Болезни Военный билет Призыв

Джакомо леопарди - биография. Публикации на русском языке

ЛЕОПАРДИ, ДЖАКОМО (Leopardi, Giacomo) (1798–1837), итальянский писатель. Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков стихотворений, впервые опубликованных в 1831 под общим названием Песни (Canti ). Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом, окрасившим всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди – Нравственные очерки (Operette morali ), философские эссе, написанные в основном ок. 1824 и опубликованные в 1827; Мысли (Pensieri ), опубликованные посмертно в 1845; а также Дневник размышлений (Zibaldone ), конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829.

Родился Леопарди 29 июня 1798 в Реканати. В детстве нарушение телесного развития лишило его обычных для этого возраста занятий, и впервые он покинул свой дом лишь в возрасте 32 лет. В 1833 переехал в Неаполь. Умер Леопарди в Неаполе 14 июня 1837.

Жизнь Леопарди можно подытожить одной фразой: непрерывные поиски и разочарования. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь, он во всем терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что христианство – еще одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности, а видел ее поверженной под австрийским владычеством.

Приверженец теории Руссо об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах свое чувство естественной красоты. На создание таких стихотворений, как Бесконечность , его вдохновили окрестности Реканати. Но рассматривая природу отвлеченно, как движущую силу вселенной, он находил ее равнодушной и холодной. Нередко в одном произведении присутствуют оба взгляда, как в стихотворении Дрок, или Цветок пустыни (La ginestra , 1836).

Поэзия Леопарди по сути своей лирична. В ней есть философские заключения или, вернее, скепсис, но нет сколько-нибудь цельной философской системы. Скорее ее можно найти в его прозе. Благодаря познаниям в греческой филологии и культу классического стиля Леопарди считал себя классицистом, и этот взгляд разделяли и его современники. Однако ярко выраженный субъективизм заставляет отнести его скорее к романтическим последователям Руссо . Субъективность отличает как стихи, так и прозу Леопарди, хотя на первый взгляд его Мысли объективнее стихов и обнаруживают немалую психологическую проницательность.

Леопарди провозглашает воображение основным источником человеческого счастья. Воображение для него – бегство от реальности, из царства правды. Первое эссе Нравственных очерков , История человечества (1824), представляет собой краткое изложение мировоззрения Леопарди и аллегорически отражает его собственный жизненный опыт: наивный энтузиазм, поиски совершенства, разочарование, усталость от жизни и, как следствие, отчаяние. В романтическом мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием. Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве, человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убежденность Леопарди в том, что знание губительно для счастья.

Giacomo Leopardi

Творчество

Воплощённый поэт мировой скорби, Леопарди был высоко оценён другим мыслителем-пессимистом – Артуром Шопенгауэром , нередко сопоставляется с Баратынским . Автор сборника стихов «Песни» (), книги «Нравственные очерки» () и огромного «Дневника размышлений», опубликованного лишь через много лет после смерти (). На русский язык его стихи переводила Анна Ахматова . Исследованиями его творчества занимались Себастьяно Тимпанаро и Лючия д"Эрамо.

Публикации на русском языке

  • Лирика. М.: Художественная литература, 1967
  • Этика и эстетика. М.: Искусство, 1978
  • Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1989
  • Нравственные очерки; Дневник размышлений; Мысли. М.: Республика, 2000
  • Поэмы. М.: Летопись, 2001
  • Полуяхтова И.К. Жизнь и творчество Джакомо Леопарди.: Наука 2003г.

