Болезни Военный билет Призыв

Архивное дело в зарубежных странах. Всеобщая история архивов и ведущие архивы современ. Методичка правовые основы организации архивного дела

Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 7

Составители: И. В. Брежнева, кандидат искусствоведения; Г. М. Малинина, кандидат искусствоведения

В седьмой выпуск серии вошли доклады, прочитанные на международных конференциях Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева в 2012 и 2013 годах. Статьи посвящены обзору и исследованиям музыкальных рукописных материалов, хранящихся в зарубежных и отечественных архивах. Сборник адресован музыкантам разных специальностей, сотрудникам библиотек, архивов и музеев.

Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сборник 79

От составителей 3

Русские музыкальные архивы за рубежом

А. В. Булычёва . Коллекция русских музыкальных автографов в библиотеке Гарвардского университета 4

П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер . К истории трех редакций Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского (по материалам зарубежных архивов и библиотек) 13

О. де Корт . Обзор русских музыкальных архивов в фонде Института музыки Нидерландов 36

Е. М. Шабшаевич . «...Чтоб Вам немного и теплее, и светлее становилось...»: благотворительная деятельность С. В. Рахманинова зарубежного периода 49

Е. В. Кривцова. «Sur le Borysthène» / «На Днепре»: опусы 51 и 51-bis Сергея Прокофьева 68

Ю. Я. Арбатская, С. Г. Зверева . Юрий Арбатский: судьба рахманиновского стипендиата 91

С. Г. Зверева . Еще раз о Юрии Арбатском 105

С. С. Мартьянова . Архив М. В. Черносвитовой в библиотеке Московской консерватории 116

Е. А. Николаева . К изучению наследия Николая Корндорфа (из личного архива композитора в США) 123

Зарубежные музыкальные архивы в России

Ю. В. Москва . Эпистолярий: типология и музыкальная нотация (на материале рукописи из Российской государственной библиотеки) 143

М. П. Пряшникова . Антрепренер итальянской оперы Дж. Астарита в Санкт-Петербурге: новые материалы 173

А. Е. Максимова . «Идалида» — «Армида» — «Андромеда», или Балеты в петербургских операх Джузеппе Сарти 183

Г. А. Тимощенкова . Рукописный сборник сочинений О. Козловского из фонда Российской государственной библиотеки 208

А. Е. Максимова . Собрание рукописных балетных партитур К. Кавоса в Санкт-Петербурге 215

Г. М. Малинина. Коллекция музыкальных рукописей аббата Cантини в библиотеке Московской консерватории 251

Е. Д. Кривицкая . Рауль Пюньо в России. По страницам писем Р. Пюньо к В. И. Сафонову 272

Н. С. Зелов . Луи Альбер Бурго-Дюкудре — корреспондент русских музыкальных деятелей 281

Г. А. Моисеев. Русские письма Йозефа Иоахима о музыкальной жизни великокняжеского двора (1860-1870-е годы) 286

М. П. Пряшникова . Алоиз Моозер и русская музыкальная культура: новые материалы (письма Л. С. Гинзбургу) 305

Н. С. Зелов . Зарубежные поступления из личных архивов русских музыкальных деятелей в Государственном архиве Российской Федерации (2001-2010) 320

В настоящий сборник вошли тексты докладов, прочитанных на международных конференциях Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева в 2012 и 2013 годах. Название сборника (как и конференций) — «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» — определило его структуру и источниковедческую направленность статей. С разной степенью подробности в них говорится о творческой биографии музыкантов, истории коллекций и личных архивов, дается описание отдельных документов, приводятся факты театральной и концертной жизни XIX-ХХ веков. Многие события воссоздаются по письмам, написанным рукой известных музыкантов.

Большинство предлагаемых вниманию статей опирается на неисследованные до сих пор архивные документы, хранящиеся в Москве, Клину, Санкт-Петербурге, Ялте, неизвестные, а порой труднодоступные рукописные источники из зарубежных архивов США, Нидерландов, Франции. Все они рассматриваются в контексте истории русской музыкальной жизни.

Объединение материалов двух конференций объясняет публикацию двух статей одного автора. Статьи располагаются в хронологической последовательности раскрываемых в них событий.

Сведения о рукописных источниках и большая часть иллюстраций предлагаются читателю впервые.

Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение. - М.: ИАИ РГГУ. - 1997. - 330 С.

