Болезни Военный билет Призыв

Все эпитеты в песне о вещем олеге. Художественные особенности «Песни о вещем Олеге» Пушкина

План-конспект урока

по теме: ««Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады»

Литература, 7 класс

Хуажева Назират Марзановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль

Республики Адыгея

Урок

Тема. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады.

Цель: проанализировать содержание "Песни..." в соответствии с её жанровым своеобразием; доказать, что пушкинское стихотворение - баллада; формировать умение давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности, определять их роль в тексте; развивать логическое и образное мышление, связную речь; развивать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать интерес к отечественной истории, прививать художественный вкус.

Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к "Песни о вещем Олеге", раздаточный материал, опорная таблица, слайды.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования коммуникативных навыков в процессе работы в микрогруппах.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Реализация домашнего задания: в ходе работы в микрогруппах .

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя. К сегодняшнему уроку вы прочитали стихотворение А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". ( c лайд 2)

Благодаря этому произведению перенеслись в далёкое прошлое, когда восточные славяне были язычниками. Всё, что их окружало, казалось им живым.

Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. Воина хоронили с конём - верным другом и спутником воинской жизни. В честь покойника совершалась тризна - пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Предки славян верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами , или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; управлять силами природы, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).

На берегу Волхова, близ Старой Ладоги, есть древний холм, который, по преданию, до сих пор называют могилой князя Олега Вещего. (слайд 3)

Олег (879 - 912г.г.) - киевский князь, укреплявший на рубеже IX-X веков могущество Руси. (слайд 4)

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев IV Философ приказал закрыть ворота города и заморозить цепями гавань. Однако Олег пошёл на необычный штурм. "И повелел Олег воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу".

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. ( c лайд 5)

Народ назвал Олега Вещим, т. е. человеком, которому всё ведомо, предусмотрительным, рассудительным, умным.

IV . Работа над темой.

1) История создания "Песни о вещем Олеге". (слайд 6)

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихотворения на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел написать о нём.

2) Знакомство с летописным источником исторической баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комментированное чтение учителем фрагмента из летописи «Сказание о смерти Олега от коня» (учебник)

3) Знакомство с понятием "баллада". (слайд 7)

Баллада - это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история; стихотворение с острым, напряженным сюжетом. По происхождению баллада связана со c казанием, преданием, легендой или историческим событием.

4) Анализ содержания, особенностей композиции, языка и формы баллады; сопоставление образов Олега и волхва.

Работа в микрогруппах по 3-5 учеников. Каждая группа получает карточку с 3-мя заданиями (перечитать, подумать, обсудить, подобрать цитаты, составить план ответа и т. п.). Время на выполнение - 15 минут.

Карточка 1-ой группы.

Сюжет баллады "Песнь о вещем Олеге".

1. Расположите события баллады в порядке их следования.

2. Найдите в ней композиционные части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку).

3. Заполните таблицу.

Порядок следования событий в балладе

Композиционные части баллады

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Концовка

Карточка 2-ой группы.

Сочетание реального с фантастическим в балладе Пушкина.

1. Что поведал кудесник о жизни князя?

2. Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

3. Найдите средства художественной выразительности, использованные в балладе.

Карточка 3-ей группы.

Роль диалога в балладе " Песнь о вещем Олеге".

1. Перечитайте внимательно диалог кудесника и Олега. Как раскрываются отношения "могучего владыки" и "мудрого старца" в их диалоге?

2. Что вы можете сказать о каждом из них?

3. Кто кажется вам привлекательнее: князь или кудесник? На чьей стороне симпатии автора? Аргументируйте свой ответ.

Карточка 4-ой группы.

1. Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему?

2. Как относится князь - воин к своему коню? Обратите внимание на жесты, позу, поведение, состояние, настроение Олега.

3. Выразительно прочитайте прощальное обращение Олега к коню, передавая при чтении чувства князя.

Карточка 5-ой группы.

Художественные особенности баллады Пушкина.

1. Покажите лаконизм произведения.

