Болезни Военный билет Призыв

Г цыбин. Винников А.З., Цыбин М.В. Орнаментированный топорик из Воронежской области. Русские поселения на периферии Золотой Орды в Среднем Подонье

2018-08-09T13:26:34+00:00

Среднемагистральный грузовой самолет Ту-204С.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1990 г.

Каждый внимательный авиапассажир, находясь на аэродроме, наверно, обращал внимание на отдельные экземпляры хорошо знакомых самолетов, будь то Як-40 или Ту-154 , отличавшихся от своих собратьев открывающейся вверх бортовой дверью непомерно больших размеров. И не надо быть провидцем, чтобы понять — это не дверь для пассажиров, а грузовой люк. «Это от нашей бедности», — подумает кто-нибудь, не хватает транспортных самолетов, вот и переделывают старые пассажирские машины под грузовые…» . Однако в действительности все обстоит далеко не так. Ведь и американцы, отнюдь не страдающие от нехватки транспортных «Геркулесов», «Старлифтеров» и «Гэлакси», постоянно переделывают в «грузовики» свои «Боинги», «Дугласы» и «Локхиды». В принципе никакого противоречия в этом нет, ведь американские C-130, C-141, C-5, C-17 и наши Ан-12 , Ан-72 , Ан-124 , Ил-76 являются машинами военно-транспортными и создавались прежде всего для армии. Они рассчитаны на более жесткие условия эксплуатации, в них заложена большая прочность, предусмотрена возможность сброса груза в воздухе. Эти самолеты оснащаются дополнительным оборудованием и вспомогательными погрузочными устройствами, что в итоге делает их более тяжелыми и менее экономичными по сравнению с обычными пассажирскими авиалайнерами. Особенно ухудшают экономичность этих самолетов требования взлета и посадки с грунтовых аэродромов и укороченных взлетно-посадочных полос.

Конечно, военно-транспортные самолеты незаменимы при перевозке крупногабаритных или тяжелых грузов, колесной и гусеничной техники. В то же время существует огромное количество иных самых разнообразных грузов, требующих срочной доставки (например, лекарственные препараты, скоропортящиеся продукты и тому подобное), для перевозки которых вполне годятся самые обычные пассажирские самолеты. К сожалению, у нас в России в условиях доперестроечной экономики целесообразность такой конверсии не считалась обоснованной. Всего 10 (десять!) грузовых самолетов Ту-154С было переделано из уже полетавших пассажирских Ту-154Б . У них вырезали часть борта, на месте которой сделали грузовой люк больших размеров с необходимым усилением конструкции фюзеляжа. Пассажирские кресла в салоне были сняты, а на полу установлены специальные роликовые панели для перемещения грузов внутри салона.

Что касается перевозимых грузов, то они перед погрузкой в самолет размещаются на специальных поддонах международного типа (не путать с багажными контейнерами) и закрепляются удерживающей сеткой или тентом палаточного типа («иглу»). Затем контейнеры подъемником подаются в грузовой люк самолета, где по роликовым панелям легко перемещаются на требуемое место и фиксируются специальными замками. В качестве грузовых во всем мире широко используются уже устаревающие самолеты типа «Боинг-707″,»-727″, «-737», DC-8, DC-9, DC-10, L-1011, а ряд крупных фирм, таких как американская «Пенко Аэроспейс», «Маршалл Аэроспейс» и» Дин Эйр», специализируются на выполнении подобных работ. В последнее время и авиационные фирмы начали предлагать потенциальным покупателям перспективные самолеты также и в грузовом варианте («Боинг-757-200PF», A-310F).

Внимательно приглядимся к шасси. Основные стойки относительно невелики для самолета такого класса (взлетная масса Ту-204 превышает 100 т) и отличаются оригинальной схемой уборки. «Ноги» самолета обуты в новые низкопрофильные пневматики радиального типа — первые авиационные колеса такого класса в нашей стране. По сравнению с обычными они гораздо меньше по размерам, а их «ходимость» намного выше. Неудивительно, что после массивных тележек Ту-154 стойки Ту-204 выглядят, как игрушечные. Впрочем, их прочность и эффективность от этого никак не уменьшились. Довольно странное впечатление производят элероны. Мы уже привыкли, что один элерон отклоняется вверх, а другой в это время — вниз. А тут оба элерона висят, как пожухлые листья. Но это только на стоянке. Ведь у Ту-204 нет жесткой проводки, и после включения электродистанционной системы управления элероны «оживают» и занимают нормальное положение. Элероны на Ту-204 не очень большие, так как работают совместно с интерцепторами, установленными на верхней поверхности крыла. Не знаю, как на других машинах, но на «десятке» интерцепторы прилегали к консолям неплотно, оставляя значительный зазор, а это явно говорило о том, что ульяновскому заводу «Авиастар» еще есть над чем работать.

