Болезни Военный билет Призыв

А вы надменные потомки известны. Смерть поэта. Сия семейная вражда

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Пост и молитвы перед Причастием

До этого года я исповедовалась и причащалась всего один раз в жизни, в отрочестве. Недавно решила снова причаститься, но забыла про пост, молитвы, исповедь... Что мне теперь делать?

По канонам Церкви перед причастием обязательно воздержание от интимной жизни и причастие натощак. Все каноны, молитвы, пост - просто средства, чтобы настроить себя на молитву, покаяние и желание исправляться. Даже исповедь, строго говоря, не является обязательной перед причастием, но это в том случае, если человек регулярно исповедуется у одного священника, если у него нет канонических препятствий к причастию (аборт, убийство, хождение к гадалкам и экстрасенсам...) и есть благословение духовника не всегда обязательно исповедоваться перед причастием (например, Светлая Седмица). Так что в вашем случае ничего особо страшного не произошло, а на будущее можете все эти средства подготовки к причастию применять.

Сколько поститься перед причастием?

Строго говоря, в «Типиконе» (уставе) говорится, что желающие причаститься должны поститься в течение недели. Но, во-первых, это монастырский устав, а «Книга правил» (каноны) содержит лишь два необходимых условия для желающих причаститься: 1) отсутствие накануне причастия интимных супружеских отношений (не говоря уже о блудных); 2) причастие должно приниматься натощак. Таким образом, получается, что пост перед причастием, чтение канонов и молитв, исповедь рекомендованы для готовящихся к причастию для более полного вызывания покаянного настроения. В наше время на круглых столах, посвященных теме причастия, священники пришли к мнению, что, если человек соблюдает в течение года все четыре больших поста, постится в среду и пятницу (а это время занимает минимум полгода в году), то для такого человека достаточно евхаристического поста, т. е. причащаться натощак. А вот если человек 10 лет в храм не ходил и надумал причаститься, то для него понадобится совсем другой формат подготовки к причастию. Все эти нюансы надо согласовывать со своим духовником.

Можно ли мне продолжать готовиться к причастию, если в пятницу пришлось нарушить пост: попросили помянуть человека и дали непостную еду?

Можете сказать об этом на исповеди, но это не должно послужить препятствием для причастия. Ибо нарушение поста было вынужденным и в данной ситуации оправданным.

Почему каконы пишутся на церковнославянском языке? Ведь их так тяжело читать. Мой муж не понимает ничего из того, что читает, и злится. Может, мне читать вслух?

В Церкви принято проводить службы на церковнославянском языке. На этом же языке мы молимся и дома. Это не русский язык, не украинский и никакой другой. Это язык Церкви. В этом языке нет матов, бранных слов, и на самом деле научиться понимать его можно буквально за несколько дней. Ведь он имеет славянские корни. Это к вопросу, почему мы используем именно этот язык. Если вашему мужу удобнее слушать, когда вы читаете, можно так поступать. Главное, чтобы он внимательно слушал. Советую вам в свободное время сесть и поразбирать текст с церковнославянским словарем, чтобы лучше понимать смысл молитв.

Мой муж верит в Бога, но как-то по-своему. Считает, что читать молитвы перед исповедью и причастием необязательно, достаточно в себе осознать грехи и покаяться. Не является ли это грехом?

Если человек считает себя таким совершенным, чуть ли не святым, что ему не нужна никакая помощь в подготовке к причастию, а молитвы являются такой помощью, то пусть причащается. Но помнит слова Святых Отцов о том, что мы тогда причащаемся достойно, когда считаем себя недостойными. А если человек отрицает необходимость молитв перед причастием, получается, он и так считает себя достойным. Пусть ваш муж обо всем этом подумает и с сердечным вниманием, читая молитвы ко причастию, готовится к принятию святых Тайн Христовых.

Можно ли быть на вечерней службе в одном храме, а утром на причастии - в другом?

Никаких канонических запретов подобной практике нет.

Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели?

Лучше со вниманием, вдумываясь в смысл читаемого, чтобы это была действительно молитва, распределить рекомендуемое правило к причастию на неделю, начиная с канонов и заканчивая молитвами ко причащению накануне принятия Тайн Христовых, чем вычитать бездумно в один день.

Как соблюдать пост и готовиться ко причастию, живя в 1-комнатной квартире с неверующими людьми?

Святые Отцы учат, что можно жить в пустыне, а в сердце иметь шумный город. А можно жить в шумном городе, но в сердце будет тишина и покой. Так что, если мы захотим помолиться, то помолимся в любых условиях. Люди молились и в тонущих кораблях, и в окопах под бомбежкой, и это была самая угодная Богу молитва. Кто ищет, тот находит возможности.

Причастие детей

Когда причащать младенца?

Если в храмах в специальной Чаше оставляют Кровь Христову, то таких младенцев можно причастить в любой момент, в любое время, лишь бы был священник. Особенно это практикуется в больших городах. Если такой практики нет, то причастить ребенка можно только когда в храме совершается литургия, как правило, в воскресенье и по большим праздникам. С грудничками можно подойти к концу службы и причастить его в общем порядке. Если приходить с младенцами к началу службы, они начнут плакать и этим мешать молиться остальным верующим, которые будут роптать и возмущаться неразумными родителями. Запивку в малых количествах можно дать младенцу любого возраста. Антидор, просфорочку дают тогда, когда ребенок в состоянии это употребить. Как правило, младенцев причащают не натощак до 3-4 лет, а потом приучают к причастию на голодный желудок. Но если 5-6-летний ребенок по забывчивости что-то выпил, съел, то его тоже можно причастить.

Дочь с года причащается Тела и Крови Христовых. Сейчас ей почти три, мы переехали, и в новом храме священник дает ей только Кровь. На мою просьбу дать ей частичку сделал замечание об отсутствии смирения. Смириться?

На уровне обычая, действительно, в нашей Церкви младенца до 7 лет причащают только Кровью Христовой. Но если ребенка приучают к причастию с самых пеленок, священник, видя адекватность младенца, когда тот подрастает, может давать уже и Тело Христа. Но надо быть очень внимательным и контролировать, чтобы ребенок не выплюнул частичку. Обычно полное причастие младенцам дают, когда батюшка и младенец привыкают друг к другу, и священник уверен, что ребенок полностью потребит Причастие. Попытайтесь один раз поговорить со священником на эту тему, мотивируя свою просьбу тем, что ребенок уже привык причащаться и Тела, и Крови Христа, а потом смиренно примите любую реакцию батюшки.

Что делать с одеждой, на которую срыгнул ребенок после причастия?

Часть одежды, на которую попало причастие, вырезается и сжигается. Дырку латаем какой-то декоративной заплаткой.

Дочери исполнилось семь лет, перед причастием ей предстоит исповедь. Как мне подготовить ее к этому? Какие молитвы перед причастием ей читать, как быть с трехдневным постом?

