Болезни Военный билет Призыв

Стыдные вопросы про Ивана Грозного Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины? Но хорошее что-то тоже было? Ведь Грозный Казань брал! Ивана Грозного называют Грозным из-за жестокости? Или он просто был строгим правителем

Урок 7.

БОРЬБА ИВАНА ГРОЗНОГО С БОЯРАМИ. ОПРИЧНИНА

ЦЕЛИ УРОКА:

ЗНАТЬ:

Причины борьбы Ивана Грозного против бояр;
- итоги опричнины;

УМЕТЬ:

Рассказать, как Иван Грозный заставил бояр согласиться на опричнину;
- привести примеры, как Иван Грозный и опричники расправлялись с людьми.


СЛОВАРЬ

Записать в словарь определения:

Помещики

ХОД УРОКА

Почему Иван Грозный не любил бояр?
- Как он боролся с боярами?
- Кого вместо бояр он брал к себе на службу и как награждал?

Почему Иван Грозный решил избавиться от бояр?

И ван Грозный с детства видел, как бояре боролись за власть с помощью коварства и измены. Сам он был вспыльчивым и подозрительным. Во всех бедах и ошибках он винил бояр. Иван Грозный старался бояр от царского двора отдалить, а приближал к себе дворян. За службу царь давал дворянам землю. Эта земля закреплялась за дворянами, пока они служили, то есть «по месту службы». Поэтому дворян называли еще помещиками , а их земли поместьями.

М ногим дворянам Иван Грозный раздавал административные должности при царском дворе. Так постепенно он окружал себя дворянами. С боярами же царь жестоко расправлялся. Обвинял в изменах, снимал с государственных должностей, сажал в темницу, казнил.

О собенно не нравилось царю, что надо было ему советоваться с Боярской думой по важным государственным вопросам. В Боярскую думу входили самые знатные бояре. Они были самостоятельными и независимыми, часто спорили с царем. Иван Грозный решил окончательно избавиться от бояр. Уж очень хотелось ему стать полновластным правителем в России - самодержцем, то есть еще больше укрепить свою личную власть.

Как Иван Грозный заставил бояр его слушаться? Расскажите.
- Какие два условия поставил он перед боярами?

С обрал Иван Грозный свою семью, слуг и уехал из Москвы в Александровскую слободу. Оттуда направил он в Москву две грамоты, в которых отрекался от царского престола. В грамотах Иван Грозный обращался к простым людям и обвинял бояр в измене и воровстве. Не может, мол, царь больше защитить людей от боярских злодеяний, поэтому и уходит с царского престола.

И спугались горожане, что останутся без царя, некому будет ими управлять. Жители города бросились к царским покоям и потребовали от бояр вернуть Ивана на царство. Бояре и духовенство отправились к царю. Ста ли просить его вернуться и обещали впредь слушаться Ивана Грозного во всем и подчиняться ему беспрекословно.

Н о хитрый царь поставил условия. Первое условие: чтобы позволено было царю казнить бояр-«изменников» по своему усмотрению, ни с кем не советуясь.

В торое условие: чтобы разделить все российские земли на две части - земщину и опричнину (от слова «опричь» - кроме).

Б ояре и духовенство вынуждены были согласиться на эти условия.

Кто управлял земщиной, а кто - опричниной?
- Что случилось с боярами, чьи земли попали в опричнину?

Как вы думаете, почему именно эти города вошли в опричнину?

Территория, отданная в опричнину.

Т ак вся территория государства была поделена на две части. Опричниной управлял царь, а земщиной - Боярская дума. В опричнину вошли Москва, Можайск, Кострома, Вологда и другие лучшие русские города и земли. Все бояре, имевшие вотчинные владения на территории опричнины, были выселены, а земли у них отобраны.

Б ывшие боярские владения царь передавал дворянам, служившим в опричнине. Их называли опричниками . Опричники по приказу царя преследовали бояр-«изменников », отбирали у них имущество, разоряли и сжигали хоромы. Многие бояре вместе с семьями бежали из России, чтобы спастись от царского гнева.

Опричники в доме земского боярина.

