Болезни Военный билет Призыв

Фипи егэ русский язык сборник заданий. Как ЕГЭ по русскому повлияет на аттестат? Формат проведения устного экзамена

Третье место в рейтинге самых трудных языков мира занимает русский язык. Изменение ударения меняет значение слов. Синонимов огромное множество. Русский язык относится к числу обязательных экзаменов, необходим для получения аттестата. Чтобы сдать ЕГЭ придется немало потрудиться, тем более что в КИМах есть изменения, отсутствуют тестовые варианты заданий, угадать правильный ответ почти невозможно.

Заканчивая 11 класс, выпускники уже должны быть готовы к экзамену. За месяц невозможно выучить русский язык, подготовка к ЕГЭ требует постепенного и глубокого изучения предмета. Некоторые пробелы в знаниях можно заполнить, выполнив КИМы за прошедший год. Демоверсия заданий размещена на сайте ФИПИ. Там же есть темы кодификатора и спецификация контрольно-измерительных материалов.

В 2017 году в ЕГЭ по русскому языку произошли некоторые изменения:

В вопросах ЕГЭ часто встречаются задания, где нужно применить знания нескольких тем. Например, в №7 необходимо знать особенности предложений с:

  • причастным;
  • деепричастным оборотом;
  • с однородными членами;
  • с несогласованным приложением;
  • правила употребления подлежащего и сказуемого в предложении.

Чтобы получить высокий балл, необходимо выучить элементы содержания, которые проверяются в КИМах. Элементы можно найти в темах кодификатора на сайте ФИПИ.

№ раздела Название раздела Количество тем
I Фонетика 2
II Фразеология и лексика 5
III Словообразование и морфемика 4
IV Морфология 3
V Синтаксис 14
VI Орфография 17
VII Пунктуация 19
VIII Речь 6
IX Языковые нормы 4
X Выразительность речи 5
XI Обработка текстов различных стилей и жанров 1
Итого: 80

Чтобы получить хорошие результаты выпускники должны уметь:

  1. проводить различные анализы текста;
  2. исправлять нарушения норм русского языка;
  3. находить нужную информация в разных источниках;
  4. обладать приемами переработки текста;
  5. письменно выражать свое мнение и высказывания в различных жанрах;
  6. применять синонимы для выразительности речи;
  7. применять правила орфографии, расставлять знаки препинания;
  8. соблюдать нормы речи в различных ситуациях.

Для получения аттестата в 2017 году достаточно было набрать 36 баллов. Но что делать, если выпускнику необходимо большее количество баллов? Например, в некоторые ВУЗы для поступления нужен русский язык. Выпускник имеет право пересдать экзамен 2 раза. Срок пересдачи – 1 год. Пересдать можно только один предмет. Дата проведения дополнительного экзамена назначается Рособрнадзором.

Экзамен можно сдать и досрочно, если на то есть веские причины.

Два года ходят слухи о введении устной части экзамена по русскому языку. Насколько эти слухи правдоподобны можно будет узнать в сентябре, когда на сайте ФИПИ будет размещена демоверсия контрольно-измерительных материалов за 2018 год.

Министерство образования аргументирует необходимость введения устной части низким уровнем грамотности школьников. С появлением компьютерной техники у детей отпала охота задумываться о правописании, все исправит компьютер. Напечатал сочинение, нажал «проверить», ошибки исправлены. Зачем учить правила? Дети зачастую не умеют высказать свои мысли, оскудел словарный запас, в моду вошли сокращения слов: «чел», «комп», «эт», «ок» и т. д. Введение устной части экзамена будет способствовать:

  • повышению словарного запаса;
  • умению рассуждать на разные темы;
  • отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и факты;
  • излагать свои мысли четко и понятно;
  • правильно использовать слова и обороты речи.

Каждый выпускник общеобразовательной школы знает, что для получения аттестата и сертификата по итогам сдачи единого государственного экзамена, необходимо систематически и планомерно готовиться. ЕГЭ по русскому языку в 2018 году является одним из ключевых предметов на экзамене. О глубоком и всестороннем изучении этого предмета в школе говорят все: от школьного учителя до Президента РФ, отметившего в своей речи на заседании Общества русской словесности важность эталонного русского слова, которое должно объединить людей в нацию. А грамотная речь, по словам главы государства, должна стать неотъемлемой частью культуры нашей страны, правилом хорошего тона. А.И. Куприн называл русский язык историей нашего народа, считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

Что ожидать в 2018 году?

