Болезни Военный билет Призыв

Границы между европой и азией. Вдоль границы европы и азии. Точное деление по Уралу

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

Для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. О таких исключениях говорится, например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению с прежней редакцией ТК РФ) к понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение понятия «таможенная граница Российской Федерации», под которой теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в том числе пределы (в прежней редакции ТК РФ -- периметры) свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась как пограничная, въезд туда осуществлялся строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз -- это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам -- нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран -- членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. Примером может служить формирование таможенного союза между Россией и Белоруссией.

Образование этого таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств -- участников союза.

Тема: ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ ГРАНИЦА

П Л А Н:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.

2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Экономический потенциал - это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленнсть и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых. Понятие экономического потенциала тесно связано с понятием таможенная территория и её граница. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница включает понятие установления пределов действия таможенного законодательства в пространстве, и имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные таможенным кодексом РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируются с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница". Статья первая таможенного кодекса РФ устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Содержание комментируемой статьи корреспондируется с соответствующими положениями Конституции и положениями федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Так, согласно ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст.5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Пункт 3 статьи 1 ТК РФ дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.

Особые экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами. Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п.2 и 3 статьи 1 ТК РФ. Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ. Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства. Например, согласно ст.1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Экономический потенциал напрямую зависит от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста. Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем свыше 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

Таможенная территория России и её границы не раз менялись и уточнялись на разных исторических стадиях развития страны. Большая Россия (бывший Советский Союз) - это сложное государственное образование, не государство-нация, а государство-цивилизация, действительно имперски конфедералистски- федералистическое по устройству, но без угнетения колоний метрополией, провинций - центром, а скорее с излишне патерналистскими центральными органами власти. Это государство, управление которым требовало большой искусности и большой политической воли, порой самоотдачи, соблюдение интересов отдельных его составляющих и интересов страны в целом - учета сложного баланса противоречий даже в собственно русской части ее территории, протяженность которой целых одиннадцать часовых поясов, то есть фактически половина земного шара. Веками территориальная целостность и стабильность страны, ее экономический потенциал поддерживались за счет приращения земель, когда внешние, пограничные конфликты трансформировались в чисто внутренние, ибо вместе с соответствующими землями и природными ресурсами уходили в глубь постоянно расширявшейся почти до конца XIX века страны. Внутреннее устройство при этом было далеко от идеала и, к сожалению, базировалось более на центристских и цезаристских принципах, чем на демократических и федералистских институтах.

К началу XX века эта схема жизни государства в России изжила себя, чего не поняли ни царь, ни правящий в то время дворянско-бюрократический класс. Страна пережила трагическую коллизию - полный распад на мелкие территориальные единицы. Восстановлению целостности и единства экономического потенциала Большой России (но уже под властью большевиков, а не царя) в 20-х годах нынешнего века способствовали следующие объективные и субъективные факторы: исторические традиции совместного проживания, замешенные на преобладании коллективистских инстинктов и моделей поведения над индивидуалистическими; единое экономическое пространство.

Имелось довольно много факторов, объективно и субъективно способствовавших успеху политики большевиков по восстановлению целостности экономического потенциала Большой России. Но даже при наличии этих факторов восстановление произошло не полностью (полностью и даже "с избытком", правда, не всегда в форме прямого включения в СССР, это осуществил Сталин в ходе второй мировой войны). Так, из состава Большой России ушли: Польша, значительную часть своей истории, существовавшая как самостоятельное государство и традиционно закрепившаяся в качестве таковой в европейском сознании; Финляндия, Литва, Эстония и Латвия (последние три Сталин затем вернул в состав СССР). Кроме Польши, все остальные территориальные потери России можно было полностью отнести на счет потерь в первой мировой войне, проигранной, конечно же, царским правительством, а отнюдь не большевиками (у последних просто не хватило экономических и военных сил вернуть эти территории России сразу).

