Болезни Военный билет Призыв

В центре восточно европейской русской. Особенности природы русской восточно-европейской равнины. Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины

Герои «Мертвых душ»

«Мёртвые души» — произведение писателя Н. В. Гоголя. Сюжет произведения подсказал ему Пушкин. Сначала писатель собирался показать Россиию лишь частично, сатирически, но постепнно замысел изменился и Гоголь попытался изобразить русские порядки такими, «где было бы уже не одно, над чем следует смеяться», а полнее. Задача выполнения этого плана отодвигалась Гоголем на второй и третий тома «Мёртвых душ», однако они так и не были написаны. Потомкам остались лишь несколько глав второго тома. Так что уже более полутора веков «Мёртвые души» изучаются по тому первому. О нём речь и в этой статье

В губернский город N приезжает Павел Иванович Чичиков. Его цель — скупить у окрестных помещиков умерших, но считающихся пока живыми, крепостных крестьян, став таким образом владельцем нескольких сотен крепостных душ. Идея Чичикова держалась на двух положениях. Во-первых, в малороссийских губерниях тех лет (40-е годы XIX века) имелось много свободной земли, предоставляемой властью всем желающим. Во-вторых, имелась практика «заклада»: помещик мог одолжить у государства некоторую сумму денег под обеспечение своей недвижимости — деревень с крестьянами. Если долг не отдавался, деревня переходила в собственность государства. Чичиков собирался создать в Херсонской губернии фиктивное поселение, поместить в него купленных по дешёвке крестьян (ведь в купчей о том, что они «души мёртвые», отмечено не было), и, отдав деревню в «заклад», получить «живые» деньги.

«Эх я Аким-простота, – сказал он сам в себе, – ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!.... Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! пусть их там живут! А переселение можно сделать законным образом, как следует по судам. Если захотят освидетельствовать крестьян: пожалуй, я и тут не прочь, почему же нет? я представлю и свидетельство за собственноручным подписанием капитана-исправника. Деревню можно назвать Чичикова слободка или по имени, данному при крещении: сельцо Павловское»

Погубили афёру Павла Ивановича глупость и жадность продавцов-помещиков. Ноздрёв разболтал в городе о странных наклонностях Чичикова, а Коробочка приехала в город выяснять настоящую цену «мёртвых душ», ибо опасалась быть Чичиковым обманутой

Главные действующие лица первого тома «Мёртвых душ»

Павел Иванович Чичиков

«господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»

Помещик Манилов

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную... Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", - "Да, недурно:, - отвечал он обыкновенно, куря трубку... Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: "Барин, позволь отлучиться на работу, по"дать заработать", - "Ступай", - говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайо сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»

С «подачи Гоголя» в русский язык вошло понятие «маниловщина», ставшее синонимом лени, праздной бездяетельной мечтательности

Помещик Собакевич

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, ...сказавши: "Живет!" Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! совершенный медведь!»

Помещица Коробочка

«Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодом. В один мешочек отбирают всь целковики, в другой полтиннички, в третий тий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою: бережлива старушка»

Помещик Ноздрев

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. - Ба, ба, ба! - вскричал он вдруг, расставив обе руки при виде Чичикова. - Какими судьбами? Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода. - Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дождавшись ответа, продолжал: - А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался...»

Помещик Плюшкин

«У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины... Здесь герой наш поневоле отступил назад и поглядел...пристально. Ему случалось видеть немало всякого рода людей; но такого он еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош»

В русском языке понятие «Плюшкин» стал синонимом скаредности, жадности, мелочности, болезненного накопительства

Почему «Мёртвые души» называются поэмой?

Литературоведы и литературные критики отвечают на этот вопрос смутно, неуверенно и неубедительно. Якобы Гоголь отказался от определения «Мёртвых душ» романом, так как она «не похожа ни на повесть, ни на роман» (письмо Гоголя Погодину от 28 ноября 1836 года); и остановился на жанре поэтическом — поэма. Чем «Мёртвые души» не похожи на роман, чем они отличаются от произведений примерно того же порядка Диккенса, Теккерея, Бальзака, не знал, скорее всего, и сам автор. Возможно, ему попросту не давали спать лавры Пушкина, у которого «Евгений Онегин» был романом в стихах. А тут поэма в прозе .