Со следующего года в России может серьёзно модернизироваться структура сдачи экзамена по русскому языку – одному из двух обязательных предметов, влияющих на получение аттестата о среднем образовании. На съезде Общества русской словесности представители Академии образования заявили, что на едином госэкзамене планируется ввести устную часть, так называемый блок «Говорение».

Цель введения устной части

Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.

А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями:

  • выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией;
  • участвовать в дискуссии по определенной теме;
  • доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов;
  • уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.

Почему модернизируется ЕГЭ по русскому языку?

Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками.

Поэтому вовсе не случайно ожидаются изменения в структуре и содержании ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Именно высокие коммуникативные навыки позволяют человеку испытать не только личный успех, но и сделать лучше общество в целом.

Апробация устной части на ОГЭ

В некоторых регионах в девятых классах экзамен по русскому языку уже видоизменился – прошел апробацию блок «Говорение». Участникам экзамена были предложены две формы проведения устной части:

  1. Девятиклассникам предлагается сесть за компьютер, используя необходимые технические средства для выполнения заданий, которые требуют устного ответа.
  2. Выпускник 9 класса беседует с членами экзаменационной комиссии, отвечая на их вопросы и выполняя необходимые речевые действия. При этом обязательно присутствует независимый эксперт, оценивающий речь экзаменуемого.

Результаты проведения пилотного экзамена по русскому языку предложены для широкого профессионального и общественного обсуждения.

Что будет оцениваться в блоке «Говорение»?

Метод оценки знаний учащихся в изучении русского языка играет большую роль. И только тестовой части и письменной работы здесь недостаточно. Ученикам 9-х и 11 классов в 2018 году необходимо быть готовыми к включению в государственный экзамен и устной части – говорения, где у учащихся буде проверять сформированность таких коммуникативных качеств:

  1. Насколько развиты навыки выразительного чтения предложенного текста.
  2. Понимание и анализ проблем прочитанного текста.
  3. Умение самостоятельного создания устных текстов в зависимости от целей высказывания.
  4. Знание и соблюдение норм русского языка.
  5. Умение вести как монологическую, так и диалогическую речь.

Что останется неизменным в 2018 году?

Несмотря на внедрение устной части экзамена по русскому языку, представители Рособрнадзора заявляют о неизменности уже существующей формы ЕГЭ по предмету.

В данный момент экзаменационный тест состоит из двух частей:

1. 24 задания в первой части проверяют следующие умения и навыки:

  • умение извлекать главную информацию текста;
  • орфоэпические навыки;
  • умение видеть и классифицировать грамматические ошибки;
  • знание орфографических правил;
  • умение расставлять знаки препинания;
  • лексические умения;
  • знание типов речи;
  • умение определять виды выразительных средств, используемых в отрывке из рецензии.

2. Творческая часть – сочинение – выявит умение одиннадцатиклассников анализировать проблемы предложенного текста, аргументировать свой тезис, привлекать литературный и жизненный материал, обращая внимание на логику построения текста, последовательность в изложении материала, а также на все виды грамотности (орфография, пунктуация, грамматика, речь).

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по русскому языку (по стобалльной системе оценивания):

Подготовку к экзамену необходимо начинать заранее. Неоценимую помощь в этом окажет сайт ФИПИ, где находится открытый банк заданий по всем темам, которые изучались в школе:

Также можно воспользоваться демоверсиями прошлых лет, образцами контрольно-измерительных материалов с досрочного экзамена, выложенными на том же сайте, и вариантами тестовых заданий, которые предлагают образовательные сайты.

О дате проведения экзамена по русскому языку в 2018 году будет известно не позднее января. Удачи на экзамене!

Общероссийская экзаменация по русскому языку обязательна для всех выпускников одиннадцатых классов. На первый взгляд, этот предмет не должен вызывать особых сложностей, особенно если сравнивать русский язык с той же – предметом, требующим длительной и тщательной подготовки, а также проработки задач, представленных в программе с 5 по 11 классы.

Многие ученики считают, что к сдаче русского можно не готовиться, ведь он является родным языком для большинства жителей Российской Федерации. На нем мы ежедневно общаемся, смотрим фильмы, переписываемся с друзьями в соцсетях… Тем не менее, ЕГЭ по русскому языку не так прост – его сдача требует определенных усилий, особенно в случае, если вы претендуете на отметку выше «удовлетворительно». Кроме того, данный характеризуется высоким пороговым баллом, набрать который будет непросто.