Настоящая книга адресована специалистам - хранителям национального документального достояния, и прежде всего тем сподвижникам российской науки, которые, проживая не в центральных городах России, не имеют возможности выписывать зарубежную архивоведческую литературу или de visu познакомиться с работой зарубежных архивных центров. Необходима она и студентам Историко-архивного института РГГУ, архивоведческих отделений университетов, которые после издания 1971 г. учебного пособия Н.В. Бржостовской "Архивы и архивное дело в зарубежных странах" давно испытывают профессиональный голод. Полагаем, что издание по зарубежному архивоведению будет полезно и для профессиональных историков, которым оно поможет ближе познакомиться с зарубежными арсеналами исторической науки и понять проблемы, обсуждаемые их коллегами за рубежом. Потребность в изучении зарубежного архивоведения вызвана не столько отсутствием фундаментальных трудов в данной области (что также крайне важно), сколько необходимостью использования опыта развитых зарубежных стран в решении проблем, которые встали со своей остротой перед Федеральной архивной службой России. Модель управления архивным делом, складывавшаяся на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране, изжила себя. С появлением новых форм хозяйствования, других, кроме государственной, форм собственности стала очевидной потребность поиска оптимальных подходов к сохранению и использованию национального документального наследия. Архивоведение в наименьшей степени можно отнести к абстрактной области знаний. Тысячами нитей оно связано с многочисленными проявлениями человеческой деятельности: государственной, политической, материальной и духовной и отражает адекватно степень развития общества. Замедление его становления, возобладание тех или иных ошибочных теорий и методик может привести к непоправимым ошибкам в документировании многообразной жизни общества, к искусственному созданию так называемых "белых пятен" в его документальной памяти. И историки, лишенные источниковой базы, будут не в состоянии восстановить более или менее историческую картину прошлого. Вступая в мировое рыночное хозяйство, Россия включается во всеобщую информационную среду, которая, как известно, не терпит "мертвых зон". Архивы России должны по возможности безболезненно войти в международное информационное пространство и занять подобающее им место. Наследие архивов, так же как музеев и библиотек, принадлежит в равной степени всем поколениям живших и живущих на нашей территории людей, и архивы не должны позволить иностранным "специалистам" выкачивать за рубеж наиболее ценное информационное сырье. В следующем XXI веке информация станет самым ценным национальным продуктом. Книга писалась по частям. Притом выбор тех или иных тем и фамилий диктовался скорее внутренними потребностями автора, нежели установками ученых советов, архивных конференций и т.п. И хотя все семь глав книги посвящены отдельным сюжетам, они соединены воедино авторской мыслью, стремившейся на протяжении последних десятилетий получить профессиональные ответы на поставленные наукой вопросы.
Книга открывается историографическим очерком развития западного архивоведения с XVI века до сегодняшнего дня. Из важнейших историографических тем автор выделил проблему развития фондового принципа классификации документов, изложив ее на отечественном и зарубежном материале. Сложившаяся современная структура управления архивами с историческим экскурсом в годы Великой французской революции, заложившей ее основы, изучена на примере Франции. США, являющимся антиподом Франции в организации архивов, посвящена следующая глава книги, в которой проанализирована проблема частных архивов и пути ее решения на примере президентских библиотек. Чтобы завершить рассмотрение сложившихся в мире трех систем архивов, автор провел анализ положений Декрета "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР", сыгравшего решающую роль в становлении и развитии архивоведения всех стран бывшего социалистического лагеря. Не менее важным автор считал освещение деятельности международных архивных организаций, проблем, обсуждавшихся на международных архивных форумах (о границах архивного дела и обязанностях архивистов; доступности архивных источников, помощи ЮНЕСКО и Международного совета архивов (МСА) архивистам развивающихся стран). И, наконец, последняя задача автора заключалась в изучении круга источников по отечественной истории, хранящихся в архивах и библиотеках зарубежных государств, и истории их собирания.
На страницах книги читатель встретит множество имен незнакомых или малознакомых в России (Якоб фон Раминген, Балтазар Бонифаций, Агасфер Фрич, Георг Аеббтлин, Я. Бернгард Мульц, Жанн Мабильон, Якоб Венкер, Альбертини Баризони, И.С. Пюттер, Баттеней, Марье, Лемуан, Ф.Э. Шписс, К.Г. Гюнтер, Ф. Штусс, И.Г. Шелхорн, Г.А. Бахман, И.А. Егг, Н. де Вайи, А. Бордье, Л. де Лаборд, Г.Ришу, Ш.В. Ланглуа, Ф. фон Леэр, В. Лоэве, Г. Хольтцингер, П. Тадди, Е. Казанова, С. Пистолезе, С. Мюллер, И.А. Фейт, Р. Фруин, Х. Дженкинсон, А. Бреннеке, П.Ф. Фурнье, Ш. Самаран, Р.А.Ботье, Т. Шелленберг, Э. Познер, Й. Паприц, Ж. Фавье, Э. Франц, Э. Ладолини и др. Необходимые биографические и библиографические пояснения к их трудам приведены в приложении к книге.
В заключение хотел бы поблагодарить и низко поклониться всем тем бескорыстным слугам науки, которые в той или иной степени способствовали написанию книги. И хотя многих из них нет в живых (А.В. Храбровицкого, Ф.А. Коган-Бернштейн, В.М. Далина, А.Л. Станиславского, Н.П. Ерошкина, Т.П. Коржихиной, Н.В. Бржостовской и др.), чувство горечи в связи с их утратой и благодарности за их помощь не иссякает.

Сагина МаргаритаСергеевна,студентка факультета документоведения и педагогического образования ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», г. Орел[email protected]

Ермакова Нелли Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им.И.С. Тургенева», г. Орел[email protected]

Особенности развития и становления системы архивного хранения документов за рубежом

(на примере стран Европы,Америки, Японии и Индии)

Аннотация.Статья посвящена изучениюразвития архивного дела в странах Европы, Америки, Японии и Индии. На основе выявленных особенностей становления системы архивного хранения документов в зарубежных странах проведены параллели с развитием архивного дела в Российской Федерации.Отмечены общие тенденции и выделены различия.Ключевые слова: архив, архивное хранение документов, архивист, культурные ценности.

Деятельность архивов всех уровней в Российской Федерации направлена сегодня на укрепление российской государственности через сохранение ее истории, обеспечение общественных потребностей в ретроспективной документной информации .Для более глубокого понимания причинноследственных связей отдельных процессов в архивном деле Российской Федерации, во избежание возможных просчетов при совершенствовании отечественного архивного законодательства необходимо изучениезарубежногозаконодательства, особеннотехстран, чей исторический путь развития наиболее близок нашей стране. Этим и актуальна данная тема, так как обусловлена изучением особенностей ведения зарубежного архивного дела как источника для накопления опыта с последующим применением в отечественном архивном деле. Встала необходимость проанализировать этапы исторического развития архивного дела в отдельных странах и определить значимость архивного дела за рубежом. Этого, на наш взгляд, можно достичь при рассмотрении эволюцию архивного дела в зарубежных странах; выделении особенностей ведения архивного дела за рубежом; проведении параллели с развитием архивного дела в России и зарубежных странах. Для разностороннего освящения нашего вопроса Наблюдения над эволюциейархивного дела в зарубежных странах привели к выводу, что в истории архивного дела существует прямая связь со становлением государства. Наблюдения над эволюциейархивного дела в зарубежных странах привели к выводу, что в истории архивного дела европейских государств, Франции принадлежит особое место . В этой стране впервые была проведена реформа архивного дела, были претворены в жизнь новые взгляды на архивы, их роль в жизни общества и государства. Опыт работы французских архивов в области систематизации и описания документальных материалов оказали большое влияние при разрешении этих вопросов в других странах .Например, в Италииначале XIX века многие изменения происходили под влиянием Франции. В Неаполитанском королевстве 1808 г. был создан Генеральной архив. В 1857г. при Флорентийском архиве создана "Школа палеографии и дипломатики" по примеру парижской школы, но в более узких масштабах. Но Италия отставала от Франции .В странах Латинской Америкиизменения в архивном деле явились следствием крупнейших политических перемен образования в результате борьбы за независимость американских колоний Испании и Португалии ряда самостоятельных государств. К началу XIX века испанские колонии в Америке составляли 4 вицекоролевства, вглавных городах вицекоролевств были сосредоточены были самые крупные архивы. Возникновение архивов типа центральных относится здесь к концу XIX в. В других государствах Южной и Центральной Америки такая частичная централизация архивов до Iмировой войны не была осуществлена .Изучив историю становления архивного дела в США можно сделать вывод, что, как и во многих странах (Франция, Италия и т.д.), архивисты Америки стремились централизовать архивы, для этого использовался опыт Английского архивного дела. В Америке была плохо поставлена делопроизводственная служба, поэтому главной задачей архивистов было создать единый центр, руководящий постановкой делопроизводства и архивов федеральных учреждений . В настоящий момент первоочередной задачей Американских архивных работников является сохранение документов, имеющих историческое значение . Изучение истории архивного дела в разных странах показывает, что в области архивного дела произошли значительные изменения, наблюдается много новых и интересных явлений. Если в ранние периоды важнейшим направлением было появление и распространение в наиболее развитых государствах централизации архивного дела, которая при всей своей ограниченности представляла явление прогрессивное, знаменовавшее высший для того времени этап в организации архивов, обеспечившее значительный подъем в их научной деятельности и в развитии архивоведения, то в новейшее время появляется новая форма, в основе которой лежит общенародная собственность на документальные материалы. Она представляет собой полную всеобъемлющую централизацию архивного дела, обеспечивающую единую научную организацию всех документальных материалов, оперативное руководство ими и эффективное использование в политической, хозяйственной и культурной жизни, научном развитии.Особенности становления системы архивного хранения в странах, весьма удаленных от европейских стандартов, также продиктованы историей развития данных государств. Так история создания современных японских архивов связана с историей становления государства и отражает особенности хранения документов и рукописей в Японии. В Японии очень поздно осознали необходимость создания общенационального государственного архива, однако первое упоминание о библиотеке датируется в 701 г. н.э.. Для понимания роли архива в старой Японии, необходимо знать, чтов стране Восходящего Солнца не совсем четкое разделение понятий архива, библиотеки и музея. И по сути и музей,и библиотека выполняют,отчасти, функции архива. Библиотеки в Япониибыли частными и принадлежали великим полководцам и крупным феодалам правящих династий . Необходимо отметить, что до 1634 года не существовало никакой должности, отвечающей за хранение документов. Позже появились хранители библиотеки. На эту должность было назначено одновременно четыре человека. Количество хранителей варьировало от трех до семи человек. В круг их обязанностей входили обеспечение должного хранения рукописей и ксилографов, карт, схем, обработка информации, контроль за выдачей литературы, реставрация материалов в случае необходимости. В помещениях следили за влажностью, своевременно проветривали хранилища.Инициаторомсоздания первого архива в Японии в стране архива выступил директор библиотеки Судзуки Масати. За образец были взяты старейшие европейские и американские архивы. Первый архив был создан в 1959 г. в префектуре Ямагути. Наиболее крупный в стране Государственный архив Кокурицу Кобунсёкан был открыт лишь в 1971 г..В настоящий момент сотрудники главного архива Японии трудятся над сохранением документов, а также их своевременной реставрацией. В отличие от свободной Японии, Индия до конца XIXв. Являлась английской колонией.

