Болезни Военный билет Призыв

Употребление собирательных имен числительных. Сочетание собирательных числительных с существительными. Склонение имен числительных

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.



Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.


Принципы классификации звуков речи


Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).


Слог. Ударение


Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.


Фонема как единица языка


В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].


Транскрипция


Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.

Интонация и ее элементы


Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его

смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя:

1) мелодику речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе;

2) ритм речи, т. е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического;

3) интенсивность речи, т. е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;

4) темп речи, т. е. скорость ее протекания, длительность звучания во времени;

5) тембр речи, т. е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки.

Интонация оформляет высказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего и ситуацию общения в целом.

Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах. Поставьте ударение, составьте 5-7 предложений.

Стая белок - растительный белок; орган речи - звучит орган, величественный замок - дверной замок; пахнет духами - пахнет ветерком; живописные берега - с противоположного берега;

полноводные реки - вдоль берега реки; вести от близких - вести за руку ребенка; дремучие леса - опушка леса; пили кофе - пили дерево.


Орфоэпические и акцентологические нормы


ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия - 1) раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В русской орфоэпии выделяется несколько разделов:

6) произношение гласных;

7) произношение согласных (твердых и мягких, сочетаний согласных);

8) произношение отдельных грамматических форм;

9) особенности произношения иностранных слов;

10) ошибки в произношении отдельных слов.


Произношение безударных гласных


В современном русском литературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только под ударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция- это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы.

В меньшей степени подвержены редукции гласные звуки, которые находятся в первом предударном слоге, например, и [о] произносятся одинаково - как закрытый звук, обозначаемый в фонетической транскрипции значком -«крышечка» - [л]: [плкдй] - покой, [блзйр] - базар и т.п. От ударного [а] он отличается меньшей продолжительностью.

Произношение безударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляет собой особенность русского литературного произношения.

В остальных безударных слогах на месте [о] и [а} произносится краткий звук, обозначаемый в транскрипции знаком:к[ъ]лос6к, дёл[ь], шкдл[ъ].

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: ксиома,[а]блака.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первом предударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гатпь, а перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы э ]лётъ, лош[ы э ]дёй.

На месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и], обозначаемый в транскрипции [и е ], например: л[и е ]гугики, з[и е ]мля.

В остальных безударных слогах на месте букв ей я произносится краткий [и], обозначаемый в транскрипции знаком: п[ъ]тачбк, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний аа, он, до, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый в транскрипции [а], например: в[ одушевление, з[а]парк.

Отчетливое произношение безударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письменного облика слова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки в произношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров.

Ряд орфоэпических ошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письме ё) после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинстве исконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена - жёны, село - сёла и т.п.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год и истёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота).

Однако чаще всего колебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, ни стилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, по данным «Орфоэпического словаря русского языка» вариантным является произношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый, бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр, местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый и решётчатый.

Только [е] следует произносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер, единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп, совершенный вид (термин), шлем и др.

Только [о] графически ё следует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма, затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др.

Правильно произнесите слова и поставьте ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Зер, заостренный, запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье, гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица, острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный. Упражнение 2. Определите, в каких словах мы произносим [э] - графическое е, а в каких [о] - графическое ё.

Новорожденный, никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать, презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший, принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный (причастие).


Произношение согласных звуков


Произношение согласных звуков связано с законами уподобления и оглушения.

В конце слов и в середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: гроздь - гро[с"т"], луг - лу[к], варежка - варе[шк]а и т.д.

В сочетаниях «звонкий согласный + глухой согласный» или «глухой согласный + звонкий согласный» первый из них уподобляется второму: кружка - кру[шк]а, сговор - [зг]овор.

Сочетания отдельных согласных произносятся следующим образом:

си/, зад - [шш] или [ш:]: расшумелся - ра [ш:]умелся]

С^ФС} зле [жж] или [ж:]: сжарить - [ж:]арить;

зж у жж (внутри корня) - [ж"] или [ж:]: позже - по[ж:]е\

сч - [ш"]: счастье - [ш"]астье\

зч (на стыке корня и суффикса) - [ш 1 ]: приказчик - прика[ш" ]ик;

тч, дч - [ч"]: докладчик - докла[ч"]ик, отчаянный - от[ч" ]аянный;

тц, дц - [ц]: молодцы - моло[ц]ы, отцы - о[ц]ы\

дс, тс (на стыке корня и суффикса) - [ц]: братский - бра[ц]кий, заводской - заво[ц]кой\

в сочетаниях гк, гч [г] произносится как [х]: легкий ~ ле[х]кий.

Следует помнить, что звонкий согласный [г] в конце слова должен звучать как взрывной глухой [к]. Произношение фрикативного глухого [х] недопустимо, как диалектное (особенность южных говоров). Исключением является слово бог - 6о[х].

Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление по мягкости) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: снег - [с"н"эк], пятница - [п"ат"н"ицъ], гонщик - [гон"ш":ик], с зимы - [з"-з"имы].

В некоторых случаях смягчение твердых согласных перед мягкими в современном русском литературном языке при произношении является факультативным, т.е. необязательным: ветви [т"в"] и [те"}, съел [с"йэл] и [сйэл].

Не допускается смягчение [з] в суффиксе -изм, если согласный [м] твердый, например: материализм] и органи[зм].

Сочетание чн в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: точный, Млечный Путь и др. Лишь в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: двое[гин"]ик, в отчествах на -ична (Никити[шн]а). Встречаются слова с вариативным произношением: двухкопеечный [шн] и [чн].

Запишите в транскрипции произношение сочетания чн в следующих словах:

Банно-прачечный, бараночный, бочечный, будочник, булавочный, булочная, бутылочный, взяточник, горничная, горчичники, горячечный, гречневый, двоечник, пятикопеечный, девичник, молочный, встречный, калачный, ключница, нарочно, полуночник, пустячный, скворечник, яичница.

Выпишите слова, в которых следует произносить [шн].

Беспечный, войлочный, взяточничество, всенощная, горчичный, лавочный, сказочный, сердечный друг, сердечная мышца, дачный, мелочный, Кузьминична, Ильинична, скучно, подсвечник, очечник, ячневый, будничный, балалаечный.

Найдите слова, в которых произносится звук [з*]. Грязь, просьба, косьба, праздный, подсказка, указка, здесь, сделай, здоровье, нездоровится, здание, арбуз, мозг, вокзал, звездный, завистливый, здравствовать, сбежать, патриотизм, идеализм, позиция, безжалостный, зимовка, погрузка, приказчик. Укажите слова, в которых произносится звук [с].

