Болезни Военный билет Призыв

Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.). Что такое темперамент? Кто вы - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик? Что определяет нашу индивидуальность. Характер и темперамент

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

· Импульсивность;

· Эмоциональная непредсказуемость;

· Беззаботность;

· Отсутствие значимых целей;

· Необдуманность поступков;

· Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Человек с характером выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему.

    реферат , добавлен 02.12.2005

    Акцентуации характера, их типологии и характеристика. Психологический аспект удовлетворенности в браке молодых супругов, ее связь с типом акцентуации их характера. Эмпирическое исследование проблемы. Характеристика выборки и методов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Анализ литературного героя с точки зрения психологических знаний. Исследование образа Родиона Романовича Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Определение акцентуации характера и интровертированной личности.

    эссе , добавлен 10.12.2013

    Переход к подростковому возрасту. Подходы к пониманию характера, темперамента. Базовые качества личности. Развитие характера в возрастном аспекте. Семья как фактор формирования характера. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2009

    Формирование характера и понятие о темпераменте. Связь характера и способностей. Основные виды темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Развитие характера в возрастном аспекте. Взаимосвязь характера и темперамента.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Устойчивые личностные побуждения. Воспитательная работа по формированию характера.

    реферат , добавлен 30.11.2006

    Направления современной характерологии. Понятие и структура характера, его связь с мировоззрением, точки зрения на его природу. Особенности общения и поведения в зависимости от акцентуации характера. Методики определения акцентуированных свойств личности.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.

Каждый человек – индивидуальность. Обладает ли он неистовой харизмой и силой воли или он безропотный и незаметный, красавец он или безобразен, олимпийский чемпион или клерк, ведущий малоподвижный образ жизни – все равно он такой единственный и неповторимый. Человека делает индивидуальным внешность, физические данные и характер. Причем все эти качества очень тесно взаимосвязаны и всегда оказывают влияние друг на друга.

Что такое характер ? Слово «характер» происходит от греческого????????, и означает отличительную черту, примету, индивидуальный знак. Характер человека - это система устойчивых, сравнительно постоянных психологических черт, которые определяют индивидуальность личности и последовательность его поведения.

Существует также такое понятие, как типология характеров. Полностью раскрыл этот вопрос швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг еще в 1921 году. Он определил, что основой типологии является выделение доминирующей психической функции, т.е. как индивидуум, думает, размышляет, чувствует, каково его восприятие окружающего, что происходит на уровне его интуиции. Он проводил исследования, приглашая и опрашивая многих людей, а потом сравнивал эти показания, обобщал и подразделял. В итоге получилось классифицировать людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир, отсюда определение типов характеров: экстраверт и интроверт. Современная психология дает определение этим типам характеров.

Экстраверт - это очень общительный, открытый человек, любитель путешествий и вообще смены обстановки. Такие люди не терпят одиночества, им необходимо делиться своими мыслями, изливать их вовне, поэтому они часто становятся душой любой компании. У них много друзей, приятелей и знакомых. Такой тип людей успешно организовывает любые мероприятия, вечеринки, встречи. Экстраверты открыты, не закомплексованны, не слишком озабочены своим здоровьем и вообще ко многому относятся с легкостью. В повседневной жизни почти всегда поступают по обстоятельствам и не всегда в соответствии с опытом прошлых поступков.

Интроверт - это человек внутренне сосредоточенный, скорее замкнутый, склонный к размышлениям, весь обращённый внутрь себя, Такие люди часто отгораживаются от мира, становятся нелюдимыми, любят тщательно анализировать события, при этом видят в действиях других двойное дно, подтекст, второй смысл. У них может не быть настоящих друзей, или их очень мало, т.к. интроверты сложно идут на новые контакты, однажды приобретенные привычки чаще всего остаются у них навсегда, одиночество им ближе, они не склонны менять жилье, работу привычные места времяпровождения. Интроверты бывают мнительны и закомплексованы, они тревожатся о своем здоровье и любят прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Среди всех представителей человечества не так часто встречаются типы характера, которые полностью бы соответствовали определениям экстраверт и интроверт. Гораздо чаще встречаются характеры, которые в той или иной степени содержат черты обоих типов. Если такие черты присутствуют приблизительно в равной степени, то такой тип характера называют амбиверт. Для того, чтобы определить свой тип характера существует множество психологических тестов, которые помогают оценить наличие тех или иных черт интроверта и экстраверта в характере

Если продолжить путешествие по миру психологии в области определения индивидуальностей, то следующим этапом определяется темперамент.