2. Какими средствами Пушкин погружает нас в мир далёкой эпохи? Приведите примеры архаизмов, славянизмов, фольклорных элементов.

3. Как создаётся торжественность произведения? Каким стихотворным размером оно написано?

4) ОТВЕТЫ ГРУПП.

1-ая группа.

Первые две строфы рисуют появление героев: князь Олег со своей дружиной едет по полю, "из тёмного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник" - это экспозиция баллады.

Олег обращается к волхву с просьбой предсказать ему судьбу. Кудесник поведал, что князь примет "смерть от коня своего"- это завязка. С этого момента начинают развиваться события. Олег задумался и решил расстаться с верным конём. Он велит своим слугам взять коня и ухаживать за ним.

После похода князь Олег возвращается с дружиной на Родину и во время пира вспоминает о коне своем ретивом и хочет его видеть, но ему говорят, что "давно уж почил непробудным он сном". Князь сожалеет об утрате товарища и хочет видеть кости коня.

На холме, у берега Днепра, лежат благородные кости. "Князь тихо на череп коня наступил". Неожиданно выползает "гробовая змея" - это кульминационный момент.

Ужаленный князь погибает - это развязка.

Последняя строфа рисует тризну по Олегу, на которой присутствуют князь Игорь, сын Олега, и его жена Ольга. Это концовка баллады. (слайд 8)

Ответ 2-ой группы.

Кудесник сказал Олегу, что его ждет слава: " Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда". Ему покорны и суша и волны, враги завидуют его "дивной судьбе". Князю дан "незримый хранитель", который оберегает его от "праща", "стрел", "лукавого кинжала". Но смерть он примет от своего коня.

Тексты баллады и летописи схожи сюжетом, который основан на исторических событиях, связанных с киевским князем Олегом, жившим в X в. Он известен как мудрый ("вещий") князь, победитель врагов Киевского княжества, не только хазар, но и Византийской империи. Олег овладел Константинополем (Царьградом), столицей империи и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.

Баллада и летопись различаются. Летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое. В летописи четко перечисляются произошедшие события, но в ней нет тех душевных переживаний князя, которые находим в балладе Пушкина. Кроме того, чувствуется отношение автора к герою, также присутствует образность в изображении персонажей, событий.

В балладе использованы средства художественной выразительности. Эпитеты: "вещий Олег", "грозной бронёй", "на светлом челе", "буйный набег", "дивной судьбе", "прощальной рукой". Метафоры: "годы таятся во мгле", "не ведаешь ран". Сравнения: "гробовая змия...как чёрная лента", "кудри их белы, как утренний снег". Олицетворения: "лукавый кинжал", "ковши круговые, запенясь, шипят", "обманчивый вал".

Ответ 3-ей группы.

Князь - "могучий владыка", привыкший к власти, он воинственный, гордый. Кудесник наделён всевиденьем, таинственной силой, он подчинен лишь воле богов, а не князю. Старик держится независимо, но не надменно. А владыка высокомерен. Он, конечно, понимает духовную высоту кудесника, поэтому подъехал к нему, называет его "любимец богов" и спрашивает о будущем. Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его и обещая вознаграждение - "любого коня". Кудесник спокойно и гордо защищает своё достоинство:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Несмотря на грубость и высокомерие Олега, он прославляет князя, называя его чело светлым. Поэтому все симпатии автора и читателя на стороне кудесника.

Ответ 4-ой группы.

Услышав предсказание кудесника, Олег "усмехнулся" с недоверием, однако задумался, стал угрюмым и решил проститься с верным другом:

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый...

Князь привязан к коню, как к верному другу, " гладит и треплет" его по шее крутой. Для Олега его конь - "верный слуга", участник боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь.

В отличие от летописного пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Князь гладит "прощальной рукой" коня, треплет по шее, утешая, приказывает "отрокам" заботиться о нём.

Прощание с конём - один из самых трогательных, драматических эпизодов баллады. Выразительные чтение.

Долгая разлука с конём не стёрла его образ из памяти князя. Когда он узнал, что "почил непробудным он сном", "могучий Олег головою поник". Горе рождает в князе гнев и горечь. Называя кудесника "лживым, безумным стариком", Олег упрекает себя:

Презреть бы твоё предсказанье.