Отдельно упомянем ежегодные изменения в структуре билета. Чего стоят одни только слухи о введении в экзамен говорения! Такая инновация может значительно снизить качество и успешность сдачи данного ЕГЭ, ведь не секрет, что красивая и грамотная речь сегодня слышится в стенах школ не так уж и часто. Что ж, давайте разберемся, стоит ли ждать очередных инноваций от специалистов из ФИПИ, а также узнаем особенности ЕГЭ-2018 по русскому языку.

Введение части с говорением значительно усложнит школьникам сдачу ЕГЭ!

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2018

Даты ЕГЭ по русскому языку

Окончательные даты проведения ЕГЭ будут известны лишь в январе. Но уже сегодня специалисты из Рособрнадзора готовы огласить примерные периоды времени, в которые будет проходить тестирование:

  • досрочный этап ЕГЭ пройдет с середины марта по середину апреля 2018 года (стартовая дата – 22.03.2018);
  • основной этап ЕГЭ начнется в конце мая и продлится до начала июня 2018 года. Ориентировочно Рособрнадзор называет датой старта 28.05.2018;
  • дополнительный период (сдача ЕГЭ учениками, которые получили неудовлетворительные отметки или пропустили основной экзамен вследствие болезни и других уважительных причин, подтвержденных документально) назначен на первую половину сентября 2018 года. Пока что стартовой датой значится 4.09.2018.

Напомним, что написать заявление на сдачу экзаменации в досрочное время могут:

  • школьники, получившие среднее образование до 2017/2018 учебного года;
  • учащиеся, окончившие школу со справкой вместо аттестата;
  • выпускники вечерних школ;
  • личности, которые поступают учиться за пределы России;
  • выпускники текущего года, которые досрочно выполнили учебный план;
  • дети, уезжающие на спортивные состязания, конкурсы, олимпиады и другие мероприятия общероссийского или международного значения;
  • школьники, нуждающиеся в лечении или реабилитации в даты основного экзамена.

Статистика сдачи ЕГЭ по русскому языку

Мнение учеников о том, что при хорошей подготовке к ЕГЭ русский язык сдавать довольно легко, подтверждают и официальные статистические выкладки. Так, в 2017 году в экзаменации приняло участие 617 тысяч школьников, из которых всего лишь 1,6% не смогли преодолеть минимальный порог (т.е. набрать 36 проходных баллов, необходимых для ).

В 2016 году насчитывалось 2,5% таких учеников. В свою очередь, минимальные баллы, необходимые для получения аттестата зрелости, не набрало всего 0,5% экзаменующихся, т.е. вполовину меньше, чем в 2016 году. По словам Сергея Кравцова, занимающего пост руководителя Рособрнадзора, данная тенденция свидетельствует об эффективности проекта «Я сдам ЕГЭ», в котором перед тестированием приняли участие отстающие ученики из Чечни, Дагестана и Тувы.


По статистике, процент школьников, проваливших ЕГЭ, постепенно снижается

Правила проведения ЕГЭ-2018 по русскому языку

Порядок проведения тестирования остается прежним – у учеников будет 3,5 часа (210 минут), чтобы справиться с заданиями. Согласно регламенту, перед входом в экзаменационный зал школьник должен освободить карманы от любых посторонних предметов, к числу которых относятся шпаргалки, смартфоны, камеры, наушники, планшеты, «умные» часы и любая другая аппаратура.

При написании теста по русскому языку не предусмотрено использование любых других материалов справочного и вспомогательного характера. Школьникам запрещено пересаживаться, переговариваться с соседями, поворачивать голову в надежде подсмотреть ответ, а также выходить за пределы класса без разрешения и сопровождения члена наблюдательной комиссии.

Что входит в билет по русскому языку?

Проведение экзамена по русскому языку направлено на:

  • оценку умения проводить лингвистический анализ;
  • выявление практических навыков владения языком с соблюдением соответствующих норм и правил;
  • проверку коммуникативных навыков;
  • оценку понимания письменной речи через призму собственного восприятия;
  • проверку способностей к сравнению, анализу, синтезу, обобщению, конкретизации и нахождению закономерностей.

При выполнении работы ученику предстоит столкнуться с заданиями, которые проверят уровень его познаний в лексике и фразеологии, понимание им языковых, орфографических и пунктуационных норм, а также умение пользоваться речевыми инструментами.

