Болезни Военный билет Призыв

Иван бунин цифры анализ произведения. «Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин «Цифры

Петр Гринев Алексей Швабрин
Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом
Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый.
Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер
Жизненная позиция Быть порядочным офицером, честно служить государству, защищать слабых, пресекать бесчинство. Занять значимое общественное место. Доказывать любыми способами свою правоту. Искать выгоду во всем.
Отношение к моральным ценностям Бережно относится к морали. Старается не следовать вопреки ее принципам. Не дорожит моральными ценностями, зачастую переступая через них.
Отношения к материальным ценностям Не гонится за богатством, но привык к дворянской жизни в достатке. Ценит деньги и богатство.
Нравственность Нравственный, честный, совестливый. Безнравственный, бессовестный, всех призирает. Забывает о своем долге и чести.
Отношение к семье Мироновых Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию.
Отношение к присяге Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков.
Поведение на дуэли Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен.
Отношение к Марии Мироновой Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу.
Поведение с Пугачевым Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
Взаимоотношения Сначала, Швабрин вызывает некую симпатию у Гринева. Но потом резкие высказывания о семье Мироновых, а потом и дальнейшие действия настраивают Гринева против Швабрина. Кроме презрения никаких чувств нет. Считает Гринева слабым. Сначала пытается оказать на него впечатление. Но дальнейшее развитие событий превращает их в антиподы.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • В сюжет повести «Капитанская дочка» легли события конца XVII столетия. По России прокатилась волна мятежей под командованием самозванца Пугачева. Герой пушкинского произведения - молодой дворянин Петр Гринев. Что общего у Швабрина с главным персонажем?

    Для того чтобы найти сходные черты у этих героев, следует дать сравнительную характеристику. О том, что общего у Гринева и Швабрина, можно понять уже из той главы, где рассказано об их встрече.

    Отношение к людям

    Гриневу семнадцать лет. Он сын помещика, приверженца старых традиций. В начале произведения Гринев показан открытым, но легкомысленным подростком. На Петра огромное влияние оказал гувернер - человек несерьезный и не самый лучший педагог. Впрочем, француз преподал своему подопечному несколько уроков фехтования, что в дальнейшем спасло ему жизнь.

    Уже в начале повести читатель видит, что главный герой человек добрый, отзывчивый. Достаточно вспомнить сцену встречи с Пугачевым. Неизвестный мужик помог Гриневу выбраться к постоялому двору. Петр отблагодарил своего спасителя, подарив ему заячий тулуп. Сложно сказать, что общего у Гринева и Швабрина. Ведь для последнего отношения к людям обусловлено расчетливостью. Швабрин - мстительный, злобный человек. Сперва Петр рад знакомству с молодым дворянином, но уже скоро разочаровывается в своем новом приятеле.

    Маша Миронова

    Алексей коварный, подлый. Он отвратительно отзывается об обитателях крепости, в том числе и о Маше, которая отказалась выходить за него замуж. Что общего у Гринева и Швабрина? Они оба влюблены в капитанскую дочку. Правда, чувства свои выражают по-разному.

    Швабрин пытается всячески очернить несостоявшуюся невесту. Он называет ее дурочкой, а прочитав стихотворение, посвященное капитанской дочке, распускает о ней грязные сплетни. Маша, по словам Алексея, готова ответить взаимностью тому, кто сделает ей подарок. Гринев не позволяет себе отзываться о людях плохо. Он настоящий дворянин.

    Петр заступается за честь девушки, вызывает Алексея на дуэль. Далее автор изображает сцену, которая и отвечает на вопрос о том, что общего у Гринева и Швабрина. Общее одно - умение фехтовать. В остальном эти герои совершенные противоположности. Швабрин наносит удар противнику тогда, когда тот оборачивается на крик слуги. Наносить удар в спину - тактика, характерная для Алексея.

    Но вернемся к главной героине пушкинской повести. Гринев любит Машу, и это чувство взаимно. Но если б сердце девушки принадлежало другому человеку, его отношение к ней не изменилось бы. Это человек благородный, действующий в любой ситуации, как велит ему офицерский долг. Швабрин же, перейдя на сторону Пугачева, сделал Машу своей пленницей. Что общего между Гриневым и Швабриным в отношении к главной героине, сказано выше. Это влюбленность. Однако в главах, где рассказано о захвате крепости, Алексей изображен в настолько неприглядном виде, что у читателя возникают сомнения, способен ли это человек любить. Любовь - чувство бескорыстное, а Швабрин всегда стремится к наживе.

