Болезни Военный билет Призыв

Че нить поржать. О чём говорят мужчины

В условиях, когда японская ассоциация сумо (JSA, Japan Sumo Association) придерживается традиционного принципа «ринг не место для женщин», новый фильм про женское сумо показывает, что профессиональные турниры, организованные этой Ассоциацией, нельзя больше назвать единственным видом спортивных состязаний в сумо.

Фильм под названием «Хризантема и гильотина» вышел на широкий экран 7 июля и сразу стал самым обсуждаемым. И хотя мнения о том, позволено ли женщинам выходить на ринг сумо, разделились, у режиссера фильма Такахиса Дзэдзэ (Takahisa Zeze) есть своя точка зрения: «Я хочу, чтобы посмотрев этот фильм, зрители узнали о том, что существуют различные виды борьбы сумо».

Действие фильма происходит в Токио во времена Большого землетрясения Канто в 1923 году. Главная героиня по имени Ханагику (Hanagiku), убегает от насилия своего мужа и присоединяется к женской группе борцов сумо. Здесь же она знакомится с анархистской молодежной группой под названием «Ассоциация гильотины», члены которой разделяют присущие главной героине чувства стремления к свободному и равному обществу.

Несмотря на вымышленный сюжет, женское сумо было популярным в период Эдо (1603 — 1868 г.). Как указывает Ёсиэ Камэй (Yoshie Kamei), автор произведения «Оннадзумо Миндзокуси» («Фольклорная история женского сумо»), занимающийся исследованиями в Институте фольклорных исследований при Университете Сэйдзё (Seijo University), в период Мэйдзи (1868 — 1912 г.), различные группы участниц женского сумо из префектуры Ямагата на севере Японии, принимали участие в турнирах по всей стране. А во времена расцвета женского сумо, существовало, по меньшей мере, четыре группы известных спортсменок.

Этот вид спорта даже стал популярным в месте зарождения современного сумо — в храме Экоин в Токийском районе Рёгоку в 1890 году. Однако, когда период Тайсё (1912-1926 года) подошел к концу, власти начали подвергать женское сумо гонениям за «развращение общественной морали». Женское сумо окончательно вымерло после Второй мировой войны, а последняя группа распалась в 1963 году.

© РИА Новости, Владимир Вяткин

Недавно, споры о запрете женщин в сумо разгорелись после того, как в апреле этого года судья приказал женщинам покинуть ринг, на который они поднялись, чтобы помочь потерявшему сознание мэру города Майзуру, префектура Киото. Несмотря на то, что ассоциация JSA позже принесла свои извинения, она отклонила просьбу другой женщины, мэра города Такаразуки, Томоко Накагава, выступить с ринга, ссылаясь на традицию.

Ассоциация JSA даже просила, чтобы организаторы детского сумо запрещали участие девушек из-за «опасений по поводу их безопасности».

Однако, как отмечает Камей, в 1957 году руководитель одной из секции сумо некто Такасаго, носивший наивысший в сумо титул — ёкодзуна, пригласил женщину с титулом одзеки (второй ранг борца в иерархии профессионального сумо, — прим. перевод. ) выйти на ринг во время послематчевых турне по городу Мацуяма. «Женщины борцы сумо прошли суровые тренировки, как и мужчины, — сказал Камей. «Ее пригласили на ринг из уважения, как коллегу».

Камей говорит: «Каждый год женщины из многих отдаленных районов принимают участие в соревнованиях сумо в храме в районе Кагаминотё, в префектуре Окаяма. Нельзя сказать, что на все ринги вход женщинам закрыт».

Режиссер фильма Такахиса Дзэдзэ также отмечает, что «существуют различные виды сумо, включая женское сумо и детское сумо». «Проблема может быть в том, что мы пытаемся сделать профессиональное сумо универсальным, представляющим все аспекты этого вида спорта».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

С тех пор, как на Западе набрало силу движение #MeToo, изначально направленное на осуждение сексуального насилия, в разных странах всё чаще начали подниматься вопросы о проблемах сексизма. В Японии же, 150 лет назад открывшейся остальному миру, до сих пор сильна дискриминация. В этот раз мы поговорим о дискриминации в отношении женщин в Японии и на примере сумо посмотрим, как дискриминация может быть связана с национальными традициями.