Каждый из билетов включает 26 заданий, распределенных на две части:

  • первая часть билета – 25 заданий, предусматривающих короткий ответ ученика. В данной части ЕГЭ следует давать ответ в виде одной или нескольких цифр, слова или словосочетания. За верное выполнение данной части тестирования можно получить 34 первичных балла, что составляет 59% от всех баллов за ЕГЭ. Задания под номерами 2, 3-6, 8-14, 16-24 оцениваются в 1 балл, 1 и 15 – в 2 балла, 7 – в 5 баллов, 25 – в 4 балла;
  • вторая часть билета – на предложенную тему. В нем следует развернуто и аргументировано ответить на поставленный вопрос. За верное выполнение данной части тестирования можно получить 24 первичных балла, что составляет 41% от всех баллов за ЕГЭ.

Весь билет позволяет получить максимум 58 первичных баллов.

Инновации в билетах 2018 года

Специалисты из ФИПИ сообщают, что в новых билетах по русскому языку школьников ждут следующие изменения:

  1. В билетах добавилось одно задание (под номером 20), направленное на проверку знания норм лексики русского языка.
  2. Повышен максимум первичных баллов, которые можно получить за всю работу – теперь их будет 58, а не 57, как в 2017 году.

Войдет ли в экзамен говорение?

В последние несколько лет все чаще возникают слухи о том, что в экзаменацию по русскому языку будет добавлена еще одна часть – говорение. Людмила Вербицкая, возглавляющая Российскую Академию образования, заявляла, что говорение станет неотъемлемой частью экзамена еще в 2016 году. Сергей Кравцов, который руководит Рособрнадзором, также полагал, что русский не стоит сдавать на базовом и профильном уровне, но вот проверить умение современных школьников выражать свои мысли вслух нужно непременно.


ЕГЭ-2018 потребует не только знания правил, но развитых навыков говорения

Руководство главного образовательного ведомства РФ пояснило необходимость данной инновации тем, что умение применять языковые нормы на практике можно выявить лишь в случае, когда школьник отвечает на вопросы устно. Только так можно понять, умеет ли ученик красиво и аргументировано выражать свои мысли, или попросту заучил определенное количество правил.

В ЕГЭ-2017 говорение так и не появилось, однако в рамках конференции в МГУ, посвященной проблемам современного русского языка, Вербицкая высказала уверенность в том, что в 2018 году эта часть обязательно дополнит общегосударственную экзаменацию по данному предмету. Не так давно на сайте ФИПИ появилась информация о том, что специалисты ведомства обсудили вопрос о включении говорения в ЕГЭ, подготовив соответствующий проект. На сегодняшний день в него входят два возможных варианта усовершенствования КИМов:

  • первый предполагает, что ученику придется выразительно прочесть текст, затем принять участие в диалоге, а в конце аргументировано выразить свою позицию по какому-то вопросу, опираясь на предложенный текст. Уложиться нужно будет в 15 минут;
  • второй вариант включает четыре вида заданий: выразительное чтение предложенного отрывка, пересказ прочтенной информации, монолог на заданную тему и участие в диалоге. На все задания будет отведено 15 минут.

При сдаче ЕГЭ будет проводиться аудио- и видеофиксация ответов ученика, которые затем будут прослушаны членами экзаменационной комиссии. Впрочем, в представленных на сегодняшний день вариантах КИМов в демоверсии говорение отсутствует. Возможно, тестировать новый вид ЕГЭ сначала будут на школьниках из 9-х классов, которым предстоит сдавать ГИА.

Во-первых, аудитории для них проще оснастить необходимой аппаратурой, а во-вторых, для учеников старшей школы ошибки в расчетах специалистов из ФИПИ могут стать критичными, перечеркнув шанс на поступление в ВУЗ. Вполне возможно, что проект не успеет пройти стадию окончательного утверждения и в 2018 году, однако ученикам стоит подготовиться к такому типу испытаний.

Как ЕГЭ по русскому повлияет на аттестат?

Напомним, что баллы, которые одиннадцатиклассник получил за общегосударственную экзаменацию, оказывают влияние на аттестат. Максимум баллов за данный ЕГЭ – 100. Если перевести их в обычную школьную систему оценивания знаний, то картина выглядит следующим образом:

  • ученики, сумевшие набрать всего 0-35 баллов, признаются «двоечниками»;
  • школьники, которые смогли набрать за тестирование 36-57 баллов, могут претендовать на отметку «три»;
  • 58-71 баллов гарантируют школьнику оценку «четыре»;
  • выпускники, набравшие от 72 баллов и выше, получают «отлично».

