Болезни Военный билет Призыв

Усадьбы русских писателей и поэтов. Усадьбы и имения русских писателей. А. С. Пушкин: Михайловское

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» — яркий пример творческого своеобразия таланта Маяковского. Поэт был сложной противоречивой личностью. Его произведения не укладывались в принятые стандарты. В царской России движение футуристов резко осуждалось. Маяковский горячо приветствовал революцию. Он верил, что после государственного переворота жизнь людей кардинально изменится, причем в несравненно лучшую сторону. Поэт жаждал перемен не столько в политике, сколько в сознании человека. Его идеалом было очищение от всех предрассудков и пережитков буржуазного общества.

Но уже первые месяцы существования советской власти показали, что подавляющая масса населения осталась прежней. Смена режима не произвела революции в сознании человека. В душе Маяковского растет непонимание и неудовлетворенность результатами. Впоследствии это приведет к тяжелому душевному кризису и самоубийству поэта.

В 1918 г. Маяковский написал стих «Хорошее отношение к лошадям», которое выбивается из общего ряда хвалебных произведений, созданных в первые дни революции. В период, когда ломке подвергаются существенные основы государства и общества, поэт обращается к странной теме. Он описывает свое личное наблюдение: на Кузнецком мосту упала обессилевшая лошадь, что моментально собрало кучу зевак.

Маяковский поражен ситуацией. В стране происходят грандиозные перемены, влияющие на ход мировой истории. Происходит строительство нового мира. Между тем в центре внимания толпы – упавшая лошадь. А самое печальное в том, что никто из «строителей нового мира» не собирается помочь бедному животному. Раздается оглушительный смех. Из всей огромной толпы сочувствие и сострадание испытывает один поэт. Он способен по-настоящему увидеть «глаза лошадиные», наполненные слезами.

В обращении лирического героя к лошади заложена основная мысль произведения. Равнодушие и бессердечие людей привели к тому, что человек и животное поменялись местами. Лошадь обременена тяжелым трудом, она на общих основаниях с человеком вносит свой вклад в совместное нелегкое дело. Люди же проявляют свою животную натуру, насмехаясь над ее страданиями. Лошадь для Маяковского становится ближе и роднее, чем окружающий его «человеческий мусор». Он обращается к животному с теплыми словами поддержки, в которых признается что «все мы немножко лошади». Человеческое участие придает лошади силы, она самостоятельно встает и продолжает свой путь.

Маяковский в своем произведении критикует людей за черствость и равнодушие. Он считает, что только взаимная поддержка и помощь помогут его согражданам преодолеть все трудности и не утратить человеческий облик.

Особенности русской литературной усадьбы

Р усская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове - созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В «деревне» жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской.

При мысли о русских литературных усадьбах в голову сразу же приходит названий двадцать - если не больше. Еще столько же можно добавить, немного подумав и покопавшись в памяти. Вообще литературной усадьбе в России повезло больше, чем какой-либо иной. Внимание к таким памятным местам никогда не ослабевало. По-видимому, это объясняется спецификой русского национального характера. В свое время Д. С. Лихачев писал, что «в России… нацией стала литература». Действительно, для русского человека искусство слова является важнейшим из искусств. Именно этим объясняется столь своеобразное и не имеющее аналогов в мировой культурной практике явление, как самовозрождение русской литературной усадьбы.

Спасское-Лутовиново сгорело в огне первой русской революции в 1906 году. Такая же участь постигла Шахматово, но несколько позднее - уже после 1917 года. Из «пушкинских усадеб» чудом в неприкосновенности до наших дней дошло только Болдино, а Михайловское горело дотла несколько раз. Дом в Овстуге был продан «на кирпич» потомками Ф. И. Тютчева и разобран незадолго до Первой мировой войны. Ныне всему сказанному трудно поверить, но это всего лишь единичные, взятые наугад примеры, когда на пепелище вновь забурлила жизнь. Вообще судьба благоволила лишь к некоторым из русских литературных усадеб когда наследники вовремя позаботились о том, чтобы они сохранили свой культурный статус. Таковы Мураново, Ясная Поляна, Тарханы, Щелыково. Другим же пришлось пережить множество перипетий.