До того, как Индия стала самостоятельным государством, архивы государственных учреждений находились в руках английских колониальных властей. Для концентрации документальных материалов, вышедших из текущего употребления, прежде всего архивов учреждений ОстИндской компании, ликвидированной после восстания 1857 г., в 1891 г. был образован Архив Империи в г. Калькутте, позднее (в 1926 г.) перенесенный в Дели. Центральный Архив империиявлялся чисто административным, а не научным учреждением, он не был публичным и не был доступным для научной работы. Документальными материалами доколониального периода английская администрация не занималась и не принимала мер к их сохранению. Большинство их погибло в период завоевания Индии или позднее. Масса рукописей разного характера, в том числе и старинных документов, вывозилась в XVIIXIX вв. в Европу и стала достоянием различных коллекций. Позднее собиранием исторических рукописей и документов стали заниматься библиотеки, университеты и другие научные центры на территории самой Индии.Национальной архив был образован на базе бывшего Архива Империи. Его содержание значительно пополнилось. После освобождения Индии в него были переданы фонды центральных учреждений английского правительства Индии, а также фонды резиденций и политических административных учреждений по 1947 г. Все это материалы огромной важности для изучения истории страны и в то же время они представляют большой практический интерес для современных политических и хозяйственных учреждений.Фонды Национального архива охватывают историю страны за время управления ею ОстИндской компанией, а затем коронным правительством Англии. Более ранний период освещен в материалах резиденций Компании, в основном они идутс середины XVIII в., но есть и более ранние: материалы резиденций Мадрас и Хайдерабад восходят ко второй половине XIII в. Материалы резиденций и центральных учреждений ОстИндской компании дают богатый материал по истории колониального грабежа и угнетениянародов Индии в этот период .

В материалах Национального архива находит отражение и история других стран Азии. Индия была опорным пунктом английской политики в Азии. Также Национальный архив обладает одним из крупнейших собраний документов по истории Китая и англокитайских отношений, в его фондах есть сведения и по истории ИндоКитая, Малайского архипелага и других стран.Чрезвычайно разнообразен языковый состав документов архива: в нем есть документы на языках хинди, санскрите и других языках Индии, материалы колониальной администрации на английском языке, документы на персидском, арабском и других языках. Помимо фондов, поступающих из учреждений, Национальный архив приобретает рукописи и документы путем покупки у частных лиц. В течение последних лет архив проводит большую работу по выявлению и микрофильмированию документов по истории Индии в архивах других стран.В современной Индии придается большое значение широкому использованию архивов, в первую очередь для развития исторической науки и культуры. .В архивах ведется работа по облегчению труда исследователей. Важным вопросом является допуск исследователей к документальным материалам. Сейчас в Национальном архиве и в большинстве архивов штагов доступны материалы 50летней давности. Для допуска к более поздним материалам необходимо разрешение заинтересованного ведомства.Исследование становления системы архивного хранения документов позволило, конечно же, выделить специфические особенности развития архивного дела в той или иной стране, но и дало возможность отметить некоторое сходство. С уверенностью сказать, что настоящее, регламентированное архивное дело появилось в России в XVIIIвеке, также,как и в странах Европы и Америки, а в Индии и Японии архивы появились с опозданием на несколько столетий.Но как наразвитие российских, таки зарубежных архивов влияли экономические, социальные, политические, и культурные преобразования. Во всех странахбыли периоды, когда массово уничтожались документы старого режима, вследствие чего пропадали редкие и крайне важные документы. Но отметим присущее для всех стран в становлении архивного дела стремление к централизации и упорядочению. Также важно подчеркнуть, что дореволюционная Россия была одним из немногих европейских государств, в котором не произошла централизация архивного дела –это одно из отличий становления Российского архивного дела от системы архивного хранения европейских стран.На современном этапеглавной задачей архивистов всех стран является сохранение старинных, исторически значимых документов, что является главным сходством российского и зарубежного архивного дела, когда большое внимание уделяется сохранности культурных ценностей.

Ссылки на источники1.Антонова К. А., БонгардЛевин Г. М., КотовскийГ. Г. История Индии. М.: Мысль, 1985. 558 с.2.Безбородова И.В. Теория и методика современного архивоведения в США. М.: АСТ,2010.320 с.3.БржостовскаяН.В. Архивы и арх. дело в зарубежных странах.М.: АСТ, 2012. 211с.4.Кальсина Е.А. Французское архивоведение: история, теория, методология (конец XIX века XX век). М.:РГТУ, 2014. 26 c.5.Кабочкина, Т.С. Акулиничева С.Д. Координация архивной деятельности в США в послевоенный период / Т.С.Кабочкина, С.Д.Акулиничева. –М.: АГРАФ, 2011. 153 с. 6.КлейеМишо Р. Архивное дело во Франции. –М.:РИПОЛ, 2011. 101с.7.КодзитэнНихонси. Историческая энциклопедия. Токио, 1997. 572с.8.Кэнкю ДзёсэЦу, Бунсё Мэйдзи, Дайдзёкан. Пределы источниковедения периода киндай -Введение в исследование документов высшего исполнительного органа Дайдзёкан в период Мэйдзи. Токио. 2000. 312с.9.ЛеонтьеваО.Г. Архивы в современном мире. Учебное пособие.Тверь: ЛилияПринт, 2014. 216 с.10.Постановление от 22 декабря 1992 г. № 1006 «Об утверждении положения о государственной архивной службе России».11.Старостин Е.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск: Воскресенье, 2010. 482 с.

