Но – соответствует ли то, что мы вообразили, тому, что происходит на самом деле? Нет. Это все догадки ума.

Ум может объяснить все, но это ничего не дает, потому что дело не в объяснениях, а результате. А результатом обращения к уму, будут сомнения в том, какой из его ответов избрать. Уму свойственно сомневаться, именно потому, что он может связать любой факт с любой причиной, и поэтому получает большой спектр мнений. В один момент ум считает, что причиной моего гнева является то, что она не сделала того, что обещала. В следующую секунду ум решает, что причина гнева не в том, что она не выполнила обещание, а в том, что это повторяется не в первый раз. А еще через мгновение ум решает, что раз она так со мной поступает, значит, она меня не любит. Только ум может делать такие очаровательные тупости. С чего он решил, что причины именно в этом? Ведь с такой же легкостью он мог связать мой гнев с тем, что сегодня зима, а не лето, а из этого сделать вывод, что она не любит меня, потому что ходит на работу. Не логично? Я знаю множество людей, у которых именно такая логика. И они этой логике верят, потому что так думает их ум. Они же не могут не верить сами себе…

Логика – это игрушка, которая позволяет опровергать или доказывать любой тезис. Но именно логичность мешает нам быть интуитивно правильными, то есть находить идеальные решения мгновенно, без раздумий.

Интуиция - это свойство Сущности. У вас наверняка бывало так, что вы решали какую-то сложную задачу мгновенно, без мысленных усилий? Решение всплывало у вас в голове вдруг, сразу и полностью. Это и есть проявление Сущности, а соответственно – интуиции. Сущность не мыслит, она получает ответы. Откуда? Этого я не знаю. Не все можно объяснить, так как всегда есть непознаваемое, то есть то, что мы не познаем никогда. Мы можем только чувствовать это интуитивно.

Ум частенько проигрывает соревнование с интуицией, но не хочет признавать это. Одно из предназначений ума в том, чтобы обосновывать нам правильность наших взглядов, мнений и суждений.. Ум постоянно оценивает происходящее: правильно-неправильно, плохо-хорошо, нравится – не нравится - это все от ума. Это все жалкие попытки занять позицию верховного оценщика. Жалкие, потому что логика ума завязана на его опыт, который он получил в процессе жизни. А опыт у каждого ума разный, поэтому каждый ум оценивает происходящее со своей колокольни. От этого и возникает множество полярных мнений, суждений и разного рода глупостей, которые, конечно, являются умностями для умов, их производящих. Любой ум до последнего убежден в правильности своей позиции, и переубедить его очень сложно. Ведь если ум хоть на миг усомнится в верности своей точки зрения, он потеряет опору. Поэтому ум постоянно самоутверждается и доказывает себе, что он умен, стараясь при этом не замечать свою глупость и ограниченность. Единственно, что может дать возможность выйти из под власти ума, это развитие интуиции.

Вчера я смотрел по телевизору бокс. Дрались чернокожий боксер и боец из Англии. Когда бой еще не начался, диктор задался вопросом – кто же из них победит, и начал рассказывать о боксерах. О чернокожем он сказал, что у него практически нет стиля, и он действует интуитивно. О белом бойце диктор заметил, что он очень продуман, ведет бой по четкой схеме и именно в этом его преимущество. Кто же победит? - опять задался вопросом диктор. Я сразу осознал, что рассуждать тут нечего, потому что уму с интуицией тягаться бессмысленно. Так и получилось. Белый боец, по нему это было видно, пытался предугадать действия противника, а его оппонент просто скакал по рингу и наслаждался происходящим. А происходящее заключалось в том, что он расстреливал белого боксера из любых положений, всегда при этом попадая в цель. В конце концов его оппонент сдался. По-другому и быть не могло.