Литература

  • Solmi S. Studi e nuovi studi leopardiani. Napoli: Riccardo Ricciardi, 1975
  • Jonard N. Giacomo Leopardi: essai de biographie intellectuelle. Paris: les Belles lettres, 1977.
  • Blasucci. L. Leopardi e i segnali dell"infinito. Bologna: Mulino, 1985 .
  • Il pensiero storico e politico di Giacomo Leopardi. Firenze: Olschki, 1989.
  • Bellucci N. G. Leopardi e i contemporanei: testimonianze dall"Italia e dall"Europa in vita e in morte del poeta. Firenze: Ponte alle Grazie, 1996.
  • Gaetano R. Giacomo Leopardi e il sublime: archeologia e percorsi di una idea estetica. Soveria Mannelli: Rubbettino, 2002
  • Maglione A. Lectura leopardiana. Venezia: Marsilio, 2003.
  • Negri A. Lent genêt: essai sur l"ontologie de Giacomo Leopardi. Paris: Éditons Kimé, 2006.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 29 июня
  • Родившиеся в 1798 году
  • Родившиеся в Реканати
  • Умершие 14 июня
  • Умершие в 1837 году
  • Умершие в Неаполе
  • Поэты Италии
  • Писатели романтизма

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Верховный архиепископ
  • Скворцов, Владимир Викторович

Смотреть что такое "Леопарди, Джакомо" в других словарях:

    Леопарди Джакомо - (Leopardi) Леопарди (Leopardi) Джакомо (1798 1837) Итальянский писатель, поэт романтик. Граф. Афоризмы, цитаты Природа чудовище, недостойное воспевания, зарождающее и вскармливающее для того, чтобы убить. (Источник: «Афоризмы со всего мира.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЛЕОПАРДИ Джакомо - (Leopardi, Giacomo) ДЖАКОМО ЛЕОПАРДИ (1798 1837), итальянский писатель. Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков стихотворений, впервые опубликованных в 1831 под общим названием Песни (Canti). Эти произведения проникнуты … Энциклопедия Кольера

    Леопарди Джакомо - (Leopardi) (1798 1837), граф, итальянский поэт романтик. Политическая, философская, интимная лирика (сборник «Песни», 1831). Сатирическая поэма «Паралипомены Войны мышей и лягушек» (издание 1842). Прозаические диалоги «Нравственные очерки»… … Энциклопедический словарь

    Леопарди, Джакомо - ЛЕОПАРДИ (Leopardi) Джакомо (1798 1837), граф, итальянский поэт романтик. Политическая, философская, интимная лирика (сборник “Песни”, 1831). Сатирическая поэма “Паралипомены Войны мышей и лягушек” (издание 1842). Связанная с классическими… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Леопарди Джакомо - Леопарди (Leopardi) Джакомо (29.6.1798, Реканати, провинция Мачерата, 14.6.1837, Неаполь), граф, итальянский поэт. С ранней юности занимался поэтическим творчеством и переводами с древних языков. В канцонах «К Италии» и «На памятник Данте...»… … Большая советская энциклопедия

    ЛЕОПАРДИ Джакомо - ЛЕОПАРДИ (Leopardi) Джакомо (1798—1837), граф, итальянский поэт. Политич., филос., интимная лирика (сб. «Песни», изд. 1831). Сатирич. поэма «Паралипомены Войны мышей и лягушек» (изд. 1842). Прозаич. диалоги «Нравственные очерки»… … Литературный энциклопедический словарь

ЛЕОПАРДИ, Джакомо (Leopardi, Giacomo - 29.06. 1798, Реканати, пров. Мачерата - 14.06.1837, Неаполь) - итальянский поэт. Родился в аристократической семье, которая гордилась редкой по тем временам библиотекой. Получил домашнее образование, учился получим, в 17 лет он уже был сложившимся филологом. Литературным трудом занимался по зову сердца и для заработка, так как обедневшая семья графов Леопарди жила в прямом смысле этого слова впроголодь. Кроме собственных произведений, он редактировал издания античных авторов, комментировал поэзию Ф. Петрарки, переводил с древнегреческого стихи и прозу, давал частные уроки. Замешкуючи в Реканати, посещал Рим, Флоренцию, в 30-х гг. поселился в Неаполе, где карбонарський движение было особенно бурным. Но Леопарди не принимал участия в политической борьбе, он имел слабое здоровье, плохое зрение, к тому же был горбатый, горько переживал свою обреченность на жизнь без любви. В то же время он отличался редкой общительностью, вел обширную переписку, оставил весомую эпистолярное наследие.