Для поступления на бюджет вам понадобятся более 73 баллов за русский

Минимальные баллы, которые следует набрать за русский язык, имеют прямую зависимость от поставленной учеником цели:

  • школьники, которые не собираются поступать в ВУЗ, могут написать экзамен на 24 балла – их достаточно для того, чтобы просто получить аттестат;
  • ученики, которые планируют поступать в высшее учебное заведение, должны получить за тест минимум 36 баллов. Преодолеть этот порог можно, правильно решив хотя бы 16 заданий из первой части билета. Конечно, 36 баллов не позволят вам претендовать на бюджетное место и стипендию в университете. Как показывает практика прошлых лет, для региональных ВУЗов балл должен быть не меньше 73, ну а для прохождения в столичные университеты нужно умудриться написать ЕГЭ по русскому минимум на 88-94 балла.

Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?

Подготовка к экзамену по русскому языку предполагает регулярные занятия с отработкой всех имеющихся норм и правил, заучиванием исключений, а также проработкой навыков в пунктуации. Кроме того, весьма рекомендуется регулярно писать диктанты и небольшие сочинения на самые разные темы.

Эксперты говорят, что большую часть времени стоит уделить заданию №26 – сочинение потребует от вас умения обсуждать и комментировать конкретную тему, аргументировано поддерживать свою точку зрения, широко мыслить, проводить аналогии и грамотно вставлять в текст цитаты из других источников. Для этого стоит уделить внимание чтению классических произведений, авторы которых поднимают темы мировоззренческих проблем.

Безусловно, при подготовке к экзамену нельзя обойтись и без проработки демонстрационных КИМов, разработанных специалистами ФИПИ к новому учебному году. Конечно, абсолютного совпадения демо-версий и реальных тестов не будет, но задания настолько похожи, чтобы вам будет проще собраться с мыслями на экзамене. Только в этом случае вы не потеряете время на то, чтобы осмыслить структуру билета и его содержание. Скачать официальные демо-версии КИМов по русскому языку вы можете в начале статьи.

На самом ЕГЭ по русскому языку следует грамотно распределять отведенное время. Не теряйте драгоценные минуты, задерживаясь на сложных тестах. К ним можно будет вернуться и позже, когда будут готовы ответы на задания, не вызывающие у вас затруднений. Для написания сочинения вам потребуется не менее 60-70 минут – задания творческого типа требуют времени, чтобы успеть собраться с мыслями, набросать черновой вариант работы, а затем аккуратно переписать сочинение на бланк для готовых ответов.


При подготовке к ЕГЭ приучите себя регулярно писать сочинения и диктанты

Что нужно учесть при написании сочинения?

Сочинение предполагает написание текста, в котором будут четко выделены такие составные части:

  • вступление – тут следует привести подходящую цитату, выделить основную мысль автора произведения, немного рассказать о его мировоззрении, привести собственные размышления на данную тему, а затем перейти к основной части;
  • основная часть – делится на несколько структурных компонентов, каждый из которых будет оценен комиссией. Начните с формулировки проблемы, описав ее актуальность и злободневность. Приведите комментарии к проблеме, кратко пересказав текст своими словами. Далее нужно выразить основную мысль автора, пересказать его видение вопроса. Изложите свое мнение по данному поводу, соглашаясь с автором или, наоборот, приводя контраргументы. Собственные мысли стоит подкреплять аргументами в виде цитат известных личностей, статистических и научных фактов, описания жизненных ситуаций или мыслей других писателей. Аргументов нужно привести хотя бы два, причем один из них – литературный;

Основные правила сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2018 году не претерпели серьезных изменений. Однако школьнику надо быть готовым к расширенному спектру затрагиваемых тем, в связи с чем количество заданий возросло до 26, а первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2018 году увеличен до 58 пунктов. Определена дата экзамена: ученики будут демонстрировать свои умения 6 июня. В случае неявки по уважительной причине можно пересдать дисциплину 26 июня, 2 июля либо в начале сентября.

Устно сдавать ничего не надо!

