Болезни Военный билет Призыв

В каких регионах будут проверять учителей. Проверка перед проверкой. Учителей каких предметов будут проверять


Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:
— В большом магазине весенний базар!
Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. А она снова набрала воздух и давай:
— Бежим, Дениска! Скорее! Там квас шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!
Кричит, как будто случился пожар. И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.
Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. Там была целая толпа народу и в самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина, огромные, под потолок, и, хотя они были ненастоящие, они хлопали глазами и шевелили нижними губами, как будто говорят. Мужчина кричал:
— Весенний базаррр! Весенний базаррр!
А женщина:
— Добро пожаловать! Добро пожаловать!
Мы долго на них смотрели, а потом Аленка говорит:
— Как же они кричат? Ведь они ненастоящие!
— Просто непонятно, — сказал я.
Тогда Аленка сказала:
— А я знаю. Это не они кричат! Это у них в середине живые артисты сидят и кричат себе целый день. А сами за веревочку дергают, и у кукол от этого шевелятся губы.
Я прямо расхохотался:
— Вот и видно, что ты еще маленькая. Станут тебе артисты в животе у кукол сидеть целый день. Представляешь? Целый день скрючившись — устанешь небось! А есть, пить надо? И еще разное, мало ли что… Эх ты, темнота! Это радио в них кричит.
Аленка сказала:
— Ну и не задавайся!
И мы пошли дальше. Всюду было очень много народу, все разодетые и веселые, и музыка играла, и один дядька крутил лотерею и кричал:
Подходите сюда поскорее,
Здесь билеты вещевой лотереи!
Каждому выиграть недолго
Легковую автомашину «Волга»!
А некоторые сгоряча
Выигрывают «Москвича»!
И мы возле него тоже посмеялись, как он бойко выкрикивает, и Аленка сказала:
— Все-таки когда живое кричит, то интересней, чем радио.
И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:
— Ну что за красотулечка, сил моих нет!
Но Аленка от них убежала, а я — за ней, и мы наконец очутились возле кваса. У меня были деньги на завтрак, и мы поэтому с Аленкой выпили по две большие кружки, и у Аленки живот сразу стал как футбольный мяч, а у меня все время шибало в нос и кололо в носу иголочками. Здорово, прямо первый сорт, и когда мы снова побежали, то я услышал, как квас во мне булькает. И мы захотели домой и выбежали на улицу. Там было еще веселей, и у самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики.
Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала:
— Ой! Я хочу шарик!
А я сказал:
— Хорошо бы, да денег нету.
А Аленка:
— У меня есть одна денежка.
— Покажи.
Она достала из кармана.
Я сказал:

— Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик!
Продавщица улыбнулась:
— Вам какой? Красный, синий, голубой?
Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит:
— Хочешь поносить?
И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.

Аленка за голову схватилась:
— Ой, зачем, держи!..
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:
— Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.
Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.
И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик.
И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала:
— Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.

Вариант 100

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

- (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

- (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

- (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

- (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

- (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) - писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»

1)Потому что рассказчик - человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

2)Потому что рассказчик - человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.

3)Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.

4)Потому что рассказчик - человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.

3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— Ой, хочу шарик!»

1)антитеза

2)эпитет

3)сравнительный оборот

4)фразеологизм

Ответ: ____________________________________________

4.Из предложений 16 - 22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5. Из предложений 14—15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

Ответ: ____________________________________________

6. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 8—22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я как взял, (1) так услышал, (2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, (3) наверное, (4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, (5) как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Шарик летел кверху плавно и спокойно, (1) как будто он этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, (2) задрав голову, (3) и смотрел, (4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, (5) как летит шарик, (6) рассмотреть его.

Ответ: _____________________________________________________

13.Среди предложений 25-31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

14. Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________

Рособрнадзор в октябре проведет Всероссийское исследование компетенций учителей. В проверке примут участие 18 тыс. педагогов из 45 регионов. Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно, уточняется в сообщении ведомства.

Как заявил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, проверка дополнит «систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства».

В каждом регионе организуют площадки, где учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. Педагогам предстоит принять участие в исследованиях по дисциплинам, которые они преподают в школах: русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, предметам «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителям предстоит ответить на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов их работы. Также исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных — тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т. п.

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тыс. учителей из 70-ти регионов.

Как уточнили в Рособрнадзоре, в дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения.