В ранний период творчества, в пору полемики «классиков и романтиков» в Италии, поэт написал эстетический трактат «Рассуждение итальянца о романтической поэзии» (1819, опубл. в 1906), где решительно выступил в защиту классицизма, хотя тогда уже был близок к романтикам, что сказалось и на самом пафосе его полемики, и на патриотическом настроении, таком характерном для итальянской романтической литературы.

Патриотического пафоса полны его ранние канцону «К Италии» (1818), «К памятнику Данте» (1818), «На свадьбу сестры Паоліни» (1821), принадлежат к шедеврам итальянской гражданской лирики. В канцоне «К Италии» создал образ своей родины, олицетворенной в образе скорбящей женщины, - «Италия, царица и раба», некогда могучее государство, «рожденная побеждать народы», а ныне разорена и растоптана чужеземными поработителями страна. В лирическом герое - черты героической самоотверженности: «О, дайте мне оружие,// Пусть выйду я один на битву// И поляжу там, и кровь моя огнем // Бывшим зажжет отвагу итальянцев». В канцоне о Данте поэт прославляет в авторе «Божественной комедии», прежде всего, гражданина и патриота, в поэтике доминирует контраст: благородство духа великого поэта и горькая судьба изгнанника, відштовхнутого гордой Флоренцией. В ранней лирике Л. красивые и философские идиллии, среди них самая знаменитая - «Бесконечное» (1819), всего 15 строк, в которых поэт вмещает конкретный пейзаж и бесконечность, ощущение беспредельности мира в душе поэта, ощущение жуткое и сладкое: «...Шум ветра слыша в кустарнике,// пространств Я сравниваю молчания// С этим голосом.... И любо погибать мне в этом море» (пер. М. Ореста).

В зрелом творчестве Леопарди формируется его романтическое мироощущение с мощным выражением «мировой скорби», в чем он был созвучным с немецким философом А. Шопенгауером, английским поэтом Дж. Н.Ґ. Байроном, которые в это же время проживали в Италии, но были незнакомыми. Мировая скорбь выражена в «Дневнике размышлений» Леопарди, его морально-философской лирике.

«Дневник размышлений» («Zibaldone») - исповедальная проза поэта, где раскрывается эволюция его философских и эстетических взглядов. В ранние годы поклонник Ж.Ж. Руссо, Леопарди со временем стал отдавать предпочтение Вольтеру; от деизма Вольтера, его антиклерикальных выступлений тянутся нити к атеизму Л., что в значительной мере определил его теорию «общего страдания». Главным в убеждениях поэта была его уверенность в том, что миром правит стержень зла и страдания являются уделом не избранных, а всех живых, хотя лишь избранным дано осознать это и без страха взглянуть в лицо трагизма бытия. В «Дневнике размышлений» немало страниц посвящено «Илиаде» Гомера, любимому произведению Леопарди, который дает древнегреческой поэме романтическое толкование, согласно которому ее главным героем оказывается не победитель Ахилл, а проигравший Гектор, патриот, защитник родины.

Художественный образ, по мнению Леопарди, должен строиться на контрасте «доблесть-страдания», в этом смысл и сущность искусства, которое должно пробуждать в человеке внутреннюю скорбь, что порождает стоический героизм духа. Мировая скорбь была для Леопарди экзистенциальным понятием, в котором крылся глубокий моральный смысл: человека делает человеком страдания, оно ведет ее путем познания самого себя. Моральной опорой может стать для человека воображение, мечта о счастье. И если собственное счастье невозможно, то принципиально возможно желание счастья, мечта о нем («Если мы не можем обладать, никто не отобрал у нас права желать»). Известны слова Ф. де Санктиса в его статье «Шопенгауэр и Леопарди»: «Леопарди внушает чувства, противоположные своих намерений... Он не верит в свободу - и заставляет любить ее; славу, добродетель, любовь он называет пустой иллюзией - и при этом возбуждает в твоей груди непреодолимое к ним влечение».