Основное, на что обращаешь внимание, обходя Ту-204, — это двигатели ПС-90А. Их мотогондолы расположены очень низко над землей и при желании можно дотянуться рукой до лопаток компрессора. Если вам в ближайшее время предстоит лететь на Ту-204, не пугайтесь хруста и щелчков, слышимых в двигателе при его вращении на стоянке. Это не подшипники разваливаются, а всего лишь «гуляют» лопатки, вырабатывая специально оставленный температурный зазор. Еще одна особенность двигателей — они неплохо держат попадания посторонних предметов. Вспоминая, как в свое время мы проходили стажировку на Су-7 и искали каждую забоину на лопатках двигателя АЛ-7Ф , я был немало удивлен, насчитав здесь несколько приличных забоин и даже обнаружив одну лопатку со спиленным углом. Оказывается, такие вещи для ПС-90А не являются чем-то особенным и никоим образом не влияют на его работоспособность. Естественно, что любой двигатель может отказать. Однажды не избежал этого и Ту-204. Вспомним октябрь 1994 года, когда самолет с группой журналистов на борту совершил незапланированную посадку с одним работающим двигателем. Наша пресса преподнесла данный факт, как экстраординарное происшествие, не обмолвившись даже словом о том, что Ту-204, созданный по жестким международным нормам, с самого начала проектировался так, что способен лететь и на одном моторе. Конечно, отказ двигателя являлся серьезнейшим летным происшествием и вполне естественно, что экипаж самолета в данной ситуации принял решение произвести посадку в ближайшем аэропорту.

Еще одним удачным нововведением на борту Ту-204 стали дополнительные бортовые прожекторы, подсвечивающие мотогондолы. Я лично смог убедиться, насколько это облегчило техсоставу работу с силовой установкой на неосвещаемой площадке аэродрома посадки. Кроме того, во время ночного полета экипаж также может по крайней мере посмотреть на двигатель. А теперь давайте поднимемся на борт самолета. В принципе, перед нами обычный пассажирский лайнер, в хвостовой части которого осталось несколько рядов кресел. Первое, на что обращаешь внимание, — это мощная перегородка, отделяющая кабину экипажа и следующий за ней отсек для сопровождающих от грузового помещения. Эта защитная стенка предохраняет людей при аварийной ситуации (скажем, при посадке на «живот», на воду и т.п.) и удерживает на себе весь ползущий вперед груз массой до 30 т. Причем эта стенка рассчитана на удар груза с девятикратной перегрузкой! Защитная стенка перегораживает почти весь проем фюзеляжа, оставляя для прохода лишь две узких щели, слева и справа, в которые, в принципе, не так уж трудно пройти с бортовым огнетушителем. Как мне объяснили, они должны перекрываться герметичными створками, не пропускающими дым. Кстати, о пожарах на борту. На «грузовике» он может возникнуть с большей вероятностью, нежели на пассажирском самолете. Интересно, что на Ту-204С отсутствует система пожаротушения грузового отсека, но имеется система обнаружения дыма. В случае возгорания груза, термостойкая облицовка грузовой кабины не дает распространяться пламени, а экипаж надевает кислородные маски и разгерметизирует самолет, отключив систему кондиционирования воздуха. Естественно, что без достаточного поступления кислорода горение прекращается само собой.

Но вернемся к самолету Ту-204С. Что поражает на этом «грузовике», так это загрузочный люк. С земли он не кажется таким большим. И только войдя в самолет, понимаешь, насколько это сложная конструкция. Размеры грузового люка 3,4×2,2 м. Через него в самолет спокойно входят не только стандартные поддоны, но и практически любые легковые автомобили и джипы. Ведущий инженер по самолету Сергей Костиков в шутку заметил, что Ту-204 — просто находка для наших «челноков». Теперь пройдем в хвостовую часть самолета и сядем в пассажирские кресла. Сразу хочу сказать, что «десятка» является опытной машиной, после испытаний которой должен быть получен сертификат. На машине работают специалисты, она летает на выставки, и небольшой пассажирский салон для служебных рейсов здесь просто необходим. На серийном же грузовом варианте людей в транспортном отсеке быть не должно. Опустившись в пассажирское кресло, сразу замечаешь, что объем фюзеляжа Ту-204 гораздо больше, чем в привычном Ту-154, хотя ширина их салонов одинакова. Объясняется это тем, что у Ту-154 фюзеляж круглого сечения, а у 204-го высота салона чуть больше и максимальная ширина приходится на уровень плеч. Уже одно это значительно улучшило комфортабельность новой машины в пассажирском варианте. Способствуют повышению комфорта и малошумные двигатели ПС-90А. Правда, в районе центроплана шум от них несколько выше, чем в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Отдав должное акустике, хотелось бы обратить внимание конструкторов на то, что в борьбе за снижение шума они забыли про СКВ (система кондиционирования воздуха). И если раньше СКВ шипела себе потихоньку, то теперь она стала даже заглушать звук работающего двигателя и превратилась в новый источник шума. Впрочем, Ту-204С — грузовик, и на нем стоит упрощенная система подвода воздуха. На пассажирском варианте во всех зонах салона нормы по шуму полностью удовлетворяются.

