Болезни Военный билет Призыв

А. С. Пушкин. Воспоминание. Каким пред­стает город с его «стогнами» в первых четырех строках стихотворения

Лирический герой, сама по себе лирика - это осмысленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических стихов в образной системе как бы воспитывает в читателе присущее ему самому новое мировоззрение.

Когда поэт говорит о себе, это самая точная характеристика. «...Юноша - мудрец, питомец нег и Аполлона» - разве это не точный портрет юного Пушкина?!

Лирический герой поэта несет в себе великое сострадание, гуманность. Необычайно сильно проявилось оно в стихотворении «Безверие». Безверие не порок, а горе, и Пушкин раскрывает трагедию человека, который «безумно погасил отрадный сердцу свет», чей «ум ищет божества, а сердце не находит». Вера - основа счастья, источник надежды, утешения, потому что она извечна, тогда как радости этого мира, даже «природы красоты» имеют «обманчивую цену», и могильный покой для лишенного веры - единственная ценность. Поэт рассуждает о сложности веры и неминуемости кары безверия: и хотел бы несчастный «с единой верою повергнуться перед богом», но не может.

Жизнь в лирике Пушкина видится «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Это не значит, что автор всегда писал только о хороших ее сторонах или стремился искусственно украсить ее. Мера прекрасного заключена для поэта в самой жизни как ее обычное и необходимое свойство. Он уверен, что в основу бытия заложен разумно организованный и идеальный в своей живой мощи космос, определяющий жизни и судьбы, страдания, радости, наслаждения и даже великое - любовь:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненъя:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Содержание и слово пушкинской лирики заключают в себе «чувства добрые», терпение, кроткую и ясную улыбку, милосердие, разумное и гармоническое сочетание общественных и частных устремлений. В лирике 1830-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, крут переживаний Пушкина особенно разнообразен: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но в те же годы гениального художника и мыслителя опутывали сетью мелких интриг, мешавших свободно думать и творить. Во многих стихотворениях Пушкина слышатся неутихающие скорбь и боль:

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине.

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне.

Собственная участь рисуется поэту в широкой панораме несправедливых общественных отношений, тяжких судеб народа и любого человека вообще. Печаль пронизывает лирику Пушкина последних лет:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня...

Перед поэтом, уже стоявшим на вершине человеческой и творческой зрелости, открылись возможности широких и глубоких обобщений. В его лирике последних лет заметно преобладали философские размышления, все чаще звучали библейские, евангельские мотивы. Отличительной чертой пушкинского слова стала «нагая простота» лирического высказывания. Это изысканно-благородная простота, освобожденная от всего лишнего.

Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена двумя чувствами, которые он ставил выше всего. На вопрос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями. Пушкин не разделял их методов борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы... и в мрачных пропастях земли».

Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на государственной службе, - они прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «...любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

Любовь и дружба - священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...», посвященное А. П. Керн. Явление возлюбленной - это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни:

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То ревностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, Как дай Вам Бог любимой быть другим. В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». В этом стихотворении «неги» - это дружба и любовь, «труды» - это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба - это чувства, которые позволяют думам «излиться наконец свободным проявлением». В одном из посланий Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, духовная гармония.

Одна из величайших заслуг Пушкина в том, что он утвердил ремесло поэта не только как непостыдное, но и как почетное. До него поэзия была развлечением, дворянской забавой. Не существовало профессиональных поэтов - стихотворцы имели должности и чины, а писали «на досуге». Не случайно Николай I дал Пушкину чин камер-юнкера, напомнив ему: поэзия поэзией, но дворянин обязан служить.

Пушкин бросил вызов обществу уже тем, что захотел жить на доходы от своих произведений. В тот момент в России это было почти невозможно: понятие авторских прав было весьма расплывчатым, а гонорары - чисто символическими. Большую роль играла и романтическая традиция: поэт - существо не от мира сего, не ему заботиться о материальных благах.

Поэтому столь актуальным оказалось стихотворение Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное в 1824 году. Книгопродавец говорит:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда

Кипит, бурлит воображенье;

Оно застынет, и тогда

Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Последние две строки, ставшие крылатыми, четко выражают если не личную позицию Пушкина, то, во всяком случае, ту, которую он вынужден был занять.

Размышляя о судьбе поэта, Пушкин говорил не только о высшем его назначении. Его волновал и вопрос так называемой «пользы». В юности он под влиянием будущих декабристов считал поэзию средством достижения политических целей. В 1817 году в оде «Вольность» позиция автора была сформулирована очень ясно:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру...