Мой конь и доныне носил бы меня.

Герой баллады наделён душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом. Только Олег пожалел, что разлучен он с конём, как "вскрикнул внезапно ужаленный князь". Странно, мистично, что князь погибает в ту минуту, когда в нем проявляются лучшие человеческие качества.

Ответ 5-ой группы.

Произведение Пушкина небольшое по объему, но насыщено событиями. Пейзажу поэт уделил несколько строк при описании могилы коня: " их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над нами ковыль".

Погрузиться в мир далёкой эпохи нам помогает лексика, которая использована Пушкиным: "ныне", "сбирается", "волхвы", "владыка", "врата", "глава", "недруг", "сеча", "почил", "тризна". А также фольклорные элементы: постоянные эпитеты (лес "темный", чело "светлое", море "синее", стремя "позлащённое", кудри "белы", лента змии "чёрная").

Торжественность баллады создается с помощью ритма, выбранного автором, а также множеством архаизмов и старославянизмов: "на тризне плачевной", " ты под секирой ковыль обагришь", "и холод и сеча ему ничего", "воителю слава - отрада", "и внемлет ответу". Стихотворение написано амфибрахием.

5). Творческая работа с иллюстрациями к балладе. (слайд 9)

В 1899году, к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, вышло издание "Песни о вещем Олеге" с иллюстрациями В.М.Васнецова. Рассмотрите репродукции картин художника и подберите к каждой цитату - подпись. Назовите понравившуюся, объясните свой выбор.

V . Обобщение.

Особенности баллады как жанра (слайд 10)

1.Наличие сюжета (завязка, цепь событий, кульминация, развязка).

3.Сочетание реального с фантастическим.

4.Романтический (необычный) пейзаж, мотив тайны.

5.Сюжет может заменяться диалогом.

6.Лаконичность.

7.Сочетание лирического и эпического начал.

Опираясь на рассмотренные особенности баллады как жанра, докажем, что "Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкина является балладой.

"Песнь о вещем Олеге" Пушкина - баллада, поэтому что это небольшое стихотворение с напряженным сюжетом (с завязкой, цепью событий, кульминацией и развязкой). В повествовании сочетаются реальные события с фантастическими, таинственными, даже мистическими. Кроме того, автора волнуют чувства, переживания, эмоции героев, т.е. обнаруживается сочетание лирического и эпического начал.

VI . Подведение итогов урока.

VII . Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из "Песни..."; подготовить рассказ об Олеге или волхве (по вариантам).

Данные об авторе

Романова Нина Юрьевна

Место работы, должность:

Учитель русского языка и литературы

Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория:

Все целевые аудитории

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок литературы

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий.

(Урок литературы в 7 классе)

Цели:

· Знакомство с особенностями жанра баллады;

· Чтение и анализ баллады «Песнь о вещем Олеге»; выявление фольклорных традиций в этой балладе;

· Воспитание уважения к традициям своего народа.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

(Опережающее домашнее задание:

1) знакомство с балладой;

2) работа групп литературоведов и историков (индивидуальные задания)

1. Что такое летопись?

(Летопись - памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы).

2. Когда стали появляться летописи?

(Первые летописные записи появились в Новгороде в начале 11 века. Ранние записи, ведшиеся по годам (сл. «лето» в древнерусском языке означает год, отсюда и название «летопись»), представляло собой краткие сведения о каких-либо случаях из жизни города: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях)

3. Чем сейчас интересны летописи?

(Летопись - это начало древнерусской литературы. Из летописей мы узнаем историю своей родины, своего народа).

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей о князе Олеге. Что вы знаете о нем?

(Киевский князь Олег (10 в.) в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь. Олег овладел Киевом, победил врагов Киевского княжества, не только хазар - кочевого племени, нападавшего на русские владения, - но и Византийской империи. Он овладел Константинополем (русские называли его Царь-град) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит).

II. Новая тема. «Песнь о вещем Олеге»

1. Знакомство с летописью.

