Болезни Военный билет Призыв

Возможно ли расширить диапазон голоса. Можно ли расширить его границы? Расширить диапазон голоса в сторону низких нот помогут упражнения

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талантливый новичок уступит в ширине диапазона профессиональному певцу со средними способностями.

Насколько эффективны будут занятия и как лучше всего заниматься разработкой диапазона, зависит от индивидуальных факторов. Это возраст вокалиста, состояние здоровья, наличие вредных привычек, физическая выносливость и многое другое. Желательно не пренебрегать помощью профессионального педагога в этом вопросе.

Можно ли увеличить диапазон голоса и что для этого нужно

Для начала давайте попробуем понять, почему диапазон голоса нуждается в увеличении. Некоторые начинающие вокалисты списывают свой узкий диапазон на недостаточно щедрую природу, не наградившую их вокальным талантом, или на врожденные недостатки организма. Это все равно, что какой-нибудь менеджер среднего звена, физические упражнения которого сводятся к постукиванию пальцами по клавиатуре, не сможет пробежать марафонскую дистанцию (42,2 км) и решит, что он от природы не спортсмен. Это действительно так – он не спортсмен, но дело не в природе, а в том, что он никогда не занимался спортом. То же самое с вокалом. Если вы никогда не пели, то с чего бы вашему голосу иметь широкий диапазон? Для ежедневных разговоров вполне достаточно узкого.

Но у вокалиста есть важное преимущество перед спортсменом: распеться можно практически в любом возрасте. Вы ничего не потеряли, если вдруг не посвятили вокалу все детство и юность.

Упражнения

Начну с важного предостережения. Не пытайтесь расширить диапазон вверх или вниз путем «продавливания» сложной ноты, повышения громкости, усиления воздушной струи или напряжения связок. Голосовые связки – это не бицепсы, вы надорвете их скорее, чем накачаете. Напротив, связки следует беречь и не нагружать без повода. Лучший способ уверенного выхода как на нижние, так и на верхние ноты, – это терпеливое укрепление центрального диапазона. Чем лучше вы владеете центром, тем свободнее себя чувствуете, продвигаясь дальше. Центр, это ваша опора.

Распевайтесь

Вокалисту необходимо распеваться в любом случае. Это своего рода профессиональная разминка, подготавливающая голосовой аппарат к нагрузкам. Еще это способ держать голос в тонусе, т. к. на распевке вокалист проходит весь диапазон, включая нерабочий, неиспользуемый при обычном пении.

  • Для начала определите диапазон по самой низкой и самой высокой нотам, которые вам удается взять.
  • Распевайтесь в пределах этого диапазона снизу-вверх и обратно.
  • Не давите на трудные ноты, достаточно просто их касаться. Со временем вы научитесь обращаться с ними более уверенно, тогда можно будет подумать о том, как увеличить диапазон голоса вниз или вверх.

Упражнение «вверх-вниз»

Это упражнение не певческое и подойдет как вокалистам, так и «речевикам», которые учатся красиво говорить. Суть упражнения в том, что вы берете определенный звук и проводите его через весь диапазон голоса, не забывая при этом правильно дышать, артикулировать звук и следить за попаданием голоса во все резонаторы. Варианты:

  • звук Р – «рычим» от нижней ноты к верхней и обратно;
  • гласные из таблицы поочередно: и, э, о, у, а, ы – проводим каждую гласную через весь диапазон голоса;
  • добавляем к гласному звуку эмоциональную окраску: сердимся, радуемся, отказываемся и т. п. – включайте воображение.

Эти упражнения для расширения диапазона своего голоса сглаживают звучание нот по всей его протяженности и приводят их к единому ровному и красивому звучанию. Обращайте внимание на переходные ноты: в идеале переход голоса в фальцетное звучание и обратно должен быть почти незаметным.

Содержание:

Что может быть хуже бурчания на одной ноте? Скорее всего, речь, лишенная дикции. Вы хотите, чтобы ваш голос звучал мелодичнее и выразительнее? Тогда вам следует заняться упражнениями для развития интонации и . А также произносить сочетания гласных с сонорными согласными, меняя высоту тона и читать стихотворения с повышением или с понижением звучания строк. Максимально «раскачав» свой голос, вы сможете свободно играть со своей интонацией.