- 125.00 Кб

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Южно – Сахалинский промышленно – экономический техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Архивоведение»

тема: « Зарубежный опыт организации архивного дела» __

г. Южно – Сахалинск

2006г.

План:

Введение.

I. Архивы за рубежом.

1. Федеральные центры США.

2. История современный опыт.

II. Американский архивный журнал ‘‘The Record’’

III. Сотрудничество Новогородских и советских архивов.

IV. Международные конференции оринтов.

V. Сотрудничество Российских и Югославских архивов.

VI. Основные проблемы архивоведения в Украине.

Заключение.

Введение.

Архивы – самостоятельные учреждения или отделы в учреждениях, организациях, на предприятиях, хранящие документ, материалы а также совокупность документов образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц.

Археологические раскопки обнаружили существование архива в государствах Древнего мира. Самым крупным архивом раннего средневековья в Западной Европе был архив римских пап (Ватиканский), возникший около 4 века, (этот архив и поныне один из ценнейших по истории средневековья Европы). В средние века существовали архивы феодальных княжеств, отдельных монастырей, вотчин, городские архивы. С процессом государственной централизации постепенно возросло значение королевских архивов, которые становились главными архивами государства. Однако к концу средневековья, несмотря на элементы централизации, в каждой стране существовало множество не связанных между собой архивов.

Изучение зарубежного законодательства, особенно тех стран, чей исторический путь развития наиболее близок нашей стране, позволяет не только глубже понять причинно-следственные связи отдельных процессов в архивном деле, но и избежать возможных просчетов при совершенствовании отечественного архивного законодательства.

I. Архивы за рубежом

Федеральные центры документации США.

История, современный опыт.

Одним из важнейших направлений развития архивного делопроизводства в США, в послевоенный период является постановление и обеспечение эффективного архивного контроля в области управления документацией. Это существенно отличает США, как от их собственного предшествующего опыта, так и от временной европейской практики. Американская позиция в этом вопросе оспаривается частью европейских архивистов, некоторыми нашими специалистами в теоретических дискуссиях о приоритетах «административных» или «научных» функций архивов. Между тем, как то упускается из виду, что одним из ключевых звеньев такого контроля в США стало осуществление определенной, весьма рациональной государственной программы в отношении документов, вышедших из текущего активного оборота, в делопроизводственных учреждениях, до их передачи на постоянное государственное хранение или уничтожение. Обязательными условиями такой программы на всех уровнях государственного управления являются соответствующее законодательное обеспечение и определенная система организационных мер.

Федеральным правительством США создана и успешно действует альтернативная с переменным составом документов и практически вытеснившая их система так называемых федеральных центров документации – хранилищ, организационно входящих в структуру правительственного архивного и документационного органа – Администрации Национальных архивов и документации (NARA).

В американской истории проблема федеральных центров документации, их роль и значение как одного из ведущих направлений NARA изучены достаточно всесторонне. В отечественных исследованиях архивного дела в США эти центры как государственные архивы до сих пор не являлись предметом самостоятельного рассмотрения, однако некоторое представление о них можно получить из опубликованных работ. Автор данной статьи также не впервые обращается к изучению федеральных центров документации. И все же собранный и проанализированный им к настоящему времени материал, опыт личного знакомства с устройством и работой такого центра в Сан-Франциско позволяют сделать вывод о явной недостаточности освещения этой проблемы в нашей литературе, неясности всей ее специфики и отдельных нюансов. Между тем такое освещение представляется отношение документов вышедших из текущего активного оборота в делопроизводственных учреждениях, до их передачи на постоянное государственное хранение или уничтожение. Обязательными условиями такой программы на всех уровнях государственного управления являются соответствующие законодательное обеспечение и определенная система организационных мер.

Федеральным правительством США создана и успешно действует альтернативная ведомственным архивом с переменным составом документов и практически вытеснившая их система так называемых федеральных центров документации – хранилищ, организационно входящих в структуру правительственного архивного и документационного органа – Администрации Национальных архивов и документации (NARA).

В американской истории проблема федеральных центров документации, их роль и значение как одного из ведущих направлений NARA изучены достаточно всесторонне. В отечественных исследованиях архивного дела в США эти центры как государственные архивы до сих пор не являлись предметом самостоятельного рассмотрения, однако некоторое представление о них можно получить из опубликованных работ. Автор данной статьи также не впервые обращается к изучению федеральных центров документации. И все же собранный и проанализированный им к настоящему времени материал, опыт личного знакомства с устройством работой такого центра в Сан – Франциско позволяют сделать вывод о явной недостаточности освещения этой проблемы в нашей литературе, неясности всей ее специфики и отдельных нюансов. Между тем такое освещение представляется сейчас крайне необходимым, как возможный материал для размышления и практического использования при разработке российской концепции промежуточного хранения архивных документов – одно из наиболее слабых звеньев отечественного архивоведения со всеми его ведомственными, межведомственными архивами, издержки которого нам так хорошо известны.

Конкретный и подробный анализ истории формирования системы федеральных центров Документации, их современного состояния и деятельности поможет, на наш взгляд, прояснить мотивы столь тщательного внимания американских архивистов к данному звену в программе архивного контроля над управлением документацией, выявить аргументы в пользу применяемого ими способа, обозначить конкретные результаты этой политики избавляющей их от принятия время от времени никакого и ни к чему не обязывающих решений типа « О мерах по дальнейшему улучшению …», базирующихся на бесконечной констатации бедственного положения в области ведомственного хранения.

Подобное положение было хорошо знакомо и американскими архивами и к моменту начала реализации программы федеральных центров документации, поскольку за предшествующие 150 лет развития американской государственности ведомственные архивы продемонстрировали свою полную несостоятельность.

1940-е годы можно считать первым этапом в развитии реорганизации. Именно в этот период важнейшие оборонные ведомства – департаменты ВМС и армии при поддержке национального архива стали осуществлять программы сравнительно дешового хранения неактивных или редко использованных документов, путем их концентрации, в штат которых были привлечены профессиональные архивисты.

К середине 50-х годов федеральное правительство уже располагало целой системой из десяти центров, созданных по региональному принципу для промежуточного хранения архивных документов местных федеральных учреждений: в Нью-Йорке, Александрии, Чикаго, Атланте и др. Штат служащих в 500 человек обеспечивал хранение около 2,5 млн. куб. футов документов, переданных федеральными законодательствами, судебными учреждениями.