В XX веке, в эпоху Советского Союза, в силу ряда причин возникла новая система сохранения территориальной целостности и наращивания экономического потенциала Большой России - так называемая система трех обручей.

Первый обруч - Малая Россия (хотя границы ее весьма приблизительно соответствуют историческим), то есть, условно говоря, нынешнюю Российскую Федерацию окружили республики, входившие в бывший Советский Союз.

Второй обруч - режимы-сателлиты, прямо зависящие от Москвы, в том числе (по ялтинской системе) и благодаря прямой договоренности о разделе сфер влияния со странами Запада. Это в первую очередь бывшие социалистические страны Восточной Европы; Монголия, Северный Вьетнам и Северная Корея - в Азии, и недолгое время там же - Китай; а также Куба в Западном полушарии.

Наконец, в 60-е годы возник целый ряд дружественных Москве режимов по всему миру, но особенно в Африке, в Латинской Америке, а также в Азии (Индия), которые вместе с коммунистическими партиями в Западной Европе составляли третий внешний обруч, скрепляющий мощь и целостность Большой России. Это была воистину глобальная, очень сложная система, равновесие внутри которой поддерживать было трудно и к тому же это требовало больших материальных жертв со стороны народов, проживающих в СССР. Россия в виде СССР восстановилась в еще более могущественном и даже территориально более обширном (особенно после второй мировой войны) масштабе. Перестройка в ее международном аспекте была добровольным (хотя отчасти и вынужденным) отходом с этих глобальных рубежей внутрь себя, в собственно Россию. Но в силу ряда объективных причин и ошибок процесс пошел хаотично, а когда его стал целенаправленно подталкивать Запад - лавинообразно. Два внешних кольца обороны рухнули, но на этом дело не остановилось - начал рушиться СССР (Большая Россия), легитимность границ которого практически никто извне под сомнение не ставил (исключение - разве что позиция США по поводу трех прибалтийских республик).

Незавершенность исторического геополитического процесса на пространстве Большой России (постсоветском пространстве) и соответственно сохранение потенциала для ее дальнейшего распада либо, наоборот, воссоздания особенно ярко характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, к числу важнейших из которых относятся:

  • неготовность окружающего мира к полному распаду России (причем со стороны Запада это и объективная, и субъективная неготовность; исламский же мир, безусловно, готов к дальнейшему распаду России субъективно, но не объективно);
  • искусственность или ярко ощущаемая ныне живущими поколениями людей несправедливость большинства границ, являющихся сегодня границами постсоветских государств;
  • нестабильность всех азиатских и кавказских государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, сохраняющих свое территориальное, государственное и этническое единство лишь на основе: а) авторитарных или прямо диктаторских режимов, в них воцарившихся; б) традиций советского административного деления; в) нежелания России дестабилизировать ситуацию в данных регионах и ее неспособности пока целенаправленной политикой "перекраивать" в свою пользу постсоветское пространство;
  • справедливость определения почти всех образовавшихся на территории бывшего СССР новых государств как "микроимперий", сохраняющих внутри себя все характерные для империй тенденции если и не к полному распаду, то к длительному полураспаду;
  • скрытые, а порой уже и явные претензии ряда бывших соседей СССР (Турция, Афганистан, Румыния, Китай, Германия) на подчинение себе частично или полностью некоторых государств территорий на постсоветском пространстве;
  • впервые в таких масштабах возникшая глобальная проблема разделенности русской нации, что рано или поздно потребует более "активной" государственной политики России по защите русских людей или русских территорий за рубежом;
  • этнографический характер практически всех государств, возникших на территории бывшего СССР, исключая лишь саму Россию и Белоруссию, но включая даже такие внешне "цивилизованные", "европейские" государственные образования, как Литва и, особенно, Эстония и Латвия;
  • гражданская война в Таджикистане как наиболее явное проявление всех перечисленных тенденций нестабильности, уже существующих в горячей форме - спусковой крючок для серии подобных войн по переделу всего территориального пространства бывшей советской Средней Азии (сюда входят, помимо самого Таджикистана, еще и Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Киргизия);
  • нестабильность экономических реформ практически во всех республиках бывшего СССР (кроме прибалтийских), что сделало большую часть их населения гораздо более обездоленной, чем это было в советское время.

