Болезни Военный билет Призыв

Советский стройбат, или солдаты без оружия. Смешные Анекдоты Истории Цитаты Афоризмы Стишки Картинки прикольные Игры

Стройбат. Сержант увидел, что новобранец возит тачку, перевернув её вверх дном.
- Вы что, с ума сошли, рядовой Рабинович?! - рявкнул он. - Вы толкаете тачку вверх дном!
- Видите ли, товарищ сержант, когда я везу её нормально, они накладывают в неё кирпичи.

Старые Китайские фильмы такие китайские.
утром по 2х2 показали. Простой китайский паренек в храме Шао-линь научился кун-фу строя строительные леса из бамбука (!!!), и вернувшись в родную деревня всем недругам навалял не подецки. В храм на учебу как в армию сходил, в стройбат. стройбат-фу

Мужики в походе бухают у костра. Все отлично, единственная проблема - комары, которых просто огромное количество. Мужикам комары надоели, потушили они костер, чтобы комары на свет не летели, и заныкались в палатку. Через некоторое время один, уже совсем бухой мужик, из палатки выглядывает, а на улице светлячки летают - мужик перепуганный залезает обратно в палатку и говорит:
- Мужики!... Комары с фонариками вернулись! Нас ищут!!!...

Стройбат. Вечерняя поверка.

Капитан Конов (К. К.):
- В роте появились Phthirus pubis.
Хихикнул Валера - у нас после года мединститута.
К. К.:
- Вижу с латынью проблемы. Облегчаю: появилась лобковая вошь.
Завеселились бывалые.
К. К.:
- Упрощаю для непонятливых: появились мандавошки.
Заливистый хохот с переходом в длительную ржачку.
К. К.:
- Чего ржёте ухари? Это называется дое.лись!!
Тут уже полный отпад, до катания по полу.

dat: Ну как там у вас? Мы только с улицы вернулись, в снежки играли. Снеговика вот слепили оО0
owl: дя...
dat: А у вас как там с погодой?
owl: О! Замечательно, не знаю как вы там в своём Питере, а мы тут в Туапсе уже точно решили что в новогоднюю ночь будем как всегда под дождем лепить снеговика из грязи и обкидываться асфальтом...

Cтатья про электромагнитные гранаты
...
один из каментов:
Если это правда, через пятерик лет в новостях можно будет услышать про то, как «В дата-центр компании Н вошел мужчина с двумя EMP-гранатами в руках и с криком *Ни единого разрыва* потушил всю электронику в здании».

с форума.две девочки:
1:она мне отомстила потом.да так что я офигела!!!
2:и как?
1:пришла ко мне в гости типо,роговорить.давай помиримся говорит,мужики этого не стоят и так далее.посидели с ней на кухне,чай попили,покурили пару раз.потом она ушла,через пару часов родители вернулись.кухню-то я проветрила.но эта засранка знаешь,что придумала??
2:ну
1:когда я с кухни выходила,она накурила в холодильник!!!напустила туда дыма и закрыла его!!!а мама открыла

товарищ подполковник не любил евреев.
для того, чтобы это понять, совсем не обязательно было товарища п/п
знать.
вполне достаточно было увидить его рыхло-красное, широкое лицо,
вовсе не обезображенное интеллектом и как нельзя лучше
подходящее к танкам в петлицах кителя.

но нам довелось знать товарища п/п и видеть его довольно часто, как
своего преподавателя по тактике.

товарищ п/п ставил задачу курсантам 4-го курса:
нарисовать на карте схему расположения трех рот мотострелокового
батальона,
таким образом, чтобы исключалась возможность одновременного поражения
всех трех рот ядерным взрывом малой мощности. нарисовать - и подписать:
начальник штаба 1 МСБ майор такой-то. и сделать все это надо было....
тушью.

подавив неразборчивым рыком робкое возмущение по поводу
целесообразности такого задания для будущих офицеров связи и особенно
по поводу требования использовать корявые ручки-перья и тушь, товарищ
п/п гордо удалился до конца занятия.

в аудитории повис вечный вопрос "что делать?"
а делать - нечего. выполнять надо.
разве что... сократить количество выводимых тушью букав до возможного
минимума.

лицо товарища п/п, в нарушении всех законов биологии, становилось все
краснее и краснее.
над его монументальной головой начинал дрожать воздух, как это бывает
над раскаленным асфальтом.
товарищ п/п был в бешенстве. на его столе лежали 4 карты со схемами
расположения 1го МСБ,
аккуратно подписанные четким, уставным почерком:

В 70х рылись мы во всяких землянках, окопах и попадались нам фляжки,
гильзы, гранаты, а рассказ о небольшом таком артиллерийском снарядике
времен ВОВ. Предистория, жил у нас в деревне (на даче) дед по прозвищу
Хрым тк прихрамывал с незапамятных времен еще со службы на царском флоте
до революции. Дочь его купила поросят и не за долго до того как найти
нам снарядик одного порося стырили. Ток вот грузим мы снаряд в мешок для
удобства, идем в лес, разжигаем костер до нужной кондиции, кидаем снаряд
и бежим, а дед Хрым нас оказывается выследил, ну как его порося жарить
пошли. Думал спугнул, подходит к костру а там раскаленная штуковина.
Человек когда то был моряком сразу смекнул. Догадайтесь кто перегнал
четырех мальчишек через сто метров с палкой наперевес и жуткими
матюками?

Афган 1982г
Готовимся к необычной операции, крупномасштабной, с
вертолетами-самолетами.
Соответственно под отеческим контролем очень высоких военноначальников.
Соответственно одевают нас оборванцев с нуля и икипируют по самое не
балуй.
Броники (7кг), каска, сухпай на 3 суток, приборы ночного видения,
патроны, плащ-палатки и т. п.
И достался нам с Лукьянычем на двоих автоматический гранотомет-трехнога.
Когда мы уложились, решили все это померить. Надели рукзаки с помощью
друг-друга, построились.
Получилось присядешь-сам уже без помощи не встанешь. Приказал нам
взводный еще и гранотомет поднять,
(гранаты уже в рюкзаках). Стали подымать, я как сирану (громко пукнул).
Строй еле стоящий под тяжестью груза упал,(эффект-бабочка на штанге) и
встать с рукзаками уже никто не смог!!! Визически.
Кстати, потом в горах мы с Лукьянычем этот гранатомет выбросили, мол "на
обратном пути подберем".
А обратно шли другой тропинкой. Сколько потом было писано-переписано
особистам объяснительных...

БУШует Америка,
не Ладен Афган.
Данила звонками
берет на таран.

Самолеты сбивают -
то араб, то хохол
Сибирский привет
по почте пришел.

Сижу, наблюдаю:
как там - "за стеклом".
Веселая осень
у меня за окном…

Оригинал взят у oper_1974 в СТРОЙБАТ. "Бей чучмеков, они за Берия!"

В. А. Козлов: Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе.

К числу конфликтов хрущевского времени можно отнести многочисленные случаи групповых драк, массового хулиганства и волнений военнослужащих строительных батальонов и призванных (мобилизованных) через военкоматы на работу в промышленность рабочих либо досрочно демобилизованных в тех же целях солдат.
Армейские начальники отреагировали на новую политику массовым сбросом в строительные части физически ослабленных солдат, а также тех, кто имел криминальное прошлое или отличался недисциплинированностью.