Главное правило в подготовке к принятию Святых Таинств в отношении маленьких детей можно заключить двумя словами: не навреди. Поэтому родители, особенно мама, должны объяснить ребенку, зачем исповедоваться, с какой целью причащаться. А положенные молитвы и каноны постепенно, не сразу, может быть, даже читать вместе с ребенком. Начинать с одной молитвы, чтобы ребенок не перетруждался, чтобы ему это не было в тягость, чтобы его эта принудиловка не оттолкнула. Точно так же и в отношении поста, ограничивать и время, и перечень запрещенных продуктов, например, отказаться только от мяса. В общем, вначале надо, чтобы мама понимала смысл подготовки, а потом без фанатизма постепенно шаг за шагом учила своего ребенка.

Ребенку назначен курс прививок против бешенства. Спиртосодержащее ему нельзя целый год. Что делать с причастием?

Веря в то, что причастие является самым лучшим лекарством во вселенной, когда подходим к нему, забываем обо всех ограничениях. И по своей вере будем исцелять и душу, и тело.

Ребенку назначили безглютеновую диету (хлеб нельзя). Понимаю, что мы вкушаем Кровь и Тело Христа, но физические характеристики продуктов при этом остаются вином и хлебом. Возможно ли причастие без вкушения Тела? Что входит в состав вина?

Еще раз повторюсь, что причастие является самым лучшим лекарством в мире. Но, учитывая возраст вашего ребенка, можно, конечно, просить, чтобы его причащали только Кровью Христовой. Вино, которое используется для причастия, может быть настоящим вином, сделанным из винограда с добавлением сахара для крепости, а может быть и винным продуктом, состоящим из винограда с добавлением этилового спирта. Какое вино используют в том храме, где вы причащаетесь, можете спросить у священника.

Каждое воскресенье причащали ребенка, но последний раз при подходе к Чаше у него началась жуткая истерика. В следующий раз уже в другом храме все повторилось. Я в отчаянии.

Чтобы не усугублять негативную реакцию ребенка на причастие, можно попробовать просто заходить в храм, не причащая. Можно попытаться познакомить ребенка с батюшкой, чтобы это общение сгладило страх ребенка, и со временем он снова стал вкушать Тело и Кровь Христа.

Причастие на Пасху, в Светлую Седмицу, слошные седмицы

Нужно ли соблюдать трехдневный пост, вычитать каноны и последование, чтобы причаститься на Светлую Седмицу?

Начиная с ночной литургии и в течение всех дней Светлой Седмицы причастие не только разрешается, но и заповедуется 66-м правилом шестого Вселенского собора. Подготовка в эти дни состоит в чтении Пасхального канона и последовании ко святому причащению. Начиная с недели Антипасхи, к причастию подготавливаются, как в течение всего года (три канона и последование).

Как готовиться к причастию в сплошные седмицы?

Церковь как любящая мать заботится не только о нашей души, но и о теле. Поэтому в преддверии, например, довольно тяжелого Великого поста дает нам некое послабление в пище через сплошную седмицу. Но это не значит, что мы принуждаемся в эти дни есть побольше скоромной пищи. То есть у нас есть право, но не обязанность. Так что как хотите готовиться к причастию, так и готовьтесь. Но помните о главном: прежде всего мы готовим свою душу и сердце, очищая их покаянием, молитвой, примирением, а желудок стоит на последнем месте.

Слышал, что на Пасху можно причаститься, даже если он не соблюдал пост. Правда ли это?

Какого-то специального правила, разрешающего причащаться именно на Пасху без поста и без подготовки, нет. По данному вопросу ответ должен дать священник после непосредственного общения с человеком.

Хочу причаститься на Пасху, но съела суп на непостном бульоне. Теперь боюсь, что причащаться мне нельзя. Что вы думаете?

Вспоминая слова Иоанна Златоуста, которые читаются в пасхальную ночь, о том, что постившиеся не осуждают непостившихся, а все радуемся, можете с дерзновением приступить к таинству причастия в пасхальную ночь, глубоко и искренне осознавая свое недостоинство. И главное - принесите Богу не содержимое желудка, а содержимое своего сердца. А на будущее, конечно, надо стремиться к исполнению и заповедей Церкви, в том числе и о посте.

При причастии батюшка в нашем храме отчитал меня за то, что я не приходила в дни поста на причастие, а пришла на Пасху. В чем различие причастия в пасхальную службу и «простое» воскресенье?

Это надо спросить у вашего батюшки. Ибо даже каноны Церкви приветствуют причастие не только на Пасху, но и в течение всей Светлой Седмицы. Никакой священник не имеет права запрещать человеку причащаться на любой литургии, если к тому нет канонически препятствий.

Причастие престарелых и болящих людей, беременных, кормящих матерей

Как правильно подойти к причастию престарелого на дому?

К больным людям желательно приглашать священника как минимум в Великий пост. Не помешает и в другие посты. Обязательно во время обострения болезни, особенно если видно, что дело идет к кончине, не дожидаясь, когда больной впадет в беспамятство, у него пропадет глотательный рефлекс или будет рвота. Он должен быть в трезвом уме и памяти.

Моя свекровь недавно слегла. Я предлагала пригласить батюшку домой для исповеди и причастия. Ее что-то останавливало. Сейчас она не всегда в сознании. Посоветуйте, что делать.

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в памяти, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня его желание и согласие, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не захотел принять таинства церкви, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека и не может его причащать или соборовать. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

Я диабетик. Можно ли мне причаститься, если утром принял таблетку и поел?

В принципе, можно, но при желании можно ограничиться таблеткой, причаститься на первых службах, которые заканчиваются ранним утром. Потом ешьте на здоровье. Если никак нельзя без еды по состоянию здоровья, тогда оговаривайте это на исповеди и причащайтесь.

Имею заболевание щитовидки, не могу идти в церковь, не выпив воды и не перекусив. Если пойду натощак, станет плохо. Живу в провинции, батюшки строгие. Получается, я не могу причащаться?

Если это требуется по медицинским показателям, никаких запретов нет. В конце концов, Господь смотрит не в желудок, а в сердце человека, и любой грамотный здравомыслящий священник должен это прекрасно понимать.

Вот уже несколько недель я не могу причаститься из-за кровянистых выделений. Что делать?

Такой срок уже нельзя назвать обычным женским циклом. Поэтому это уже болезнь. А есть женщины, у которых подобные явления бывают месяцами. К тому же и не обязательно по этой причине, а по какой-то другой во время такого явления может наступить и смерть женщины. Поэтому даже правило Тимофея Александрийского, запрещающее женщине причастие во время «женских дней», тем не менее, ради страха смертного (угроза жизни) допускает причастие. В Евангелии есть такой эпизод, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, желая исцеления, дотронулась до риз Христа. Господь не осудил ее, а наоборот, она получила выздоровление. Учитывая все вышеизложенное, мудрый духовник благословит вам причаститься. Вполне возможно, после такого Лекарства у вас исцелится телесный недуг.