Гносеология, мягкосердечный, созыв, агитпоезд, девиз, колхоз, союз, синтез, обсудить, подписать, надпись, низкий, узкий, вписать, скользкий, сгорел, угасший, расшитый, просчитаться, расчет, грустный, известный, завистливый, заводской, сжарить.

Молотьба, запад, западня, дно, денёк, декабрь, добрый, предлог, подкова, пиджак, дрель, пруд, пуд, пудинг, падение, падеж (именительный), подкуп, подкурсы, прядь, пядь (земли), плеяда, код, клад, кладовая, плед.

I. Угасший, трубка, замзав, безжалостный, просчитаться, отчасти, тридцать, детский, большевистский, капитализм, решаются, собираться.

II. Замерзший, голубка, зубчатый, сжатый, подписчик, докладчик, городской, солдатский, антифашистский, импрессионизм, добивается, видеться.

III. Расшитый, робкий, второй, безжизненный, резчик, подчистить, страстный, флотский, реваншистский, идеализм, говорится, мечтается.


Ошибки в произношении некоторых грамматических форм


На месте буквы г в окончаниях -ого/-его следует произносить [в]: красно[въ], то[во], четверто[въ]. Звук [в] на месте буквы г также произносится в словах сегодня, сегодняшний, итого.

Необходимо различать в произношении безударные окончания 3-го л. мн.ч. глаголов I и II спряжения; ко[л"ут], а не ко[л"ът], му[ч"ит], а не му[ч"и е т], не[л"ут], а не ме[л"ат], ды[шът], а не ды[гиут] и т.д.

В формах 2-го л. ед.ч. перед возвратным постфиксом -ся сохраняется согласный звук [ш]: смее[гисъ] или смее[гис"ъ]. Произношение в подобных случаях долгого [с] является орфоэпической ошибкой, например: купае[шсъ] или купае[шс"ъ], а не купае[с > ь].

Найдите слова, в которых следует произносить [г].

Генезис, нет угля, гренки, большого, сегодня, бог, кого, итого, сегодняшний, синего, чего, его, прекрасного, милого, доброго, любимого, разбег, некого, ни того, ни другого, белого, моего, огромного, никчемного, чудесного, нашего, алкоголь, денег, договоренность.

Выпишите слова, в которых произносится звук [в].

Травка, варежка, ватрушка, зеленого, моего, корова, мальчиковый, осведомить, Петров, гордиев узел, пасквиль, никого, в поле, апостроф, совсем, огонек в ночи, ходатайство, девушки, доставка, у костров, у домов, волосок, навек, восемь, весна.


Особенности произношения заимствованных слов


В книжных словах иноязычного происхождения и в некоторых именах собственных сохраняется безударный [о]: поэт, поэма, рококо, Золя, Шопен, сонет и др. В иностранных словах, которые носителями русского языка не воспринимаются как заимствование, наблюдается аканье: конспект, компресс, роман, бокал и др.

В начале слов иноязычного происхождения и после гласного на месте буквы э произносится [э]: экзотика, экстерьер, дуэлянт, пируэт.

Согласные л, г, к, х в иностранных словах перед е смягчаются: герцог, схема, молекула.

Согласные т, д, з, с, и, р чаще всего сохраняют твердость перед е: Вольтер, рандеву, термос, шедевр и др.

По данным «Орфоэпического словаря», во многих словах перед е допускается вариативное произношение: бандероль [н"д"е] и [ндэ], бизнесмен [знэ] и [мэ], доп. [з"н"е] и [м"е], депо [д"е] и [дэ]. Это связано с тем, что изменение качества согласных перед е в заимствованных словах - живой процесс. Смягчение согласных перед е происходит в первую очередь в общеупотребительных словах.

Определите, в каких словах согласный перед е является твердым. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

I. Анданте, деспотия, адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, бульденеж, ватерлиния, демпинг, синтетика, тест, тетрациклин, фанера.

И. Альма-матер, детализация, аденоиды, берет, гарем, дегенерат, атеизм, аутсайдер, буриме, галифе, цитадель, кларнет, сектор, шедевр, Шопенгауэр.

Академик, аккордеон, депеша, гипотенуза, демократия, ни бе ни ме, бижутерия, бутерброд, грейпфрут, интерьер, кашне, фонетика, термометр, тет-а-тет, режиссер.

Акварель, антресоли, беспатентный, дебоширить, брудершафт, вальдшнеп, гротескный, газета, Одесса, рента, турне, тенор, термос, тубдиспансер, территория.

Выпишите слова, в которых перед е, согласно нормам русского произношения, можно произносить и твердый согласный и мягкий. За справками обращайтесь к словарю.

Аннексия, бактерии, бандероль, брюнет, бифштекс, бизнесмен, бременский, брюссельцы, вундеркинд, генезис, делегат, девальвация, дедуктивный, Доде, Декарт, депутат, депо, дерматолог, деформация, редактор, резолюция, теннис, традесканция, термин.


Ошибки в произношении отдельных слов


В речи иногда одни звуки неоправданно опускаются, другие, наоборот, вставляются или переставляются. Подобные ошибки можно наблюдать при произношении иностранных слов, ср.:

Ошибочно: дерма[н]тин (добавлен [н]) инци[н]дент (добавлен [н]) интриган[т]ка (добавлен [т]) конста[н]тировать (добавлен [н]) ханже[н]ство (добавлен [н]) тро[л"э]бус (опущен [л] и [й]) [п"ьр"и 3 труб]ация (перестановка звуков) лабо[л]атория (замена звука [р] на [л]) юрис[т]консульт (добавлен [т]) светопре[д]ставление (добавлен [д])

Вместо правильного юбочка, юбок говорят ю[п]очка, ю[п]ок, сохраняя оглушение, происходящее перед согласным [к] в форме именительного падежа: ю[п]ка, ю[п]ки.

Вместо одного [о] в слове дикобраз произносят дик[оо]б- раз, а знаменосец звучит как знаме[нлн6]сец. Эти грубые ошибки свидетельствуют о сильном влиянии просторечия.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Акцентология (от лат. ассеп1и$ - ударение) - раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

В русском языке ударение свободное, что отличает его от некоторых других языков. Например, в чешском языке ударение закреплено за первым слогом, в польском - за.