Мудрость интуитивна. Она похожа на капли дождя на воде. Ни одна капля не связана с другой, но все вместе они образуют завораживающую своей идеальностью картину. Как каждая капля дождя образует самодостаточную систему расходящихся от нее кругов, когда она плюхается на воду, так и каждый ответ Сущности самодостаточен и полон. В интуитивном ответе Сущности есть все, что нужно для осмысления поставленного вопроса. Сущность бесконечно Мудра, потому что она есть Бог, который создал все что есть, а значит, ранее Сущность создал самоё себя. Это и есть квантовый скачок, когда квант рождается из пустоты, для своего появления не используя никакие ресурсы. Он появляется сам из себя. Это волшебство, магия, мистика…

Наверное, эта мистика и дает аромат жизни. Ведь если бы все было описано наукой и сведено к формулам, жить было бы просто скучно. Все уже известно… Открывать больше нечего… А зачем тогда жить? Мистическая феерия дает нам сладость открытия, познавания неведомого, и все равно мы знаем, что большую часть мы незнаем… Это чудесно…

Можно попытаться логически описать мистику, но никакие слова не могут вместить в себя весь смысл описываемого, поэтому главное качество воспринимающего - позволить словам звучать магической музыкой. Тогда идея передается не через сочетание букв, а через вязь точек, составляющих точки, из которых состоят точки, составляющие буквы… Когда мистика пропитывает текст, тогда фраза, которая, казалось бы, не имеет никакого смысла, становится целой книгой, если воспринимающий позволяет развернуться этой фразе внутри себя… Это разговор двух Сущностей, которые общаются на таком уровне, который просто не доступен уму. Это Божественный разговор…

Сущность необъятна так же, как необъятна Вселенная. Но ум не может объять необъятное, поэтому он утверждает, что необъятного не существует. Но это так же, как говорить, что нет Сан-Франциско, потому что я его сейчас не вижу. То есть мой мир заканчивается горизонтом, а дальше…нет ничего….пустота… Можно утверждать, что там есть что-то, потому что ты раньше это видел. Но ведь память находится в нас, и это лишь запись о том, что человек сумел воспринять из доступной ему реальности. Но где гарантия, что то, что он записал все еще находится там? Откуда вы знаете, что когда вы спите, мир находится на месте? Вы же не можете это проверить…

Ум не может понять суть вещей, как это может сделать интуиция, а может только интерпретировать полученные нашими несовершенными органами чувств результаты. Сколько на Земле людей, столько и умов. И каждый из них убежден в своей правоте. Пять миллиардов умов горят желанием доказать друг другу истинность их умозаключений. Какое из них будет истинным? Даже физики согласны с тем, что наше представление о мире – это только один из возможных способов описать сущее. Один из возможных… и никто не станет утверждать, что он самый правильный… просто он удобен…сейчас… Удобен для логическо-математических умозаключений. Ум пытается собирая факты, сложить из них целую картину. Но чтобы это сделать, нужно видеть что складываешь, и тогда каждому факту найдется его место. Иначе это похоже на путешествие без цели: какая разница куда ты придешь, если тебе все равно куда идти?

Ум - это лишь помощник для Интуитивной Мудрости. Мудрость – это способность воспринимать все сразу, целиком и полностью. Если ум позволит себе увидеть то, что видит Мудрость, то это целое он сможет потом дробить на части и разбираться в том, как они соединяются друг с другом.

Такое восприятие – от общего к частностям дает возможность верно интерпретировать факты. Ведь когда мы рассматриваем полотно художника, мы сначала видим его все, а потом обращаем внимание на частности. Почему же размышляя над более сложными темами – взаимоотношения, жизнь, мое предназначение, - мы начинаем с мелочей? Это не мудро. Это умно.

Охватите взглядом всю свою жизнь, от начала до конца, и вы сразу осознаете, к чему приведут ваши сегодняшние действия и мысли. Это даст вам возможность моментально исправить все, что вас не устраивает. Но если вы начнете эту работу с мелочей (с какой-то ссоры, какого-то своего решения), вы сразу запутаетесь. Подход от общего к частному – мудр. От частного к общему – умен.

Техника – «Интуитивные ответы перед сном».

Если у вас не получается легко, спонтанно, когда хочется, входить в состояние интуитивной пустоты и расслабленности, пошлите перед сном запрос своей Сущности.

Вам наверняка знакомо состояние, когда вы еще не спите, но уже и не бодрствуете? Когда дневные хлопоты уже отошли на второй план, а сон еще на подходе, мы переходим в состояние, когда ум уже не думает, но еще продолжает мечтать, то есть раскручивать перед нашими глазами неуправляемые сцены (это похоже на сон). Вот именно в этом состоянии можно перейти в Осознанное состояние, то есть состояние, когда ум не работает.