При расследовании беспорядков среди солдат стройбата в г. Усолье-Сибирское (август 1953 г.) выяснилось, что конфликтная часть, существовавшая всего полтора месяца, с самого начала стала своеобразным отстойником, куда командование нормальных частей отправило своих худших солдат.
Из 650 солдат батальона 350 имели дисциплинарные взыскания (172 человека - от 2 до 10 дисциплинарных взысканий). 498 военнослужащих поступили с различными заболеваниями (дизентерией, гастритом, хронической гонореей, недержанием мочи, с остаточными явлениями туберкулеза и т. д.). 38 человек имели в прошлом судимости за хулиганство, хищения и др.

Одним словом, личный состав строительного батальона представлял собой идеальную почву для неформальной полукриминальной самоорганизации. С одной стороны, "отпетые" солдаты, активно отторгающие воинскую дисциплину и даже имеющие судимость, а значит и специфический опыт иерархической уголовной самоорганизации и подавления слабых, с другой - неприспособленные к военной службе и неспособные к сопротивлению неудачники, больные и ослабленные военнослужащие.
Не удивительно, что при формировании батальона ни одного дня не проходило без эксцессов. Офицеров избивали и обворовывали. Солдат привозили пьяными, сгружали с автомобилей за руки и ноги.
Доминируя в батальоне, "отпетые" сумели быстро подчинить себе и своим правилам жизни остальных солдат, создали неформальную иерархию, защищенную круговой порукой, подавили систему формальных социальных связей. При расследовании волнений никто из 242 комсомольцев и 14 коммунистов батальона не назвал имен организаторов беспорядков - боялись.

Батальон расквартировали в летних палатках на окраине города - на открытой местности. Начались массовые самовольные отлучки. Гауптвахта просто превратилась в "дневной дом отдыха" - арестованные за нарушения дисциплины солдаты пользовались бездействием караульной службы, свободно уходили на ночь в город, а днем отсыпались.
В феврале 1954 г. Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко пришлось специально информировать Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова о неблагополучном положении в строительных батальонах, переданных Министерством обороны СССР в распоряжение ряда отраслевых министерств.

Солдаты были размещены в тесных и душных помещениях, не было комнат для умывания и сушилок, среди военнослужащих были распространены простудные и кожные заболевания, обморожения, вшивость.
Труд стройбатовцев был организован из рук вон плохо, зарплата выдавалась с опозданием. Обычным делом стали массовые самовольные отлучки, пьянки, драки, дебоши в близлежащих населенных пунктах. Имели место случаи убийств, изнасилований и ограблений гражданского населения.

Случаи прямого столкновения с воинскими начальниками, внутренние, "казарменные" беспорядки стройбатовцев были скорее исключением, чем правилом. Один из немногих примеров подобных конфликтов - беспорядки в одной из рот отдельного строительного батальона МВД в Ашхабаде (апрель 1954 г.). Обычно же агрессия стройбатовцев была обращена вовне - на гражданское население или на работников милиции и развивалась по двум возможным сценариям.
В первом случае агрессивное поведение или криминальные действия военных строителей, статус и характер службы которых как бы выводил их за обычные рамки воинской дисциплины, вызывали защитную реакцию и ответную агрессию гражданского населения. Конфликт, развивавшийся более или менее длительное время в латентной форме, в конце концов разрешался групповыми драками, иногда сопровождался погромами.
Особенностью этого сценария было отсутствие агрессии по отношению к представителям власти. Их (этих представителей) участники конфликта если и не воспринимали как третейского судью, то по крайней мере не считали врагом, с которым следует попутно расправиться.

Не покушаясь на основания системы и священную неприкосновенность власти, эти волнения, тем не менее, требовали от начальства быстрой ответной реакции. Типичный эпизод - столкновение военнослужащих строительных батальонов со строительными рабочими в г. Кстове Горьковской области (февраль 1955 г.).
Снежный ком конфликта покатился под гору в результате события малозначительного. Четверо солдат отобрали у рабочего бутылку водки и избили его. В ответ толпа рабочих (40-50 человек), вооружившись ножами, палками, ломами, ворвалась в женское общежитие, напала на группу находившихся там солдат, восьмерых избила, причем троим нанесли тяжкие телесные повреждения.
Прибежавший из общежития в расположение строительного батальона участник столкновения сообщил о происшествии товарищам. На этот раз уже 100 человек выбежали из казарм и, тоже вооружившись железными трубами, черенками от лопат, ломами и палками, напали на рабочее общежитие.
В результате погрома, продолжавшегося несколько часов, были выломаны двери и разбиты окна. Серьезно пострадали 15 рабочих и пятеро солдат. После событий в Кстове причины чрезвычайного происшествия и "меры по укреплению воинской дисциплины" обсуждались на совещании в Горьковском обкоме КПСС. Отдельный доклад о событиях был представлен Главным военным прокурором Генеральному прокурору СССР Руденко.

Несмотря на усилия властей ЧП с военными строителями продолжались. Захватом оружия, стрельбой, ранением 11 человек и убийством одного закончилась групповая драка между стройбатовцами и рабочими завода в городе Молотовске Архангельской области в январе 1955 г..
Аналогичное столкновение местного населения со стройбатовцами в г. Бийске Алтайского края (декабрь 1955 г.) прорвало давно зревший нарыв - разрастание очага преступности и массового хулиганства - и потребовало от представителей власти более радикальных решений.
Дело не ограничилось привлечением к уголовной ответственности активных участников массового хулиганства. Из города удалили источник конфликта. 500 стройбатовцев были немедленно демобилизованы и организованно вывезены из Бийска. Местные жители могли торжествовать.

Второй сценарий стройбатовских волнений отличался перерастанием межгруппового конфликта в прямую агрессию против представителей власти. Не сумев перехватить инициативу в самом начале событий, но попытавшись сделать это хотя бы с опозданием и арестовать зачинщиков, сотрудники милиции или военные командиры сами становились объектом нападения. Раз милиция "заодно с ними" - обидчиками, она не в праве рассчитывать на неприкасаемость!
Совершалась подобная психологическая трансформация тем легче, что в России даже и в образованном обществе всего почиталось неприличным "любить начальство", тем более полицию. Парадокс же подобных ситуаций в том, что агрессия носила как бы персонифицированный характер - отрицательные эмоции направлялись против "плохих" милиционеров, иногда против местного начальства, но, как правило, не распространялись на власть верховную.
В спонтанных действиях толпы в этих случаях чувствовалась б0льшая самоорганизованность. Обычный мотив продолжения беспорядков в новой форме - "наших забрали в милицию"!
Для того, чтобы преодолеть подсознательный страх перед властью, толпе требовались более авторитетные лидеры, чем для вульгарной драки. И они, эти лидеры, находились довольно часто, поскольку в разлагавшихся формальных коллективах неизбежно возникала внутренняя криминальная и полулегальная самоорганизация.
Коллективная солидарность и круговая порука противопоставляли неформальное солдатское "Мы" остальному миру. Милиция же, отношения с которой у постоянно искавших приключений военных строителей и без того были достаточно натянутые, вмешиваясь в конфликт, становилась союзником "врагов".