Главные волнения учеников и родителей были связаны с возможностью включения так называемого говорения. Спешим успокоить: устно ЕГЭ по русскому языку в 2018 году сдавать не придется! Это связано с нерешенностью вопроса, как именно должно проходить собеседование. Рассматриваются два варианта: диктовка устного ответа на электронный носитель или живой диалог с преподавателем.

Кроме того, многие современные дети испытывают определенные трудности логопедического характера, которые нельзя не учитывать при сдаче ответственного экзамена. Объективные проблемы, умноженные на волнение, могут привести к не совсем заслуженным оценкам. Поэтому от говорения пока решено воздержаться.

Интересно! Устная часть экзамена по русскому языку в 2018 году будет опробована в 9 классах при проведении ГИА в трех российских регионах: Татарстане, Чечне и Московской области.

Из чего состоят билеты

Аттестация по русскому языку призвана не только выявить уровень грамотности человека, но и понять его коммуникативные навыки, степень личностного развития, словарный и лингвистический запас. Красивая и правильная речь становится необходимостью во многих сферах жизни. Без этого сложно устроиться на престижную работу, наладить неформальные отношения с коллегами и партнерами.

Билет состоит из 25 вопросов, на которые придется дать либо короткий (слово или цифра) ответ, либо развернутый. Единственное изменение в структуре ЕГЭ по русскому языку в 2018 году заключается во введении дополнительного вопроса под номером 20, который будет оценивать знание лексических норм. Двадцать шестой пункт – сочинение, минимальный объем которого теперь равен 250 словам. В прошлом году было 200 слов. Для того чтобы иметь возможность подать документы в вуз, необходимо в итоге набрать не меньше 36 баллов.

Важно! Количество тем увеличено с трех до четырех. По мнению экспертов, это даст возможность каждому ученику полнее раскрыть творческий потенциал. Ожидается, что в 2019 году будет уже 5 тем.

Как готовиться к экзамену

Правильная речь не только красиво звучит, позволяет подростку на равных общаться со взрослыми, но и дает возможность создать благоприятное впечатление о себе со стороны потенциального работодателя. Поэтому повышенное внимание именно к ЕГЭ по русскому языку 2018 неслучайно. И подготовку надо начинать не за месяц или полгода до сессии, а как минимум с начала 10 класса.

По сравнению с 2017 годом типовые задания практически не изменились. Поэтому обычно достаточно решить варианты, представленные в интернете, ознакомиться с демоверсиями лучших ответов и сочинений, чтобы без боязни идти на экзамен. Родителям важно создать положительный эмоциональный фон, внушить ребенку уверенность в своих силах.

Помните! Русский язык – не только важнейший экзамен, оценка за который может повлиять на дальнейшую жизнь, но и показатель развития, интеллекта, культуры личности.

Сочинения к сборнику «ЕГЭ – 2018. Цыбулько. 36 вариантов»

Сочинение по теме: «Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт» (ВАРИАНТ 1)

В тексте Евгения Евтушенко поднимается проблема роли книги в жизни человека. Автор в своём произведении рассуждает о том, какое огромное влияние оказала книга на формирование характера и таланта Максима Горького. Поэт рассуждает также о том, что любитель литературы читает не для того, чтобы бегло почерпнуть информацию — он наслаждается словом, по выражению Евтушенко, «впитывает его всеми нервными клетками».

Я согласен с автором. Действительно, никто из нас не может побывать во всех странах мира, не может попасть в глубокое прошлое или удалённое будущее, не может испытать всё то, что выпадало когда-либо на долю разных людей. Но, благодаря литературе, мы можем всё это осознать и ощутить. Таким образом, книга помогает нам приобрести неограниченный жизненный опыт и научиться по-настоящему хорошо понимать людей.

Мне вспоминается эпизод из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В одном из эпизодов этого произведения говорится о том, как Татьяна после отъезда Евгения ходила в его дом и читала его книги. Девушка старалась понять, что за человек ее возлюбленный. Она пришла к странному выводу: «Уж не пародия ли он?» И хотя это тоже не совсем точно, всё же она стала понимать Онегина намного лучше, чем в начале романа.

