Болезни Военный билет Призыв

Юмашев летчик биография. Андрей юмашев - биография, фотографии. Смотреть что такое "Юмашев, Андрей Борисович" в других словарях

ЮМАШЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Родился 31.03.02 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Окончил гимназию, реальное училище и художественную школу. В 1918 г. работал землемером.

В РККА с 1918 г. Служил в артиллерии. Участвовал в Гражданской войне. В октябре 1920-феврале 1921 гг. был бойцом артиллерийского дивизиона (Южный фронт). Участвовал в разгроме Врангеля и Махно.

В 1921 г. окончил Севастопольские артиллерийские курсы.

Газета «Правда» писала о нем: «О своей жизни Андрей Юмашев говорит со свойственной ему скупостью и лаконичностью: «Родился в Питере, воспитан в Красной Армии»…

В тысяча девятьсот девятнадцатом году Андрей Юмашев уехал на Южный фронт. Жил в окопах, был бойцом, номером в артиллерийской батарее, разведчиком. Он выделялся своей находчивостью, спокойствием, смелостью. Молодой и проворный, он проникал в самые опасные места фронта, наблюдал за противником, всегда возвращался улыбающимся и невредимым. После разгрома Врангеля Андрей остался на Украине. Шла жестокая борьба с бандами Махно. Бойцы жили в состоянии вечной тревоги. Шли по пятам врага, окружали его, дрались, терпели поражения и побеждали. Люди любили свободу, и во имя человеческого счастья они не жалели своих жизней. Красная Армия пробудила в этих людях новые чувства, она привила им крепкую волю, решимость, отвагу, бесстрашие. Эти качества проверялись и оттачивались на войне, на фронте, в окопах, в смертельных схватках.

Он был молод, Андрей Юмашев, ему не хватало знаний. Он уже стал командиром-артиллеристом, ему нравилась математика артиллерийского боя: в одной цифре выражен глубокий стратегический смысл. После гражданской войны… Юмашева послали на учебу в артиллерийско-техническую школу. Он приехал в Москву и с огорчением узнал, что в эту школу набор уже окончен. Надо было возвращаться в полк. Андрей стоял в комнате военного комиссара, повторяя про себя: «Какая неудача, какая неудача!»

Комиссар взглянул на этого высокого, светловолосого и загорелого человека, успокоил его:

Вы еще очень молоды, артиллерийская школа от вас не уйдет... Впрочем, а не хотите ли вы стать авиатором?

Перед ним открывалась новая жизнь».

В 1923 г. Юмашев окончил Егорьевскую школу авиации РККВФ, а в 1924 г. – 2-ю военной школе летчиков КВФ в г. Борисоглебске и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в истребительных частях ВВС в Киевском военном округе.

Во время учебы в авиашколе Юмашев увлекся планеризмом. В 1925 г. он сконструировал и построил планер Ю-1, с которым участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.

В 1926-27 гг. служил лётчиком-инструктором Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания.

С 1927 г. - лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта Сталь-6. Принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, Сталь-7, Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9.

Генерал-майор авиации Стефановский вспоминает: «Испытания ТБ-1 проходили трудно. У опытного экземпляра частенько отказывали моторы в полете. Нам, находившимся на аэродроме, несколько раз доводилось видеть, как Юмашев, прекратив выполнение задания, спешно заводил свою огромную белую машину на посадку с одним, а то и с двумя неработающими двигателями. Мастерство, с каким Андрей Борисович сажал «обессилевший» самолет, приводило нас в восторг. Мы завидовали ему. И каждому хотелось поближе познакомиться с этим мужественным человеком, мастером техники пилотирования».

В сентябре 1928 г. на планере «Гамаюн» впервые в СССР Юмашев осуществил парение в термическом потоке и установил 2 всесоюзных планерных рекорда.

В 1936 г. установил 3 мировых авиационных рекорда на ТБ-3.

12-14.07.37 г. в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 вместе с Громовым и Данилиным совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), пролетев 10148 км по прямой за 62 часа 17 минут. Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (см. табл. 1). Был удостоен награды ФАИ за лучшее достижение 1937 г. - медали Анри де Лаво.

1.09.37 г. за выполнение дальнего беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм майор Юмашев был удостоен звания Герой Советского Союза.

Вспоминает генерал-полковник авиации Громов: «Вторым пилотом в моем экипаже был Андрей Борисович Юмашев… прекрасный пилот, отлично летавший по приборам в облаках. Обладал решительным характером и недюжинными способностями. Человек широкого кругозора и высокой культуры, прекрасный художник, которому подвластно и масло, и акварель, и рисунок».

С 1937 г. - лётчик-испытатель ЦАГИ. Участвовал в проведении испытаний экспериментальных высотных самолётов БОК-7 и БОК-15.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командира 85-го авиаполка особого назначения. Совершил более десяти боевых вылетов.

В 1940 г. ему было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса.

С марта 1941 г. - заместитель начальника Лётно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности по лётной части. Член ВКП(б) с 1941 г.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле - августе 1941 г. командовал 2-й отдельной истребительной эскадрильей, организованной в ЛИИ и принимавшей участие в отражении ночных налётов на Москву.

В августе - декабре 1941 г. находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.

В январе - феврале 1942 г. - командир 237-го иап (Калининский фронт). В марте -августе 1942 г. - заместитель командующего 3-й ВА, а августе 1942 - феврале 1943 гг. - заместитель командующего 1-й ВА, в марте - июне 1943 г. - командир 6-го истребительного авиационного корпуса (273-я и 279-я иад).

17.03.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В июле 1943 - апреле 1944 г. - командующий ВВС Восточного фронта ПВО, в апреле - декабре 1944 г. - командующий ВВС Южного фронта ПВО.