Федеральные центры документации с постоянным сроком хранения, приток которых значительно увеличился после принятия а 1957 году закона, устанавливающего предельный 50-летний срок, на те ведомства, которые могли задерживать архивные материалы, но для хранения которых предполагали теперь избирать центры. Деятельность центров была положительно оценена второй комиссией Гувера, проверявшей федеральный исполнительный аппарат в 1953-1955 г.г. По ее рекомендации в частности, в структуре NARS был образован отдел федеральных центров документации (в составе Управления документацией), на базе которого в 1964 г. создается уже самостоятельное отраслевое Управление федеральных центров документации.

К середине 60-х годов программа центров набрала полную силу. Все меньшее число правительственных учреждений прибегало к ведомственному способу промежуточного хранения документов. Состав центров положения созданным в 1966 г. Национальным центром документации, предназначенным для региона федерального округа Колумбия, то есть обслуживания центральных федеральных ведомств. Центры не только обеспечивали экономическое промежуточное хранение документов, но и проводили экспертизу, передавали материалы на постоянное хранение или уничтожали макулатуру, осуществляли справочное обслуживание учреждений.

В 1966 году комитет конгресса, установил, что за период с 1957 года их деятельность сэкономила федеральному правительству 250 млн. долларов. Если в начальный период создания системы в существовавших множественных ведомственных архивах или центрах документации было накоплено 20 млн. куб. футов документов, то через двадцать лет в федеральных центрах было сконцентрировано 28 млн. куб. футов документов, а ведь ежегодное производство документов аппаратом практически удвоилось.

II. Американский архивный журнал « The Record »

В.Н. Гармаш

В сентябре 1994 года вышел первый номер архивного журнала « The Record », что в переводе означает «Документ», к изданию которого приступил Национальный архив и управление документацией (НАРА) США. В год выхода журнала НАРА отметил свое 60-летие с момента основания (1934). Журнал регулярно ихдается пять раз в год: в январе, марте, мае, сентябре и ноябре.

Касаясь целей нового издания, и.о. Архивиста США Т.Х. Петерсон подчеркнула, что архивисты США в настоящее время ищут пути более тесного сотрудничества друг с другом и с обществом, чтобы решить стоящие перед ними задачи – объединить усилия для сохранения документального наследия и подготовки его к использованию.

В журнале следующие разделы и рубрики:

Перспективы развития архивов с точки зрения архивиста или историка.

Здесь помещаются статьи по вопросам теории и практики архивной работы, а также отношений архива с общественностью, учеными и другими категориями пользователей документов. Обсуждаются проблемы доступа к архивным документам, создания справочных средств, высказываются мнения и роли архивистов, их сотрудничестве с историками в реализации проектов по исторической тематике и др.

Развитие электронной документации. В разделе публикуются материалы по обеспечению сохранности и доступа к документам на электронных носителях. Приводятся мнения и взгляды фондообразователей, пользователей, управляющих и архивистов.

‘‘Он - Лайн’’. В этом разделе можно получить информацию о всех доступных правительственных документах в режиме ‘‘он - лайн ’’. Публикуются также статьи о том, как и с чего начинать всем, кто хочет иметь быстрый и легкий доступ к таким документам. Ведомства федерального правительства создают, собирают и распространяют огромное количество информации. Для того, чтобы в ней не запутаться и найти именно то, что нужно, в 1994 г. была создана база данных GILS (Government Information Locator Service). GILS служит как бы ‘‘виртуальным карточным каталогом’’, призванным помочь пользователю искать требуемую информацию в Интернете, даже если он не знает, какое федеральное ведомство эту информацию создало. Все федеральные ведомства обязаны описывать свои информационные источники с использованием стандартов GILS.

Описание работы

Архивы – самостоятельные учреждения или отделы в учреждениях, организациях, на предприятиях, хранящие документ, материалы а также совокупность документов образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц.

Содержание

Введение.
I. Архивы за рубежом.
1. Федеральные центры США.
2. История современный опыт.
II. Американский архивный журнал ‘‘The Record’’
III. Сотрудничество Новогородских и советских архивов.
IV. Международные конференции оринтов.
V. Сотрудничество Российских и Югославских архивов.
VI. Основные проблемы архивоведения в Украине.
Заключение.

АРХИВЫ [от греческого αρχε?α, буквально - начальственные (записи), то есть официальные документы; позднелатинский Archium, Archivum - архив], 1) совокупности архивных документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, организаций, предприятий, а также отдельных лиц; 2) учреждения или структурные подразделения организаций или ведомств, осуществляющие приём, хранение и обработку документов с целью их дальнейшего использования; 3) информационные системы, представляющие собой организационно упорядоченные совокупности архивных фондов, коллекций, документов, создаваемых и используемых информационных технологий, научно-справочного аппарата, баз и банков данных. В начале 21 века архивы рассматриваются как важнейший элемент социальной и культурной памяти общества, необходимый для самоидентификации человека и нации.

Архивы за рубежом . В Древнем Риме для обозначения места хранения документов использовались термины «эрарий», «табулярий» и др. После гибели Западной Римской империи (476) слово «архив», недолго употреблявшееся во времена императора Юстиниана I в Византии, было забыто. В Европе в 10-15 веках для обозначения места хранения старых документов пользовались терминами: «скрипторий», «хартулярий» (хранилище хартий) и так далее. Термин «архив» вновь утвердился в преддверии Нового времени. В немецком языке закрепилось слово «Archiv» (в единственным числе), во французском - «archives» (сохранив латинский корень, воспроизвело греческое множественное число), обозначающие как документы, так и помещение и учреждение, где они хранились.

На первом этапе развития архивов их основной функцией являлось хранение книг и документов. Появление первых глиняных «клинописных» архивов совпадает с зарождением письменности на рубеже 4-го и 3-го тысячелетия до нашей эры. Во всех древнейших центрах Месопотамии, Египта, Индии, Китая учёными раскопаны архивохранилища, содержащие ценнейшие письма и документы. В Древней Греции («Метроон» в Афинах) и в Древнем Риме («Эрарий» или «Табулярий» в Риме) архивы имели в большей степени административный характер, чем на Древнем Востоке. Образовывались архивы учреждений (цензоров, городских советов и т.п.). На местах складывались архивы наместников, воинских гарнизонов. Большую роль продолжали играть храмовые (жреческие) архивы. Широкое распространение получили частные архивы торговцев, ростовщиков, землевладельцев, писателей, учёных. Как в Греции, так и в Риме архивные документы стали использовать при написании исторических сочинений. Впервые попытки концентрации зафиксированного на письме знания были сделаны в крупных хранилищах: Александрийской библиотеке, Пергамской и Антиохийской библиотеках. Архивы продолжали оставаться тесно связанными с казной, канцелярией, с музейными и библиотечными материалами, не выделяясь в самостоятельные учреждения. В середине 1-го тысячелетия нашей эры зародились архивы христианской церкви (Ватиканский архив, или архив Пап, 4 в.; архивы монастырей, 6 век). В скрипториях монастырей сосредоточились богатые книжные и архивные собрания (Монтекассино, Фарфа, Боббио, Сен-Жермен, Санкт-Галлен и др.).