История создания «Мёртвых душ». Кратко

  • 1831, май - Знакомство Гоголя с Пушкиным

    сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Поэт кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь записал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров»

  • 1835, 7 октября — Гоголь сообщил в письме Пушкину, что начал работу над «Мёртвыми душами»
  • 1836, 6 июня — Гоголь уехал в Европу
  • 1836, 12 ноября — письмо Жуковскому из Парижа: «…принялся за «Мертвых Душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись…»
  • 1837, 30 сентября — письмо Жуковскому из Рима: «Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой»
  • 1839 — Гоголь закончил черновой вариант поэмы
  • 1839, сентябрь — Гоголь ненадолго вернулся в Россию и вскоре по возвращении прочитал первые главы своим приятелям Прокоповичу, Анненкову

    «изъявление нелицемерного восторга, которое видимо было на всех лицах под конец чтения, его тронуло… Он был доволен..»

  • 1840, январь — Гоголь прочитал главы «Мёртвых душ» в доме Аксаковых
  • 1840, сентябрь — Гоголь снова уехал в Европу
  • 1840, декабрь — начало работы над вторым томом «Мёртвых душ»
  • 1840, 28 декабря — письмо Т. Аксакову из Рима: «приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых Душ». Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе…»
  • 1841, октябрь — Гоголь вернулся в Москву и отдал рукопись поэмы на суд цензуры. Цензура в Москве произведение печатать запретила.
  • 1842, январь — Гоголь представил рукопись «Мёртвых душ» цензорам в Петербурге
  • 1842, 9 марта — петербургская цензура дала разрешение на публикацию поэмы
  • 1842, 21 мая — книга поступила в продажу и была раскуплена.это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.
  • 1842, июнь — Гоголь снова уехал на Запад
  • 1842-1845 — Гоголь работал на вторым томом
  • 1845, лето — Гоголь сжег рукопись второго тома
  • 1848, апрель — Гоголь возвратился в Россию и продолжил работу над несчастным вторым томом. Работа двигалась медленно.

    Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы

  • 1852, зима — Гоголь встретился с ржевским протоиреем Матвеем Константиновским. который посоветовал ему уничтожить часть глав поэмы
  • 1852, 12 февраля — Гоголь сжег беловую рукопись второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде только 5 глав)

Над главным произведением своей жизни – поэмой «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь трудился на протяжении семнадцати лет, с октября 1835 по февраль 1852 года.

Интересный и неординарный сюжет был предложен многообещающему молодому писателю Александром Сергеевичем Пушкиным . Сам Пушкин почерпнул сюжет из реальной жизни во время пребывания в кишиневской ссылке.

Его поразила удивительная история о том, что в течение ряда лет в одном из местечек на Днестре согласно официальным данным никто не умирал. Разгадка оказалась проста: под именами умерших скрывались беглые крестьяне.

История написания Мертвых душ интересна тем, что в 1831 году Пушкин рассказал эту историю Гоголю, слегка ее видоизменив, а в 1835 году получил от Николая Васильевича известие о том, что писатель приступил к написанию длинного и сильно смешного романа по подаренному ему сюжету. В новом сюжете главным персонажем является предприимчивый деятель, скупающий у помещиков умерших крестьян, которые в ревизских сказках еще проходят живыми, и закладывающий их «души» в Опекунском совете для получения ссуды.

Начало работе над будущим гениальным романом было положено в Петербурге, но в основном история написания Мертвых душ развивалась за границей, куда Гоголь выехал летом 1836 года. Перед отъездом он прочитал несколько глав своему вдохновителю Александру Пушкину, который через несколько месяцев был смертельно ранен на дуэли. После такого трагического события Гоголь уже просто обязан был довести начатое дело до конца, тем самым отдавая дань уважения памяти погибшего поэта.

В 1841 году шестилетний труд по написанию первого тома «Мертвых душ» был завершен. Но в Москве с прохождением цензуры возникли проблемы, и тогда рукопись с помощью известного критика Белинского была переправлена в Петербург.

В столице 9 марта 1842 года цензором А. Никитенко цензурное разрешение наконец было подписано, и свежеотпечатанные экземпляры книги, называвшейся «Похождения Чичикова, или Мертвые души» 21 мая увидели свет. Первоначальное название было изменено по требованию цензурного комитета.