Ранее Рособрнадзором был реализован ряд проектов, направленных на разработку объективной модели оценки компетенций учителей и проведена апробация. Так, в 2015 году совместно со Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания и Российским историческим обществом проведено Всероссийское исследование «Портрет учителя истории», в рамках которого опрошено около 6 тыс. участников. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В октябре 2015 года проведено предварительное исследование компетенций учителей русского языка, в котором приняли участие около 1 тыс. педагогов.

В апреле—мае 2016 года состоялся основной этап исследований компетенций учителей математики и русского языка (по 8 тыс. участников соответственно) и литературы (6 тыс.). В рамках исследования учителя выполняли диагностическую работу, включавшую три блока: решение задач, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Апробация новой модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики прошла осенью 2017 года в 13 регионах России. В ней приняли участие около 5 тыс. учителей.

В комментарии РБК сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал целью исследования Рособрнадзора попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России, а значит, «им не надо повышать зарплаты, не надо совершенствовать, облегчать систему отчетности». Однако, по словам Луховицкого, будут «распилены очень неплохие деньги». «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес», — сказал он.

Сам исследование Рособрнадзора он назвал «абсолютно бессмысленным», потому что «заранее предполагается невозможность использовать его результаты». «Это исследование, задуманное теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», — пояснил он.

Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2013, учитель информатики школы №29 городского округа Мытищи Московской области:
- 11 октября день особенный для учителей нашей страны. В этот день по всей стране учителя, выбранные для участия в диагностике, объявленной Рос­обр­над­зо­ром, спешили на пункт проведения экзамена. Испытание объявлено добровольным, но на самом деле это не так. Мне несколько раз объяснили в управлении образования нашего города, что отказаться от участия я не могу, хотя в этот день у меня были занятия в аспирантуре, которые пришлось отменить. А если вдруг заболею, то вместе с больничным листом меня ждут в резервный день.
Мне предстояло пройти диагностику, как и другим 18 тысячам учителей из 45 регионов. Перечень проверяемых предметов тоже оказался внушительным: русский язык, литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика и право, Россия в мире и родной язык и литература, а также основы духовно-нравственной культуры народов России. Таких масштабных проверок я не могу вспомнить. Учителя выполняли задания по материалам, разработанным на федеральном уровне, по дисциплинам, которые они преподают. Наряду с диагностическими заданиями педагоги отвечали на вопросы анкеты, часть из которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя.
«Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства, - уточнил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. -Принципиально важно, что результаты выполнения диагностических работ будут деперсонифицированы и никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно. По итогам апробации планируется широкое общественное обсуждение результатов проекта с привлечением профессиональных ассоциаций учителей, профсоюзов и других общественных организаций».
Я не против той позиции, которая подразумевает, что в школе должны работать профессионалы своего дела. Я ждал, что диагностическая работа для учителей будет включать как минимум интересные вопросы. К моему удивлению, это оказалось не так.
Учителя очень долгое время пытаются убедить общественность, что ЕГЭ давно не проверка знаний в формате тестирования и подразумевает ответ, который получается путем решения, а не угадайки. Диагностика для учителей проходит в формате тестирования. Сразу хочу заметить, что я выполнял работу по информатике и математике, хотя математику не преподаю. Именно так. По содержанию данные вопросы относились скорее к математике, всего 3 вопроса из 15 были посвящены информатике. Несколько заданий меня по-настоящему удивили. Представьте, что вы решаете пример, получаете ответ и начинаете искать его среди возможных вариантов. Ответ номер 3 подходит. Читаю в конце строки «верно». Кто-то просто не удалил этот пункт из материалов, которые не должны содержать никаких подсказок. Еще два вопроса на сопоставление графика и функции вовсе не имели решения. В одном из вариантов ответа очевидно пропущен знак «минус», а другой вообще решить невозможно, так как среди ответов в тесте не указан нужный.