В 1945-46 гг. - начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С 1946 г. - в запасе.

С 1946 г. - член Союза художников СССР. Совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, рисуя портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ. Пятая выставка состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа Громова.

Умер 20.05.88 г. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Герой Советского Союза (1.09.37). Награждён двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Литература:

1. Герои огненных лет. Кн. 7 – М., 1984. С. 76-83

2. Данилин А.С. Через Северный полюс с мировым рекордом. – М., 1981.

Примечания:

Курганов О. Андрей Юмашев // Правда. - №193 (7159). - 15.07.37.

Стефановский Петр Михайлович (1903-1976), Герой Советского Союза (5.03.48), генерал-майор авиации. Белорус. В РККА с 1925 г. В 30-х гг. был летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 402-м истребительным авиаполком особого назначения, затем был начальником Западного сектора ПВО г. Москвы и заместителем командира 6-го иак ПВО. С мая 1942 г. служил в НИИ ВВС. С 1954 г. - в запасе

Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968. С.9.

Громов М.М. Указ. соч. С. 126.

В 1974 г. за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР".


Родился 29 февраля 1932 г. в г.Москве в семье революционеров-большевиков. Дед - Егоров Ипат Иванович - член ВКП(б) с 1903 г., участник баррикадных боев на Красной Пресне, ранен, потерял ногу. Бабушка - Егорова Анастасия Михайловна - до Октябрьской революции держала прачечную, где подпольно издавалась революционная литература. Отец - Юмашев Иван Сергеевич (1895 г.рожд.) - член ВКП(б) с февраля 1917 г., участник Октябрьской революции, комиссар, участник Гражданской, Финляндской и Великой Отечественной войн. Мать - Юмашева Мария Ипатовна (1903 г.рожд.) - удивительная, высокообразованная, самоотверженная женщина, которая воспитала трех сыновей и помогла им встать на ноги в жизни. Сыновья стали летчиками-испытателями, все получили высшее образование. Братья - Юмашев Владимир Иванович (1932 г.рожд.) - погиб в 1957 г.; Юмашев Юрий Иванович (1932 г.рожд.) - погиб при испытаниях в 1977 г. Оба похоронены на Новодевичьем кладбище. Супруга - Юмашева Елена Николаевна (1940 г.рожд.) - врач.

Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете ПО-2, будучи учеником Первой специальной школы ВВС, в 1949 г. с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П.Маресьевым. После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им.М.Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ. С 1954 по 1957 г. служил старшим летчиком, командиром звена в 1103 БАП ЛенВО. В 1957 г. вступил в ряды КПСС.

В том же году, в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им.М.М.Громова, которую окончил в 1959 г. с отличием, и был направлен в ОКБ генерального конструктора В.М.Мясищева. В канун годовщины Октябрьской революции, в 1959 г. на самолете 201 "М" генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды, установленные американскими летчиками, а Б.И.Юмашев был награжден Золотой медалью рекордсмена.

В 1961 Б.И.Юмашев поступил в Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе, окончил который в 1966 г., получив специальность инженера-механика. С 1961 по 1991 г. Б.И.Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса, позднее - заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.

В 1965 г. Борис Иванович написал письмо академику С.П.Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П.Королев дал команду о зачислении, и Б.И.Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И.Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.

В Летно-исследовательском институте им.М.М.Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями, Героями Советского Союза С.Н.Анохиным, Амет-Ханом-Султаном, Г.М.Шияновым, А.А.Щербаковым, В.П.Васиным, В.А.Комаровым, которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так, в 1965 г. при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс.м остановился двигатель, который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс.м. На 16 тыс.м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1 тыс.м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И.Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.

Работая в ОКБ Генерального конструктора В.М.Мясищева, Б.И.Юмашев принимал участие в качестве второго пилота в испытаниях по заправке самолетов в воздухе, а также в полетах на срывные режимы. На самолетах В.М.Мясищева он принимал участие в установлении мирового рекорда.

В ОКБ им.Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета ИЛ-86, после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота и летает до сих пор.

За время работы Б.И.Юмашев летал, испытывал и освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей, связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.

В 1974 г. за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И.Юмашеву и его брату Юрию почетное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР". За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1982 г. руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета ТУ-134, командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е.Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И.Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.

Покинув ЛИИ им.М.М.Громова Б.И.Юмашев с 1991 по 1997 г. работал пилотом в Авиакомпании "Добролет", выполняя полеты на самолете ИЛ-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 г. по настоящее время он является инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной Думы ФС РФ.

Б.И.Юмашев очень любит Большой театр, особенно балет, часто посещает постановки Малого театра, ходит в Консерваторию. Свободное время предпочитает проводить на даче и у автомобиля. Жизненное устремление - не оказаться за бортом жизни. "Главное, - считает Борис Иванович, - не быть подлецом и бороться с трудностями. Жизнь удивительна и прекрасна в своем проявлении радости и огорчения, трудностями, которые она преподносит, встречами с настоящими, замечательными людьми". Б.И.Юмашев стремится всегда находиться в гуще событий. Любит людей и по мере возможности старается им в чем-либо помочь.

Юмашев Andrey Yumashev Карьера: Герой
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 31.3.1902
Андрей Борисович Юмашев летчик испытатель. Родился в 31 марта 1902 года в Петербурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом. Воевал на Южном фронте.

В 1923 году окончил Егорьевскую военную авиационную школу летчиков, в 1924 году - Борисоглебскую и Серпуховскую авиашколах. Во время учения увлекся планеризмом. Построил планер собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест.

С 1927 года работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Одним из первых освоил полеты на крупный высоте. В 1936 году установил строй рекордов высоты полета с грузом.