Конечно же, в последние годы ситуация в Японии понемногу улучшается (Абэ, к примеру, взял курс на «вумэномику»), но её по-прежнему нельзя назвать хорошей. Как традиционный японский спорт - сумо - можно связать с дискриминацией по половому признаку?

До прихода в Японию учения Конфуция женщины обладали равными, а то и большими правами, чем мужчины. Однако после всё изменилось, и страна стала патриархальной. Она и по сей день остаётся такой во многих аспектах, что наглядно доказывает событие, произошедшее весной 2018 года. В то время в префектуре Киото проводился матч по сумо. После матча мэр города Майдзуру поднялся на арену, чтобы наградить победителей, однако внезапно потерял равновесие и упал. Как позже выяснилось, у него случилось кровоизлияние в мозг. К нему тут же подбежали две девушки из числа зрителей, начали оказывать мужчине первую помощь и вызвали скорую. Как потом оказалось, они были медсёстрами. На Западе им наверняка были бы благодарны за такую быструю реакцию. Однако вместо этого им по громкоговорителю велели - трижды! - покинуть арену.

Так почему же так случилось? В мире сумо арена считается священным местом, которого не должна касаться женщина. Женщины считались «грязными» существами, которые могли осквернить арену, если подойдут слишком близко. Буквально век назад женщинам нельзя было даже смотреть на матч, потому что считалось, что лишь один их «ядовитый» взгляд может нанести вред борцу сумо.

Годы прошли, но мало что изменилось. Буквально через два дня после того, как Ассоциацию раскритиковали за сексизм, женщине-мэру запретили произнести речь с ринга. Накагава Томоко, мэр города Такарадзука, префектура Хёго, заявила: «Я крайне разочарована тем, что не могу произнести речь с ринга только потому, что я женщина».


Для речи мэра была обустроена небольшая площадка вне пределов дохё (ринга)

К сожалению, этот инциденты не единственные. Женщинам-мэрам и даже женщинам-министрам, действующим от лица премьер-министра, было запрещено подниматься на арену только потому, что они были женщинами. Женщины считались нечистыми, потому что менструировали, рожали детей и старели. Борцы сумо же считались созданиями, чьи мускулы и плоть были свидетельством мужской власти и воплощением древнего божества. На наш современный взгляд, конечно же, это звучит довольно безумным, особенно учитывая, что сумоистов, как и всех остальных людей, рожали именно женщины.

После инцидента в Киото глава Ассоциации Сумо принёс медсёстрам свои извинения. Однако правила после этого почти не изменились. В апреле 2018 года Ассоциация объявила, что женщинам позволено подниматься на арену, но только если под угрозой чья-то жизнь или в чрезвычайных ситуациях.

И хотя мир сумо остаётся закрытым для женщин, он открыт для иностранцев. Множество борцов сумо происходят из Монголии. Были также борцы из России, Чехии, Болгарии и Бразилии. А один из величайших сумоистов -

Из всех известных в мире единоборств сумо без всякого преувеличения можно назвать самым зрелищным. При всей своей культурной самобытности нет, наверное, на нашей планете борьбы, более популярной и притягательной. Хотя для множества непосвященных поклонников сумо является чем-то загадочным и необъяснимым. Впрочем, наверное, так же, как и сама непостижимая для европейцев Страна Восходящего Солнца.

Не только точной, но даже хоть сколько-нибудь приблизительной даты возникновения разновидности борьбы, подобной сумо, назвать не сможет никто. Но вот сами японцы считают, что первое упоминание их национальной борьбы появилось в одном из первых письменных источников древнеяпонской литературы, основной книге синтоистского троекнижия «Кодзики» («Записки о деяниях древности»), увидевшей свет в 712 году и охватывающей период от «эры богов» до 628 года. Там можно встретить описание поединка между богами Такэминоката-но ками и Такэмикадзути-но ками за право обладания Японией: «...и взял его руку словно тростник, обхватил и смял и отбросил прочь» (свиток 1, глава 28). И хотя относиться к этому эпизоду как к описанию конкретно сумо, наверное, не стоит, поскольку оба бога во время поединка использовали для достижения победы магию, японцы настаивают на обратном.