Несколько слов о кабине пилотов… Рассчитанная на трех членов экипажа, она кажется довольно удобной, хотя в ней и нет особого простора по сравнению хотя бы со старым Ил-18 , имеющим фюзеляж такого же диаметра. Это обусловлено зоной досягаемости пилотов до органов управления при планируемом экипаже из двух человек. Зато приборная доска выше всяких похвал. Несколько больших цветных индикаторов дают экипажу пилотажно-навигационную информацию, а также информацию по работе двигателей и функционированию систем самолета. Отличному обзору из кабины, как в полете, так и на рулежке, способствуют большие панорамные лобовые стекла и широкие боковые панели. Это связано с тем, что Ту-204 может садиться в очень плохих метеоусловиях. Увеличенная площадь остекления кабины особенно хорошо заметна, когда Ту-204 стоит рядом со своим предшественником Ту-154. Читатель может задать вопрос: а нужно ли вообще делать грузовик именно сейчас, когда «двести четвертых» еще так мало на пассажирских трассах? Вполне достаточно был о сделать грузовой самолет на базе старых машин, налетавших уже порядочное число часов и ресурс которых подходит к своему пределу. Ведь так поступает весь мир. Да, это так. Но с появлением нового грузовоза Ту-204 мы можем вырваться и на зарубежный рынок. С новым сертифицированным самолетом мы сумеем предложить зарубежным авиакомпаниям принципиально новую машину — менее шумную и более экономичную, чем «Боинг 707», «-727», DC-8 и др. К тому же, более дешевую, чем «Боинг 757». Конечно, мы можем сейчас это только предполагать. И, тем не менее, хочется пожелать успехов новому российскому самолету.

Модификация: Ту-204C
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,22
Высота самолета, м: 13,88
Площадь крыла, м2: 182,4
Масса, кг
-пустого самолета: 60000
-максимальная взлетная: 103000
Топливо, л: 24000
Тип двигателя: 2 х ТРДД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16140
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 5800
Практический потолок, м: 12600
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: максимальная коммерческая нагрузка — 23000 кг.

Ту-204С заходит на посадку.

Самолет Ту-204 был разработан в 1980-1990-х годах на смену своему предшественнику Ту-154, что стало прорывом в советском и российском авиационном судостроении. В линейке моделей данного судна имеется 50 различных вариаций, которые разработаны для пассажирских, грузовых, специальных и VIP-перевозок. Каждая новая версия самолета использовала наработки и удачные конструкторские решения уже имеющихся модификаций, сочетая различные варианты самолета с конечной целью его использования.

  • Ту-204 100 - большая на 10 тонн взлетная масса.
  • Ту-204 200 - большее число баков топлива, что увеличивает расстояние полета.
  • Ту-204 100Е - кабина оснащена англоязычным оборудованием, улучшенные двигатели.
  • Ту-204 100В - дальнейшие улучшения технического оснащения предыдущей модели.
  • Ту-204 100В-04 - в этой модификации учтены международные требования по уровню шума.
  • Ту-204 120 - в этой модели появилась зарубежная авионика и новые двигатели из Англии. Модель была продана в Египет в количестве пяти единиц.
  • Ту-204 300 - в этой вариации укорочен фюзеляж, что сокращает число пассажиров. Расстояние полета увеличено. Модель отвечает всем международным стандартам.
  • Ту-204 300А - модель была специально разработана для административных рейсов с целью увеличения расстояния полета.
  • Ту-214 - успешная модификация самолета с большей взлетной и коммерческой массой.
  • Ту-204СМ - наиболее удачная вариация оригинальной модели. В ней полностью пересмотрены технические характеристики с использованием предыдущих удачных модификаций. Эта модель может конкурировать с титанами западного производства, такими как Боинг.

Кроме пассажирских моделей имеются грузовые версии Ту-204, а также планируемые версии самолета, выпуск которых ожидается в ближайшие годы.

Этапы создания самолетов Ту-204

Задумка о создании новой модели пассажирских самолетов зародилась еще в СССР 1970-х годов.

Первоначально его конструкция и техническое оснащение должны были походить на самолеты Ту-134 и 136. Однако, с течением времени возникающие нюансы сделали его подобным зарубежным аналогам.

Модель первоначального трёхдвигательного варианта Ту-204

Возникали споры по количеству двигателей. Изначальные два двигателя планировали заменить на три, но в 1980-х было окончательно решено внести в конструкцию два двигателя и закрепить их на пилонах крыльев, что было качественно новым решением для советского самолетостроения.

В 1987 полным ходом шла подготовка к производству Ту-204.

Через год был выпущен пробный экземпляр самолета. Год спустя, был совершен первый полет Ту-204. К окончанию 1993 года все испытания пригодности модели были успешно пройдены. В 1995 году самолет Ту-204 получил все необходимые сертификаты о его допуске к авиаперевозкам. С 1990 года началось серийное изготовление машин данной модификации.

Общая характеристика Ту-204

Характеристики Ту-204 отражают его современность и надежность.