Верно: дерматин инцидент интриганка констатировать ханжество троллейбус пертурбация лаборатория юрисконсульт светопреставление предпоследним, в армянском - за последним. Так как в русском языке ударение может падать на любой слог, его называют разноместным {дочка, корова, килограмм). Эта особенность затрудняет усвоение акцентологических норм.

Вторая особенность русского ударения - наличие подвижности/неподвижности. Подвижным называется ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова (дом - домой, могу - можешь). Если же в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, его называют неподвижным (звонит - звонишь - позвонят - созвонимся).

Разноместность и подвижность русского ударения служат для различения совпадающих в написании разных, например: кирка ("протестантская церковь") и киркой ("инструмент"), трусить ("бояться") и трусить ("бежать трусцой"), обрезать (сов. вид) и обрезать (несов. вид), платье мало (кр. форма при лаг.) и спал мало (нареч.).

Для ударения существует понятие вариантности, которое означает, что некоторые слова имеют варианты ударения. Акцентные варианты не имеют различий ни в лексическом, ни в грамматическом значениях. Но часто характеризуются разной степенью употребительности и во многих случаях закреплены за разными сферами употребления.

К равноправным акцентологическим вариантам относятся: баржа и баржа, газировать и газировать, домбра и домбра, заиндевелый и заиндевелый, заржаветь и заржаветь, камбала и камбала, комбайнер и комбайнёр, лосось и лосось и др.

Другие нормативные варианты делятся на основные и допустимые, т.е. менее желательные, например/ творог и доп. творог, кулинария и доп. кулинария.

Ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления, ср.: флейтовый - флейтовый (у музыкантов), прикус - прикус (у специалистов), компас - компас (у моряков).

Специфично ударение в заимствованных словах. Оно зависит от многих обстоятельств: от ударения в языке-источнике, в языке-посреднике при опосредованном заимствовании, от давности заимствования и степени освоенности слова русским языком. Поэтому об ударениях в заимствованных словах следует справляться в словарях.


Ошибки ударения


Наибольшее количество акцентологических ошибок возникает при образовании следующих форм:

I. В именах существительных:

односложные существительные м.р. в косвенных падежах ед.ч. имеют ударение на окончании: блин - блина, винт - винта, зонт - зонта, линь - линя, скирд - скирдой, хорь - хоря, штрих - штриха и др.

двусложные существительные ж.р. в В.п. ед.ч. имеют ударение на окончании (весна - весну, десна - десну, овца - овцу, стопа - стопу и др.) и на корне (зима - зиму, доска - доску, стена - стену и др.).

ряд имен существительных ж.р., употребляясь с предлогами в и на, произносятся с ударением на окончании: в груди, на двери, в ночи, в сети, в тени, на цепи и др.

существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. имеют ударение:

а)на основе: местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей;

б)на окончании: ветвей, горстёй, должностёй, крепостей, плоскостей, степенёй, скатертей, скоростей, стерлядей, податёй, повестей, новостёй, четвертёй.

II. В именах прилагательных:

Краткие имена прилагательные в м.р. и. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. имеют ударение на первом слоге основы, а в ж.р. - на окончании, например: вёсел - весело - веселы, но - весела.

В глаголах:

в глаголах прошедшего времени в ж.р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, врала, гнала, задала, начала, поняла, спала (от спать) и др.

Реже на основе: брила, клала, крыла, мыла, шила, спала (от спасть) и др.

глаголы на -ировать подразделяются на две группы:

а) с ударением на и: блокировать, гарантировать, дебатировать, компрометировать, копировать и др.;

б)с ударением на а: бомбардировать, гравировать, группировать, пломбировать, формировать и др.

В причастиях:

в большинстве страдательных причастий прошедшего времени ударение во всех формах, кроме формы ж.р., падает на основу: взят - взято - взяты, но - взята.

причастия на -бранный, -дранный, -званный во всех формах имеют ударение на приставке: созван - созвано - созваны - созвана.

Во фразеологизмах обычно сохраняется ударение на предлоге: лезть на стену, схватиться за голову, быть по сердцу, с утра до ночи.

Прочитайте слова, правильно расставляя ударение.

Алиби, алфавит, аристократия, аналог, арест, анатом. Блага, баржа, боязнь, баловать, бармен, банты, бантов.

Валовой, выборы, выборов, вероисповедание, верба, вручить, вручит, вручишь.

Газопровод, гербовый, глашатай, гражданство, грошовый. Диспансер, договор, договоры, договоров, досуг, дремота. Еретик, ересь. Житие, жалюзи.

Знахарь, зевота, задолго, заусеница, звонит, знамение.

Издавна, иначе, индустрия, иконопись, иероглиф.

Километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее.

Лацкан, ломоть.

Мельком, мышление.

Поставьте ударение в следующих словах:

Надолго, намерение, некролог.

Офицеров, ободрить, опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение.

Приговор, призыв, паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое.

Ремень, ракушка, рассредоточение.

Средства, сирота, сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард.

Туфля, танцовщица, таинство, тотчас. Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить. Феномен, фетиш, фортель, факсимиле, хаос, хозяева. Цыган, щавель, юродивый, эксперт, языковой барьер, ясли, яслей.

Прочитайте слова, расставьте ударение:

Веселы, весел, весело, весела. Молоды, молод, молодо, молода.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически связанных между собой слов, но и то, на какие произносительные единицы они разбиваются этими паузами.

Основной произносительной единицей речи, с помощью которой оформляется высказывание, является фраза. Фраза – это наиболее крупная единица членения звукового потока, отрезок речи, объединённый особой, законченной интонацией различного характера (вопросительной, повествовательной и т.п.) и отделённый от других фраз достаточно длинными паузами . Границы фраз в транскрипции обозначаются так: ║. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, и её конец обычно совпадает с концом предложения. Однако не следует отождествлять предложение и фразу, т.к. они являются единицами разных уровней языка: предложение – единица смысловая, грамматическая, а фраза – фонетическая. Одно предложение может соответствовать и одной, и нескольким фразам. Например, высказывание И опять было молчание, и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшейся росой. (А.Платонов) членится паузами на две фразы.

Фраза может делиться на более мелкие произносительные единицы, отделённые друг от друга менее заметными паузами, – речевые такты. Речевой такт – отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный ряд звуков, имеющий незаконченную интонацию и ограниченный менее длинными, чем фраза, паузами . Речевой такт произносится обычно на одном выдохе. Границы такта всегда проходят между словами. В транскрипции речевой такт обозначается так: │. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом высказывания. В зависимости от значения, которое говорящий вкладывает в своё высказывание, возможны варианты членения речевого потока. Так, например, фраза На утёс одинокий орёл прилетел получит различные значения, если разделить её на такты по-разному: На утёс одинокий орёл прилетел или На утёс одинокий орёл прилетел . Если же для понимания смысла высказывания выделять его части не нужно, то фраза на речевые такты может не делиться.

