Болезни Военный билет Призыв

Сын даниил. Значение имени Даниил для мальчика: растим справедливого мужчину. Память и почитание

Глас 2

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Припев:

Венценосец престолу Христову, премудре Николае, предстоя со Ангельскими воинствы, просвещение ми даруй, озаряющее души моея омрачение, яко да восхвалю, радуяся, твою, всеблаженне, память. (Дважды)

Прославляяй вся Господь Того славящия, тя верным прибежище даде, напастей избавляюща притекающия к твоему крову, Николае, и призывающия тя верою и любовию, преславне.

Богородичен: Сравнитися желание ми вложив змий вселукавый Содетелю, яко пленника, восхити. Тобою же, Всечистая, воззван бых, обожився истиннейше: Ты бо, о Богомати, мене обожившаго родила еси.

Катавасия:

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодяшая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Николае блаженне, Владыки искренний ученик ты быв, спасаеши к тебе притекающия от лютых бед и смерти горькия. (Дважды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Очисти рабы Твоя, грехов оставление, яко благ, даруя, Николая, Твоего угодника, яже к Тебе ходатайствы, Многомилостиве.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Утоли смущение души моея, Пречистая, и жизнь окорми, Всесвятая, Бога рождшая, в Немже утвердися сердце мое.

И катавасия: Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 4:

Возшед на высоту добродетелей, Божественными оттуду отче озарився сиянии чудес, пресветел воистину явился еси мирови пастырь, нам в напастех сый престатель непобедим: темже преславно врага победив, лжу отгнал еси и человеки спасл еси от смерти, Николае. Моли Христа Бога, грехов оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Яко Деву и Едину в женах Тя без семене рождшую Бога плотию, вси ублажаем роди человечестии: огнь бо вселися в Тя Божества, и яко младенца доиши Зиждителя и Господа. Тем ангельский и человеческий род достойно славим Пресвятое Рожество Твое, и согласно вопием Ти: моли Христа Бога грехов оставление даровати, покланяющимся верою Пресвятому Рождеству Твоему.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Приближився чисте зарям духовным, светоносец был еси, мира просвещая концы, всем предстательствуя и вся спасая верою, к тебе притекающия.

Избавляя от смерти, яко явился еси первее, Николае, юноши, преподобне. Тако и ныне мя спаси от всякаго обстояния, и напастей, и бед, всеблаженне.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Облистал еси добродетелей сияньми, всеблаженне, подражатель преизряднейший Твоего Владыки быв, спасаеши же, призываем, благоговением и любовию тя славящия.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Найде на Тя Владыка твари воплощаем, и спасая, яко благоутробен, всего мя человека: темже, вернии, Богородицу Тя славим.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, бога не знаю.

Боголепным житием, треблаженне, просвещаем, осужденных неправедным изречением умрети, представ, избавил еси, Владыце Христу зовущия: иного бо, разве Тебе, бога не знаем. (Дважды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

На Небесех присносущную славу ныне зря, и неизглаголанныя и Божественныя зари светлейшими наслаждаяся сиянии, покрый мя предстательством твоим, преподобне, угодниче Христов всечестне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Да Твой взыщеши образ, погребенный страстьми, Спасе, Небесных утаився сил, воплощся из Девы, явился еси Тебе зовущим: иного, разве Тебе, бога не знаем.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Иже победы, Николае, венец на твоем версе достойно положися, яко победитель убо изряднейший тя призывающия спаси. (Дважды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Умерщвлена мя, блаженне, прегрешеньми и страстей треволненьми погружаема, явився, спаси ко пристанищу Божественныя воли.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: На Тя надежды возложих, Мати Приснодево, спасения моего и Тя предстательницу полагаю жизни, тверду же и непоколебиму.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Господи, помилуй. (Трижды). Слава, и ныне.

Кондак глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Икос

Воспоим ныне святителя песньми, мирским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся: се бо явися чист весь, нетленен духом, Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, яко святитель, очищен и душею и телом, темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея, яко великий таинник Божия благодати.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Острому искушению впадох, люте пострекаем, и ко вратом ада приближихся, скорбьми поражаем, спаси мя молитвами твоими, блаженне, и возстави, поюща: благословен еси, Боже отец наших. (Дважды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Незаходимаго света невещественными лучами облистаем, сущия во тьме скорбей озлобленныя исхити и к просвещению веселия настави, поющия: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:
Моли Христа, Сына Твоего и Бога, Дево Богородительнице, проданныя лютыми прегрешеньми и лестьми змииными кровию Его честною избавитися, поющим: благословен еси, Боже отец наших.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Яко благ и сострадателен во глубине напастей люте содержимыя свободи, блаженне Николае, от содержащих лютых, разрешение подая молитвами твоими яже ко Спасу Христу, священнотаинниче. (Дважды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тайновождь сущих паче ума, святых служитель и Небесных сый, Богомудре, архиерей же верен, прегрешений оставления проси от Спаса нашего, священноявленне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Изнемогает мой ныне ум, во глубину впад безчестия, яко отвсюду различными объят есмь злыми; но Ты, Дево, исцели, безстрастия светом одевающи.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Свещами благодати, Богомудре, просвещаем, и светильник благочестия яве был еси, сущия в напастех спасаеши, и сущия во глубине морстей избавляеши, и питаеши алчущия преславно, всеблаженне.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Иже в рай сладости ныне водворяяся и неизреченную славу ясно зря, от Небесных круг певцы твоя назираеши, от страстей избавляя, Богоносе всеблаженне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Премудрость, и Силу, и Слово Ипостасное Отчее, Богомати Чистая, родила еси, от Твоих пречистых кровей свой храм приимшую и Сему по соединению соединившую нераздельно.

Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Полное собрание и описание: молитва канон николай чудотворец для духовной жизни верующего человека.

Канон Святителю и Чудотворцу Николаю

Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная Истина. / Потому ты приобрел смирением - высокое, / нищетою - богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших.

Канон, Глас 4 Песнь 1

Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Пастырь добрый Христова стада, / радуйся, Николай, / ибо гражданам Мир Ликийских / отцом многочтимым и учителем ты был; / и мне позволь приветствие «радуйся!» / тебе приносить.

Племена земные, соберемся, / чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю: / ибо он приносит радость / вселенной не оскудевающую.

Слава: Тебе, избавившему трех воевод / от убиения неправедного, мы взываем: / «Радуйся, Николай, заступник прибегающим / под кров твой!»

И ныне: Богородица Дева, радуйся, / радость от Ангела принявшая, / и спаси Тебя величающих.

Твоих песнопевцев, Богородица, / - живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Никто, прибегающий под кров / надежды на тебя, отче, / не уходит от тебя ни с чем, / но возглас «радуйся» принося тебе, / помощь принимает, Николай; / ее и мне подай, всеблаженный.

Ангелы дивятся, преподобный, / твоему горячему заступничеству, / люди же радуются, получая по твоим молитвам / избавление от напастей бесовских; / потому возглас «радуйся» мы приносим тебе, / Николай прехвальный!

Слава: Ты - шлем и оружие непобедимое / против диавола, / христианам же - утверждение, / и иерархам - украшение, Николай чудный. / Радуйся, чудотворец великий, / обуреваемым тихое пристанище.

И ныне: Зачав Создателя Своего, Богородица, / Ты родила всех Творца и Господа; / Его моли об избавлении нас от напастей; / ведь все, что хочешь, можешь, как благая / и Благого Родительница.

Господи, помилуй (3)

Взойдя на высоту добродетелей / и оттуда озарившись, отче, / Божественными сияниями чудес, / явился миру ты поистине пресветлым пастырем, / в напастях для нас предстателем непобедимым; / потому, преславно победив врага, / ты ложь прогнал и спас людей от смерти, Николай; / моли Христа Бога грехов отпущение даровать / чтущим с любовию святую память твою.

Рекою исцелений преизливающейся / и источником чудес неоскудевающим / явила тебя, Николай, Милости Бездна: / ибо тяжкими недугами горько удручаемые / и превратностями жизни страшно испытуемые / обретают от всякого уныния / поистине утоляющее боль лекарство / - горячую защиту твою. / Потому мы тебе взываем: / «Ходатайствуй пред Христом Богом / о даровании отпущения согрешений / празднующим с любовию святую память твою!»

Тебя, как Деву и единственную среди жен / без семени родившую по плоти Бога, / мы все, племена человеческие, блаженной именуем: / ибо вселился в Тебя Огонь Божества, / и Ты как Младенца молоком питаешь Творца и Господа. / Потому сонм Ангелов и мы, человеческий род, / достойно славим пресвятые роды Твои / и согласно взываем Тебе: / «Моли Христа Бога согрешений отпущение даровать / поклоняющимся с верою пресвятому Его рождению от Тебя!»

Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Равный Апостолам престолом, / радуйся, Николай, / ибо ты Ария ересь посрамил / и надменность велиара низложил твоими молитвами; / не преставай молить о рабах твоих.

Юношу того из рук эмира срацинского ты избавил, / родителям же его радость даровал, / потому и мы с ними тебе возглас «радуйся» приносим, / Николай преподобный.

Слава: Трех воевод от убиения неправедного / спас ты, чудотворец, / явившись во сне царю благочестивому и запретив ему, / и от них принял возглас «радуйся». / И меня укрепи, Николай, твоими молитвами.

И ныне: Преблагословенная Богородица, радуйся, / ибо Ты - престол всех Царя, Херувимов высший. / Не замедли, моля Своего Сына и Бога нашего / о чтущих Тебя всегда, с Николаем блаженным.

Изумился весь мир / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Апостолам соименный, с Ангелами наравне стоящий / у Престола Владыки неотступно, / Ария безумствовавшего ты посрамил; / потому, Николай, мы возглашаем тебе: «Радуйся, / святителям украшение и столп церковный!»

