Болезни Военный билет Призыв

Как нами манипулируют. Управление массами: отвлечение внимания. Управление массами: способ постепенного применения

Управление массами – одна из первоочередных задач государства. Правда, нужно понимать, что государство создают его граждане с целью согласования своих же интересов, но государственная или политическая власть обретает свои собственные интересы и ее первоочередной задачей становится управление теми, кто ее избрал и содержит с целью тревиального самосохранения.

Если люди начинают проявлять недовольство текущей политикой, которая проистекает из узкокорпоративных интересов властной верхушки и их доверенных лиц, то во избежание насилия над народом, противостоять этому можно только пропагандой, инструментом которой выступают СМИ.

Ноам Хомский - профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.

Способ №1

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами. Это происходит посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области современных философских течений, передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. Взамен этому информационное пространство наполняется разнообразными вестями. Вестями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющих, основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой наживы.

«… постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные.» (Н. Хомский цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

Способ №2

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или вызвать некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в своем сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое зло». Но нужно понимать, что кризисы сами не рождаются.

Способ №3

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: СПОСОБ ПОСТЕПЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были глобально навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

Способ №4

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

Способ №5

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему?

Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Заранее наивные рассуждения и прописные истины заложенные в политических речах рассчитаны на восприятие широкой аудитории, к которой уже применяются выше и нижеописанные методы манипулирования ее сознанием.

Способ №6

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ДЕЛАТЬ УПОР НА ЭМОЦИИ НАМНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием нейролингвистического программирования. Он направлен на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения. Заклинания о том как жесток терроризм, как несправедлива власть, как страдают голодные и униженные оставляют «за кадром» истинные причины происходящего. Эмоции – враг логики.

Способ №7

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

К этому относится и пропаганда так называемого «современного искусства», представляющего собой кичливость посредственностей, претендующих на известность, но не способных отразить реальность через те произведения искусства, которые не требуют подробного объяснения и агитации за их «гениальность». Те же, кто не признает новодел – объявляются отсталыми и тупыми и их мнение широкой огласке не подлежит.

Способ №8

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ПОБУЖДАТЬ ГРАЖДАН ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным. Этот способ неразрывен с предыдущим. Ведь все посредственное в современном мире появляется в огромных количествах в любых социальных сферах – от религии и науки до искусства и политики. Скандалы, желтые страницы, колдовство и магия, сомнительный юмор и популистические акции – все хорошо для достижения одной цели. Знаете какой? Не допустить, чтобы люди имели возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального мира.

Способ №9

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

И политики, и ученые (особенно психотерапевты) и религиозные деятели применяют достаточно эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания пациентов и паствы. Это позволяет им управлять их жизнеутверждающими интересами, направляя действия в нужное русло.

Способ №10

УПРАВЛЕНИЕ МАССАМИ: ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Фото etoday.ru
Часто мы идем в магазин, чтобы купить хлеб или молоко, а приносим домой чистящее средство, чипсы и конфетки к чаю. 65-70% потребителей принимают решение о покупке в магазине и только 30-35% из них пользуются списком товаров, которые они хотят купить. Это не случайно. Если приглядеться, продуктовый магазин – это грамотно организованная система, цель которой – заставить нас накупить ненужные нам в действительности товары.

Уютная атмосфера магазина, ароматы и легкая музыка, “правильно” выложенный товар — так работает мерчандайзинг (от англ. «to merchandise» – продавать). Основная его цель – вызвать у покупателя импульс, под влиянием которого он товар и приобретет. По статистике, под этим самым импульсом мы совершаем 60% покупок!

Итак, распространенные хитрости названной “системы”. Читайте и анализируйте собственные наблюдения, так как уловки работают!

Мерчандайзеры – отличные психологи. Магазины устроены так, чтобы наш внутренний ребенок испытал знакомое с детства чувство – хочу всего и сразу. Тут безотказно работает схема — море товаров, продуктов и вещей. Чтобы усилить этот эффект, полки заполняют до отказа и даже на верхних стеллажах ставят пустые коробки. К слову, я наблюдаю это почти во всех столичных гипермаркетах! Особенно влияет иллюзия изобилия на старшее поколение, которое застало дефицит и помнит пустые полки в магазинах. А тут счастье — всего много, все красивое… Покупает наш ребенок, а платит уже взрослый.