Самолеты этой категории соответствуют международным стандартам по уровню шума, загрязнения воздуха и безопасности. В связи с этим модели Ту-204 беспрепятственно вылетают в рейсы в Евросоюз, страны Азии и Америки.

Самолет Ту-204, фото которого можно сравнить с его изображениями его предшественников, отличается от них расположением двигателей и массивностью конструкции. Его сильной стороной является способность совершения перелета и посадки с обоими вышедшими со строя двигателями.

В конструкции самолета используются легкие и прочные композитные материалы и алюминиевые сплавы, а форма крыльев и вместительный бензобак, расположенный в оперении судна, значительно улучшают его маневренность.

В Ту-204 впервые в России появилась система дистанционного управления, позволяющая совершить посадку в условиях низкой видимости, что сокращает риск аварий.

Кабина Ту-204 оснащена по последнему слову техники, чтобы максимально уменьшить давление на пилотов самолета. На приборной панели установлено 6 экранов, с помощью которых пилоты полностью контролируют состояние всего самолета при поддержке спутниковой связи.

Кабина экипажа

Крылья и шасси Ту-204 выполнены по особой технологии, упрощающей полет и посадку воздушного судна.

Самолет оснащен современной системой подачи воздуха внутрь салона, вырабатываемого непосредственно из компрессоров судна. Температура воздуха автоматически поддерживается на заданном уровне.

Гидравлика модели состоит из насосов, приводимых в действие двигателем. На случай поломки имеются дополнительные насосы.

Вероятность аварийной ситуации вследствие обледенения двигателей и их компонентов, а также лобового стекла кабины пилотов исключена в силу ряда технических улучшений. Этот факт был подтвержден рядом испытаний, в том числе и под эгидой международных экспертных комиссий.

Востребованность самолетов Ту-204

Проектирование качественно новой модели самолетов на смену Ту-154 длилось не одно десятилетие.

К разработкам были подключены ведущие советские, а после - российские и зарубежные эксперты в области конструирования авиатехники. Результат превзошел все ожидания: получившаяся модель отвечает всем международным стандартам, имеет выгодную конструкцию и является экономичной.

Ожидаемый спрос на Ту-204 в соответствии с этим был высоким, на модель возлагались большие надежды. Предполагалось, что этот самолет полностью вытеснит своих устаревших предшественников и положит начало качественно новому уровню гражданской авиации.

Тем не менее, самолеты этой модели не оправдали возлагаемых на них надежд. В первую очередь, этому препятствовала высокая стоимость самолета Ту-204. Он более чем в два раза дороже, чем Ту-154.

В годы выпуска, которые пришлись на 90-е, необходимости и возможностей для приобретения больших партий этой модели попросту не было. Число рейсов стремительно сокращалось, а финансовые проблемы препятствовали покупке новых моделей самолетов. Есть основания полагать, что неудачный период выпуска этой модели в дальнейшем затормозил ее популяризацию и востребованность на рынке.

На сегодняшний день число выпущенных экземпляров Ту-204 составляет 40 единиц.

Некоторые из них были проданы за рубеж. В современной российской авиации, как ни странно, авиакомпании предпочитают закупать не новые Боинги для обновления и пополнения парка авиатехники. Поэтому многочисленные хвалебные отзывы самолету Ту-204 не помогли занять лидирующую позицию на рынке.

Наибольшим числом самолетов Ту-204 обладает авиакомпания Ред Вингс.

В ее парке авиатехники насчитывается шесть единиц данной модели. У Трансаэро во владении пять самолетов этой марки. Также Ту-204 можно было встретить на рейсах Пермских авиалиний, S7-Siberia Airlines, Aviastar и Orenair.

Затрудняет положение Ту-204 отсутствие большого количества произведенных машин. Именно это делает рентабельным производство, но заказов на Ту-204 немного. Некоторые компании, планирующие закупить эти машины, впоследствии обанкротились. Тем не менее, государство стремится поддерживать производство этой модели. Так, две единицы техники были заказаны Почтой России.

Плюсом Ту-204 является численность экипажа всего в 2 человека, что повышает его экономическую эффективность.

Расположение мест в самолете Ту-204

Фото салона Ту-204 отражает его удобство и достаточное количества пространства для комфортного перелета.

Однако, для того чтобы выбрать подходящие места, его недостаточно. В этом путешественникам поможет схема салона самолета Ту-204.

Схема салона Ту-204 Ред Вингс характеризуется наличием в нем только одного вида класса - эконома.

Всего борт вмещает 220 пассажиров. Тем не менее, места в различных частях самолета отличаются по уровню комфорта и свободного пространства. Условно все зоны можно разделить на несколько видов.

Удобные места

Места в первом ряду традиционно считаются хорошими, благодаря отсутствию спереди других пассажиров.

Но при этом пространство между сиденьями и перегородкой ограничено, что затруднит полет для высоких людей.