Отличается ли подготовка к исповеди и причастию для беременных?

Участвующим в боевых действиях военным людям срок службы считают как год за три. А во время Великой Отечественной войны в советской армии солдатам даже выдавали фронтовые 100 граммов, хотя в мирное время водка и армия были несовместимы. Для беременной женщины время вынашивания ребенка – это тоже «военное время», и это прекрасно понимали Святые Отцы, когда разрешали для беременных и кормящих женщин послабление в посте и молитве. Беременных женщин еще можно сравнить с больными женщинами – токсикоз и т.п. А правилами церкви (29-е правило святых апостолов) для болящих тоже разрешается послабление поста вплоть до полной его отмены. В общем, каждая беременная женщина по своей совести, исходя из состояния своего здоровья, сама определяет меру поста и молитвы. Я бы рекомендовал во время беременности как можно чаще причащаться. Молитвенное правило ко причащению можно совершать и сидя. В храме тоже можно посидеть, можно прийти не к началу службы.

Общие вопросы о причастии

В последние годы после воскресной литургии у меня начинаются сильные головные боли, особенно в дни причастия. С чем это может быть связано?

Подобные случаи в различных вариациях встречаются довольно часто. Смотреть на все это как на искушение в добром деле и, естественно, продолжать ходить в храм на службы, не поддаваясь этим искушениям.

Как часто можно причащаться? Нужно ли вычитывать все каноны перед причастием, соблюдать пост и исповедываться?

Цель Божественной литургии - это причащение верующих, то есть хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы для того, чтобы их вкушали люди, а не только служащий батюшка. В древние времена человек, который был на литургии и не причастился, затем обязан был давать объяснение священнику, почему он этого не сделал. В конце каждой литургии священник, появляясь в Царских Вратах с Чашей, произносит: «Со страхом Божьим и верою приступите». Если человек причащается раз в году, то ему нужен и предварительный недельный пост в пище, и каноны с молитвами, а если человек соблюдает все четыре больших поста, постится каждую среду и пятницу, то ему можно причащаться без дополнительного поста, постясь так называемым евхаристическим постом, т. е. причащаться натощак. Что касается правила к причастию, то надо сознавать, что оно дано, для того чтобы вызвать у нас покаянные чувства. Если мы часто причащаемся и у нас есть это покаянное чувство и нам тяжело перед каждым причастием вычитывать правило, то можно каноны опустить, но молитвы к причастию желательно все-таки прочитать. При этом нужно помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Боюсь причащаться, осознавая свое недостоинство, но еще больше - остаться без причастия».

Можно ли причащаться в воскресный день, если не был в субботу на всенощном бдении из-за послушания родителям? Грех ли в воскресный день не пойти на службу, если родным понадобилась помощь?

На подобный вопрос лучший ответ даст совесть человека: действительно ли не было другого выхода, чтобы не пойти на службу, или же это повод прогулять молитву в воскресный день? А вообще, конечно, православному человеку желательно по заповеди Божьей быть каждое воскресенье на богослужении. Перед воскресным днем вообще желательно быть на субботнем вечернем богослужении, а перед причастием особенно. Но если по какой-то причине не получилось быть на службе, а душа жаждет причастия, то, осознавая свое недостоинство, с благословения духовника можно причаститься.

Можно ли причащаться в будний день, т. е. после причастия идти на работу?

Можно, при этом максимально оберегать чистоту своего сердца.

Сколько дней после причастия не делать поясных и земных поклонов?

Если богослужебный устав (во время Великого поста) предписывает земные поклоны, то уже начиная с вечернего богослужения их можно и нужно класть. А если устав не предусматривает поклонов, то в день причастия совершаются только поясные поклоны.

Хочу причаститься, но на день причастия выпадает юбилей папы. Как поздравить отца, чтобы не обидеть?

Ради мира и любви можно отца и поздравить, но долго на празднике не задерживайтесь, чтобы не «расплескать» благодать причастия.

Батюшка отказал мне в причастии, потому что у меня были подкрашены глаза. Прав ли он?

Наверно, батюшка посчитал, что вы уже достаточно зрелая христианка, чтобы осознать, что в храм идут, не подчеркивая красоту своего тела, а для лечения души. А вот если пришел человек начинающий, то под подобным предлогом лишать его причастия нельзя, чтобы навсегда не отпугнуть от Церкви.

Можно ли, причастившись, получить благословение от Бога на какое-то дело? Удачное собеседование на работу, процедуру ЭКО...

Люди причащаются во исцеление души и тела, предполагая через причастие получить какую-то помощь и Божье благословение в добрых делах. А ЭКО по церковному учению - дело греховное и недопустимое. Следовательно, причащаться-то вы можете, но это совсем не значит, что это причастие поможет в задуманном вами небогоугодном деле. Причастие не может автоматически гарантировать выполнение наших просьб. Но если мы вообще будем стараться вести христианский образ жизни, то, конечно же, Господь нам будет помогать, в том числе и в земных вопросах.

Мы с мужем ходим на исповедь и причастие в разные храмы. Насколько важно супругам причащаться из одной Чаши?

В каком бы православном каноническом храме мы ни причащались, все равно, по большому счету, мы все причащаемся из одной Чаши, потребляя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Из этого следует, что абсолютно неважно, в одном храме причащаются супруги или в разных, ибо Тело и Кровь Спасителя везде одинаковые.

Запреты для причащения

Могу ли я идти на причастие без примирения, на которое у меня нет ни сил, ни желания?

В молитвах перед причащением есть своеобразный анонс: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, первее примирися тя опечалившим». Т. е. без примирения священник не может допустить человека к причастию, а если человек решил самоуправно причаститься, то причастится себе в осуждение.

Можно ли причаститься после осквернения?

Нельзя, разрешается только вкусить просфору.

Можно ли мне причащаться, если я живу в невенчаном гражданском браке и накануне причастия исповедала свои грехи? Я намерена продолжать такие отношения, боюсь, иначе любимый не поймет меня.

Для верующего человека важно, чтобы его понял Бог. А Бог не поймет нас, видя, что для нас важнее мнение людей. Бог написал нам, что блудники Царства Божьего не наследуют, и по канонам Церкви такой грех на много лет отлучает человека от причастия, даже если он исправится. А сожительство мужчины и женщины без росписи в загсе называется блудом, никакой это не брак. Люди, живущие подобными «браками» и пользующиеся снисходительностью и добротой духовника, на самом деле очень подставляют их перед Богом, ведь священнику приходится брать на себя их грех, если он допускает их к причастию. К сожалению, подобная беспорядочная половая жизнь стала нормой нашего времени, и пастыри уже не знают, куда им деваться, что же делать с такими пасомыми. Поэтому пожалейте своих батюшек (это обращение ко всем подобным блудным сожителям) и узаконивайте свои отношения хотя бы в загсе, а если созреете, то получайте благословение на брак и через таинство венчания. Вам надо сделать выбор, что для вас важнее: вечная участь вашей души или временные телесные утешения. Ведь даже исповедь без намерения исправляться заранее лицемерна и напоминает поход в больницу без желания лечиться. Допустить вас к причастию или нет, пусть решает ваш духовник.