Для этого немного мысленно взбодрите себя, встряхните, чтобы вы почувствовали ясность сознания. Затем просто перестаньте рассматривать предлагаемые вам картинки. Пусть они крутятся перед вашими глазами, но вы перестаньте смотреть на них, и они уйдут. Это так же как перестать разговаривать с надоедливым собеседником – замолчали и все. Он немного потрещит, а потом тоже успокоится.

Проверьте свое тело. Найдите напряженные мышцы и расслабьте их, одну за другой….

Здесь важно не провалиться в сон, поэтому поддерживайте ясное состояние сознания. Для этого почувствуйте в теле бодрость. Просто вызовите эти чувства, отдав властное повеление своему телу. Захотите почувствовать себя бодро и все. не надо говорить себе – я бодрый, я бодрый и т.д. Просто своим желание вызовите состояние бодрости и оно придет, это так же как захотеть пить, подойти к холодильнику, открыть и выпить темного, пузырящегося и шипящего кваса. Для вас просто и естественно удовлетворять свои желания, касается ли это кваса или чувства бодрости.

В какой-то момент перед вашими глазами появится пустота…что-то бесформенное… потом могут опять возникнуть картинки, затем они опять пропадут. И именно эти моменты пустоты между фантазиями-картинками и есть состояние «не ума».

Теперь можете задать свой вопрос, дав ему отправиться в эту пустоту… без всякого напряжения, просто дайте возможность своему вопросу отойти от вас… будьте похожи на рыболова, который смотрит на поплавок и ничего не делает…он не ждет, и не не ждет…он просто находится здесь…поплавок виден отчетливо, в голове пусто… так и у вас…состояние осознанное, ясное… в голове пусто…

В эти моменты важно суметь заметить ответ, который появится. Сам ответ будет нетривиальным, и будет в форме какой-то ассоциативной метафоры, поэтому замечайте любые визуальные проявления, которые придут к вам из пустоты. В какой-то момент вы осознаете, что ответ у вас уже есть. Это чудесное мгновение – только что не было ничего, пустота, и вдруг в пустоте материализуется ответ. Это квантовый скачок. Ответ возник из ниоткуда. Его не было нигде, и вдруг он появился.

Здесь ключевое слово «ВДРУГ». Это очень важно. Мы привыкли к тому, что «вдруг» ничего не бывает. Для каждого «вдруг» можно найти причину, послужившую его появлению. Но с интуицией этот метод не работает. Здесь нет никаких причин. Есть только ВДРУГ. Интуиция, а именно так с нами общается наша Сущность, работает ВДРУГ.

Поэтому, как только вы осознали, сразу встаньте, удерживайте в голове ответ и идите его записывать. Пишите как будет писаться, не вовлекая в это действие ум, так как он начнет пытаться логически осмыслить ответ. Но еще рано. Для логики время еще не пришло. Запишите как запишется, с ошибками, с неточностями, с разорванными предложениями… Это все не важно. Потом вы разберетесь, уже используя ум, в том, что написали, а пока – не пользуйтесь своими мозгами.

Интуиция возникает там, где есть пустота. Ум работает там, где есть вещество. Ум не может работать в пустоте, поэтому он наполнит ее содержимым, а именно тем, что знает, и интуиция уйдет, так как ушла пустота. В этом вся фишка – в пустоте.

Ум наш - друг наш.

Я так много говорил о «не-пользе» ума, что может создаться впечатление, будто я призываю вообще от него отказаться. Это не так. Ум нужен, чтобы общаться с людьми. Ум помогает разговаривать на языке логики, понятном всем. Даже для того, чтобы я мог написать этот текст, мне пришлось перевести Мудрость метафор в логичность причинно-следственных связей.

Ум нужен для того, чтобы служить отправной точкой для движения к Мудрости. Для начала интуитивного пути, требуется понять логически то, что в путь надо отправляться. Разговаривая с вашей логикой, я наращиваю связь с вашей интуицией именно через разговор с умом на его языке. Поэтому моя речь осмысленна и логична, хотя мне хочется говорить просто жфдлвоадлфожывлдаодлфоывжаложфлывоа… и в этой строчке есть все….