Руку помощи подай мне, Николай, молясь ко Господу, / ибо буря греха потопляет меня, / и приведи к тихой пристани покаяния / твоими, отче, молитвами.

Слава: Если я и много беззаконий сотворил, / но не отступаю от надежды на покров твой, / всегда возглас «радуйся» принося тебе; / ты же, Николай, меня избавь от всякой скорби и беды: / ведь все, что хочешь, и соделать можешь.

И ныне: Радуйся, Облако превысшее небес, / источившее нам Каплю, Богородица всеблагая! / Подай царю нашему победу над варварами от Бога, / со иерархом Николаем Его моля.

Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Другом Христовым и вторым Петром / явился ты, отче. / Радуйся, ибо ты столп Церкви и чудесный орга́н, / Духом Святым чудодействующий и бряцающий. / Потому мы, Николай, возглас «радуйся» / приносим тебе всегда.

Услышав царь благочестивый Константин / со Авлавием епархом / во сне угрозы твои о тех мужах, / что́ должны были неправедно погибнуть, / повелел их скорее отпустить, / тебе же, Николай, возглашал: радуйся!

Слава: Кораблю тому, утопающему в море / ты был, отче, кормчим; / и мне, тяжко обуреваемому помышлениями бесовскими, / дай кормило благого рассуждения в уме и в сердце, / чтобы я всегда возглас «радуйся» / приносил тебе, Николай прехвальный.

И ныне: Радуйся, Пречистая Дева, / радуйся, миру утверждение, / радуйся, ибо родила Ты Сына, всех Бога! / Его моли, Богородица пренепорочная, / о спасении душ наших.

Господи, помилуй (3) Слава, и ныне:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, / положил ты душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.

Воспоем ныне иерарха песнями, / людям в Мирах пастыря и учителя, / чтобы его ходатайствами просветиться: / ибо вот, он явился весь чист, невозмутим духом, / Христу принося жертву непорочную, подлинную, Богу благоприятную, / как священнослужитель, очищенный и душой и телом, / потому он - воистину Церкви покровитель и поборник ее, / как великий служитель таинств Божией благодати.

Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Святой Николай, святитель Христов, радуйся: / ибо ты для всех радость неизреченная! / И мне подай руку помощи, чтобы я возглашал тебе: / «Радуйся, всеблаженный!»

Когда услышали воеводы, / что отпущены из темницы по твоему велению, / взяв светильники со свечами, принесли тебе, / громким голосом взывая: / «Радуйся, отче преподобный, избавление наше!»

Слава: Некогда услышал ты в темнице узников; / услышь и меня, Николай, / возглас «радуйся» тебе приносящего, / и исторгни меня из огня геенны.

И ныне: Мария Госпожа, Матерь Искупителя, / прими меня, кающегося / и прибегающего под кров Твой, / чтобы я непрестанно взывал Тебе: / «Радуйся, Благодатная Богородица, Приснодева!»

Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда - прообразуемое, а ныне - действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Апостолам сопрестольный, / со Ангелами служащий Святой Троице, / Николай прехвальный, радуйся, / и мне даруй радость молитвами твоими.

Кормчий носимых бурей, / радуйся, Николай, / и бурю моих страстей, от нападения бесовского восставших, успокой, / ибо больше не могу терпеть, но взываю: / «Радуйся, помощник мой и горячий покровитель».

Слава: О, сколь великая скорбь / охватывает меня от стрел бесовских, / и раны терпеть мне не возможно, / приложить же пластырь - нет врача; / но ты, Николай, приложи мне пластырь и елей молитв твоих, / чтобы я взывал тебе: / «Радуйся, отче преподобный!»

И ныне: Радуйся, Куст терновый не сгоравший, / который Моисей видел на Синае, / и Лестница, которую Иаков созерцал, / - Преблагословенная Богородица Приснодева!

Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.

Выстрелы обольстителя окружают меня / и стремления греховные, / но, надеясь на покров твой, / к тебе прибегаю, отче, / чтобы ты отогнал от меня все обольщения лукавого, / и я взывал тебе: / «Радуйся, Николай!»

Ария безумствовавшего ты посрамил, / и пламя ересей угасил; / воевод, в темнице связанных услышал, / и приветствие «радуйся» принял от них; / и мы взываем тебе, Николай: / «Радуйся, всеблаженный!»

Слава: Агрика того услышал ты, / и сына его Василия восхитил от эмира, / и в один миг поставил здоровым перед родителями от сарацин, / и по моей молитве исторгни мою душу, / недугующую и грехами отягченную, / из огня геенны, Николай.

И ныне: Царица, всех Царя родившая / и носившая Носящего все творение, / спаси меня, величающего Тебя, / Пресвятая Владычица!

Великого архипастыря и иерарха, / предстоятеля Мирликийского Николая все мы восхваляем: / ибо многих людей он спас, / на смерть неправедно обреченных, / и царю с Авлавием он является во сне, / отменяя неправедный приговор.