Священник наложил на меня епитимию и отлучил от причастия на три месяца, потому что у меня была связь с мужчиной. Могу ли я исповедаться у другого священника и с его разрешения причаститься?

За блуд (интим вне брака), по правилам Церкви, человека могут отлучить от причастия не на три месяца, а на несколько лет. Вы не имеете права наложенную епитимию отменять у другого священника.

Моя тетя погадала на гаечке, потом исповедалась. Священник запретил ей причащаться три года! Как ей быть?

По канонам Церкви за подобные действия (фактически - занятия оккультизмом) человек отлучается от причастия на несколько лет. Так что все, что сделал указанный вами священник, находится в рамках его компетенции. Но, видя искреннее раскаяние и желание больше не повторять ничего подобного, срок епитимии (наказания) он вправе сократить.

Я еще не окончательно избавилась от сочувствия баптизму, а хочеться пойти на исповедь и причаститься. Или подождать, пока буду полностью уверена в истинности православия?

Кто сомневается в истинности Православия, тот не может приступать к таинствам. Так что старайтесь полностью утвердиться. Ибо Евангелие говорит, что «по вере вашей дастся вам», а не по формальному участию в таинствах и обрядах церкви.

Причастие и другие таинства Церкви

Меня пригласили быть крестной ребенка. За какое время до крещения я должна причаститься?

Это не взаимосвязанные таинства. В принципе, причащаться вы должны постоянно. А перед крещением больше думать о том, как быть достойной крестной, заботящейся о православном воспитании крещаемого.

Обязательно ли нужно исповедоваться и причаститься до соборования?

В принципе, это не связанные между собой таинства. Но поскольку считается, что в соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи, которые являются причиной болезней человека, есть традиция, которая заключается в том, чтобы мы каялись в тех грехах, которые мы помним и знаем, а потом соборовались.

Суеверия про таинство причастия

Можно ли в день причастия есть мясо?

Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье... Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.

Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.

В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей:). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.

Недавно в одном из храмов батюшка перед причастием наставлял исповедавшихся: «Не дерзайте подходить к причастию те, кто сегодня утром чистил зубы или жевал жвачку».

Я тоже перед службой чищу зубы. А жвачку жевать действительно не надо. Когда мы чистим зубы, мы заботимся не только о себе, но и о том, чтобы и окружающие не слышали от нашего дыхания неприятного запаха.

Я всегда подхожу ко причастию с сумкой. Работница храма велела ее оставить. Я раздражилась, сумку оставила и в состоянии гнева причастилась. Можно ли подходить к Чаше с сумкой?

Наверное, ту бабушку бес послал. Ведь Господу нет никакого дела, что у нас в руках, когда мы подходим ко Святой Чаше, ибо Он смотрит в сердце человека. Но, тем не менее, гневаться не стоило. Покайтесь в этом на исповеди.

Можно ли заразиться какой-то болезнью после причастия? В храме, куда я ходила, требовалось не облизывать ложку, священник сам забрасывал частичку в широко открытый рот. В другом храме меня поправили, что я неправильно принимаю причастие. Но это же очень опасно!

По окончании службы священник или диакон употребляет (доедает) оставшееся в Чаше причастие. И это при том, что в абсолютном большинстве случаев (о том, что вы написали, я вообще впервые слышу, чтобы священник «загружал» причастие в уста, как экскаватор) люди причащаются, беря причастие устами и прикасаясь к лжице (ложке). Я сам уже более 30 лет употребляю оставшиеся Дары, и ни я, ни кто-либо из других священников никогда никакими инфекционными болезнями после этого не болели. Идя к Чаше, мы должны понимать, что это Таинство, а не обычная тарелка с едой, из которой ест множество людей. Причастие - это не обычная еда, это Тело и Кровь Христа, Которые по факту изначально не могут быть источниками заразы, как не могут быть таким же источником иконы и святые мощи.

Моя родственница говорит, что причастие в день праздника Сергия Радонежского равно 40 причастиям. Разве может быть Таинство Причастия в какой-то день сильней, чем в другой?

Причастие на любой Божественной Литургии имеет одинаковую силу и значение. И в этом деле не может быть никакой арифметики. Принимающий Тайны Христовы должен всегда одинаково осознавать свое недостоинство и быть благодарным Богу, допускающим его ко причастию.

О Святом Причащении и подготовке к нему рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие - это огонь, пожигающий недостойных, - ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.

- Кто может причащаться Святых Христовых Таин?

- Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).

Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию - то да приступит со страхом и трепетом.

- Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?

Невинных деток младше пяти дет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.

Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».

Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.

- Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.

- Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», - и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.

Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего - раз в месяц.

- А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?

- Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.

В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.

- Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?

Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?

- Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.

- Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?

- Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Однако обычно исповедь привязана к четырём постам. Четвертая заповедь Церкви учит нас исповедовать свои грехи четыре раза в году, в четыре поста. Наиболее преуспевающие и благочестивые пусть исповедуются каждый месяц, а остальные - хотя бы раз в год, а именно Великим постом .

- Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?

Святое Причастие, будучи тесно связано с исповедью, может быть преподано, после разрешения грехов духовником, в четыре поста или, самое частое, один раз в месяц для самых благоговейных и, самое меньшее, на Святую Пасху, но только после выполнения наложенной епитимии. Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники, после разрешения грехов духовником, однако «со страхом и трепетом, чтобы не принять осуждение вместо пищи и смерть вместо жизни» .

- Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?

- Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:

а) исповедь , то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;

б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;

в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.

Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;

г) выполнение епитимии , наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;

д) молитва; верующие перед принятием Святого Причастия должны молиться особым образом: читать накануне Часослов, Псалтирь и Акафистник, класть по силам своим земные и поясные поклоны, подавать милостыню нищим и совершать другие добрые дела. Им особенно нужно прочитать вечером Акафист Спасителю, Канон Богородице , Канон покаянный, Канон Ангелу хранителю и Канон ко Святому Причащению, а утром - двенадцать молитв . После принятия Святыни верующие должны прочитать благодарственные молитвы.

Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?

Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.

Монахи могут причащаться самое частое один раз в месяц или, как говорит святой Иоанн Златоуст, в двенадцать великих праздников . Схимонахи, в особенности больные, а также старики могут причащаться самое частое один раз в неделю, по нашей монастырской традиции. Этому учат нас и наставления из «Служебника», где говорится: «Священники же приходские пусть учат своих верующих, чтобы в чистой совести, мужеский пол и женский, причащались они, если будет возможно, в Господские праздники в течение года, а если нет, то хотя бы в четыре поста пусть готовятся к причащению Святых Таин, однако с должным приготовлением и с согласия своего духовника да делают это» .