Морально-философская лирика Леопарди зрелой поры воплощает все градации и оттенки человеческой скорби, от мучительного отчаяния до светлой печали:

И сердце вдруг сжалось на мысль,

Что все на свете пройдет без следа.

Прошел день праздничный, а по нем

Обыденный придет,- все поглотит время,-

Приключения и действия человеческие. Где тот голос

Народов древних? Где и слава

Победоносных предков наших, где могучая

Государство Римская, где тот звон оружия,

Что потрясал и земли, и океан?

Безмолвно везде, во всем мире покой,-

О том и упоминания нигде нет...

Для поэта природа скорби диалектическая: горьких отчаяние таит в себе надежду, найзневіреніше разочарование продолжает хранить в себе дорогу иллюзию. По мнению Леопарди, утешение есть даже в самом страдании, опоетизоване в его произведениях «благородное страдание», вызванное высокими чувствами: вместе с болью в современном сознании обязательно рождается «нежная жалость к себе самому», умение понимать чужие страдания, горе рождается наиболее человеческое из всех чувств - это сострадание.

Стихи «Брут младший», «Последняя песнь Сафо»(оба в 1822) обращены к античности, но это вовсе не классицистический храм гармонии, а трагическая античность с богоборческим тенденциями. В «Бруті-младшему « герой причисляет себя к «детям Прометея», гордых и непокорных бунтарей. Во втором стихе приведен монолог-исповедь великой поэтессы Сафо (по преданию, она бросилась в море из-за неразделенной любви), которая упрекает богам за то, что они дали ей жажда счастья, отобрав самое счастье. В следующих стихах Леопарди лирический герой приближен к самого автора, его чувства имеют очень личный и в то же время умозрительный характер; поэт разговаривает с самим собой, а также со всей космической бесконечностью: «К самому себе»(1833), «Песня пастуха, который кочует в пустынях Азии» (1830), «Любовь и смерть»(1833), «Дрок, или Цветок в пустыне» (1836). В «Любви и смерти» воспроизведены контуры мифа в его романтическом осмыслении, сначала вроде идет повествование о первоосновы мира: «Двух сестер в одну и ту же миг, Любовь и смерть, породила судьба... обе они прекрасны... и вместе совершают свой путь над смертной тропой». Союз прекрасного и трагического становится темой этого стихотворения. В «Дрокові» Леопарди создает картину гибели Помпей, разрушенных извержением Везувия; поэт демонстрирует бессилие человека перед властью жестокой стихии. Но в этом мрачном мотива противостоит другой - образ душистого дрока, выросший на склонах Везувия, это символ беззащитности и бесстрашия живого существа, верного законам доброты. В «Дрокові» духовное завещание поэта - образ «человеческого общества», способного восстать против мирового зла.

Поэтика стихотворений Леопарди непривычная для романтизма: сдержанная напряженность чувства, интеллектуальность, что проявляется в постоянном обращении к умозрительным художественных символов, частые антитезы. Сама лексика и синтаксис предельно простые, отчасти традиционные, но новой является музыкальная интонация стиха, нерівноскладового, неустроенной, с чередованием семискладових и одинадцятискладових строк, с неупорядоченной рифмой; ритм стиха полон дисгармоничных перебоев, немало неожиданных внутренних рим. Стихотворение Леопарди в определенной степени опережает формы верлибра XX вв.

Сатирические произведения Леопарди писал другими стихами, в его «Палінодії» (1833) рівноскладовий белый стих. В «Палінодії» (с греч. - «двойное отречение») Леопарди обращается к социальной сатиры, он отрицает технический прогресс как средство преобразования мира. Материальное богатство общества, по мнению поэта, не сделает человека счастливым:

Одного человека щасною сделать

Не можно, то бросили ее

Да и счастье стали для всех искать.

Это легко, то и нашли, теперь желают

Из многих - и злых, и несчастливых -

Один счастливый, радостный народ

Создать. Диковинку эту впоследствии, видимо,

Разъяснят нам памфлеты и газеты,

А пока - в восторге от нее

Вся цивилизованная отара.