Слава: Весьма прославил тебя чудесами Господь / и при жизни и по кончине, святитель Николай: / ибо кто́ со всею верою / только имя твое святое призовет, / и не будет тотчас же услышан, / горячего защитника в тебе найдя?

Мудрость Ипостасную, и Слово сверх-су́щественное, / и Врача всех Христа родившая Дева! / Язвы и раны души моей исцели, тяжкие и давние, / и непристойные помыслы моего сердца пресеки.

Молитва святому Николаю

О всесвятой Николай, преславный служитель Господень, горячий наш заступник, и везде в скорбях скорый помощник! Помоги мне, грешному и унывающему: в нынешней жизни умоли Господа Бога даровать мне отпущение всех моих грехов, сколько согрешил я от юности моей в течение всей моей жизни делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами; и при исходе души моей помоги мне, несчастному, умоли Господа Бога, всего творения Создателя, избавить меня от воздушных мыта́рств и вечного мучения, дабы я постоянно прославлял Отца, и Сына, и Святого Духа, и твое милостивое предстательство, ныне и всегда и во веки веков, аминь.

О всеблагой отче Николай, пастырь и учитель всех, с верою прибегающих к твоему заступничеству и в горячей молитве тебя призывающих! Скоро поспеши и избавь Христово стадо от волков, губящих его, и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирского мятежа, землетрясения, нашествия иноплеменников и междоусобной войны, от голода, наводнения, огня, меча и от внезапной смерти. И как ты помиловал трех мужей, в темнице сидевших, и избавил их от царского гнева и от усечения мечом, так помилуй и меня, умом, словом и делом во тьме грехов пребывающего, и избавь меня от гнева Божия и вечного наказания, да твоим ходатайством и помощью, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихую и безгрешную жизнь даст мне прожить в веке сем и избавит меня от участи стоящих слева, и сподобит стать справа со всеми святыми, аминь.

Каноны Николаю Чудотворцу и акафист

Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых не только в России, но и в странах Католической церкви. Для православных верующих одним из способов обратиться к святому является чтение канона или акафиста. Эти виды торжественных песнопений отличаются структурой построения текста и историей написания. Каноны были созданы много веков назад людьми, причисленными Церковью к лику святых. Акафист может быть написан и в настоящее время духовным писателем, который не всегда является служителем Церкви.

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай Чудотворец родился в 270 году в городе Патаре провинции Ликия. С юных лет он отличался благочестием и стремлением служить Богу. Будучи священником, святитель являлся примером для своей паствы, проповедовал, увещевал и направлял жителей Ликии на путь спасения. После нескольких лет служения в сане священника святитель Николай был избран епископом Мир Ликийских.

Подвижничество святого Николая проходило в период гонения на христианство. Когда епископа вместе с другими христианами заключили в темницу, святитель не только сам мужественно переносил все тяготы и лишения, но и поддерживал остальных заточенных.

Еще при жизни святому Николаю приписывают множество чудес и поступков истинного милосердия и любви к ближнему. Святой Николай Чудотворец почитается как в западном, так и восточном христианстве. Этот святитель особо любим верующими, и множество людей обращаются с молитвой именно к нему.

Канон Николаю Чудотворцу

Каноны Николаю Чудотворцу – это сложные по структуре произведения церковной гимнографии, восхваляющие святого. Их текст состоит из библейских песнопений, к которым позднее были присоединены дополнительные стихи – ирмосы и тропари. Последние воспевают праздничное событие. Ирмосы служат для взаимосвязи библейской песни и тропаря, проводя аналогию между празднуемым событием и описанным в Библии. Структура ирмоса является основой для напева и ритмического строения тропаря. Длина и количество строф должны совпадать.

Существует несколько канонов святителю:

  • «Во глубине постла иногда……» – начало ирмоса первого канона.
  • 2-й канон Николаю Чудотворцу начинается ирмосом «Христос раждается – славите. »
  • «Песнь возслем, людие…..» – ирмос канона из богослужения на перенесение мощей святого.
  • «Отверзу уста моя…..» – начало четвертого канона Николаю Чудотворцу.

Канон 2 Николаю Чудотворцу, так же как и 1-й канон, читается во время службы в день памяти святого 19 декабря по новому стилю. Другие два канона читаются на богослужении в день памяти перенесения мощей святителя 22 мая.

Зачем читать канон?

Каноны Николаю Чудотворцу можно читать дома или услышать их во время богослужения в храме. Святые отцы церкви говорят, что тех, кто читает Каноны Божьей Матери, Спасителю и святым, особо уберегает Господь. Каноны Николаю Чудотворцу – это также молитвы, читая которые человек обращается к святителю через библейские события.

Каноны написаны много веков назад людьми высокодуховными и, как правило, причисленными впоследствии к лику святых. Читая написанные ими хвалебные песнопения и молитвы, человек вместе с ними возносит молитву Богу.

Канон св. Николаю Чудотворцу читают для исцеления от болезней, помощи при нужде и материальном недостатке. Также святой считается защитником вдов и сирот. Ему молятся при унынии, печали и отчаянии. Так как святитель сам был заточен на некоторое время, к нему обращаются в плену и в других тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где найти канон и акафист Николаю Чудотворцу?