При "мягком" течении конфликта милиция просто попадала меж двух огней. На нее обрушивались удары с обеих сторон, но милиционеры воспринимались скорее как досадная помеха, мешающая добраться до противника, чем как объект прямой агрессии.
По подобной схеме разворачивались, в частности, массовые беспорядки в городе Барнауле Алтайского края. 22 августа 1954 г. двое солдат затеяли драку со строителем, который затем направился в рабочий клуб смотреть кино.
Через некоторое время в клуб ворвалось около 40 солдат из расположенных поблизости двух строительных батальонов. Солдаты сняли ремни и стали пряжками избивать присутствующих, повредили киноаппаратуру, переломали мебель и скрылись.
Находившийся в это время у здания клуба милицейский патруль из трех человек серьезного противодействия солдатам оказать не смог. Ночью городская милиция и военные власти задержали 40 солдат, находившихся в самовольной отлучке. Между тем по городу распространились ложные слухи о том, что во время драки в клубе солдатами был убит ребенок.
(Вообще тема "убитого ребенка" обладала особым катализирующим воздействием даже на мирных жителей. Нам известно по крайней мере еще три случая, когда подобный слух вызвал быструю спонтанную самоорганизацию не расположенных обычно к волнениям мирных обывателей и спровоцировал стихийные массовые действия.
Утром следующего дня возбужденные слухами рабочие строительства и расположенных неподалеку предприятий стали группироваться, ловить одиночных солдат и избивать их. К полудню на строительстве ТЭЦ-2 собралась большая толпа рабочих. Она двинулась к казармам строительных батальонов, подстрекаемая некими "подвыпившими людьми". Возбужденная толпа смела группу работников милиции, состоявшую из 60 человек, и прорвалась к казармам.

Завязалась коллективная драка, в ходе которой обе стороны бросали друг в друга камни. Около 100 солдат, несмотря на предупредительные выстрелы, прорвалось через оцепление в жилые кварталы города, где били окна, бесчинствовали, затевали драки.
В течение всего дня 23 августа рабочие продолжали собираться группами и избивали встречавшихся им солдат-одиночек. В свою очередь, просочившиеся в город небольшие группы солдат избивали встречавшихся им рабочих. Для прекращения беспорядков власти использовали дополнительные силы.
Порядок был восстановлен. Между казармами, жилыми и производственными кварталами было организовано усиленное патрулирование. В прилегавших к строительству кварталах было подобрано избитых или отнято во время избиения 22 солдата строительных батальонов, 5 из которых к утру 24 августа умерли. В местную больницу на излечение поступило также двое рабочих.
Министерство внутренних дел СССР, учитывая напряженную обстановку в городе, поставило перед ЦК КПСС вопрос о выводе строительных батальонов из Барнаула. Таким образом рабочие, которых, очевидно, уже давно возмущало поведение военных строителей, добились своего.
Показательно, что в докладной записке МВД СССР ЦК КПСС события интерпретировались именно как столкновение двух конфликтных групп - и те, и другие не направляли своей агрессивности непосредственно против работников милиции и представителей власти, просто обе группы сметали всякую досадную помеху на пути к истинному противнику.

Однако гораздо чаще, коль скоро дело доходило до прямого столкновения с милицией и воинскими начальниками, события развивались по более "жесткому" сценарию, а иногда выливались в кровавый бунт.
14 июля 1953 г. в город Рустави Грузинской ССР для работы на строительстве химического комбината из Одессы и Тирасполя прибыли два строительных батальона Советской Армии. Они разместились в поселке Мдавари-Архи близ Рустави.
Новички, возбужденные дорогой, попытались начать со статусного самоутверждения - типичная реакция неформальных группировок на новую среду. Вечером того же дня группа пьяных солдат начала погром в городе. Сначала они просто шатались по поселку и приставали к местным жителям. Но около 22 часов среди них разнесся слух, что "порезали солдата и забрали в милицию" (слух оказался ложным).

Группа военнослужащих, вооружившись палками, железными прутьями и камнями, напала на оперативный пункт милиции, взломала дверь, избила двух милиционеров. Спасаясь бегством, работники милиции открыли беспорядочную стрельбу и легко ранили одного солдата.
Под крики "наших бьют" к беспорядкам присоединился почти весь личный состав одного из строительных батальонов - около тысячи человек. В поисках скрывшихся милиционеров солдаты разгромили квартиры двух местных жителей. В одной из разгромленных квартир кто-то под шумок украл часы и деньги.
Прибывшие для восстановления порядка работники милиции были избиты палками, камнями, а при попытке укрыться от избиения - обстреляны. Вызванные к месту происшествия представители военных комендатур Тбилиси и Рустави также были обстреляны.
Бесчинства военнослужащих удалось прекратить только утром следующего дня. Во время беспорядков, кроме двух милиционеров, получивших тяжкие телесные повреждения, было избито 8 человек из числа местных жителей.

Тема "раненого солдата" - на этот раз действительного, а не мнимого - стала катализатором упомянутых ранее волнений стройбатовцев и в городе Усолье-Сибирское в августе 1953 г.
В ночь на 9 августа неизвестные ранили ударом ножа в шею возвращавшегося в часть из городского увольнения военнослужащего. Двое друзей, навестивших пострадавшего в больнице, сказали в батальоне, что сослуживца порезали "гражданские", и надо им за это отомстить. Местом сбора выбрали городской сад, а сигналом к началу драки - команду "воздух" (применялась при налете авиации противника).
12 августа в 22 часа, когда военные строители смотрели кино в батальоне, некий солдат, приехавший из городского сада на велосипеде, сообщил: "Ребята, наших бьют в саду". Кто-то крикнул "воздух", остальные подхватили условленный сигнал. Около половины присутствовавших солдат бросились к городскому саду, часть выехала на грузовике.
В пути к ним присоединились военнослужащие отдельного строительного батальона (бывший батальон МВД). Солдаты с поясными ремнями, палками и ножами в руках, ворвались в городской сад. Они отламывали рейки от забора и скамеек сада, группами бегали по прилегающим к саду улицам, набрасывались на местных жителей и избивали их.
Попутно разбили окна в городском кинотеатре и магазине. Дважды толпа солдат пыталась ворваться в помещение городского отдела МВД, куда бежали люди, искавшие защиты. Всего в беспорядках участвовало примерно 350-400 человек. Шесть местных жителей получили тяжкие ножевые ранения (один - директор вечерней школы рабочей молодежи - от полученного ранения умер). Сорок пять человек отделались легкими телесными повреждениями.

Последующие события позволяют дать более детальный психологический портрет "отпетых" зачинщиков беспорядков. 15 августа военное командование отправило группу "наиболее недисциплинированных солдат" (50 человек) в лагеря отдельной гвардейской стрелковой бригады.
Однако и там бунтовщики не смирились. Стремление "отпетых" и "беспредельщиков" сохранить высокий внутригрупповой статус в неформальном сообществе подавило даже естественное желание избежать дальнейших неприятностей.
Двое вновь прибывших солдат нахально обратились к временно исполняющему обязанности командира бригады и начальнику особого отдела (военная контрразведка) с "заявлением", "что принимать их в бригаду не следует, так как они принесут много неприятностей, что их дело не служить, а воровать и "подрезать", чем они и займутся, если их оставят в бригаде".

Даже оказавшись на гауптвахте, неформальные лидеры беспорядков не успокоились. Они стали ломать перегородки и окна, выламывать решетки и призывать солдат караула присоединиться к ним.
Чувствуя, что отключить механизмы психологической самозащиты и законопослушания у "нормальных солдат" не так-то просто, "отпетые" попытались использовать нехитрый, но эффективный психологический прием, построенный на импровизации образа "врага": "Не слушайте офицеров, бейте их, они предатели, бандеровцы, только замаскировались в офицерские погоны". После этого арестованные подожгли гауптвахту.
В нападение на представителей власти перерос в ноябре 1953 г. конфликт пьяных военных строителей с жителями Владивостока. Скандал с местными подростками закончился избиением тех, кто вступился за молодежь.
Военный наряд и работники милиции задержали двух хулиганов. Остальные убежали и привели на подмогу около 60 солдат. Толпа потребовала освобождения задержанных. Вооружившись камнями, она окружила отделение милиции и напала на милиционеров. Водворить порядок удалось только с помощью дополнительного воинского наряда и работников особого отдела.