История написания Мертвых душ интересна тем, что в 1831 году Пушкин рассказал эту историю Гоголю, слегка ее видоизменив, а в 1835 году получил от Николая Васильевича известие о том, что писатель уже приступил к ее написанию.

Последнее десятилетие творчества Николая Гоголя

Последнее десятилетие жизни писателя было посвящено написанию второго тома поэмы «Мертвые души», а в перспективе должна была быть и третья часть (как у Данте Алигьери в его поэме «Божественная комедия», включающей в себя три составные части). В 1845 году Гоголь посчитал, что содержание второго тома недостаточно возвышенное и просветленное, и в эмоциональном порыве сжег рукопись.

В 1852 году был закончен новый вариант тома поэмы, но его постигла та же участь: великое творение в ночь на 12 февраля было брошено в огонь. Возможно, причиной послужило то, что ознакомившийся с рукописью духовник писателя Матвей Константиновский нелестно отозвался о некоторых главах поэмы. После отъезда протоиерея из Москвы Николай Гоголь практически перестал принимать пищу и уничтожил рукопись.

Через несколько дней, 21 февраля 1852 года, великого русского писателя не стало - он ушел в вечность вслед за своим творением. Но часть второго тома все же дошла до потомков благодаря сохранившимся после смерти Гоголя черновикам рукописи. Современник Николая Гоголя и большой его поклонник Федор Достоевский считал, что гениальная книга "Мертвые души" должна стать настольной для каждого просвещенного человека.

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, - писал Гоголь, - что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души" - перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения - поэма, и ее герой - вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжелым ударом, работу над «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьей которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внес в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряженно работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах "Мертвых душ". В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том "Мертвых душ" - лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома - чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать "Мертвые души", но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей. После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря - сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог - он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

одна из самых крупных равнин на нашей планете (вторая по величине после Амазонской равнины в Западной Америке). Она располагается в восточной части Европы. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. В северо-западной части она ограничивается горами Скандинавии, в юго-западной части – Судетами и другими горами центральной Европы, в юго-восточной – Кавказом, а на Востоке – Уралом. С севера Русская равнина омывается водами Белого и Баренцева морей, а с юга – Черным, Азовским и Каспийским.

Протяженность равнины с севера на юг составляет более 2,5 тысяч километров, а с запада на восток – 1 тысяча километров. Практически на всем протяжении Восточно-Европейской равнины преобладает полого-равнинный рельеф. В пределах территории Восточно-Европейской равнины сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство, ставшее впоследствии крупнейшей по своей территории страной в мире. Здесь также сосредоточена значительная часть природных ресурсов России.

Восточно-Европейская равнина практически полностью совпадает с Восточно-Европейской платформой. Это обстоятельство объясняет ее равнинный рельеф, а также отсутствие значительных стихийных явлений, связанных с движением земной коры (землетрясений, извержений вулкана). Небольшие холмистые участки в пределах Восточно-Европейской равнины возникли в результате разломов и других сложных тектонических процессов. Высота некоторых возвышенностей и плоскогорий достигает 600-1000 метров. В древние времена Балтийский щит Восточно-Европейской платформы находился в центре оледенения, о чем свидетельствуют некоторые формы ледникового рельефа.

На территории Русской равнины платформенные отложения залегают практически горизонтально, составляя низменности и возвышенности, формирующие рельеф поверхности. Там, где складчатый фундамент выступает на поверхность, образуются возвышенности и кряжи (например, Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж). В среднем высота Русской равнины составляет около 170 метров над уровнем моря. Наиболее низкие участки на побережье Каспия (его уровень примерно на 30 метров ниже уровня Мирового океана).

Свой отпечаток на формирование рельефа Восточно-Европейской равнины наложило оледенение. Наиболее ярко это воздействие проявилось в северной части равнины. В результате прохождения ледника по этой территории возникло множество озер (Чудское, Псковское, Белое и другие). Это последствия одного из наиболее поздних ледников. В южной, юго-восточной и восточной частях, которые подвергались оледенениям в более ранний период, последствия их сглажены эрозийными процессами. В результате этого образовался ряд возвышенностей (Смоленско-Московская, Борисоглебская, Данилевская и другие) и озерно-ледниковых низменностей (Прикаспийская, Печорская).