- Может ли спастись человек без духовника и исповеди?

Нет. Никто не может спастись - ни миряне, ни монахи, ни клирики - без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан на земле от своих грехов? А власть эта [вязать и решить] дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.

Так учит нас святой апостол и евангелист Иоанн: если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1: 8–9). А святой Симеон Фессалоникийский указывает: «Все мы должны каяться - и миряне, и монахи, и священники, и архиереи. Все будем каяться (исповедоваться), чтобы спастись» . Без исповеди никто не может спастись, потому что все мы много согрешаем (Иак. 3: 2). Всякий человек зачат и рождён в грехах (см.: Быт. 8: 21; Пс. 50: 7; Мф. 7: 11; Рим. 3: 9). Священное Писание объясняет нам, что грех рождает смерть (Иак. 1: 15) и чтоничто нечистое не войдет в Царство Божие (ср.: Откр. 21: 27).

Итак, будем помнить, что грех - это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.

Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?

Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости - советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.

Священники должны прочитать поучение святого Иоанна Златоуста о том, как нужно преподавать Святое Причастие. Вот что он говорит: «Немалое мучение ждёт на вас, священники, если вы, зная за кем-нибудь какое-либо зло, позволите ему причаститься этой Трапезы. Кровь Христова взыщется от рук ваших. Даже если бы то был воевода, даже если епарх, даже если это сам царь, увенчанный короной, но если он приступает недостойно (к Святыне), запрети ему. У тебя больше власти, чем у него. Потому что хуже бесноватого тот, кто согрешил и приступает. Ибо тот, поскольку он бесноватый, не будет мучиться, а эти, если приступают недостойно, предаются муке вечной. Итак, не только этим будем запрещать, но, коротко говоря, всем, кого увидим приступающими недостойно. Никто да не принимает как Иуда, чтобы не страдать, как Иуда» .

И ещё он говорит: «Не подавай меча вместо пищи. Но даже если бы он по безумию пришёл причаститься, воспрети ему. Не бойся. Бойся Бога, а не человека. А если ты не дерзаешь запретить ему, приведи его ко мне. Я не допущу этого, чтобы подобное совершилось. Я лучше с душой своей расстанусь, чем подам Кровь Владычню недостойно. И всю кровь свою пролью, прежде чем подам Кровь столь страшную кому не следует. А если, много исследовав, он не знал за ним плохого, то нет никакой вины» .

Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.

Вопросы архимандриту Клеопе (Илие)
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Что такое Причастие? Как нужно правильно поститься перед этим днем? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Все верующие православные христиане должны ходить на Причастие в церковь. Святая Евхаристия — это особенная процедура, которая является памятью о Христе.

  • Накануне своей страшной смерти Христос говорил своим ученикам о том, что в его память люди будут пить вино и вкушать хлеб. Это символы его крови и тела.
  • Поэтому все время существования православной веры, люди ходят на литургию, причащаются вином и вкушают хлеб, а священники читают молитвы со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».
  • Как правильно нужно готовиться к Причастию? Что можно делать накануне, а что нельзя? Что разрешено делать правилами церкви после Причастия? Читайте об этом в статье.

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО . В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.



За сколько часов до Причастия нельзя есть?

Строгий пост начинается перед Причастием начинается после 12 ночи предыдущего дня. Это означает, что нельзя ничего кушать и пить. Литургия обычно начинается в 8 утра, причащать начинают через 1,5-2 часа. Поэтому получается, что за 9-10 часов до Причастия нельзя есть и пить.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.



Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Во время трехдневного поста перед Причастием важно читать молитвы: канон покаянный Спасителю, канон молебный Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причастию. Эти кондаки и песнопения помогут правильно подготовиться, если вы хотите принять Святые Дары правильно.

Во время поста перед Причастием запрещено пить спиртные напитки, употреблять квас, и кофе. В эти три дня тело человека — это храм души, где должно быть спокойно, а кофе, квас на дрожжах и алкогольные напитки не могут должным образом настроить на молитвы. Воду пить можно, но до начала строгого поста — до 12 часов ночи.

Можно ли кормить ребенка перед Причастием?

Маленькому ребенку сложно выдержать долго без еды, а Евхаристия обычно начинается не раньше 10-00 часов. Поэтому многие родители задают вопрос: можно ли кормить ребенка перед Причастием?

  • Детей до 3-х лет можно кормить за 2 часа до принятия Святых Даров.
  • Особенно нужно уделить внимание кормлению младенцев. Если грудного ребенка покормить, а потом поднести ко Причастию, то он может срыгнуть, а это недопустимо. Поэтому маленькому ребенку до года также нужно выдержать без еды хотя бы 2 часа до начала Евхаристии.

Важно: Лучшим решением в этом случае будет посещение ранней литургии, которая обычно совершается в больших храмах. В 8 часов в этих церквях уже идет Причастие.



Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Пост нужен человеку для обуздания тела, а когда оно слабое, то не нуждается в этом. Больное тело нуждается в помощи, чтобы вылечиться и выздороветь. Так написано в церковных правилах. Поэтому перед Причастием больным людям кушать можно, но нужно постараться сделать это как можно раньше, чтобы не перед самим процессом принятия Святых Даров.

Беременным женщинам также делается послабление в посте. Но нужно обговорить все с батюшкой во время вечерней исповеди. Он посоветует, как правильно поступить согласно Законам Божьим.

Важно: Обязательно просите благословения у батюшки по поводу каких-либо своих сомнений, касающихся любых церковных действ или даже жизненных ситуаций.

Можно ли пить лекарства перед Причастием?

Есть болезни, когда лекарства нужно принимать постоянно с периодичностью в 2-3 часа (астма, сахарный диабет, разные воспаления и так далее). Люди с такими заболеваниями задаются вопросом: можно ли пить лекарства перед Причастием?

  • Если лекарство жизненно необходимое, то его нужно принимать в обязательном порядке.
  • Если можно воздержаться от приема медикаментов, то тогда лучше это сделать.
  • Если есть сомнения по этому поводу, нужно обратиться к батюшке, который примет решение, допускать вас к Таинству Евхаристии или нет. Попросите у батюшки благословения.

Чтобы у вас не было сомнений, обговорить заранее этот вопрос со священником. Тогда вы сможете со спокойной душой готовиться к исповеди и Причастию.



Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Для людей, больных сахарным диабетом, жизненно необходимо знать уровень глюкозы в крови. Поэтому перед причастием можно сдать кровь на сахар и принять необходимые лекарства.

Можно ли перед Причастием смотреть телевизор?

Приготовление в церковной практики ко Причастию называется говением. Продолжается оно три дня до Евхаристии, и касается как телесной так и духовной жизни человека. Тело воздерживается от употребления мясной и молочной пищи, а ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться. Поэтому перед Причастием недопустимо смотреть телевизор, ходить в шумные компании. Нужно провести время дома — в тишине и молитве.