Однако, как правильно заметил Евгений Евтушенко, недостаточно, читая, лишь почерпнуть из книг какую-то информацию. Чтобы чтение пошло впрок, надо пропустить мысли и чувства автора через себя, осмыслить, может быть, перечитать то, что показалось интересным или, наоборот, спорным. Если этого не сделать, то книги совсем ничему не смогут научить. Я хотел бы подтвердить свою мысль эпизодом из романа Татьяны Толстой «Кысь». В этом произведении рисуется страшная картина жизни людей после ядерного взрыва. Главный герой произведения Бенедикт очень любит читать. Он просто проглатывает книги, но ничего не выносит из них, кроме общей событийный канвы. Книги не научили его ни чести, ни совести, ни доброте, ни любви к ближнему. Напротив, он готов убивать и грабить, лишь бы получать все новую информацию из книг. Мне кажется, это доказывает, что недостаточно просто прочитать произведение — надо понять, чему нас хочет научить автор. То есть требуется еще труд души и разума. И тогда, читая хорошие книги, человек действительно будет становиться лучше.

Сочинение по теме: «В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина» (ВАРИАНТ 2)

В тексте Василя Быкова ставится проблема памяти о войне и вообще о нашей истории. Автор рассуждает о том, что память человека часто не может удержать то, что необходимо. Писатель беспокоиться, что он, участник войны, и сам начал забывать разные реалии своей боевой биографии. А еще он считает, что каждый, кому есть что рассказать о войне, должен обязательно это сделать. И в первую очередь это обязанность возложена на писателей, которые могут рассказать будущим поколениям о том, что было во время войны: и о страданиях народа, и о его героизме.

Автор уверен, что люди обязательно должны помнить свою историю, ведь она, по выражению автора, «преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием».

Я согласен с писателем. Действительно, нельзя забывать о нашей истории, ведь, как говорится, если о воинах забывать, то они повторяются. Война оставила глубокие шрамы в истории нашей страны. Разрушено много городов и сел, погибли миллионы людей, у многих исковерканы судьбы. Но сейчас об этом некоторые забывают. Всё чаще можно узнать о молодежных фашистских организациях, в интернете и по телевидению мы нередко слышим о том, как историю переписывают, изменяют, искажают исторические события. Особенно это касается Великой Отечественной войны.

Совсем недавно была печальная история о том, как школьник выразил сочувствие «невинно убитому немецкому ефрейтору». Возможно, он неудачно выразился, но всё равно страшно, что в нашей стране говорят о невинности фашистских захватчиков! Человек должен помнить свою историю.

Мне приходит на ум произведение Анатолия Алексина «Запомни его лицо». Герой его был еще маленьким мальчиком, когда случилась война. Он видел смерть многих людей, и мама говорила ему об этих погибших: «Запомни его лицо». Не зря говорят, что смерть человека — это трагедия, а смерть тысячи человек – статистика. Мальчик запоминал тех людей, которых он видел, запоминал в лицо. Поэтому он осознал, что война — это трагедия, а не политика.

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» есть эпизод. Старшина Васков приводит сына Риты Осяниной на место гибели его матери. Они бывают здесь каждый год, потому что память о людях, которые отдали свою жизнь за победу, для них священна.

Мне кажется, мы должны всегда помнить о тех людях, которые погибли, чтобы жили мы.

Сочинение по теме: «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга» (ВАРИАНТ 3)

В своём тексте Константин Паустовский ставит проблему воздействия природы на душу человека. Автор с любовью описывает дни, которые он проводит на Прорве. Мы читаем описание того, как он по многу дней живёт на реке каждую осень. «У меня есть уже свои любимые уголки»,- пишет Паустовский.

Описание природы такое яркое, выполнено с такой любовью, что мы сразу понимаем, как дорого это место писателю. Паустовский ссылается на мнение Чехова, который писал, что «вместе со свежим воздухом вдохните вы безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе». Автор уверен, что природа имеет огромное воздействие на душу человека, и это очень доброе, полезное воздействие. Человек делается более счастливым, когда он общается с природой.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, общаюсь с окружающей нас природой, мы получаем не только свежий воздух и эстетическое наслаждение. Мы ощущаем свою глубокую связь с родной стороной. Мне вспоминается роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Любимая героиня поэта, Татьяна, очень любит природу; она с удовольствием подолгу гуляет в лесу, каждое утром встречает зарю на балконе. И позже, когда она стала княгиней и поселилась в городе, она испытывает тоску по любимым местам.

Трогательные стоки посвятил русской природе Сергей Есенин. Можно вспомнить его стихи «Гой ты, Русь моя родная…», «Белая береза», «Отговорила роща золотая…» и многие другие. В них слышится глубокая любовь автора к родним полям и лесам.