1) Чтение летописи, приведенной в учебнике на древнерусском языке

2) Пересказ.

3) Что вы знаете об эпохе князя Олега из истории и памятников старины?

(Русь того времени была раздробленной страной, князья постоянно воевали между собой. Кроме того, приходилось отбивать удары внешних врагов. Князья, русские воины были людьми сильными, смелыми. Память о них сохранилась в образах русских богатырей. 10-ый век - это эпоха введения христианства на Руси. До этого Русь была языческой страной. Славяне верили в судьбу, в предсказания, в пророчества. По верованиям древних славян, убитый в загробном мире становится рабом убийцы. Поэтому так важно знать Олегу, отчего суждено ему принять смерть. Кудесник предсказал ему смерть не от ран (как воин), не от болезни и старости (как праведник), а смерть от коня. Могучий воин рассуждает, как обойти ему судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. Наказание неминуемо. Князь наступает на череп коня и умирает).

2. Знакомство с балладой.

А.С.Пушкин в 1822 году, опираясь на летописные источники, создает «Песнь о вещем Олеге», в которой воссоздает эпоху княжения Олега. Не только рассказ о князе Олеге является целью создания «Песни…». Какова эта цель, мы узнаем после знакомства с произведением.

1) Дайте определение баллады.

Баллада (прованс. Ballar- плясать) - лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. Герои в балладе вступают в конфликт, спор друг с другом, с самой судьбой, т.е. с внешними силами, неподвластными им. Баллада нередко содержит моральный урок и несет поучительный смысл.

2) Инсценировка отрывка из баллады.

3) Какие слова в балладе показались вам непонятными? (Работа литературоведов)

Вдохновение -

Бранное поле -

4) Как в «Песне …» воссоздается эпоха княжения Олега?

· В «Песне…» есть упоминание об исторически достоверных походах Олега («Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

«Твой щит на вратах Цареграда…»)

· Говорится о действительно существовавших на Руси обычаях и традициях

(Тризна - похоронный обряд у древних славян

Перун - бог грома и молнии);

· Упомянуты Игорь и Ольга

· Отношение дружинника к коню как другу, ведь он не раз спасал его в боях

(«Спи, друг одинокий»;

«мой верный товарищ»;

«верный слуга»)\

· Фольклорные традиции

5) Найдите в балладе средства поэтической выразительности, которые помогают в изображении героев и передаче эпохи? (Заполните таблицу)

(Олег представляется нам храбрым воином, могучим, умным. Он кажется добрым, трогательно любящим коня, щедрым. Но в разговоре с кудесником прослеживаются и отрицательные черты: он груб, самоуверен, требует «открыть правду»).

Как описан кудесник?

(Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Он говорит: «Правдив и свободен мой вещий язык». Божеский дар не продается)

Какие еще средства выразительности используются автором? С какой целью?

Продолжите заполнение таблицы.

Где мы могли встречаться с подобными средствами выразительности?

(они похожи на художественные средства, используемые в УНТ)

Итак , мы с вами убедились, что для передачи эпохи и характеристики персонажей автор использует достоверные исторические сведения, народные обычаи, фольклорные средства выразительности.

6) Как заканчивается баллада?

7) Кто оказался прав?

8) Как вы думаете, к кому в большей степени относится слово «вещий»? на чьей стороне автор?

(В балладе вещим оказывается старец, а Олег, не послушавший слов мудреца, оказался наказан судьбой. Автор на стороне кудесника).

9) Как вы думаете, почему Пушкин обращается в своем произведении к далекому прошлому? Чтобы ответить на этот на этот вопрос, обратимся к современности Пушкина. Когда была написана баллада? (1822г.). Что произошло в это время в жизни Пушкина?

(Вольнолюбивые стихи Пушкина попали в руки правительства, дошли до царя. Александр Iпри встрече с директором Царскосельского лицея, где учился Пушкин, сказал ему о бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь читает их наизусть… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Узнав об этом, друзья Пушкина стали ходатайствовать за поэта. В 1820 Пушкин был отправлен на службу на юг. Это была Южная ссылка.)

