Болезни Военный билет Призыв

Ительмены, камчадалы — коренное население Камчатки. Значение слово «камчадалы». Право на признание

КАМЧАДАЛЫ , русскоязычное метисированное на­селение, потомки от браков между коренными северными народами и русскими .

Расселение и численность

Самоназвания локальные, по месту прожива­ния. Расселяются в долине реки Камчатка (Мильковский, Усть-Камчатский и Елизовский районы Камчатской области ) и на севере Охотском побережье (Ольский и Северо-Эвенский районы Магаданской области , Охотский район Хабаровского края). Этноним камчадалы утвердился за метисированными жителями Камчатки в XIX в., Охотского побережья - в 1920-х гг. С 1930-х гг. до конца XX в. официально не употреблялся, камчадалы учитывались как русские. В 1980-х гг. часть охот­ских камчадалов ошибочно переименована в ительменов .

Численность по переписям (тыс. человек): 1897 - 2,8 (Камчат­ка); 1926 - 3,0 (Камчатка) и 0,5 (Охотское побережье); 2002 - 2,3, в том числе Камчатская область - 1,9, Магаданская - 0,3. Фактически на Камчатке проживает более 9 тыс. камчадалов, в Магаданской области - более 1 тыс.

История

Лит.: Гурвич И. С. Русские старожилы долины реки Камчатки // Сов. этнография. 1963. № 3; Огрызко И.И. Очерки истории сбли­жения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII - на­чало XX веков). Л., 1973; Мурашко О. А. Камчадалы // Северные просторы. 1997. № 1-2; Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Л.Н. Хаховская

Место проживания - Камчатская и Магаданская области, Корякский и Чукотский автономные округа.

Язык, диалекты. Язык - чукотско-камчатская семья языков. В ительменском языке выделяют седанкинский, хайрюзовский, напанский диалекты. На современную лексику оказали влияние корякский и русский языки. В настоящее время народ двуязычен. Русский является языком внутреннего и межэтнического общения и обучения. Лишь 18,8 % населения, преимущественно представители старшего поколения, родным считают ительменский язык.

Происхождение, расселение. Древнейшее население Камчатки. С конца XVII века известно как камчадалы . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

До прихода русских на Камчатку часть предков современных ительменов на севере смешалась с оседлыми , в некоторых поселениях южной оконечности полуострова происходил процесс смешения с .

Первые контакты с русскими относятся к 1697 году, когда казаки основали на полуострове Верхнекамчатский, Большерецкий и Нижнекамчатский остроги. В 1740-е годы происходила христианизация народа одновременно с устройством русскоязычных школ. В 30–40-е годы XVIII века на Камчатке было около 100 камчадальских поселений. Ясачных камчадалов - мужчин в возрасте от 15 до 50 лет - около 2,5 тысячи, русских служилого сословия - около 250 человек, а с членами их семей, преимущественно смешанного происхождения, - около 500. Русские в значительной степени заимствовали у аборигенов их традиционный образ жизни и культуру. По переписи 1926–1927 годов, на Камчатке в 62 селениях насчитывалось 868 ительменов, 3704 коренных жителя, записанных камчадалами, и около 3500 русских.

Самоназвание итэнмэн - "тот, кто существует" - зафиксировано в конце XIX века только у северо-западных ительменов. Это название в материалах Приполярной переписи 1926–1927 годов применено к жителям одиннадцати селений северо-западного побережья, сохранивших родной язык. В восьми из них - в Сопочном, Морошечном, Белоголовом, Хайрюзово, Ковране, Утхолоке, Напане, Седанке - они составляли большинство населения и только в трех - в Тигиле, Воямполке, Палане - были в меньшинстве.

Письменность. Попытка создания ительменской письменности (на основе латинской графики) была предпринята в 1932 году, но уже в 1935 году от нее отказались, посчитав ительменов крайне малочисленными, поголовно владеющими русским языком. Сейчас работа по развитию письменности и методики преподавания в школах ительменского языка возобновлена.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения. Занимались в основном традиционным рыболовством. Основу жизнеобеспечения составлял речной лов. Промысловыми угодьями владела территориально-соседская община. Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь. Способы и орудия лова были традиционны - сети, невода, запоры - сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с "воротами", в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Женщины занимались собирательством. Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых служили предметами товарообмена как среди местного населения, так и с оленными . У последних выменивали оленьи шкуры, мясо, сухожилия.

Охота носила подсобный характер. Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающую птицу в период линьки. С охотой на и употреблением в пищу его мяса были связаны особые обряды. Пушнина служила предметом обмена. На соболя и лисицу ставили капканы и ловушки, а также их гнали собаками.