После бурного 1953 г. серьезных столкновений стройбатовцев с милицией долгое время не было. Однако в июле 1958 г. в непосредственной близости от Москвы, в поселке Перово Московской области (ныне в черте города), вспыхнул очередной конфликт между солдатами-строителями, занятыми на сооружении военных объектов, и рабочими Карачаровского механического завода.
Пьяные солдаты самовольно отлучились из части и направились к рабочему общежитию. Там они затеяли между собой ссору. Рабочие попытались вмешаться. Завязалась драка. Оказавшиеся в меньшинстве солдаты послали в казармы за подмогой.
Вскоре группа военных численностью 60-70 человек окружила четырехэтажное здание общежития, стала кидать камни в окна и ломиться в закрытые двери. Семеро рабочих получили телесные повреждения, одного из них с сотрясением мозга доставили в больницу.
Прибывшим на место происшествия 15 работникам милиции солдаты оказали сопротивление и угрожали расправой. Пришлось поднять по тревоге весь личный состав городского отдела милиции, вызвать дежурные подразделения из ближайшей воинской части и из города Балашиха. Только после этого удалось прекратить бесчинства солдат. Большинство задержанных при ликвидации беспорядков военнослужащих оказались пьяными.

В стройбатовских волнениях на станции Перово в 1958 г. впервые обнаруживается намек на некие политические обстоятельства. Как следует из сообщения МВД СССР ЦК КПСС, во время разгрома общежития "в ленинской комнате сорваны и разбиты картины и портреты". (Очевидно, речь идет о каких-то произведениях советского искусства и портретах Ленина, руководителей партии и правительства).
По другим источникам нам известно, что осквернение портретов было обычной формой стихийного протеста против власти. Особенно доставалось в то время портретам Хрущева, которые вывешивали в дни революционных праздников и над которыми немало потрудились безвестные "осквернители", украшая их оскорбительными надписями или, если позволял художественный талант, превращавшими эти портреты в карикатуру.
Подобные символические действия, оскорбляющие власть, в конце 50-х гг., как мы видим, начинают сопутствовать и заурядным межгрупповым конфликтам. В вульгарном хулиганстве обнаруживается редкий намек на анархический протест против власти и ее политических символов.

Юридический статус и состав мобилизованных рабочих Специфическое место в общем ряду солдатских беспорядков занимают волнения, случаи массового хулиганства и групповых драк, в которых участвовала особая категория военнослужащих - мобилизованные через военкоматы рабочие призывного возраста или переданные из строительных частей для работы на стройках или в промышленности солдаты.
Локализованные по времени (все 9 известных нам эпизодов имели место в 1955 г.) и составу участников эти события стали достаточно серьезной социально-политической проблемой для хрущевского руководства, поскольку их спровоцировали (и даже предопределили) не только конкретные обстоятельства места и времени, но и целый букет неуклюжих административных действий власти.

Первая волна бесчинств и массового хулиганства охватила в марте 1955 г. города и поселки Каменской области, и так страдавшей от высокой преступности. В январе 1955 г. в угольную промышленность и на строительство шахт прибыли одновременно две потенциально конфликтные группы - около 30 тысяч человек, завербованных по оргнабору, и почти 10 тысяч рабочих, призванных через военкоматы или "условно демобилизованных".
Военизированный "контингент" включал в себя значительное число лиц с уголовным прошлым. Б0льшая часть этих людей оказалась в городе Новошахтинске и поселках Гуково и Шолоховка, - там, где впоследствии и вспыхнули беспорядки.
Местное население было терроризировано. В некоторых городах и поселках началась борьба за доминирование между самими приезжими. Она шла по жестоким законам подавления конкурентов, принятым в уголовных или блатных сообществах. Все это разворачивалось на фоне переживаемого большей частью новостроечного населения стресса адаптации и растущего недовольства отдельных групп местных рабочих.

Криминальная самоорганизация мобилизованного контингента начиналась уже по дороге к месту назначения. Поэтому и проблемы возникли сразу, как только эшелоны с призывниками стали прибывать в Каменскую область. В ночь на 1 марта в Новошахтинск из Московской области прибыли эшелоном 1000 мобилизованных на работу в угольную промышленность.
Пьяные мобилизованные совершили несколько преступлений. При попытке ограбления продуктового ларька они напали на сотрудника милиции. Последний в целях самообороны применил оружие и ранил в живот одного из нападавших.
Раненого доставили в больницу. А группа мобилизованных (до 60 человек) во главе с бывшим уголовником явилась в городской отдел милиции, потребовала выдать раненого и устроила дебош. Милиции удалось прекратить беспорядки и арестовать главного зачинщика. Были приняты меры к задержанию остальных преступников.
В тот же день, 1 марта, в поселке Шолоховка часть призывников из Белорусского военного округа не вышла на работу, а стала пьянствовать и хулиганить. Несколько человек, тоже во главе с бывшим уголовником, явились в контору строительного управления и, угрожая администрации расправой, предъявили требования о выдаче завышенных авансов, одежды и бесплатного питания.
После этого, собрав вокруг себя около 100 призывников, они затеяли драку с военнослужащими строительного батальона, размещенного в поселке Шолоховка. Вооружившись ножами, железными палками и камнями, хулиганы ворвались в расположение штаба строительного батальона, разбили окна, обезоружили часового и избили восьмерых военнослужащим.

Через четыре дня (5 марта 1955 г.) в поселке Соколовка Новошахтинского района произошло столкновение двух групп мобилизованных рабочих. А 18 марта несколько пьяных призывников, прибывших в поселок "Самбековские шахты" из Приволжского военного округа, во главе с двумя бывшими уголовниками (судимость за грабеж) затеяли ссору с людьми, стоявшими в очереди у магазина. Троих сильно избили.
Возмущенные рабочие задержали хулиганов и учинили над ними самосуд. Торжество первобытного правосудия стоило жизни обоим главарям. Трое призывников были тяжело ранены.
23 марта 1955 г. бесчинства и хулиганство военизированного контингента в поселке Гуковка Зверевского района приобрели этническую окраску. Группа призывников решила отомстить за какие-то старые обиды и, вооружившись железными прутьями и палками, избила мобилизованных узбеков. 3 человека были убиты, 48 - получили телесные повреждения.
По инициативе Москвы были проведены открытые судебные процессы. Вынесенные приговоры были демонстративно жестокими - что сразу охладило преступный пыл призывников. В поселках Гуково и Шолоховке были созданы оперативные группы милиции численностью в 130 человек; рядовой и оперативный состав милиции в городах Шахты и Новошахтинск был увеличен; в местах расположения призывников была усилена постовая и патрульная служба.

1 и 2 мая 1955 г. в разных районах страны снова вспыхнули беспорядки с участием бывших солдат строительных батальонов и призывников, переданных на строительство предприятий угольной промышленности.
Два эпизода произошли в непосредственной близости от Москвы (поселок Сокольники Гремячевского района Московской области и город Кимовск Тульской области). Еще один - в городе Экибастуз Павлодарской области Казахской ССР.
В Кимовске развернулось настоящее побоище между бывшими солдатами строительных батальонов, переданными в промышленность, и местными жителями. С обеих сторон участвовало несколько тысяч человек, в основном пьяных. Дополнительным возбудителем стали слухи об убийстве женщины и ребенка и этнический антагонизм (часть бывших стройбатовцев были азербайджанцами, узбеками и грузинами).
В действительности никакой убитой женщины и ребенка не было, а этнический аргумент оказался фальшивым (среди бывших военных строителей больше половины составляли русские и украинцы, которые так же как узбеки, азербайджанцы и грузины попали в число пострадавших).
Среди слухов, подогревавших толпу, были и какие-то неясные упоминания об антисоветских высказываниях бывших стройбатовцев. Местные жители в стремлении уничтожить постоянный источник страха и агрессии готовы были поверить всему - И женщину они убили, и против Советской власти выступают, да еще и "чучмеки".