ИТОГИ УРОКА

В осемь долгих лет опричники разоряли и грабили русские земли, расправляясь с боярами. Поля не засевались и зарастали травой. Многие села и деревни были заброшены. Население голодало и умирало от болезней. Тысячи невинных людей было убито, многие города разорены, а дома горожан ограблены. Никто из бояр и духовенства теперь не смел сопротивляться или спорить с царем. Недовольных ждала казнь.

В от такой ценой добился царь своей цели - расправился с ненавистны ми боярами. Власть Ивана Грозного еще более усилилась.

Текущая страница: 2 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Народная историческая песня

Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Пётр I, Екатерина II, Наполеон…

Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились; наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, героями которой были реальные исторические личности.

Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Пётр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и всё же действие сосредоточивается вокруг него.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Пётр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж12
Пра́веж – в Древней Руси: суд, сопровождавшийся физическим наказанием ответчика.


Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички13
Бурми́стры-целова́льнички – здесь: царские чиновники, исполняющие судебно-полицейские обязанности.

!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное14
Пла́тье цве́тное – одежда, расшитая золотом и самоцветами.

,
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»

Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашёл я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили15
Дува́н дува́нить – делить добычу.

,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами16
Дели́ть но́шами – брать себе столько, сколько можно унести.

.
Тут-то я её отбил у них».

Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
«Куда ты девал эдаку золоту казну?»
Возговорит добрый молодец:
«Точил я её всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих».
Возговорит православный царь:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

Вопросы и задания

Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближённым?

Петра I узнают в шведском городе


Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом судёнышки изукрасил.
Он берёт-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то даёт наш батюшка царь белый:

«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царём своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной».
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству17
Стеко́льное госуда́рство – имеется в виду столица Швеции Стокгольм.

,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорёхонько он к королевнушке метался:
«Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!»

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
«Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!»
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
«Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!»
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
«Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!»
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
«Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмёшь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете».
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Вопросы и задания

О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чём вы видите особенности изображения царя?

1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?

2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приёмы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?

3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?

1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней увидели? В чём отличия былинного героя от героев исторической песни?

2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?

3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Народный театр

Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным.

Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдалённые места России.

Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своём дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поёт»:


Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест…

С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.

Разбойничьи драмы «Лодка», «Фра-дьявол», «Могила Марии», «Шайка разбойников» и другие были особенно ценимы зрителем за атмосферу романтической вольницы.

«Лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве», как писал В. Г. Белинский, определял характер многочисленных комических пьес. Представьте себе, например, сценку, которая называется «Барин в ресторане». В ней разорившийся барин, узнав цены на блюда и напитки, надменно заказывает стакан холодной воды.

Такие забавные сценки часто вводились в большие пьесы. В пьесы также включались и песни, которые исполнялись героями или хором, который сопровождал и объяснял происходящие события. В представления часто широко привлекались зрители.

Более всего таких представлений устраивалось на Святки и Масленицу. На Святки, как свидетельствует словарь В. Даля, «славят Христа, ходят с вертепами и со звездой, гадают». Вертеп – небольшой ящик, который разделён на два (реже три) этажа, где разыгрывались кукольные представления. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались на верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом – на нижнем. Верхний этаж обычно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягнёнка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась звезда. Нижний этаж оклеивали яркой цветной бумагой, там помещался трон Ирода, и по бокам имелись двери, в которые входили и выходили куклы. Куклы были деревянные, примерно в 15–20 сантиметров высотой. Они были пышно одеты и передвигались на стержнях, которые перемещались по прорезям в полу этого игрушечного домика. Кукольник говорил за всех персонажей. Часто рядом были хор и музыканты.

На святочных праздничных вечеринках главным развлечением было переряживание. Ряженые изображали цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, солдат, скоморохов с медведем, нищих и т. п. Более всего любили изображать медведя, для чего кто-нибудь из парней надевал на себя перевёрнутую мехом вверх шубу и в таком виде показывал, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, и разные другие сценки. Также любили изображать журавля, для чего обычно парень набрасывал на себя вывороченную шубу, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Этим клювом «журавль» бил присутствующих девушек, а те старались откупиться орехами, конфетами, бросая их на землю. Пьесы обычно исполнялись или на специальном помосте в балагане, или рядом с ним, иногда просто в избе.