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье. Ходили на лыжах - длинных, скользящих и "лапках" - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

Жилища. Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу. К концу XVIII века у ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек - срубные амбары и помещения для скота.

Одежда. Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на , делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

Пища, ее заготовка. Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов. С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

Религия. Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме - вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме - вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Фольклор, музыкальные инструменты. Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и быстрого падения их численности в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

В мифологии основным персонажем выступает Кутх , или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер - плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург - трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей - и , в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с "мышиным народом" Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, курильских и .

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - "горло", "рот"), у тигильцев - репнун (от репкуё - "напевать", "голосить"). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу , у тигильцев - карвэльу ), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх ).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - "играющий предмет". Ительменский бубен (яяр ) родствен . Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом , у тигильцев - коун .

Праздники. Фольклорные музыкальные и художественные традиции ительменов в настоящее время ярко проявляются в ежегодном осеннем празднике "Алхалалалай". Это обрядовый календарный праздник, знаменующий собой завершение хозяйственного цикла. В празднике в обрядовой форме воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы.

Современная культурная жизнь. В школах Корякского автономного округа преподают родной язык. В поселках Ковран и Хайрюзово имеются восьмилетние школы, работают клубы, постоянно выступает детский ансамбль "Сузвай", а национальный ансамбль "Эльвель" известен не только в России, но и за рубежом. В 1988 году выпущен букварь на ительменском языке, в 1989 году - ительменско-русский и русско-ительменский словари. Изданы сборник ительменских загадок и стихотворений и другие произведения национальной литературы.

В поселке Палана ведется теле- и радиовещание на ительменском языке. Выходят газеты на русском и родных языках населения округа.

Совет возрождения культуры ительменов Камчатки "Тхсаном" был создан в 1987 году. Он представляет этническую общественную организацию ительменов в российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

О камчадалах. Камчадалы - этническая группа метисного происхождения - потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. По переписи 1926 года, их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 году насчитывалось около 9 тысяч членов общин камчадалов. В 2000 году камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В настоящее время потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском районах Камчатской области. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском районах Корякского автономного округа, Ольском районе Магаданской области.

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII века и разрастались по мере увеличения русского населения полуострова. К началу ХIХ века на Камчатке существовало 5 русских острогов и 2 крестьянские деревни, а численность русских составляла более 1500 человек. В смешанных семьях женщины, как правило, были аборигенного или метисного происхождения. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Культурно-историческое единство метисного населения Камчатки выражалось в двустороннем двуязычии: как русские, так и аборигены владели камчадальским (ительменским) и русским языками. Двуязычие сложилось на Камчатке во второй половине XVIII века благодаря появлению сети церковно-приходских школ и совместному обучению в них детей аборигенов и русских. На основе двуязычия возникло "камчатское наречие" русского языка. Оно, как и двуязычие, до последнего времени сохранялось у старшего поколения камчадалов. Интересно, что среди сказителей ительменских сказок, записанных на ительменском языке в советский период, половина по одной из родительских линий происходила из русских старожилов.

Ранняя поголовная христианизация оседлого аборигенного населения Камчатки, с одной стороны, усвоение камчадальского образа жизни и фольклора русскими колонистами - с другой, создали в мировоззрении камчадалов комплекс двоеверия, где основы православного вероучения и обрядности переплелись с политеистическими традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее десятилетие ХХ века в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники (весенний праздник Первой рыбы, осенний - "Алхалалалай"), музыкальный, песенный фольклор, прикладное искусство.

КАМЧАДАЛЫ (самоназвание), народ в России. Численность 2,3 тысячи человек (2002, перепись), в том числе 1,9 тысяч человек в Камчатской области, 132 человека в Корякском автономном округе (ныне Камчатский край) и 314 человек в Магаданской области. Говорят на русском языке, в сельской местности сохраняются диалектные особенности.

Камчадалы - результат смешения русских поселенцев и местного населения Камчатки и Магаданской области. В 18-19 веках «ясачными камчадалами» называли коренное население Камчатки (ительменов), в 1-й четверти 20 века, во время нового потока иммиграции русских на Камчатку, этноним был распространён также на метисированных потомков русских старожилов для отличия их от вновь прибывающих русских. В 1927 году было решено оседлое и говорящее на русском языке население Камчатки, называющее себя камчадалами, отнести к русским, что влекло за собой лишение льгот, предоставляемых «мелким туземным народностям севера». Это коснулось главным образом камчадалов Камчатской области, тогда как камчадалы Корякского автономного округа стали причислять себя к ительменам и корякам. В 1991 году камчадалы были признаны коренным народом Камчатки. В 1995, по данным Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатской области, их насчитывалось около 7 тысяч человек. В 2001 они были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом местные власти требуют от камчадалов персональное документальное подтверждение (с использованием архивных материалов) своей этнической принадлежности (в том числе при проведении переписи 2002). Молодое поколение камчадалов часто относит себя к ительменам или русским.