В «Палінодії» другим становится и стиль, появляются бытовые слова, научные термины, газетные обороты, - все это способствует колоритной картине «социального прогресса», который, кстати, еще только ожидается, а пока существует больше в газетных передовицах, чем в реальной жизни.

Единственная поэма Леопарди «Параліпомени Батрахоміомахії» («Paralipomeni della Batracomiomachia», 1837) задумана как вариант древнегреческой іроїкомічної поэмы «Война мышей и лягушек»: здесь совмещены античная и ренессансная традиции, сатирическая поэма написана октавами, как писались поэмы Л. Пульчі. Предметом сатирического осмеяния является политическая борьба в Италии понаполеонівської эпохи, когда большая часть страны оказалась под властью Австрии. События в «Батрахоміомахії» начинаются с момента, когда мышиное войско потерпело поражение, возвращается домой. Погиб мышиный царь Салогриз, в Мишатії скорбь и слезы. Все же мыши делают свою политику, венчают на царство Хлібогриза, который считает себя образованным державцем, он обещает каждому жителю Мишатії грамотность. Полководец Скряга собирает войско, чтобы взять реванш в новой войне. Усилия Скряги терпят фиаско, мышиное войско убегает с поля боя, героически сражается один полководец Скряга и погибает. Победители - лягушки и крабы - хозяйничают в побежденной стране, вводят строгий режим, для чего в страну отправляют опытного государем и дипломата барона Кривохода. В стране запрещена грамотность, а каждый, кто желает научиться писать, подает особая просьба.

Поэма Леопарди - политическая сатира, в ней аллегорические фигуры: Мишатія - аллегория порабощенной Италии, Скряга - наполеоновский маршал Мюрат, который некоторое время был королем Неаполя, барон Кривохід - барон Меттерних. Леопарди одновременно высмеивает воинственность лягушек и крабов (имеется в виду «Священный союз» - Австрия, Пруссия и Россия) и мышиное просвещение. Одной из центральных фигур в поэме есть либерал и патриот граф Лизоблюд, который мечтал освободить Мишатію и получить почетное место в министерстве. Весьма сомнительная образованность Лизоблюда все же вызвала страх у барона Кривохода, граф был изгнан из Мишатії, долго скитался, даже спускался в ад, чтобы узнать о судьбе своей родины Мишатії. В сатирической поэме Леопарди выступает против всякой политики, в которой видит мышиную возню. Образ автора возникает в лирических отступлениях, политическому беспределу либеральных героев поэмы противостоит глубокая скорбь автора о судьбе отечества. Но наряду с этой скорбью появляется еще один способ выражения авторской личности и ее идеала - ирония. Гротеск в поэме Леопарди (сочетание в персонажах «звериного» и человеческого) служит сатире. В поэме есть и самоирония: эпизод гибели отважного «мышиного» полководца Скряги - пародия на лирического героя ранних романтических канцон Леопарди. Ирония в поэме уживается с лиризмом, что проявляется в авторских отступлениях.

В 30-х pp. Леопарди создал «Моралістичні произведения» («Operette morali»), написанные в форме диалога. Лучшие из них: «Прометеева спор», «Беседа природы и души», «Разговор Плотина и Порфирия», «Тассо и его демон», «Разговор Маламбруно и Фарфарелло». В этом последнем мудрец Маламбруно просит у дьявола Фарфарелло «счастья на единый миг», дьявол подходит, потому что не знает, что такое счастье, привычные о нем представление (власть, слава, богатство, женскую любовь) исчерпаны. В «Разговоре Плотина и Порфирия» отрицается идея самоубийства как безнравственная и эгоистичная, человек должен «выполнять трудный урок жизни», чтобы облегчить участь близких. Тема человеческой солидарности перед лицом мирового зла завершает творчество Леопарди.

Слава поэта при жизни была скромной даже в Италии, в конце XIX в. его поэзия и его теория скорби получили всемирную славу, стали предметом полемики. В критике XX в. все раВНОобразие тех суждений пришло к своеобраВНОй равновесия, теперь Леопарди трактуют как одного из ранних представителей интеллектуальной поэзии, которая получила повсеместного развития в XX в.