Речевой такт состоит из фонетических слов. Фонетическое слово – это комплекс звуков, объединённый одним ударением . Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Обычно в одно фонетическое слово объединяются самостоятельная и служебная часть речи, если одна из них (чаще служебная) не имеет отдельного ударения. Так, фраза Не выйти ли нас с вами на свежий воздух? включает 9 лексических слов (отдельных частей речи), но только 5 фонетических: не выйти ли; нам; с вами; на свежий; воздух .

Безударное слово, примыкающее к имеющему ударение спереди, называется проклитикой , а примыкающее сзади – энклитикой (не выйти ли : не – проклитика, ли – энклитика).

При транскрибировании фонетическое слово, состоящее из нескольких лексических, обозначается так: [с ва́ м`и].

Фонетическое слово состоит из слогов (одного или нескольких). Слог – это звук или группа звуков, произносимых одним выдыхательным толчком . Количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в нём. Например: ко-ро-ва, си-дя-щи-е, есть . Слог является наименьшей произносительной единицей, т.к. насколько бы медленно и отчётливо мы ни проговаривали слово, отдельных звуков мы не произносим: они образуют как бы своеобразные «слияния», из которых и складываются слова (не [к]-[р]-[о]-[ш]-[к`]-[и], а [кро́]-[шк`и]). Но строятся слоги из звуков.

При транскрибировании границы между слогами обозначаются так: [ку/ла́к]

Звук речи – это минимальная, нечленимая далее незначимая единица речевого потока. Звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей через органы речи.

Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы – это те фонетические единицы, из которых строится речь. Звуки являются своеобразным «строительным материалом» для слогов, слоги объединяются в фонетические слова, те, в свою очередь, в речевые такты и фразы. Такое объединение мелких единиц в более крупные возможно благодаря особым фонетическим средствам – ударению и интонации.

Ударение – это фонетическое выделение одного из слогов в слове. Если слово многосложное, один из слогов в нём – ударный. От безударных он отличается большей длительностью и силой звучания: бежа́́ть, до́́мики . (Чтобы ученикам начальных классов было легче ощутить эту особенность ударного слога, практикующие учителя обычно предлагают ребёнку произнести слово с вопросительной или восклицательной интонацией: попуга́й? кру́глый! и т.п.).

Ударение часто выполняет смыслоразличительную функцию: по́́́́́́́лки – полки́́, дорого́́й – доро́́гой, све́́чи – свечи́ . Ударение в русском языке имеет две основные особенности: во-первых, оно является разноместным, т.е. не прикреплённым постоянно к какому-нибудь определённому слогу (например, последнему – как во французском языке, или предпоследнему – как в польском) или к определённой морфеме (корню, окончанию и т.п.). В разных словах ударными могут быть разные слоги разных морфем: вы́цвести, цве́т, цвето́к, цвела ́. Во-вторых, ударение является подвижным, т.е. при изменении форм слова может меняться и место ударения: поня́ть, по́нял, поняла ́.

Очень важным средством русской речи является интонация, характеризующаяся изменением тона, темпа речи, интенсивности, длительности звуков . С помощью интонации можно выделить наиболее важные смысловые нюансы высказывания (Завтра я возьму новую сумку . Завтра я возьму новую сумку. Завтра я возьму новую сумку ), различить предложения разных типов (Лена была в театре. Лена была в театре? Лена была в театре! ), передать разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (именно интонацией говорящий может выразить чувства удивления, печали, радости, торжественности и т.д.).

Итак, ударение и интонация – это те фонетические средства, которые служат для различения смысла высказывания.

Вопросы и задания

1. На какие фонетические единицы членится наша речь?

2. Дайте характеристику фонетической фразы.

3. Что такое речевой такт? От чего зависит количество речевых тактов в высказывании?

4. Что такое фонетическое слово? Почему фонетическое слово может включать в себя несколько лексических? Что такое проклитика и энклитика?

5. Определите количество фонетических слов. Назовите проклитики и энклитики.

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

(М.Лермонтов)

6. Дайте определение слога.

7. Что такое звук речи?

8. Какие фонетические средства служат для различения смысла слов и высказываний?

9. Что называется ударением? Каковы особенности русского ударения?

10. Разделите слова на слоги. Выделите ударные слоги: гусеница, злоба, корысть, крапива, кремень, маляр, ненависть, приданое, столяр, цыган, щавель, красивее, хозяева, ворота, статуя, договор, завидно, ломоть, позвонишь .

11. Поставьте ударение в словах. В случае затруднений обращайтесь к словарю: средства, ободрить, камбала, намерение, ходатайство, избаловать, газированный, баржа, украинский, верба, христианин, облегчить, балованный, феномен, новорожденный, арахис, обеспечение, досуг, цепочка, ракушка, апостроф, каучук, фольга, жалюзи, арбуз, каталог, симметрия, кашлянуть, фарфор, танцовщица . В каких словах ударение является подвижным?

12. Какие функции выполняет интонация?

13. Разбейте текст на фразы, речевые такты. Определите количество фонетических слов. Расставьте в них ударения.

Вокруг террасы густо разрослась повитель. (Тётя Паша называла это растение «граммофончики»). Внизу густо стлались тёмно-зелёные сердцевидные листья; вверх вились длинные тонкие побеги. И вверху, и внизу во все стороны торчали большие продолговатые бутоны, заострённые на концах. За ночь бутоны раскрывались – цветы и вправду были похожи на граммофонную трубу, большие, тёмно-сине-лиловые, бархатистые, какие-то необыкновенно милые и весёлые. Казалось – смотрят прямо на тебя и видят. В глубине каждого граммофончика пряталось несколько крохотных белых бусинок – тычинки…

Но поднималось солнце, и граммофончики съёживались, края их жалко скручивались, цветок становился похож на грязную тряпочку. Тогда можно было сорвать его и надувать, как пузырь, потом хлопнуть; горьковатый вкус оставался во рту. А на следующее утро кругом террасы всё опять было покрыто новыми, широко раскрытыми, бархатно-сине-лиловыми граммофончиками.