Первая попытка реставрировать «римские традиции» в раннем Средневековье принадлежала императору Карлу I Великому, организовавшему у себя при дворе канцелярию и дворцовый архив. С 10-11 века феодалы, по мере укрепления их экономической, политической и военной власти, создавали собственные канцелярии. В Византии законодательная, распорядительная и внешнеполитическая документация откладывалась при императорской канцелярии, финансово-фискальная - при центральных и местных учреждениях (у наместников в провинциях). В разные периоды там существовали архивы при высших учебных заведениях: Константинопольском университете, Высшей патриаршей школе, Высшей юридической школе, Высшей школе Святых Апостолов и др. Разнообразная документация откладывалась в церковных архивах, среди которых важную роль играло хранилище Константинопольского патриархата. Архивное дело было также развито и в Халифате. В начале 9 века в Багдаде находилась огромная библиотека, в которой трудились учёные «Дома мудрости» при дворе халифа аль-Мамуна. Ещё больше рукописных книг (до 400 тысяч томов) хранилось в библиотеке-архиве халифа Хакама II (2-я половина 10 века).

В период зрелого феодализма (12-13 века) с его преобладанием имущественного права над публичным произошёл значительный рост сеньориальных и особенно королевских архивов, таких, как Сокровищница хартий во Франции, Капелла свитков в Англии, Архив Арагонской короны в Сарагосе в Испании. По мере развития аппарата государственного управления появлялись новые виды архивов: Парламента и Счётной палаты во Франции, Парламента и Палаты шахматной доски в Англии. В городах возникли городские, нотариальные, госпитальные и университетские архивы (Болонский, Парижский и Монпелье, Оксфордский, Кембриджский и др.).

В эпоху Ренессанса появившееся книгопечатание постепенно привело к тому, что архивные и библиотечные материалы стали храниться раздельно. Архивы рассматривались как хранилища юридических бумаг, в которых зафиксированы права высших сословий на те или иные привилегии. Нередко их называли «сокровищницами хартий», «подлинными архивами», «казной», в чём отразилась эволюция социально-правовых отношений общества. К концу 15 века преобладающими стали функции архивов как места хранения правовых, законодательно-нормативных документов.

Второй этап в развитии архивов (с 16 века до рубежа 19-20 века) отмечен появлением в европейских государствах множества разнообразных архивов. Формирующийся административно-фискальный аппарат абсолютистских государств, сохраняя коронные архивы, создавал многочисленные архивы-канцелярии, архивы-регистратуры (ведомственные архивы). Для сохранения самых важных документов во многих странах реорганизовывались или создавались заново центральные хранилища, которые в литературе получили название главных политических архивов. Так, при дворе испанских королей в середине 16 века возник знаменитый Симанкасский архив. Во Франции функции главного архива королевства продолжала выполнять Сокровищница хартий. Центральные архивы создаются в Великобритании (Архив государственных бумаг), Швеции, Австрии (Тайный дворцовый государственный династический архив) и в большинстве немецких государств. В 1612 году оформился в самостоятельное хранилище Тайный ватиканский архив, отделившийся от библиотеки. В странах, где победила Реформация, церковная документация попадала на государственное хранение. В годы Французской революции 18 века феодальные архивы в значительной степени были уничтожены. После неё ускорился процесс концентрации архивов и централизации управления ими. Вначале во Франции, затем в Бельгии, Нидерландах, Италии, в немецких государствах возникают национальные (центральные) архивы.

Во время колониальных захватов стран Африки, Азии и Латинской Америки их архивные богатства расхищались, древние рукописи вывозились в метрополии или уничтожались. Только к концу 19 - началу 20 века в ряде колоний стали создаваться архивы колониальных администраций: британской - Архив империи в Индии (1891), французской — в Западной Африке (1913) и др. Основные комплексы документов по освоению колоний были сосредоточены в центральном архиве метрополий (Архив Индий в Испании, Государственный архив в Великобритании, Национальный архив во Франции и др.).

На рубеже 19-20 века начался новый этап развития архивов, архивное дело становится отраслью государственной деятельности во главе с генеральными (главными) дирекциями или национальными (центральными) архивами. Постепенно в 19-20 веках складывалась сеть местных и региональных архивов. Ныне можно выделить три основных типа организации архивов в мире:

1. Централизованный: архивная дирекция - национальные архивы - сеть местных архивов (Бельгия, Франция, Италия, Испания, Россия, Китай и др.).

2. Децентрализованный: национальные архивы - региональные и местные архивы (Великобритания, Германия, США, Швейцария, Япония и др.).

3. Смешанный (главным образом страны Африки, Азии и, в меньшей степени, Латинской Америки).

В некоторых странах управление архивами осуществляется совместно с библиотечными и музейными службами. Хотя в большинстве стран архивная служба страны подчиняется отдельным ведомствам (во Франции - Министерству культуры, в Германии — Министерству внутренних дел, в Бельгии - Министерство просвещения), чётко прослеживается тенденция переподчинения архивов надминистерскому органу при президенте или премьер-министре. В странах с федеративной системой управления научно-координационную роль взяли на себя профессиональные общества архивистов. Функциями архивов являются комплектование, экспертиза, опека над делопроизводством (с момента появления документов в канцеляриях до их помещения в архивы). В архивах всё больше используются нетрадиционные носители (кино-фото-фонодокументы, компьютерные базы данных и тому подобное), созданы различные типы научно-справочного аппарата (перечни, описи, календари, каталоги, обзоры, путеводители и так далее).

Среди зарубежных архивов можно выделить несколько особенно значимых для исследователей. Одним из крупнейших архивов в Западной Европе является Ватиканский архив, в котором хранятся источники по церковной истории (католичеству, протестантизму, православию и др.), истории стран Европы, Америки, Азии, Африки. Национальный архив Франции (основан в 1790 году) хранит важнейшие комплексы документов по истории Западной и Центральной Европы (наиболее ранние относятся к 7 веку), а также многочисленные источники по истории России и СССР. В Государственном архиве Великобритании (1838, Лондон) собраны материалы по её истории и истории других стран Западной Европы, начиная с 12 века (самый ранний документ - «Книга Страшного суда», 1086), а также большой объём документов по истории колониальной политики. В Национальном архиве США и службе документации (1934, Вашингтон) хранятся документы федеральных учреждений с 1787 года, а также большой комплекс трофейных документов.

В разработку стандартных норм по всем аспектам работы архивов и универсальных методик по управлению документацией большой вклад вносят ЮНЕСКО, образованный при нём в 1948 году Международный совет архивов (MCA), Конференция «круглого стола» архивов и другие международные специализированные организации. Их рекомендации легли в основу международных договоров по реституции архивных документов. Архивы становятся частью национальных, а затем и международных информационных автоматизированных структур.

