Болезни Военный билет Призыв

Что такое дамба. Что такое дамба - разбираемся вместе. Что это такое

- (от нем. Damm плотина). Земляная насыпь, выводимая параллельно берегам, для предохранения их от разлива воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДАМБА земляная насыпь. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сооружение в виде насыпи, служащее для выправления (регулирования) течения реки. В зависимости от назначения различают Д. струенаправляюшие, струеотводные, защитные и заградительные. 1 шпоровидная струенаправляющая дамба; 2 струеотводная дамба; 3 … Технический железнодорожный словарь

См … Словарь синонимов

дамба - Гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоёмов и водотоков, направленного отклонения потока воды и других целей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

- [галл. dam] 1. Береговой естественный высокий прирусловый вал, преимущественно в нижней части крупных рек, текущих по аккумулятивной равнине, приуроченной к тект. прогибу (реки По, Миссисипи, Сырдарья, Терек, Кубань и др.). Образуется в… … Геологическая энциклопедия

ДАМБА, гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные, например ограждающие валы для защиты прибрежных низменностей от затопления, и безнапорные для регулирования русел рек, улучшения условий… … Современная энциклопедия

- (от голл. dam) гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских… … Большой Энциклопедический словарь

ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений … Научно-технический энциклопедический словарь

ДАМБА, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАМБА, ы, жен. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д. | прил. дамбовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., нем. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Поющая дамба , Евгений Евтушенко. Центральное место в новой книге Евгения Евтушенко занимает поэма "Под кожей статуи Свободы" - широкое, многоплановое произведение, воссоздающее живую картину современной Америки, ее…
  • Сказ о Баторе , Дамба Жалсараев. Поэтическое сказание о жизни бурятского сказителя (улигершина) Далая. Нелегкая судьба выпала на долю народного певца: с детских лет он голодал, пас стада богатея Баянхая. А когда Далай вырос,…

Человечество научилось строить дамбы довольно давно. К примеру, около турецкой деревни Аладжахойук уже около ста лет ведутся раскопки. Ученые ищут столицу королевства хеттов. Но только там была обнаружена дамба, которая была построена еще 3250 лет назад. Она была занесена слоями грязи и ила. Ее оказалось возможным восстановить, в результате сегодня дамба снова служит, помогая орошать местным фермерам их земли.

Это место стало пользоваться интересом туристов. Всех их манит одно из самых старых гидротехнических сооружений на Земле. Но это дамба не единственная, которая вызывает интерес у людей. Ведь такие объекты часто не только помогают вырабатывать электроэнергию или орошать окрестные земли, но они еще выступают в качестве полноценного туристического комплекса.

Неудивительно, что в мире существует более десятка грандиозных дамб, куда допускаются приезжие с обзорными экскурсиями. Самым ярким примером является дамба Гувера, одна из самых больших в мире. Оказывается, ее содержание и обслуживание неплохо окупается за счет средств любопытных туристов. Расскажем ниже о самых интересных дамбах на нашей планете.

Дамба Гувера. Это сооружение находится в 48 километрах от Лас-Вегаса, в США. Сюда свободно пускают туристов, надо лишь приобрести билет стоимостью от 9 до 11 долларов. Ежегодна дамба принимает по меньшей мере 9 миллионов гостей. Это сооружение в штате Невада вообще является одной из главных достопримечательностей Америки. Строительство объекта началось в 1931 года, когда страна переживала Великую депрессию. Тогда существовала традиция присваивать крупнейшим плотинам имена Президентов. Так и эта дамба была названа в честь управляющего страной Герберта Гувера. Некоторые работы при возведении дамбы происходили в туннелях. Там несколько рабочих даже пострадало от угарного газа. Но это не останавливало многочисленных желающих принять участие в грандиозной стройке. Ведь в то время кризиса было не так много возможностей заработка. Дамба была торжественно открыта в 1935 году, на целых два года обогнав плановые сроки. Интересно, что ее в том же году посетили наши писатели Ильф и Петров, описав грандиозное сооружение в своей книге «Одноэтажная Америка». Дамба Гувера была спроектирована лос-анджелесским архитектором Гордоном Кауфманом. При этом его творение было выдержано в стиле ар-деко. В самой верхней части плотины были сооружены башни, там же оказались и две пары часов. Они о сих пор работают, показывая время в разных часовых поясах штатов Невада и Колорадо. Дамба Гувера настолько знаменита, что часто оказывалась вовлеченной в киносъемки. Так, ее можно видеть в «Трансформерах» и в «Универсальном солдате». Не обошли внимание это сооружение и создатели компьютерных игр.