Еще южнее расположилась зона возвышенностей и низменностей, вытянутых в меридиональном направлении. Среди возвышенностей можно отметить Приазовскую, Среднерусскую, Приволжскую. Здесь они также чередуются с равнинами: Мещерской, Окско-Донской, Ульяновской и другими.

Еще южнее располагаются приморские низменности, которые в древние времена частично погрузились под уровень моря. Равнинный рельеф здесь был частично подкорректирован водной эрозией и другими процессами, в результате чего образовались Причерноморская и Прикаспийская низменности.

В результате прохождения ледника по территории Восточно-Европейской равнины образовывались долины, расширялись тектонические впадины и даже полировались некоторые скалы. Еще один пример воздействия ледника – извилистые глубокие заливы Кольского полуострова. При отступлении ледника не только образовались озера, но и возникли вогнутые песчаные низины. Произошло это в результате отложения большого количества песчаного материала. Таким образом, на протяжении многих тысячелетий образовался многоликий рельеф Восточно-Европейской равнины.

Часть рек, протекающих по территории Восточно-Европейской равнины, принадлежат к бассейнам двух океанов: Северного Ледовитого (Северная Двина, Печора) и Атлантического (Нева, Западная Двина), а другие впадают в Каспийское море, не имеющее связи с мировым океаном. По Русской равнине протекает самая длинная и многоводная река Европы – Волга.

На Восточно-Европейской равнине существуют практически все виды природных зон, имеющихся на территории России. У побережья Баренцева моря в субтропическом поясе преобладает тундра. Южнее, в зоне умеренного пояса, начинается полоса лесов, которая протянулась от Полесья до Урала. Она включает как хвойную тайгу, так и смешанные леса, которые на западе постепенно переходят в лиственные. Южнее начинается переходная зона лесостепи, а за ней степная зона. На территории Прикаспийской низменности начинается небольшая полоса пустынь и полупустынь.

Как уже говорилось выше, на территории Русской равнины отсутствуют такие природные как землетрясения и извержения вулкана. Хотя некоторые подземные толчки (до 3 баллов) все же возможны, ущерба они принести не могут, и фиксируются лишь высокочувствительными приборами. Наиболее опасными явлениями природы, которые могут происходить на территории Русской равнины – смерчи и наводнения. Основной экологической проблемой является загрязнение почвы, рек, озер и атмосферы промышленными отходами, так как в этой части России сосредоточено множество промышленных предприятий.

По материалам большой энциклопедии России

Цели урока.

1. Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Задачи урока.

1. Формирование представлений и знаний об особенностях природного района - Русской равнине, ее роли в формировании Русского государства.

2. Изучение природы и ресурсов Русской равнины.

3. Углубление и расширение знаний о компонентах ПТК равнины.

Оборудование: карты России - физическая, климатическая, растительности природных зон, контурные карты, видеофильм, книги, мобильный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Формы работы: групповая с элементами ролевой игры.

Тип урока:

по дидактическим целям - изучение нового материала;

по методам обучения – ролевая игра.

План урока

1. Организация урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебных задач. Изучение новой темы.

3. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся. Релаксация.

4. Итог урока. Оценивание ответов учащихся. Достижение цели.

5. Решения теста при использовании ноутбуков. Практическая часть, выполнение заданий в контурных картах.

6. Домашнее задание.

1. Этап - организационный.

Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.

2. Этап - актуализация знаний учащихся.

Учитель. Мы начинаем изучать физико-географические районы России.

Вопрос №1. Назовите и покажите все эти районы на физической карте России.

Тема урока. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

Учитель. Ребята, нам предстоит выяснить, что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на хозяйственную деятельность.

Чтобы решить задачи, необходимо исследовать следующие вопросы.

1. Географическое положение и рельеф Русской равнины.

2. Климат и внутренние воды.

3. Природные зоны Русской равнины.

4. Природные ресурсы и их использование.

5. Экологические проблемы Русской (Восточно-Европейской) равнины.

Изучение Русской равнины мы начинаем с определения географического положения района, так как оно определяет особенности ПТК.

Дайте определение понятия “географическое положение”.

Географическим положением называют – положение какого-либо объекта или пункта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.

Актуализация знаний

Вопрос №2. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?

Ответ. В основу деления положены рельеф и геологическое строение- азональные компоненты.