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Впоследствии Пушкин изменил свое мнение: он не согласился с Рылеевым, стремившимся подчинить искусство конкретным практическим задачам. Показательно стихотворение 1828 года «Поэт и толпа». Чернь обращается к поэту со словами:

Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.

Но поэт с гневом отвечает:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Итак, цель поэзии не «польза», не влияние на народ, не воспитание. Каждая душа развивается сама, ни один пророк не сделает это за нее. Поэтому поэт и не берется исполнять требование толпы.

С самых первых своих строк Пушкин определил ведущие темы поэзии и всю жизнь раскрывал их, порою применяя неожиданные и для себя, и для читателей повороты. Однако финал остался открытым - многие его последние стихотворения кончаются вопросом: «Куда ж нам плыть?..».

Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонична. В ней всегда торжествуют жизнь и счастье искренних чувств, побеждающие все страдания. Мы слышим голос поэта сквозь время и пространство:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

1. Какой вам представляется Волга по описанию Н. А. Некрасова? Какой цвет преобладал бы в ваших иллюстрациях к стихотворению и почему?

Волга представляется нам великой, широкой, темно-голубой, местами даже черной, с разными оттенками в разное время суток.

2. Поэт называет Волгу своей колыбелью. Что заставило его назвать её рекою рабства и тоски?

Рекою рабства и печали поэт назвал ее из-за того, что он однажды в детстве увидел как полуживые, изнеможенные бурлаки тянули судно по реке. Эта ужасная картина сильно потрясла ребенка, и он запомнил это на всю свою жизнь

3. К кому (чему) обращается поэт в стихотворении и почему он это делает?

Поэт обращается к Волге, его колыбели детства, говоря о том, что, никогда бы не покинул ее, потому что: «с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!». Поэт не находит себе сил сталкиваться с этими изнеможенными, покорными судьбе мужчинами. Также поэт обращается к бурлакам: вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

В этих словах - и призыв, и лозунг, выражающий мечту лучших людей о пробуждении народа.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Просмотрите, как построено произведение, пронаблюдайте в нём смену картин, интонаций.

В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.

Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.

Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью - по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи. Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда - в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.

2. Обратите внимание на все описания Волги, определите отношение к ней автора и отчего оно меняется.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

3. Медленно прочитайте про себя описание впечатления мальчика от первой встречи с бурлаками. Как выражает автор потрясение ребёнка? Какими качествами, по-вашему, наделён мальчик?

Автор вспоминает свои эмоции, когда услышал вой бурлаков: «Я был испуган, оглушен», из памяти е выходит образ одного из бурлаков, страшного, изнеможенного, который мечтает умереть. Его образ «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты, и выражающий укор спокойно-безнадежный взор…» остался в памяти его надолго. Автор в тот день вернулся домой «без шапки, бледный, чуть живой», он спрашивал у всех, кто эти люди, бредил, еще раз бегал на любимую реку, которая в один миг прекратилась для него «рекою рабства и тоски». Мальчик, который так воспринял чужую тяжкую долю, милосерден, способен к сопереживанию, добр, справедлив, гуманен.

4. Сопоставьте описания первой и второй встреч с бурлаками. Чем особенно огорчила поэта последняя встреча? Какой вопрос он мысленно задаёт бурлакам?

Встреча в детстве:

Давно-давно, в такой же час,

Его услышав в первый раз,

Я был испуган, оглушён.

Я знать хотел, что значит он,

Встреча через много лет:

Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всё ту же песню ты поёшь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца...

Последняя встреча огорчила поэта тем, что все то что он видел в детстве, так и осталось – ничего не изменилось, бурлак все так же тащит свою тяжелую лямку. И автор мысленно спрашивает у них:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?..

Призывая этих людей не мирится со своей тяжелой участью.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1. Какие контрасты видит поэт в жизни? Какие чувства они у него вызывают?

Поэт видит контраст жизни общества своего времени. С одной стороны – дворянство, с другой – бесправные крепостные бурлаки, также светлая Волга его детства и река рабства и тоски. Все это вызывает у автора протест и возмущение, не желание с этим мирится.

2. С помощью каких художественных средств автор выражает своё отношение к увиденному на Волге? Выполняя это задание, обратите внимание на эпитеты в описании бурлаков, изменения в настроении, состоянии героя; обращения поэта к Волге, бурлакам; вопросительные и восклицательные предложения, диалог.

