Болезни Военный билет Призыв

Д ударение. Свободное ударение имеет два подтипа. Как ставить ударение «по средам», если речь идет о дне недели

ВВЕДЕНИЕ

Ударение или акцент (лат.) -- выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (Ударение экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (Ударение музыкальное, называемое также мелодическим ударением или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления ударения в слоге, слове и целом предложении. [Интернет-источник, 7]

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пъли - пилъ, збмок - замук и т.п. Русское ударение является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова (водб - вуду, стйны -). Более ограниченные акцентные возможности имеет английский язык. Как и в русском, ударение в нем разноместное, из чего следует возможность противопоставления пар типа: ўsubject "предмет" - subўject "подчинять", ўdesert "пустыня" - deўsert "дезертировать"; английское ударение может изменяться также и при суффиксальном словообразовании: ўsensitive - sensiўtivity. Однако словоизменительные возможности английского языка невелики, и изменения ударения при словоизменении не происходит. [Интернет-источник, 7]

Целью данной работы является изучение распространения разных типов ударения среди языков мира. Для достижения цели, необходимо выполнить ряд задач:

Изучить основные виды ударений и их функции, дать определение фонетическому слову.

Изучить явление ударения в русском языке.

Изучить распространение динамического, квантитативного и тонового типов ударения.

Рассмотреть распространение свободного и связанного типов ударения в языках мира.

Объект исследования - ударение в разных языках.

Предмет исследования - типы ударений в разных языках мира.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДАРЕНИЯ

Ударение: виды и функции

ударение слово речь акцент

Ударение или акцент (лат.) -- выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (ударение экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (музыкальное, называемое также мелодическим или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления ударения в слоге, слове и целом предложении. [Интернет-источник, 6]

I. Ударение в слоге. Как показывают наблюдения над развитием языков, засвидетельствованных в памятниках древней письменности, во многих случаях система экспираторного ударения сменяет более раннюю систему музыкального. Так например в древнегреческом и древнеиндийском языках ударение было мелодическим, тогда как в новогреческом и новоиндийских языках оно является экспираторным. Отсюда неоднократно высказывавшееся рядом ученых утверждение о более архаическом характере музыкального ударения. Однако вопрос о соотношениях музыкального и экспираторного типов нуждается в дополнительных исследованиях. [Интернет-источник, 6]

II. Ударение в слове. В языках моносиллабических как например язык китайский, слоговое ударение естественно совпадает со словесным; иначе обстоит дело в языках многосложных. Здесь оно становится одним из признаков отдельного слова, или, указывая самым местом своим на конец слова, или располагая в определенной последовательности (по тону или по силе) все слоги слова в отношении к слогу ударному. В первом случае принято говорить о языках с постоянным местом ударения, во втором -- о языках со свободным или подвижным ударением. Впрочем, термин «свободное» или «подвижное» ударение означает здесь лишь то, что оно в этих языках может приходиться на любой слог слова; самое же место ударения всякий раз обязательно и не может быть изменено; более того, ударение часто дифференцирует созвучные грамматические формы и пары слов, -- ср. «руким» (Р. ед.) -- «румки» (И. мн.), «бемга» (Р. ед.) -- «бегам» (И. мн.). [Интернет-источник, 6]

Одним из следствий ослабления безударных слогов в языках с сильным экспираторным ударением является изменение качества и количества их гласных -- так называемая редукция гласных. Ее можно наблюдать например в русском языке. Здесь особенно сильно редуцируются гласные слога, предшествующего предударному слогу, и слога, следующего за ударным; слабее -- гласные более отдаленных от ударного слогов, и еще слабее -- гласные предударного слога, -- ср. напр. «сковородам», «перевернумлась». Редукция гласных необязательна, однако, в языках с экспираторным типом ударения; во многих языках она отсутствует, как в языках французском и грузинском, где редукция неударяемых слогов совершенно недопустима. [Интернет-источник, 6]

III. Ударение в предложении. Распределение музыкальных и силовых ударений в речевом целом не зависит от характера ударений в слоге и слове; напротив, именно языки с экспираторным типом ударения особенно широко используют изменение голосового тона для передачи смысловых оттенков высказывания -- для так называемой интонации. С другой стороны, усиление ударения на одном из слов предложения (так называемое логическое или фразовое ударение) определяет часто смысл всего сообщения; так в предложении «отец дал ему книгу» логическое ударение, падая на каждое слово, придает примерно следующие оттенки высказыванию -- «отец (не чужой) дал ему книгу», «отец дал (не подарил) ему книгу», «отец дал ему (не другому) книгу», «отец дал ему книгу (не игрушку)» и т. п. Иногда возможны даже сдвиги словесного ударения, связанные с семантикой сообщения; таковы например сдвиги ударений, вызванные эмфазой, стремление подчеркнуть наличное в высказывании противоположение, вновь вводимое понятие и т. п.; ср. например сдвиги ударения в таких высказываниях, как: «пятнадцать, не шестнадцать», «субъективный, не объективный» и т. п. [Интернет-источник, 6]

Особенность и значение

Огромную и особую роль в русской фразеологии играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии - как в отдельном слове, так и в целом предложении.