Дамба Ататюрка. В турецкой Урфе можно посетить это сооружение всего за 4 лиры. Когда летишь на самолете над территорией этой страны, то в иллюминаторе можно увидеть большое соленое озеро, у которого довольно сильно изрезана береговая линия. Если же приглядеться к нему внимательно, то в южной его части можно обнаружить большую дамбу. Именно она и получило имя Ататюрка, первого Президента Турции. В его честь в стране вообще названо много чего. Строительство грандиозного сооружения началось в 1983 году, оно велось целых 7 лет. Возведение дамбы стало одной из частей масштабного проекта «Юго-Восточная Анталия». Согласно нему на реках Тигр и Евфрат должно было быть воздвигнуто целых 22 плотины. Самой крупной из них и стала дамба Ататюрка. Строительство ее оказалось для страны настолько важным, что правительство решилось переселить жителей десятков деревень, которые оказались в зоне будущего искусственного озера. Оно как раз и стало результатом возведения плотины. Озеро в итоге поглотило еще и руины старого города Самосаты, родины греческого поэта Лукиана. Сегодня дамба Ататюрка успешно выполняет свои функции – генерирует электричество, орошает земли и привлекает к себе многочисленных туристов. Важность объекта для Турции столь велика, что именно дамба Гувера изображена на национальной банкноте в 1 лиру.

Дамба Вайонт. За 5 евро любой турист может посетить этот объект, расположенный в итальянской Логнароне. Долина реки Пьяве, что неподалеку от тирольских Альп, на слуху людей еще с 30-х годов XX века. Ведь именно тогда свет увидела книга Эрнеста Хемингуэя «Прощай оружие!». В ходе сражений Первой мировой войны тут располагалась одна из итальянских армий, действовавшая против австрийцев. В 1961 году на реке Пьяве была построена дамба Вайонт. Подъезжая к ней можно полюбоваться отличным видом плотины, словно зажатой соседними с ней горами. Дамба получила «дурную» славу, когда в 1963 году здесь состоялась одна из самых крупных аварий в истории гидротехнических объектов. Тогда погибло более 3 тысяч человек. Причиной несчастья стал обломок скалы с горы Монте-Тоц. Он упал прямо в водохранилище. Его чаша оказалась переполненной из-за кусков горной породы. Вода перелилась через верхушку дамбы, и стремительный поток в считанные минуты смыл ближайшие деревни. Очевидцев, кто бы видел катастрофу своими глазами, не осталось вовсе. С тех пор водохранилище за дамбой так и осталось не восстановленным. В 2001 году о той катастрофе был даже снят художественный фильм «Вайонт – безумие людей». Спустя год дамба открылась для посещения туристов.

Дамба Итайпу. На границе Парагвая и Бразилии, в Фос-ду-Игуасу находится этот объект. Посетить его можно, заплатив от 20 до 50 долларов. В 80-х годах прошлого века в Бразилии остро встал вопрос нехватки энергоресурсов. Правительство приняло концепцию развития, согласно которой важным источников энергии становились водные потоки. Многие давно говорили о необходимости возвести на реке Парана мощную плотину. Непонятно было только где именно ее строить. В результате было выбрано удачное место – там, где Парана уходила под землю. Порода здесь могла выдержать громадный вес будущих бетонных конструкций. Хотя в этом месте и проходила граница Бразилии и Парагвая, многочисленные переговоры завершились договором о совместном строительстве дамбы. Как впоследствии оказалось, оба государства только выиграли от такого сотрудничества. В итоге дамба Итайпу сегодня дает электричество для крупнейших городов Бразилии – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Здесь производится 93% от всех потребностей в энергии Парагвая. Мощности Итайпу хватит для того, чтобы одновременно зажечь 120 миллионов лампочек. Но и эта дамба не убереглась от аварии. В 2009 году при грозе были сильно повреждены линии электропередач. В результате без света остался практически весь Парагвай и 50 миллионов жителей соседней Бразилии. Туристы попадают сюда с любой стороны границы. Маршрут специального автобуса здесь длится полтора часа. За это время туристы в нем смогут увидеть огромный водосброс, посетить смотровую площадку около турбин и подъехать к бетонной стене плотины, высотой с восьмиэтажку.