12 июня 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял вектор движения на север. Первым за штурвал сел начальник экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился физкультурный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 м, чтобы вылезти из облаков. Штурман Данилин сбросил вымпел и авиалайнер продолжил свой дорога. Менее, чем сквозь сутки полета был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял вектор движения на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Ажелосом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали отдавать русские мелодии. Но вскоре погода сызнова испортилась: побережье окутал туман. Тогда экипаж принял вывод лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда усаживаться в США. Начали разыскивать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто летчики обнаружили поле, на котором паслось гурт коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. авиалайнер преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как свежий важный рекорд.

После перелета экипаж совершил трехнедельное турне по американским городам, проведя уймище официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась саммит с президентом Рузвельтом. Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почетными гражданами города. О перелете писали все газеты мира (помимо немецких: Геббельс запретил более того упоминать о перелете), оценивая перелет как важное достижение советской авиации.

Звание Героя Советского Союза Андрею Борисовичу Юмашеву 1 сентября 1937 года за тот самый перелет.

В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Служил в авиации ПВО. Во время обороны Московы командовал эскадрильей, потом 237-м истребительным авиационным полком. Летом 1943 года назначен командиром истребительного авиакорпуса. Ему присвоено звание генерал-майор авиации. Участвовал в Курской битве, в освобождении Крыма. Позже был заместителем командующих 1-й и 3-й воздушных армий, командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 года был начальником управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

В 1946 году по состоянию здоровья ушел в отставку. Жил в Алупке, занимался художественным творчеством. В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил строй поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже следом его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелета экипажа Громова). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин городов Лос-Анжелес и Сан-Джасинто. Его именем названа улочка в городе Славянске Донецкой области. Умер 20 мая 1988 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Биситов Andrey Bisitov

В музыкальную школу был оформлен ещё до средней общеобразовательной в 1968 году в подготовительный класс фортепиано. Окончил её аккордеонистом в..

Мы говорили о трассе предстоящего завтра-послезавтра перелета. Прочерченная на карте красная линия начиналась здесь, в Москве, и тянулась далеко-далеко над лесами и тундрой, над островами, пересекала моря и океаны, проходила над Северным полюсом, продолжала свой путь сквозь ледяную пустыню и горные кряжи, заканчиваясь на чужом американском материке. Порой линия шла безукоризненно прямо, порой делала зигзаг и снова выпрямлялась. То был грандиозный маршрут самолета "АНТ-25": СССР-США через Северный полюс.
Штурман Данилин рассказывал о трассе.

В октябре 1929 года тринадцать самолетов отправились в большое воздушное путешествие по Советскому Союзу. Они летели по замкнутому кругу: Ленинград-Оренбург-Уфа-Пермь-Вятка-Ярославль-Ленинград. Таков был маршрут скоростного состязательного перелета общим протяжением свыше 5.000 километров.
Это был очень тяжелый перелет. Он осуществлялся осенью, когда едва ли не по всей трассе самолеты попадали то в полосу сплошных туманов, то непрерывных ливней.
Первой к финишу пришла флагманская машина "Р-1". Она показала прекрасное время, проделав весь путь без единого происшествия. Таких блестящих показателей не имела ни одна машина, участвовавшая в перелете. Флагманский самолет "Р-1" пилотировал командир испытательной эскадрильи Козлов, штурманом летел Данилин.
В июле 1936 года из Москвы в Прагу отправлялась авиационная делегация Советского Союза во главе с начальником военно-воздушных сил РККА тов. Алкснисом. Делегация летела на самолете "АНТ-6", которым управлял летчик А. Юмашев. Над Карпатами машина шла в густых облаках на высоте 3.500 метров. Мастерскому пилотированию Юмашева помогали огромный опыт и богатейшие знания штурмана С. Данилина.
1 мая 1937 года над Красной площадью шли развернутым строем боевые воздушные корабли. Всеобщее восхищение вызвала тогда скоростная группа. Она пронеслась вихрем, оставив в памяти москвичей незабываемое впечатление. Флаг-штурманом скоростной группы был Сергей Данилин.
В пятый раз участвовал он в первомайских воздушных парадах страны в качестве флаг-штурмана, водя то тяжелые корабли, то скоростные.

Ему 36 лет. Но в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил он - один из старейших работников. 3 мая 1937 года исполнилось 15 лет с тех пор, как С.А. Данилин работает в институте.
Он начал хронометражистом. Это была первая ступень в завоевании им специальных знаний. Потом Данилин стал аэрологом. Наука о воздухе, исследования высших слоев атмосферы увлекли его. Он отправлял в небесную высь шары-пилоты, шары-зонды, воздушные змеи с барографами, термографами, анемографами. Самопишущие приборы возвращались на землю с ценными сведениями о состоянии воздушного океана. Он высчитывал, составлял сводки, вычерчивал схемы.
В 1923 году аэролог Данилин поднялся на высоту в 5.000 метров. На различных высотах он видел и туман, и слоистые облака, и дождевые, и перистые... Вокруг него проносились воздушные вихри, ветер яростно гнал облака, порой сталкивая их. Самолет проходил сквозь теплые и холодные фронты, попадал в полосу дождей, встречал разнообразные потоки воздуха.
Потом Данилин испытывал самолеты в качестве летчика-наблюдателя. Новый мир мудрых и точных приборов окружал его в кабине летнаба. Он измерял в воздухе угол сноса самолета и его путевую скорость с помощью визира или оптического прицела. Перед его глазами висели графики поправок высотомеров, указателей скоростей, девиации компасов. Данилин узнавал множество замечательных и поучительных вещей. Он читал уйму специальной литературы, без устали занимался, летал, записывал, составлял таблицы поправок к работе приборов.
Отдыхал, на стадионе. Центрхавбек Данилин яростно отражал натиск линии нападения противника, молниеносно отбирал самый опасный мяч, немедленно передавал его быстрому правому краю. Когда врачи запретили играть в футбол, он переключился на теннис. Теперь его крепкую, мускулистую фигуру можно часто увидеть на кортах. Но Сергей Алексеевич считает себя теннисистом посредственным, явно сожалея об оставленном "поприще" центра полузащиты...
Данилину доверили руководить отделением оборудования самолетов Научно-исследовательского института военно-воздушных сил РККА. Он продолжал учиться, творил, испытывал существующие приборы и конструировал новые, готовил сам учебник по аэронавигации, писал наставления и практические указания для штурманской службы воздушного флота.
Получив звание инженера, будучи руководителем большого отделения института, он продолжал оставаться штурманом, не отказываясь от своей замечательной и увлекательной профессии. Штурман Данилин поднимался на машинах в неизведанные высоты, прокладывал курсы для новых трасс, испытывал навигационные приборы.
Конструктор Данилин изобретал, чертил схемы, производил расчеты. Он сконструировал новые приборы для слепых полетов: щуп-лот и лот-высотомер, обобщил и разработал методику слепых полетов.
Год назад С.А. Данилин был награжден советским правительством орденом Красной Звезды.