После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?

Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.

Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их.



Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

В день Святой Евхаристии и после него никаких канонических препятствий для вкушения спиртных напитков нет. Можно праздновать и пить вино после Причастия и в сам этот день, но в умеренных количествах, а не превращать застолье в пьянство и объединение. Важно, чтобы в этот день не тошнило. Поэтому от водки лучше отказаться, а выпить немного хорошего вина.

Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия?

В день Причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. По поводу мытья тела и головы после Святой Евхаристии никаких канонических запретов нет. Если у вас есть опасение, что вы будете умываться, мыться или мыть голову после Причастия и непроизвольно отплевываться от воды, тогда воздержитесь от этих процедур один день.



Можно ли спать после Причастия?

После Причастия многим людям хочется прийти домой и лечь спать. Ведь в этот день люди обычно рано просыпаются, чтобы успеть собраться к литургии и прочитать все необходимые молитвы. Так можно ли спать после Причастия? Нежелательно это делать, так как только бодрствование поможет сохранить полученную благодать. В этот день после церкви лучше почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Можно ли идти на работу после Причастия?

Если вам нужно идти на работу после Причастия, то никаких препятствий для этого в церкви нет. Но, если есть возможность отложить работу, то сделайте это, и проведите хотя бы полдня за чтением молитв и в душевном спокойствии.



Многие люди утверждают, что после Причастия нельзя целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка и других родных. Но любой батюшка скажет, что это суеверие. По церковным канонам в воскресный день только земные поклоны не делаются. Если вы приложились к чаше после получения Святых Даров, то это никак не должно сказаться на дальнейшем видимом проявлении вашего благочестия. Сразу после Причастия нужно принять теплоту (теплую воду, смешанную с вином) и потом можно прикладываться к иконам, кресту и к благословляющей руке священника.

Можно ли вставать на колени после Причастия?

Как говорилось выше, поклоны до земли после Святой Евхаристии делать не нужно. Но, если в церкви во время службы и молитвы все встали на колени, то и вам можно это сделать. Но это навряд ли будет, так как после окончания Причастия читаются благодарственные молитвы Богу и служба заканчивается небольшой проповедью священника.



Можно ли убираться дома в день Причастия?

День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.

Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.

Почему после Причастия нельзя работать в земле?

Причастие — это праздник, который нужно провести с радостью в душе, наслаждаясь каждой минутой благодати, данной свыше. Считается, что после принятия Святых Даров нельзя работать в земле, чтобы не растерять благодать. Кто-то говорит, что бес может утащить эту благодать. Но это суеверие. Если вы что-то хотите выполнить или вам нужно это сделать после Причастия, то посоветуйтесь со священником. Скорее всего, он ответит, что этот день нужно посвятить Богу, читать молитвы и находиться дома в спокойствии.



Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Как говорилось выше, сплевывать после Таинства Причащение нельзя, а тем более, выплевывать косточки с ягод. Воздержитесь от такой еды после принятия Божьей благодати.

Что нельзя еще делать в день причастия?

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать. Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше. Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним.



Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Когда мы переступаем порог церкви, мы попадаем в Божий дом — это уже Небо, а не земля, и все мирские проблемы и мысли должны остаться за порогом. Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви? Возле чаши люди принимают Тело и Кровь Христовы. Здесь только Чистота и Стерильность. У верующих людей даже не должна возникать мысль о заразных болезнях. Кроме этого православный христианин не должен об этом думать вообще. Батюшка ходит причащать больных людей в больницах, но никто еще не заразился.

Причастие — это одно из Великих Таинств. Человек должен принимать Святые Дары, чтобы очищать душу. Важно, чтобы человек не утрачивал благоговения, но всем естеством ощущал пользу Таинства Причащения. Только истинные верующие люди всю жизнь питают душу неповторимым контрастом: между тоскою раба, которые стоит и молится на коленях (во время исповеди), и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (после Причастия).

Видео: Откуда взялся запрет на еду перед Причастием?

Как часто причащать младенца? Можно ли причащать детей насильно? Почему ребенок отказывается от причастия? Как ребенку поститься, и нужно ли? В публикуемой статье протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, отвечая на эти вопросы, предлагает пути решения трудностей, возникающих в процессе воцерковления младенцев.


В нашем храме количество причастников-детей чаще всего превосходит количество взрослых. Спальный район… Гигантская толпа родителей с младенцами поначалу умильно действует на священника. Затем увлекает прагматическая сторона: можно сделать фотографии, повесить на стенде, показать Владыке… И в конце концов не отвертишься от главного вопроса: что делать-то? Ведь вопросов, связанных с причастием детей, - множество, и решать их как-то никто особенно не собирается. Для начала нужно хотя-бы «проговорить» эти вопросы.


Самый главный вопрос я облеку в медицинские термины: как употребить лекарство, чтобы от него был толк? На виду многочисленные и наглядные истории о растущих на приходе детках. Как маленький ангел со сложенными ко причастию ручками постепенно превращается в великовозрастного негодяя, издевающегося над матерью (чаще всего приходится говорить в этом случае именно о матерях-одиночках) и усердно топчущегося по всему тому, что ей дорого и для нее свято. Почему же так, батюшка? Ведь причащала в детстве, просфорки давала, молилась?Подобных примеров не менее десятка у каждого священника. И ответы на эти вопросы заготовлены - слишком часто отвечать приходится. Но ответив другим, ответите ли себе? Ведь феномен юношеского расцерковления затронул и священнические семьи. И подчас интеллигентные, где все «правильно». Отвечать в любом случае нужно, а не списывать все на то, что, дескать, времена такие, антихрист скоро придет и прочее. Ведь фундамент души закладывается в детстве, и причины последующей юношеской потери веры надо искать там же. Конечно, сейчас время индивидуальной отчужденности, и личное христианство не может быть взращенным с детства - в юности каждый сам со всей остротой ставится перед выбором. Но максимально помочь чаду сделать этот выбор - в наших руках.


А какие времена? Если в застойные годы по-церковному воспитанного молодого человека впору было выставлять как музейный экспонат, то теперь «пачками» приходят устраиваться в храм на работу люди, воспитанные в православных семьях. Глазам не верится! Такого никому лет двадцать назад и в райском сне не приснилось бы! Ведь совсем недавно «разрешили», а уже выросло целое поколение, второе назревает! Так что на время «неча пенять», коли душа крива.