Архивы в России и СССР . На территории Российской Федерации появление первых архивохранилищ относится к 1-му тысячелетию до нашей эры (возникли на Черноморском побережье Кавказа). В Древней Руси архивы продолжительное время находились вместе с казной в сокровищницах князей и крупных феодалов. С принятием христианства (конец 980-х годов) в церквах и монастырях стали хранить вместе с предметами культа собрания рукописных книг, грамот и других ценных документов. Софийский собор, Киево-Печерский монастырь в Киеве и др. располагали значительными собраниями документов. Традиции делопроизводства принесены на Русь византийскими церковнослужителями. Русские летописцы использовали хронологические и погодные записи, житийные сказания, поучения, послания, грамоты и т.д., при составлении летописных сводов. Первая роспись (опись) документов встречается в Ипатьевской летописи (1288). В Новгороде, Пскове и др. формировались так называемые городские архивы. Ценные собрания складывались и в домах родовитой знати (например, собрание документов псковских посадников Дойниковичей, в числе которых находился сборник с текстом «Слова о полку Игореве»).

После образования Русского государства в Москве в 16 веке возник так называемый Царский архив («Хранила царские») - фактически первый общероссийский государственный архив, который, наряду с документами по внутренней и внешней политике, вобрал в себя бумаги смоленских, черниговских, ярославских, тверских и других князей. С 16 века постепенно начали создаваться архивы приказов, а на местах - архивы при наместниках, волостелях, с 17 века - архивы при приказных избах воевод. Наиболее важные для государства документы помещались в архив Посольского приказа, ставший в 17 — начале 18 века главным политическим архивом страны. Богатые собрания документов продолжали хранить архивы церквей и монастырей (Кирилло-Велозерского монастыря, Соловецкого монастыря, Спасо-Евфимиева, Троице-Сергиева; Киево-Печерской лавры и др.).

Реформы императора Петра I привели к оформлению архивов как самостоятельных структурных подразделений государственных учреждений. По Генеральному регламенту 1720 года архивные документы отделялись от текущего делопроизводства, определялся порядок передачи дел в архивы, при каждой из вновь образованных коллегий вводилась должность архивариуса. Впервые введён в оборот термин «архив». Хранилища, обладавшие наиболее древними документами, вошли в разряд исторических: Московский архив Коллегии иностранных дел (1724; смотри Архив внешней политики Российской империи, АВП РИ), Разрядно-Сенатский архив (1763; около 500 тысяч дел), Межевой архив (1768; 1,3 миллион дел к 1918 году), Петербургский (1780; свыше 1 миллион дел) и Московский (1782; около 6 миллион дел) государственные архивы старых дел, Поместно-вотчинный архив (1786; свыше 40 тысяч дел), Московское отделение архива Инспекторского департамента Военного министерства (1819; с 1865 года Московское отделение Общего архива Главного штаба, или Лефортовский архив; смотри Российский государственный военно-исторический архив, РГВИА) и др. Развитие науки, культуры и искусства привело к созданию архива Академии Наук (1728; смотри Архив Российской академии наук), архивов Эрмитажа, Академии Художеств, Московского университета и др. Значительный вклад в упорядочение архивных документов внесли Г. Ф. Миллер, Н.Н. Бантыш-Каменский, М. М. Щербатов. Большой размах приобрело коллекционирование документов частными лицами (архивные коллекции в 18 веке имели А.А. Безбородко, И. Н. Болтин, Д. М. Голицын, В.Н. Татищев и др.).

Образование министерств в начале 19 века не изменило ведомственный принцип организации архивного дела в стране. При каждом учреждении создавались текущие архивы. Общегосударственное значение получили: Государственный архив МИД (1832; до 1834 - 2-й Главархив МИД, ныне в составе АВП РИ), Московский архив Министерства юстиции (1852; объединил ряд исторических архивов, стал центром публикаторской деятельности по изданию исторических документов). В 1852 году высочайше утверждено решение о создании 3 крупных региональных исторических архивов - Виленского, Киевского (открыты в том же году) и Витебского (открыт в 1863 году), архивы древних актов (содержали ревизские, судебные и другие материалы судов, ревизий господарских имений, Главного литовского трибунала и другие правовые акты, относившиеся к территории Речи Посполитой, в том числе белорусских, украинских, литовских, а также некоторых великорусских земель и ряда других областей). С 1872 года действовал Московский дворцовый архив (основан в 1869). В Харькове в 1880 году создан Исторический архив (материалы по истории Левобережной и Слободской Украины с древнейших времён до конца 18 века). Крупными архивными коллекциями в 19 - начале 20 века владели Н. П. Румянцев, А. И. Мусин-Пушкин, П. М. Строев, М. П. Погодин, В. М. Уидольский, А. Д. Чертков, И. Е. Забелин, Л. М. Савёлов и др. В 19 - начале 20 века в связи с быстрым переполнением архивов, их неупорядоченностью, отсутствием специальных зданий, единого руководства предпринимались неоднократные попытки реформ архивного дела (проекты Г. А. Розенкампфа, Н.В. Калачова, Д.Я. Самоквасова, а также архивных комиссий). В конце 19 - начале 20 века Россия вплотную подошла к созданию особой отрасли государственного хозяйства - архивного дела.

Период Октябрьской революции 1917 года и Гражданский войны 1917-22 - время значительных утрат и гибели архивов в результате уничтожения документов политической полицией и судебных учреждений России (скорее всего, бывшими провокаторами и доносчиками), гибели документов в ходе военных действий, национализации советским правительством церковных и частных архивов, ликвидации государственных бумаг в ходе так называемых макулатурных кампаний и политических процессов. В это время происходил активный вывоз документов за границу эмигрантами, их скупка представителями иностранных посольств. В 1920-30-х годах осуществлена передача значительного количества документов учреждений Российской империи вновь образованным государствам: Польше, Финляндии, странам Прибалтики. За рубежом огромную работу по концентрации документов по истории общественного и революционного движения, культуры России провели сотрудники Русского заграничного исторического архива в Праге (создан в 1923; смотри Пражский архив), Гуверовского института войны, мира и революции в Станфорде (1923; смотри Гуверовского института архив), Международного института социальной истории в Амстердаме (1935). Крупными собраниями российских документов за рубежом располагают также Бахметевский архив, Русский архив в Лидсе и др.

Задачу спасения архивов в России в переходный период взял на себя Союз российский архивных деятелей (1917-24; председатель А. С. Лаппо-Данилевский в 1917-19, С.Ф. Платонов в 1919-24). В работе Союза приняли участие видные историки и архивисты: И. А. Блинов, Н.В. Голицын, К. Я. Здравомыслов, А. И. Лебедев и др., которые, наряду с принятием практических мер по охране и спасению архивов, значительно способствовали подготовке архивной реформы. На основании декрета СНК РСФСР от 1.6.1918 «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» процесс концентрации документов в центральные и местные государственные архивы принял массовый характер. Архивы правительственных учреждений Российской империи ликвидировались, находящиеся в них документы составили Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ). Для руководства архивов в 1918 году создано Главное управление архивным делом при Наркомпросе РСФСР. По указанию В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич написал брошюру «Сохраняйте архивы», которая через «Окна РОСТА» разослана по государственным учреждениям. После ряда реорганизаций в 1938 году управление архивным делом передано в ведение НКВД (с 1946 - МВД) СССР.