Среди пилотов, штурманов, механиков, работников института Сергей Алексеевич пользуется большим уважением, авторитетом и любовью. Он располагает к себе исключительной скромностью, отзывчивостью, постоянной готовностью помочь, посоветовать, передать свой колоссальный опыт товарищам по работе.
Известно, что авиационный народ трудно удивить хладнокровием. Советские летчики и штурманы не раз демонтировали миру свои изумительные качества.
Но даже и в этой среде спокойствие Данилина вызывает у всех чувство особого восхищения. Не один пилот, попадавший с штурманом Данилиным в тяжелые переделки, рассказывал о его исключительной организованности, выдержке и дисциплинированности.
Когда его спрашивают: "Откуда у вас такое хладнокровие, куда деваются ваши чувства - страх, колебания, сомнения?", он отвечает, смеясь: "В полетах мои чувства бывают упрятаны так далеко, что они перестают быть видимыми не только для окружающих, но даже и для меня. В слепом полете, особенно, я просто отказываюсь от своих чувств, ибо доверяться им никак нельзя. Тогда я живу только приборами и своими знаниями, верю только в них. До сих пор они меня не подводили".
Руководитель передового в институте отделения оборудования самолетов, инженер-конструктор, первоклассный аэронавигатор, автор учебника, первого наставления по слепому полету, многочисленных указаний по штурманскому делу, воспитавший не один десяток аэронавигаторов, Сергей Алексеевич освоил еще одну профессию. В баснословно короткий срок он изучил летное дело и управляет теперь сам учебно-тренировочной машиной. Из скромности он рассказывает об этом очень скупо, считая свои самостоятельные полеты сущим пустяком.

Вы спрашиваете, что для меня этом Перелете нового? Абсолютно все. Условия Арктики, в которых я еще не летал. Необычайная трасса. Большое протяжение пути. Но для меня всякий полет - это большое, новое событие, на котором я продолжаю совершенствоваться. Тем более - полет из Москвы через Северный полюс в Северную Америку.
- Заранее трудно определить, где и сколько нам придется лететь вслепую, -говорит С.А. Данилин, - но я знаю всю навигационную аппаратуру, как самого себя. Все приборы создавались и испытывались при мне, с моим участием. Я верю им!
Сейчас они закончили свой блестящий маршрут. С момента старта, на дорожке Щелковского аэродрома, выложенной шестигранными плитами, прошло уже много часов.
Все многомиллионное население нашей страны жило в эти дни, в эти часы смелым, бесстрашным полетом Громова, Юмашева, Данилина. Люди читали короткие сообщения с борта самолета: "Все в порядке". И люди были спокойны.
Мы были спокойны и уверены за самолет, за мотор, за аппараты. Мы были спокойны и уверены за экипаж, ибо знали: воздушный корабль ведут испытанные летчики нашей страны -: Михаил Громов и Андрей Юмашев. Кораблю прокладывает курс, выбирая в воздушном океане безопасные пути, штурман Данилин.

АНДРЕЙ ЮМАШЕВ
О. КУРГАНОВ.

"Движение птицы всенгда должно быть над облаками,
дабы крыло не намокало и дабы имелась возможность
открыть больше стран".
(Леонардо да Винчи).