Обработку клиента начинают уже у входа в торговое учреждение. Большинство из нас правши, поэтому ориентироваться на правую сторону нам удобнее. Этот нюанс учитывают специалисты, для нашего же “блага” – вход в супермаркет чаще расположен справа.

Выкладка продукции. То, к чему хотят привлечь внимание, выкладывают на уровне глаз потребителя. Размещают товар так, чтобы Вам было удобно его взять. Эта хитрость приносит хороший доход, многие производители ведут борьбу за топовые места на полках магазинов. Вспомните, как долго приходилось искать, к примеру, лимонную кислоту: где –то внизу, где-то глубоко… Известно ли Вам, что для эффективной реализации продукции, ее нужно раскладывать на стеллажах в последовательности от малых – к большим, от светлых – к темным!? Еще одно изобретение – расположить рядом сопутствующие товары: пиво к чипсам, приправы к мясу… Купили Вы чай, а тут и печенюшки с конфетами на соседней полке подоспели! Все для удобства, которое облегчает Ваш кошелек.

Прилавки, с “базовыми” продуктами (молоко, хлеб и т.д.) еще попробуй найти. А пока Вы будете “пробиваться” через тернии к звездам, ваше внимание привлекут другие продукты, и “случайные” товары займут свое место в корзине.

Подсчитано и доказано — товара приобретут больше, если поставить его рядом с хитом продаж. Ну, например, чтобы продать молоко нового производителя, надо поставить его рядом с уже известным молочным брэндом.

Грамотное освещение заставляет продукт сиять, оживляет цвета. От света колбасы на прилавках приобретают аппетитный насыщенный красный оттенок, выпечка выглядит румяной как на картинке.
Освещение создает визуальный интерес и волшебно помещает продукцию в поле зрения клиентов.

Антураж. Полки, стеллажи, плакаты – все такое красивое — чаще красного и синего цветов. Под влиянием именно этих тонов человек легче совершает импульсивные покупки.

Ценники. Подходишь к стеллажу, берешь товар и можешь минут пять искать его ценник. Все потому, что мерчандайзеры рассчитывают на то, что Вы плюнете на это гиблое дело, положите товар в корзину и продолжите путешествие по просторам гипермаркета. Возможно, на кассе цена Вас удивит, однако отступать будет уже некуда, да и чек такой длины лень анализировать…

Важно помнить о том, что Вами манипулируют! Я, например, заходя в магазин, часто вспоминаю “секреты” заботы о покупателях.

Занятно видеть упомянутые выше примеры в жизни, советую и Вам так поступать.

В следующем материале Вы узнаете, как не поддаться манипуляциям, говорить НЕТ навязчивым продавцам и их хитростям.

Нужных Вам покупок!

Что такое манипуляция?

Манипуляция, в терминах многих школ, - это поведение направленное на изменение поведения другого человека.

Например, когда муж просит жену «Дорогая, передай мне соль». Это уже манипуляция. Поведение направленно на то, чтобы дорогая перестала есть суп и передала соль, то есть, ее поведение изменилось.

А теперь рассмотрим самые популярные манипуляции, с помощью которых нами манипулируют и с помощью которых мы манипулируем другими людьми.

Манипуляция №1 «Надо»

Есть одна классная манипуляция – манипуляция словом «надо». У человек 2 рычага. Один в нем – «хочу». Второй снаружи и прививается родителями – «надо». «Хочу» с самого рождения. Потом появляется рычажок «Надо».

Нужно есть манную кашу. Нужно улыбаться, когда приходят гости. Нужно ходить в школу. Нужно ходить на работу. И через это «надо» и «нужно», нам пытаются всунуть, то чего мы не хотим делать. Слово «нужно» или «надо» появляется тогда, когда надо заставить человека делать то, чего он не хочет, потому остальное мы делаем и без этого. Когда вам говорят слово «надо», знайте – вами манипулируют.

Манипуляция №2 «Псевдо-логика»

В нашем сознании есть большая дырка – мы считаем себя людьми разумными, логичными. Однако отдайте себе отчет, сколько правил логик вы помните ? Хотя бы 4 вспомните?