Алексей ДОРОНИН, лауреат конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых Москвы:
- Наверное, каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к школе, знает, каким насыщенным и соответственно напряженным месяцем является сентябрь для учителя: нужно не только самому окунуться в учебный процесс, но и быстро мобилизовать усилия ребят для постижения новых образовательных истин. Наверное, чтобы жизнь не казалась медом, возникла затея с масштабным тестированием учителей, которая коснулась меня неожиданно - мои коллеги из Петрозаводска, учителя математики, узнали о том, что им необходимо участвовать в этом действе. У нас в Москве была как раз неделя каникул, и я оказался у себя на родине. Конечно, сразу началась паника, так как демонстрационный вариант содержал вопросы в большей степени для педагогов, которые работают в старшей школе, но самое удивительное заключалось в том, что в тесте были предложены вопросы по информатике, причем отнюдь не философские и метапредметные, а конкретные - на знание языков программирования. Также были достаточно специфические вопросы, связанные с обучением ребят, которые нуждаются в особом внимании учителя. Если таких ребят в классе никогда не было, то вряд ли педагог знает, какие технические средства должны быть в кабинете информатики для слабослышащих и слабовидящих обучающихся. Меня, как математика, сразу насторожила задача с параметром, которая легко решалась методом, известным любому учителю, работающему в профильных классах. Но если не знаешь этого приема, то решение задачи становится изощренной пыткой. Во всяком случае все, что можно было прорешать, мы прорешали, естественно, в вечернее время, в выходные дни. Также замечу, что никакого отношения к конкретной педагогической практике эти задания не имели, а времени было потрачено немало.
На самом тестировании, слава Богу, мне присутствовать не пришлось, но несколько заданий мне передали слово в слово. Вряд ли бы я выдержал такой натиск диагностических щупалец Рособрнадзора. Я до сих пор не могу продолжить ряд: 2, 3, 4, 11, 16... Возможно, среди читателей найдутся еще не известные нам Лейбницы и Гауссы, но делать первым заданием в тесте такую головоломку - вопиющее нарушение структуры диагностики. В задании на соответствие нужно было искать функцию, которой просто нет в ответах. А вот задача с параметром заставила меня почувствовать себя полным кретином, так как построить график функции я смог через 40 минут исследования, но правильного ответа среди предложенных так и не нашел.
Поэтому я обращаюсь к уважаемым составителям подобных работ: содержание работы все-таки должно быть выверено, в структуре работы хотелось бы видеть определенную логику (методическую или предметную), все варианты требуют качественной оценки группы экспертов, которые самостоятельно и не единожды прорешают данные задания. И самое главное - такие диагностики должны быть максимально индивидуализированы, выполнение работы уже является повышением квалификации и нацелено на оказание помощи учителю в той ситуации, в которой он непосредственно находится. Поясню свою позицию: если учитель математики работает в среднем звене, то диагностировать нужно то, как он умеет эффективно построить работу с учащимися этой возрастной группы, хватает ли ему предметных и методических компетенций.
Одним словом, семь раз составь, один раз проведи!
В заключение хотелось бы узнать: если данное тестирование было деперсонифицированным, то почему в комплекте материалов был лист согласия на обработку персональных данных? Оператором обработки данных указана компания «Просвещение». Может быть, профессиональные ассоциации учителей, профсоюз и общественные организации будут привлечены для обсуждения не только итогов диагностики, но и структуры и содержания самих вопросов, с которыми пришлось столкнуться учителям 11 октября 2018 года?

От редакции

Уважаемые читатели! Всех, кому пришлось участвовать в диагностике 11 октября, просим продолжить начатый Андреем Сиденко и Алексеем Дорониным разговор о качестве диагностических материалов и организации тестирования.

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать более 20000 учителей из 68 субъектов России. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Учителей каких предметов будут проверять?

В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы "Россия в мире" "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Также педагогам придется ответить на вопросы анкеты, связанные с психолого-педагогическими аспектами работы. Рассказать о своем опыте или о том, как они используют информационно-коммуникационные технологии.

"Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы ищем ответ в нашем исследовании, - поясняет Анзор Музаев. - Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей".

В Рособрнадзоре подчеркивают: при оценке результатов будут учитываться условия работы учителей.

Тип школы, расположена она в небольшом селе или в мегаполисе, стаж педагога, его возраст, - все пойдет "в зачет". При этом никаких "санкций", увольнений или других наказаний по итогам быть не должно.

"Результаты диагностических работ будут деперсонифицированы. Они никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно, - подчеркнул замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. - Такая позиция доведена до всех регионов, участвующих в апробации".

Планы Рособрнадзора на 2019 год.

В следующем году планируется проведение исследования для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физкультуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них будут участвовать уже 40 тысяч педагогов из 70 регионов России.

Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно. Результаты оценки уровня профессиональных компетенций должны стать основой для более совершенной системы повышения квалификации педагогов. А в дальнейшем - одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает минпросвещения по поручению президента, - подчеркнули в ведомстве.

На протяжении нескольких лет в стране создается и апробируется новая модель аттестации учителей, которая предполагает уровневую оценку предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагога. В основе будут единые оценочные материалы, разработанные на федеральном уровне.