Для пьес народного театра характерно соединение трагических сцен со сценами комическими. Вы сможете увидеть такое сочетание и в народной драме «Как француз Москву брал». Исследователи считают, что эта драма является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потёмкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию», которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878), когда её могли там увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.

Как француз Москву брал. В сокращении

Наполеон.

Адъютант.

Потёмкин.

Жена Потёмкина.

Генерал.

Старик-гробокопатель.

Старуха.

Доктор.

Коленкур.

Раненые.

Действие 1
Явление 1

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант

Наполеон . Как, братцы, наши ретируют?

Адъютант . Отступили на целый марш, ваше величество.

Царь Наполеон . Как, братцы, мы их победили, новыми лаврами себя наградили…

Адъютант . Сколько их драло, столько наших побито.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Как, братец, дела русских?

Адъютант . Их оченно большое войско. А ещё боле под командой генерала Раевского.

Царь Наполеон . Да вот. А где ещё мой молодой генерал, который бил своих детей и на жертву мне их отдал и сказал: «Кто верует Богу и великому государю, тот последует за ура», где он? Да и солдаты в это время вынули штыки и крикнули ура! Я знаю, братец, как вы пуляете большими шрапами, а штыки, это ужасть! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Чего в России новенького?

Адъютант . В России милостивый манифест18
Ми́лостивый манифе́ст – речь идёт о манифесте, изданном Александром I в связи с вторжением Наполеона в Россию.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать ко мне дежурного генерала.

Генерал подходит.

Явление 2

Генерал . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Что есть новенького?

Генерал . Да ещё особа графа Орлова – дочь Ичменского19
Осо́ба гра́фа Орло́ва – дочь Ичменского – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала свои драгоценности на нужды русской армии.

Забрала свои уборы – жемчуга и брилиянты, собрала несколько тысяч денег, отправила к царю для продовольствия русской армии.

Царь Наполеон . Как! И женщины русские идут против меня?

Генерал . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Ах, они чёрные державы. Ну вот, где захватите, брить их ко мне в солдаты.

Генерал . Мы, ваше величество, забрили одного в солдаты, и он взял да сам себе отрубил правую руку.

Царь Наполеон . Ах, они варварский народ! Необразованный! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать фуражира.

Адъютант . Ваше величество, фуражирную армию разбили и капитана убили наповал. А вот Потёмкина мы в плен взяли.

Царь Наполеон . Как Потёмкина в плен взяли?

Адъютант . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Потёмкин должен через три часа расстрелян быть. Адъютант! Привесть ко мне Потёмкина!

Потёмкин приходит.

Явление 3

Потёмкин . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Потёмкин, ты теперича мой!

Потёмкин . Никак нет, ваше величество. Ещё война не кончилась.

Царь Наполеон . Потёмкин, послушай, ты как служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец.

Потёмкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так я и вам буду изменник.

Царь Наполеон . Потёмкин, я тебя прикажу повесить или расстрелять.

Потёмкин . Не мудрено, ваше величество, стами тысяч одного повесить или расстрелять.

Царь Наполеон . Адъютант! Отвесть Потёмкина в тёмную темницу – не утолит ли он своё лютое сердце и не победит ли он своей гордости.

Потёмкин . Что за горе-скука и печаль ни об чём не унывай? Ну, только жаль мне жену и детей. Быть посему, и за правду умираю. Хоть Москва в руках французов, но это, право, не беда, наш фельдмаршал Кутузов их на смерть пустил туда.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Привесть Потёмкина.

Адъютант приводит тут Потёмкин а.

Царь Наполеон . Я вижу, ты повеселел. Так не хочешь ли ты мне послужить?

Потёмкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так и вам буду изменник.

Адъютант (читает ). Его императорское величество со изволения царя Наполеона приказал пленного Потёмкина ранить, потом убрать.

Явление 4

Жена Потёмкина . Милый ты мой защитник российский, на кого ты меня покидаешь, на кого малых детушек оставляешь? Теперь сгорел у нас в Москве домочек, и не стало у нас ни дома, ни тебя и ничегошенько. Как я буду жить-поживать? Как я без тебя буду век коротать?