Так где же все-таки кривизна? Вернемся «к началу», к детскому причастию. Младенца до года-двух нужно просто причащать (хотя это порой и непросто, как справедливо отметила Анна Гальперина). Причащать почаще - обычно советуешь каждый месяц (а то и чаще - хоть каждую литургию!). Маме при этом самой нужно забыть о богослужебной молитве - практически организовать привоз ребенка можно только к моменту причастия, но даже если и раньше, то немного обрящется подвижниц, способных выстоять с ребенком на руках Литургию. И с чужими людьми грудничка не оставишь… Если говорить о практике, то в глазах наглядная картина «чередующихся» родителей: один с ребенком в коляске на улице, другой - в храме на молитве: сегодня твоя очередь. Хорошо, если при храме есть где перепеленать, памперс поменять, подмыть и проч. А если грудничок не первый, и рядом бегает табунчик сорванцов, намеревающихся разобрать храм по винтикам? Но именно «грудничковый» этап воспитания принципиально важен, потому что если его не было, все последующие этапы могут быть под вопросом. Потому что потом ребенок может просто не дать себя причастить.


Теперь перейдем к следующему этапу - от двух и старше. Можно ли причащать детей насильно? И нужно ли? Могу дать подробную инструкцию, как это сделать (опытные протоиереи организовывают такое причастие мастерски - при помощи, конечно, диаконов и алтарников). Во-первых, фиксировать руки (лучше связать), затем раздвинуть сжатые зубы. В-третьих, сразу после причастия закрыть платом рот - чтобы не выплюнул! И при этом крепко-крепко держать, лучше вдвоем или втроем. Вам это описание ничего не напоминает? Что-то из инструкций по Освенциму… Или еще вспоминаешь практику насильного причастия староверов, которая существовала в XVIII веке.


Я стараюсь не причащать детей насильно. Потому что были прецеденты, когда после такого причастия ребенка потом вообще невозможно было поднести к храму - он начинал кричать и сопротивляться (кричит «бяка» - вот такое детское кощунство по отношению к причастию). Так что лучше не провоцировать… Советую готовить. Как? Поводить - без насилия - ребенка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками. Разговаривать с ребенком - на его уровне объясняя смысл причастия. Вообще приучить его к церкви - чтобы не боялся, приходил, ставил свечи, играл со сверстниками (при храме, а не в храме, естественно) и проч. Чтобы ему хотелось приходить в храм.


Почему ребенок отказывается от причастия? Дело не только в том, что ребенка не приучили с младенчества, что он от природы осторожен или запуган с детства (обычно принимает священника за врача и ждет, что ему сейчас сделают больно). Бывает, что с детства приученный к причастию младенец позже начинает буянить и не хочет причащаться. Причиной может быть незнакомый священник или новый храм. Но не только. Поэтому я всегда в случае крика младенца пытаюсь оставить маму для беседы. Чтобы объяснить, что ребенок связан с мамой во младенчестве гораздо более тесно, чем впоследствии. Что все элементы воспитания (внешние и внутренние) в данной ситуации важны. И что подчас причину крика младенца маме надо искать в собственной душе.


Перечень советов известен: освятите дом, выключайте хотя бы иногда телевизор и громкий рок, ласкайте ребенка, живите по-христиански сами, наконец! Покажите ребенку своим примером, как причащаются. Не курите, не пейте, будьте мирны, молитесь. Окружите ребенка святыней. И проч., проч., проч… Советовать легко - выполнить непросто. Как бы научиться давать посильные советы, советы любви, а не законнического надмения.


Вообще беседы с мамами младенцев просто необходимы, хорошо бы при храме иметь некую организацию для мам (клуб «Первые шаги», например). Потому что когда женщина становится матерью, она духовно «открывается». Да и трудно духовно не открыться, общаясь с таким маленьким чудом. Поэтому часто мамы через собственных младенцев приходят в храм. Цепочка такова: по совету подруг начинают причащать младенцев, а затем доходят до первой исповеди и сами. Хорошо, если так, но часто бывает и по-другому: приносящие младенцев сами и не крещены, и не воцерковлены, и даже не пытаются двигаться в этом направлении - считают это ненужным. Это магическое отношение к причастию - причастить, чтобы ребенок не болел. Тут поле для нашей, священнической, деятельности. И, может быть, вполне возможно вспомнить средневековую практику причащения младенцев, когда за них перед их причастием говели родители (постились, и молитвенное правило читали! - эту традицию сохранили и староверы). И рассказать об этой практике современным мамам, чтобы дать понять, насколько связано духовное состояние мамы с состоянием младенца…


Большая часть проблем с причастием в период «от двух и старше» - это исправление несделанного во младенчестве. Однако не только это. Тут уже встает вопрос о сознательном участии в Таинстве и о подготовке к нему. Главной и основной причиной последующего расцерковления детей обычно называют отсутствие внутреннего христианства у родителей. Внешнее, обрядовое участие в Таинстве противопоставляется сознательному участию, с подготовкой. Но как можно подготовить «взросленького» младенца? Вначале скажем о богослужении.


Родительское невнимание и приходская неорганизованность почти ежевоскресно приводят к одной и той же картине: наигравшаяся на улице толпа «взросленьких» младенцев продолжает свою игру в храме при причастии, пролезая вперед и отталкивая партнеров по игре, в игровом раже не слыша священнических окриков, - о какой сознательности можно говорить в подобной обстановке? Начинаются бесконечные проповеди священника, обращенные к родителям: о бесполезности для ребенка простого обрядового причащения, о необходимости готовить детей, объяснять и проч.


В то время, когда дети играют «в индейцев» на подступах к храму, родители их обычно молятся в храме. А как иначе? Дети и дома надоели - хоть здесь от них отдохнуть. Заставить их стоять в храме рядом с родителями - не заставишь! На самом деле в храме нетрудно организовать, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Необходимо организовать институт волонтеров, которые бы присматривали за детьми, пока родители их молятся. И не просто присматривали - отвечали бы за детей, сданных им под надзор на прихрамовую детскую площадку. Чтобы родители забрали его за некоторое время перед причастием (кое-где волонтеры и не беспокоят родителей, а организованно ведут своих «овечек» к причастию сами - благо, в некоторых храмах существует «детская» Чаша). Патриарх на одном из московских епархиальных собраний рекомендовал западную практику: дети находятся на богослужении в комнате рядом с храмом. В идеале эта комната имеет стеклянную стену: дети видят и слышат то, что происходит в храме (в комнате установлены динамики). А вот их не слышат - они не мешают богослужению. В комнате рекомендуется проводить «соответствующие игры» - до какого-то определенного момента. А потом - спеть, например, Символ веры. Или Отче наш. Немножко постоять, чтобы дети отошли от игры. В общем, как-то немного помолиться, приготовив детей к причастию. Есть некоторая неправильность в подобном подходе, но это на настоящий момент почти единственный способ решить «детскую» проблему на «многодетных» приходах.