    Отношение к Отечеству

    Максимально раскрывают характеристики героев события, происходящие после захвата крепости. Швабрин без колебания переходит на сторону мятежников. Он так боится смерти, что мгновенно забывает о присяге, которую дал императрице. Гриневу же удается следовать наставлениям отца даже в критический момент. Петр отказывается присягать мятежнику, при этом честно заявляет Пугачеву о своем долге перед Отечеством.

    Как ни странно, разбойник Емельян испытывает к молодому дворянину симпатию. И дело даже не в том, что Петр когда-то подарил ему тулуп и угостил вином. Пугачев видит, что перед ним не трус, человек с твердыми убеждениями. Даже самозванец, на совести которого множество смертей, уважает офицера, не отступившего от своих слов в минуты смертельной опасности.

    Для Швабрина нет ничего святого. Он предает Родину, отрекается от офицерского чина. Но он очень мстительный. Оказавшись под арестом, Швабрин всячески пытается оклеветать Гринева. От казни Петра спасает Маша.

    Что общего у героев Гринева и Швабрина

    В этих образах больше отличий, чем сходных черт. Общую характеристику Гринева и Швабрина составить невозможно. И у первого, и у второго дворянское происхождение. И Гринев, и Швабрин - офицеры. Но назвать перебежчика, труса, предателя дворянином нельзя. Дворянин тот, для которого превыше всего чувство долга. Это тот, кому неведома ни корысть, ни трусость, ни мстительность. Классический образ русского дворянина - Петр Гринев. Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина.

    На уроке литературы мы познакомились с очередным рассказом Бунина Цифры за 7 класс. Читается оно легко и с удовольствием, а поднимает актуальную тему отношения взрослых и детей. Познакомившись с работой, можем теперь кратко записать информацию для читательского дневника и его произведении Цифры, сделав .

    Рассказ Бунина Цифры

    Анализируя рассказ Бунина, хочется сказать, данная работа посвящена неукротимой жажде познания человеком, который только подрастает и хочет знать все и сразу. Вот только взрослые этого не понимают. Им кажется, что это всего лишь козни детей, поэтому и возникают конфликтные ситуации. А ведь как без истерики заявить о себе, достучаться до взрослых и обратить на себя внимание? Именно так поступает герой, котором отказали в такой простой вещи, как изучение цифр.

    Сам рассказ — это описание одного дня. Состоит он из семи глав, где мы знакомимся с героями произведения.

    Особенности жанра и повествования

    Если говорить о жанре, то данная работа — это психологический роман, который автор построил на изложении отдельных моментов ссоры. Рассказ о нежелании взрослого пойти на встречу ребенку, а все потому, что лень.

    Если остановиться подробнее на особенностях повествования, то это рассказ, который ведется от первого лица. От лица взрослого героя, того самого дяди, который отказал своему племяннику изучать с ним цифры. Эта ситуация дала возможность герою посмотреть на себя со стороны и дать оценку своему поступку. Дядю все же мучит совесть, он обеспокоен, поэтому старается под любым предлогом заглянуть в комнату к обиженному и наказанному ребенку. Но опять же, это он делает с серьезным лицом, не признавая своей ошибки. Его гордыня не позволила пойти на примирение, в то время как ребенок оказался нравственно мудрее. Он первый попросил прощение за свое поведение, после чего все-таки дядя показал ребенку, как пишутся и как называются цифры. Эту историю ребенок давно уже забыл, а вот дядя до сих пор помнит случай, где он не смог правильно оценить ситуацию.

    Герои рассказа

    Героями рассказа Бунина являются мальчик Женя и его дядя. Второстепенные герои — мама и бабушка.

    Женя — любознательный ребенок, которому все интересно. Он захотел изучить цифры, но по лени взрослых, ему отказывают. Он не может понять, почему нельзя с ним позаниматься, поэтому закатывает истерику. В итоге ребенок сумел забыть обиду и извиниться. Дядя все же уделил внимание ребенку, ведь и сам признал свою вину и неправильность действий, свою жестокость по отношению к племяннику.

    Дядя — строгий, сдержанный. Приняв искреннее желание ребенка изучить цифры за прихоть, отказал ему, забыв свои желания в детстве. А когда понял свою ошибку, не смог переступить через свою гордость, поэтому и не делает первый шаг к примирению. Но после извинений ребенка, схватился за первую возможность и с удовольствием стал изучать с ним цифры.