Потёмкин . Марья, не плачь, Александр услышит, не даст тебе по белому свету скитаться и шататься.

После этих слов Потёмкина убивают.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать за стариком-гробокопателем. Надо прибрать Потёмкина тело, чтоб оно по всей земле не тлело.

Явление 5

Старик (приходит ). Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Когда ты, братец, называешься гробокопателем, то прибери вот Потёмкина тело, чтобы по всей земле не тлело и не коптело, чтобы его вороны и сороки не клевали, которых мы сами будем есть.

Старик (потом он говорит ). Старуха, а старуха!

Старуха . А!

Старик . Ты ведь у меня делуха?

Старуха . Да. А что?

Старик . Истопи печку, свари ворону да зажарь рака с картовий. Мы будем с тобой кушанья варить да его величество Наполеона кормить.

Старуха . Я нынче печку не топлю, и я французов не терплю.

Старик . Старуха, понесём хоронить Потёмкина тело, чтобы оно по всей земле не тлело, отдадим ему последнюю честь, чтобы войну с французами с честью и похвалою снесть, чтобы нам Москву вернуть и Наполеона из России турнуть! <…>

Старуха . Я сейчас возьму вилы и дам ему в бок три дыры.

Вопросы и задания

1. Какие исторические события отражены в пьесе? Как выражено отношение народа к этим событиям?

2. Какие исторические лица этой пьесы вам знакомы?

1. Какие из этих исторических лиц, по вашему мнению, никак не могли встретиться друг с другом в жизни? Как вы объясняете их появление в одной пьесе? Обратитесь, если необходимо, к энциклопедическому словарю.

2. Каким предстаёт перед зрителем Наполеон и каким Потёмкин? Попробуйте дать им характеристику, которая бы помогла исполнителю точнее играть свою роль.

3. Какую роль играют в этой пьесе внесценические персонажи? Напомним, что внесценические персонажи не появляются на сцене, а лишь упоминаются в речи действующих лиц.

4. Какие герои исполняют комические эпизоды пьесы?

1. Почему эта пьеса была популярна и в Греции, и в Болгарии? Как вы это можете объяснить?

2. Почему эту пьесу можно назвать пьесой, демонстрирующей народный патриотизм? В чём вы видите его проявления?

3. Почему эту пьесу народного театра можно считать исторической?

Литература эпохи Возрождения


М. де Сервантес Сааведра.



Вслед за годами Средневековья пришли свершения эпохи Возрождения. Вершиной испанского Возрождения в литературе стал роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Это произведение стало популярным сразу же после создания, и количество его переизданий и переводов на другие языки не поддаётся подсчёту. В нём дана широкая картина жизни Испании и создан образ вечной пары героев – фантазёра и мечтателя Дон Кихота и добросердечного и наивного, но практичного обывателя Санчо Панса.

По этому роману поставлены десятки опер и балетов, а также созданы различные варианты сценических переработок. Фёдор Шаляпин создал образ Дон Кихота в опере Ж. Массне «Дон Кихот».


Мигель де Сервантес Сааведра
(1547–1616)

Классика литературы знает немного имён героев, которые живут в памяти поколений читателей. Имя идальго Дон Кихота среди них. Его создал в XVII веке испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Нам в самых общих чертах известна трудная и насыщенная событиями и приключениями жизнь этого человека. Сервантес участвовал в сражениях, знал плен и рабство, поражения и нищету. Однако его никогда не покидал оптимизм и способность не падать духом.

Он был не из тех, кто не сдаётся не потому, что ему фантастически везло, а потому, что он никогда не боялся поражений.

Сервантес создал в романе «Дон Кихот» образ подлинного гуманиста. Отвага, наивность и благородство духа сохраняют Дон Кихота в нашей памяти, побуждая осмысленно и честно смотреть на свою жизнь и свои поступки. Общение со странствующим рыцарем и с его неизменным спутником Санчо Пансой не только приобщает читателя к миру поисков мечтателя – фантазёра, но и помогают понять смысл и неизбежность человеческого стремления к идеалам.