(В.Панова)

14. Объясните, с каким фонетическим явлением связано различное прочтение известной фразы «Казнить нельзя помиловать» . Придумайте свои примеры фраз, которые можно было бы разделить на такты по-разному.

1. Собирательные имена числительные могут сочетаться только со следующими группами имен существительных:

а) с существительными м. рода, обозначающими лиц: двое студентов, пятеро мужчин, семеро детей;

б) с существительными общего рода: четверо сирот;

в) с существительными, обозначающими детенышей животных: трое поросят, семеро медвежат;

г) с существительными, не имеющими формы единственного числа: двое суток, трое брюк;

д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок, трое лыж.

Примечания. 1. Собирательные числительные не используются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола; в этом случае следует использовать количественные числительные: две дочери, три женщины. Ср.: два сына - двое сыновей, три мужчины - трое мужчин. 2. Не рекомендуется использовать собирательные числительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола по должности, званию. Например: два профессора (но не двое профессоров ), три декана (но не трое деканов ).

2. Собирательные числительные никогда не включаются в составные числительные. Например, нельзя сказать: двадцать четверо суток , но: двадцать четыре дня, в течение двадцати четырех суток и т. п.

3. Числительное оба не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе; в этом случае используются описательные обороты, например: у тех и других часов (но не у обоих (обеих) часов ).

Склонение имен числительных

Имена числительные не имеют единой системы склонения. Например: числительное один склоняется как местоимение этот ; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения (три, трех, трем, три, тремя, о тех ); числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения (1-го и 2-го) и т. д.

Запомните таблицы!

1. Числительное сорок в им. и вин. пп. имеет нулевое окончание, в остальных - окончание – а .

3. Числительные полтора, полтораста в им. и вин. пп. имеют формы полтора, полтораста , в остальных - полутора, полутораста.

4. При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова.

Пятьдесят - восемьдесят Двести - четыреста Пятьсот - девятьсот
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. (о) пятидесяти (о) двухстах (о) пятистах

5. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

И. тридцать четыре семьсот семьдесят семь
Р. тридцати четырех семисот семидесяти семи
Д. тридцати четырем семистам семидесяти семи
В. тридцать четыре семьсот семьдесят семь
Т. тридцатью четырьмя семьюстами семьюдесятью семью
П. (о) тридцати четырех (о) семистах семидесяти семи

6. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

И. тридцать третий
Р. тридцать третьего
Д. тридцать третьему
В. тридцать третий
Т. тридцать третьим
П. (о) тридцать третьем

7. Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительного оба: оба (м. и ср.) и обе (ж.).

И. оба (друга) обе (подруги) трое (друзей)
Р. обоих (друзей) обеих (подруг) троих (друзей)
Д. обоим (друзьям) обеим (подругам) троим (друзьям)
В. обоих (друзей) обеих (подруг) троих (друзей)
Т. обоими (друзьями) обеими (подругами) троими (друзьями)
П. (об) обоих друзьях (об) обеих подругах (о) троих (друзьях)

8. При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ

1. Местоимение как часть речи. 2. Лексико-грамматические разряды местоимений. 3. Особенности употребления личных местоимений. 4. Возвратное местоимение себя . 5. Притяжательные местоимения. 6. Указательные местоимения. 7. Определительные местоимения. Синонимия определительных местоимений. 8. Вопросительные местоимения. 9. Относительные местоимения. 10. Отрицательные местоимения. 11. Неопределенные местоимения. Синонимия неопределенных местоимений.

Местоимение как часть речи

Местоимение - часть речи, которая не называет предмет, признак или количество, а только указывает на них. Например: Ночью вдруг думаю: исповедоваться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! (И. А. Бунин).

По своему значению и по формам словоизменения местоимения могут быть соотнесены с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное и имя числительное. В связи с этим выделяют три группы местоимений:

1) обобщенно-предметные местоимения , соответствующие именам существительным и указывающие на предметы: я, ты, он, кто, некто и др.;

2) обобщенно-качественные местоимения , соответствующие именам прилагательным и указывающие на признак предмета: мой, твой, который и под.;

3) обобщенно-количественные местоимения , соответствующие количественным именам числительным: сколько, столько.

Местоимения имеют морфологические признаки, близкие к той части речи, с которой они соотносятся, и выполняют те же синтаксические функции.

Примечание.

Своеобразие значений местоимений, их морфологических признаков послужило основанием для дискуссии: является ли местоимение самостоятельной частью речи? Так, например, Ф. Ф. Фортунатов и А. М. Пешковский не выделяли местоимение в самостоятельную часть речи. В частности, А. М. Пешковский выделял местоименные существительные и местоименные прилагательные. Это нашло отражение и в «Русской грамматике» (1980 г.).

Лексико-грамматические разряды местоимений

Учитывая функциональные особенности и характер связи с другими частями речи, местоимения делят на девять разрядов:

1) личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

2) возвратные: себя;

3) притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, ее, его, их;

4) указательные: то, это, этот, тот, такой, таков, сей (устар.), оный (устар.), этакий (простор.);

5) определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной;

6) вопросительные: кто? что? какой? который? сколько? чей?;

7) относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;

8) неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, некий, кто-то, что-то, какой-то, кто-либо, что-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;

9) отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.

Личные местоимения

Особенности их употребления

Личные местоимения в современном русском языке обладают грамматической категорией лица: я, мы (1-е лицо), ты, вы (2-е лицо), он, она, оно, они (3-е лицо) .

В исходной системе древнерусского языка были только местоимения 1–го и 2–го лица, указывавшие, как и сейчас, на участников речевого акта - говорящего (1–е лицо) и слушающего (2–е лицо).

Все личные местоимения изменяются по падежам. При склонении у них наблюдается супплетивизм основ: я - меня, мне, меня, мною, (обо) мне; ты - тебя, тебе, тебя, тобою, (о) тебе; он - его, ему, его, им, (о) нем и т. д. Этот супплетивизм наследован от древних эпох, так как характерен и для других индоевропейских языков (в том числе английского и немецкого). В системе падежных форм в дательном и винительном падежах, наряду с полными, употреблялись и краткие формы ми, ти; мя, тя . Русским языком они были утрачены, следы их встречаются в говорах и в произведениях русской классической литературы: Наташа быстро встала. Вот те раз (В.В. Вересаев) - те в этом предложении представляет собой измененную форму дательного падежа. В церковнославянском языке, являющемся языком русской православной церкви, краткие формы употребляются и в настоящее время.