Расследование установило, что 377 строительных рабочих - бывших солдат строительных батальонов, прибыли в г. Кимовск 22 февраля 1955 г. Работали они хорошо, а вели себя отвратительно - хулиганили, участвовали в драках, врывались в женские общежития, избивали и пытались насиловать девушек.
За два месяца горожане успели возненавидеть пришельцев. А местная хулиганская "элита" явно искала случая подавить конкурентов. События начались в два часа дня 2 мая 1955 г. с очередной пьяной драки на центральной площади Кимовска. Местные хулиганы вышли победителями, три рабочих азербайджанца были сильно избиты.
Спасаясь от преследования, они прибежали в свое общежитие, подговорили товарищей отбить нападение и с палками и ремнями направились к центральной площади. Не обнаружив там зачинщика драки, они избили его товарища.

Вскоре, однако, зачинщик вернулся, а вместе с ним еще несколько местных хулиганов. В дело пошли камни и ножи. Военным опять сильно досталось от гражданских (один человек получил ножевое ранение), и они скрылись в общежитии. Прибывшая на место происшествия милиция закрыла вход в здание и оттеснила собравшуюся к тому времени толпу.
Именно в это время слухи о якобы совершенных строительными рабочими убийствах и выкриках антисоветского характера придали вульгарному массовому хулиганству некий моральный смысл, а в орбиту событий оказались втянутыми более или менее добропорядочные обыватели.
К общежитию стали стекаться местные жители. По показаниям очевидцев, собралось несколько тысяч человек. Раздались крики: "Бей чучмеков, они за Берия!". Имя Берии, превращенного к тому времени усилиями хрущевской пропаганды в самое скверное политическое ругательство, в высшее воплощение враждебных народу сил, окончательно освободило разрушительные инстинкты толпы.

Хулиганы, пользуясь моральной и физической поддержкой собравшихся местных жителей, смело напали на работников милиции, охранявших вход в общежитие, побили стекла в окнах, ворвались в помещение и учинили расправу над оказавшимися там рабочими.
В течение нескольких часов охваченная манией убийства толпа неоднократно врывалась в общежитие, разыскивала там не успевших укрыться строительных рабочих, избивала их лопатами, молотками, табуретками, камнями, проявляя при этом исключительную жестокость.
Шесть рабочих - бывших солдат после избиения были выброшены на улицу со 2-го этажа и там забиты до смерти. В орбиту волнений вскоре попали строительные рабочие и из другого общежития. Лишь к 22 часам с помощью дополнительных воинских нарядов (до 450 человек) удалось полностью очистить помещение общежития и оттеснить толпу.
Всего в результате побоища было убито 11 строительных рабочих из числа бывших солдат, тяжело ранено 3 человека. В общежитии выбили все стекла, выломали переплеты рам, сорвали двери, поломали столы, кровати, табуретки, взломали чемоданы с личными вещами. Сами вещи были расхищены.


К какому роду войск больше всего относились с юмором? К стройбату. В народе существует множество анекдотов, связанных со строительными войсками. И все это происходило из-за специфики формирования личного состава – порядка 90% военнослужащих этих войск представляли собой призывников из Средней Азии и с Кавказа. Поэтому основная масса русских молодых людей старалась избежать службы в подразделениях стройбата – уже тогда временами возникал вопрос, касающийся напряженных международных отношений, только это не выставлялось напоказ.

Однако, несмотря на такое отношение, строительные батальоны выполняли вполне серьезные задачи, возводя объекты как оборонного значения, так и для народного хозяйства. Можно даже сказать, что строительные батальоны косвенно связанны с инженерными войсками, в обязанности которых всегда входило возведение различных фортификационных сооружений и объектов тылового назначения. Стройбат взял на себя часть задач, которые до того выполняли подразделения инженерных войск.

Исторические моменты

В 1942 году 13 февраля Совнаркомом СССР было издано постановление о формировании Военно-восстановительного управления, к основным задачам которого относилось строительство либо ремонт различных объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации. Этот день является датой рождения военно-строительных отрядов, называемых сокращенно ВСО.

В 70-х годах за этими войсками закрепилось название «стройбат», которое осталось в лексиконе и по сей день. На период 80-х годов численность строительных подразделений превышала количество в сумме военнослужащих других родов войск. Например, в ВДВ насчитывалось около 60 тыс. чел., морская пехота имела 15 тыс. чел., в пограничных войсках было около 220 тыс. чел., а в строительных войсках того времени насчитывалось где-то 300-400 тыс. чел. Конечно, как говорится в одном известном анекдоте, стройбат – это такие страшные войска, которым даже оружие не доверяют. Но нередко и в этих войсках служба была непосредственно связана с опасностью.

1986 был годом страшной катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС. И одними из первых, кто принял участие в ликвидации последствий этой аварии, стали бойцы военно-строительных отрядов, многие из которых поплатились жизнями за работу в зараженной зоне. Два года спустя землетрясение в Армении – и опять строительные батальоны первыми участвовали в разборке завалов.

Военнослужащие стройбата проходили службу и в Афганистане, когда в 1979 году необходимо было организовать расквартирование личного состава ограниченного контингента войск в этой стране. В кратчайшие сроки усилиями военнослужащих строительный войск там была организована вся необходимая инфраструктура.

А в 1982 году произошло событие, доказавшее наличие боевого духа в рядах военных строителей. Строительный батальон из СССР был направлен на Фолклендские острова для реконструкции взлетно-посадочной полосы. В этот момент британские войска вторглись на эти острова, т.к. с Аргентиной шло противостояние за контроль над территорией. Бойцы стройбата не растерялись: произвели минирование подступов и, используя трофейное оружие, сдерживали наступление британских боевых частей. Только благодаря вмешательству дипломатов из Москвы было остановлено развитие военного конфликта.

Мужество военных строителей подтверждает и случай, когда на просторы океана унесло баржу без еды и воды с четверыми военнослужащими инженерно-строительных войск – Зиганшиным А., Поплавским Ф., Крючковским А. и Федотовым И. Они продержались 49 дней, не потеряв человеческий облик.

К воинскому делу эти подразделения относились формально, из-за чего у молодежи этот род войск не имел большой популярности. Но военные строители относительно военнослужащих из других родов войск обладали некоторыми преимуществами. В 1977 году 30 мая был издан приказ МО СССР № 175, согласно которому каждому военному строителю начислялась зарплата. Хотя из нее вычитались стоимость питания, цена обмундирования, оплата коммунальных услуг и другого обеспечения. Но размер денежного довольствия значительно превышал расходы, поэтому солдаты могли накапливать немалые средства. Кроме того военнослужащие могли заработать дополнительно, проработав там, где добавочно платили. А у прапорщиков и офицеров имелись льготы, позволяющие, к примеру, решать оперативно жилищные проблемы.