Цените свой ум, но не позволяйте ему захватывать вас. Пусть он будет вашим слугой, а вы Хозяином. Иначе все становится умным, но не Мудрым, не творческим и не жизненным.

Чтобы стать Мудрым, станьте глупым.

Для того, чтобы ум стал вашим слугой, вам стоит почаще чувствовать себя глупым. Чувство глупости означает, что вы рассоединили ум и себя. Если бы этого разъединения не было, вы бы не успели почувствовать глупость, так как ум быстро убедил бы вас в том, что глупо то, что вызывает вашу глупость, а не он.

Мы можем быть настолько же мудры, насколько совершенен Бог. Я не говорю о религии, я говорю о чем-то выше нас, и мне такое название нравится. Вы можете использовать любые подходящие вам синонимы – Высший Разум, Универсум и т.д….

Бог не может быть умным, потому что если бы он создавал Вселенную умом, он не смог бы просчитать все системные связи во Вселенной. Вселенная была создана разом, вдруг. Можно только РАЗОМ создать ВСЮ картину Мира и тогда она будет совершенна. Если создавать ее по частям, то ошибки во взаимодействии частей будут неизбежны, а во Вселенной ошибок нет. Умом нельзя создать ничего нового, потому что ум отталкивается от старого. Если до создания Вселенной не было ничего, то на основе каких старых фактов ум мог бы ее создать? Вселенную создал не ум. Вселенную создал Безумный, интуитивно Мудрый Бог. И сейчас эта могучая сила находится внутри нас, но ум и общество создают преграды, чтобы мы не имели доступа к этой Мудрости.

Создание Вселенной – это акт Творчества высшего уровня. Мы не можем понять его, а можем только выдвигать теории о том, как это было сделано или как Вселенная возникла сама. Но это лишь теории… Истину можно только чувствовать, но любые слова объяснения сделают ее ущербной… Поэтому я умолкаю…J

Упражнение – Путешествие к самому Себе.

А сейчас я предлагаю Вам упражнение, которое по своей силе может сравниться с хорошей психотерапией. Обычно я даю такие медитации на тренингах под какую-нибудь мистическую музыку и своим голосом помогаю участникам выполнить все правильно. А вы можете помочь себе сами.

Найдите для себя время и место, где вы можете быть один (одна) и вам никто не помешает. Прочитайте нижеследующий текст, чтобы понять последовательность действий и методы расслабления, а затем начните выполнять упражнение, вспоминая то, что прочитали. Где-то под рукой имейте текст, в который вы можете время от времени заглядывать, чтобы направлять себя.

Но, скорее всего, у вас получится совершить путешествие, пока вы будете МЕДЛЕННО и расслабленно читать текст медитации. Медленно и расслаблено… Осознавая то, что происходит внутри вас…

Сначала закройте глаза, расслабьте тело и вызовите состояние бодрости с помощью волевого приказания своему телу быть бодрым. Просто захотите бодрости, и она появится.

А теперь я предлагаю вам обратиться внутрь себя, чтобы посмотреть на свой ум. Необычное предложение. Правда? Читая эти строчки, пусть часть вашего внимания останется на здесь, а большая часть обратится внутрь вас. Просто перенесите внимание вглубь себя, как бы заглянув в себя, в любой удобной для вас форме. При этом вам не надо представлять – как выглядит ваш ум. Вам нужно просто смотреть и воспринимать то, что будет к вам приходить.