1. Личное местоимение 1-го лица мы в русском языке обычно употребляется для указания на группу лиц, в состав которой входит и сам говорящий. Например: А ведь мы с тобой не любилися, только всем тогда поделилися (А. Ахматова). Однако в зависимости от контекста местоимение мы может использоваться в значении я или ты (вы) :

1) Мы говорили уже, что стихотворение «Псовая охота»… очень ловкое и очень прозаическое… (А. В. Дружинин) («авторское мы »: в научной и публицистической речи используется для придания высказыванию добавочного оттенка соучастия с читателем или слушателем). Ср.: я говорил… ;

2) - И волей Своей Мы повелеваем… (Е. Федоров) («монаршее мы »: в речи монархов использовалось для возвеличения собственной персоны). Ср.: я повелеваю… ;

3) Мы , кажется, улыбаемся? Будьте добры, соблаговолите еще раз улыбнуться (А. П. Чехов) (вместо ты (вы) при обращении ко второму лицу для выражения участия или насмешки). Ср. также: - А, милый юноша! - встретил его доктор. - Ну как мы себя чувствуем? (А. П. Чехов).

2. Местоимение 2-го лица ты , употребляющееся обычно для обозначения лица, собеседника, преимущественно близкого, может использоваться в значении я для выражения регулярно повторяемых действий. Обычно в этих случаях местоимение опускается, но значение выражается личными окончаниями глаголов. Ср.: Покою не знаю, а ночью ляжешь под одеялом и боишься , как бы к больному не потащили (А. П. Чехов). Ср. также: - У меня всего много, - сказал он упрямо, за всяким клопом не усмотришь , в щелку к нему не влезешь (И. А. Гончаров).

3. Местоимение вы в русском языке используется не только для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, но и как форма вежливости (вместо ты ). Сравним: Вы , доктор, меня простите (В. Каверин) и: - Здравствуй, папочка. Ты здоров? (А. П. Чехов).

Примечание.

В ряде случаев местоимения 1-го и 2-го лица в речи опускаются, что придает речи динамику, ускоряет ее темп или привносит разговорный оттенок или оттенок категоричности: Стою один среди равнины голой… (С. Есенин); Прощай , прощай , будь счастлив, друг прекрасный… (А. Ахматова); - Шумим , братец, шумим (А. С. Грибоедов); Слушайте , товарищи потомки!.. (В. Маяковский).

Специального местоимения третьего лица в древнерусском языке не было. Вместо него использовалось указательное местоимение и, я, е , имевшее в косвенных падежах формы его, ему, имь, емь, еъ, еи, ею, еи; ихъ, имъ, ими, ихъ . В дальнейшем в значении именительного падежа стали использоваться краткие формы другого указательного местоимения онъ, она, оно (во множественном числе соответственно они, оны, она ). Так возник супплетивизм местоимения третьего лица (он – его – ему¼, она – ее – еи¼, они – их –им¼).

В литературе XIX века встречается и архаическая форма родительного падежа единственного числа женского рода ея , церковно–славянская по происхождению: Любви прощанье золотое исторглось из груди ея ... И новый мир увидел я! (Ф.И. Тютчев).

В сочетаниях с предлогами падежные формы местоимения 3–го лица часто употребляются с начальным н : у него, за ним, пред нею, под ними, через них и т. п. В древности согласный входил в состав трех предлогов (вън, кън, сън ); в дальнейшем в результате переразложения он отошел к местоимению: вън емь > въ немь, кън ему > къ нему, сън имь > съ нимь ; а затем начальный н стал употребляться и после других предлогов. В произведениях художественной литературы XIX в. встречаются формы без н в тех случаях, в которых сейчас этот н является обязательным: Троекуров посадил гостя подле ее (А.С. Пушкин); Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками (А.С. Пушкин).

Примечания :

1) формы местоимений 3-го лица с начальным н после наречных предлогов используются в тех случаях, когда эти предлоги управляют родительным падежом;

2) после форм сравнительной степени прилагательных и наречий лично-указательные местоимения употребляются без начального н : сестра моложе ее .

Таким образом, местоимения 3–го лица, возникшие как указательные, отличаются от других личных местоимений прежде всего наличием категории рода и соотносительных форм числа, а также особенностями склонения. Местоимение он (она, оно) указывает не только на 3–е лицо, т. е. лицо, не участвующее в диалоге, но и на любой предмет.

Учитывая семантические и грамматические особенности этих слов, их принято называть лично–указательными местоимениями .

Лично-указательное местоимение иногда может дублировать предшествующее существительное-подлежащее; при этом, с одной стороны, такое плеонастическое его употребление рассматривается как риторический прием усиления выразительности речи (Простота, скромность, искренность - они присущи настоящему Человеку) , а с другой стороны - как признак разговорной речи (Черные тучи, они плыли необычайно низко).

! Следует помнить, что при неправильном употреблении лично-указательных местоимений возможно возникновение двусмысленности высказывания. Например: Брат записался в хореографический кружок, он вскоре выступит на конкурсе юных талантов (кто поедет: хореографический кружок или брат?). Ср.: Брат записался в хореографический кружок и вскоре выступит на конкурсе юных талантов и Брат записался в хореографический кружок, который скоро выступит на конкурсе юных талантов

Возвратное местоимение себя

Возвратное местоимение себя лишено категорий лица, рода, числа; кроме того, у него нет формы именительного падежа. Его судьба схожа с историей личного местоимения 2–го лица ты . В дательном и винительном падежах наряду с полными формами собh и себе в древнерусском языке употреблялись и краткие формы соответственно си и ся . Первая в истории русского языка была утрачена, а форма ся , которая в древнерусских текстах употреблялась отдельно от глагола и могла даже предшествовать ему (см. в Мстиславовой грамоте около 1130 г.: кто ся изоостанеть въ монастыри ), постепенно присоединялась к глагольным формам в качестве морфемы, превратившись в постфикс , служащий для выражения значения страдательного залога и для образования возвратных глаголов.

При употреблении возвратного местоимения себя , которое может относиться к любому лицу, иногда может возникать неясность (двусмысленность) высказывания. Обычно это касается тех случаев, когда в предложении присутствуют два или более существительных (местоимений) и местоимение себя может соотноситься с разными словами. Например: Директор попросил секретаря пригласить посетителя к себе в кабинет (непонятно, в чей кабинет). В подобных случаях требуется правка: Директор попросил секретаря, чтобы тот пригласил посетителя к нему в кабинет и под.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой указывают на принадлежность предмета, тому или иному лицу: 1–му (мой, наш ), 2–му (твой, ваш ), слово свой употребляется по отношению к любому лицу.