10) Как связаны прошлое и современность?

(Пушкин = кудесник. Поэту было запрещено писать правду о России. От него требовали писать только то, что было угодно правительству).

11) Какая проблема могла волновать ссыльного поэта?

(Каким должно быть искусство)

12) Есть ли ответ в тексте?

(Он в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

« Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык…»

13) Какова основная мысль этого произведения?

(Поэт - это тот же кудесник. Недаром многие поэты, писатели обладают даром предвидения. Творчество должно быть свободным, неподкупным, правдивым).

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть отрывок.

2) Рассмотрите иллюстрацию к балладе. (Васнецов. «Встреча Олега с кудесником»). Опишите картину.

Какой момент запечатлел художник?

Как представлены герои? Такими ли вы представляли себе их?

Время написания

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», - о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Тема

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня. Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём. Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Главная мысль (идея)

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Князь Олег - носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство - это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, - со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, - жизнь.

Побеждает «правда» кудесника - она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Поэтика

Жанр этого стихотворения - баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером - четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной приём баллады - контраст.

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя - поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва - тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега - настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва - «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

(1 вариант)

А.С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».

Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных художественно-выразительных средств: эпитетов («вещий Олег», «грозной броней», «на светлом челе» и др.), метафор («не ведаешь ран», «годы таятся во мгле» и др.), сравнений («гробовая змия …как черная лента»), олицетворений («лукавый кинжал», «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.). Для передачи колорита эпохи, создания атмосферы того времени употребляются устаревшие синтаксические и стилистические конструкции:

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят – на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости…

В тексте множество архаизмов, старославянизмов: «на тризне плачевной», «ты под секирой ковыль обагришь», «и холод и сеча ему ничего» и др.

Изображая персонажей песни, А.С. Пушкин особое внимание уделяет какой-то определенной черте героя. Например, князь Олег – «вещий», так как с одной стороны его судьба известна, оповещена, с другой стороны – предопределена, и действительно, не во власти князя ее изменить.

Кудесник играет в произведении роль мудрого старца, независимого от мирской жизни, поэтому он – «покорный Перуну …одному, заветов грядущего вестник». Конь Олега является одновременно и его лучшим товарищам во время нелегких битв, и символом смерти, от которого суждено умереть князю:

Твой конь не боится опасных трудов…

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина написана амфибрахием. Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.

(2 вариант)

Летопись не дает представления о характере описываемых людей. Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя. В тексте может не быть прямой авторской характеристики персонажа, но те средства, которые выбирает автор для создания своего произведения, уже о многом говорят внимательному читателю.

Погрузиться в мир описываемой эпохи нам помогает лексика, которую использует Пушкин: «ныне», «сбирается», «волхвы», «владыка», «врата», «глава», «недруг», «сеча», «почил», «тризна». Историческую достоверность происходящему придают общеизвестные факты из жизни Олега (борьба с «неразумными хозарами», «щит на вратах Цареграда»). Торжественность создается с помощью ритма, выбранного автором песни: «Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам…». Пространства князя-воина и кудесника противопоставлены: один всегда на открытом месте, другой выходит к князю из темного леса, причем Олег сам идет навстречу своей судьбе: «И к мудрому старцу подъехал Олег».

Четвертую часть текста занимает текст предсказания, что говорит о том, что даже число строк может нам подсказать значимость для автора той или иной детали. В песне два говорящих героя – Олег и кудесник. Вещий Олег обращается к волхву, к коню (живому и мертвому), к дружине. Даже мысли князя нам известны благодаря автору: «Что же гаданье? // Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!» В песне много обращений («кудесник, любимец богов», «мой товарищ, мой верный слуга», «отроки-други», «друг одинокий»…), характеризующих отношение главного героя к тому, с кем он говорит.

Произведение небольшое по объему и насыщено событиями, но все же две строчки при описании могилы автор уделил степному пейзажу: «их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль». Эпитеты как всегда раскрашивают текст: лес «темный», село «светлое», море «синее», стремя «позлащенное», кудри «белы», лента змеи «черная». Дважды в тексте песни повторяется сцена пира, вместе с Олегом и уже без него «бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Слово «поминать» имеет два значения: прощаться (справить поминки) и вспоминать.