Первые русские поселения появились на Камчатке в конце 17 века. Русские колонии устраивались в наиболее благоприятных местах и с наибольшей плотностью коренного населения - в основном на юге и востоке полуострова и в долине реки Камчатка. Появление русских вызвало эпидемии оспы и депопуляцию коренного населения, что в дальнейшем способствовало его метисации. Свыше 50% браков были смешанными. Основным средством общения среди всех групп населения Камчатки (в том числе священников и школьных учителей) стало камчатское наречие русского языка, включающее около 15% лексических заимствований из ительменских языков. По переписи 1926, «камчадалов» (включая предков современных ительменов) насчитывалось 4,2 тысячи человек, из них 3,7 тысяч человек в Камчатском округе и 454 человека в Николаевском округе (часть территорий которого ныне входит в Магаданскую область). Камчадалы-метисы жили в основном в Большерецком, Петропавловском, Усть-Камчатском, Ольском и Охотском районах. В 1957 году, в связи с укрупнением сельских поселений Камчатки, камчадалы переселялись в Петропавловск и его пригороды.

Традиционная культура камчадалов Камчатки близка к ительменской. К началу 19 века большая часть русских колонистов Камчатки должна была перейти на самообеспечение. К этому времени сложился общий хозяйственный комплекс оседлого населения, приспособленный к местным природным условиям. Основное занятие - промысел лосося. Из рыбы делали юколу, квасили в ямах на корм собакам. Основные рыбные блюда готовили в русской печи. Женщины собирали сарану (Lilium tenuifolium), борщевик (пучка), кипрей и др. Осенью охотились на оленя и горного барана, женщины били линных гусей, зимой промышляли пушного зверя. На восточном побережье занимались морским зверобойным промыслом. Из крапивных ниток вязали сети. С 1724 года администрация неоднократно внедряла на Камчатке хлебопашество, с конца 18 века - огородничество и животноводство. Разводили якутские породы коров и лошадей. Для верховой езды делали сёдла смешанного якутско-эвенского типа и стремена эвенского типа из кости горного барана. Летом передвигались в основном на долблёных лодках-батах, зимой - на нартах в собачьей упряжке. Зимние поселения состояли из изб, летом жили в срубных «балаганах» на толстых сваях в местах промысла (ныне «балаганы» - символ камчадальской культуры). Одежда в основном русского типа (мужские рубахи-косоворотки, женские сборчатые юбки и приталенные блузки). Зимнюю одежду покупали у ительменов и коряков; меховые кухлянки, сапоги (торбаса), шапки (малахай), матерчатые камлеи сохранялись в быту до середины 20 века. Для праздничного женского убора характерна так называемая головнушка - лента из кожи или бисера (при этом она не входила в этнический костюм ни одного из коренных народов Камчатки). Из бисера плетут также шапочки со множеством подвесок.

Камчадалов объединяет с ительменами общее синкретическое мировоззрение, соединяющее православие с политеистическими верованиями и обрядами. Религиозной жизнью поселений руководил выборный церковный староста. Хозяйственный календарь был приурочен к церковным праздникам: с первой осенне-зимней охоты возвращались к Рождеству, с зимне-весенней - к Пасхе, в Духов день устраивали освящение воды и принесение жертв реке и т.п. Бытовали этнологические мифы о Кутхе, смешанные русско-ительменские сюжеты легенд, волшебных сказок, сказки о животных, былички, обрядовые песни, заговоры, короткие сатирические (часто непристойного содержания) стихотворения. Сохраняются хоровое пение под гармонь и гитару, хороводные танцы, кадриль, стилизованные ительменские танцы под бубен и погремушки из рога оленя. Камчадальско-ительменские фольклорные мотивы развивались в творчестве камчадальских писателей, особенно Г. Г. Поротова (1929-1985). В 1987 году камчадальской интеллигенцией был реконструирован в Ковране ительменский праздник Алхалалай, который распространился затем камчадальскими фольклорными ансамблями в Мильковском, Соболевском, Елизовском районах. В 1992 создан Союз камчадалов Камчатской области, в 2000 - Союз камчадалов Корякского автономного округа. Многие молодые камчадалы участвуют в ительменских фольклорных коллективах. Развивается искусство меховой мозаики, плетение из бисера, вышивка, резьба по дереву и кости, плетение из травы.