В начале нового, третьего тысячелетия мировое сообщество находится в состоянии ожидания дальнейшего развития событий. В частности, все больше его внимание привлекают огромные и незаселенные российские пространства. С их заселением связываются резервы очередного ускользания человечества из "мальтузианской ловушки". Мальтузианство, теория, созданная в конце 18 века Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

Первый удар по целостности экономического потенциала России был нанесен принятой в июне 1990 года Декларацией о суверенитете РСФСР. Аналогичные декларации тут же приняли подавляющее большинство национальных автономных республик РСФСР, и уже к концу 1990 г. на ее территории было провозглашено несколько суверенных государств. Такова цена призыва "брать столько суверенитета, сколько можно проглотить". Предпосылки дальнейшей дезинтеграции России были запрограммированы в её Конституции 1993 года. В статье 5 первой главы первого раздела Основного Закона закреплено, что "республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство". Конституция придает договорным отношениям между Федерацией и ее "суверенными" республиками такой высокий статус, какого не имеют договорные отношения ни в одном федеративном государстве мира. Некоторые суверенные республики России сразу открыто и громко заявили о своем выходе из нее или о праве на таковой. Особенно жестко это зафиксировано в конституциях Тувы, Татарстана и Башкортостана. Другие утвердили себя самостоятельными участниками внешнеполитических и внешнеэкономических связей. В конституциях Якутии и Северной Осетии отмечается, что их президенты принимают решения о дислокации и передвижении по своей территории воинских формирований. Республика Тува закрепила за собой даже право объявления войны и мира, введения военного положения, принятия республиканских законов о воинской службе. Многие республики утвердили порядок введения чрезвычайного положения на своей территории. Сегодня в Российской Федерации 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов - всего 89 "разнокалиберных", но далеко не равноправных субъектов. Согласно статье 9 Конституции РФ, национальные образования наделены правами собственности на свои природные ресурсы, тогда как в "русских" краях и областях - это федеральная собственность. Даже национальные автономные округа, входящие в состав краев и областей, имеют одинаковые с ними экономические права и к тому же еще наделены правами собственности на природные ресурсы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить еле-дующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.

34. Особенности перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу рф

При перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу РФ первоначально устанавливается назначение этих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц являются товарами для личного пользования.

Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 281 ТК РФ).

Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления (п. 3 ст. 281 ТК РФ).

Товары, включая транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования через таможенную границу РФ, подлежат помещению на склад временного хранения в следующих случаях:

1) по просьбе указанных лиц;

2) если немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов (п. 3 ст. 285 ТК РФ).

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ (п. 1 ст. 286 ТК РФ).

Декларированию в письменной форме подлежат товары, включая транспортные средства:

1) перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

2) пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

3) ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;

4) вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ;

5) обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством РФ;

6) транспортные средства (п. 2 ст. 286 ТК РФ). Физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме (п. 3 ст. 286 ТК РФ).

Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значение основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.

Таможенная территория

Российской Федерации – сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Таможенная территория Российской Федерации, а также территории свободных таможенных зон и свободных складов имеют пределы в виде линии.

Таможенная граница-

это пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий исключительных и особых экономических зон.Товары

Любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии транспортные средства, за исключением

Транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудованное.

Транспортные средства

Это любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта или линий электропередач.

Российские товары

– товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории российской Федерации.

Иностранные товары

Все иные товары не являющиеся российскими.

Лица перемещающие товары- это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товарами действий, предусмотренным Таможенным кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 2 таможенного кодекса РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 таможенного кодекса РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.