Тем не менее, считаем себя людьми логичными. В этом деле помогает псевдо-логика. Люди не смотрят логично что-то или нет, они смотрят звучит ли логично или нет. И самым первым смазочным материалом, который помогает злоумышленникам попасть к нам в мозг является слово «значит».

Манипуляция №3 «Значит»

Самый банальный пример – «любишь, значит должен купить шубку». «Или, дорогая, я весь день на работе, поэтому, значит , ты должна сегодня вечером меня обслуживать и ничего от меня не требовать.

Когда вы слышите слово «значит», отдайте себе отчет, самый классный вопрос который позволяет срезать 80 процентов манипуляций - «Какого поведения от меня сейчас хотят?»

Манипуляция №4 «Поэтому»

Если слово «значит» намекает, что левая и правая часть выражения одинаковые, то слово «поэтому» объясняет,что из первой части выражения вытекает вторая. «В этом сезоне моден фиолетовый цвет и, поэтому вы должны скупить все шмотки, которые мы в этом сезоне нашьем.» «Дорогая, у мамы сегодня день рождения,поэтому мы должны туда сегодня пойти.»

Понятно же что левая и правая части с собой не связаны никак. То что у мамы день рождения вовсе не является причиной,что мы должны на него пойти.

Манипуляция №5 «Жалость”

Самая первая – та самая просьба в которой мы отказываем. Дальше никто просто так не станет отступать. Они будут настаивать на просьбе. Но не просто, а применять методы усиления. Первый и самый распространенный метод - усиление просьбы через чувство жалости. Рассказывает человек какой он бедненький, несчастненький, про то, как вы необходимы и спасете ему жизнь.

Вывод

Сейчас мы рассмотрели 5 основных видов манипуляций. Помните, что одно из самых простых способов защиты от манипуляции - задавать себе вопрос: «Какого поведения от меня сейчас хотят?». Ответив себе на этот вопрос вы сможете противостоять манипуляциям.

Что такое манипуляция?

Манипуляция, в терминах многих школ, — это поведение направленное на изменение поведения другого человека.

Например, когда муж просит жену «Дорогая, передай мне соль». Это уже манипуляция. Поведение направленно на то, чтобы дорогая перестала есть суп и передала соль, то есть, ее поведение изменилось.

А теперь рассмотрим самые популярные манипуляции, с помощью которых нами манипулируют и с помощью которых мы манипулируем другими людьми.

Манипуляция №1 «Надо»

Есть одна классная манипуляция – манипуляция словом «надо». У человек 2 рычага. Один в нем – «хочу». Второй снаружи и прививается родителями – «надо». «Хочу» с самого рождения. Потом появляется рычажок «Надо».

Нужно есть манную кашу. Нужно улыбаться, когда приходят гости. Нужно ходить в школу. Нужно ходить на работу. И через это «надо» и «нужно», нам пытаются всунуть, то чего мы не хотим делать. Слово «нужно» или «надо» появляется тогда, когда надо заставить человека делать то, чего он не хочет, потому остальное мы делаем и без этого. Когда вам говорят слово «надо», знайте – вами манипулируют.

Манипуляция №2 «Псевдо-логика»

В нашем сознании есть большая дырка – мы считаем себя людьми разумными, логичными. Однако отдайте себе отчет, сколько правил логик вы помните ? Хотя бы 4 вспомните?

Тем не менее, считаем себя людьми логичными. В этом деле помогает псевдо-логика. Люди не смотрят логично что-то или нет, они смотрят звучит ли логично или нет. И самым первым смазочным материалом, который помогает злоумышленникам попасть к нам в мозг является слово «значит».

Манипуляция №3 «Значит»

Самый банальный пример – «любишь, значит должен купить шубку». «Или, дорогая, я весь день на работе, поэтому, значит , ты должна сегодня вечером меня обслуживать и ничего от меня не требовать.

Когда вы слышите слово «значит», отдайте себе отчет, самый классный вопрос который позволяет срезать 80 процентов манипуляций — «Какого поведения от меня сейчас хотят?»