В Украине творчеством Леопарди интересовались И. Франко, Леся Украинка, М. Рыльский. Ряд его стихов перевели П. Грабовский, Г. Кочур, Д. Паламарчук, М. Литвинец, А. Мокровольський, отдельные прозаические диалоги - П. Карманский.

Перечисляя в 1829 году «воздушные замки», которые ему хотелось бы построить, тяжелобольной Леопарди писал своему другу про «монографию души - роман с несложной фабулой, рисующий сокровеннейшие движения, возникавшие в душе нежной и чувствительной с зарождения сознания до самой смерти». Романа «с несложной фабулой» Леопарди не написал. А вот «монографию души» написал. Этой монографией явился сборник его «Песен».

Географический словарь начала XIX века так описывает городок, где вечером 29 июня 1798 года в старинном патрицианском замке, в семье графа Мональдо Леопарди и Аделаиды Леопарди (урожденной маркизы Античи) явился на свет первенец Джакомо Леопарди: «Реканати, пров. Марке, - маленький, но чрезвычайно богатый городок… Край этот столь цветущ и приятен для глаз, что путешественникам он представляется сущим раем».

Сущим адом представлялся он Леопарди: «краем монахов», местом, где он «совершенно подавлен окружающим ничтожеством», где «не имел даже сил чего-либо желать, хотя бы смерти - не из страха пред нею, но потому, что вовсе не усматривал разницы между смертью и той жизнью, какую вел здесь». И это характеристики самые обычные, хотя и не самые сильные из тех, что разбросаны по письмам и дневниковым записям Леопарди.

В Реканати Леопарди провел безвыездно первые двадцать четыре года своей жизни. Родовитая семья хоть и не имела должного достатка, но сохраняла все претензии старинных итальянских патрициев. Граф Мональдо, ревностный легитимист и набожный католик, был опутан долгами и при этом держал огромный штат прислуги. Средств не хватало на порядочных учителей - зато в доме находили приют всевозможные приживалы и приживалки. Закладывались земли, зато домашняя библиотека пополнялась редкими изданиями и манускриптами. При графском палаццо было создано что-то вроде Поэтической академии, а почва ускользала из-под ног…

За полгода до рождения Джакомо Леопарди в Реканати была провозглашена республика (27 января 1798 года). Одним из первых ее постановлений явилось уничтожение дворянских привилегий. День, когда графу Мональдо пришлось отказаться от ношения шпаги, показался ему похожим на последний день Помпеи.

В 1799 году банды местных реакционеров-фанатиков изгнали французов и Мональдо был объявлен губернатором городка. Вскорости, однако, французы, получившие подкрепления, вновь вернулись и губернатор вынужден был бежать в загородное свое имение вместе с маленьким сыном и беременной вторым ребенком супругой. Республиканские власти заочно приговорили графа Мональдо к смертной казни. Страхи, правда, были недолгими. Все обошлось благополучно. Последовала общая амнистия. Семья Мональдо вернулась в Реканати. В 1799 году появляется на свет Карло, а в следующем, 1800 году - сестра Паолина. По позднейшему признанию, дружба с братом и сестрой - единственное, что скрашивало жизнь Джакомо Леопарди на протяжении всего реканатского периода.

Политические потрясения усугубили и без того отчаянное положение хозяйства графа. Долговые обязательства были выданы на сорок лет вперед. И тут Мональдо совершает, как кажется, единственный в своей жизни практичный поступок: выдает безоговорочную доверенность на управление всеми своими расстроенными имениями супруге.