Что такое диапазон голоса?

Диапазон человеческого голоса представляет собой объем звуков. Это потенциальные возможности выступающего, будь то певца или оратора, брать те или иные ноты. Каждый с рождения обладает определенным диапазоном. Но вы можете его расширить на несколько тонов.

Регистр – это конкретное пространство звукового объема. Он бывает верхним, средним и нижним. Используется как отдельная возможность измерения данных голоса.

Можно ли расширить его границы?

Прежде всего, следует различать речевой диапазон и певческий. В обыденной жизни мы можем издавать различные звуки: начиная от едва различимого шепота и заканчивая пронзительными возгласами счастья и радости. Но такие звуки, низкие или высоки, вряд ли удастся воспроизвести в пении.

Если вы хотите узнать, как определить диапазон своего голоса, то есть несколько способов:

1. С помощью фортепиано

Это можно сделать дома, при наличии у вас этого инструмента. Подойдите к нему и начните распевать звуки: от низкого до высокого. Если вы не сможете взять низкие ноты, либо высокие – это предел возможностей вашего голоса на данный момент.

2. Визит к фониатору

Это более надежный и достоверный способ. Он проведет полноценную консультацию и расскажет вам, если ли смысл развивать свои возможности. Если да – то в сторону нижнего или верхнего регистра.

Существует ли самый большой диапазон голоса?

Всего насчитывается 8 октав. Татьяна Долгополова, певица Санкт-Петербурга, обладает самым уникальным голосом. Эти она прославилась и попала в Книгу рекордов Гиннеса. Пока, никто ее не может превзойти ее диапазон – пять октав и один тон.

У певцов современной эстрады средний диапазон в 2 октавы. Этого вполне достаточно для полноценного исполнения песен и до этого порога его можно развить.

Согласитесь было бы неплохо брать пример со звезд мировой величины. Например, диапазон певческого голоса Уитни Хьюстон имел 5 октав. Обладая великолепным голосом, певица, шесть раз за свою жизнь объехала земной шар. Ее восторженно ждали поклонники в любой стране. А неповторимый Фредди Меркури, диапазоном голоса в 3 октавы, очаровывал миллионы людей. Даже выдающая испанская певица Мария де Монсеррат Кабалье пела вместе с музыкальным коллективом «Queen». Талант такого рода, к сожалению, развить невозможно. Это бесценный дар матери-природы.

Фредди Меркури — лидер группы «Queen»

Голоса женские, мужские, детские

Среди детских выделяют альт и дискант. Для мужчин характерен бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний). Отдельно стоит упомянуть сверхвысокий тенор-альтино и сверхнизкий бас-профундо. Для слабой половины человечества – контральто, меццо-сопрано, сопрано. Последовательность такая же, как и у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Самыми знаменитыми певицами современности, чьи оперные голоса сопрано поражали воображение и услаждали слух многих почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, гречанку Марию Каллас и итальянку Амелиту Галли-Курчи. Гораздо реже у певиц встречается контральто. Однако именно для этого голоса известный композитор Римский-Корсаков написал песни «Леля» из оперы «Снегурочка». Также партия Ольги в «Евгении Онегине» создана для этого плотного и невообразимо насыщенного женского голоса, который завораживает саму душу прилежного слушателя. Правильное дыхание является основой красивого вокала. Необходимо ему с раннего детства.

Работа с речевым диапазоном

Упражнение «Маляр»

Представьте, что вам нужно перекрасить известный Луксорский обелиск, что в Париже:

«Краской крашу обелиск:

И вверх и вниз, и вверх и вниз.

Вот и мой сюрприз»

Старайтесь произносить первые две строчки, махая правой рукой вверх-вниз. При этом каждое слово произносите на разной высоте. Третья строчка будет резюме.

Двигайте рукой свободно, легкими движениями. В начале мазки маленькие, только кистью руки. Затем движения становятся гораздо шире и уверенней, уже от локтя. Слова при этом становятся крупнее, голос выше, вместе с движением руки. Далее рука работает от плеча. Широкие мазки вверх-вниз. Гласная становится шире вместе с поднимающимся и понижающимся голосом.

Упражнение «Подъем»

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идём в поход.

За горой нас солнце ждёт.

Наш подъём всё выше, круче.

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам на встречу солнце встало.