Практически любые каноны и акафисты можно приобрести в церковных лавках. Канон Николаю чудотворцу с ударениями можно найти на православных сайтах в Интернете. Лучше если параллельно с каноном будет написан текст пояснений, так как не всегда язык богослужебных песен понятен только начинающему свой путь к вере человеку.

Перед чтением необходимо удостовериться, что канон или акафист утверждены Священным Синодом Русской Православной церкви. Для этого лучше использовать тексты из каноников, приобретенных в лавках при храмах или найденных на надежных православных сайтах. Список одобренных акафистов также опубликован в Интернете.

Кроме этого, всегда можно подойти в храме к священнику или дьякону и уточнить, является ли акафист соответствующим установленным Священным Синодом требованиям.

Как правильно читать канон

Канон Николаю Чудотворцу на русском языке не так сложно читать, как на церковнославянском. Читая канон, необходимо вдумчиво произносить каждое слово. В отличие от акафиста, канон покаянный Николаю Чудотворцу можно читать сидя. Произносить хвалебные песнопения святому можно в любое время. Существуют специальные предначинательные молитвы, которые прочитывают перед каноном. Если библейские песнопения святому следуют после ежедневного молитвенного правила, то дополнительные молитвы не требуются.

В случае, когда нет возможности читать канон вслух, можно произносить молитву и про себя. Главное, чтобы ее слова произносились осознано, с чувством покаяния и любви к Богу, святому. Читать канон вслух лучше спокойным и монотонным голосом. Уделять внимание выразительности голоса не нужно. Церковные и домашние молитвословия не светские поэтические произведения, поэтому произносятся несколько иначе. Самое важное при чтении священных песнопений – обращение души к Богу, духовному миру.

Перед чтением канона можно зажечь свечу или лампаду у иконы Николая Чудотворца. Если подходящего изображения святого нет, то можно обратиться к образу Божьей Матери или Спасителя.

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист – хвалебная песнь Богу, Богородице или святым. Первый был написан Пресвятой Богородице в 626 году в честь освобождения Константинополя от персов.

Акафист состоит из икосов и кондаков. Всего в хвалебной песне 24 строф. Каждый кондак заканчивается призывом к восхвалению Бога: «Аллилуиа!» А икос – приветствием воспеваемому святому: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу был написан через некоторое время после его кончины. По одной из версий хвалебный гимн был написан константинопольскими служителями церкви, по другой – русскими иеромонахами, участвовавшими в перенесении источающих миро мощей святого.

Текст акафиста можно приобрести в церковной лавке, найти на сайтах в Интернете, прослушать на аудионосителях. В первом случае можно быть уверенным в качестве и подлинности текста. Кроме этого, в храмах освященных в честь святителя, раз в неделю читается акафист святому Николаю Угоднику. Сорокадневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу можно заказать и в монастырях. При этом необходимо указать имя человека, о здравии которого будет читаться акафист.

Как читать акафист Николаю Чудотворцу

Перед тем как брать на себя обязательство чтения акафиста святому в течение определенного срока, лучше взять благословение у духовника. Священник, совершающий таинство исповеди, зная духовные силы, жизненные обстоятельства и внутреннее состояние верующего, благословит или даст совет пока отложить чтение.

Существуют определенные правила чтения акафиста. Тринадцатый кондак – молитвенное обращение к святому – читается три раза. После последнего кондака акафиста опять читаются первые икос и кондак. Затем читается молитва Николаю Чудотворцу.

Количество дней, в течение которых читается акафист, неограниченно. Акафист можно читать в любое удобное время. Лучше если во время этого поблизости будет располагаться икона святителя.

Часто хвалебный гимн читают в течение сорока дней. При этом, если пришлось пропустить день, то на следующий можно продолжить.

Прочесть акафист Николаю Чудотворцу можно и один раз, главное, почувствовать в душе стремление и желание обратиться к святому. Акафист приравнивается к гимну, поэтому при его чтении лучше стоять.

Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу?

Акафист, как и канон святителю Николаю Чудотворцу, помогает верующим в самых разных случаях. Молитвенное обращение к святому помогает при любых трудностях. Можно найти много благодарных отзывов и реальных историй из жизни людей, рассказывающих о разрешении трудных жизненных обстоятельств после молитв к святому. Особенно часто к нему обращаются при болезни, финансовых и бытовых трудностях, во время путешествий. Еще при жизни епископ Мир Ликийских оказывал помощь многим нуждающимся.

Текст акафиста содержит жизнеописания святого. Многими людьми он воспринимается намного легче, чем канон святителю Николаю Чудотворцу.

Не стоит относиться к чтению акафиста как к магическому обряду и заговору. Желание быстрого результата не принесёт пользы. Главным чувством при обращении к святому должно быть покаяние и вера, что Угодник Божий услышит просьбу и поможет.