Еще один эпизод, касающийся борьбы, подобной сумо, можно встретить в другом письменном источнике — «Нихон сёки» («Анналы Японии»), появившемся в 720 году. Там повествуется о поединке двух силачей. Одного из них звали Кэкая, он был жителем деревни Тайма и славился на всю округу непобедимостью. Когда слухи об этом достигли владыки страны, он повелел найти другого силача, чтобы они могли сразиться. Достойный — Номи-но Сукунэ был родом из Идзумо, и тогда в 7-й день 7-го месяца 7 года правления императора Суйнина (29 год до н. э.) «встали они друг против друга и пнули поочередно ногами. И сломал Номи-но Сукунэ ребро Тайма-но Кэхая, а потом и поясницу ему ногой сломал, и так убил его» (свиток 6, глава 4). Как далее повествует книга, все имущество убитого было отдано победителю, сам же он остался служить при дворе, а после смерти стал богом-покровителем борьбы, а также гончарных мастеров.

Однако и первое, и второе упоминание относятся, скорее, к легендам. Само же слово «сумо» (сумахи) впервые встречается в «Нихон сёки» (на 9-м месяце 14-го года (469 год) правления императора Юряку). Слово «сумо» трансформировалось из существительного «сумахи» от древнеяпонского глагола «сумафу» («меряться силами») и за сотни лет превратилось сначала в «сумаи», а затем — в «сумо». Многие считают, что борьба попала на Японские острова из Кореи. И это не удивительно, ведь по образцу Страны утренней свежести и строилось Японское государство. Об этом говорит и этимологическое сходство названия: иное японское чтение иероглифов «сумо» — «собоку» очень похоже на корейское «шубаку». Да и первые достоверные сведения о сумо тоже связаны с Кореей: 22-го дня 7-го лунного месяца 642 года при дворе только что воцарившейся японской императрицы Когёку, в честь корейского посла из Пэкче, Чиджока, были устроены соревнования по сумо, на которых померялись силой императорские стражники и корейские воины.

Перед началом схватки сумотори хлопают в ладоши и, поднимая высоко ноги, с силой ударяют ими об пол. Борцы двух высших дивизионов также полощут рот и обтирают тело очистительной водой, «придающей силу». Некоторые суеверные борцы перед началом соревнований слегка касаются рукой красивой женщины. На время поединка к тори-маваси (пояс для схватки размером 80 см х 9 м) прикрепляются сагари (особые косички).

Традиция проведения дворцовых чемпионатов по сумо сложилась уже в эпоху Хэйан — времени японского ренессанса (794—1192 годы). Для отбора сильнейших придворные глашатаи покидали дворец императора уже весной, чтобы вскоре после праздника Танабата, который приходится в 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, борцы со всех концов страны могли померяться силой перед властителем в «столице мира и покоя» Хэйане (Киото).

Судьи, как такового, не существовало, за поединком наблюдали поочередно военачальники дворцовой стражи, пресекавшие использование запрещенных приемов (удары в голову, хватание за волосы, пинание упавшего), а также следившие за синхронным стартом. Если результат схватки был сомнителен, то просили судить человека из аристократии, но в случае, когда и этот судья колебался, верховным арбитром выступал сам император, и его решение было окончательным. Абсолютному победителю присуждался титул чемпиона и вручались ценные подарки. Поскольку в турнире принимали участие борцы крупного телосложения, независимо от сословной принадлежности, случались и довольно парадоксальные ситуации. Например, борцы-крестьяне из-за турнира, приходившегося на период сбора урожая, не занимались своей основной деятельностью, поэтому согласно закону по возвращении домой их ждало заключение под стражу. Доставалось и губернаторам, рекомендовавшим их. Последний турнир был проведен в 1147 году, незадолго до установления в стране власти самураев.

Несколько сотен лет сумо находилось в упадке, но благодаря приверженности японцев к своей культуре и традициям не исчезло. Его подъем начался в период Азути-Момояма (1573—1603). Крупные феодалы Средневековья (даймё) содержали у себя лучших борцов, время от времени устраивая турниры. Тогда же появились первые профессиональные сумотори из числа ронинов — самураев, лишившихся господина.