Манипуляция №4 «Поэтому»

Если слово «значит» намекает, что левая и правая часть выражения одинаковые, то слово «поэтому» объясняет,что из первой части выражения вытекает вторая. «В этом сезоне моден фиолетовый цвет и, поэтому вы должны скупить все шмотки, которые мы в этом сезоне нашьем.» «Дорогая, у мамы сегодня день рождения,поэтому мы должны туда сегодня пойти.»

Понятно же что левая и правая части с собой не связаны никак. То что у мамы день рождения вовсе не является причиной,что мы должны на него пойти.

Манипуляция №5 «Жалость”

Самая первая – та самая просьба в которой мы отказываем. Дальше никто просто так не станет отступать. Они будут настаивать на просьбе. Но не просто, а применять методы усиления. Первый и самый распространенный метод — усиление просьбы через чувство жалости. Рассказывает человек какой он бедненький, несчастненький, про то, как вы необходимы и спасете ему жизнь.

Вывод

Сейчас мы рассмотрели 5 основных видов манипуляций. Помните, что одно из самых простых способов защиты от манипуляции — задавать себе вопрос: «Какого поведения от меня сейчас хотят?». Ответив себе на этот вопрос вы сможете противостоять манипуляциям.

Если вы хотите узнать больше способов, как нами манипулируют и как противостоять манипуляциям, пройдите бесплатно тренинг «

В наше мирное время мы живём, словно на арене боевых действий. Мужчины сражаются друг с другом за деньги, власть и привлекательных женщин. Мужчины также никак не могут договориться с женщинами о том, кто кому и что должен или не должен. Женщины не могут поделить между собой наиболее перспективных мужчин, обладающих значительными материальными ресурсами и т.д. Эта борьба порой оказывается столь жестокой, что в ней практически все средства хороши. Конечно же, законы и стоящие на их страже органы правопорядка во многом способствуют предотвращению прямого физического насилия. Однако они не могут уберечь людей от грамотно применённых к ним инструментов психического террора. Особенно разрушительно действие таких инструментов в личных отношениях. Это не удивительно, т.к. в этом случае люди много времени проводят в непосредственной близости друг к другу. Кроме того, именно с близкими людьми мы проявляем наибольшую открытость, а потому наиболее уязвимы по отношению к ним.
Как это ни парадоксально, ситуация только усугубляется распространением среди жителей больших городов с высшим образованием моды на поп-психологию.

С сожалением приходится констатировать, что такое увлечение во многих случаях приносит больше вреда, нежели пользы. Приобретая новые знания, какими бы они ни были, люди не стремятся прийти к взаимопониманию, найти общий язык с партнёром. Внутренний мир другого, даже самого близкого человека, часто так и остаётся для них потёмками по той простой причине, что они просто не утруждают себя туда заглядывать, полагая, что лично им это ничего не даёт. А потому многие серьёзные события, даже столь драматические, как нервные срывы и проявления партнёром физической агрессии по отношению к ним, нередко оказываются громом среди ясного неба.
К сожалению также, часто одной из центральных тем упомянутого самообразования становится обучению использованию человека человеком. То есть организации такой схемы взаимодействия с другим, когда удаётся получать от него в практическом плане как можно больше, отдавая как можно меньше. Конечно, для кого-то такое знание представляется очень заманчивым в наше суровое время.