Непопулярность службы в этих войсках, вызванная комплектованием личного состава призывниками из Средней Азии или Кавказа, приносила свои плоды – из славян туда отправляли неблагополучную молодежь или молодых людей, имеющих судимость. Да и выходцы из Кавказа или Средней Азии нередко попадали в стройбат из дальних сел, где было плохое знание русского языка. Даже иногда присягу принимать помогал новобранцам сержантский состав, зачитывая текст присяги по одному предложению, которое затем повторялось рядовыми. Кстати, нередко военнослужащим, не являющимся славянами, удавалось обманывать командиров, ссылаясь на непонимание русского языка. В СССР даже ходила шутка: в стройбате солдаты до года говорят «не понимай», а после года «не положено». Поэтому офицерам строительных войск, работающим с личным составом, приходилось непросто.

Гастарбайтеры вместо стройбата: что имеем сегодня

С 1992 года пошла волна расформирований военно-строительных подразделений, чему дало толчок распоряжение Президента РФ о расформировании ВСО, находящихся в ведении московского департамента. К 2006 году закончилась ликвидация последних военно-строительных формирований.

Сегодня ВСО нет, но сама идея использования труда граждан ближайшего зарубежья осталась. В организациях, в том числе возводящих объекты военного назначения, нередко работают гастарбайтеры. Хотя, как и советские военные строители, сегодня эти наемные работники обходятся не бесплатно, но дома строятся гораздо дешевле, чем силами какого-либо крупного СМУ. Так что популярная в Советском Союзе поговорка «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор» актуальна и сегодня – правда, в несколько другом ракурсе. Вот только выигрыш от расформирования ВСО сомнительный. Бойцы стройбата после работы убывали в казармы – не было лишних шатаний по улицам, торговли наркотиками, массовых драк, грабежей или изнасилований. Да и после окончания срока службы бывший военнослужащий убывал в свою республику. Так что можно лишний раз убедиться в том, что разрушить исправно работающую систему можно легко. А взамен вместо «прекрасного далека» нередко получаем кучу проблем.

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования. «Королевские войска» Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение. Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму». Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным. По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей. Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Личный состав ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью. Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников. Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

Вопреки сложившемуся мнению служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным они составляли не менее 70% контингента работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения. Служили они и в Афганистане. В 1979 году сразу после ввода советских войск в эту страну встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.


Но почти никому не известно, что солдаты нашего Советского стройбата геройски сражались против британских десантников, во время Фолклендской войны в 1982 году.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских десантников.

Аэродром был стратегическим объектом, его надо было занять англичанам в первую очередь.

Первыми высадилась группа захвата ангийских десантников, на трех вертолетах, которая была вся уничтожена лопатами, кирками и ломами. Ведь у бойцов стройбата не было личного оружия.

Вооружившись трофейным оружием и окопавшись, стройбатовцы отбили в первый день еще 4 атаки британской десантуры. Трое суток наши удерживали аэродром, англичане понесли там самые большие наземные потери своих подразделений.

Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие, и эвакуировали на Кубу.

Ведь анекдот про стройбат родился не на голом месте:

Общаются два генерала ЦРУ, одни говорит другому

- ты слышал у русских созданы новые войска, вообще звери..

- спецназ называется?

-какой спецназ, стройбат, такие звери, что им даже оружие не выдают - руками убивают!


    Пробуем писать историю нашего батальона
    На фотографиях-картинках показаны автомобили используемые 126 оавтобатом для перевозки грузов
    и выполнения других поставленных задач.


    Условное название в/ч пп 25909 принадлежало , который введён на территорию Афганистана (ДРА) 14 марта 1980г.

    Автомобильный батальон нашей части, под названием 126-й отдельный автобатальон (далее 126 ОАБ), был сформирован танкистом-подполковником Ковалёвым Иваном Сергеевичем в 1960г., в г.Тирасполе (г.Тирасполь входил тогда в Одесский военный округ) и подчинялся Главному Управлению Специального Строительства по строительству ракетно-ядерного комплекса. Первая передислокация батальона состоялась в Уральский военный округ - в г.Нижний Тагил. Затем был переезд в Сибирский военный округ, г.Тюмень, станция Богандинская. Позднее передислокация в Туркестанский военный округ, станция Тюра-Там, Байконур. В 1967г. батальон передислоцировался в Московский военный округ в Кострому, посёлок Сусанино. После Костромы - переезд в Приволжский военный округ, г.Йошкар- Ола. В августе 1971г., под руководством командира батальона Дорошенко В.Ф, батальон переехал в Забайкалье, в Забайкальский военный округ г.Петровск-Забайкальский, где батальон был в распоряжении 159 Отдельной дорожно-строительной бригады и выполнял задачу по строительству рокадной автомобильной дороги М55 "Улан-Удэ - Чита ". В Забайкалье батальону было определено местоположение на восточной стороне села Новопавловка , что в сорока километрах от города Петровск-Забайкальский . В 1979г., в честь окончания строительства участка автомобильной магистрали "Улан-Удэ - Чита", восточнее ж/д ст.Бада, у селения Зурун вдоль дороги установлен (<-памятник ) " ". В 1980г. нашему батальону предстояла следующая передислокация в Афганистан, в город Шинданд. Передислокация осуществлялась как и раньше по ж/д 3-я эшелонами (один эшелон-одна рота по 40 платформ и вагонов). В 1975г. после увольнении Дорошенко В.Ф. в запас командиром батальона был назначен Гриняев В.С. (До этого он был начальником штаба в дорожном батальоне Вдовиченко В.А., 159 ОДСБр). Майор П.И.Краснов был заместитель командира по хозяйственной части, а заместитель командира по политической части был Э.В. Краснопольский. К 1979г. некомплект бригады составлял более 30%, а в автобатах (их было 3) он был еще больше, поэтому в очень короткие строки бригада была доукомплектована за счет других трех бригад Дальневосточного Военного Округа (Отдельных дорожно-строительных бригад было четыре, а это значит 44 отдельных батальона, баз и контор МТО), а так же личный состав доукомплектовывался военнослужащими с учебок г.Белогорска . После доукомплектования 126-й автобатальон, вместе с техникой направлен в г.Екатеринославка Амурской области для погрузки в ж/д

    эшелоны, два других батальона уходили из Петровска-Забайкальского, остальные из Белогорска . И так под грифом секретности бригада ушла в Афганистан 13-тью эшелонами. Два батальона направлены в Кушку один из которых дорожно-строительный (стройбат) и наш 126-й автомобильный, который потом получил прозвище "Гриняевский". "Гриняевский" - от фамилии комбата, Гриняева Валентина Семёновича. Все остальные 11 - ушли в Термез. (Из воспоминаний командира 159 ОДСБр Ковшова В.Д. и командира 126-го автобатальона Дорошенко В.Ф., книга воспоминаний "Рокада") .