Следует отметить и то, что литературные усадьбы имеют тенденцию не только возрождаться из пепла, но и расти вширь. Эталоном является Михайловское, уже немыслимое без Тригорского и Петровского. По тому же пути присоединения к себе соседних мемориальных усадеб (причем не всегда литературных) идут Болдино, Хмелита, Шахматово. Образуются как бы целые исторические регионы, но основу их составляют именно литературные усадьбы.

Понятно, что счастливая судьба большинства литературных усадеб определялась еще и тем, что у истоков их возрождения и обновления стояли яркие личности, отдавшие избранному делу не только свою незаурядную энергию, но и собственный богатейший культурный потенциал. Мураново долгое время возглавлял внук поэта Н. И. Тютчев, а наследником его стал выдающийся литературовед К. В. Пигарев. Поистине всероссийскую славу обрел С. С. Гейченко; но рядом с ним вполне можно поставить многолетнего директора Мелихова Ю. У. Авдеева. Надо подчеркнуть, что последние оба были талантливыми литераторами, и написанное ими - незаурядный вклад и в пушкинистику и в чеховедение. Замечательной фигурой является директор Хмелиты В. Е. Кулаков, вынесший на своих плечах нелегкое бремя восстановления грибоедовской усадьбы. Эта тенденция имеет продолжение и в наши дни. Пример - Ясная Поляна, где вновь правят Толстые.

Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель - и великий и малый - творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж - все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники - связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует разъяснительного анализа.

О литературной усадьбе в России можно говорить начиная с середины XVIII века. Налицо хронологическое совпадение с эпохой бурного усадебного строительства. С другой стороны, именно с этого времени начинается расцвет новой русской литературы. Если к допетровской Руси применимо понятие литературной жизни, то она сосредотачивалась либо в крупных городах (Москва, Новгород, Тверь), либо в монастырях. После указа «о вольности дворянской» приоритет был перенесен с государственной службы на частную жизнь. Это дало возможность дворянам - наиболее образованному классу того времени - посвятить себя культурным и творческим занятиям. Первыми знаменитыми литературными усадьбами, многократно описанными в стихах и постоянно упоминаемыми в переписке, стали Званка Г. Р. Державина и Гребнево М. М. Хераскова. «Деревенская жизнь» становится как бы продолжением столичной. Среди гостей усадьбы многие представители интеллектуальной элиты. Переселение в деревню уже не означало уход на покой вдали от деятельной жизни.

Усадьба образованного, погруженного в творческий труд дворянина превращается в культурный центр округи. В таких усадьбах не только сосредоточиваются обширные книжные собрания, но и «физические кабинеты», минералогические и ботанические коллекции. В некоторых усадьбах даже устраивались типографии и издавались книги (Рузаевка поэта Н. Е. Струйского). До начала XIX века литература еще не стала специфической сферой, обособленной от науки и философии. Энциклопедизм был одной из определяющих сторон эпохи. С этой точки зрения к литературным усадьбам того времени следует причислить Васькино историка М. М. Щербатова (сюда приезжал в юности его племянник П. Я. Чаадаев), Авдотьино книгоиздателя Н. И. Новикова, Дворяниново знаменитого садовода и «землеустроителя» А. Т. Болотова. Дальнейшая профессионализация литературного труда изменила и упорядочила картину.

Уже сказано, что список русских литературных усадеб включает несколько десятков названий. В первую очередь следует выделить усадьбы, где крупнейшие писатели в силу тех или иных обстоятельств провели большой отрезок жизни и создали целый ряд значительных произведений. Таковы Михайловское (А. С. Пушкин), Ясная Поляна (Л. Н. Толстой), Спасское-Лутовиново (И. С. Тургенев), Щелыково (А. Н. Островский), Красный Рог (А. К. Толстой), Воробьевка (А. А. Фет), Мелихово (А. П. Чехов). Сюда же с некоторыми оговорками можно причислить Хантоново (К. Н. Батюшков), Мураново (Е. А. Баратынский), Шахматово (А. А. Блок). Другие известные усадьбы связаны с детскими годами известных литераторов. Это Даниловское (К. Н. Батюшков), Тарханы (М. Ю. Лермонтов), Хмелита (А. С. Грибоедов), Овстуг (Ф. И. Тютчев), Спас-Угол (М. Е. Салтыков-Щедрин), Рождествено (В. В. Набоков). Некоторые усадьбы знамениты не столько благодаря владельцам, сколько благодаря гостям. В их числе: Остафьево (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), Виноградово (И. А. Крылов), Середниково (М. Ю. Лермонтов), Приютино (И. А. Крылов, поэты «пушкинского круга»), Знаменское-Губайлово (поэты «серебряного века»).