I
Еще будучи юнцом - в тысяча девятьсот девятнадцатом году - Андрей Юмашев уехал на Южный фронт. Жил в окопах, был бойцом, номером в артиллерийской батарее, разведчиком. Он выделялся своей находчивостью, спокойствием, смелостью. Молодой и проворный, он проникал в самые опасные места фронта, наблюдал за противником, всегда возвращался улыбающимся и невредимым. После разгрома Врангеля Андрей остался на Украине. Шла жестокая борьба с бандами Махно. Бойцы жили в состоянии вечной тревоги. Шли по пятам врага, окружали его, дрались, терпели поражения и побеждали. Люди любили свободу, и во имя человеческого счастья они не жалели своих жизней. Красная Армия пробудила в этих людях новые чувства, она привила им крепкую волю, решимость, отвагу, бесстрашие. Эти качества проверялись и оттачивались на войне, на фронте, в окопах, в смертельных схватках.
Он был молод, Андрей Юмашев, ему нехватало знаний. Он уже стал командиром-артиллеристом, ему нравилась математика артиллерийского боя: в одной цифре выражен глубокий стратегический смысл. После гражданской войны Андрей решил учиться. Вечерами он бродил по украинским степям и обдумывал: какое будущее избрать, какую новую цель перед собой поставить? Случай подсказал ему выбор. Андрея Юмашева послали на учебу в артиллерийско-техническую школу. Он приехал в Москву и с огорчением узнал, что в эту школу набор уже окончен. Надо было возвращаться в полк. Андрей стоял в комнате военного комиссара, повторяя про себя: "Какая неудача, какая неудача!"
Комиссар взглянул на этого высокого, светловолосого и загорелого человека, успокоил его:
- Вы еще очень молоды, артиллерийская школа от вас не уйдет... Впрочем, а не хотите ли вы стать авиатором?
Перед ним открывалась новая жизнь.
В школе летчиков инструктора звали Карп. Это был низкорослый и медлительный человек, но у него были легкие крылья. Его прозвали "ласточкой". Карп приучал людей к воздуху, наделял их хладнокровием и выдержкой. Был строг, и придирчив, всегда и всюду требовал точности и точности. Когда Андрей Юмашев в первый раз улетел без "легких крыльев ласточки", без Карпа, сверкало теплое мартовское солнце. Это было в тысяча девятьсот двадцать четвертом году.
Юмашев попросил научить его высшему пилотажу. В те годы это было пределом человеческих дерзаний: "мертвая петля". Учителем был выделен летчик Рейтер. Андрей Юмашев принадлежал к числу людей увлекающихся и страстных, целиком отдающихся своему любимому делу. Вскоре Юмашев умел не только летать, но и "кувыркаться" в воздухе: петлил, описывал глубокие восьмерки, делал боевые развороты, переворачивался через крыло, уходил в штопор, пикировал, скользил вниз, быстро теряя высоту, парашютировал на самолете, удерживая машину на малой скорости.
- Куда бы вы хотели ехать, в какую часть? - спросили Юмашева, когда он окончил школу.
Андрей Юмашев подумал несколько мгновений, улыбнулся и тихо ответил: - Если можно, - в истребительную!

II
Жизнь среди летчиков-"истребителей" оказала большое влияние на формирование характера Андрея Юмашева, "Истребитель" должен отличаться упорством и настойчивостью. Человек, летающий на скоростном истребителе, должен не только мастерски владеть своей машиной, но и в совершенстве владеть своими нервами, сердцем, чувствами. В бою истребитель стремится "прижать к земле" противника, заставить снизиться или разбить его в воздухе, обезоружить или уничтожить. Истребитель должен быстро подняться ввысь над врагом или расстреливать его в упор. Два самолета несутся друг против друга, и побеждает тот, кто крепче волей, кто более смел и настойчив, а погибает тот, кто хоть на сотую мгновения усомнился в своей силе, дрогнул, выпустил "из рук свои нервы". Советские истребители тем сильны и непобедимы, что они управляются летчиками, вооруженными большевизмом, людьми, которые по природе своей, по характеру воспитания не могут дрогнуть, не могут отступить. И в окружении таких людей начал свою авиационную жизнь Андрей Юмашев. Нужно было вместе со всей эскадрильей подниматься на большую высоту. Долго пикировать, приучить себя к быстрой, мгновенной реакции и ориентации. В любых положениях самолета метко стрелять, прекрасно владеть искусством высшего пилотажа. В истребительной авиации были тогда лучшие летчики. Они создали традиции непрестанного совершенствования и движения вперед. У входа в ангар висел лозунг: "Летчик-истребитель, учись!" Не довольствуясь своими знаниями, Юмашев перешел в высшую школу воздушного боя и успешно окончил ее. Он вернулся в отряд, в эскадрилью, возмужалый, серьезный, сосредоточенный. Теперь уже и он учил молодых пилотов. Поднимался с ними в воздух, показывал сложные боевые операции, в воздухе экзаменовал и испытывал летчиков, а на земле говорил им:
- Запомните: у вас есть нервы, но когда нужно, они должны стать железными.
Андрей Юмашев находил еще время для конструкторской работы, вместе с летчиком Грибовским строил планеры. И уже в 1925 году планерист Юмашев выступил на международных планерных состязаниях в Коктебеле. Вскоре после этого Юмашева пригласили в Научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Красной Армии.
Здесь он встретился с другим летчиком, человеком большой авиационной культуры и большого мастерства - Михаилом Громовым. Здесь он приобрел новую профессию: летчика-испытателя.