    1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина “Цифры” принадлежит к жанру рассказа.
    2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он “через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело”. Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребенком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: “Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня”. Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
    – От какого лица

    ведется повествование в рассказе? (от лица дяди)
    – Как рассказчик характеризует пору детства? (пора “беззаветной, той страстной нежности”)
    – Чем, по мнению дяди, ребенок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)
    3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И. А. Бунина “Цифры” основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: “вредно, не полагается баловать детей”. Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик “придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки”.
    4) Характеристика героев рассказа.
    – Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)
    – Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)
    – Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: “вредно, не полагается баловать детей”)
    – Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)
    – Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)
    – Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения <
    – Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?
    – Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)
    – Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)
    5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.
    6) Смысл названия рассказа. Рассказ И. А. Бунина называется “Цифры”, так как цифры – мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.


    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. Анализ произведения Жанр произведения – психологический рассказ. Герои – маль­чик, дядя, мама, бабушка. Завязка – мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские...
    2. Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представле­ние о содержании рассказа. Автор делится своими мысля­ми о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспита­нии...
    3. Уже прочитаны такие рассказы И. А. Бунина: “Косцы”, “Лапти”, “В деревне”, “Цифры”. Рассказ “Косцы” – воспоминания человека, покинувшего родину. Герой вспоминает о березах, о русской...

    Урок литературы в 7 классе.

    Тема урока: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

    Обретение доброты и гармонии».

    Цель: показать взаимоотношения детей и взрослых в рассказе И. Бунина, опираясь на знания психологии.

    Задачи:

    Образовательные:

    раскрыть причины конфликта дяди и племянника;

    найти способы выхода из конфликтной ситуации на примере героев рассказа;

    дать характеристику героям.

    Развивающие:

    развивать навык выразительного чтения;

    развивать умение анализировать прозаический текст;

    развивать навык связной речи.

    Воспитательные:

    воспитывать чувство гуманизма и сострадания;

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

    Ход урока

    1. Беседа с учащимися

    Что означает слово «конфликт»?

    Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

    Что нужно для конфликта?

    Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

    2. Слово учителя

    Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

    3. Чтение первых строк рассказа от слов «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды»… до слов «но это была слишком крупная ссора».

    В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?

    Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

    4. Чтение по ролям сцены из второй главы.

    Учитель: Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься.

    Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

    Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

    5. Запись на доске

    Схема нарастания конфликта.

    1 . Несогласие.

    2. Недовольство.

    3. Противодействие.

    4. Унижение.

    5. Депрессия.

    6. Разрыв.

    6. Проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником .

    1) Итак, несогласие . В чем оно проявилось?

    Мальчик: «Покажи цифры». Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».

    Почему дядя не пошел навстречу мальчику? (он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).

    2) Вторая ступень конфликта – недовольство . В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.

    Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики) - Дядя не обращает внимания на шум.

    3) Следующий этап нарастания конфликта – противодействие . Найдите строки, отражающие этот этап.

    Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать». Дядя: «Перестань!»

    4) За противодействием идет этап конфликта – унижение .

    Дядя «схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.»

    А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.

    Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».

    Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

    Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов? (дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).

    Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.

    5) Глава, в которой проявляется агрессия, четвёртая – следующий этап конфликта между дядей и племянником (Дядя впадает в истерику. Мальчик внешне старается сохранить спокойствие).

    Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его? (соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).

    6) Глава пятая начинается с вопроса: «И мы тотчас помирились?» - спрашиваешь ты».

    О чем нам говорит эта фраза? (мальчик уже забыл, что произошло вечером).

    Почему забыл? (его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).

    Чем занимался мальчик? (передвигал пустые коробочки из-под спичек).

    Почему же ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули дядю? А сердце сжалось при виде пустых коробочек? (коробочки - символ беспомощности, незащищенности ребенка).

    7) Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).

    Зачитайте из части шестой слова, подтверждающие эту мысль.

    7. Слово учителя

    Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.

    Слово психологу, который сообщает пути выхода из конфликта. Обсуждение.

      Нежность

      Юмор

      Компромисс

      Третейский суд

      Анализ своих действий

      Умение слушать

      Понимание

      Согласие

    Какой выход выбрал мальчик? («ты смирился»). Мальчик стал деликатным. А теперь поработаем над словом «деликатный». Что оно означает?

    8. Работа со словарем.

    Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

    Соответствует ли поведение мальчика этому определению?

    Это качество положительное, возьмете ли вы его себе?

    Научил ли дядя мальчика писать цифры?

    А сам он получил от мальчика какой-либо урок?

    Какую азбуку открыл мальчик своему «очень-очень умному дяде»? (уважать надо не только взрослых, но и детей).

    9. Подведение итогов урока.

    В чем, по-вашему, был виноват мальчик?

    В чем виноват дядя?

    На чьей стороне в этом конфликте автор?

    А вы?

    10. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос «Чему научил меня рассказ И.А. Бунина «Цифры?»