Помнили о вещем Олега в XIX веке, помнят и сейчас.

К литературному наследию 19-го столетия следует отнести творчество А. С. Пушкина, который, существенно опережая свое время, создал стихотворения и поэмы, интересные и по сей день. Нередко затрагивал поэт и историческую тематику, сопоставляя события и явления далекого прошлого с происходящим на его глазах. Рассмотрим жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина, одного из наиболее значительных произведений, в которых оживает история.

Создание

Работа над произведением длилась в течение года, а написано оно было в 1822 году. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина имела под собой реальную основу: поэт обратился к древнерусским летописям, в которых подробно был пересказан сюжет, связанный с одним из киевских князей.

Это время было непростым в жизни поэта:

  • В 1820 году он был направлен в Кишинев, первую из своих ссылок.
  • Ложа «Овидий», в которую он вступил, была распущена императором, а вскоре появился запрет на деятельность масонских лож в целом.

Пушкин почувствовал, что свобода становится все более и более ограниченной, поэтому и обратился к историческому прошлому страны, желая найти в нем ответ на мучавшие его вопросы.

Особенности сюжета

Пушкин использует сюжет летописи, придав ему особое стихотворное звучание. По первоисточнику, князь Олег сумел прославить свое имя победоносным походом на Византию, после которого и заслужил прозвище Вещий, то есть глядящий в будущее, умеющий предугадывать.

«Повесть временных лет» характеризует его как смелого воина, мудрого правителя, решительного военачальника, принимающего нестандартные решения. В своем произведении великий поэт уделяет мало внимания описанию героических походов князя, он сосредоточен на единственном эпизоде - разговоре Олега с кудесником и гибели.

Жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - баллада. Чтобы доказать этот тезис, необходимо рассмотреть особенности данного жанра.

Специфика баллады

Какие же черты присущи литературным произведениям, которые являются балладами по своей жанровой специфике?

  • Прежде всего это стихотворная форма.
  • В основе сюжета такого текста лежит некое героическое или таинственное событие, взятое из легенд или фольклорных сказаний.
  • Сюжет выстроен по определенному плану: начинается с завязки, далее следует кульминация и, наконец, развязка.
  • Текст содержит как чувства автора, так и переживания его персонажей.

Нередко в подобных произведениях прослеживается мотив мистики, таинственности, рока. Ключевые герои баллад предстают сильными цельными характерами, личностями. Можно отметить, что такие тексты совмещали в себе черты песни и рассказа о героическом событии.

Жанр произведения

На основании вышеперечисленных особенностей рассмотрим, действительно ли жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина является балладой.

  • Произведение написано в стихотворной форме, является лиро-эпическим.
  • Ключевым персонажем выступает реальный исторический деятель, князь Олег, история которого описана в достоверном источнике, «Повести временных лет». Есть упоминание о событиях, которые происходили на самом деле (например, поход Олега на Царьград). При этом смерть князя «от коня своего» носит, скорее, вымышленный, чем достоверный характер, но автор летописи верит в то, что описывает. Уже это доказывает факт, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - действительно баллада.
  • Далее, элемент таинственности в произведении также присутствует. Князь беседует с волхвом, предсказателем (кудесником, как именует его поэт), просит его заглянуть в грядущее, предсказать ему причину гибели.
  • Ключевым персонажем текста является князь — фигура, несомненно, героическая, отважный воин и мудрый правитель.

Эти черты позволяют нам убедиться в том, что жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» Пушкина - это действительно баллада. Назвав свое произведение «песнью», поэт подчеркивает его близость к фольклорным источникам, что также присуще текстам данного жанра.

Виды баллад

В литературоведении различают несколько видов баллад:

  • Исторические (повествующие о некоем героическом событии или знаменитой исторической личности, чаще - реальной).
  • Семейно-бытовые (рассказывают о каких-то особенных событиях из жизни простых людей).
  • Страшные (сюжет представляет собой описание мистического явления, действия потусторонней силы).
  • Разбойничьи (пример подобного произведения - баллады о Робине Гуде, народном защитнике и заступнике).
  • Трагические (персонажей таких произведений постигают несчастья).