9 и 28 ряд имеют преимущество в виде только двух сидений, что обрадует летящих парами пассажиров. Спереди много места, чтобы вытянуть ноги. Однако для размещения на этих посадочных местах есть серьезные ограничения: из-за непосредственной близости к аварийному выходу туда не посадят беременных женщин, пожилых людей, инвалидов и пассажиров с детьми. Это правило продиктовано техникой безопасности, так как в случае аварийной ситуации возле экстренного выхода должны находиться взрослые и здоровые люди. Поэтому если вы не проходите по одному из вышеперечисленных пунктов, вас пересадят.

За 9 и 28 рядом по краям расположены места 10A, F и 29 A, F. Перед ними нет кресел, поэтому места для ног более чем достаточно. Эти места не имеют ограничений, поэтому опытные пассажиры раскупают их быстрее всего.

Места с определенными неудобствами

В рядах под номером 8 и 27 нет возможности изменить положение спинки кресла в силу нахождения сзади аварийного выхода.

Это может создать определенный дискомфорт для тех, кто не может долго сидеть в одном положении и людей, страдающих от болей в спине.

В 35 ряду по краям к проходу расположены места C и D. Возможные неудобства создает близость туалетов, из-за которой мимо пассажиров этих мест постоянно проходит большое количество людей, которые могут задевать сидящих.

Плохие места

В хвосте самолета располагаются самые неудобные места салона.

Кресла на этих местах не меняют положения спинок, а непосредственная близость туалетов не только несет риск неприятного запаха, но и повышает концентрацию пассажиров рядом, из-за чего шум на этих местах мешает спокойному полету.

Обычные места

Остальные места обладают стандартным набором характеристик.

Здесь, как и в вышеперечисленных пунктах, многое зависит, в том числе, от соседей по ряду. На любом посадочном месте можно совершить комфортный перелет и наоборот.

Кроме представленных выше категорий сидений, места можно подразделить на категории, выбор которых обусловлен индивидуальными потребностями каждого человека. Так, место у иллюминатора скрасит перелет для любителей смотреть в окно и наслаждаться видом облаков, но может стать невыносимым для людей с аэрофобией. Также при необходимости часто отлучаться в уборную такие места создадут дискомфорт, как для самого пассажира, так и для его соседа. Свет от иллюминаторов потревожит сон любителей спать в темноте.

Места у прохода удобны для того, кто хочет часто вставать и перемещаться по салону, не потревожив сидящего рядом.

При посадке с прохода быстрее можно выбраться к выходу. Достоинство этих мест также заключается в отсутствии соседа с одной стороны. Однако, проходящие мимо пассажиры и стюардессы могут нечаянно задевать сидящих в проходе и мешать им.

В середине удобно сидеть тем, кто не хочет видеть иллюминатор и сидеть у самого прохода. Минусами будет наличие пассажиров по обеим сторонам и необходимость вставать, чтобы позволить сидящим у окна выйти.

Выбор нужного места в самолете Ту-204

Чтобы полет принес минимум неудобств, следует заранее озаботиться о предпочтениях в выборе посадочного места.

Схему самолета можно визуально рассмотреть на сайте авиакомпании. При учете вышеизложенных рекомендаций, достоинств и недостатков каждой посадочной зоны салона, вы можете выбрать нужное вам место из имеющихся в наличии.

Это удобно сделать при онлайн-регистрации или непосредственно в аэропорту на регистрации полета. Работники аэропорта обязаны бесплатно предоставлять информацию о расположении мест в салоне и информировать о наличии незанятых мест.

Если место по каким-либо причинам не устраивает вас, вы можете попросить персонал самолета о пересадке при условии наличия свободных сидений.

Обратите внимание на расположение вашего сидения у иллюминатора относительно сторон света. Так вы не будете ослеплены ярким солнцем и сможете комфортно наблюдать за полетом из окошка иллюминатора.

Вконтакте

Ту-204 — пассажирский лайнер, обладающий средней дальностью полета, с реактивным двигателем. Разработка его производилась в 80-ых годах в КБ Туполева. Был призван заменить морально устаревший Ту-154. Модификаций у данного лайнера довольно много, включая версии на заказ и грузовые модели. Стандарты безопасности самолета жестко соблюдаются, также проходят все нормы бесшумности. Исходя из этих параметров – Ту-204 можно эксплуатировать по всему миру.

История создания

Первоначально планировалось создание лайнера с двумя двигателями очень похожего на Ту-134. Многие решения по конструкции были заимствованы у проектируемого Ту-136. К 70-ым годам самолет уже стал похож на аналоги из США.

Летом 1981 года кабинет министров поставил задачу о разработке самолета с тремя двигателями Д-90, которые считались на тот момент более экономичными и перспективными. Однако, все закончилось на макете, а применения проекту не нашлось. КБ вернулось к разработке двухмоторного варианта самолета. После этот макет был полностью переделан и составил основу будущего Ту-204.

Смотрите видео Туполев Ту 204. Хорошо, но поздно:


Подготовка к серийному выпуску модели была начата в 1987 году. В следующем году был создан первый опытный образец модели, а еще через год первый Ту-204 поднялся в воздух. Все испытательные работы по самолету продолжались до 1993 года. Компания «Авиастар» приступила к выпуску пассажирского лайнера уже в 1990 году. Летный сертификат самолет получил в начале 1995 года.