Например, сейчас, когда вы смотрите на экран монитора, вы не стараетесь его увидеть, вы просто его видите. Ваши глаза просто воспринимают то, что находится перед ними. Может быть, еще вы слышите шум системного блока, какие-то другие звуки за окном… Чувствуете сиденье под собой… гладкость кнопок клавиатуры… Если сейчас вы приблизитесь к экрану компьютера, вы увидите, что его поверхность состоит из множества разноцветных точек. Они есть, просто издалека вы их не замечаете, а чтобы разглядеть, нужно наклониться поближе и вглядеться, но вы не стараетесь придумать, как они должны выглядеть. Вы просто разглядываете. Это разные подходы – разглядывать и воображать как это должно выглядеть. Рассматривая вы пассивны, а только более внимательны. Воображая, как это должно выглядеть, вы придумываете что-то свое, но это не то, что есть на самом деле. Разглядывая ум, просто смотрите на то, что есть, без всякого напряжения, иначе ум вам придумает образ, который вы примете за ум, но сам ум вы не разглядите. Продолжайте спокойно читать и смотреть вглубь себя… Не торопитесь, все произойдет само собой. Только направляйте свой мысленный взор и все.

Если у вас возникают яркие картинки, отвлекающие вас, просто не обращайте на них внимание, так же, как вы не отвечаете на неинтересующие вас письма, и через некоторое время картинки пропадут сами собой. Произойдет это потому, что они не будут получать вашей энергии, которая требуется для их существования. Их место не будет ничем заполнятся. Там не будет ничего. Это непривычно. Пустота, которая останется на месте картинок, так же как на месте снятого плаката не остается ничего взамен, позволит вам увидеть ваш ум. Это произойдет не сразу, но и не через неделю. Будьте спокойны, у вас все получится, потому что один факт того, что вы получили это упражнения говорит о том, что вам это нужно и вы к этому готовы. Ведь ничего не происходит просто так…

Через некоторое время. У вас возникнет какое-то представление того, как вы видите свой ум. Оно появится постепенно, как появляется разноцветный берег из серого тумана, когда подплываешь к нему на катере. Постоянно осознавайте свое состояние – вы бодрствуете, вы наполнены энергией и вы расслабленны, спокойны. Вы – в сознании, а не засыпаете. И как только ум появился, обрадуйтесь! Да-да! Похвалите себя – это Успех! У вас – получилось! Просто улыбнитесь себе, и эта благодарность отзовется в вас мощной волной радости и блаженства.

Вы можете рассмотреть поближе то, что появилось перед вашим мысленным взором. Как выглядит ваш ум? Какой он формы? Какого цвета? Какая у него поверхность? Пощупайте ее мысленно… Каков он на ощупь – прохладный или теплый? Мягкий или твердый? Гладкий или шероховатый? Не торопитесь, все произойдет само собой. Только направляйте свой мысленный взор и все.

Изучив ум, разглядев его, потрогав, отодвиньте его в сторону, спокойно и расслабленно, чтобы открыть то, что он за собой скрывает. Сейчас вы соприкасаетесь с тайной… Тайной существования, тайной создания, тайной Вселенной и вашей Жизни. Это чудесный момент. Это мистика… и при этом оставайтесь пассивны, лишь иногда прикладывая свои мысленные усилия в минимально необходимом количества. Отодвинули ум, и все, опять пассивность…

Когда вы уберете ум, возможно сразу вы ничего не увидите, лишь пустоту, и это нормально. Двигайтесь туда, прямо вперед, как будто вы полетели в пустоту. И через некоторое время вы с удивление обнаружите впереди какой-то проход, среди пустоты. Я не знаю, каким вы его увидите… Вы Индивидуальность…

А теперь смелее, вперед… Может быть, читая этот текст, вы уже что-то видите, только еще не осознаете что… Тогда прямо сейчас, глядя на монитор, мысленно заметьте то, что происходит в вас… В какой точке путешествия вы находитесь… И, читая этот текст, осознавайте, как ваше внутреннее путешествие развертывается независимо от вас, но ведя вас в верном направлении…

Заметьте впереди слегка прорезающий темноту свет. Может быть, он ярко желтый с красноватыми вкраплениями, может быть, это другие цвета желтых оттенков… Отправляйтесь к нему… вперед…спокойно и равномерно, прикладывая столько усилий, сколько нужно для движения, ни больше, ни меньше.