Душа человека чувствует свое родство с родными просторами. Надо только не потерять эту связь.

Сочинение по теме: «Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину…» (ВАРИАНТ 4)

В этом тексте рассматривается проблема памятников архитектуры, их влияния на человека.

Автор описывает, как он тоскует оттого, что на Тверском бульваре нет больше памятника Пушкину и Страстного монастыря. Писатель испытывает ощущение пустоты. А в предложениях с 23 по 33 он говорит о том, какую грусть он испытывал после того, как исчез Водопьяный переулок вместе со всеми домами, которые его составляли. Это было неприятное чувство, как будто бы во сне, когда не понимаешь, где твой дом.

Автор считает, что памятники архитектуры — это часть нашей истории, часть культуры человека, и утрата даже наименее важных из них всё равно очень болезненна. Ведь это утрата части нашей истории, того, что составляет понятие дома.

Трудно не согласиться с автором. К сожалению, за последнее время уничтожено, разрушено, особенно в советские времена, много уникальных памятников. Но память живет не только в сердцах и умах людей — память живет и в материальной культуре. Некоторые явления материальной культуры специально существуют для напоминания. Примером таких вещей могут служить памятники и, конечно, кладбища. Надгробия на них специально существуют для того, чтобы напомнить о каких-то людях, которые когда-то жили. Может быть, их давно забыли, но память, воплощенная в камне, будет напоминанием на протяжении многих поколений.

Именно поэтому в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» женщины с таким ужасом восприняли уничтожение кладбища. Они понимали, что вскоре весь остров будет затоплен водой, но разгром кладбища воспринимался ими как нечто совершенно особое — как попытка уничтожить память людей.

Человек перестает быть собой, когда он теряет память. Мне вспоминается легенда о манкуртах, которую рассказывает Чингиз Айтматов в своём романе «И дольше века длится день…» Манкуртам с помощью специальной пытки уничтожали память; они забывали свое имя, имена своих родителей. Манкурты были идеальными рабами: человеку, у которого нет памяти, не нужна свобода, ему требуется только пища, вода, отдых. Других мыслей в него нет, потому что личность во многом формируется памятью. К сожалению, в советские времена многие памятники архитектуры, особенно это относится церковному зодчеству, были разрушены. Одни из них были вовсе снесены с лица земли, как тот же самый Страстной монастырь, упомянутый в тексте Катаева, другие сильно пострадали, так как их не восстанавливали, использовали не по назначению, например, устраивали в них склад или общежитие.

Хорошо, что сейчас многие памятники архитектуры восстанавливаются. Это восстанавливает историческую память нас всех.

Сочинение по теме: «В мирные годы человек в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда» (ВАРИАНТ 5)

В своём тексте Алексей Толстой поднимает проблему роли Родины в жизни человека. Автор, чтобы проиллюстрировать свою мысль, приводит в пример древнего человека и называет родину и землей от оттич и дедич. Он хочет таким образом показать, что понятие Родины было свойственно людям даже в древности. Просто тогда пределы родины определялись иначе. Чтобы показать гордость человека за свою страну и ее влияние на мировую культуру, писатель приводит в пример великие изобретения наших знаменитых ученых, которые наша страна дала миру. Автор считает, что Родина — это то место, где ты родился, и все те земли, где говорят на твоём родном языке, где люди той же национальности, носители той же культуры. И каждый из нас, по мнению автора, несет ответственность за эту страну, которую он называет Родиной.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, понятие Родины включает в себя представление и о том уголке земли, где прошло наше детство, и об огромной стране, которая зовется Российской Федерацией, и о нашем родном русском языке, на котором говорят все наши соотечественники, и о том великом вкладе в науку и культуру, который связан с нашей страной.

В первую очередь Родина — это то место, где ты родился и где прошла жизнь твоих предков, родителей, бабушек, дедушек. В повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» автор говорит именно о такой родине — о клочке Земли, острове на Ангаре, где родились герои. В произведении неслучайно название острова образовано от слова «мать» — это место, действительно, стало матерью, родиной для всех героев. Автор показывает спор между Дарьей и ее внуком Андреем. Строго говоря, это не совсем спор. Дарья не возражает внуку, а только снисходительно посмеивается. Андрей считает, что нужно мыслить государственно, в масштабе всей страны. Но Дарья понимает, что не может стать страна родиной тому, кто не научился любить то место, где он появился на свет, — свою малую родину.