    После двух недельного переезда временное (около месяца ) место стоянки батальона в г.Кушке было определено в 1-2км. от населенного пункта и воинских подразделений гарнизона, жили в горном массиве, в палатках. Через некоторое время были получены новые ЗИЛы и своим ходом (колонной) в составе 3 рот по трассе "Кушка-Шинданд" батальон прибыл в г.Шинданд на территории ДРА. Примерно двадцатью днями раньше в г.Шинданд уже выехала одна из колон-квартирьеров, которая установила на месте базирования (дислоцирования) 126 отдельного автобатальона палаточный городок, три платки для рядового состава и 8-и местные палатки для офицерского состава. По прибытии колоны (основной части личного состава батальона) на место расположения батальона, обустройство палаточного городка и продолжилось. Сооружения (цеха рем.зоны) в авто-парке были выложены из камня. В конце 1981г. был построен офицерский "модуль"-штаб ("модуль"-деревянное, одноэтажное здание по типу коридорного общежития из фанерных щитов с прослойкой стекло-ваты). Модуль офицерский завезли "Ураганами" которые стояли в конце автопарка 6шт. тоже с 58 автобригады, у них ещё было своё боевое охранение-БТР. Параллельно с 126 ОАБ вошел дорожно-строительный батальон, ком.бат Стельмах, который базировался по соседству с нашим-126 ОАБ. Первое время колоны батальона ходили по маршруту "Шинданд-Кушка-Шинданд" пока не выстроили дивизионный госпиталь из деревянных "модулей". Потом добавился маршрут "Шинданд-Кандагар ". (Из воспоминаний Чиркова Леонида, Катаняна, Александра Грауера и Сушкина Виктора проходивших службу на территории ДРА с 14.03.80 по октябрь 1981г., 2,3 роты) Маршрут "Шинданд-Кушка" занимал по времени один световой день, а "Шинданд-Кандагар" от 2 до 3 дней (в одном направлении) в зависимости от боевой обстановки (бывало рейс на Кандагар и обратно занимал 8 суток).
    С момента ввода по 1983г. в батальоне бойцы-водители 1, 2 и 3 роты продолжали жить в палатках, а в рейсе - в машинах, а так же бойцы: хоз.взвода жили в палатках 1 роты; рем.взвод, взвод связи и писари входили в 2 роту и жили в палатках 2 роты; комендантский взвод входил в 3 роту (Из воспоминаний Пономаренко Валеры, 83-85г, 2 рота) . Офицерский состав в батальоне жил в деревянном "модуле", а в рейсе - в "Летучке", МТОшке (Парме).

    Ближе к осени 1980г. возникла «производственная» необходимость в переброске одной из наших рот нашего батальона на маршрут Термезского направления (восточная часть Афганистана). В этой части Афганистана тогда обустраивались 2-е дивизии, в Кабуле и Кундузе - 201 дивизия. Поэтому осенью 1980г. часть старослужащих (40 чел.) призыва 1979-1981г. с техникой: ГАЗ-66, ЗИЛ-МТО, бортовые и шаланды ЗИЛ-130 и 3-и а/м ЗИЛ-131, а потом в июне 1981г. вторая часть старослужащих с частью бойцов весеннего призыва 1981г. первой роты вместе с техникой были направлены в командировку (через Союз, Кушку - Термез), для перевозки грузов по маршруту "Термез - Пули-Хумри - Кабул" (зимой сделали 3-5 рейсов, разгружались в Тёплом Стане, возле управления 58 бригады пока не появился "Алексеевский" автобатальон) потом по маршруту "Термез - Пули- Хумри - Кундуз" (разгружались в конце аэродрома). Первоначально (осень-зима) рота базировалась на территории гарнизона г.Пули-Хумри, весной переехали в гарнизон г.Кундуз , в конце аэродрома, где жили в землянке и в автомобилях. Через некоторое время (на осень-зима), для улучшения обслуживания и обеспечения техники, в 1981г. рота вернулась в гарнизон г.Пули-Хумри , где водители жили в 2-х палатках и в автомобилях по соседству с "Романовским" авто-батальоном (за колючкой автопарка. Романовский автобатальон так же входил в состав 58 автомобильной бригады) и возили грузы только в Кундуз по маршруту Термез-Пули-Хумри-Кундуз. Офицерский состав роты ночевал в офицерском общежитии "Романовского" батальона или в "Летучке" на базе а/м ЗИЛ. В марте 1982г. вместе с техникой 1-я рота (через Союз, Термез-Кушка) была возвращена в Шинданд. Летом 1982г. из Пули-Хумри в Шинданд (через Союз, Термез-Кушка) под руководством комбата Шиндандского автобата, м-ра Шумного была переведена в наш батальон большая часть 2-й роты Романовского батальона (58 авто-бригады), человек 40, весь призыв весны 1981г. с Украины и Средней Азии. Все со своими авто и один автомобиль c установкой ЗУ-23 без зенитчиков. В г.Шинданд колона прибыла на автомобилях ЗИЛ-130 с номерами 09-..ЛЗ, потом их поменяли на 27-..ИЧ. Офицеров переведенных из Пули-Хумри не было.

    В Шинданде на территории батальона (июнь 1983г.) для 1 роты построена казарма модульного типа в сентябре 1983г. - для 2 роты и зимой 1983г., 1984г. - для 3 роты. Основным автомобилем в колонах был ЗИЛ-130 (бортовой), заправщиками в колонах были бензовозы на базе а/м ЗИЛ и МАЗ. Для перевозки длиномерных грузов использовали полуприцепы на базе а/м: ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ, а питьевой воды и радиостации использовали а/м ГАЗ-66, по территории Шиндандской дивизии использовали самосвалы на базе а/м: ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ. С 1983г. по 1985г. автопарк батальона был обновлён: сентябрь 1983г. - 1 рота, апрель 1984г. - 2 рота и февраль 1985г. - 3 рота. А/м ЗИЛ-130 были заменены на а/м КамАЗ (с осени 1984г. использовали КамАЗовскме прицепы). Зенитные установки (ЗУ), 2-е установки на колону, остались на а/м ЗИЛ-130 до самого вывода батальона. С марта 1985г. добавился маршрут "Шинданд-Лашкаргах -Шинданд".

    С октября 1984г., после нескольких несчастных случаев связанных с гибелью местного населения под колёсами наших колон в Герате и Кандагаре номера на автомобилях 2-й и 3-й рот были заменены: 2-я рота с 07-_лз на 28-_ич и 3-я рота с 20-_вб на 29-_ич.

    15.11.86г. 2-е роты 126-го отдельного авто-батальона (в/ч пп 25909) были выведены с г.Шинданд через г.Кушка и к 20.11.86г. (уточняется... ж/д эшелоном через г.Дмитров , в подмосковье Россия, ...) был передислоцирован в Прикарпатский военный округ на Украину в г.Ужгород , где в декабре 1986г. с бойцов личного состава нашего батальона и бойцов личного состава других авто-батальонов сформирована в/ч 02949 (условное название 1666 ВСО), которая актом от 21.06.89г. была ликвидирована. (информация от Лыжненко Сергея, 1 рота, 81-83г. ) Переход-вывод через границу с Турагундей в Кушку был очень тяжёлым и длился больше 2-х месяцев (рассказ о причинах такого перехода и более полное описание самого перехода ожидается от очевидцев, назначенных ответственных за вывод нашего батальона...).

    После вывода основной части машин нашего батальона (1 рота и 2 рота, водители с машинами) оставшихся водителей разбросали по частям Шиндандского гарнизона: танкистам …. , часть бойцов вспомогательных подразделений (связисты, рем.взвод...) батальона осталась на месте.