Особую группу образуют камчадалы Магаданской области, сформировавшиеся на основе смешения русских старожилов района Охотско-Камчатского тракта с оседлым населением Охотского побережья - эвенами и якутами в районе Тауйской губы, коряками - в районе Ямской и Гижигинской губерний. Метисное население Магаданской области, несмотря на сословную разобщённость (относилось как к «русским», так и к «инородческим» сословиям), противопоставляло себя, с одной стороны, кочевым корякам и эвенам, с другой - вновь приезжавшим русским; себя они называли в основном по месту проживания - ольцы, гижигинцы и т.п. С 1926 к нему стал применяться термин «камчадалы». До конца 1930-х годов камчадалы преобладали среди оседлого населения Охотского побережья, затем их доля стала уменьшаться как из-за новых волн иммиграции русских, так и из-за оседания кочевников-эвенов. С 1959 они стали учитываться в переписях как русские. В 1980-х годах, когда стали вводиться новые льготы для коренных народностей Севера, многие охотские метисы стали причислять себя к ительменам.

Лит.: Жидяевский М. А. Камчадальский диалект. Его происхождение и краткая характеристика // Советский Север. 1930. №2; Браславец К. М. Диалектологический очерк Камчатки. Южно-Сахалинск, 1968; Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII - начало XX в.). Л., 1973; Мурашко О. А. Ительмены и камчадалы // Гуманитарная наука в России. М., 1996; Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Камчадалы или, как они сами называют себя, ительмены - населяют южн. половину полуо-ва Камчатки (см.). Говорят, что название «К.» происходит от прозвища «кончало», даваемого им их северными соседями, коряками. Русские познакомились с К. в конце XVII в., со времени покорения Камчатки. Притесняемые казаками, К. пробовали восставать в 1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и Крашенинниковым, которые застали еще К., можно сказать, при выходе из каменного века, хотя уже знакомыми с железом и притом, как кажется, не через одних русских, но и через курильцев и японцев. После того Камчатку посещали немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о К. довольно ограничены. По типу К. выказывают многие монгольские черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего С.В. Азии и С.З. Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако, не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы. По словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип К. нельзя назвать безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и веселые. Язык К., очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых подвергается изменению от предлогов (префиксов). По Дитмару, бывшему в Камчатке в 50-х годах, К. говорили тремя наречиями: одно - в долине р. Камчатки, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое - в долинах pp. Быстрой и Большой, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское, по зап. берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык, по-видимому, уже исчез, и все К. говорят русским, хотя и своеобразным языком; все крещены и живут в избах на русский манер. К. во времена Крашенинникова одевались еще в национальный костюм из звериных и рыбьих шкур, жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саж. над землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки - «бамы», были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением «тойонов», и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в женском костюме и т. д. По словам Крашенинникова, металлы до прибытия русских заменялись у К. костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы. Огнивами у них служили деревянные дощечки и палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища К. была главным образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли также некоторые коренья и клубни (особенно сарану, Fritillaria sarana); одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки; для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся; скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, К. занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в жареном виде они похожи на картофель. Рыболовство и охота и теперь еще служат главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади якутской породы. По словам Дыбовского, хотя К. теперь и обрусели, но зато поселившиеся среди них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д. Провиант и необходимые товары получаются жителями из Владивостока или иногда от американцев. Число К. (1889 г.) простиралось до 4029 (2009 м. и 2020 ж.), но, кажется, теперь их стало меньше вследствие постепенного вымирания. Самые большие поселения имеют не более 30 домов и 200 жит.

Камчадалы
Самоназвание
Численность и ареал

Всего: 1927
Россия 22x20px Россия :
1927 (Всероссийская перепись 2010 г.)

Вымер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык
Религия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расовый тип
Входит в
Родственные народы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение Славяне Восточные славяне Русские

Камчада́лы - этнографическая группа русских , старожильческое население современной территории Камчатского края , Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов .

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены , в меньшей степени также коряки , чуванцы . Язык камчадалов - русский . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и, вследствие своей немногочисленности, в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .

Доля камчадалов по районам и городам России

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %) :

  • посёлок Ключи 472
  • город Петропавловск-Камчатский 216
  • посёлок Усть-Камчатск 182
Доля камчадалов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %):

Камчадалами себя также называют старожилы побережья Охотского моря в Магаданской области, проживающие в поселках Ола, Гижига, Ямск, Тауйск, Армань и др.

Напишите отзыв о статье "Камчадалы"

Примечания

Ссылки

  • Камчадалы - статья из Большой советской энциклопедии .

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 527
  • Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003
  • В. С. Пикуль "Богатство".

Отрывок, характеризующий Камчадалы

К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...