Молитвы перед чтением акафиста и канонов

Перед акафистом необходимо прочитать предначинательные молитвы, которые помогут подготовить сознание человека к хвалебной песни: отбросить все суетные мысли, сосредоточиться на тексте молитвословия. Обычно предначинательные молитвы включают: «Царю Небесный», “Трисвятая песнь”, «Пресвятая троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся». Также несколько раз произносится «Господи, помилуй», и читаются псалмы из псалтири. Эти же молитвы читаются и перед каноном.

После чтения акафиста или канонов Николаю Чудотворцу произносятся молитвы, которые одинаковы для всех молитвенных правил.

Каноны и акафист на церковнославянском языке

Молитвенные песнопения на церковнославянском языке гораздо сложнее найти, чем на русском.

В храмах все тексты богослужения произносится только на церковнославянском. Этот язык вбирает в себя многовековой опыт общения русского человека и Бога. Кроме этого, чтение на церковнославянском помогает отвлечься от повседневных мыслей, создать особую атмосферу и погрузиться в мир молитвы.

Акафист на церковнославянском будет сложен для восприятия только начинающему изучать этот язык верующему. Для того чтобы текст лучше воспринимался, можно прочитать перевод и толкование на русском языке.

Каноны, более сложные по структуре, лучше читать на русском, так они будут легче для понимания.

Что лучше читать: акафист или канон святому?

Канон – более древний жанр церковного песнопения, чем акафист. Текст канонов написан святыми отцами, чей уровень духовного роста и осознания Божественного мироздания намного превосходит обычное человеческое понимание. Акафисты, как правило, создавались в более поздний период духовными писателями, не все из которых являлись монахами или служителями церкви. Поэтому, выбирая между каноном и акафистом, по мнению некоторых священников, лучше отдавать предпочтение чтению первых.

В то же время акафист святому легче читается и воспринимается, так как структура построения текста намного проще.

Каноны Николаю Чудотворцу – менее хвалебное молитвословие, чем акафист, но имеет просительный характер. Несмотря на это, просить о помощи можно и читая акафист.

Даниил Александрович. Миниатюра из Царского титулярника

Даниил Александрович (ноябрь/декабрь 1261(1261) — 5 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского и супруги его, княгини Вассы, первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Внук Ярослава II Всеволодовича.

Присоединил Коломну в 1301 г. Получил по завещанию Переславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Основал в 1282 г. Даниловский монастырь в Москве. Канонизирован Русской православной церковью. Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году. После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

Действительно, небольшая сельская усадьба на крутом берегу Москвы-реки в силу своей незначительности в первые сто лет существования ни разу не была стольным градом, столицей хотя бы небольшого княжеского удела. Только при правнуках Всеволода Большое Гнездо, по смерти Александра Невского, в Москве в 1263 году появился свой князь - малолетний сын Невского Даниил. Так было положено начало Московскому княжеству и династии московских князей.Легенды и предания о Данииле обычно отвергаются историками. Но в одном, несомненно, нельзя отказать первому московскому князю, отцу Ивана Калиты. Это был человек большого здравого смысла. Он правильно понял суть происходивших в Северо-Восточной Руси глубоких перемен. И когда ветер удачи наполнил паруса его ладьи, когда люди — главное богатство опустошенной страны! — стали переселяться в его владения, Даниил сделал все, чтобы не «спугнуть» переселенцев. Миролюбивый и непритязательный, сговорчивый и добродушный, он умел ладить и с татарами и с соседями-князьями. При этом Даниил был совсем не так прост, как могло казаться на первый взгляд. Он крепко знал свой личный интерес и при случае мог свалить противника внезапным, тщательно взвешенным ударом. Сородичи побаивались его и старались не задевать понапрасну. В итоге он обеспечил своей земле мир — и она наполнилась жизнью и движением.

Почти незаметный для летописца в толпе других князей, Даниил и не стремился к славе. Он работал на будущее. И Господь воздал ему за его мудрость и терпение. Первый московский князь получил такое множество подданных — крестьян, ремесленников, воинов, — которое позволило его сыновьям разом выступить в первый ряд тогдашних русских князей.(Н.Борисов) Отсутствие перспективы занять великокняжеский престол (Даниил был самым младшим в роду) заставило князя с самого начала вести самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение своей земли. Для этого пришлось с самого начала вынужденно участвовать во многих княжеских усобицах. В 1276 он договорился со средним братом - городецким князем Андреем Александровичем - о совместных действия против дяди (Дмитрия Ярославича); союзные действия велись до начала 1280-х.

Одновременно 15-летний Даниил развернул активную деятельность внутри своего удела. Он упорядочил систему торговых пошлин и начал активное оборонительно строительство, в частности, в 1282 основал недалеко от Москвы Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Монастырь стал важным звеном в южном оборонительном поясе Москвы (ныне - место резиденции московского патриарха Алексия II). Даже набег на Москву татарского царевича Дюденя (Тудана), обманом захватившего город («Дюденева рать»), не изменил картины: царевич вынужден был вскоре вернуться в Орду; успешное правление Даниила продолжалось.

Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII-XVIII веков

В 1296 Даниил поссорился с братом Андреем и начал борьбу с ним в союзе с тверским князем Михаилом (двоюродным братом Даниила). Андрей Александрович обратился за помощью к ордынцам. Тогда Даниил срочно заключил мир с дядей, князем владимирским Дмитрием Ярославичем, и в 1285 Андрей потерпел поражение вместе с ордынскими силами от войск Дмитрия и Даниила. Эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Не ввязываясь в борьбу со старшими братьями за обладание правом на великое княжение, Даниил думал в это время о том, как - используя княжеские распри - укрепить свой удел, желал обустроить свою Москву. Летописец считает, что он сумел не запятнать себя неблаговидными поступками, предательством или малодушием.

Даниил Александрович

В 1300 Московское княжество, управляемое Даниилом, вступило в столкновение с соседней Рязанью. В 1301 Даниилу Александровичу удалось подкупить рязанских бояр и пленить правителя рязанского — князя Константина Романовича, что дало Даниилу право присоединить к Москве город Коломну и Лопасню вместе с землями (волостями) по нижнему течению реки Москвы. Это были первые присоединения земель к Московскому уделу, начавшие более чем двухвековой процесс складывания Русского государства под эгидой Москвы. Поверженного противника - князя рязанского - по словам летописи, Даниил «держал в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань», лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель». Коломна стала важнейшим стратегическим пунктом в обороне Москвы с юга; Москва получила выход на Оку, бывшую тогда важной торговой магистралью и одним из водных путей на восток.

В 1302 умер бездетным племянник Даниила - Иван Дмитриевич, сын Дмитрия Александровича, князя переяславского. Он мог бы, по законам того времени завещать свой удел - Переяславль-Залесский - самому старшему из братьев, но «отписал» эту огромную область Даниилу. Завещание Ивана Дмитриевича и передача Даниилу Переяславля вызвали негодование и зависть многих князей («негодоваша на Данила велми»). Городецкий князь пытался оспорить завещание, отправив в Переяславль своих наместников, но сами жители Переяславля поддержали Даниила. Территория Московского княжества резко выросла и княжество выдвинулось в число наиболее значительных в то время на Руси. В самой Москве была тогда построена церковь Спаса на Бору, и заложен монастырь на Крутицах. Андрей Александрович отправился в Орду жаловаться хану на растущее могущество московского князя. Присылке ордынской рати помешала неожиданная смерть 42-летнего Даниила 4 марта 1303. Перед смертью он принял схиму.

Смерть и погребение (миниатюра Лицевого летописного свода)

Детям своим он передал Московское княжение увеличенное, по крайней мере, вдвое против того, что он сам получил от отца, и тем подготовил успехи своих преемников. У князя Даниила осталось пять сыновей: Юрий, Иван Калита, Александр, Афанасий и Борис. Похоронен был князь Даниил в деревянной церкви св. Михаила, стоявшей на месте нынешнего Архангельского собора. Иоанн Грозный возобновил пришедший в совершенный упадок Данилов монастырь, основание которого приписывается князю Даниилу. Имя жены Даниила в первичных источниках не упоминается. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна.

Дети:Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года. Иван I Даниилович Калита (1288—1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах. Александр Даниилович (ум. 1322). Афанасий Даниилович (ум. 1322)— князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах. Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года.

Великий князь Даниил Александрович

Даниил Александрович - первый Московский удельный князь, родоначальник линии Рюриковичей, московских царей и князей.

Даниил был назван в честь святого Даниила Столпника, день которого отмечается 11 декабря. В связи с этим, князь родился где-то в ноябре - декабре 1261 года, год рождения упоминается в Лаврентьевской летописи.

Тверская грамота, датированная 1408 годом, ведает о воспитании Ярославом Ярославичем, тверским князем и братом Александра Невского, маленького Даниила. Она также говорит об управлении в течение 7 лет тиунами князя Ярослава, пока тот занимал до своей смерти великокняжеский стул во Владимире: с 1264 по 1271 год.

Даниил Московский участвовал в борьбе между своими братьями - Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Эта борьба велась за Владимирское великое княжество. Сам неизбежно вовлеченный князь Даниил Александрович, показал себя очень миролюбивым.

В 1282 году он соединил Московские войска с войсками Андрея вместе с тверским князем Святославом Ярославичем. Был заключен мир без кровопролития. С 1283 года Даниил Александрович Московский пребывал на стороне князя Дмитрия.

Москва в 1293 году была взята татарским царевичем Туданом. А в 1294 году после смерти князя Дмитрия князь Даниил Московский возглавил известный московско-переяславско-тверской союз, который выступал против князя Андрея. Но после того как Андрей стал великим князем Владимирским, снова в 1296 открылись разногласия между русскими князьями.

Здесь Даниил Александрович вместе с Тверским князем Михаилом провели переговоры, после чего братья снова заключили мир. Даниил Московский в 1301 году принимал участие в Дмитровском съезде русских князей.