Вопрос №3. Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся - это Русская равнина, или как она еще называется Восточно-Европейская равнина.

Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия?

Ответ. Русская – потому что здесь центр России, на равнине располагалась Древняя Русь. Здесь живет большинство русских в России.

Вопрос №4. Почему Восточно-Европейская?

Ответ. Равнина расположена на востоке Европы.

3. Этап. Работа в группах.

Сегодня работа в группах, вы получаете задания и инструкции по выполнению заданий, на которую отведено 5 минут.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями исследовательского характера (в ходе работы ребята составляют на отдельных листах схему своего ответа), получают оценочные листы.

Оценочный лист

№ п/п Фамилия, имя Оценка за
ответы
Оценка за
тест
Итоговая
отметка

Исследования учащихся.

Группа №1

Проблемный вопрос: Как географическое положение определяет особенности природы Русской равнины?

1. Моря, омывающие территорию Русской равнины.

2. К бассейну какого океана они относятся.

3. Какой из океанов имеет наибольшее влияние на особенности природы равнины?

4. Протяженность равнины с севера на юг по 40 градусу в.д. (1 градус=111 км.).

Вывод. Равнина занимает западную часть России. Площадь составляет около 3 млн. км кв. Влияние на особенности природы оказывают Северный Ледовитый и Атлантический океаны.

Русская равнина занимает почти все западную, европейскую, часть России. Она простирается от побережий Баренцевого и Белого морей – на севере до Азовского и Каспийского морей - на юге; от западных границ страны до Уральских гор. Протяженность территорий с севера на юг превышает 2500 км, площадь равнины в пределах России около 3 млн. км кв.

С географическим положение равнины связано влияние на особенности ее природы морей Атлантического и наименее суровых морей Северного Ледовитого океанов. На Русской равнине наблюдается самый полный набор природных зон (от тундр до пустынь умеренного пояса). На большей части ее территории природные условия достаточно благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Группа №2

Проблемный вопрос: Как сформировался современный рельеф равнины?

1. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод:

Как влияет тектоническое строение на рельеф равнины? Что такое древняя платформа?

2. Какие территории имеют наибольшую и самую низкую абсолютные высоты?

3. Рельеф равнины разнообразный. Почему? Какие внешние процессы формировали рельеф равнины?

Вывод. Русская равнина расположена на древней платформе - Русской. Наибольшая высота - горы Хибины 1191 м, наименьшая - Прикаспийская низменность - 28 м. Рельеф разнообразный, сильное влияние оказал ледник на севере, на юге текучие воды.

Русская равнина расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент Русской равнины залегает на различной глубине и выходит на поверхность в России лишь на Кольском полуострове и в Карелии (Балтийский щит) На остальной территории фундамент перекрыт осадочным чехлом разной мощности.

Чехол сглаживает неровности фундамента, но все же они, как на рентгене, “просвечивают” сквозь толщу осадочных пород и предопределяют размещение самых крупных возвышенностей и низменностей. Наибольшую высоту имеют горы Хибины на Кольском полуострове,они находятся на щите, наименьшую- Прикаспийская низменность - 28 м, т.е. На 28 м ниже уровня Мирового океана.

Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж приурочены к поднятиям фундамента. Прикаспийская и Печорская низменности соответствуют понижениям.

Рельеф равнины достаточно разнообразный. На большей части территории он пересеченный и живописный. В северной части на общем фоне низменной равнины разбросаны небольшие возвышенности и гряды. Здесь через Валдайскую возвышенность и Северные Увалы проходит водораздел между реками, несущими свои воды на север и северо-запад (Западная и Северная Двина, Печора) и текущими на юг (Днепр, Дон и Волга с их достаточно многочисленными притоками).

Северная часть Русской равнины формировалась древними ледниками. Кольский полуостров и Карелия находится там, где интенсивно шла разрушительная деятельность ледника. Здесь часто на поверхность выходят прочные коренные породы со следами ледниковой обработки. Южнее, где шло накопление принесенного ледником материала, образовались конечно – моренные гряды и холмисто – моренный рельеф. Моренные холмы чередуются с понижениями, занятыми озерами или заболоченными.

Вдоль южной границы оледенения талые ледниковые воды отложили массу песчаного материала. Здесь возникли плоские или слегка вогнутые песчаные равнины. В настоящее время их пересекают слабо врезанные речные долины.