Установившаяся в начале XVII века власть сёгунов Токугава и последовавшая изоляция страны способствовали росту народных промыслов, развитию изящных и зрелищных искусств. Прославленные борцы были невероятно знамениты, словно актеры театров Ноо или Кабуки. Популярность дошла до того, что типографии начали выпускать списки борцов с перечислением их титулов и особенностей (бандзукэ), дошедшие и до наших дней. Гравюры, изображающие известных сумотори, печатались огромными тиражами и всегда были востребованы. Для сумо наступил Золотой век. Почти окончательно сформировались правила проведения поединков, система рангов и титулы чемпионов, с некоторыми дополнениями все эти установки существуют и поныне. Есида Оикадзэ ввел титул звания ёкодзуны как отличие лучших из лучших. В период Токугава утвердились и 72 канонических приема сумо, называемых кимаритэ.

После реформирования армии и начавшейся вестернизации страны сумотори остались, пожалуй, единственными, кто не утратил своей самобытности и великолепной самурайской прически теммагэ. Некоторые сторонники глубокого реформирования пытались запретить сумо как пережиток самурайской Японии, но, к счастью для всех, этого не произошло. Благодаря поддержке пришедшего к власти в стране императора Муцухито сумо не было упразднено, более того, в 1909 году для проведения ежегодных чемпионатов был построен огромный комплекс Кокугикан.

В современной Японии сумо — это неотъемлемая часть культуры, бережно хранимая поколениями. Настоящий сумотори проходит трудный путь, который по силам немногим. Тот, кто однажды примет решение стать борцом, должен отдать себя этому делу без остатка. Вся жизнь членов японской федерации профессионального сумо строго регламентирована и похожа на жизнь скорее военного, чем спортсмена. Чтобы стать сумотори высшей лиги, нужны годы нелегких тренировок, упорного стремления к продвижению в табели о рангах. Человеку, пришедшему в сумо, необходимо думать о двух на первый взгляд несовместимых вещах: тренировке гибкости и наборе веса. И они этого добиваются — все сумотори, даже те, что достигают веса до 300 кг, могут с необыкновенной легкостью встать на гимнастический мостик или сесть на шпагат. Хотя для победы важен не только вес, не меньшую роль в действиях борцов играют ловкость и сообразительность. Судите сами: в одном из поединков на 8-м чемпионате мира, состоявшемся в 1999 году, 105-килограммовый россиянин Юрий Голубовский сумел одолеть американца Ярброу, весившего 350 кг.

Взойдя на низшую ступень иерархической лестницы, борцы начинают продвижение к вершине, ежегодно выступая на турнирах профессионального, так называемого «большого сумо» — оодзумо. Несмотря на то что в нем не существует строго обозначенных весовых категорий, к соревнованиям допускаются борцы не легче 70 кг, ростом не ниже 173 см (кстати, до 1910 года ограничения на рост не существовало, вес же должен был быть не менее 52 кг, но уже в 1926 году правила ужесточили до 64 кг и 164 см).

Каждый из шести чемпионатов по сумо (хомбасё) — это незабываемое, красочное зрелище, всякое действие которого неукоснительно подчиняется ритуалу, установившемуся в древности. За 13 дней до его начала Японская федерация сумо выпускает бандзукэ (табель о рангах), в котором по нисходящей вписаны все сумотори. Этот документ рисуется от руки, особым шрифтом, причем чем выше заслуги борца, тем крупнее написано его имя. Имена начинающих вписываются чуть ли не иголкой. До выпуска документа в свет вся информация держится в строжайшем секрете, лица же, ответственные за нее, находятся под «домашним арестом».

Во время турнира, длящегося 15 дней, каждый борец высшей лиги проводит по одному поединку в день. Сумотори низших дивизионов должны провести 7 поединков. Таким образом, для того чтобы стать обладателем любого приза, каждый сумотори должен одолеть от 8 до 4 противников. Существуют призы за техническое мастерство, за боевой дух, за лучшие показатели. Каждому призу соответствует денежное вознаграждение, эквивалентное примерно 20 тыс. долларов. Самый главный приз — 30-килограммовый Императорский кубок вкупе с призовыми деньгами (около 100 тыс. долларов). Кубок победителю вручается временно, до следующего турнира, у него же остается уменьшенная его копия. Предусмотрены также подарки от спонсоров. Если на поединок были сделаны ставки, рефери подносит конверты с выигранными деньгами победителю на веере.