III
Испытание новых машин - дело сложное, опасное и трудное. У летчика-испытателя каждый день жизни равен подвигу. Семьдесят два типа новых самолетов испытывал Андрей Юмашев. Семьдесят две конструкции выдерживали придирчивый экзамен летчика-испытателя. Все самолеты подчинены единым аэродинамическим законам. Но у каждой машины есть свой характер, свои особенности, свои качества. Юмашев поднимал самолет в воздух и оставался с ним наедине. Он разговаривал с самолетом на своем особом языке, оживлял приборы, которые становились чувствительными и послушными, испытывал самолет на скорость, на маневренность, на грузопод"емность, на дальность. Самолет, впервые поднятый в воздух, может развалиться, обнаружив ошибку конструктора или погрешность завода, - и тогда летчик должен спасаться на парашюте. К этому он всегда должен быть приготовлен. В воздухе, во время испытательных полетов, Андрей Юмашев все время находился лицом к лицу с опасностью. И профессия испытателя выработала в нем хладнокровие и самообладание.
Блестящий дальний полет Юмашев совершил на четырехмоторном самолете "АНТ-6". Летчик вел тяжелую машину во время полета Я.И. Алксниса в Прагу. День был дождливый, над Чехословакией полная облачность, Карпаты были закрыты облаками. Но откладывать полет нельзя было, и Юмашев провел свой корабль по приборам, идя по узкому "коридору", который был вычерчен у штурмана Данилина на карте.
В Праге советским летчикам продемонстрировали спортивный самолет. На нем совершались продолжительные полеты вверх колесами. Юмашев сразу заинтересовался этим самолетом. Ему любезно разрешили взлететь. И к всеобщему удивлению советский летчик проделал сразу весь пилотаж, который демонстрировался чехословацкими авиаторами. Впервые он совершил обратную мертвую петлю - вверх колесами.
Во время полета из Праги в Москву - снова в тумане, в облаках, вслепую - Юмашев решил начать высотные полеты. Уходя от тумана, летчик поднял свой самолет на большую высоту. У него мелькнула мысль: значит, на этой машине можно итти вверх с грузом. Надо испытать! И Андрей Юмашев увлекся "высотной идеей".
В Щелкове, на белой, залитой солнцем стене вывешен широкий разграфленный лист. Бесстрастной рукой выписаны в клетки этого листа мировые авиационные рекорды. Здесь сконцентрированы величественные результаты человеческого героизма, мужества и отваги. В этой таблице воля людей, их дерзость и страсть, таланты и знания переведены на язык сухих цифр. Две клетки листа перечеркнуты, и на то место, где значились имена итальянского летчика Антонини и французского летчика Люсиена Купэ, вписано имя майора Юмашева.
Всем памятно это: Андрей Юмашев нагрузил самолет "АНТ-6" пятью тоннами сухого песка и по прямой линии начал набирать высоту. Черный квадрат барограммы сохранил для истории авиации этот блестящий и тщательно продуманный взлет. Юмашев поднялся на высоту 8.102 метра и оставил позади себя французского летчика. Через несколько дней неутомимый и всегда увлеченный авиатор взял на борт самолета уж десять тонн и побил рекорд итальянского летчика. В тот же день товарищ Сталин поздравил Юмашева с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете. "Желаю вам новых успехов", - писал товарищ Сталин. И летчик Андрей Юмашев вместе с Михаилом Громовым начал готовиться к этим успехам.
Андрей Юмашев переселился в Щелково. Вся жизнь вспомнилась ему. Теперь все способности, данные природой и приобретенные воспитанием, надо было собрать и подчинить их единой цели - перелету. Три дня надо было пробыть в воздухе. Вести самолет, трудиться, пробиваться сквозь циклоны, прокладывать новые пути, нести крылатую славу СССР через полюс, океан, из одного земного полушария в другое, через весь мир. Юмашев готовился к полету, как к самому большому событию в своей жизни. Этот внешне спокойный и сдержанный человек ходил возбужденный; каждый шаг его приобретал особый смысл; жизнь его была яркой и полнокровной, и он это с особой силой чувствовал в дни кануна старта. Человек чувств, но не внешнего их проявления, Андрей Юмашев уезжал отдыхать и успокаиваться в Москву, где его ждали его картины.
Накануне отлета Андрей Юмашев закрыл чехлами картины, начатые и недописанные, простился с родными и уехал в Щелково. Он был спокоен, он верил в успех. Машина испытана и крепка. Путь изучен и продуман. Командир самолета опытен, уверен в своих силах, смел, готов к любым испытаниям. Штурман, этот человек, мыслящий градусами и углами, пользуется славой искусного навигатора. А он сам, второй пилот? Он тоже готов к полету, ведь годами закалялась его воля, вырабатывались в нем черты, характер, которые присущи большевикам. "Желаю вам новых успехов", - писал ему Сталин. На рассвете двенадцатого июля Андрей Юмашев поднялся над землей, "поближе к солнцу", как любит он говорить, чтобы завоевать этот успех, благородно и гордо поднять его над всем миром.