Основные проблемы ударений

Типы ударения

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Знак ударения в кодировке Unicode

Кодировка Unicode позволяет представлять знак ударения в русском языке. Знак ударения « ́» кодируется как U+0301 (код 769 в десятичной системе). Его следует набирать непосредственно после ударной буквы, в результате чего он должен визуально изобразиться над этой буквой. К сожалению, в некоторых программах и при некоторых шрифтах правильная простановка ударения может приводить к ошибочному визуальному смещению знака ударения на следующую букву вправо.

См. также

Примечания

Литература

  • Розенталь Д. Э. , Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. § 240. Русское словесное ударение // Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию . - М .: ЧеРо, 1999.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ударение" в других словарях:

    УДАРЕНИЕ, ударения, ср. 1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что нибудь (на такой то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное … Толковый словарь Ушакова

    - (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Современная энциклопедия

Ответ:

1. Язык это процесс обмена мыслями, идеями и чувствами в человеческом сообществе с использованием системы звуковых символов. А наука, которая занимается изучением формирования, развития и функционирования языка получила название языкознание .

Эта наука считается одной из древнейших наук, прошедшая длительный путь развития.

Говоря об истории изучения теоритических основ языка В России и об истории российского языкознания следует упомянуть следующие имена Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунова.

Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание изучает вопросы языка как общественного явления вообще, безотносительно к данным конкретного языка. Частное языкознание занимается вопросами конкретного языка. Внутри любого частного языкознания выделяются такие подразделы как грамматика языка , лексикология , фонетика и другие.

2. Фонетика.

Фонетика - это раздел общего языкознания, изучающая звуковой строй языка-звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи. Кроме того, вкруг вопросов фонетики включаются интонация и ударение.

Ударение - это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).

Типы ударения:

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

1. Динамическое (экспираторное, силовое) - слог выделяется силой выдоха

2. Квантитативное (количественное) - слог выделяется долготой

3. Мелодическое (музыкальное, тоновое) - слог выделяется движением голосового тона.

1. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

2. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

3. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

По месту выделяемого слога в слове различаются:

1. Фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге - в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

2. Свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

1. Свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

2. Свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах - мó-ре - мо-ря , пи-шу - пи -шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок - за- мóк, пи-ли - пи-ли. В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.


Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное .

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение . Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики .

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал..., иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите.... Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести...(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) - побочное . Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.

Тип ударения

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

    динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

    квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

    мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.

Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией .

По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение : гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.

В чешском языке слабое динамическое ударение : гласные в безударных слогах почти не меняются.

Например: -mek ve -čer вé -чер зá - мок за – мóк

Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.

Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.

Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.

В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.

Например:

ра –бó-тать мо-ло-кó о-го-рóд rá-na ra-ná pra-co-vat pa-má-tka

Место удаарения

По месту выделяемого слога в слове различаются:

    фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

    свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

    свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

    свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря , пи-шу – пи -шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли. В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.

Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное .

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение . Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики .

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал..., иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите.... Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести...(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) - побочное . Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Упражнения

Упражнение 4.1

Читайте, следите за изменением ударения в родственных словах

Гóрод – городá – гóрода – огорóд – городовóй – зáгородного

Хóлод – холодá – хóлодно – холодновáто – похолодáло

Морóз – зáморозки – подморози ло – вы морозило – морóзного

Ворóт – ворóта – подворóтня – воротничóк – подворотничóк

Бородá – бóроды – подборóдок – бородáвка

Рабóта – зарабóток – зарабóтал – вы работал

Зóлото – золоти стый – позолóта – позолóченный

Вóрон – ворóна – воронóй – вороньё – воронёнок

Упражнение 4.2

Образуйте слова по образцу, следите за ударением

Образец: подари ть – подáрок

Очень важную роль в русском языке играют ударения, указывающие на смену интонации в сказанном и изменяющие смысл произнесенных слов. Ударение способно акцентировать основное и второстепенное в речи. Его отсутствие же показывает невыразительность речи и безэмоциональность в переживаниях. Данные состояния, в свою очередь, являются непрямыми симптомами психологических заболеваний или отклонений в речевом аппарате, задержек в его развитии. Поэтому очень важно знать о том, что такое ударение, его типы, а также уметь правильно применять его в русском языке. Это определение относится к разделу фонетики, который занимается изучением звуков в языке и речи.