Притяжательные местоимения обладают всеми морфологическими и синтаксическими признаками имен прилагательных: они изменяются по родам, числам, и падежам, склоняются как прилагательные с соответствующей основой, согласуются с существительными и в предложении выступают в роли согласованных определений (мой карандаш, моя книга, мое письмо, мои тетради; моего, моему, моим, о моем; нашего, нашему, нашим, о нашем и т. п.).

В качестве притяжательного местоимения, соотносимого с 3–м лицом, используются слова его, ее, их - формы родительного падежа местоимения он (она, оно, они) : его ручка, ее тетрадь, их книги . В живой речи часто употребляется форма ихний , изменяющаяся по родам и числам и являющаяся просторечной, т. е. противоречащей нормам литературного языка. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются, поэтому они не согласуются с существительным, а примыкают к нему; в предложении, в отличие от лично–притяжательных местоимений (мой, твой, свой, ваш, наш ), притяжательно–указательные местоимения (его, ее, их ) выполняют функцию несогласованного определения. С точки зрения современного русского языка формы род. п. лично–указательных местоимений его, ее, их и этимологически связанные с ними притяжательные местоимения его, ее, их следует рассматривать как слова–омонимы.

Подобно возвратному местоимению себя , притяжательное местоимение свой может относиться к любому лицу и, следовательно, при его употреблении следует помнить о возможности возникновения двусмысленности высказывания, например: Наконец я застал помощника в своем кабинете. Надо: Наконец я застал помощника в его кабинете , или, в зависимости от смысла: Наконец я застал помощника в моем кабинете.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой могут использоваться как синонимы: – Клянусь головою отцамоего, что исполнюсвою обязанность (М. Ю. Лермонтов). В то же время известный лингвист А. М. Пешковский, сравнивая два предложения из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (Я дочь мою мнил осчастливить браком - Я отравил свою сестру царицу ), отмечает: «Во втором случае свой больше подходит, чем мой , потому что высказывается мнение не самого Бориса, а его хулителей, которые про него говорили: Он отравил свою сестру, так что свой намекает здесь на этих хулителей, а мою излишне подчеркивало бы участие говорящего в той мысли, которой он на самом деле не разделяет. Точно так же у Лермонтова противопоставление всей вашей черной кровью поэта праведную кровь выходит сильнее, чем если бы было сказано: всей своей кровью » . Следовательно, ученый связывает различие в употреблении притяжательных местоимений с точкой зрения говорящего или другого лица на содержание высказывания.

Притяжательное местоимение мой в просторечии может использоваться в значении "моя семья, родные, близкие": Мои завтра уезжают на дачу.

Указательные местоимения

Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько и архаические сей, оный, экий, этакий) выражают общее указание на предмет, признак, количество. Наиболее употребительными из них являются местоимения тот и этот , имеющие семантические различия: этот указывает на ближний предмет, а тот - на отдаленный. Местоимение тот функционирует в русском языке на протяжении всей его истории, слово этот возникло относительно поздно.

Местоимение таков утратило свое склонение и в современном русском языке имеет только формы рода и числа (таков, такова, таково, таковы) . Остальные указательные местоимения обладают категориями рода, числа и падежа и склоняются как прилагательные.

Архаические местоимения сей и оный еще широко употреблялись в XVIII – XIX вв.: Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирилла Петровича (А. С. Пушкин); Письмо сие произвело приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина (А. С. Пушкин); Кирила Петрович был чрезвычайно доволен его посещением, приняв оное знаком уважения от человека, знающего свет.... (А. С. Пушкин); О Тендар, если б в оны веки под сею властью жили греки (М. В. Ломоносов). В настоящее время формы местоимения сей обнаруживаются в наречных образованиях сейчас , сегодня , в устойчивых сочетаниях по сей день , до сих пор и т. п. Устарели и местоимения экий, этакий , употреблявшиеся в разговорной речи: – А поворотись–ка, сын! Экой ты смешной какой! (Н.В. Гоголь).

Определительные местоимения

Определительные местоимения выражают указание на обобщенный признак (весь, сам, самый, всякий, каждый, любой, иной ). Так же, как притяжательные и указательные местоимения, они обладают всеми признаками прилагательных: имеют категории рода, числа и падежа, зависимые от существительных, то же склонение, что и у прилагательных, используются в предложении в роли согласованных определений.

Местоимение весь указывает на совокупность или на полноту охвата чего–либо: весь класс, весь день, всю неделю . Местоимение сам может употребляться в значении “самостоятельно, без участия других” : Он сам это придумал . Слово самый часто употребляется в сочетании с указательным местоимениями и носит уточняющий характер: тот самый человек , в этом самом месте и т. д. Местоимение самый может использоваться как служебное слово для образования аналитической формы превосходной степени: самый сильный, самая красивая, самое интересное.

Синонимичные местоимения всякий, каждый, любой имеют семантические различия и не всегда могут заменять друг друга в одном и том же контексте. Слово всякий имеет значения "разнообразный, всевозможный" и "какой–либо" : всякие дела, всякие пустяки, без всякой причины, местоимение каждый употребляется в значении "один из ряда однородных предметов или явлений" : каждый день, на каждом шагу, каждый человек имеет право на образование ; слово любой означает "какой угодно на выбор" : купишь в любом магазине, взять любой карандаш, составить отчет в любой форме.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения (кто, что, какой, который, чей, сколько ) употребляются в вопросительных предложениях: Кто принес книгу? Который час? Чей это ребенок? Сколько ошибок ты допустил?

Местоимения кто и что обладают категорией падежа, но не изменяются по родам и числам: Кто пришел? Мальчик пришел. девочка пришла. Дети пришли.

Слово сколько , подобно числительным, в именительном и винительном падежах управляют существительным, которое ставится в форме родительного падежа множественного числа. В косвенных падежах это слово согласуется с существительным (скольких людей, скольким людям, сколькими людьми).

Остальные вопросительные местоимения в грамматическом отношении не отличаются от прилагательных.

Относительные местоимения

Относительные местоимения (кто, что,какой, чей, который, сколько ) употребляются в сложноподчиненном предложении в качестве союзных слов для связи главной и придаточной частей. В придаточной части они могут выполнять роль любого члена предложения:

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала.

Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит.