Небольшая рекомендация: Для овладения перспективой распределения высоты голоса, резко не повышайте голос. Рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки. Для этого высотные промежутки должны быть маленькими. Стоит помнить об опоре.

Упражнение «Колокола»

1. Сначала вам следует имитировать звучание большого колокола. При этом на самом низком регистре произносить: «БУМММММ».

2. После этого имитируйте звучание уже маленького колокольчика, произнося на самом высоком диапазоне голоса: «бим-бом-бим-бом».

3. Не задерживаясь поочердено произносите: «БУМММММ, бим-бом-бим-бом, БУМММММ, бим-бом-бим-бом».

Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости вашего :

Разбег… прыжок…

И вот лечу, головой «загиб кручу»…

Теперь мне надо опуститься…

Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение «Зарядка для голоса и тела»

Поставьте ноги на ширине плеч, делая вдох. На выдохе прочтите:

Ах, зарядку раз по двадцать

Наклонитесь корпусом вперёд, руки поднимите вверх. Повысив интонацию, читайте:

Выполняем рано по утрам

Наклонитесь еще ниже, руки поднимите выше. И прочтите гораздо выше

Чтобы быть скорей бодрее

Вдохните, находясь в этом положении и прочтите ниже:

Чтобы быть на шаг смелее

Поднимитесь немного выше, руки поднимите вверх и прочите ниже:

Чтобы стать во всем добрее

Вернитесь в исходное положение, прочитав при этом еще ниже:

Чтобы не было войны.

Забота о гигиене

Выступающему оратору или обычному человеку не следует сразу же выходить на холодный воздух после активного и живого выступления. А особенно, в сырую погоду громко и возбужденно с кем-либо разговаривать. Холодный воздух может попасть на слизистую голосовых связок, вследствие чего вы простудитесь.

Алкоголь и никотин отрицательно влияют на голос: он понижается, начинает хрипеть, теряет свою эластичность.

Примечательно и то, что голос имеет связь с процессами, происходящими в организме человека. На его тембр отражаются заболевания сердца и желудка, нервно-психические травмы. Испытывая страх или потрясение, человеческий голос начинает срываться, терять свою выносливость и чистоту. Для этого следует закаливать нервную систему, что благоприятно отразиться на психическом равновесии говорящего во время чтения. Носоглотку закаляют холодной водой, промывая ее с постепенным понижением температуры от 15 до 11-12 градусов выше нуля. Перед выступлением хорошо выпить теплого чая с лимоном.

Тем не менее, одна из лучших профилактик – ежедневная голосовая зарядка. Это могут быть упражнения на дыхание, способствующие укреплению диафрагмы. Разогревая голос, выступающий, не только подготавливает свои речевые мышцы к предстоящей речи, но и настраивает себя на веселое и приятное общение со слушателями.

Желательно перед выступлением выпить…не то что вы подумали! А чашку теплого чая с лимоном =)

Креативный подход в виде 5 упражнений для увеличения диапазона голоса предложила радио DJ Юлиана Романова.

Бубнение на одной ноте… Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь.

Поймите, микрофон (и аудитория) требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко, вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду выступления и работу на радио.

Упражнение # 1 — «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 — «Маляр»


Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз:
Вверх и вниз, вверх и вниз
Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 — «Лестница»


Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идём в поход.
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче.
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало.

Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 — «Прыжок»


Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса.

Вот текст, он же — литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб кручу»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 — «Голосовая гимнастика»


Всё, что вам нужно делать – читать стихотворение и делать при этом физические упражнения, которые подчёркнуты. Не ленитесь, попробуйте, это действительно работает…

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите
    Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше:
    Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше
    Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже
    К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже
    К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже
    К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Тренируйтесь, и у вас обязательно всё получится.

Петь на сцене – мечта, как многих девушек, так и мужчин. Однако не всем позволяют стремиться к своей цели голосовые возможности. Не стоит огорчаться, есть множество различных способов того, как расширить диапазон голоса. Попробуем разобраться. Диапазон профессионального артиста эстрады должен составлять не менее двух октав. Расширять его в сторону верхнего или нижнего регистра решают специалисты в индивидуальном порядке. Наиболее простой способ увеличения диапазона, который доступен каждому, чтение вслух различных произведений. Что это даст:

  1. В первую очередь, наряду с другими , возможность сделать свою речь четче. Это имеет значимость для настоящего певца, ведь люди должны понимать его.
  2. Чтение вслух даст возможность определить подвижность голоса. При помощи интонации вы сможете познать некоторые моменты, которые помогут понять, в какую сторону расширять регистр.

