Болезни Военный билет Призыв

Чтобы люди слушались. Как сделать так, чтобы тебя слушались. Незнание психологических особенностей восприятия речи и диалога

Хочешь, чтобы тебя слушались? Принимай правильные решения. Людям будет выгодно тебя слушаться.

Внутренний диалог несогласного

– А без решений можно? Вот чтобы сразу слушались и все.

– (мозг спрашивающего отвечает) Можно. В милицию, в контролёры или руководить машинами на парковку.

– Нет, ну это не престижно, а ещё способы есть?

– Есть. Не думал пройти курсы гипноза? Говоришь, а тебе прям повинуются.

– Да нет, в это я не верю.

(подсознание поддакивает: “Этому даже он не верит”.)

– Есть один метод. Придётся поработать над собой, но результаты верные.

– Давай, мозг, подсказывай!

– О! Как раз то, что мне нужно! Я говорю, а все внимают. Это по мне!

Ну и идеи ко мне сегодня приходят! Я в ударе! Скажу вслух, чтобы тренироваться…

Half a Year Later

– Разговаривать с мозгом больше не буду! Обиделся я. Обманул он меня в прошлый раз. Мда, жаль, надо было идти в милицию. Или все-таки, научиться принимать правильные решения.

А зря обиделся. Все ведь правильно начал делать – ошибся, исправился. Так и до правильных решений недалеко. На пролитом молоке-то весь рост и происходит, в нем больше всего “информационных калорий”. Только быстрее надо ошибаться и исправляться, быстрее.

Приходилось ли вам общаться с человеком с ощущением, что вы говорите к стене? Часто ли вы встречаете людей, которые не умеют или не хотят вас слушать? Хотите ли вы узнать как говорить так, чтобы вас слышали? В данной статье мы рассмотрим несколько приемов, благодаря которым вас будут слушать гораздо внимательнее.

Представьте себе, что во время беседы собеседник вспомнил свое личное событие и углубился в себя, перестав вас слушать или ему просто стало не интересно и он перестал вас слушать. Если вы этого не увидите, то следующие несколько секунд или несколько минут выпадут из понимания собеседником ваших слов. Поэтому стоит сделать несколько хитростей для возвращения внимания человека к вам, к вашим словам.

При этом, обратите внимание, что человеку, возможно, просто стало неинтересно или он не соглашается с вашим мнением, но не хочет вам противоречить или перебивать вас. Поэтому, следует всегда следить, интересно ли человеку то, что вы говорите, спрашивать его мнение, обращать внимание на его замечания и, несмотря на это, корректировать свой разговор.

Итак, что можно сделать, чтобы вас начали внимательнее слушать:

1. Замолчать

На первый взгляд может показаться глупо замолчать, когда вам есть что сказать. Но, с другой стороны, внимание человека всегда привлекает какое-то изменение. Мы сейчас рассматриваем случай, когда человек перестает вас слушать или слушает очень невнимательно.

Если бы вы стали говорить тише или громче, то это тоже была бы смена и она, скорее всего, тоже привела бы к повышению внимания. Однако, как правило, лучшим методом привлечения внимания будет молчание.

Молчание приводит к неясности и неопределенности «А почему он замолчал?», «Что случилось?», «Что-то не так?» Таким образом, внимание слушателя возвращается к нам, после чего можно спокойно продолжать беседу.

2. Приблизиться к человеку

В психологии существует такое понятие, как «интимная зона» человека, которая составляет примерно 50 см вокруг человека. В эту зону допускаются лишь близкие люди: любимые, дети, родители. А от вторжения в эту зону других людей мы чувствуем дискомфорт.

Поэтому, если слушатель перестал вас слушать, вы можете приблизиться к нему или к ней и вторгнуться в его интимную зону, от чего человек сразу почувствует дискомфорт и, как правило, отойдет на привычную дистанцию или закроется или повернется корпусом. При этом, он сразу начнет за вами более внимательно наблюдать и слушать, а это то, чего мы хотели от него.

3. Прикоснуться к человеку

Прикосновения - это всегда призыв к вниманию. Дети регулярно касаются родителей, чтобы вызвать у них внимание. Домашние животные тоже умело применяют прикосновения для привлечения внимания. В разговоре с человеком можно тоже применять этот способ привлечения внимания, чтобы вас внимательно слушали.

Импульс на теле от прикосновения сразу доходит до нашего мозга и говорит нам быть внимательнее и сосредоточенным. В результате соприкосновения, даже малейшего, человек сразу выйдет из своего внутреннего состояния и сосредоточится на вас, на ваших словах. А это то, что нам нужно.

Но когда мы регулярно прикасаемся к собеседнику без всякой на то причины, просто рефлекторно, то собеседник привыкает к этому и уже прикосновения не приносят необходимого эффекта или, еще хуже, он устает от прикосновений и хочет побыстрее избавиться от навязчивого собеседника.