МИРОВОЙ РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ
Комбриг М.ДЕЙЧ.
В ноябре 1906 года французский летчик Сантос Дюмон поднялся над аэродромом, сделал небольшой круг и сел. Его самолет пробыл в воздухе несколько минут и пролетел 220 метров. Это был первый мировой рекорд дальности полета по замкнутому кругу, зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). С тех пор вот уже свыше 30 лет летчики всего мира соревнуются в установлении рекорда дальнего полета без посадки.
Международная авиационная федерация своим спортивным кодексом предусматривает два мировых рекорда дальности полета: без посадки по прямой линии (расчет ведется по прямой между точкой взлета и точкой посадки по ортодромии) и по замкнутому кругу без посадки в пути, но с посадкой в точке взлета.
Интересна и показательна борьба за установление этих мировых достижений. После полета французского летчика Сантос Дюмона рекорд дальности по замкнутому кругу был побит 34 раза! 28 раз его устанавливали французские летчики, 3 раза - итальянские, 1 раз - бельгийские, 1 раз - американские и 1 раз - немецкие. Борьба летчиков была весьма упорной.
В 1912 году французский летчик Фурни впервые пролетел свыше тысячи километров.
Первый рекорд дальности, превышающий десять тысяч километров, установили французские летчики Ле-Бри и Доре, пролетевшие в июне 1931 года расстояние в 10.371 километр 51 метр. Нынешний мировой рекорд дальности полета по замкнутому кругу принадлежит французам Боссутро и Росси: они пролетели 10.601 километр 480 метров. Это было в 1932 году.
С тех пор этот рекорд никем официально не перекрыт.
Значительно лучших результатов добились наши советские летчики - Герой Советского Союза тов. Громов, тт. Филин и Спирин, пролетевшие в 1934 году 12.411 километров по замкнутому кругу. Но так как в то время мы еще не были членами Международной авиационной федерации, это достижение не вошло в список рекордов ФАИ.
Не менее упорная борьба шла за установление мирового первенства в дальности полета по прямой. Первый такой рекорд был установлен французами Аррашаром и Леметром, пролетевшими в феврале 1925 года 3.166 километров. С тех пор зарегистрировано 12 мировых рекордов полета по прямой линии. 7 из них принадлежат французским летчикам, 3 - американским, 1 - итальянским и 1 - английским.
После первого достижения Аррашара и Леметра французские летчики Жирье и Дордилли в июле 1926 года пролетели но прямой из Ле-Бурже (Париж) до Омска. Расстояние - 4.175 километров 9 метров. Борьба за этот рекорд начинает захватывать все большие и большие группы летчиков.
Известный американский пилот Линдберг в мае 1927 года впервые совершил перелет из Нью-Йорка в Париж через Атлантический океан (5.809 километров). Это был новый мировой рекорд дальности полета по прямой, который продержался всего 16 дней. Американский летчик Чемберлин в первых числах июня вылетел из Нью-Йорка и опустился на аэродроме в Ислебене, пролетев 6.294 километра.
На следующий год, в мае 1928г., итальянские летчики Феррарен и Дель Прете превзошли этот результат почти на тысячу километров, а в сентябре 1929 года французы Кост и Беллонт пролетели уже 7.905 километров.
В 1931 году американские летчики пролетели 8.065 километров из Бруклина в Истамбул. Их рекорд держался почти два года. Только в 1933 году достижение американцев перекрывается английскими летчиками, проделавшими путь в 8.544 километра. Наконец, в том же 1933 году французы Росси и Кодос пролетают по прямой расстояние, равное 9.104 километрам, и устанавливают мировой рекорд, не перекрытый до сих пор.
Полет Героя Советского Союза тов. Громова, тт. Юмашева и Данилина на самолете "АНТ-25" из Москвы в Северную Америку через полюс был заявлен, как попытка побить мировой рекорд дальности перелета по прямой без промежуточной посадки. Чтобы перекрыть установленный Росси и Кодосом рекорд, нужно было пролететь на 100 километров больше, т.е. не менее 9.204 километров.
Согласно правилам спортивного кодекса Международной авиационной федерации, отклонение в сторону (не больше 10 проц. расстояния по прямой) зачитывается как полет по прямой, если в поворотных пунктах имеются специально назначенные спортивные комиссары.
Спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР назначила своих спортивных комиссаров в трех пунктах Арктики. На полярной станции мыса Столбового спортивным комиссаром назначен старший метеоролог тов. Козлов, на острове Рудольфа - летчик тов. Козлов и на острове Колгуев - старший метеоролог тов. Боков.
Перед вылетом самолета спортивная комиссия Центрального аэроклуба обратилась к авиационной ассоциации Канады с просьбой назначить спортивного комиссара в Эдмонтоне и к Национальной авиационной ассоциации США - выделить спортивных комиссаров для регистрации места посадки самолета в Северной Америке и для проверки пломб на бензиновых и масляных баках и барографах. Центральный аэроклуб получил ответ от Национальной авиационной ассоциации, в котором сообщалось, что спортивные комиссары по нашей просьбе уже назначены.
Спортивная комиссия Центрального аэроклуба установила на самолете 3 барографа, которые имеют 4-суточный ход барабана и 7-суточный завод механизма. Барографы, снятые с самолета американскими спортивными комиссарами, будут пересланы в Москву, в лабораторию Центрального аэроклуба СССР, коей является Московский институт точной индустрии. Барографы должны показать, что самолет в пути не имел промежуточных посадок.
Через полчаса после отлёта "АНТ-25" Центральным аэроклубом СССР послана Национальной авиационной ассоциации СЩА телеграмма следующего содержания:
"Самолет "АНТ-25" с экипажем - Громовым, Юмашевым и Данилиным вылетел из Москвы 12 июля в 3 часа 21 минуту по московскому времени".
По нашим расчетам, расстояние между точкой вылета самолета "АНТ-25" в Москве и точкой его посадки в США по ортодромиям превышает 10.000 километров. Таким образом, советские летчики значительно превысили мировой рекорд дальности полета по прямой. По получении точных координат места посадки, донесений спортивных комиссаров Национальной авиационной ассоциации США и прибытии установленных на самолете приборов в Москву Центральный аэроклуб СССР им. А.В. Косарева поставит перед Международной авиационной федерацией (ФАИ) вопрос об утверждении нового мирового рекорда дальности полета по прямой.

ВСЕСОЮЗНЫЙ РЕКОРД КОМБАЙНЕРА ТРОФИМА КОСТЕНКО
РОСТОВ-на-ДОНУ, 14 июля. (Корр. "Правды"). Поздно вечером 13 июля молодежный аггрегат знатного комбайнера Трофима Костенко подвел итог 20-часовой уборки на сцепе двух "Сталинцев" (Канеловская МТС, Штейнгартского района). Итог рекордный: убрано 141 гектар, в том числе 71 гектар ячменя при средней урожайности в 15-16 центнеров с гектара и 70 гектаров пшеницы при средней урожайности в 24-25 центнеров с гектара. Работа признана отличной. Аггрегат вела трактористка-орденоносец Даша Ковардак. Следует отметить, что один из комбайнов простоял в рабочее время из-за неисправности радиатора около 8 часов. Не будь этого, результат уборки был бы еще выше. Тов. Костенко и весь коллектив его аггрегата, соревнующегося с аггрегатом Константина Борина, обязался в ближайшие сутки убрать до 160 гектаров.
Успешно соревнуются и другие комбайнеры Штейнгартского района. Комбайнер тов. Лиходеев (Красносельская МТС) сцепом двух "Сталинцев" вчера убрал 100 гектаров.
Высока выработка и на "Коммунарах". Тов. Овчаров убрал "Коммунаром" 29,5 гектара, тов. Бойко - свыше 24 гектаров, тов. Мовчан - 27 гектаров, тов. Сергиенко - 24 гектара.
Комбайнерка Приморско-Ахтарской МТС (Приморско-Ахтарский район) Вера Клешнева убрала "Коммунаром" в колхозе имени Ленина за 11 рабочих дней 310 гектаров при высоком качестве уборки.
Участник соревнования комбайнер Семибалковской МТС тов. Волохов сцепом двух "Сталинцев" за 10 рабочих дней убрал 686 гектаров. Высока выработка у стахановца комбайнера Таманской МТС тов. Остапенко. Работая "Коммунаром", он довел выработку до 35 гектаров в день. Комбайнер Горько-Балковской МТС тов. Золотарев 12 июля убрал 44 гектара, при средней урожайности в 32 центнера с гектара.