Южнее чередуются крупные возвышенности и низменности. Среднерусская, Приволжская возвышенности и Общий Сырт разделены низменностями, по которым протекают Дон и Волга. Здесь распространен эрозионный рельеф. Особенно густо и глубоко расчленены оврагами и балками возвышенности.

Крайний юг Русской равнины, заливавшийся морями в неогеновое и четвертичное время, отличается слабым расчленением и слегка волнистой, почти плоской поверхностью. Русская равнина расположена в умеренном климатическом поясе. Лишь крайний север ее находится в субарктическом поясе.

Релаксация. Ребята рассматривают слайды с пейзажами природы, и с музыкальным сопровождением.

Группа №3

Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?

1. Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.

2. Как влияет Атлантический океан на климат равнины?

3. Какую погоду приносят циклоны?

4. По климатической карте: определите средние температуры января и июля, годовое количество осадков в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде.

Вывод. Климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку. Наибольшее влияние оказывает Атлантика.

Климат Русской равнины умеренно- континентальный. Континентальность нарастает к востоку и особенно к юго – востоку. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение атлантических воздушных масс до восточных окраин равнины, а арктических – далеко на юг. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое понижение температуры и заморозки, а летом – засухи.

Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. Она находится под влиянием западного переноса воздушных масс и движущихся со стороны Атлантики циклонов. Особенно сильно это влияние прослеживается в северной и средней частях Русской равнины. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. Увлажнение здесь избыточное и достаточное, поэтому много рек, озер и болот. В полосе максимального количества находятся истоки крупнейших рек Русской равнины: Волги, Северной Двины. Северо-запад равнины - один из озерных районов страны. Наряду с крупными озерами - Ладожским, Онежским, Чудским, Ильмень – здесь имеется множество мелких, расположенных в понижениях между моренными холмами.

В южной части равнины, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное. Летом нередко бывают засухи и суховеи. Нарастание сухости климата идет к юго-востоку.

Группа №4

Проблемный вопрос: Как вы объясните слова А.И.Воейкова: “Реки – продукт климата”?

1. Найдите и назовите крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся?

2. Почему реки текут в разные стороны?

3. Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?

4. На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство их находится на северо-западе равнины. Почему?

Вывод. Реки имеют весеннее половодье, питание - смешанное.

Большинство озер находится на северо-западе равнины. Котловины ледниково-тектонические и подпрудные, т.е. влияние древнего ледника.

Все реки Русской равнины имеют преимущественно снеговое питание и весеннее половодье. Но реки северной части равнины по величине стока и его распределению по сезонам года существенно отличаются от рек южной части. Северные реки многоводны. В их питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды, потому сток более равномерно распределен в течение года, чем у южных рек.

В южной части равнины, где увлажнение недостаточное, реки маловодны. Доля дождевых и грунтовых вод в их питании резко сокращается, поэтому подавляющая часть стока приходится на короткий период весеннего половодья.

Самой длинной и многоводной рекой Русской равнины и всей Европы является Волга.

Волга – одно из главных богатств и украшений Русской равнины. Начинаясь из небольшого болотца на Валдайской возвышенности, река несет свои воды в Каспийское море. Она вобрала в себя воды сотен рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине. Основными источниками питания Волги служат снеговые (60%) и грунтовые (30%) воды. Зимой река замерзает.

Пересекая на своем пути несколько природных зон, она отражает в водной глади и большие города, и величественные леса, и высокие склоны правобережий, и прибрежные пески прикаспийских пустынь.

Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, регулирующих ее сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает электроэнергией города и села Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Волга – это река – труженица, артерия жизни, мать русских рек, воспетая нашим народом.

Из озер Русской равнины самым большим является Ладожское озеро. Его площадь составляет 18100 км. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км при максимальной ширине 124 км. Средняя глубина - 51 м. Наибольшие глубины (203 м) озеро достигает в своей северной части. Северный берег Ладожского озера – скалистый, изрезанный узкими длинными заливами. Остальные берега низкие и пологие. На озере множество островов (около 650), большая часть которых находится близ северного берега.