Непосредственно перед схваткой оба борца синхронно выполняют ритуал «смывания грязи», затем встают в исходную позицию на стартовые линии. Широко расставив ноги и опустив руки, сжатые в кулаки, борцы сосредоточенно смотрят друг другу в глаза, пытаясь психологически победить противника еще до схватки. В прошлые века этот психологический поединок (сикири) мог длиться неограниченное время, и иногда случалось, что один из участников сдавался без боя. Эти «гляделки» повторяются 3—4 раза.

Профессиональное сумо делится на 6 дивизионов: дзё-но кути, дзёнидан, сандаммэ, макусьта, дзюрё и высший — макуути, в нем выступают лучшие борцы с рангами маэгасира, комусуби, сэкивакэ, оодзэки (по нарастающей).

Все перечисленные звания завоевываются и подтверждаются на регулярных чемпионатах, проходящих 6 раз в год: три раза — в Токио и по одному — в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Звание абсолютного чемпиона (ёкодзуны) присуждается по представлению Японской Ассоциации Сумо крайне редко — только самому успешному сумотори, сумевшему два раза подряд завоевать титул оодзэки и зарекомендовать себя среди товарищей с самой лучшей стороны. Титул этот пожизненный, однако, чтобы держать высокую марку, получивший его должен постоянно радовать поклонников красивым и не знающим поражений выступлением. За всю историю Японии этого звания удостоились всего несколько десятков человек.

Поединок

Сначала на ринге (дохё) появляются два сумотори и рефери (гёдзи). Еще 4 судьи (симпан) следят за схваткой с 4 сторон за границами ринга. Поединок чемпионов судит главный рефери (татэ-гёдзи).

Схватка начинается по знаку рефери. Борцы должны начать борьбу одновременно, коснувшись ринга рукой. В случае фальстарта (если один из них не дотронулся до ринга) начинают все заново, а на виновника накладывается штраф на сумму от 500 до 1 000 долларов.

Как только результат поединка становится очевидным, рефери поднимает веер и произносит «Сёбу атта!» («конец схватки»), и после этого происходит утверждение победившего и объявление результата с указанием примененного приема, причем вместо имени сумотори называют сторону, с которой выступал победивший — «запад» или «восток» (этот обычай пошел со времени исторического периода Эдо, когда главными противниками в поединках были сумотори запада страны (из Осаки и Киото) и востока (из Токио).

Любительское сумо

Членами японской ассоциации ООДЗУМО являются более тысячи человек. В их число входят не только борцы, тренеры и судьи, но также и разнорабочие, и парикмахеры, и вспомогательные служащие.

Наряду с традиционным, профессиональным сумо не меньшей популярностью пользуется и сумо любительское. В Японии действует Федерация сумо, объединяющая любителей борьбы со всей страны. За год ею проводится около 40 турниров, собирающих самую разнообразную публику — школьников, студентов, предпринимателей и рабочих. Все доходы от деятельности федерация направляет на развитие и популяризацию сумо.

Отличительными особенностями любительского сумо являются: деление спортсменов на весовые категории и достаточно поверхностное соблюдение традиционных ритуалов. Спортсменов-любителей принято квалифицировать по принципу других единоборств, на даны. И хотя высшим среди них является 10-й дан, выше 5-го подобные разряды обычно не присваиваются. Сами же любители предпочитают «уравнивать» себя с профессионалами и называться сэкивакэ, оодзэки, ёкодзуна.

В состав этой организации входят также и женские клубы сумо — «синдзумо». О его зарождении ходят легенды, одна из которых гласит, что обычай меряться силой по-мужски зародился якобы в квартале Ёсивара, где на протяжении сотен лет промышляли девушки «легкого поведения». В борьбе за очередного клиента они, будучи далекими от романтики, били друг друга кто как мог. Собиравшаяся же на эти выяснения отношений эстетствующая публика советовала им бороться по правилам, как в сумо, а не просто рвать «коллеге» волосы. Так и повелось с тех пор.

Сумо в России

Федерация сумо в россии была организована в 1998 году, однако секция сумо существовала при Федерации дзюдо начиная с 1992 года. До момента образования Федерации российские сумотори не смогли добиться сколько-нибудь значимых результатов на мировом уровне, однако в последнее время команде России достается все больше высших наград.

Женская сборная по сумо вообще признана сильнейшей в мире, а россиянин Анатолий Михаханов принимает участие в чемпионатах оодзумо, проводимых в Японии под сикона Орора Мицури.