Дамба «Три ущелья». Если Вы поедете в китайский Сандоупин, обязательно посетите эту дамбу. Цена входного билета туда 57-105 юаней. О том, что на реке Янцзы надо возвести дамбу, говорили, начиная с 1919 года. Но тогда масштабы стройки отпугнули авторов проекта. В 1956 году в своей поэме «Плавание» великий Мао Цзэдун рассказал о проекте плотине на великой реке Янцзы. Но только в 1992 году Китай приступил к возведению на ней плотины и одноименной гидроэлектростанции. Стройка продлилась долгих 19 лет, а воздвигнутая ГЭС стала самой мощной в мире. Все время, пока строилась дамба, вокруг нее велись бесконечные споры противников и сторонников этого объекта. Плюсом его возведения является огромное количество вырабатываемой для страны энергии. А ведь Китай с его миллиардным населением крайне в ней нуждается. К тому же дамба заметно снизила угрозы наводнений. Только в прошлом веке стремительные разливы Янцзы стали причиной гибели полумиллиона человек. Сторонники утверждают, что на дамбе будет происходить еще и очистка воды. Хотя плюсы возведения объекта и очевидны, но они слабо утешат тех 1,3 миллиона китайцев, которым пришлось переселиться в другие места проживания.

Асуанская плотина. Чтобы посетить эту знаменитую египетскую дамбу придется заплатить 5 фунтов в национальной валюте. Первую небольшую плотину на этом месте построили еще в далеком 1902 году англичане. В 1912 и 1933 годах сооружение достраивалось. Однако оно все равно было не в состоянии в полной мере удерживать воды могучего Нила. В 1952 году было решено возвести новую плотину – Асуанскую. Но этот громкий проект президента страны Гамаля Насера не понравился США. В итоге Всемирный банк отказал египтянам в финансировании. Спасло ситуацию правительство СССР. Проект Асуанской плотины был разработан в 1958 году в институте «Гидропроект», а через пару лет началась и стройка. Ее частично спонсировал Советский Союз. О славном сотрудничестве двух стран сегодня напоминает башня-мемориал, в виде цветка лотоса. Дамба возводилась 11 лет, за это время проводились еще и работы по спасению памятников старины, оказавшихся в зоне будущего затопления. Только храмы Абу-Симбела разбирали и переносили в новое, безопасное место, на протяжении четырех лет. Сегодня Асуанская дамба по-прежнему функционирует, она снабжает энергией большую часть страны. Образовавшееся водохранилище используется для орошения, а плотина еще выступает и в качестве туристического объекта. По ней можно не только пройтись с экскурсией, но и даже проехаться на машине. По самому гребню дамбы пролегает дорога в четыре полосы.

Дамба Нагарджуна Сагар. Ехать сюда надо от наиболее близкого индийского города Налгонда. Посещение обойдется туристу в 350-450 рупий. В 40-х годах прошлого века Индию захлестнула «Зеленая революция». Ее целью было улучшению сельского хозяйства в стране. Самым крупным, к тому же еще и первым объектом инфраструктурных изменений выступило строительство дамбы Нагарджуна Сагар на полноводной реке Кришна. Строительство началось в 1955 году, его лично одобрил находившийся тогда у власти премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. А вот открывала плотину через 14 лет уже его дочь Индира. С той поры дамба каждый день дает жизненную воду для орошения нескольких крупных регионов страны. Созданная тут электростанция еще и является важным членом национальной энергосети. Тем туристам, которые захотят посетить штат Андхра-Прадеш, интерес представит не только плотина Нагарджуна Сагар, но и искусственное озеро с таким же названием. В самом его центре располагается остров Нагарджуконда, куда прибывают с паломничеством буддисты. Причина такого внимания верующих заключается в том, что именно тут 2200 лет назад основатель махаяна-буддизма Ачарья Нагарджуна создал религиозную школу. Сюда стремились попасть многие монахи из Китая, Цейлона и Бенгалии. Здесь, на острове, находится уникальный музей. Среди прочих экспонатов выделяются религиозные реликвии – серьга самого Будды и его зуб.