Озеро замерзает полностью лишь к середине февраля. Толщина льда достигает 0,7–1 м. Вскрывается озеро в апреле, но ещё долго льдины плавают по его водной глади. Лишь во второй половине мая озеро полностью освобождается ото льда.

На Ладожском озере часы туманы затрудняющие судоходство. Нередко случаются сильные продолжительные штормы, когда волны достигаю высоты 3 метра. По условиям судоходства Ладогу приравнивают к морям. Озеро связано через Неву с Финским заливом Балтийского моря; через реку Свирь, Онежское озеро и Беломорско – Балтийский канал – с Белым и Баренцевым морями; через Волго-Балтийский канал – с Волгой и Каспием. В последние годы наблюдается сильное загрязнение воды Ладожского озера промышленными в его бассейне. Остро стоит проблема сохранения чистоты озера, так как воду из Ладоги получает г.Санкт- Петербург. В 1988 г. принято специальное постановление по охране Ладожского озера.

4. Этап. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

Вывод по изученной теме

Восточно-Европейская (Русская) равнина обладает исключительно разнообразными природными условиями и ресурсами. Это обусловлено геологической историей развития и географическим положением. С этих мест началась русская земля, с давних пор равнина заселялась и осваивалась людьми. Не случайно, что именно на русской равнине расположена столица страны - Москва, наиболее развитый экономический район - Центральная Россия с самой высокой плотностью населения.

Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А.С. Пушкиным,

М.Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И.И. Левитана, И.И.Шишкина, В.Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.

5. Этап. Практическая часть урока. Для закрепления и усвоения учебного материала ребята выполняют тест на ноутбуках (упражнения с глазами), по команде учителя нажать клавишу “результат”.

Подведение итогов, оформление оценочных листов.

Практическая часть в рабочих тетрадях стр. 49 (задание №2).

Выставление оценок в дневниках.

6. Этап. Домашнее задание: параграф 27, рабочая тетрадь стр. 49 (задание №1).

Самоанализ урока географии

Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями, класс развивающего обучения.

Учащиеся владеют навыками аналитической мыслительной деятельности.

Тип урока - комбинированный, с элементами ролевой игры. Исходя из темы и типа урока, особенностей ученического коллектива были определены следующие цели урока:

Выявить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого района;

Совершенствовать умения работать с картами атласа, текстом учебника, компьютером, составлять логические опорные схемы;

Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, высказывать суждения;

Развивать навыки исследовательской деятельности;

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимопомощь;

Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1. По источникам передачи и восприятия информации:

- словесные - формулирование целевых установок, разъяснение способов деятельности;

- наглядные - карты, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный класс;

- практические - работа с картами атласа, учебником, рабочей тетрадью, с помощью ноутбуков.

2. По характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный - учащийся работали с терминами;

- исследовательский - выявляли особенности, устанавливали причину и следствие;

- сравнивали , объясняли, анализировали проблемные вопросы.

На уроке использованы следующие формы организации учебной деятельности:

1. Индивидуальные-каждый ученик работал с текстом учебника, картами атласа, выполнял задания контроля.

2. Парные - обсуждения,взаимоконтроль.

3. Групповые - творческая работа.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1. Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2. Принцип осознанного процесса обучения.

3. Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1. Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия.

2. Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.

3. Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

Этапы урока

1 этап – организационный.

Задачей этапа является обеспечить благоприятную психологическую обстановку для учебной деятельности.

2 этап – актуализация опорных знаний.

На этом этапе учитель обеспечивает воспроизведение тех знаний и умений, на базе которых будет выстраиваться новое содержание. Реализация целевых установок, формирование умений определять цель, планировать свою учебную деятельность.

3 этап – изучение нового материала, работа в группах.

Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление усваиваемых учащимися понятий, создание условий для освоения учащимися знаний в форме деятельности.

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Использование исследовательского метода обучения по установлению причинно-следственных связей.

3. Совершенствование умений по анализу текста, составлению схем.

4. Работа с текстом учебника с целью выработать научное мышление.

5. Творческое задание направлено на закрепление умений анализировать карты атласа, а также на развитие умственной мыслительной деятельности. развитие логики.

4 этап – итог урока, закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачей этапа является - обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала. Совершенствование оценочных действий.

5 этап – практическая часть, логическое завершение урока.

6 этап – информация о домашнем задании.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы: комбинированный урок с элементами ролевой игры. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.