Поэтому, давайте, будем внимательнее присматриваться к собеседнику и общаться на его языке, который будет для него понятен и восприимчив, а для привлечения внимания применять вышеперечисленные методы.

Но помните, что человек ко всему привыкает и, если слишком часто что-то повторять, то это уже не привлечет внимание, а скорее, наоборот - оттолкнет или испугает.

Поэтому, используйте все в меру и отслеживайте реакцию человека. Если он на способ реагирует не приветливо, то лучше использовать другой способ.

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно - окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд - всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать - это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали - искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило - человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости - «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ - это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

Содержание разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.


Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора - высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство - далеко не всегда положительное качество.

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше - вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

Видео: Правила риторики

Держитесь подальше от тех, кто постоянно старается вам понравиться. У них явно какие-то свои цели, и совсем необязательно, что их цели и ваши совпадают. Наоборот, обратите внимание на людей, которые в вашем присутствии ведут себя скованно, стесняются вас. Такие влиянию будут поддаваться намного лучше. Нужно понимать, что влияние распространяется, как вирус. Подчините себе тех, кто слабее, а потом постепенно доберетесь и до сильных. Вам не обязательно все делать самому.

Например, если вы хотите повлиять на решения начальника, это совершенно не означает, что единственный или самый эффективный способ - поговорить с ним напрямую.

Часто все срабатывает намного лучше, если вместо вас это делает кто-то другой. Заведите себе таких людей.

Сделайте так, чтобы жертва почувствовала себя в безопасности

Люди, которых вы пытаетесь подчинить своей воле, обязательно должны чувствовать себя с вами защищенными, в полной безопасности. Самый эффективный способ добиться этого - сделать так, чтобы они думали, что вы близки. Расскажи им какую-нибудь тайну о себе.

Пусть им кажется, что вы при них раскрылись и доверяете настолько, что не побоялись показаться слабым.

Тайна не обязательно должна быть правдой. Но что бы это ни было, вы должны обязательно предусмотреть вероятность того, что тайна ваша тайной не останется и о ней узнает кто-то еще.

То есть, с одной стороны, это должно быть что-то очень личное. А с другой, что-то такое, что не нанесет ущерб вашей репутации, а желательно и наоборот - если все узнают, то будут еще лучше о вас думать.

Посылайте двойные сигналы

Вы должны вести себя так, чтобы люди не знали вашей истинной позиции ни по одному вопросу. Если позвать двух ваших коллег и спросить у них, что вы думаете о новой сделке, - они должны с уверенностью сказать совершенно противоположное.

Вам нужна возможность менять свою точку зрения в удобный вам момент - а для этого никто не должен знать, что вы думаете на самом деле.

Имейте в виду, что эта игра подходит только очень продвинутым манипуляторам - новичку легко запутаться, так что будьте осторожны.

Сделайте так, чтобы все хотели с вами дружить

Вы должны стать тем человеком, который сам ни к кому не ходит и разговор без крайней необходимости первым не начинает.

Зато всем окружающим он кажется очень интересным и загадочным, и все хотят с ним дружить. Более того, многие даже считают, что дружат с ним (но им, конечно, это только кажется).

Если вам такое удалось - дело сделано. Теперь любое ваше слово будет цениться вдвое больше. Ваше мнение станет определяющим в группе, и именно ваши идеи будут признаны самыми удачными.

Обращайте внимание на мелочи

По-хорошему, людей, которые умеют манипулировать, и тех, кто не умеет, отличает ровно одно - умение внимательно относиться к мелочам.

Сколько ложек сахара любит класть в кофе ваш коллега? В какое время дня у начальника случается импульс поработать? Вы должны понимать, что нет таких деталей о коллегах и начальстве, которые были бы неважны.

Может, есть слова, которые их раздражают или, наоборот, заводят? Изучите людей, которыми хотите манипулировать, а то ничего не выйдет.

Не забудьте потеряться

Допустим, вы ведете деловые переговоры и уже достигли договоренности, которая вас полностью устраивает. Ваш партнер тоже страшно доволен и уверен, что он вас наконец добил и сейчас получит то, что хочет. В этот момент вы должны обязательно — хоть и ненадолго — но свернуть в обратную сторону.

Очень важно, чтобы у человека, которым вы пытаетесь манипулировать, хотя бы на минуту возникло ощущение, что он вас сейчас упустит.

Ничто не делает вас и ваши предложения более желанными, чем мысль о том, что вас сейчас потеряют. Ваш партнер быстро попадется на уловку и, возможно, с перепугу предложит вам еще лучшие условия.

И даже если этого не произойдет, в будущем он будет относиться к контракту с вами с осторожностью, если будет знать, что вы вообще-то не в отчаянии и вполне можете обойтись и без него. Пусть боится вас потерять.

Очень часто мы хотим донести близкому человеку или, возможно, совсем не близкому, нужную информацию, но у нас порой ничего не получается. Как сделать, чтобы тебя слушали? Это очень сложный вопрос. Нужно учитывать многие факторы: характер, обстоятельства, при которых состоялся разговор, межличностные отношения и многое другое.