А что же такое «темперамент»? Темперамент происходит от латинского temperamentum, что означает буквально, надлежащее соотношение частей или достаточно устойчивое соединение индивидуальных особенностей личности, связанных с подвижными, динамическими видами ее деятельности.

Первым классифицировал типы человеческих темпераментов знаменитый отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ, и было это почти 2500 лет назад. Он описал это в своем учении о соках организма и типах телесного строения. Гиппократ разделил типы людей на: меланхолик (черная желчь) - «мелайна холе»; холерик (желтая желчь) - «холе»; сангвиник (кровь) - «сангвис», флегматик (слизь) - «флегма».

Темперамент не предопределяет в целом характер, но имеет влияние на отдельные его черты и свойства психологического поведения. Между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

Как выглядят четыре перечисленных выше темперамента? Помимо общих черт характера, приведу в пример высказывание другого знаменитого врача Антона Павловича Чехова, который обладая еще и писательским талантом и зоркостью, тоже дал свои определения типам психологического темперамента.

Меланхолик – это человек очень чувствительный, впечатлительный в сторону ранимости, обидчивый, консервативный, перемены расстраивают его, потому что он видит в них ухудшение. Он скорее замкнутый и отчужденный от внешних проявлений, чем любитель общения. У меланхоликов всегда в глазах затаенная грусть или тоска, движения замедленны, речь не быстрая, они быстро устают. У таких людей часто ослаблена воля, они во всем видят осложнения для себя, очень мнительны и склонны к плаксивости.

А.П. Чехов

«Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно.»

Холерик – это человек весьма деятельный, решительный, упорный в достижении цели. В следствии этого, быстро наживает жизненный опыт. Холерики подвижны, иногда не в меру энергичны, быстро принимают решения и сразу начинают действовать. Из недостатков - они часто бывают не уравновешены, раздражительны, язвительны, склонны к интригам и лукавству. Зато схватывают все на лету, и щедры к тем, кто им нравиться. В жизни им все время нужно стремиться к вершинам. Из людей с такими чертами типа психологического темперамента получаются полковые командиры и рисковые коммерсанты.

А.П. Чехов

«Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил».

Сангвиник – это человек живо реагирующий на события, подвижный, улыбчивый, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. По натуре сангвиник - весельчак и неунывающий оптимист, его трудно сильно прогневить. Они щедры как на положительные эмоции, так и на подарки. Сангвиники быстро адаптируются к жизненным ситуациям, умеют создать вокруг себя хорошее настроение. Самый уравновешенный и стойкий тип психологического темперамента.

А.П. Чехов

«Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа.»

Флегматик – это человек медлительный, не слишком эмоциональный, с вялыми, неторопливыми движениями, с несколько замедленной реакцией на события, невозмутимый и склонный к апатии, любитель поспать. Флегматики не сразу ориентируется в новой обстановке, трудно привыкают к новинкам, но вникнув в суть дела, весьма последовательны и медленно, но верно достигают цели. Они настойчивы в принятых решениях и бывают довольно упорны, если не сказать упрямы, их сложно переубедить. Их речь всегда спокойна, без лишних эмоций, мимика невыразительна, вообще их трудно раскачать. Уравновешенный, но замедленный тип нервной деятельности.

А.П. Чехов

«Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал.»

В жизни встречаются как выраженные типы психологических темпераментов, которые большинством своих черт подходят к вышеизложенным описаниям, так и типы, которые называются смешанными и могут содержать черты разных темпераментов в разных пропорциях. Кроме того типичные черты темпераментов могут находить разное выражение или выражаться с разной степенью силы. В соответствии со своими чертами темперамента человек выбирает работу, увлечения, круг общения, сферу своей деятельности.

У каждого из типов темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.

Воспитание, образование, умение контролировать себя даёт возможность проявления в меланхолике возможным творческим началам, сопереживанию, способным доносить свои эмоции до других; холерики незаменимы для принятия быстрых и необходимых решений и успешных воплощений их в жизнь, например, Суворов был в большей части холериком; сангвиники отзывчивы, оптимистичны, и не только сами хорошо умеют держать удары судьбы, но и помогут другим; флегматики тщательно и последовательно будут выполнять служебные поручения и ошибаться будут редко.