Поэзия детства, светлые впечатления, предельная искренность и чистота переданы в словах радости от встречи с Волгой:

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я!

Мальчик слит с природой, он «как зверек» , у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою.

Эпитеты «алый блеск» , «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:

Но ты светла

И величава, как была.

И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик» , стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:

О горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

Психологическая характеристика бурлака в стихотворении «На Волге» безрадостна: «Угрюмый, тихий и больной» , «спокойно-безнадежный взор» , «унылый, сумрачный бурлак» и т. д. Прошли годы, и герой стихотворения снова на волжском берегу видит прежних измученных бурлаков:

Все ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица

Все та ж покорность без конца.

Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

3. Сделайте вывод: какие особенности лирического произведения вам открылись в стихотворении Н. Некрасова «На Волге».

В стихотворении Н.Некрасова великолепно описана российская река Волга, которую поэт очень любил. В произведении ощущается противопоставление счастливого детства, безмятежности и радости с тяжелой участью бурлаков. Автор искренне сопереживает им, в его словах звучит призыв покончить с рабством, сбросить безнадежность покорности.

РАБОТАЕМ С КАРТИНОЙ

Рассмотрите на форзаце репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Определите не только сходное, но и различное в изображении бурлаков Некрасовым и Репиным. Обратите внимание на композицию картины, её колорит, лица, фигуры трёх передних (коренных) бурлаков, юношу в розовой рубашке, позу последнего бурлака; изображение реки, неба.

Сам Репин говорил о том, что написал картину по своим собственным впечатлениям от увиденного. Он признавался, что никогда не читал до этого стихотворение Некрасова. Но посмотрите, как похожи бурлаки у И. Е. Репина на некрасовских. О картине можно говорить, цитируя стихотворение. Обращает внимание, что в картине нет главного действующего лица, акцент перенесен на всю группу, где отдельные фигуры выделяются позой, жестом. Бессильно опущенные руки, жесты их, напряженные ноги передают непосильность этого труда. Они обессилены, последний еле-еле передвигает ноги, кажется, это он говорит:

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще.

Композиция замечательна своей безыскусственностью и силой чувств, воспринимается как подлинная народная драма, как символ скорби и страдания народа. Глубоко впечатляет образ реки, застывшая, неподвижная вода, песок, который заметает следы на этих берегах,

Где ты шагаешь под ярмом

Не краше узника в цепях.

Покорность и полная безнадежность на лицах бурлаков, в их позах. Их стон так и слышится над рекой. Два человека - один поэт, другой художник, показав тяжелое, бесправное положение народа, возмущаются его инертностью.

Стихотворение «Воспоминание» было напи­сано 19 мая 1828 года в Петербурге. Каким пред­стает город с его «стогнами» в первых четырех строках стихотворения?

Читатель представляет Петербург нака­нуне белых ночей. Город с его площадями и улицами («стогнами») виден в полупрозрачной тени, вслед за шумным днем приходит молчание ночи. К людям прихо­дит сон («дневных трудов награда»).

Что тревожит поэта в «часы томительного бденья»? Можно ли слова «угрызенья», «мечты», «думы», «воспоминание» выстроить в один ряд как оттенки одного поэтического переживания? Какие метафоры использует поэт, последователь­но воссоздавая разные лики переживания?

В то время, когда другие спят, поэт по­гружен в «томительное бденье». И в этом состоянии его терзают и «сердечные угрызенья», и «тяжкие думы», и мечты, и вос­поминания. Каждое из этих состояний пе­редается метафорой: горят во мне змеи сердечной угрызенья, мечты кипят, теснится тяжких дум избыток, вос­поминание… развивает свой свиток.

Перечитайте заключительные четыре стро­ки. Почему воспоминание о прошедшей жизни вызывает у поэта горькое, мучительное чувство? В какой мере повторяющиеся союзы «и» и проти­вительный союз «но» усиливают это чувство?

В заключительных строках стихотворе­ния поэт проклинает свое прошлое и че­тыре раза повторенный союз и подчерки­вает силу открывающего последнюю стро­ку союза но, как бы суммирует все оттен­ки пережитого.

А. С. Пушкин. Воспоминание. Каким пред­стает город с его «стогнами» в первых четырех строках стихотворения?


На этой странице искали:

  • пушкин воспоминание
  • стихотворение воспоминание было написано 19 мая 1828 года в петербурге
  • какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях
  • стихотворение воспоминание было написано 19 мая
  • стихи пушкина 4 строчки