В последнее время большое внимание привлекает Слепнево, связанное с именами Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это, пожалуй, хронологически последняя знаменитая литературная усадьба. Дальше можно говорить только о «даче».

Тема русской усадьбы ностальгически прозвучала в поэзии крупнейшего русского поэта XX века Б. Л. Пастернака. В юности он соприкоснулся с усадьбой, но уже как «дачник». С именем Пастернака связан целый ряд усадеб. В Оболенском (вблизи Малоярославца) летом 1903 года произошла встреча с композитором А. Н. Скрябиным, оставившая след на всю жизнь. В Молодях (1913 год) были написаны стихи, вошедшие в первую книгу поэта «Близнец в тучах». Особо следует отметить Жучки (Голышкино). Эта усадьба (уже ранее прозвучавшая в русской поэзии, так как в ней прошло детство другого выдающегося поэта, А. Н. Майкова) стала ареной юношеского романа Пастернака с будущей героиней книги «Сестра моя - жизнь». В стихотворении «Старый парк» из цикла «Стихи о войне» (1941 год) описана усадьба Измалково (вблизи писательского дачного поселка Переделкино).

Как правило, литературные усадьбы принадлежат к усадьбам средней руки. Такие усадьбы включают в себя деревянный одноэтажный дом незамысловатой архитектуры и несколько жилых и хозяйственных флигелей. Липовая аллея и большая клумба перед домом заменяли парк.

Выдающиеся архитектурные комплексы среди литературных усадеб являются исключением (Остафьево, Середниково). Особо следует отметить Красный Рог. Предание приписывает Б. Растрелли проект главного дома этой усадьбы.

Лишь некоторые из литературных усадеб являются высокохудожественными произведениями искусства. Остафьево, Середниково, Мураново представляют собой своего рода «синтез архитектуры и поэзии». В усадьбе границы искусств размывались. К примеру, в Абрамцеве и Приютине наряду с литературой процветали живопись и музыка. То же можно сказать о литературе и науке. Шахматово и Боблово (усадьба Д. И. Менделеева) закономерно рассматриваются как единый культурный комплекс. В Демьянове прошли детские годы А. Белого. Одновременно здесь на даче жили известные профессора Московского университета. В первую очередь необходимо упомянуть ботаника К. А. Тимирязева, оборудовавшего в усадьбе лабораторию. Демьяново тесно связано и с музыкальной жизнью России (С. И. Танеев, П. И. Чайковский). Владелец усадьбы, известный адвокат В. И. Танеев (старший брат композитора), собрал здесь редкую по полноте библиотеку по общественным наукам. Любимовка не только «малая родина» Художественного театра. В этой усадьбе А. П. Чехов написал «Вишневый сад».

Особо следует подчеркнуть, что деревенская тема пришла в русскую литературу благодаря усадьбе. В Дулебине Д. В. Григорович нашел сюжеты своих известных повестей - «Деревня» и «Антон-горемыка». В этих повестях описаны подлинные судьбы крестьян Дулебина. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «деревенские поэмы» Н. А. Некрасова («Мороз Красный Нос», «Коробейники») были бы невозможны без Спасского-Лутовинова и Карабихи. М. Е. Салтыков-Щедрин в Витеневе собрал богатый материал для описания пореформенной деревни («Убежище Монрепо»).

Связь с усадебной культурой прослеживается и в творчестве писателей-урбанистов. Самым ярким примером является Ф. М. Достоевский. В его произведениях постоянно всплывали воспоминания об усадьбе Даровое, где он в детстве в течение нескольких лет проводил летние месяцы.

Нетрудно отыскать ностальгические отзвуки темы русской усадьбы у писателей-разночинцев. Например, герой повестей Н. Г. Помяловского «Молотов» и «Мещанское счастье» постоянно задает себе тоскливый вопрос: «Где же те липы, под которыми прошло мое детство?»