Заметьте, как свечение становится все ярче и ваше лицо чувствует тепло, исходящее от этого света. Кожа на вашем лице отвечает легким покалыванием… Ваша скорость чуть увеличивается и, внезапно, вы оказываетесь в пространстве, наполненном огоньками – белыми, цветными… Некоторые из них горят ярким сильным светом, другие мигают и выглядят бледными… А прямо перед вами в пустоте висит огромный пламенный шар, поверхность которого шевелится и испускает в пространство огромные языки желтых оттенков. Это Солнце. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз… Звезды… языки туманностей бледно-синеватых оттенков… найдите где-то недалеко от вас планету ярко-синего цвета, с поверхностью изрезанной белыми заплатками. Это Земля. Заметьте как солнце блестит и дробится на множество сверкающих точек, отражаясь от поверхности океанов. Почувствуйте радость и любовь, как человек, который вернулся в любимый дом, после долгого отсутствия. Начинайте снижаться, направляясь к поверхности… Скорость может быть любая, главное чтобы вам было приятно и вы могли в удовольствие разглядывать и темно-синий океан, блестящий белыми брызгами… и темно-зеленые поля лесов… и белое покрывало облаков… и загибающийся горизонт, с цветами, переходящими от почти черного к голубому… и звезды, окружающие этот великолепный шар… смотрите, наслаждайтесь… это ваш Дом… Ваш любимый и единственный дом…

Почувствуйте к какому месту Земли вас потянуло и отправляйтесь, ведомый своим желанием. Чем ближе вы находитесь, тем сильнее вам хочется оказаться там… Спускайтесь ниже, ниже… Обратите внимание на город, раскинувшийся под вами... может быть его прорезает река…или он окружен морем…или со всех сторон его окутывает лес, которые прорезают нитки дорог… чувствуйте свое желание, которые усиливается, даже если вы это осознаете только сейчас…

Спускайтесь еще ниже, вы уже можете разглядеть отдельные дома, людей, машины, спешащие по улицам… ваше желание найти что-то, чего вы еще не знаете, направляет вас к одному из домов, и вы оказываетесь около него, не понимая, почему именно здесь,.. А может быть, вы уже осознаете, где вы оказались…

Проникайте в квартиру, прямо через стену… Вы это можете, это легко для вас, как дышать… Кого вы видите? Вы узнаете себя, в этом человеке, сидящим за компьютером или читающим текст, распечатанный на листках бумаги… Посмотрите как он расслаблен, как ясна его голова, как он внутренне молчалив и спокоен…

Прямо сейчас, когда вы являетесь мистическим существом, чего бы вы хотели пожелать ему? Что хотели бы ему подарить? Может быть, это будет пожелание удачи, счастья и радости? Может быть, вы подарите ему творческой энергии, которую вы сейчас можете черпать прямо из пространства… Может быть, вы добавите ему интуиции… или что-то еще…. Сделайте это прямо сейчас… насыпьте это в него… или наполните его этим… или как-то еще…. Неважно как… главное что вы это делаете…

А теперь…начните приближаться к нему, и в какой-то момент окажитесь в его теле, осознавая, что сейчас вы вернулись к себе. Вы стали самим собой. Почувствуйте радость и счастье! Мысленно возрадуйтесь тому, что вы совершили такое большое путешествие и нашли себя. Вы Маг! Вы Волшебник! Вы самый Мудрый Человек на свете! Вы Уникальный и поэтому вы можете делать все, что захотите, и все у вас получится. Я не знаю что вы чувствуете сейчас… многие люди ощущают мощную волну жизненной энергии и бодрости. Может быть, вам хочется встать, подвигаться, попрыгать. Может быть, вы захотите, как Победитель вскинуть руки вверх и крикнуть во весь голос – Я Уникален, и поэтому я могу все, что захочу. Радуйтесь, пойте, делайте что хотите. Празднуйте свое возвращение к себе. Почувствуйте, что ваше сознание расширилось до невообразимым пределов и вы можете осознавать суть вещей и явлений. Ваша голова ярко-ярко-ярко светлая. В глазах ярко-ярко светло. Прочитайте про себя, уверенно, четко, следующие слова: огромной, колоссальной силы животворящая новорожденная жизнь вливается в мою голову. Колоссальная энергия созидания вливается во все миллиарды нервных клеток головного мозга. Сразу, одновременно вливается колоссальная энергия созидания. Огромная энергия быстрого-быстрого развития вливается во все миллиарды нервных клеток. Все мои умственные способности быстро развиваются. Быстро активизируется мое мышление. Рождается все более быстрое, все более энергичное мышление. Усиливается память. Рождается все более яркая, все более сильная память. В мозговые механизмы созидания вливается колоссальная энергия созидания. В мозговые механизмы вливается колоссальная энергия быстрого развития. Я рождаюсь человеком большой, огромной духовной силы. Я рождаюсь все более творческим, жизненным и живым человеком, потому что я божественная сущность, которая в такой форме хочет прожить эту жизнь в празднике и в радости.

