Болезни Военный билет Призыв

Тестирование состоит из четырех этапов. В чем заключается правило трех секунд

Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.

По каким поводам происходит деловая переписка

В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.

ФАЙЛЫ

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Как отправить письмо

Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).

Письмо-отказ от сотрудничества

Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.

  1. В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
  2. Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
  3. При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  4. В заключение подпишите письмо и датируйте.

Письмо-отказ от участия в мероприятии

При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.

Письмо-отказ от предложения о работе

Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.

Недавно руководитель одной торговой компании задал нам вопрос о том, что делать с клиентами, которые постоянно недовольны обслуживанием, «выжимают все соки» из клиентских менеджеров, придираясь по всяким пустякам. Его вопрос был о том, какими инструментами должны обладать и какими навыками должны владеть менеджеры продаж в работе с такими «несносными» клиентами.

И действительно, если вы работаете с клиентами, то рано или поздно вы сталкиваетесь с ситуацией, когда клиент предъявляет необоснованные претензии или попросту скандалит на ровном месте. А может быть его претензии вполне обоснованы, но вы все равно не можете выполнить требования клиента и вынуждены придерживаться регламента.

Мы проанализировали наш опыт и опыт наших коллег, лежащий в плоскости работы со сложными клиентами и подготовили эту статью. В этой статье мы решили сфокусироваться только на тех ситуациях, в которых у клиентского менеджера не остается иного варианта, кроме как вежливо отказать клиенту в его требовании. Но сделать это так, чтобы сохранить отношения с клиентом.

В ходе проведения ряда специализированных для одного банка мы совместно с участниками обучения определили 4 базовых принципа «вежливого отказа».

Принципы вежливого, но твердого отказа

Принцип №1. При отказе приводите аргументы

В формулировке отказа должна содержаться ссылка на факты, из-за которых менеджеру приходится отказывать клиенту. В сухом остатке, использование данных аргументов должно оставить такое впечатление, что ни от клиента, ни от менеджера в настоящий момент ничего не зависит.

Пример из нашей практики:

На тренинге обсуждалась ситуация, когда корпоративный клиент банка был возмущен тем, что ему приходится «необоснованно платить банку дополнительную комиссию за несложную операцию с его банковским счетом».

Молодой клиентский менеджер сказал примерно следующее: «Это такая комиссия. Я ничего не могу с этим сделать. Вам придется заплатить».

И, по мнению большинства участников тренинга, такая линия поведения менеджера оказалась не слишком убедительной для клиента.

А что было бы более убедительным в данной ситуации?

Применимо к вышеуказанной ситуации, фраза грамотного клиентского менеджера могла бы звучать следующим образом:

«Согласно договору банковского обслуживания, подписанному с вашей и с нашей стороны, данные операции тарифицируются по ставке 0,1% от суммы. Это стандартная сумма для банков. Данная сумма была списана с вашего счета на основании договора.»

Принцип №2. Избегайте отрицательных формулировок из серии: «не можем», «не будем», «не делаем»

Даже для очень лояльных и неконфликтных клиентов таких отрицательные формулировки являются скорее «раздражителями», а не «успокоителями».

Более того, это сразу ставит компанию, которая таким образом отказывает клиенту, в невыигрышное для нее положение: либо в положение «тирана», который для клиента ничего не хочет сделать, либо в положение слабого.

В любом случае, клиенту ничего не остается, кроме как агрессивно реагировать, ругаться и возмущаться, чтобы «проломить» глухую стену недопонимания.

Более миролюбивая и примиряющая обе стороны фраза могла бы выглядеть так:

  • «Мы можем, но в таких-то рамках»
  • «Мы можем, но при таких-то условиях»
  • «Мы можем оказывать для клиентов. То, о чем вы просите, в эти услуги не входит …»

По нашей практике, дополнительную убедительность менеджеру может придать отсылка на ту или иную вескую причину, из-за чего ему приходится отказывать клиенту.

Пример: «Согласно договору от 25 января 2016 года, по условиям обслуживания, вы можете проводить операции по вашему банковскому счету на сумму вот с комиссией».

Принцип №3. Давайте клиенту альтернативу

В предыдущем пункте мы уже говорили о том, что, когда перед клиентом воздвигается «глухая стена», ему остается только биться об нее, возмущаться, пытаясь эту стену проломить.

Если у клиентского менеджера есть такая возможность, мы рекомендуем сразу предлагать клиенту альтернативный путь. Чтобы менеджер в этом случае концентрировал внимание клиента не на самом отказе, а на том, как, пусть не самым удобным образом, эту проблему все-таки можно решить.