Первый полет прошел из Москвы в аэропорт Минеральных Вод .




Характеристики

Приведем летно-технические данные лайнера Ту-204:

  • 2 двигателя — ПС 90А.
  • Число членов экипажа — 3 человека.
  • Площадь крыла 184,17 кв. м.
  • Размах крыльев – 42 метра.
  • Длина самолета – 46 метров.
  • Высота – 13,9 метра.
  • Максимальная взлетная масса – 94, 6 тонн.
  • Масса пустого самолета – 58,3 тонны.
  • Грузоподъемность – 21 тонна.
  • Оптимальная скорость – 830 км/ч.
  • Потолок высоты – 12, 1 км.
  • Вместимость – 164-210 пассажиров.
  • Максимальная дальность полета – 5900 км.

Как мы видим, самолет обладает довольно хорошими техническими данными. Рассмотрим его салон, степень комфорта.

Схема салона

Модификации самолета предполагают вариации внутренней компоновки салона, а также различные цифры пассажировместимости.




Базовая модель Ту-204 способна перевозить 210 человек в одноклассовом исполнении. Ту-204-100 рассчитан на перевозку от 176 до 194 пассажиров, Ту-204-300 располагает 157 местами.

Бизнес-салон, что естественно, обладает наибольшим простором. Однако, в экономическом классе обеспечивается приемлемый уровень комфорта, который соответствует всем международным нормам перевозок. Это и добивалось при создании самолета Ту-204.


Формула компоновки салона в туристическом исполнении выглядит как «3-3», а в бизнес исполнении «2-2», при этом ширина прохода составляет более 81 сантиметра. В случае спецзаказа возможны любые варианты исполнения, исходя из пожеланий заказчика.

Лучшие места

В базовой компоновке салон лайнера вмещает 210 пассажиров. Однако, в различных частях салона, комфортность и свободное пространство значительно отличается. Зоны комфорта можно смело делить на несколько видов.

  1. Места в 1 ряду – всегда довольно хороший выбор, благодаря тому, что нет спереди пассажиров. Однако высоким людям здесь будет неудобно, из-за недостатка пространства между сиденьями и перегородкой.
  2. Места на 9 и 28 ряду . Преимущество этих рядов в том, что они состоят из двух кресел, что очень удобно для пассажиров, летящих вместе. Места для ног довольно много, однако есть целый ряд ограничений из-за того, что рядом находятся аварийные выходы. Здесь нельзя сидеть определенной категории людей, по причине доступа к аварийным люкам. Имейте это ввиду, потому что если пассажир подходит под одну из категорий, его обязательно пересадят.

Схема салона Ред Вингс

Компоновка салона в лайнерах компании «Ред Вингс» представляет собой только эконом-класс . Пассажировместимость составляет 210 человек. Если сравнивать модификацию Ту-214 у «России», то в ней можно перевозить 184 человека, поскольку там присутствует бизнес-класс.

Проанализируем наличие различных зон комфорта в лайнере Ту-204 компании «Ред Вингс».






В первом ряду находятся хорошие места, с отсутствием ряда спереди. Одно из неудобств – близость перегородки от сиденья. Вытянуть ноги тут вряд ли получится, и такие места явно не подходят для высоких людей. Для них нужно выбрать стандартное место салона с шагом кресел в 81 см.

Наличие туалета также относится к недостаткам, поскольку почти сто человек в салоне будет проходить мимо пассажира.

В 8 и 27 ряду спинки кресел откидываться не будут из-за близости аварийного выхода.

В 9 и 28 рядах – парное расположение кресел с огромным пространством для ног. Это одни из самых лучших мест для перелета. Единственным недостатком является то, что здесь невозможно сесть определенным категориям людей из-за нахождения рядом аварийного выхода.

В 10 и 29 ряду на местах A и F очень много пространства спереди. Эти места – самые лучшие в такой компоновке и разбираются в первую очередь при бронировании.

Самыми нежелательными местами будут 35 и 36 ряды. Сиденья практически не откидываются, шумность ввиду близости туалетов и другие неудобства отталкивают пассажиров. При проблемах кондиционирования, здесь более душно.

Транспортный самолет Ту-204-100С был создан как модификация пассажирского лайнера Ту-204-100. На модель были установлены экономичные агрегаты ПС-90А, и она способна перевозить до 30 тонн полезного груза на расстояние до 3900 километров, а также до 15 тонн на дальность до 7200 километров.

Грузовой самолет, а также его двигатели ПС-90А имеют соответствующие международные сертификаты по шумности и выбросов вредных веществ в окружающую среду.


Почта России

В 2016 году «Почта России» запустила на рейсы 2 грузовых лайнера Ту-204 модификации «С», которые отправились с московского аэродрома Внуково.

Грузовые самолеты получили гордые названия в честь императоров России.