Аделаида Античи - добропорядочная, сухая, но крайне энергичная женщина - сумела за пятнадцать - двадцать лет восстановить имущественное положение дома Леопарди, а впоследствии даже улучшить его. Графа это вполне устраивало. Он всецело посвятил себя собиранию библиотеки и литературным опытам. Сочинял он преимущественно моральные и философские трактаты весьма охранительного содержания. Человеком он был на редкость консервативным. Ненависть к любого рода нововведениям он сохранил до конца своих дней. И это не однажды приводило к самым тяжким столкновениям с сыном. Воспитание детей он доверил - разумеется, под неусыпным своим контролем - иезуиту Торресу и аббату Санкини. Образование не выходило за рамки обычного для дворянских детей того времени: начала филологии (на основе латыни), азы математических и естественных наук, богословие. К тому же и наставники не отличались особой эрудицией. Случилось так, что уже к четырнадцати годам Джакомо нечему было у них научиться. Блистательный экзамен, обставленный со всевозможной пышностью тщеславным отцом, обнаружил, что ученик оказался намного ученее ментора. Начиная с восьмилетнего возраста мальчик буквально целые дни просиживал в отцовской библиотеке. Продолжал он заниматься и после ужина, у себя в комнате, дотемна. К этим детским годам относятся и первые литературные опыты Джакомо. Писать он начал с десяти лет: сочиняет сонеты, октавами переводит «Поэтическое искусство» Горация, создает поэму, пишет трагедию «Помпей в Египте» и составляет «Историю астрономии».

В 1813 году Джакомо Леопарди усаживается за самостоятельное изучение греческого языка, да так, что через год ему уже по силам комментирование «Жизни Плотина», перевод с древнегреческого эпиграмм и идиллий Мосха, «Батрахомиомахии» (к ней он возвращается еще трижды в 20-е годы). В 1815 году Леопарди написал поразительный по зрелости мысли трактат «О народных заблуждениях у древних». О возможностях Леопарди-эллиниста можно судить хотя бы по мистификации: он делает поэтический перевод с мнимого греческого текста, будто бы найденного в старинном кодексе. Стихи были опубликованы в журнале «Зритель» (1817) и вызвали благожелательные отклики серьезнейших специалистов.

Работоспособность Леопарди поразительна. Перечислить все его труды, законченные к двадцати годам, в короткой заметке просто немыслимо; важнейшие среди них - перевод второй книги «Энеиды», «Рассуждение итальянца о романтической поэзии», несколько собственных лирических пьес. Первые оригинальные стихи Леопарди обратили на себя внимание такого авторитетного литератора, как Пьетро Джордани. С ним, начиная с 1817 года, у Леопарди завязывается оживленная переписка. Дружба и покровительство Джордани сыграли роль в дальнейшей литературной судьбе Леопарди. Он не только ввел его в круг итальянских литераторов, но многие годы был его деятельным советчиком и руководителем. Это был первый контакт Леопарди с миром.

Целых двадцать лет он был отгорожен от тех политических бурь, которые бушевали за окнами домашней библиотеки. О том, как Наполеон перекраивал Европу и переустраивал Италию, о Священном союзе, о карбонариях, о зревших мятежах он слышал либо бессвязный шепот вышколенных слуг, либо безапелляционные суждения за обеденным столом, где собирались консервативнейшие друзья графа Мональдо, итальянского патриота, скорее предпочитавшего видеть «Италию рабой», чем «свободной владычицей».

Упорная, сумасшедшая работа сильно подорвала здоровье Леопарди. По собственному признанию, к двадцати годам он превратился в полного инвалида: «…я вконец надорвался годами отчаянных занятий в том именно возрасте, когда следовало дать телу развиваться и крепнуть» (письмо к Джордани). К физическим недугам (болезни глаз, позвоночника, легких) прибавились недуги нравственные: «…мое существование не разнообразится даже страданием. Впервые тоска не только меня обессиливает, но гнетет и убивает, словно острая боль; я трепещу перед тщетою человеческой жизни, раз уж потухают страсти, как потухли они во мне. Я просто теряюсь, особливо когда мне приходит на ум, что самое отчаяние - в сущности, тоже ничто». Леопарди всерьез помышляет о самоубийстве.