Регалии

Каждый день соревнований 15-дневного турнира начинается с торжественного выхода на ринг всех борцов (дохё-ири), облаченных в церемониальные пояса (кэсё-маваси). Появляясь на помосте с двух сторон, сумотори обходят его против часовой стрелки и хлопают в ладоши, отпугивая злых духов. Самым захватывающим моментом этого действа становится ёкодзуна-ири — появление действующего чемпиона, облаченного в роскошный церемониальный пояс, к которому прилагается главная «регалия» — ритуальная синтоистская веревка — ёкодзуна («веревка сбоку», отсюда и название титула), отгоняющая злых духов.

В сопровождении двух борцов в ранге оодзэки и главного судьи чемпион исполняет комплекс ритуальных движений, призванных освободить ринг от нечисти и привлечь внимание к турниру богов.

Сумотори высшего дивизиона (макуути) обладают рядом привилегий: они освобождаются от хозяйственных работ в общежитии, первыми принимают ванну после тренировки, первыми едят, они имеют право во время тренировок пользоваться бамбуковой тростью «в воспитательных целях», им выделяют телохранителей, которые выполняют адъютантские функции. Кроме всего прочего, макуути во время дождя ходят под зонтиком, чего не разрешается делать борцам меньших рангов, и, наконец, только они имеют право давать автограф в виде отпечатка своей ладони и иметь личный клуб болельщиков.

Женское сумо

Женское сумо, или шинсумо — это достаточно дерзкий спорт и, видимо, поэтому его поклонников с каждым годом становится больше. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что «шинсумо» по-японски означает «новое сумо», а вовсе не женское, и этому есть свое объяснение. Глава федерации шинсумо Такао Китада говорит: «Что приходит на ум, когда вы слышите название «женское сумо»? Неумеренно толстые обнаженные женщины в маваши (характерная набедреннная повязка сумоиста), а нам бы очень не хотелось, чтобы люди связывали этот спорт с отрицательным образом». Видимо, именно по этой причине костюмы для женской борьбы вполне благопристойны.

«На сегодняшний день в Японии насчитывается 800 женщин-сумоисток, в то время как в 1996 году только что созданная любительская федерация состояла из 80 членов, носивших трико, — продолжает господин Китада. — Большая часть спортсменок, занимающихся сумо, — японки, но во время международных соревнований в них принимают участие также женщины-сумоистки из Норвегии, Германии, Бразилии и Эстонии. На протяжении всей истории сумо женщины, конечно, украшали ринг, но случалось это чаще во время народных зрелищ, которые современные сумоистки, кстати, намеренно избегают». Ри Цихиджи, чемпионка Японии, так комментирует это: «Мы занимаемся сумо прежде всего ради спорта, а потому пытаемся подтвердить свои возможности именно на наших соревнованиях». За пределами ринга 23-летняя Ри, весящая 150 кг, работает в осакской торговой компании офис-менеджером.

Школа

Заниматься сумо начинают уже в детстве, в клубы принимают мальчиков, которым исполнилось 10 лет. Со вступлением в него новобранец получает новое имя-прозвище (сикона), под которым он и будет участвовать в схватках.

Питание

Благодаря специальной диете и распорядку дня новички быстро «жиреют». Борцы встают с петухами и натощак приступают к изматывающим тренировкам. Занятия длятся до полудня, после чего все они принимают горячую ванну и отправляются завтракать. В еде борцы себя совершенно не ограничивают. В обычный рацион входит специальное блюдо — тянко, готовящееся в большой кастрюле прямо на столе. Свинину, говядину, птицу, креветки или моллюсков варят в бульоне, приготовленном из бобовой пасты, чеснока, имбиря, кунжутного масла и соевого соуса. В качестве гарнира используют грибы, соевый творог, лук, редис, китайскую капусту, яйца, острую корейскую морковь, лапшу, рис и рисовые лепешки.

За трапезой борцы в зависимости от желания позволяют себе выпить и сакэ, и пиво, что в сочетании с высококалорийной диетой позволяют новичкам достаточно быстро набирать необходимый вес. А вот во время соревнований сумотори, будучи необычайно суеверными, говядине или свинине предпочтут курицу. А все потому, что и коровы, и свиньи стоят на четырех ногах, тем самым напоминая борца поверженного, птица же, как настоящий сумотори, постоянно стоит на двух.

Кирилл Самурский