При этом отрицательные свойства темперамента могут проявиться не лучшим образом: у меланхолика – замкнутость, обидчивость; у флегматика – безразличие, вечная сонливость и вялость; у сангвиника – отсутствие сосредоточенности, непостоянство, поверхностность; у холерика – необдуманная горячность, поспешность решений, легкость в нанесении обиды другому.

На способности человека типы темперамента не влияют. Тип темперамента определяет, как будет развиваться его талант и какое направление в итоге примет. Одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие – другого.

Самый характерный пример различных темпераментов, который я не могу не вспомнить, это произведения А.Дюма – трилогия о мушкетерах. Д’Артаньян – холерик, Арамис – меланхолик, Атос – сангвиник, Портос – флегматик. Или еще один красочный пример, уже из детской сказки про Буратино. Сам Буратино, конечно, холерик, Пьеро – меланхолик, Мальвина – флегматик, а Артемон – сангвиник (не смотря на то, что он пес, Буратино ведь тоже всего лишь полено, которому повезло оказаться у Карло). Как видно, все эти темпераменты вполне способны уживаться в одной компании и добиваться поставленных целей.

Осталось только определить черты темпераментов в себе и употребить их с пользой.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

·Импульсивность;

·Эмоциональная непредсказуемость;

·Беззаботность;

·Отсутствие значимых целей;

·Необдуманность поступков;

·Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

То, что природа создала людей разными, известно давно… и с древнейших времён люди науки пытались это разнообразие как-то упорядочить, внести в него какую-то закономерность. Так, великий древнегреческий врач разделил людей на 4 категории - в зависимости от того, какая жидкость («сок») преобладает у них в организме: кровь, слизь, жёлтая желчь или чёрная желчь.

Другой знаменитый античный медик - Клавдий Гален - посвятил этой проблеме целый трактат под названием “De temperamentum” - «соразмерность», «соотношение частей». Из идеи «соотношения соков» в организме он вывел 4 психических типа людей, которые с тех пор и именуются темпераментами : сангвиник (от латинского sanguis - кровь), флегматик (от греческого phlegma — флегма), холерик (от греческого chole — желчь), меланхолик (от греческого melas chole — черная желчь), причём преобладание крови делает человека весёлым и подвижным, слизи - спокойным и медлительным, жёлтой желчи - горячим и безудержным, чёрной желчи - мрачным и боязливым.

Такая классификация - при всей фантастичности её основы - оказалась настолько удачной, что ею пользуются и по сей день - разумеется, внеся некоторые коррективы. Так, уже давно никто не связывает тип темперамента со «смешением соков организма» - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, связанных с типом нервной системы.

Именно так объяснил природу темперамента академик И.Павлов: тип нервной деятельности определяется свойствами процессов возбуждения и торможения - их силой ( и выносливость нервной системы), их уравновешенность (преобладание возбуждения или торможения или же их равновесие) и подвижность (быстрота «ответа» на действие раздражителя, формирования нервных связей, способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга). Исходя из этого, И.Павлов выделил 4 типа темперамента - да-да, опять четыре, и они, по сути дела, соответствуют галеновской классификации:

Слабый тип (соответствует меланхолику )

Сильные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных . Сильный неуравновешенный тип И.Павлов называет «безудержным» (соответствует холерику ).

Сильные уравновешенные подразделяются на подвижный тип , который И.Павлов назвал «живым» (соответствует сангвинику ) и инертный , который он именует «спокойным» (соответствует флегматику ).

Присмотримся же повнимательнее к каждому типу. Начнём со слабого типа - меланхолика. Вспомним для начала незабвенного Пьеро из «Золотого ключика» - вот самый что ни на есть типичный меланхолик. Такая нервная система неспособна к длительному сильному напряжению. Эмоции внешне выражаются слабо, но отличаются силой и глубиной. Такие люди ранимы, чувствительны к обидам и похвалам, с трудом приспосабливаются к обстановке и новым людям. По словам И.Павлова, такой человек способен достигать результатов «в оранжерейных условиях» - в реальности же «оранжерейные условия» встречаются достаточно редко… некоторые исследователи даже считают, что изначально такого темперамента не было - ведь такой человек был попросту нежизнеспособен!