Определение

Что такое ударение? Это звуковое и интонационное выделение какого-то определенного речевого компонента. По этому признаку они бывают следующими:

  • Логическое ударение - выделение слов в синтагме.
  • Синтагматическое - выделение синтагмы во фразе.
  • Словесное ударение - выделение слога в слове.

Именно с последним видом нам приходится сталкиваться постоянно. фраз подразумевает безошибочную постановку ударений в отдельно взятых словах.

Виды ударений

Ударения подразделяются по методу выделения слога из такта или слова:

  1. Силовое (динамическое) ударение - выделение слога происходит с помощью силы выдоха.
  2. Тоническое - выделение слога происходит с помощью движения тона голоса.
  3. Количественное - выделение слога происходит с помощью длительного звучания.
  4. Качественное - происходит смена

Обычно ударения не бывают абсолютно чистыми, один тип, как правило, сопровождается другим. Однако один из них является преобладающим.

В английском, чешском, русском и других языках встречается обычно динамическое ударение. В свою очередь, тоническое ударение больше распространенно в китайском, литовском и некоторых других языках.

Динамическое ударение бывает слабым и сильным. В русском языке распространено сильное динамическое. Для произношения ударного слога используется сила, которая выталкивается струей воздуха из легких. Безударные слоги изменяются и ослабляются, поскольку на них силы выдоха уже не хватает. Когда меняется звучание у безударных слогов, этот процесс называют редукцией.

Место ударения

Очень важно уметь правильно поставить ударение в любом слове, так как оно может ставиться в разных местах. По этому признаку выделяют:

  • Фиксированное - оно располагается на конкретном слоге.
  • Свободное, которое иначе называется разноместным. Оно может падать на любой слог в слове, поскольку не связано с каким-то конкретным местом в слове. Данное ударение используется, например, в русском и английском языке.

В свою очередь, свободное ударение делится еще на два подтипа:

  • Свободное постоянное. Следует отметить, что такое ударение падает все время на один и тот же слог в различных формах определенного слова. Большинство русских слов имеет, как правило, постоянное ударение.
  • Свободное подвижное. Известно, что такое ударение падает на различные слоги в разных формах одного слова. Например: пи-шу и пи-шешь.

Свободное подвижное ударение в русском языке является фонологическим средством и выполняет смысло-различительную функцию. Например: за-мок и за-мок.

Как правило, каждое слово в русском языке имеет одно ударение. Иногда некоторые самостоятельные, а также служебные слова не имеют собственного ударения и примыкают к какому-то соседнему слову как энклитики и проклитики.

К энклитикам относятся некоторые частицы: скажи-ка. Иногда к ним можно отнести и какие-то самостоятельные слова: взять за волосы.

К проклитикам можно отнести частицы, союзы, односложные предлоги. Определенные односложные предлоги в сочетании с какими-то существительными могут перетягивать ударение на себя, при этом следующее слово становится безударным. Например: за руку, без вести.

Трехсложные и двухсложные служебные слова могут быть слабоударяемыми или безударными. Слова, которые образованы путем сложения более двух основ, принято называть многосложными. Они, как правило, наряду с одним ударением могут иметь еще и побочное. На ударный слог последней основы такого слова всегда падает основное ударение, а побочное падает в его начале. Например: радиопередача. Маленькие по объему сложные слова не имеют побочного ударения: садовод.

Последовательное использование ударения в слове

В приводимых грамматических формах, лингвистических словарях, в неодносложных заголовках, в текстах для иностранцев, изучающих русский язык, а также в неодносложных заголовочных словах различных справочников и словарей используется последовательное употребление знака ударения. Это позволяет учить и читать слова правильно.

Выборочное использование ударения в слове

Выборочно знак ударения используется и в обыкновенных текстах. Оно правильно употребляется в следующих случаях:

  • Используется для того, чтобы не допустить некорректное опознание слова. Например: узнаю, дороги, потом.
  • Применяется для постановки правильного ударения в словах, которые плохо известны: ю́кола, Фе́рми.
  • Используется для предупреждения неправильного произношения слова: гренаде́р.

Правильная или ошибочная постановка ударений в словах способна существенно исказить смысл сказанного, наравне с неправильным использованием знаков пунктуации.