Как культурный феномен, литературная усадьба пережила революцию и послереволюционные катаклизмы. Характерно, что Дома творчества Литфонда в советское время первоначально создавались на основе литературных усадеб (дом М. А. Волошина в Коктебеле, дача известного театрального антрепренера Ф. А. Корша в Голицыне под Москвой). Особо следует сказать о Малеевке. Это была усадьба В. М. Лаврова, редактора-издателя журнала «Русская мысль». Она описана в известной повести А. П. Чехова «Дом с мезонином».

В заключение следует опять подчеркнуть, что классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно. Думается, что мы присутствуем отнюдь не при окончательной гибели русской усадьбы, а, наоборот, где-то у начала нового витка ее культурной истории. Свой потенциал русская усадьба (в том числе и литературная) еще далеко не исчерпала.

Еще следует сказать, что автор не ставит целью дать читателю своего рода энциклопедию русской литературной усадьбы. Такая книга представляла бы собой увесистый том, да и далеко не каждому она была бы интересна. Ведь от многих перечисленных выше усадеб сохранились только остатки парка. Поэтому автор прежде всего описывает те усадьбы, которые в наши дни остаются целостными комплексами; большинство их - музеи. Там всюду «есть на что посмотреть».

История литературы знает целый ряд писателей, упорно писавших в стол, не помышлявших ни о читателе, ни о славе, кажется, вообще лишенных каких-либо литературных амбиций, но ставших после смерти необычайно знаменитыми - что, кажется, удивило бы их. По-видимому, здесь дело не в отсутствии честолюбия, а в своеобразной жизненной позиции. Такой писатель берется за перо потому, что это «потребность души». Для него главное - как можно лучше исполнить то, к чему он считает себя предназначенным; только тогда он ощутит себя честным перед Богом и людьми - а большего ему и не надо.

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Поперек течения, или Уроки русской литературной «ереси» Когда критик современной литературы, откликающейся, как правило, на злобу дня, на то, чем мы с вами нынче живем и дышим, издает вдруг книгу, посвященную событиям давно минувшим, писателям былого века, это диктуется

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Борису Эйхенбауму О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе),

Из книги Том 2. Советская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

По поводу резолюции ЦК о литературной политике* Недавно опубликованная резолюция ЦК РКП о политике в области литературы1 имеет чрезвычайное значение. Во-первых, надо отметить некоторые ее политически очень важные тенденции. Они, конечно, не новы, они совпадают с

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Лютые патриоты (Особенности националистического дискурса в современной литературной критике) Что же делали все эти годы русские поэты? За ответом не требуется лезть в карман: страдали, пили, плакали и матерились. С. М. Казначеев. Современные русские поэты (М., 2006) 1В модной автора

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Берново и соседние усадьбы С милыми обитателями Тригорского – Прасковьей Александровной Осиповой – Вульф и её детьми Анной, Евпраксией, Алексеем Вульфами и падчерицей Алиной Осиповой – Пушкин встречался на Тверской земле, когда гостил в 1828–1833 годах в расположенных

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги автора

Особенности русского ума Название моей статьи – это название цикла лекций великого Ивана Павлова. Пытливый академик однажды на свой страх и риск огласил открытые им особенности национального разума. А риск был немаленький, поскольку на русском свете стояли времена

Из книги автора

Из книги автора

Особенности реализма в русской литературе Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем

У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие, причем не только книжное. Мы выбрали двадцать самых интересных памятных мест в жизни русских писателей.

Усадьба Тургенева в Спасском-Лутовиновом

У тургеневской усадьбы непростая судьба - после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым - они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить ее дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал своих «Отцов и детей», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудина», «Постоялый двор» и еще несколько произведений. К писателю в имение наведывались известные современники - Фет, Некрасов, Аксаков и другие.