Здесь возможны следующие варианты:

  1. Дать клиенту понять, что есть альтернативные пути решения его проблемы. Пусть даже эти варианты не очень удобны
  • «Вы можете через меня заказать сумму и получить ее без комиссии через 3 дня»
  • «Вы можете снять деньги в банкомате / кассе, комиссия будет меньше»
  • Рекомендовать клиенту обратиться с официальной претензией (используйте этот метод только в самом крайнем случае). Это в любом случае будет выглядеть лучше, чем отсутствие всякой альтернативы или отрицательная формулировка:
    • «Я понимаю ваше недовольство. Вы можете написать претензию или пожелание, а я позабочусь о том, чтобы оно было рассмотрено как можно скорее.»

    Принцип №4. Тренируйте правильные эмоции в голосе

    В отличие от трех предыдущих принципов, здесь речь пойдет не о том, что именно нужно говорить, а с какими эмоциями в голосе клиентский менеджер должен это делать.

    1. Сожаление и сочувствие. Так, если сожаления в голосе будет слишком мало, то клиент может обидеться на отсутствие должного к нему внимания со стороны клиентского менеджера.
    2. Настойчивость и твердость. Напротив, если твердости будет слишком мало, то у клиента может возникнуть ощущение, что может быть, если сильно настаивать на своем, то организация прогнется и все-таки пойдет на встречу, а менеджер обойдет правила и не откажет в решении вопроса.

    Клиентскому менеджеру, работающему на фронт-линии с трудными клиентами, просто необходимо периодически «обновлять» индивидуальную настройку баланса: настойчивости (твердости) и сочувствия (сожаления).

    Как это сделать? Прежде всего, эти вещи обязательно необходимо репетировать и отрабатывать: с помощью коллег, на тренингах, с привлечением друзей.

    Наша цель – увеличить шансы, а не гарантировать победу

    Использование всех четырех принципов вежливого отказа, конечно же, не является гарантией того, что клиент примет все ваши предложения. Также эти инструменты не изменят сложившуюся ситуацию – клиент все еще будет недоволен тем, что случилось. Но произойдет то, ради чего стоит хотя бы попробовать применить эти инструменты – менеджер быстрее добьется своей цели.

    Алексей Леонтьев, Андрей Барсуков
    Clientbridge

    Мы обсуждали, какие внутренние барьеры необходимо устранить для того, чтобы научиться говорить людям «нет» . Сегодня мы продолжим тему, но подойдем к ней с другой стороны. Мы поговорим о конкретных способах отказа. Ведь иной раз человек говорит «да» вместо «нет» потому, что не знает, как отказать тактично.

    Стоит отметить, что единственно верного алгоритма отказа не существует. Все зависит от ситуации, характера человека, которому нужно сказать «нет», отношений с этим человеком и многих других факторов. Тем не менее, существует целый набор приемов, которые позволяют смягчить отказ. Об этих приемах я сегодня Вам расскажу. Один и тот же прием может отлично подходить к одной ситуации и быть абсолютно неуместным в другой. Поэтому рассматривайте все, сказанное ниже, как источник идей, которые помогут Вам сформулировать Ваш собственный ответ в Вашей конкретной ситуации.

    Идея №1. Подчеркните ценность человека для Вас.
    Так можно поступить, если Вы боитесь задеть самолюбие человека своим отказом. Покажите свое хорошее отношение к человеку, которому отказываете.

    Пример №1. У Марины есть настойчивый поклонник, который не понимает намеков. Для того чтобы прямо отказать в свидании, она может использовать следующую фразу: «Коля, мне очень приятно твое внимание, но я тебе хочу сказать «нет». Я, к сожалению, чувствую, что наши свидания ни к чему не приведут. Ты мне по-человечески очень симпатичен. Поэтому я не хочу тебя обманывать и говорю все прямо, так, как есть».

    Заметим, что Марина несколько раз подчеркнула ценность Коли фразами: «мне очень приятно твое внимание», «ты мне по-человечески очень симпатичен».
    Важно! Не переборщите с комплиментами и позитивными словами в адрес человека, которому отказываете. Это может выглядеть фальшиво, вызвать недоверие, восприниматься как проявление жалости.

    Пример №2. Елена занимается подбором персонала. Она провела собеседование, а сейчас ей нужно позвонить и тактично отказать кандидатке в приеме на работу. Елена могла бы это сделать следующим образом: «Александра, спасибо Вам за то, что нашли время и приехали к нам на собеседование. К сожалению, вынуждена Вам сообщить о том, что мы выбрали другого кандидата на вакансию. Я желаю Вам удачи в поиске работы в других компаниях».