  1. Первое судно получило имя «Петр Первый» и направилось в рейс Москва - Нижневартовск - Якутск;
  2. второй самолет, названный «Екатерина Вторая» направился по маршруту Москва - Иркутск - Анадырь.

Эти самолеты регулярно совершают рейсы по данным направлениям и перевозят почтовые грузы. Лайнеры были приобретены компанией «Почта России» у дочернего предприятия «Ильюшин» по программе модернизации. Цена сделки равнялась 3,39 млрд рублей. Под покупку самолетов «Почта России» взяла на себя кредитные обязательства перед Альфа-Банком на сумму в 3 млрд. рублей и сроком на 5 лет. Эти лайнеры эксплуатировались компанией ТрансАэро и достались компании «Ильюшин» после процедуры банкротства. Большой объем почтовых перевозок и обусловил создание «Почтой России» собственного воздушного флота грузовых самолетов.

Ту-204С способны перевозить до 30 000 кг почты на максимальное расстояние 3800 километров. Предусмотрены грузовые лайнеры для почтовой перевозки на Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток. Со временем планируется осуществление международных перевозок, в том числе в страны АТР.

В правлении компании «Почта России» было отмечено, что создание авиапарка является принципиально новым направлением логистики, сокращающий сроки доставки отправлений по Сибири и Дальнему Востоку, а также из других стран Европы и Азии.



Авиационный инцидент случился в аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года. Самолет компании Ред Вингс выполнял рейс номер RWZ9268 по маршруту Пардубице-Москва. Во время посадки в Москве лайнер съехал с полосы, пробил ограждение аэропорта и разрушился на части. Расшифровка черных ящиков рейса показала, что катастрофа произошла по причине ошибки экипажа. На борту находились только члены экипажа в составе 8 человек, из которых 5 человек погибли.


Цена самолета

Стоимость лайнера Ту-204 в зависимости от модификации составляет от 35 до 45 миллионов долларов США. К слову, это примерно в 2 раза меньше, чем у конкурентов из Аэробус и Боинг при той же пассажировместимости.


Ту-204 vs. Конкуренция

Чтобы сравнить конкурентоспособность Ту-204, возьмём как конкурента самый распостранённый, на данный момент, вариант: А321-200. Ту-204 будем рассматривать в варианте -100. Про остальные варианты будет пара слов потом, как и про будущее проектов. Обе сравниваемые модификации сейчас производятся.

Метод сравнения

Мы возьмём оба варианта, просчитаем для них типичный для такого класса машин полёт и взглянем в конце на соотношение затрат на него и на прочие сопутствующие расходы.

Проблема в таком сравнении — исходные данные. Проще всего это сделать, сидя в авиакомпании, летающей на этих двух типах. Задав равные условия в компьютер, мы получим два плана полёта со всеми данными, а заглянув в договоры — узнаем цены. Загвоздка в том, что нас там нет. И некоторые документы добыть сложно (цены и т.д.), а некоторые невозможно за отсутствием их существования.

За неимением гербовой берём то, что есть.

Данные для А-321 взяты с OFP (плана полёта) конкретной, реально существующей уже пару лет машины, для которой был просчитан такой рейс (выкладывать я его не буду, ибо всё-таки внутренняя документация). Так как для Ту-204 у меня его нет, то данные взяты тут (http://www.aviastar-sp.ru/aviastar_ru/aircraft/tu204100/003.htm). Авиастар даёт исходные данные типа, без привязки к реальной машине, поэтому данные для А321 скорректированы на имеющийся в OFP фактор износа (3%) и таким образом соответствуют новому самолёту. Также пришлось внести поправки из-за загрузки у Ту-204 и остатка топлива у А321 и т.д., и т.п., приводя оба самолёта в равные условия. Я буду их упоминать, чтобы стало ясно, как получились цифры для Ту-204. Для А321 я буду приводить итоговые цифры.

Условия

Рейс на общую дальность 3 500 км, ветер = 0, загрузка 210 пассажиров с багажом. Горючее стандартное по ИКАО: расход, компенсационный запас, запасной а/п (500км), запас 30 мин. Вес пассажиров с ручной кладью 76 кг, вес багажа 17,5/РАХ.

Расчёт

Масса снаряжённого самолёта (DOW):

  • Ту-204-100 (Авиастар): масса пустого (56 650 кг) + снаряжение (1 978 кг) = 58 628 кг
  • А321-200: 50 735 кг

Уже здесь видна разница почти в 8 тонн. Отсюда и все беды.

  • 210 PAX = 15 960 кг
  • 210 BAG = 3 675 кг

Таким образом оба самолёта возьмут 19 635 кг.