Музей Пастернака в Чистополе

Чистополь - небольшой город в Татарстане, в 130 километрах от Казани. Во время Великой Отечественной войны он стал прибежищем для Союза советских писателей - в эвакуации здесь жили многие известные литературные деятели. В их числе Ахматова, Асеев, Цветаева и Пастернак. У последнего здесь есть свой мемориальный музей - небольшой особнячок конца XIX века, где Пастернак жил и работал во время войны. На втором этаже дома находится экспозиция «Чистопольские страницы». Она рассказывает о чистопольском периоде Пастернака и его взаимоотношениях с эвакуированными коллегами. В музее представлены также предметы быта писателя, включая его рабочий стол. Интерьер сохранен настолько хорошо, что кажется, будто вот-вот в комнату зайдет сам знаменитый хозяин.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области

Имя Ломоносова в первую очередь вызывает ассоциации с наукой, но не стоит забывать, что Михаил Васильевич был еще и прекрасным литератором. Белинский называл его основателем и отцом русской поэзии. Поэтому музей в селе Ломоносово, расположенный на месте усадьбы семьи знаменитого ученого и поэта, имеет особое значение, в том числе для тех, кто испытывает интерес к русской литературе. Самого дома семьи Ломоносовых уже давно нет, однако сохранился пруд, который выкопал отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. В самом музее представлено шесть экспозиций, рассказывающих о разных направлениях работы великого человека, в том числе и поэтическом.

Елецкий музей Бунина

Если вдруг судьба однажды занесет вас в город Елец, обязательно побывайте в музее Бунина. Ориентир - длинная изба с резными белыми наличниками. Музей был открыт в конце 80-х, его появлению предшествовала серьезная исследовательская работа. Дело в том, что Бунин жил в Ельце в разных местах, в итоге был выбран дом, где он провел три года жизни, будучи учеником Елецкой мужской гимназии. В пространстве музея очень достоверно воссоздана атмосфера конца XIX века. Демонстрируют личные вещи Бунина, книги с его автографами и другие важные раритеты.

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта.

Усадьба Пушкина в Михайловском

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, ее знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.

Музей Тютчева в Овстуге

Овстуг - малая родина Федорова Тютчева, здесь он родился и провел детство. В Овстуге в Тютчеве оформился тот самый романтический поэт-лирик, которым мы все его знаем со школы. Увы, та усадьба, которая сегодня выполняет функцию музея, это не подлинное родовое имение Тютчевых. Дом семьи поэта постигла та же участь, что и многие другие дворянские гнезда прошлого - запустение и затем полное исчезновение. Дом Тютчева был воссоздан в 1985 году по проекту архитектора Городкова. В нем три зала, рассказывающих о разных периодах жизни поэта, две мемориальные комнаты, а также комнаты, посвященные его близким и потомкам.

Музей Лескова в Орле

Для русской литературы Орел и его окрестности имеют особое значение - здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков - это, пожалуй, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей - живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, - особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.

Музей Блока в Шахматово

Официальное название этого места очень длинное - Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Расположена усадьба в Солнечногорском районе Московской области. Блок проводил здесь каждое свое лето, и можно смело сказать, что именно Шахматово стало духовной родиной поэта. Тут он написал не менее 300 произведений. Упоминание окрестностей усадьбы можно встретить в блоковских «На железной дороге» и «Все это было, было, было». Ну и, конечно, с Шахматово связаны дела сердечные Блока - здесь он встретил свою Любовь с большой буквы - дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну Менделееву. Неудивительно, что впоследствии поэт назовет Шахматово «родными местами», в которых он «провел лучшие времена жизни».

Усадьба Некрасова в Карабихе

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе - большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов - первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.

Музей-заповедник Островского в Щелыково

«Что за реки, что за горы, что за леса!» - описывал в своем дневнике Александр Островский местечко Щелыково в Костромской области. Здесь начиная с 1867 года великий русский драматург проводил по 4-5 месяцев, после того как выкупил вместе с братом отцовскую усадьбу у своей мачехи. Считается, что именно Щелыково более всего вдохновляло Островского, однако оно же и сильно подорвало его дух. Это случилось после того, как местные крестьяне попытались поджечь его дом. Это настолько потрясло Островского, что у него до самой смерти тряслись руки и голова, прожил он после этого недолго. В сохранившемся Доме-музее Островского есть немало подлинных предметов драматурга, включая старинное фортепиано, под аккомпанемент которого часто пела его супруга Мария Васильевна.

Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого

Род Толстых, как известно, был богат на литературные дарования. Один из отпрысков - Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт и драматург - знаком нам по роману «Упырь», «Князь Серебряный», трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», а также по лирической поэзии вроде стихотворений «Средь шумного бала случайно». С 1861 года Алексей Толстой переехал на постоянное проживание в свое родовое имение в Красном Роге - небольшой уютный «охотничий замок». Здесь он прожил до самой своей смерти и был похоронен в усыпальнице часовни XVIII века по соседству. К сожалению, дом во время войны сгорел, и его пришлось воссоздавать заново.

Музей-заповедник Есенина в Константиново

На высоком берегу Оки в 43 километрах от Рязани расположено село Константиново. Здесь родился поэт Есенин, и здесь же сегодня находится его музей. Это целый комплекс строений, но его сердце - небольшая, самая обычная бревенчатая русская изба, родительский дом, куда в 20-е годы поэт приезжал на отдых. Вот стоит печь-голландка, возле которой в холодное время года спал Есенин, а вот ведерный самовар, который использовался для семейных чаепитий, - интерьер дома очень живой, максимально достоверно передающий семейную атмосферу Есениных. За домом стоит амбар, построенный еще в 1913 году. На лето Есенин устраивал здесь себе спальню и рабочий кабинет.

Даровое и усадьба Достоевского

Даровое - это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провел детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня - вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим - здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причем поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Это место в специальных рекомендациях не нуждается - о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далекие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы - собственно сам дом Толстого, где все так, как было при жизни писателя, его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но все же дом удалось спасти.

Дом Анны Ахматовой и Николая Гумилева

В Тверской области, недалеко от села Градницы, когда-то находилось село Слепнево. Там стоял деревянный дом, в котором жили поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. В тридцатые годы в Градницах сгорела школа, поэтому дом в Слепнево аккуратно разобрали и перевезли в Градницы. Долгое время в нем учились сельские дети, и только в 1989 году, к столетию со дня рождения Анна Ахматовой, из дома сделали музей. В этой простой русской усадьбе Гумилев и Ахматова прожили с 1911 по 1917 год, о чем сообщает памятная табличка. В доме два этажа и несколько комнат, где сохранились личные вещи поэтов.

Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Тарханы, пожалуй, самое известное лермонтовское место в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенес смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, в Тарханах покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника - картина «Кавказский вид близ селения Сиони».

Дом Цветаевой в Елабуге

Елабуга - небольшой, очень уютный и аккуратный городок в Татарстане. Одна из его главных достопримечательностей - дом Марины Цветаевой, куда ее поселили в 1941 году и где она провела последние годы своей жизни. Музейную экспозицию здесь открыли сравнительно недавно - в 2005 году. В доме воспроизведена атмосфера тех лет и представлены личные вещи Цветаевой. Самый ценный экспонат - сафьяновая записная книжка, которую вынули из кармана Цветаевой уже после ее смерти. Есть также прядь волос поэта и пудреница ее дочери.

Музей Чехова в Мелихове

Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни - с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом - так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей в Мелихове насчитывает ни много ни мало 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников-друзей Чехова - Левитана, Поленова, Серегина и других.

Музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева

Эта старинная дворянская усадьба XIX века находится в 50 километрах от Москвы. Здесь в разное время проживали два знаменитых поэта - сначала Евгений Баратынский, по чертежам которого и было построено имение, а затем Федор Тютчев, чьи семейные реликвии и рукописи хранятся сегодня именно в Муранове. Комплекс объединяет в себе сразу несколько построек: главный усадебный дом, домовую церковь Спаса Нерукотворного и еще несколько зданий. Все это окружает очень живописный парк с частично сохранившейся системой прудов.

Переделкино, Дом писателей

Подмосковное Переделкино - это, конечно, прежде всего Писательский городок, знаменитые литературные дачи, где в прошлом веке жили все главные действующие лица русскоязычной литературы XX века. Список и правда получается очень длинный - от Исаака Бабеля до Андрея Вознесенского. Писательский городок был создан по совету Максима Горького - в тридцатые Литфонд выделил средства на строительство 50 дач по немецким проектам. Про литературную жизнь Переделкино можно рассказывать очень долго - литературой здесь пропитан каждый квадратный сантиметр. К слову, именно в Переделкино Корней Чуковский устраивал чтения своих произведений всей окрестной детворе.

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.