    Здесь ценность Александры подчеркивается фразами: «спасибо за то, что нашли время и приехали к нам на собеседование», «желаю Вам удачи в поиске работы».

    Когда мы отказываем человеку, мы можем невольно напрягаться, нервничать, ожидать ответного негатива. Человек может интерпретировать наше поведение как проявление негативного отношения к нему. Поэтому помимо фраз обращайте также внимание на свое эмоциональное состояние. Хорошо, ели Вы не только словами, но и своим поведением будете демонстрировать дружелюбие к человеку, готовность идти с ним на контакт.

    Пример №1. Ларису пригласили на день рождения, а прийти у нее не получается. Тактично отказать в этом случае можно следующим образом: «Аня, мне так жалко! Представляешь, именно в этот день ко мне приезжают родственники из другого города. Поэтому я никак не смогу к тебе прийти, хотя мне очень бы хотелось!»

    Аня слышит искреннее сожаление Ларисы, и поэтому ей проще принять отказ.
    Могло быть конечно и так, что Лариса просто не захотела идти на день рождения и особого сожаления по этому поводу не испытывала. Тогда для того, чтобы не врать и оставаться искренней, можно было бы не рассказывать о своих эмоциях, а использовать идею №1 - подчеркнуть ценность человека и доброжелательное отношение: «Аня, спасибо тебе большое за приглашение. Но у меня, к сожалению, в этот день никак не получится приехать. Желаю вам хорошо отметить!»

    Пример №2. У Маши есть близкая подруга Вероника. Вероника любит позвонить Маше и пожаловаться на жизнь. Маша - человек ранимый и чувствительный. Она каждый раз принимает близко к сердцу то, что рассказывает подруга. Ей очень бы хотелось попросить Веронику не рассказывать во всех подробностях каждую происходящую неприятность, но она не знает, как это сделать тактично.

    Маше можно было бы посоветовать такую формулировку: «Вероника, я очень тебе сочувствую и очень хотела бы тебе помочь. Но каждый раз, когда ты мне рассказываешь про все свои неприятности, я принимаю это очень близко к сердцу и долго переживаю. Побереги, пожалуйста, мои нервы и не рассказывай мне все подробности. У нас же, в конце концов есть более позитивные темы для разговора!».

    Идея №3. Объясните причину отказа.
    Часто человеку проще принять отказ, если он знает его причину.
    Пример. У Олега и его супруги допоздна засиделись гости. Как сообщить им о том, что пора уходить домой? Олег это может сделать следующим образом: «Маша, Игорь, нам с женой завтра рано вставать, поэтому предлагаю на сегодня наши посиделки закончить».
    Важно! Не превращайте объяснение причин в оправдание себя. Если Вы начнете оправдываться, у человека может появиться идея, что он вправе на Вас обидеться.

    Идея №4. Отказывая в просьбе, можно предложить пути решения проблемы, сообщить о готовности решать проблему посильным для Вас образом.

    Пример. В последнее время Антон очень часто задерживается на работе. Он уже понимает, что такие переработки стали систематическими, и руководство воспринимает это как норму. Сегодня начальник в очередной раз попросил Антона задержаться после работы. Антон хочет сообщить начальнику о том, что не готов работать сверхурочно.

    Он может это сделать следующим образом: «Анатолий Михайлович, у меня, к сожалению, нет возможности оставаться на работе сверхурочно. Предлагаю пересмотреть мои рабочие задачи таким образом, чтобы моя работа в рабочие часы была максимально полезной для компании».
    Таким образом, отказывая, Антон подчеркивает свою готовность сотрудничать.

    Идея №5. Лаконичный отказ.
    Порой лучше всего на просьбу отвечать лаконичным отказом: не нужно извиняться, объяснять причины. Когда человек не знает, как отказать тактично, он может думать, что необходимо сказать что-то особенное. На самом же деле зачастую можно просто сообщить человеку, что Вам его просьбу выполнить не удобно, и этого будет вполне достаточно.
    Пример. У Егора приятель просит в долг денег. Егор может отказать так: «Нет, Паша. У меня сейчас, к сожалению, нет возможности одолжить тебе деньги».

    Идея №6. Используйте намеки.
    Можно показать человеку свое недовольство намеками.

    Пример. Наташа решила переехать в город N. Она уже нашла в этом городе работу, но еще не нашла жилье и в течение двух недель живет у своих друзей. В первые дни ее друзья думали, что Наташа вот-вот займется поиском квартиры, но прошло уже достаточно времени, а Наташа никуда не собирается.