Наиболее «благочестивые» прихожане встречают детскую комнату в штыки. Как так, ребенок не выстаивает службу в храме, а находится неизвестно где и занимается неизвестно чем, а затем причащается? Я вижу изрядную долю ханжества в этих претензиях. Конечно, существуют дети, которые с детства приучены молиться за богослужением вместе со взрослыми. Для таких детей детская комната становится соблазном. Но из двух зол, как известно, выбирают меньшее: детская комната полезна для превалирующего большинства детей и родителей. Совершенно очевидно, что из всех детей «маленьких монахов» (по слову Анны Гальпериной) не вырастить. Даже в церковных семьях «с традициями» опытные родители часто сталкиваются с индивидуумами, которых при всех «правильных» усилиях заставить стоять час в определенном возрасте невозможно. Все дело в характере и темпераменте - и это вовсе не «бесовское действие», как спешат заключить храмовые бабули. Ну а уж если «образцово-показательные» родители не могут, что говорить обо всех остальных (и сами родители то подчас едва выстаивают!). Дети, скопом загнанные в храм, превращают службу в бардак. Так что, уж извините, средневековой благочестивой картинки на практике, увы, никак не получить.


И все же к храмовой молитве детей нужно приучать - это одна из функций детской комнаты при храме. Научить хотя бы на какое-то время сосредоточиться. Постоять. Научить храмовому благоговению. Но в любом случае эта наука, конечно, должна начинаться с дома, с домашней молитвы и домашнего бытового благочестия. Про богослужебную подготовку я вроде бы написал, теперь перейду к подготовке домашней.


Как ребенку говеть? Этот вопрос соприкасается с вопросом о детском посте вообще. Нужно ли ребенку поститься? Диапазон мнений велик. От отрицания детского поста вообще (вот как вырастет - тогда; зачем лишать ребенка детства) до рекомендаций поста наравне со взрослыми (не научите поститься - потом пожалеете). Об актуальности вопроса часто говорит металл в глазах и в голосе при разговорах на эту тему. Бывают разные дети и разные семьи, поэтому однозначного ответа на эти вопросы нет…


И все же есть. У меня имеется готовый и удобный ответ на эти вопросы, который часто приходится повторять (у любого священника есть ряд заученных, красивых, но не всегда практически полезных советов): не нужно заставлять ребенка насильно поститься и молиться - нужно воспитать в ребенке желание поста и молитвы, желание христианского подвига. Чтобы он постился и молился сам, без внешнего понуждения. Сказать легко, а вот сделать… И если откровенно говорить, за свои без малого двадцать лет пастырской практики я не встречал ни одного ребенка, у которого родителям удалось бы воспитать подобную жажду. Да, требование правильное, но уж больно невыполнимое - только в житиях можно прочитать о подобной жажде у будущих святых во младенчестве. Не скажешь же родителю: Вы обязаны воспитать святого…А много вы знаете взрослых, которые воспитали в себе подобную жажду?


Правда, жажду эту дети легко профанируют - и с подобными профанациями встречаться как раз приходится нередко. Есть категория детских характеров, которые «с лёта» учатся угождать родителям, подстраиваться под них, а родители не желают замечать этого приспособленчества, воспринимая поведение детей «за чистую монету» - как вполне искреннее. Дети остро чувствуют, чего от них хотят родители, и имитируют желаемое, получая в награду родительское благорасположение со «всеми вытекающими». Причем наука этого обмана постигается детьми очень рано, лет этак с трех и даже ранее, и учителями очень часто являемся мы сами - нам так удобнее. Поначалу этот обман устраивает обе стороны, но позже оборачивается, как и всякая неискренность, бунтом и ненавистью.


Итак, значит - насилие. Любая подготовка к причастию неизбежно будет насилием и понуждением, как, впрочем, и большая часть наших воспитательных мероприятий для детей. И надо подумать, чтобы это насилие было разумным и не вызвало со временем реакцию отторжения в детской душе. Чтобы насилие было как бы опосредованным, чтобы оно вовлекало, а не ломало. Благоговение насилием не воспитаешь - оно может родиться лишь как плод Благодати. А вот приверженность определенным правилам и постоянство воспитать можно. А также верность, мужество, терпение и еще очень многое-многое...


Да, ребенок должен понимать, на своем уровне, зачем все это нужно: все молятся - и я молюсь, как взрослый; все постятся - и я пощусь, как взрослый!И собственное детское «богословие» ему тоже необходимо - родители, подскажите, сформируйте! И отношение к причастию у маленького человека изменится, если он приложил какие-то усилия к подготовке - хотя бы отказался от конфеты с утра. Хорошо, когда окружающий мир церковной семьи нелицемерно вовлекает и увлекает ребенка - это пока единственная доступная для него вселенная, и надо, чтобы в ней не было «черных дыр». Но любое даже самое смиренное чадо рано или поздно будет стремиться выбраться за границы этой вселенной. И рано или поздно все равно придется учить его ходить самостоятельно, а не вместе с вами.


Детские психологи говорят, что три года - первый детский сложный возраст, когда маленький человек начинает ощущать себя личностью и, соответственно, бунтовать против насилия над собой, делать наоборот, вопреки. И мне приходилось встречать «благочестивый» детский бунт: А я буду делать не так, как ты, а как в церкви!Это детское бунтарство нельзя не учитывать в воспитании. Молитва и посещение храма никогда не должны восприниматься как наказание. Скорее наоборот: хочешь наказать, отлучи от общей домашней молитвы, не возьми в храм, не веди к причастию. И бунтующий ребенок всеми силами будет стремиться к запретному! Обычно младенческий бунт и истерики рекомендуется спокойно и твердо усмирить и перебороть: кнутом и пряником. Эти средства годятся, но только не в религиозной сфере! Пусть религиозное стремление станет для ребенка с «бунтарским» темпераментом не столько общественным (как все!), сколько личным (вопреки всем!) устремлением. Общественное теряется быстро, а вот личное - надолго.


Бунтарские стремления связаны вообще со стремлением к борьбе, в особенности характерным для мальчиков (но не обходящим и девочек). Как бы через все эти игрушечные пистолеты, мечи, танки и сражения со сверстниками научить свое чадо воевать с собой, с соблазнами, с растущими ростками страстей и грехов? И в этой «воинской» системе координат причащение сделать главной вершиной, которую необходимо завоевать… Дети всегда имеют собственные представления о мужестве - как бы спроецировать их в духовную сферу?


Дети живут в своем особом мире, и понятно, что их духовное воспитание превращается для нас в наше собственное воспитание. Не мы их, а они нас начинают воспитывать и учить молитве и богообщению. В любом случае это наш совместный путь, и он должен быть творческим. Это общая тропинка к Богу, которую топчем мы втроем - я, ребенок и Бог. Без экзальтированности, трезво ловить то, что в ребенке вдруг открывает Бог, и помогать этому росточку вырасти, по крайней мере не мешать ему, не погубить его собственным менторством и доктринерством. Ростки эти могут быть довольно необычными и удивительными. Я вспоминаю, как один из «моих» вдруг перестал есть мясо и рыбу (и не ел их довольно долго) - не из аскетических побуждений, а из жалости: Ведь у них же глазки!И в слезы! А почему бы и не положить этот непонятно откуда взявшийся и неправильный, «вегетарианский», но искренний посыл в основу своеобразной детской аскезы… Хотя бы не мешать!