Упражнение – Я глуп. И это прекрасно!

Для того, чтобы стать мудрым, почувствуйте себя глупым, то есть «не обнаруживающим ума». И ваша задача – дать возможность чувству глупости проявится как можно сильнее. Прочитайте тезис и расслабленно попытайтесь охватить взглядом всю ситуацию, при этом не используя ума, а только действуя интуитивно.

Тезис:

«Террористы, которые захватили заложников в Москве в прошлом году – герои, а спец.наз, который их ликвидировал – убийцы».

Ваша задача – максимально подробно обосновать эту точку зрения и выложить свои обоснования на форум, чтобы мы все вместе могли насладиться множество нестандартных взглядов. Именно такой обмен разными мнениями, которые у вас родятся в результате выполнения этого упражнения и дадут нам возможность нырнуть в глубь себя, к своей Мудрости. Главное, не надо пугаться, будьте смелыми.

Не бойтесь. Вы – это не ваш ум.

Если вы пугаетесь думать по-новому, знайте, это пугаетесь не вы, а ваш ум. Он боится, что новый взгляд разрушит его стройные умозаключения, его верования и иллюзии, даже если они глупы и ошибочны. Можно сказать, что ум помогает нам утвердиться в своих взглядах, убеждениях и принципах. Ум помогает нам логически обосновать, почему ошибаются те, кто думает на так, как мы. Ум поможет нам заметить ошибки других, не замечая при этом упущений наших. Ум останавливает наше развитие, потому что не хочется развиваться. Ведь развиваться - это значит становиться Мудрым человеком, но тогда ум теряет свою власть. А власть ох как сладка… К тому же не надо суетиться… Ум похож на стоячую воду в болоте. Мудрость – это живой и могучий Океан.

Чувствовать себя глупым - прекрасно. Надо только осознавать, что это не вы, не ваша Сущность чувствует себя глупым, а ваш ум понимает, что он глуп. Только осознание этого факта дает возможность стать самим собой, стать Мудрым.

Ум не может знать всего на свете, потому что он не может получить все имеющуюся в мире информацию, которая во многом является плодом такого же бредливого ума. Поэтому ум постоянно требует умных книг и новых знаний. Уму всегда мало. Ему мало, потому что изначально он глуп, и он пытается с помощью напитывания себя знаниями стать умным. Это невозможно. Ум не может стать умным, потому что даже скорость его работы ограничена. Ум работает медленно, хотя нам кажется, что он работает быстро. Но это лишь оттого, что мы еще не осознавали моментальность ответов Сущности. Могу посоветовать, какие книги стоит читать. Если хотите, слушайте совет – свое время стоит уделять тем книгам, которые помогут вам открыть свою интуитивную Мудрость. Но для этого надо перелистать горы бесполезной литературы. Мои тексты, как я чувствую, могут выступать в роли проводника к Мудрости, хотя я всего лишь Ученик…

Для развития свой Мудрости можете сделать еще одно упражнение, которое, кроме всего, доставит вам массу удовольствия и смеха.

Прочитайте этот форум и ответьте на вопрос: как у участников обсуждения получается быть умными, при этом оставаясь глупыми? Что они делают для того, что не замечать своих ограничений, при этом указывая на ограничения мои? Что я сделал для того, чтобы они максимально полно показали свой ум?

Можно сказать, что умение видеть процессы умного мышления своего и других, это уже признак надвигающейся МудростиJ.

Будьте Мудрыми,

Получающий и осознающий Подмастерье Геннадий Павленко.

PS Самое главное, помните, что все вышесказанное, это лишь один из множества способов рассказать о том, что я осознаю. И он далеко не самый лучший…