Сколько же нужно читать вслух? На самом деле, вопрос достаточно индивидуален. В целом – достаточно одного часа в день. Однако если есть стремление и желание, то никто не запрещает заниматься чтением куда более длительное время.

Как расширить диапазон голоса

  1. Форсирование
    Преимущества: с помощью форсирования (пения на верхних нотах) можно увеличить диапазон в сторону верхнего регистра. Достаточно быстрый и эффективный способ для начинающих артистов.
    Недостатки: сложность пения на высоких нотах очевидна. К тому же, непрофессионал может и не заметить, как он перешел на крик или противный писк. Еще один недостаток – форсирование – это наиболее верный способ сорвать голос. Поэтому, без специалистов лучше не заниматься таким видом развития собственных возможностей.

  2. Недостатков у этого способа нет. А к преимуществам можно отнести укрепление диафрагмы, что, безусловно, повлияет на голосовые возможности. Специальный комплекс дыхательных упражнений должен подбирать педагог по вокалу.
  3. Чтение вслух по принципу «Лестница»
    Если вы не знаете, как повысить диапазон голоса, то можно читать вслух любимые стихотворения. Этот способ немного отличается от первого. Все строчки нужно читать, изменяя собственный диапазон от нижнего регистра до самого верхнего. Только не стоит переходить на крик. Вы должны словно подниматься и опускаться по лестнице, медленно и плавно.

В целом – все средства хороши. Но лучше заниматься с профессиональным педагогом, который направит вас в нужное русло. Ведь в домашних условиях можно лишь навредить своему голосовому диапазону, привыкнуть не петь, а кричать.

Прежде, чем приступать к упражнениям, следует все же узнать свой истинный диапазон голоса. Для этого достаточно обратиться к другу с хорошим слухом и умением играть на инструменте или преподавателю музыки. Он покажет, как определить свой диапазон голоса при помощи обыкновенного фортепиано или хорошо настроенной гитары.

В каком возрасте корректировать голос?

Нужно отметить тот факт, что полную красоту и силу голос приобретает по завершении подросткового периода. У мужчин лучше оценивать диапазон после 18 лет, а у женщин после 20 лет. Не стоит корректировать и совершенствовать голос в период его становления. Это не только бессмысленно, но и опасно. Непомерная нагрузка может сломать даже великолепный вокал.

Конечно, расширение диапазона голоса требует целенаправленного системного подхода. Важно учесть все нюансы. Не нужно форсировать. Еще одним важным правилом является обратная взаимосвязь высоты ноты и усилий, приложенных для ее вытягивания. Выполнение этого простого постулата поможет как расширить диапазон голоса вверх, так и избежать его «поломки».

Для развития нижней части речевого диапазона необходимо выполнять следующий комплекс упражнений:

1. Сомкнув губы, мы как бы произносим звук «О». В таком положении речевого аппарата нужно пропеть по восходящей и нисходящей терции, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.
2. Пропеваем «О» по восходящей и нисходящей кварты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз. Это упражнение поможет развитию диапазона голоса вниз на полтора тона.
3. Пропеваем «ДА» по восходящей и нисходящей квинты с ферматой на самом верхнем звуке, поочередно понижая основной звук на Ѕ тона, но не превышая 3-х тонов вниз.

Это упражнение способно как развить диапазон голоса вниз на 2 тона, так и «сломать» его при неверном выполнении. Конечно, вышеперечисленные упражнения нельзя выполнять лицам, которые простужены. В случае ярко выраженных аллергических реакций, сопровождаемых отеком носоглотки, в дни менструаций и при наличии мутации голоса разрешение на подобные занятия должно быть получено от специального врача-фониатора.

Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.

Возможности голоса и возраст исполнителя

Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей () – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.

Когда закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса

– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

– рабочий диапазон;

– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.

У каждого голоса есть своя примарная зона . Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.

Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.

Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно .

Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса

Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.

  1. Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
  2. После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
  3. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками. Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
  4. Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса. Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
    Успехов!