Дамба Ингури. Эта плотина находится в Грузии, в Джвари. Попасть на смотровую площадку тут можно бесплатно, а вот для прохода на саму дамбу потребуется специальное разрешение. Решение о строительстве здесь дамбы принимал лично генсек СССР Никита Хрущев. Первоначально лидер предложил возвести дамбу на реке Бзыбь. Но оказалось, что это может повлечь за собой эрозию почв на пляже в Пицунде – любимом месте отдыха вождя. Тот не стал жертвовать знаменитой здравницей, а строительство дамбы было решено начать в красивом ущелье реки Ингури. Проект начал осуществляться в 1961 году. Развал СССР привел к скандалу вокруг этого объекта. Грузино-абхазский конфликт и урегулирование границы привело к тому, что линия между странами прошла прямо рядом дамбой. Сама она оказалась на стороне Грузии, а вот Абхазии достались электрогенераторы и прочее оборудование. В 1992 году страны все же сумели договориться о том, как делить вырабатываемое электричество. 60% его достается Грузии, а остальное идет в Абхазию. Ингурская ГЭС все еще остается режимным объектом, куда попасть довольно сложно.

Дамба Робера Бурасса. Это канадскую дамбу можно посетить абсолютно бесплатно. Имя объекту дал новый премьер Канады Робер Бурасса. Через год после своего прихода на пост в 1970 он начал строительство сразу трех гидроэлектростанций на реке Ла-Гранд. Это решение было не только шагом к обеспечению страны дешевым электричеством, политик еще и выполнял свое обещание создать сто тысяч новых рабочих мест. Такая масштабная стройка, в ходе которой появился целый каскад из нескольких дамб, привлекла сюда множество различных специалистов. Чуть ли не главная трудность при строительстве – удаленность объекта от обустроенных мест и слабая транспортная обеспеченность в этих местах. Но и это померкло по сравнению с тем, какое сопротивление оказали индейские племена, испокон веков проживавшие на этих землях. В ноябре 1973 года представители племени кри даже смогли добиться остановки строительства плотины. Только через два года работы были продолжены. Еще через 4 года была запущено ГЭС Ла-Град-2. Она протянулась на 140 километров под землей, став самой большой подземной станцией. А имя Робера Бурасса водохранилище и дамба получили в 1996 году. Благодаря ему планы стали реальностью. Сегодня любые туристы, приезжающие сюда, могут увидеть весь масштаб дамбы. Высота плотины такая же, как у небоскреба с 53 этажами. Вода стекает в хранилище по десяти огромным ступеням. Каждая из них по площади вдвое превышает размеры футбольного поля.

Дамба Акосомбо. Первой страной в колониальной Африке, получившей независимость, стала в 1957 году Гана. Тогда вся ее промышленность ориентировалась на выращивание и продажу бобов какао. Но производство надо было развивать, чтобы дать толчок экономике. Некоторые перспективы сулила добыча бокситов, которые могли в перспективе дать алюминий. Чтобы обеспечить электричеством будущие металлургические заводы страны, и было решено построить дамбу Акосомбо. При ее возведении не обошлось без инвестиций Англии и США. Само правительство страны попросту не имело необходимых средств для запуска такого дорого проекта. Согласно условиям договора с партнерами, сама Гана могла использовать не более 20% получаемой электроэнергии. В 1965 году дамба была запущена, а большая часть электричества вырабатывалось для американской алюминиевой компании Volta. Но Гана со временем пересмотрела эти грабительские условия договора. Теперь получаемого электричества хватает и для соседей страны – Того и Бенина. Дамба образовала искусственное озеро Вольта. Теперь эти места очень популярны у туристов. Посещение самой плотины стоит всего около доллара, а вот отель «Вольта», из окон которого можно понаблюдать за дамбой, довольно дорогой. Ночь в этой гостинице стоит не менее 150 долларов.