В романе описываются многочисленные приключения Дон Кихота. С кем только не приходилось ему бороться по велению его собственной неуёмной фантазии! Это и битва со стадом баранов, и сражение с мехами, наполненными вином, и столкновение с грозными ветряными мельницами, и безрассудное освобождение заключённых, и история с приобретением драгоценного шлема Мамбрина…

По благородству своих стремлений, по силе убеждений, по беззаветной преданности своим идеалам Дон Кихот – настоящий герой. Но, стремясь к высоким целям, он идёт к ним самыми нелепыми путями.

Не понимая окружающего, нельзя его изменить. А взгляд идальго далёк от сколько-нибудь точного понимания действительности. Его мир населён сказочными принцессами и великанами, а сам он кажется себе непобедимым рыцарем. Убогий трактир представляется ему замком, служанки этого заведения – благородными дамами, плут-хозяин – благородным синьором. Даже предметы бытового обихода преображаются на глазах: таз цирюльника – в часть сказочного вооружения, крылья мельниц – в мощные руки враждебных волшебников-богатырей.

Мы видим нелепость притязаний старого и немощного идальго и его верного спутника и испытываем не только чувство жалости – нам понятны и его стремления и неизбежность неудач. И всё же ключевыми словами жизни Дон Кихота можно считать два: рыцарь – подвиг. Так век гуманизма создал произведение, которое активно утверждает гуманизм.

Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав.

Как вы полагаете, что заставило Ивана IV - героя этого произведения - не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

Герой народной песни - православный царь Иван Васильевич - предстает в ней как справедливый судья своих подданных. Поэтому он и принимает решение, которое, по мнению авторов-исполнителей песни, было верным, справедливым. Оно и современным читателям обычно представляется правильным.

Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

В песне "Правеж" отчетливо звучит уважение к православному государю и явное недоверие к чиновникам ("бурмистрам-целовальникам"). То, что царь принимает справедливое решение, подтверждает такую оценку.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к народной исторической песне «Правеж» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы ("Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…"), постоянные эпитеты (красное
    Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы - это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части - ее конкретность. Тему нужно раскрывать не общими фразами, а, освещая идейно-художественное содержание произведения, следует аргументировать свои мысли. Конкретность
    Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
    Жанр произведения - поэма. Главные герои - купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения - события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация - кулачный бой купца с опричником. Развязка - гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. "Песня про царя Ивана Васильевича…" написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет. В "Песне" поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность
    Составьте краткий план "Панорамы Москвы" Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. "Гимн колоколов" московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, "мелкая, широкая, грязная Москва-река"). Вид Москвы к югу - долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе - мосты через реку и "верхи" Донского монастыря.
    Бурное развитие научно-технической мысли изменило вековые условия существования песни. Ее привычными обиталищами стали радио и телевизор, магнитофон и компьютер, плеер и мобильный телефон. Благодаря им мы чуть ли не ежедневно прослушиваем огромное количество песен. Но над этим необъятным, постоянно обновляющимся песенным морем гордо возвышаются вершины старинных фольклорных песен, исполняемых "вживую" во время семейных и народных праздников. Над ними не властны ни капризы моды, ни бег времени. Как и много столетий
    Докажите, опираясь на текст, что в стихотворении использованы фольклорные приемы. Стихотворение С. А. Есенина использует приемы народной песни: сама зима у него "поет". В этой ее песне многие образы, слова, приемы перекликаются с привычными в фольклоре, но у поэта они собственные и очень выразительные: зима, баюкающая мохнатый лес; седые облака, плывущие в страну далекую. Не из сказки ли это путешествие? А "шелковый ковер", а "снежные вихри", а "красавица весна". Тут и
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж

Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички !
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному".
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное ,
Не много, не мало – сорок тысяч".
Возговорит тут православный царь:
"Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?"
Возговорит добрый молодец:
"Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили ,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами .
Тут-то я ее отбил у них".
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
"Куда ты девал эдаку золоту казну?"
Возговорит добрый молодец:
"Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих".
Возговорит православный царь:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей".

Вопросы и задания

1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

Петра I узнают в шведском городе

Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Он берет-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

"Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной".
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству ,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорехонько он к королевнушке метался:
"Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!"

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
"Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!"
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
"Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!"
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
"Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!"
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.