Но есть два очень важных момента, которые портят картину. Во-первых, даже в случае успешного решения поставленной задачи, такой подход сам по себе не приносит человеку счастья. Кроме, пожалуй, некоторого злорадства, которое если и можно назвать счастьем, то разве что довольно ущербным. Конечно, апологеты такого подхода утверждают, что жизнь человека становится при этом если не счастливее сама по себе, то значительно легче, т.к. появляется возможность переложить часть своих неприятных, утомительных, трудоёмких работ на чужие плечи. Но как раз такое перекладывание имеет серьёзную оборотную сторону. Дело в том, что в человеке «на аппаратном уровне» заложено стремление к справедливости. Систематическое совершение несправедливости по отношению к другому человеку то и дело вызывает у последнего гнев (см. также статью автора «Гроздья гнева, или чего не учитывают манипуляторы»). Хронический гнев, направленный на обидчика, перерастает в ненависть. Ненависть порождает активное стремление мстить. Мотивация может быть в итоге настолько сильной, что жертва не успокоится, пока не совершит акт возмездия.
Манипуляторы часто рационализируют использование других людей тем, что они живут во враждебном мире, где человек человеку волк. Примечательно, что сами они в итоге действительно живут в мире, который они своими действиями сделали враждебным по отношению к себе. Как следствие, во многих случаях единственным выходом для манипулятора оказывается своевременное оставление использованной жертвы прежде, чем её гнев достигнет критической массы, провоцирующей взрыв мести. Такая тактика лежит в основе нынешней моды на краткосрочное эксплуататорское парообразование (КЭП). Оно традиционно широко используется представителями тёмной триады социально деструктивных аномалий личности, так как очень хорошо им подходит ввиду их патологии характера. Однако в последнее время число желающих освоить такие стратегии значительно расширилось, особенно среди молодого поколения. У мужчин это связано с популярностью идеологии т.н. пикапа – знакомства с привлекательными женщинами с целью как можно более быстрого достижения физической близости. Среди женщин – с популярностью «стервологии». Автор настоящей статьи не ставит перед собой задачу моральной оценки этих явлений. Приверженцы этих направлений сделали свой моральный выбор (впрочем, для многих людей с выраженной патологией личности этот выбор является, по сути, во многом вынужденным) и, несомненно, испытают его негативные последствия. Причём не по мистическим моральным причинам, но в силу действия объективных законов функционирования человеческой психики.
В то же время, хотя статья не адресуется явным образом какой-то конкретной категории читателей, хотелось бы надеяться, что она поможет представителям одной специфической группы. Это люди, которые в силу своей простоты, наивности, доброты, мягкости и иных личностных факторов систематически становятся жертвами хищных межличностных стратегий. Не ставя перед собой задачу детального перечисления таких стратегий (они излагаются во многих местах), автор сосредоточится на анализе психологических механизмов, благодаря которым они работают. Кроме того, речь пойдёт об уязвимостях, которые используются при манипуляциях и иных психических атаках.
Начнём с того, чем хищник привлекает жертву:
— Внешний вид . Его значение не стоит недооценивать. Студенты колледжей последовательно называют его основным фактором, предсказывающим, будет ли ещё одно свидание, или нет. Нравятся люди с оптимальным соотношением между ростом и весом, правильными пропорциями тела, усреднёнными чертами лица и т.д. Такие предпочтения вполне закономерны с точки зрения эволюционной перспективы: на протяжении миллионов лет наши предки с хорошо сложенными телами оставляли после себя больше потомства; асимметрии коррелируют с генетическими дефектами и т.д. Поэтому логично, что люди, ориентированные на КЭП, тщательно следят за своей внешностью. Они также серьёзно относятся к выбору одежды (плюс косметики и украшений в случае женщин). Кроме того, следует отметить, что многим людям льстит, когда привлекательные люди обращают на них внимание. Это особенно справедливо для типичных жертв, характеризующихся низкой самооценкой. Наконец, в начальной стадии знакомства немаловажную роль играет эффект нимба: красивый – значит, хороший.
— Прочие аспекты самопрезентации . Многим женщинам нравятся актёры. (Для определённости мы будем рассматривать случай мужчины – манипулятора и женщины – жертвы. Хотя на самом деле многое из сказанного ниже применимо, mutatis mutandis, для случая женщины – манипулятора и мужчины – жертвы). Несомненно, среди них много талантливых и просто приятных людей. Однако не стоит недооценивать ещё один серьёзный фактор, вносящий вклад в данный феномен. Эти женщины во многом знают своих любимых актёров по исполненным ими ролям. В кино она видит героя. Этот человек мужественнее, сильнее, умнее тех, кого она встречает в своей жизни. Понимает ли она, что это всего лишь актёрская игра? Показателен следующий пример. Один американский актёр, игравший в сериале роль врача-терапевта, получал горы писем от людей, просивших проконсультировать их по медицинским вопросам. Что заставляло всех этих людей фактически доверять своё здоровье человеку, который не вёл медицинскую практику, и у которого даже не было медицинского образования? Причина – в нашей склонности видеть в основе поведения других людей скорее диспозиционные, нежели ситуационные факторы. То есть человек себя ведёт таким образом не потому, что оказался в той или иной ситуации, а потому, что он сам по себе такой.