Дамба Верзаска. В одном из последних фильмов Бондианы есть сцена, в которой суперагент Джеймс Бонд прыгает с дамбы высотой в 200 метров. Эти кадры были сняты в Швейцарии в местности Тичино. Именно там располагается дамба Верзаска, которая стараниями сценаристом стала советской плотиной неподалеку от Архангельска. Эти кадры стали легендарными и положили начало любопытной традиции. Каждый год апреля по октябрь на дамбу приезжают джамперы со всего мира. Все они движимы единой целью – повторить тот самый прыжок Джеймса Бонда. Не останавливает их и тот факт, что прыжок с 220 метровой высоты с привязанной к ногам тарзанкой тут платный. За удовольствие придется заплатить 255 швейцарских франков. Записаться же на совершение опасного прыжка надо за несколько недель. Свободное падение с плотины длится 6 секунд, после чего тело джампера с помощью жгута выстреливается обратно вверх. Если туристы не настолько любят экстремальные развлечения, то они могут осмотреть дамбу со смотровой площадки. Там отлично видны бетонный массив плотины и долина с тем же названием. Если же пройти по самой дамбе 380 метров, то можно попасть на другую сторону ущелья. Это удовольствие ничего не стоит.

Природная дамба, построенная бобрами. Располагается этот объект в национальном парке «Вуд Баффало». Природная дамба, построенная бобрами, была открыта несколько лет назад экологом Жаном Тье. Смог сделать он это с помощью программы Google Earth и тех технологий, которые разработала NASA. Оказалось, что животные смогли построить дамбу длиной в 850 метров, расположенную в провинции Альберта, что в Канаде. Эколог пришел к выводу, что бобры начали трудиться над своей дамбой еще в 70-х годах, строительство при этом не прекращается. Чтобы построить свою плотину трудолюбивые животные повалили тысячи деревьев и натаскали сюда несколько тонн веток и глины. Надо отметить, что место для создания дамбы было выбрано бобрами очень удачное. Объект находится в самом заброшенном уголке этого парка. Так животные оградили себя от постоянных и назойливых гостей, которые мечтают осмотреть и сфотографировать плотину. В итоге сегодня дамбу можно увидеть только в виде снимков на сайте Google Planet Earth или же с воздуха. Осмотр парка и плотины на вертолете или самолете обойдется туристу минимум в 79 долларов, а заказать поездку надо заранее на сайте транспортной компании.

Дамбы и плотины – мощные гидротехнические объекты. Они могут сооружаться с разными целями. Рассмотрим подробней, для чего предназначаются те и другие и чем отличается дамба от плотины.

Определение

Дамба – возвышение, создаваемое искусственным путем в зоне водного ресурса и выполняющее оградительную или регулировочную функцию.

Дамба

Плотина – объект, возводимый на пути водного потока для поднятия естественного уровня воды. Сооружение позволяет извлечь из действия водной стихии максимальную пользу.


Плотина

Сравнение

Итак, каждое из гидротехнических сооружений выполняет свои задачи. Дамбы часто возводятся для защиты местности, расположенной близко к воде, от затопления. Такие объекты должны выдерживать водный напор определенной силы. Сооружения, проходящие вдоль границ водоемов, называют контурными. Дамбы также воздвигаются в портах для ограждения акватории от действия волн и обеспечения спокойного движения судов во время прибытия, шлюзования и выхода. Сооружения этого вида относятся к безнапорным.

Кроме того, дамбы являются необходимыми элементами, участвующими в регулировании ширины русел рек, а также в искусственном разделении или соединении потоков. Чтобы движение воды осуществлялось в нужном направлении, объекты располагают под некоторым углом к течению. Дамбы, позволяющие изменять направление водотока, иногда сооружаются лишь на определенный срок. Это касается случаев, когда необходимо на время отвести воду из русла реки по причине проведения в данном месте строительных работ.

В чем разница между дамбой и плотиной? Она заключается в том, что дамба не всегда подвергается мощному давлению воды. Плотина же рассчитана на постоянный напор. Она преграждает поток, в результате чего по одну сторону от сооружения уровень воды значительно повышается. Плотины позволяют сделать изначально неглубокие реки пригодными для судоходства и лесосплава. Эти объекты также помогают решать проблемы водоснабжения и орошения сельхозугодий, а благодаря сосредоточению у плотины сильного напора становится возможным энергетическое использование воды.