Исходя из этой классификации, следует отметить, что рассматриваемое стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» по жанру - историческая баллада.

Особенности построения

Еще одно доказательство жанровой принадлежности текста - написание его балладной строфой. Особенности такой строфы в том, что в четных и нечетных стихах используется различное число стоп.

У Пушкина эта специфика налицо, чередуются строки с 3 и 4 стопами, то есть действительно поэт пользовался балладной строфой.

Все это позволяет сделать вывод о том, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - это баллада. Для лиро-эпических текстов (к каковым и относятся баллады) часто использовался размер стиха амфибрахий, характеризующийся ровной интонацией. Именно к этому размеру и обратился поэт.

Средства выразительности

Для того чтобы рассказать читателям о князе Олеге, поэт использует целый набор художественных средств:

  • Эпитеты (вещий Олег, неразумные хазары, буйный набег, роковая непогода).
  • Метафоры (щадят победителя годы).
  • Сравнения (змея «как черная лента», кудри белы «как утренний снег»)
  • Олицетворения (лежат благородные кости, дожди моют, ветер волнует).

Все эти приемы позволяют создать легкий для прочтения и восприятия текст, вместе с тем выразительный и лиричный. Чтобы наилучшим образом помочь читателю погрузиться в мир минувшей эпохи, Пушкин активно использует архаичные слова (тризна, секира, сеча) и устаревшие синтаксические конструкции.

Подобные средства нередко использовались и другими авторами баллад, например, Жуковским. В произведении «Светлана» можно встретить и образные эпитеты, и олицетворения, и метафоры.

Тематика

Проанализируем тему «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой определен как баллада. В произведении явственно звучит тема рока, судьбы, обмануть которую человеку не по силам. Казалось бы, Олег — могущественный князь, умный и дальновидный, щит его «на вратах Царьграда», его судьбе завидует недруг, но и этот герой не смог противостоять воле судьбы. Отказавшись от любимого коня, он, возможно, отсрочил неминуемое, либо поступил именно так, как от него и требовалось.

В любом случае, даже великий князь не сумел выйти победителем из схватки с судьбой, что уж говорить о простом человеке.

Другая важнейшая тема, которая задается в «Песни о вещем Олеге» Пушкина (жанр ее определен как баллада), - отношения поэта и власти. Кудесник, который предсказал князю судьбу, отказался от предлагаемых Олегом даров, сказал, что «волхвы не боятся могучих владык», поскольку всегда говорят правду. Старик, с которым беседовал могучий князь, характеризуется Пушкиным как «покорный Перуну одному». Кудесник не склоняется перед человеком, олицетворяющим собой власть. Так и поэт не должен бояться говорить правду, пусть даже она и будет неугодна правителям. Вспомним, что в период написания текста Пушкин находится в изгнании, он обижен, считает себя непонятым, эти размышления и вылились в поэтическом тексте на историческую тему в полный горделивого достоинства ответ кудесника.

Тот факт, что предсказание волхва оказалось правдивым, доказывает - правда всегда победит.

Противостояние персонажей

В «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой - баллада, налицо противопоставление двух героев:

  • Вещий Олег — умный, смелый и отважный воин. Не зря князю присвоен этот эпитет, он действительно настолько мудр, что может предугадывать действия противников. Уверен в себе, наделен властью.
  • Кудесник — волхв, человек, которому даровано умение приоткрыть дверь в грядущее. Этот персонаж не боится глядеть в глаза могучему правителю, говорить ему правду.

И в итоге именно предсказатель оказывается прав. Симпатию вызывают оба героя, но именно кудесник олицетворяет поэта, наделенного особым даром, который в современное Пушкину время оказывается непонятым и гонимым.

Мы рассмотрели «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Какой жанр выбрал поэт, чтобы выразить гнетущие его мысли, мы также определили - это жанр баллады.