ОРДЕНОНОСЕЦ МЕЩЕРЯКОВ СНИМЕТ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ
САРАТОВ, 14 июля. (ТАСС). Через несколько дней орденоносец Мещеряков (колхоз им. Фрунзе Пугачевского района) начнет уборку небывалого в Заволжье урожая. Каждый гектар пшеницы на площади в 127 га даст не менее 250 пудов зерна высокого качества. На участке в 10 гектаров урожай пшеницы сорта "Саррубра" ожидается в 500 пудов зерна с гектара.
Бригада Мещерякова провела огромную работу, чтобы добиться такой высокой урожайности. Весной высевались семена лишь стопроцентной всхожести. В посевы внесены минеральные удобрения. Сев всех культур, в том числе и поздних, продолжался 12 дней. Еще задолго до появления всходов была нарезана мелкая оросительная сеть. Поля тщательно пропололи. Посевы получили по 2 полива и по 2 подкормки.



Юмашев, Андрей Борисович

(31.03.1902-20.05.1988) - летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1937), генерал-майор авиации (1943). Участник Гражданской войны. В авиации с 1923 г. С 1927 г. на испытательной работе. 12-14 июля 1937 г. вместе с М. М. Громовым и А. С. Даниловым совершил перелет по маршруту Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто (США), установив мировой рекорд дальности полета по прямой. Во время Великой Отечественной войны командовал полком, корпусом, был зам. командующего ВА, командующим авиацией Восточного фронта ПВО. С 1946 г. в запасе. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Награжден медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин Лос-Анджелеса и Сан-Джасинто. В Сан-Джасинто открыт музей и мемориал, посвященный перелету.

Юма шев, Андрей Борисович

Род. 1902, ум. 1988. Летчик-испытатель. Принимал участие в перелете экипажа М. М. Громова через Северный полюс в США (1937). Герой Советского Союза (1937).

Юмашев, Андрей Борисович

(31.3.1902-20.5.1988). Летчик-испытатель. Родился в 31 марта 1902 года в Петербурге в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе. В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом. Воевал на Южном фронте. В 1923 году окончил Егорьевскую военную авиационную школу летчиков, в 1924 году - Борисоглебскую и Серпуховскую авиашколах. Во время учения увлекся планеризмом. Построил планер собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест. С 1927 года работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Одним из первых освоил полеты на большой высоте. В 1936 году установил ряд рекордов высоты полета с грузом. 12 июня 1937 года в 3.23 экипаж в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 м, чтобы выйти из облаков. Штурман Данилин сбросил вымпел и самолет продолжил свой путь. Менее, чем через сутки полета был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман. Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто летчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолет преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд. После перелета экипаж совершил трехнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом. Мэр Лос-Анджелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почетными гражданами города. О перелете писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелете), оценивая перелет как важное достижение советской авиации. Звание Героя Советского Союза Андрею Борисовичу Юмашеву 1 сентября 1937 года за этот перелет. В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Служил в авиации ПВО. Во время обороны Москвы командовал эскадрильей, затем 237-м истребительным авиационным полком. Летом 1943 года назначен командиром истребительного авиакорпуса. Ему присвоено звание генерал-майор авиации. Участвовал в Курской битве, в освобождении Крыма. Позже был заместителем командующих 1-й и 3-й воздушных армий, командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 года был начальником управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. В 1946 году по состоянию здоровья ушел в отставку. Жил в Алупке, занимался художественным творчеством. В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелета экипажа Громова). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI). Почетный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто. Его именем названа улица в городе Славянске Донецкой области. Умер 20 мая 1988 года.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Юмашев, Андрей Борисович" в других словарях:

    Юмашев Андрей Борисович Энциклопедия «Авиация»

    Юмашев Андрей Борисович - А. Б. Юмашев Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные… … Энциклопедия «Авиация»

    Юмашев Андрей Борисович - А. Б. Юмашев Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные… … Энциклопедия «Авиация»

    Юмашев Андрей Борисович - А. Б. Юмашев Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные… … Энциклопедия «Авиация»

    - [р. 18(31). 3.1902, Петербург], советский лётчик, генерал майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1.9.1937). Член КПСС с 1941. С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные школы (1924). С 1927… … Большая советская энциклопедия Энциклопедический словарь

    - (1902—1988), лётчик испытатель, генерал майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). Участник перелёта через Северный полюс в США в экипаже М. М. Громова (1937) … Большой Энциклопедический словарь

    ЮМАШЕВ Андрей Борисович - (1902 88), сов. лётчик, ген. м. ав и (1943), Герой Сов. Союза (1937). На воен. службе с 1918. Окончил лётную школу (1924). С 1927 лётчик испытатель. В 1937 вместе с М. М.… … Военный энциклопедический словарь