    Что же делать друзьям Наташи? Ведь они никак не планировали пускать ее к себе жить.
    В таком случае можно начать с тонких или довольно прямых намеков. Например, можно спросить: «Наташа, как твои дела? Здорово, что ты так быстро нашла работу. А что ты думаешь по поводу жилья?»

    Если Наташа - человек тактичный и воспитанный, она поймет намеки и начнет действовать. Но, увы, далеко не все люди тактичны и воспитаны. Не все понимают намеки. Тогда можно использовать идею №7.

    Идея №7. Констатируйте факты и прямо говорите, чего Вы хотите.
    В случае, описанном выше, можно было бы сказать так: «Наташа, ты гостишь у нас уже целых две недели. Мы тебе рады как гостю, но мы не готовы, чтобы ты у нас осталась жить. Найди себе, пожалуйста, другое место жительства».

    В большинстве случаев люди спокойно реагируют на отказ. Однако может случиться и так, что реакцией на отказ, даже если он был очень мягким и корректным, могут стать агрессия и обвинение Вас во всех смертных грехах. Как реагировать в таком случае, читайте .

    Если Вы хотите отказать тактично, важно следить не только за тем, что Вы говорите, но и то, как Вы это делаете: спокойно и уверенно, или чувствуя раздражение, или дружелюбно, испытывая чувство вины или страх обидеть человека. Любые наши эмоции неизбежно влияют на результат разговора. Подробнее о том, как это происходит, и как настроить себя на нужный лад, читайте .

    Секретом, как отвечать отказом на электронные письма от друзей и знакомых.

    Франзен вспоминает, как получила письмо от подруги. Не задушевной, но весьма уважаемой. Подруга просила помочь с одним проектом. Дедлайн? Прошел неделю назад. Ей нужно было всего несколько часов времени. Она была готова заплатить.

    Франзен вздохнула, посмотрела в свой календарь и призадумалась. Проектом можно было заняться, только если что-то перенести, вставать пораньше, ложиться попозже и вдобавок поработать в выходные. Невеселая перспектива. Кроме того, Александру совсем не вдохновлял этот проект, и даже деньги, которые предлагала подруга, не делали его привлекательным. Лучше было уделить время интересным задачам. Ну, или просто провести время с любимым человеком.

    Одним словом, не было ни одной существенной причины ответить подруге «да», кроме установок «быть милой» и «помогать друзьям». Однако иногда надо идти им наперекор, подумала Франзен, и приняла решение ответить отказом.

    Как ответить другу «нет» и не испортить отношения? Это оказалось непростым делом даже для профессионального писателя и опытного специалиста в области коммуникаций. Отказывать нужно тоже уметь — и в этом сильно поможет заранее подготовленный шаблон отказа.

    Универсальный сценарий:

    Привет, [имя]!

    Спасибо за письмо.

    Я горжусь, что ты ______. Мне приятно, что ты хотела бы поработать вместе со мной.

    Я вынуждена сказать «нет», потому что ____.

    Но я хотела бы тебе помочь [чем именно].

    Спасибо за _____! Я ценю нашу дружбу.

    [несколько вдохновляющих слов].

    [подпись]

    Вот так может выглядеть реальное письмо:

    Привет, Мария!

    Спасибо за письмо!

    Я горжусь, что ты занимаешься организацией конференции для интернет-предпринимателей. Мне приятно, что ты хотела бы поработать вместе со мной.

    К сожалению, я вынуждена ответить «нет», потому что на этой неделе у меня хлопот полон рот — столько дел навалилось, что конца-края не видно.

    Но я очень хотела бы тебе помочь. Возможно, тебе пригодится план проведения прошлогодней конференции для животноводов Крайнего Севера, которую готовила моя коллега. Документ я высылаю во вложении. Кстати, она будет рада ответить на твои вопросы во ВКонтакте (ее страничка: vk.com/konfetka1966).

    Спасибо за твой оптимизм и жизнелюбие! Ты же знаешь, как я ценю нашу дружбу.

    Удачи на мероприятии! Я представляю, какая это непростая работа.

    Пиши!

    Саша

    Этот сценарий сработает, если выполнить три обязательных условия.

    1. Отвечать быстро.

    Нельзя откладывать ответ в надежде, что друг забудет про письмо. Не забудет.

    2. Кратко объяснять причину отказа.

    Объяснять друзьям причину отказа — важно и правильно. Но не стоит ударяться в подробности. Это никому не нужно. Скажем, в приведенном выше сценарии говорится только про напряженный график. Если объяснение честное и лаконичное, друзья поймут.

    3. Предлагать что-то взамен