Горючее:
Ту-204-100 (Авиастар) :

  • Расходное для 3 500 км согласно таблице 15 300 кг, так как таблица исходит из загрузки в 17.300, необходима поправка. Согласно таблице она составляет 350 кг. Итого 15 650кг.
  • Компенсационный запас 450 кг.
  • Горючее до запасного а/п + резерв 30 мин. — 4 600 кг
  • Руление 200 кг

Общая заправка: 20 900, расход 15 850 (расходное + руление)

А321-200 :

  • Расходное 13 100 кг (вес-то почти на 8 тонн меньше)
  • Компенсационный запас 400 кг (он есть производное от расходного)
  • Горючее до запасного а/п + резерв 30 мин. — 3 800 кг
  • Руление 200 кг

Общая заправка: 17 500, расход 13 300 (расходное + руление)

Массы:
Ту-204-100 (Авиастар) :

  • Взлётная — 98 763 кг (снаряжённая масса + загрузка + заправка - руление)
  • Посадочная — 83 113 (взлётная масса - расходное)

А321-200 :

  • Взлётная — 87 470 кг
  • Посадочная — 74 370 кг

Выводы

Расходы на Ту-204-100 в таком полёте, по сравнению с А321-200 составляют:

  • Горючее +2.550кг (+19%)
  • Сборы (взлёт/посадка/аэронавигация, как функция взлётного веса (вообще-то максимального, но тут есть варианты, так что берём фактический)) +13%
  • Расходы на лётный экипаж (А321 - 2, Ту-204-100 - 3) +33%.
  • Цена самолёта. Тут всё немного сложнее. Если Айрбас даёт каталожную цену в 103,6 млн долларов (http://www.rusarmy.com/forum/ …), то найти что-то для Ту-204-100 затруднительно. Предлагаю взять интернетные 35 млн долларов. То есть: -66%.

Таким образом, если ту авиакомпанию, раскладку по расходам которой я привёл выше, перевести на Ту-204-100, её расходы изменятся следующим образом:

1. Горючее: 25%, что были, увеличатся на 19%. (даёт +4,75% к общим расходам)
2. Аэропортовые сборы, 13% из 20%, что были увеличатся на 13% (даёт +1,7% к общим расходам)
3. Зарплаты: 5% из 15%, что были, увеличатся на 33% (даёт +1,7% к общим расходам)
4. Покупка/лизинг техники: 10% из 12%, что были, упадут на 66%. (даёт -3,4% к общим расходам)
5. Аэронавигация: 6%, что были, увеличатся на 13%. (даёт +0,8%)
6. Техника и другие расходы, по условиям сравнения не изменяются.

Таким образом, общие расходы авиакомпании возрастут на 5,55%. А если считать только расходы на приобретение и эксплуатацию самолётов, то они вырастут на 9%. При обороте в 1 млрд долларов, это 55,5 млн долларов в год упущенной прибыли. Кто на такое пойдёт?

Сравнение Ту-214 с А321-200 — не лучше, так как масса пустого Ту-214 ещё больше. Сравнение Ту-204-300 с адекватным А320 выпадает ещё хуже. При условии, что на Ту-204СМ не будет расти вес, то расходы несколько сократятся, экипаж будет только 2 лётчика, а ПС-90А2 всё-таки немного совершеннее.

Про Ту-204СМ: Если допусить для простоты, что его масса и расходы такие же, как у Ту-204, и брать в расчёт только экипаж из 2-х пилотов вместо трёх, получим: …общие расходы авиакомпании возрастут на 3,85%. При обороте в 1 млрд долларов, это 38,5 млн долларов в год упущенной прибыли…

Небольшое послесловие

Как видно из расчёта, практически все беды — от большого веса самолёта. Разница пустого Ту-204 с А321-200 почти 8 тонн. А это значит, что на одном и том же рейсе, при одинаковой загрузке, на нём всё равно должны быть более мощные двигатели, и расход будет, как ни крути — больше.

Устранить это невозможно, проще сделать новый самолёт. По этому пути и пошли. Суперджет легче Е190 на полторы с гаком тонны (5,5%) уже сейчас, без всяких «диет». А это значит, что он будет кушать меньше. Тем более двигатели у него — новой разработки, а не фейслифтинг музейного экспоната. На МС-21 планируется вес в несколько тонн (чуть ли не в 10, но это верится с трудом) меньше, чем на А321-200. А так как даже в версии 321НЕО будут стоять те же двигатели, что и на МС-21, то МС будет, гарантированно, хоть в Тулузе на голову встанут, заметно дешевле в эксплуатации.

P.S. Про Ил-96 немного позже. Нужны хорошие данные. Но, если грубо, там всё гораздо хуже, чем у Ту-204.

Чрезвычайно интересное заявление.

Особенно при условии что приводится таблица с данными грузового Ту-214С в сравнении с пассажирским А321.
Да - у него "другая ниша", он грузы возит и имеет дополнительные топливные баки, кстати имеет он их именно для того что бы со своим расходом топлива иметь конкурентноспособную дальность.

А вот пассажирские Ту-204 и А321 - самолёты в одной и той же нише. Нет ничего что бы мог предложить Ту-204 и не мог А321. Но при этом Ту-204 имеет гораздо большую массу и жгёт гораздо больше топлива.

А кроме того, что эта статья про воздушные суда каким образом все вышеописанное творчество имеет отношение к SSJ100 ?