Впрочем, есть и противоположная точка зрения: в первобытной «стае» меланхолики тоже имели свою нишу в качестве… пищевого НЗ. В самом деле - кого ещё есть, если не удалось убить мамонта - холерика съесть не так-то просто (сам кого угодно съест!). Впрочем, меланхоликов с успехом «едят» и в наше время (если вернуться к сказке про Буратино - то поставленный Карабасом-Барабасом спектакль, в котором Пьеро получает 22 подзатыльника, вполне адекватно отражает положение меланхолика)… Так что если судьба свела вас с таким человеком, будьте осторожны: от того, что вам кажется невинной шуткой, он может повеситься.

Раз уж мы заговорили о «Золотом ключике» - там ведь есть ярчайший пример и другого темперамента - сангвинического. Это Буратино: жизнерадостный, легко сходящийся с людьми (и выбивающийся в лидеры!), так же легко переживающий неудачи, легко увлекающийся - и так же быстро переключающийся на что-то другое (неустойчив). Такие люди не склонны долго помнить обиды, быстро адаптируются к чему-то новому.

Холерик - человек возбудимый, порывистый, склонный действовать быстро. За дело берётся со страстью и подъёмом - но практически неспособен долго выполнять какую-то работу (особенно если она однообразна, требует сосредоточенности и усидчивости). В общении с людьми холерики нередко бывают вспыльчивы и резки, «заводятся с пол-оборота», тем самым провоцируя конфликты. Яркий пример холерика в литературе - д’Артаньян.

Полная противоположность - флегматик: психические процессы протекают медленно, и в ряде случаев это может мешать (про таких говорят - «доходит, как до утки на девятые сутки»), но уж если «дошло» - значит, усвоил основательно и прочно. Флегматик никогда не покажет мгновенного результата - ему надо дать время (поэтому, например, они не годятся для открытых уроков и мастер-классов), с трудом адаптируются к меняющейся обстановке - зато им нет равных, когда надо выполнять длительную однообразную работу, требующую терпения и продуманности. Пример литературного героя-флегматика - Пьер Безухов.

Будучи самым «общим» свойством нашей психики, темперамент проявляет себя во всём - в мышлении, поведении, деятельности. Так, музыкальные психологи, анализируя творчество композитора, могут сказать, каким темпераментом он обладал: сравните например, симфонии холерика Л.Бетховена с их интонациями песен Франузской революции, постоянно сталкивающимися друг с другом темами - и тонкие, ирреальные миниатюры меланхолика А.Лядова, уводящие в какой-то «затерянный» вымышленный мир собственной души .

Темперамент - это свойство, находящееся «на стыке» психического и биологического: тип нервной системы - свойство врождённое, определяется оно и наследственностью, и протеканием беременности (так, если во время беременности принимать димедрол - велика вероятность родить меланхолика), но так или иначе - даётся это свойство от природы, и воспитать его или переделать нельзя. Об этом следует помнить родителям, которые обожают поругать детей: «Что опять сиднем сидишь со своими книгами - пошёл бы лучше, мяч погонял!» или наоборот: «Что ты ни минуты спокойно посидеть не можешь!»… и это единственное врождённое психическое свойство - всё остальное формируется при жизни! Конечно, характер формируется на основе темперамента (вряд ли у флегматика будет экзальтированный тип), но типов темперамента, как мы уже говорили, четыре, а типов характера - десятки (так что никогда не говорите своим детям: «И в кого у тебя такой характер!» - характер такой, какой вы воспитали, а вот темперамент - такой, какой получил при рождении).

Как всё, что даётся от природы, темперамент нейтрален - нет темпераментов «хороших» и «плохих». Можно лишь говорить о целесообразности в той или иной деятельности - скажем, флегматику или меланхолику тяжело будет на такой работе, где требуется . Каждый темперамент имеет свои подводные камни (холерики легко наживают врагов, сангвиники часто не доводят дело до конца ) - но есть и достоинства. Среди представителей всех темпераментов есть великие люди: холерики - А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, сангвиниками были Н.А.Римский-Корсаков, Наполеон, флегматиками - И.Кант, М.И.Кутузов, меланхоликами - Н.В.Гоголь, П.И Чайковский…

Не стоит пытаться определить темперамент по внешним проявлениям: поведение человека диктуется не только темпераментом, но и многим другим (воспитанием, обстоятельствами и прочим) - надёжнее делать это с помощью специальных тестов. Но определить стоит: зная свой темперамент, вы сможете объективно оценить его сильные и слабые стороны.