По основным параметрам архивное дело в СССР развивалось так же, как в странах Западной Европы и США. С развитием техники разнообразились источники комплектования архивов: в них поступало всё больше документов, созданных на новых носителях (кино-фото-фоно). 2-я мировая война 1939-45, вызвавшая огромный рост объёмов документации, поставила перед СССР, как и перед другими странами, проблему модернизации архивных служб. Жёсткое централизованное управление архивами в СССР способствовало концентрации документов в центральных и местных архивах, эффективному контролю за сохранностью документов в ведомствах и передачей их на государственное хранение, учёту национальных интересов республик в создании национальных архивов. Вместе с тем наблюдалось отставание советских архивов (с 1970-х годов) в обеспечении новейшей техникой, современными зданиями, замедлился процесс описания архивных документов и составления научно-справочного аппарата. Существовала также практика создания в архивах секретных фондов, спецхранов и пр., что ограничивало доступ к архивным документам.

С 1956 года архивная служба СССР стала членом MCA. В 1960 году Главное архивное управление (ГАУ) МВД СССР преобразовано в ГАУ при СМ СССР, в ведении которого находились центральный архив СССР (всего 13), архивные управления и отделы союзных республик, центральные государственные архивы союзных и автономных республик, архивы краёв, областей и округов, городские архивы с постоянным составом документов. Архивы с переменным составом документов (районные и городские) оставались в ведении исполкомов районных и городских советов. Система партийных архивов во главе с Центральным партийным архивом НМЛ при ЦК КПСС (ныне в составе Российского государственного архива социально-политической истории, РГАСПИ) находилась в ведении партийных органов.

Согласно указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации (август 1991 года), в ведение архивных органов РСФСР передавалась значительная часть архивов КПСС и документов КГБ СССР. Преемником ГАУ при СМ СССР стал Роскомархив. Сеть центральных и местных архивов, хранивших документы партийного фонда, автоматически вошла в состав Архивного фонда Российской Федерации. Материалы Политбюро ЦК КПСС поступили в Архив Президента Российской Федерации (основан в 1992). В 1992-96 годах руководящим органом архивной отрасли Российской Федерации являлась Государственная архивная служба России, переименованная в 1996 году в Федеральную архивную службу (ФАС) России (до 2004). В 1993 году приняты Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. Постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной архивной службе России» (1998), «О федеральных государственных архивах России» (1999) уточнили структуру, статус, функции федеральных архивов и ФАС. Архивы различных специальных и секретных служб государства, Архив Президента Российской Федерации и тому подобное, продолжающие хранение секретных документальных комплексов, как и во всех странах мира, малодоступны для исследователей. С 1992 года возобновлено издание журнала «Исторический архив», учреждённого Комитетом по делам архивов при Правительстве Российской Федерации. После 1992 года Российская Федерация по условиям реституции передала Франции, Германии и другим странам ряд архивных комплексов, оказавшихся после окончания 2-й мировой войны 1939-45 в «Особом архиве».

С 17.6.2004 функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела осуществляет Федеральное архивное агентство Российской Федерации, состоящее в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (независимо от форм собственности, т. е. в государственных и негосударственных учреждениях, организациях, на предприятиях) регулируются Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004. С собственником, хранящим документы Архивного фонда Российской Федерации, заключается договор, определяющий его обязанности по хранению, учёту и использованию документов, подлежащих в будущем передаче на государственное хранение.

В Российской Федерации действуют 15 центральных федеральных архивов: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив; РГВИА; Российский государственный архив военно-морского флота, Российский государственный архив экономики, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный военный архив (в его состав также входит «Особый архив», включающий два комплекса - документы о военнопленных и узниках лагерей времени Великой Отечественной войны и последующего периода; трофейные документы); Российский государственный исторический архив Дальнего Востока; Российский государственный архив научно-технической документации; Российский государственный архив фонодокументов; Российский государственный архив кинофотодокументов; РГАСПИ; Российский государственный архив новейшей истории; Центр хранения страхового фонда. Функционируют архивные органы 89 субъектов Российской Федерации, 203 государственных архива и центра хранения современной документации (бывшие партийные архивы), 2427 муниципальных архивных учреждений, находящихся в подчинении органов местного самоуправления. Документы по внешней политике сосредоточены в двух архивах МИД - ΑΒП РИ и Архиве внешней политики Российской Федерации. Материалы военного характера (с 1940) хранятся в Центральном архиве Министерства обороны и Центральном военно-морском архиве. Документы, относящиеся к деятельности АН, личные фонды учёных хранятся в Архиве РАН, крупными научно-отраслевыми архивами располагают институты РАН. Ценные памятники письменной культуры имеются в распоряжении отделов рукописей крупнейших библиотек, музеев и научных центров. Всего архивный фонд Российской Федерации насчитывает свыше 460 миллион единиц хранения. Архивы религиозных, политических и общественных организаций, частных банков, фирм и пр. находятся в процессе создания. Историей, теорией и практикой архивного дела занимается архивоведение.

Лит.: Самоквасов Д. Я. Архивное дело в России. М., 1902. Кн. 1-2; Архивные курсы: История архивного дела классической древности в Западной Европе и на мусульманском Востоке. П., 1920; Casanova Е. Archivistica. 2ed. Siena, 1928; Черепнин Я. В. Русские феодальные архивы XIV-XV века М.; Л., 1948-1951. Ч. 1-2; Schellenberg Т.R. Modern archives. Principles and techniques. Chi., 1956; Маяковский М.Л. Очерки по истории архивного дела в СССР. 2-е изд. М., 1960; Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 годы). М., 1969; Brenneke А. Archivkunde. Мunch., 1970; Posner Е. Archives in the ancient world. Camb., 1972; Бржостовская Н.В., Илизаров Б. С. Развитие архивного дела с древнейших времен до 1917 г. // Труды Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела. М., 1979. Т. 1-2; Favier J. Les archives. Р., 1985; Самошенко В. Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989; он же. Исторические архивы Москвы и Петербурга (XVIII - начало XX века). М., 1990; Старостин Е. В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск, 1991; он же. История России в зарубежных архивах. М., 1994; он же. Зарубежное архивоведение; проблемы истории, теории и методологии. М., 1997; он же. Архивы России: методологические аспекты архивоведческого знания. М., 2001; Хорхордина Т. И. История Отечества и архивы, 1917-1980-е годы М., 1994; Архивы России. Москва и Санкт-Петербург: Справочник-обозрение и библиографический указатель. М., 1997; Карапетянц И. В. Экономические архивы Западной Европы и США до начала XX века М., 1997; Козлов В. П. Российское архивное дело. М., 1999; Михайлов О. А. Электронные документы в архивах: В 2 кн. 3-е изд. М., 2000; Lodolini Е. Archivistica: principi е problemi. 9 ed. Mil., 2000; Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Справочник. М., 2003.