(М.Ю. Лермонтов)

В литературе XIX в. встречаются формы архаического относительного местоимения кои : Те, кои правду возлюбя, на темном сердца дне читали, конечно знают про себя (А. С. Пушкин). В сочетании иже с ним (с ними ) первое слово представляет собой древнее относительное местоимение в форме мужского рода, буквально который (которые) : Какое мне дело до тех купцов? Я имею в виду Иуду Петунникова и иже с ним (т. е. которые с ним) - (М. Горький).

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения никто, ничего, никакой, ничей, некого, нечего указывают на отрицание предмета или признака. Они образуются от соответствующих вопросительно–относительных местоимений с помощью частиц не и ни и сохраняют особенности их склонения. Местоимения некого , нечего не имеют формы именительного падежа.

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кое–кто, кое–что, кое–какой, кто–то, что–то, какой–то, чей–то, кто–либо, что–либо, какой–либо, чей–либо, кто–нибудь, что–нибудь, какой–нибудь, чей–нибудь выражают значение неопределенности, т. е. указывают на неопределенные предметы, признаки и количества. Они образуются от вопросительно–относительных местоимений с помощью частицы не и частицы кое и словообразовательных постфиксов –то, –либо, –нибудь . Неопределенные местоимения в основном сохраняют грамматические особенности, в том числе и склонение, местоимений, от которых они образованы. Однако слово некто имеет только формы именительного падежа, а нечто - именительного и винительного. В косвенных падежах местоимения некий употребляются вариантные формы (некого, некоего; неким, некоим; некого, некоего; неким, некоим, неком, о некоем ).

Местоимения что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что, нечто могут использоваться как синонимы, однако между ними имеются некоторые семантические и стилистические различия. Так, местоимение что-то обозначает неизвестное как для говорящего, так и для слушающего: Мы даже говорили друг другу, что мы - большие друзья, но что-то мешало нашей дружбе (И. Бунин); кое-что указывает на известное в некоторой степени говорящему, но неизвестное слушающему: - Поди-кась, посмотри! Есть у меня для тебя кое-что (Л. Андреев); что-нибудь имеет значение "безразлично что; что угодно": И он терпеливо ждал, пока ему хоть что-нибудь вынесут (Л. Андреев); местоимение что-либо близко по значению к местоимению что-нибудь , но имеет более общее значение: - Ему теперь трудно на что-либо рассчитывать (В. Каверин). Местоимение нечто («некий предмет, явление, что-то») обычно употребляется в книжных стилях и, как правило, имеет при себе определение: Нечто серое метнулось в сторону от меня (И. Тургенев).

Подобные различия характерны и для местоимений кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, некто и др.

В разговорной речи иногда в роли неопределенного местоимения может выступать местоимение что (кто). Например: – А уж Тряпичкину, точно, есликто попадет на зубок, – берегись (Н. В. Гоголь). Ср.: кто-нибудь, кто-либо.

ГЛАГОЛ

1. Глагол как часть речи. 2. Неопределенная форма глагола. 3. Категория вида. Семантико-стилистические особенности видовых форм. 4. Переходные и непереходные глаголы. 5. Возвратные и невозвратные глаголы. 6. Грамматическая категория залога. Вопрос о грамматической категории русского глагола. 7. Категория наклонения. Синонимия наклонений. 8. Категория времени. Синонимия времен. 9. Категория лица. Синонимия личных форм глагола. 10. Недостаточные и изобилующие глаголы. 11. Безличные глаголы.

Глагол как часть речи

Глагол - часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Глагол как часть речи имеет грамматические категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа. Глаголы в прошедшем времени и сослагательном наклонении обладают также грамматической категорией рода. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Древнерусский глагол обладал всеми этими грамматическими категориями, но, в отличие от современного глагола, в нем не было четко развито противопоставление совершенного и несовершенного вида, богаче была система глагольных времен…

Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении - функция простого глагольного сказуемого. Однако не все глагольные формы могут выполнять в составе предложения данную синтаксическую функцию, поэтому различаются предикативные (спрягаемые) формы глагола и непредикативные (неспрягаемые - инфинитив, причастие, деепричастие).

Инфинитив

Начальной формой глагола считается инфинитив (неопределенная форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.

Инфинитив отвечает на вопросы что делать? (писать, говорить), что сделать? (написать, сказать). Это неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим (Читать - всегда полезно ), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось ), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю ), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться ) и т. д.

Показателем инфинитива являются аффиксы –ть, -ти , которые в лингвистике трактуются либо как формообразующие суффиксы, либо как окончания (флексии). В инфинитиве –ти всегда ударное. У некоторых глаголов инфинитив оканчивается на -чь (у глаголов с основой на заднеязычные г или к ).

В древнерусском языке инфинитив оканчивался на –ти, -чи и восходил к формам дат. и местн. п. имен существительных на *i . В севернорусских говорах в настоящее время сохраняется инфинитив на –ти, -чи для всех глаголов (делати ); в говорах, легших в основу современного русского литературного языка, в формах инфинитива с ударением на основе конечный утратился (делать ); в южнорусском наречии этот процесс утраты конечного гласного дошел до своего логического завершения (утрачивается у всех глаголов: принесть ).

Для инфинитива характерна категория вида (что делать? - что сделать? ); переходность / непереходность (сказать (что?) правду - переходный, сказаться больным - непереходный); возвратность / невозвратность (объяснить - объясниться ); залог (читать - действительный, читаться - страдательный).

У инфинитива отсутствуют глагольные категории лица, числа, времени и наклонения. В то же время инфинитив может использоваться в значении того или иного времени, например: И царица хохотать (А. С. Пушкин). Ср.: начала хохотать, захохотала - значение прошедшего времени. К подобной замене прибегают тогда, когда необходимо подчеркнуть внезапность действия. Инфинитив может использоваться и в значении того или иного наклонения: Встать! (повелительное наклонение - оттенок категорического приказа); отдохнуть бы (сослагательное наклонение - оттенок желательности).

Грамматическая категория вида в современном русском языке является одной из основных грамматических категорий, свойственных глаголу: все русские глаголы в любой своей форме обладают грамматической категорией вида. Категория вида глагола показывает, как протекает действие во времени: имеет ли какие-либо ограничения, внутренний предел или протекает без всяких ограничений (В. В. Виноградов).

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать?

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал?

Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.

Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего простого времени. Ср.:

В современном русском литературном языке есть глаголы, которые в одной форме совмещают значения несовершенного и совершенного вида, - двувидовые глаголы. Видовые различия у таких глаголов не имеют формального выражения, вид таких глаголов устанавливается только в контексте: казнить, женить, обещать, велеть, ранить, молвить; телеграфировать и др.