В 1818 году в Реканати приезжает Джордани. Его кратковременное пребывание подействовало на Леопарди живительно. Произошло как бы личное знакомство с живой литературой. Беседы с Джордани перенесли реканатского затворника в гущу надежд, сомнений, страстей, которыми бурлила тогдашняя Италия. «К Италии» и «Памятник Данте», две патриотические канцоны, написанные в конце 1818 года, - несомненное отражение этих бесед (хотя задуманы они были несколько раньше).

Поэт, мыслитель-моралист, филолог.

Джакомо Леопарди
итал. Giacomo Leopardi
Имя при рождении итал. Giacomo Taldegardo Francesco di Sales Saverio Pietro Leopardi
Дата рождения 29 июня (1798-06-29 )
Место рождения Реканати
Дата смерти 14 июня (1837-06-14 ) (38 лет)
Место смерти Неаполь
Гражданство (подданство)
Род деятельности поэт
Направление романтизм
Язык произведений итальянский
Дебют «Песни» ()
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Биография

Выходец из провинциальной аристократии. Родился Леопарди 29 июня 1798 в Реканати; отец его, граф Мональдо Леопарди, был весьма образованный человек и небезызвестный публицист крайнего консервативного и клерикального направления . В детстве нарушение телесного развития лишило его обычных для этого возраста занятий, и впервые он покинул свой дом лишь в возрасте 32 лет. Первые двадцать пять лет жизни прожил в имении отца, точнее - в его библиотеке, где самостоятельно выучил греческий, латынь, иврит, английский и французский языки, пристрастился к трудам переводчика и комментатора. Крайне болезненный от природы, несчастливый в любви, уже к двадцати годам он разрушил здоровье постоянным изнуряющим трудом.

Попытки позднее как-то устроиться в Риме , Милане , Болонье , Флоренции , Пизе не принесли успеха. В 1833 он переехал в Неаполь. Умер Леопарди на загородной вилле под Неаполем 14 июня 1837.

Творчество

Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков стихотворений, впервые опубликованных в 1831 под общим названием «Песни» (Canti). Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом, окрасившим всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди - «Нравственные очерки» (итал. Operette morali ), философские эссе, написанные в основном около 1824 года и опубликованные в 1827 году; «Мысли» (Pensieri), опубликованные посмертно в 1845 г.; а также «Дневник размышлений» (Zibaldone), конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829 годы, опубликован лишь в 1900 г.

Жизнь Леопарди можно подытожить одной фразой: непрерывные поиски и разочарования. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь, он во всём терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что христианство - ещё одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности , а видел её поверженной под австрийским владычеством .

Приверженец теории Руссо об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах своё чувство естественной красоты. На создание таких стихотворений, как «Бесконечность», его вдохновили окрестности Реканати . Но рассматривая природу отвлечённо, как движущую силу вселенной, он находил её равнодушной и холодной. Нередко в одном произведении присутствуют оба взгляда, как в стихотворении «Дрок», или «Цветок пустыни» (La ginestra, 1836).

Поэзия Леопарди по сути своей лирична. В ней есть философские заключения или, вернее, скепсис, но нет сколько-нибудь цельной философской системы. Скорее её можно найти в его прозе. Благодаря познаниям в греческой филологии и культу классического стиля Леопарди считал себя классицистом, и этот взгляд разделяли и его современники. Однако ярко выраженный субъективизм заставляет отнести его скорее к романтическим последователям Руссо. Субъективность отличает как стихи, так и прозу Леопарди, хотя на первый взгляд его Мысли объективнее стихов и обнаруживают немалую психологическую проницательность.

Леопарди провозглашает воображение основным источником человеческого счастья. Воображение для него - бегство от реальности, из царства правды. Первое эссе «Нравственных очерков», «История человечества» (1824), представляет собой краткое изложение мировоззрения Леопарди и аллегорически отражает его собственный жизненный опыт: наивный энтузиазм, поиски совершенства, разочарование, усталость от жизни и, как следствие, отчаяние. В романтическом мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием. Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве, человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убеждённость Леопарди в том, что знание губительно для счастья.