В то же время, если речь идёт не о девочках-подростках, а о зрелых женщинах, то они понимают, что с практической точки зрения понравившийся актёр для них недосягаем. И им стоит планировать связать свою жизнь с мужчиной попроще. По аналогии с артистами кино и театра, искусный манипулятор использует своё остро заточенное актёрское мастерство, чтобы представить себя этаким положительным персонажем. При этом он изящно вплетает в свой портрет черты человека, которого жертва мечтает видеть рядом с собой (вероятно, рассказанные ему ею же). И в то же время он не преминет продемонстрировать жертве, что он здесь и вполне реален. А потому, возможно, мог бы стать героем её романа. Само собой, придёт время, когда актёру придётся снять маску, и жертва увидит оскал его подлинного лица. А пока, очарованная своим обольстителем, женщина уже готова окончательно потерять голову. А ещё она при этом считает, что, вероятно, его недостойна (последнее особенно справедливо про женщин с заниженной самооценкой, непропорционально часто встречающихся среди жертв).

Избавиться (временно!) от такой неуверенности ей помогает сам манипулятор, ненавязчиво и вместе с тем прозрачно демонстрируя ей наличие у неё шанса доказать, что она его достойна. Именно у неё есть возможность выручить его в непростой жизненной ситуации. Нет-нет, разумеется, он не виноват в своих неприятностях. Здесь наслоились и предательство его друзей, и объективные обстоятельства, да и просто невезение. И она может помочь объекту своего восхищения снова быть на коне и сохранить веру в людей. Проникшись ситуацией, бедная женщина начинает спасать своего героя, не щадя ни сил, ни ресурсов. Теперь, если под влиянием неопровержимых фактов она посмеет в нём усомниться, против неё будет работать такой мощный механизм защиты её психики, как стремление устранить когнитивный диссонанс.

Самоуничижительная мысль о том, что «я наивная дурочка и лохушка, которой розовые очки не дали разглядеть мерзавца» позволила бы сделать верные организационные выводы относительно манипулятора. Однако такая мысль была бы слишком болезненна, сильно травмируя её чувства. Поэтому рационализация скорее пойдёт по такому пути: «Раз я так много сделала для этого человека, отдала ему всё, всю себя, следовательно, он для меня так много значит, я его так сильно люблю. А раз так, то, как бы ни было неприятно, надо простить этого человека, попытаться его понять, дать ему ещё один шанс. А потом ещё один. И ещё… Потом могут возникнуть и такие мысли, которые манипулятор будет всячески стремиться подогревать: «если я действительно люблю человека, то нужно делать для него всё, что в моих силах, не прося ничего взамен». Но даже со всеми защитными механизмами, если человек, как говорится, в своём уме, то рано или поздно для неё настанет нелёгкий момент, когда нужно утирать слёзы, считать убытки и делать выводы на будущее. К тому времени, естественно, манипулятор уже подыскал себе новую жертву и может спокойно и без сожаления перейти к ней. Однако время от времени встречаются столь удачные жертвы, что хищнику просто не хочется её отпускать. Тогда перед ним встаёт непростая задача деформировать восприятие жертвы с целью сделать его настолько неадекватным, чтобы оно не включало гневную реакцию на вопиющую несправедливость.
Для этой цели в его арсенале есть мощные инструменты манипуляции, такие, как метод «газового света» (подробнее о нём см. в статье автора «Мрачный мир социопатов в тусклом, мерцающем свете газовых фонарей»). Однако особенно эффективными они оказываются, когда опираются на уже имеющиеся у человека психологические уязвимости, глубоко засевшие с детства в структуре его личности. Перспективным методом анализа таких уязвимостей, а также психических атак, направленных на них, представляется концепция ранних неадаптивных схем Дж. Янга (список таких ранних неадаптивных схем с описаниями на русском языке можно найти на сайте автора). Ценность этого подхода заключается также в том, что он открывает возможности исправления неадаптивных схем посредством частичного «перевоспитания» индивида в ходе терапевтического процесса. Таким образом, у людей, которые то и дело оказывались жертвами в своих личных и профессиональных взаимоотношениях, появляется шанс разобраться в себе и научиться отстаивать свои интересы.