Женой князя была Овдотья, родом из Мурома. Она была в близком родстве с Ростовской княгиней, супругой Бориса Васильковича. Сыновья князя Даниила Александровича: Юрий Даниилович, Иван Даниилович, Александр Даниилович, Афанасий Даниилович и Борис Даниилович.

Князь Даниил основал монастырь в Москве, построенном на месте деревянной церкви во имя Св. Даниила Столпника. Этот храм стал началом Данилова монастыря. О месте погребения князя Московского существуют две версии. Первая гласит о том, что Даниил был похоронен в Архангельском Соборе (Московском Кремле).

Н.М. Карамзин в свое время сделал выписку о смерти князя из сгоревшей 1812 году Троицкой летописи. Эта выписка гласила: положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ. Вторая версия изложена в Степенной книге, где утверждается, что Даниил Александрович Московский был захоронен возле Данилова монастыря на братском кладбище.

Русский народ с великой благодарностью вспоминал праведную жизнь князя. И потому уже в 1791 году его канонизировали в Русской Православной Церкви для почитания как святого благоверного князя Даниила Московского.

Михаил Ярославович Хоробрит . Годы жизни:? - 1248 г.
Князь Московский : 1246 - 1248 гг.
Великий князь Владимирский: 1248 - 1248 гг.

Борис Михайлович (ум. 1263 г.) - сын Михаила Ярославича Храброго.
Князь Московский : 1248 - 1263 гг.
Умер в 1263 г.

Даниил Александрович

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 г. - 4 марта 1303 г., Москва) - младший сын Александра Невского , первый удельный князь Московский (c 1263 г., фактически с 1276 г.); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261 г.).
В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце 23 ноября 1262 г). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего. Юные годы Тверская грамота 1408 г. рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом III Ярославичем , братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 г. до своей смерти в 1271 г.

Брак и дети

Имя жены Даниила не известно.
Дети:
Юрий Даниилович (ум. 1325 г.) - московский князь в 1303-1325 гг., великий князь владимирский в 1319-1322 гг. (как Юрий III), князь новгородский в 1322-1325 гг. Иван Даниилович (Калита; 1288-1340 гг.) - князь Московский с 1325-1341 гг., Великий князь Владимирский с 1328-1341 гг., князь Новгородский 1328-1337 гг.
Александр Даниилович (ум. 1322 г.) Афанасий Даниилович (ум. 1322 г.) - князь новгородский (1314-1315 гг., 1319-1322 гг.).
Борис Даниилович (ум. 1320 г.) - князь Костромской с 1304 г.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 г., его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими княжествами.
В 1272 г. он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1276 г. – возникновение Московского княжества (1276 - 1547 гг.), столица Москва.

Князь московский: 1272/1276 - 1303 гг.

Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем.
В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.
С 1283 г. действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

Андрей в 1293 г. предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
В 1293 г. Москва была взята войском татарского царевича Тудана. Святой князь Даниил впустил их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.
Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире.
После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 г. открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью близ места, называемого Юрьево Толчище - и после переговоров заключен был мир.
В 1301 г. участвовал в Дмитровском съезде русских князей.
Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

Расширение владений

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 г.), куда он был приглашен княжить в 1296 г.
В 1300 г. Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 г.). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 г.) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Строительство

При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (кон. XIII в.), где была учреждена первая архимандрия.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии: Одна восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н.М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле.


Архангельский собор Московского кремля

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Память и почитание

В 1652 г. состоялось обретение мощей князя; по мнению Е.Е. Голубинского, в 1791 г. он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти: 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.

Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области.


Памятник Св. князю Даниилу Московскому

В 1997 г. на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова.


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского на площади «Серпуховская застава»

4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г. учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.


Церковь Даниила Московского в Нахабино

Богоявленский монастырь

Новгородская летопись так повествует об основании обители: «От 1296 года до 1304 г. бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана...»
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

В 1340 г. при Иване Калите было заложено первое каменное здание монастыря - четырёхстолпный Богоявленский собор. Он был разрушен в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (в частности, появилась новая трапезная) монастырь снова сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. А в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 гг.), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Монастырский собор строился в 1693-1696 гг. В 1685 г. в монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихуды была основана школа, через пару лет переехавшая в соседний Заиконоспасский монастырь. Так родилась знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
В 1693-1696 гг. был построен дошедший до наших дней Богоявленский собор в стиле т. н. «нарышкинского барокко», в нижней (подклетной) части которого сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки поклета были заложены.
В 1737 г. монастырь вновь серьёзно пострадал от пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 г. построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня.
В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
В 1782 г. церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.
В 1788 г. монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 г. им управляли епископы - викарии Московской митрополии.
Особенно же стал процветать монастырь с 1866 г., когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицы святых мощей мучеников: Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».
Предпоследним настоятелем монастыря был Епископ Трифон (Туркестанов).
В 1873 г. в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона. В нач. 1920-х гг. монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена в 1990-е гг.