Отличие дамбы от плотины состоит в том, что построение последней, как правило, способствует формированию искусственного водохранилища. При этом в самой реке и прилегающих территориях происходят заметные преобразования: другим становится режим стока, меняется температура воды, усложняется миграция рыбы, затопляется часть прибрежной зоны, в районе сооружения изменяется микроклимат. С помощью плотин также создают резервуары для задержания талых и дождевых вод в балках и оврагах. Накопленные запасы воды затем используют для орошения и в других целях.

А также о практическом применении данного сооружения.

Что это такое

Под дамбой подразумевают искусственное возвышение в виде вала, которое сооружается из земли, камней. Сооружать ее можно и из подсобных материалов. Давайте подробнее познакомимся с понятием «дамба».

Значение слова в разных словарях одинаковое. Речь идет именно о возвышениях, которые строят в болотах, низинах, руслах крупных рек, вдоль морского побережья. Основным предназначением такого сооружения является проведение гидротехнических работ, сооружение над водою автомобильных и железнодорожных полотен.

Особенности

Так что такое дамба в настоящее время? В первую очередь это защитное сооружение, берегущее дорожное полотно от возможного затопления водой. Для того чтобы она выполняла функцию, возложенную на нее, в полном объеме, дамба должна возвышаться над поверхностью воды не менее чем на один метр. Есть определенные требования и к ширине возводимой защитной полосы.

Так, для автомобильных и железных дорог она должны быть шире самой дороги, а для морских дамб ширина зависит от устойчивости грунта. Кроме того, учитывается род материала, используемого для строительства.

Специфика создания

Как возводится дамба? Что означает ее крутизна? В зависимости от предназначения, при создании таких защитных полос, выбирают разный угол наклона. Для шоссейных и железных дорог выбирают грунт, который не впитывает воду.

В основном используют песчаные материалы, глину для дамб не применяют. Земляные откосы могут быть одиночного либо полуторного уклона, ширина рассчитывается исходя из одного метра на метр высоты.

Для повышения прочности сооружения, через 2-8 метров в высоких откосах делают уступы в форме горизонтальных площадок (берм), повышающих устойчивость создаваемой конструкции.

Отвечая на вопрос, что такое дамба, отметим, что она предполагает расположение песчаного грунта слоями. После укладки одного слоя обязательно уплотняется земля, только после этого продолжаются работы по созданию защитной полосы.

В тех случаях, когда грунт, применяемый для отсыпки дамбы, не подходит для засевания, откосы дернуют либо покрывают слоем земли в 15-20 сантиметров и засевают его растительностью. Речные дамбы засаживают кустарниками ивы, чтобы закрепить поверхность.

Те откосы, которые подвергаются постоянному напору воды либо волнам, дополнительно укрепляют камнем до уровня высоких вод. По новым технологиям, откосы дамб в сторону воды делают более пологими по сравнению с нагорными видами.

С целью укрепления возводимого сооружения применяют колья, которые забивают рядами, а также плетни из хвороста.

При возведении дамбы на болотистой местности, сначала в грунте выкапывают глубокий ров, утрамбовывают его глиной и только на полученном основании выполняют все последующие строительные работы.

Заключение

В поисках ответа на вопрос, что такое дамба, нам удалось выяснить предназначение этого сооружения. Без подобных насыпных полос нельзя было бы соединить между собой, например, Санкт-Петербург и Кронштадт.

Безусловно, стоимость подобных строительных работ, исчисляется миллиардами рублей, а также огромными временными затратами, но тот результат, который в итоге можно получить, полностью окупает все понесенные расходы.

Прежде чем приступать к возведению дамбы, над проектом работает огромное количество специалистов. Проводятся детальные исследования грунта, анализируется целесообразность и возможность создания дамбы. Затем проводятся расчеты по количеству необходимой насыпи, подбираются материалы для строительства, и только после этого утвержденный проект внедряется в реальность.

Краткие сведения

Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб - условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так называемые бермы , шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины , колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков . При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками . В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.

Виды дамб

Различают дамбы:

  • напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
  • безнапорные (для регулирования русел рек).

По способу построения:

  • естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
  • рукотворные (созданные людьми).

По материалу дамбы:

  • грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные , насыпные и созданные с помощью направленного взрыва );
  • каменные ;
  • из каменной кладки ;
  • каменно-земляные ;
  • бетонные ;

По срокам, на которые возводятся:

  • постоянные ;
  • временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).

Примечания

См. также