За что ценили наши предки людей? Ответ простой: за умение говорить и слушать. Не зря древние мыслители говорили мало и по делу. Сейчас такое считается большой редкость. Дело в том, что современная культура и образование не учат людей общению, то есть мы не умеем слушать. А если смотреть в корень - мы не имеем терпения выслушать и желания услышать человека.

Как быть тактичным

Присказка гласит: меньше говори - больше слушай. Это одно из важнейших правил коммуникации людей. Все мы - личности и все хотим себя проявлять только с сильной и качественной стороны. Именно поэтому наше желание выговориться порой берет верх над рассудком. Именно это желание порождает сплетни и толки. Мудрый человек всегда обуздает свой язык. Выслушивая человека, вы даете ему эмоциональную свободу, то есть он, поделившись своими делами (пусть вам безразличными), испытывает внутреннее удовлетворение. Вы сами его не раз испытывали, когда была возможность выговориться в компании, где все друг друга не перебивают. Тем более, сдерживая бесполезные разговоры и выслушивая чужие, вы больше приобретаете: меньше говорите пустых или личных вещей и больше узнаете информации извне. А знание, как вы уже знаете - это настоящая сила.

Семья

Конечно же, немаловажно, чтобы семейная пара умела слушать друг друга. Хотя часто доминирующий человек (жена или муж) берет инициативу в свои руки, тогда другому человеку приходится искать необходимых слушателей на стороне. Так появляются, к сожалению, и измены. Ведь часто причиной измены становится психологический фактор. А отсутствие возможности полноценного общения - это и есть один из психологических факторов. То же касается и занятости родителей и их детей. Часто дети из-за того, что не имеют возможности высказаться своим родителям, ищут «уши» на стороне, что ведет к не очень хорошим последствиям. Но как сделать так, чтобы муж слушал жену, а жена мужа? Для этого в первую очередь необходимо, чтобы сами члены семьи понимали свою проблему, чтобы у обоих было равное положение.

Приемы НЛП

  • найди положительные мотивы в плохих действиях. Смысл этого приема в том, чтобы не осуждать человека за его поступки. Такого обычно не ждет ваш собеседник. И поэтому своим спокойствием можно заставить почувствовать человека виноватым, а это даст вам возможность взять превосходство над ним.
  • умей попросить безотказно. Начинай просить с позитивного утверждения, а потом просить что-то еще. Психика человека устроена, так что мы должны выполнить две просьбы сразу. Например: «Милый давай я сделаю тебе вкусный обед, а потом мы пойдем по магазинам» или просить через третьих лиц: «Маша, пойдем к той, доброй женщине, у нее вкуснее вишни». Этим, заставляя другого продавца спустить немного цену.
  • унижать, а не спорить. Конечно, это звучит грубо, но этот метод действен и часто нами используется подсознательно. Например: «Петр Васильевич, вы наверное с Луны свались, что такое приняли решение!» Этим обычный разговор переходит в спор, а сама тема «подминается»

Успех ваших переговоров

  • выступайте в привычном вам помещении;
  • хорошая осанка, уверенный взгляд, руки расслаблены, голова всегда приподнята, легкая улыбка на лице, четкие предложения по теме;
  • хорошее настроение. Даже если у вас все ужасно никогда не показывать это тем людям, на которых вы хотите повлиять, особенно касается бизнеса;
  • если вам что-то нужно от человека вызовите чувство жалости или чувство дефицита, это срабатывает что процентов;
  • будьте всегда последовательным в действиях и высказываниях;
  • если у вас есть харизма, то всегда пользуйтесь ей;

Если тебя не слушают

Часто нерешительные люди часто сталкиваются с подобной проблемой. И это не вина посторонних людей. Все зависит от самого говорящего. Как сделать, чтобы тебя слушали? Естественно, людей со статусом всегда принято слушать и такая ситуация маловероятна: чтобы все вокруг были одинаково разговорчивы и тактичны. Но если вы все же очень хотите научиться говорить так, чтобы вас слушали, то начните с изменения своих представлений об окружающем мире. Научитесь слушать и говорить вовремя. Можете скачать специальные аудио уроки с сайтов по психологии или сходить пару раз на тренинги по развитию личности.

Некоторые люди используют заговоры: чтобы муж жену слушал и был покорный, ну и т.п. Это субъективное мнение, мы не будем вам советовать «чудо - слова», произнеся которые вы сможете заставить мужа слушать вас или наоборот, мы лишь просто говорим, что жизнь, такая, какая есть, и без общения она не будет прежней. Но вот качество общения можно изменить.

Так что, дорогие читатели, чтобы слушали и слышали, не нужно кричать, доказывать или показывать обиду другим людям, нужно начинать с себя. Если мы поменяем понимание мира, который окружает нас, признаем его несовершенство и начнем менять себя, а не окружающих, именно тогда вы будете услышаны тем, к кому адресованы ваши слова.