    В конце лета 1986г., самолётом, с Кабула в Шинданд, без автомобилей была отправлена в командировку 3-я рота "Верхнего батальона", 58 автобригады. По прибытии в Шинданд, как такового 126-го автобата уже не было, а на его месте стоял Прибалтийский автобат наливников. От 126-го автобата остались машины только одной роты, большинство которых было с номерами 29-…ич (1113) с 2-мя ЗУ на КамАЗах и остатки личного состава вспомогательных подразделений. Вот для водителей этих машин на территории стройбата (рядом с совместным магазином, за офицерским модулем) была выделена казарма и сборный состав водителей под именем в/ч пп 25909 опять продолжило перевозку грузов с Турагундей на Кандагар. В феврале 1987г. эту роту разделили на две части и, примерно 2-а взвода водителей без машин, самолётом переправили в Кундуз, потом вертолётом - в Хайратон, Термез и потом уже в Прибалтику под Ригу, в посёлок Муцениеки . В посёлке Муцениеки находилась часть ПВО за забором которой были выстроены казармы для выведенного личного состава откуда по истечении некоторого времени все были уволены на дембель. ( из воспоминаний Игоря Шевкунова, 86-87г. )
    Оставшийся в Шинданде взвод остался при стройбате и по необходимости продолжал возить грузы на Кандагар прикрепляясь к другим колонам, а так же постепенно перегнал оставшиеся машины 126-го ОАБ в Турагунди.

    Так закончил своё существование 126-й отдельный автобатальон, архивные документы которого на сегодняшний день не возможно найти. Бойцы "Верхнего автобатальона" так же не могут найти архив своего батальона.

    Согласно архивной справке можно только утверждать, что " ... в/ч 25909 в период с 14.03.80г. по 15.11.86г. принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Основание: ДШГ №314/12/0555 ()
    Примечание: 126-й ОАБ (в/ч пп 25909) входил в подчинение 58-й автомобильной бригады (имеющей условное название в/ч пп 26039), которая в свою очередь входила в состав 342-го УИР .

    Изначально 58-я автомобильная бригада именовалась как 159-я дорожно-строительная бригада (ДСБр) и до ввода в Афганистан имела номер в/ч 02172 с местом дислокации в г.Белогорск Дальневосточного Военного Округа. В период с 07.03.80г. по 01.04.83г., точнее с 1983г., 159-я ДСБр переформирована в 58-ю автомобильную бригаду с местом дислокации штаба на территории ДРА в г.Кабул (Дар-Уль-Аман) иначе говоря "Тёплый Стан" с 01.04.83 по 28.02.87г., бригадная газета "Сын отечества" . ( из интернета )

    ..........
    История создания и производственной деятельности Отдельных Дорожно-строительных бригад ГВСУ МО.

    Отдельные Дорожно-строительные бригады были созданы в 1969 - 1971 годах.
    Международная обстановка тогда была так накалена, что дело доходило до пограничных стычек с Китаем. Достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301 "О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии "были созданы четыре дорожно-строительные бригады в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР Вооружённых Сил СССР которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья и Казахстана с дальнейшей передислокацией после сдачи автодороги Иркутск-Чита и Актогай-Дружба на строительство автодороги Чита-Хабаровск-Находка . Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1,172 км (с подъездами), из них 566 км. составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км . предстояло построить вновь силами трёх дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году Формирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью 5 тысяч человек в каждой было поручено Заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск, главкам военно - строительного комплекса.
    70-ю ОДСБр в 1969 году сформировало Главное Военно-строительное управление МинОбороны (ГВСУ МО) и направило ее строить автодорогу Иркутск - Улан-Удэ, участок Байкальск-Посольское протяжённостью 204,3 км.;
    146-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Центральное управление Специального строительства Минобороны (ЦУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Актогай-Дружба с выходом к границе с Китаем в районе Джунгарских ворот протяженностью 180 км..
    159-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное управление Специального строительства МинОбороны (ГУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок Мухоршибирь-Глинка, протяженностью 178,5 км.
    160-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное Военно-строительное управление Центра МинОбороны (ГВСУ центра МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок река Блудная-Черемхово протяжённостью 223,5 км.
    В 1975 году для более оперативного руководства бригадами они были переподчинены Главному военно-строительному управлению МинОбороны (ГВСУ МО). Перед военными строителями была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автодорогу Иркутск-Чита-Хабаровск-Находка на тяжелейших условиях. Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 - 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни 1 метра автодороги, болота с многометровыми выторфовками и сплошное бездорожье с 40-50 градусные морозами "красиво" дополняли общую картину производства дорожно-строительных работ. Суровые социально - бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики еще больше усугубляли обстановку близкую к боевой. Но воинские коллективы в этой тяжелейшей обстановке с честью справились с поставленными Партией и Правительством задачами. Всего на дороге Иркутск-Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км. дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года). Кроме автомобильной дороги было построено: - 103 капитальных моста; 480 водопропускных труб; 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги; 8 автозаправочных станций (АЗС); 3 автобусных вокзала (автовокзал); 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин; По мере окончания работ на своих участках ОДСБр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД "Чита-Хабаровск" (М58). Работы по строительству и реконструкции АД "Иркутск-Чита" в основном были закончены в 1981 году. Интересные факты. При реконструкции и строительстве АД "Иркутск-Чита" (1970-1981 года) на участке река Блудная-Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ ВВ) на один взрыв. Но обстановка снова изменилась.
    27 декабря 1979 года руководство страны ввело Ограниченный контингент войск (40 Армию) в Афганистан для оказания военной помощи Афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 армии передислоцировать 159 ОДСБр в Афганистан, что и было сделано в период января-марта 1980 года. Бригада успешно выполнила поставленную перед ней задачу, в боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из Союза тысячи тонн всевозможных грузов. К 1984 году она была переформирована в 58 автомобильную бригаду, а в 1987 после выполнения задач по обустройству войск была выведена в СССР и расформирована. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены боевыми орденами и медалями.
    Остальные бригады продолжали успешно выполнять задачи по строительству автодороги "Амур". 160 ОДСБр была размещено в военном городке Васильевка, освобожденной 159 ОДСБр. В 1977году, закончив свой участок Актогай-Дружба в Казахстане на Дальний Восток была передислоцирована 146 ОДСБр и расквартирована в пгт Архара и Кундур Амурской области для строительства участка Архара-Пашково, автодороги Чита-Хабаровск. (Сайт"Ветеранов отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО" http://odsbr.ucoz.ru/index/istorija_odsbr/0-14 ).

    ...

    Вывод Ограниченного Контингента Советских Войск (ОКСВ)— организованный, спланированный вывод соединений, частей, подразделений 40-й армии, погранвойск с территории Афганистана в СССР осуществлялся в 3 этапа: 1-й — до Женевских соглашений, 2-й и 3-й — в ходе их выполнений. Первые части (зенитно-ракетные) были выведены в январе 1980г. В этом же году Москва и Кабул сделали первые официальные попытки к проведению афгано-Пакистанских переговоров под эгидой ООН. В 1982г. в Женеве состоялись первые переговоры по урегулированию афганской проблемы. Они шли в течение 6 лет, состоялось 12 раундов. В апреле 1985г. новое полит-рукводство СССР провоз гласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и без должной подготовки начало сокращение боевого состава ОКСВ. К 20.09.86г. из Афганистана на территорию СССР передислоцированы 6 полков. 14.04.88г. в Женеве была достигнута четырехсторонняя договоренность о сроках и графике вывода сов.войск из Афганистана в течение 9 мес. Но еще на кануне — 9 апреля министр обороны СССР Дмитрий Язов подписал приказ о выводе войск. Советской стороной Женевские соглашения выполнены в полной мере к 15.08.88г. На 1-м этапе численность ОКСВ была сокращена на 50%, на 2-м этапе — январь—февраль 1989г. выведены остальные 50% л/с. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе. На западном направлении войска выводились по маршруту Кандагар—Фарахруд—Шинданд—Турагунди—Кушка. На восточном — по 5 маршрутам, берущим начало в гарнизонах Джелалабад, Газни, Файзабад, Кундуз, Кабул, далее через Пули-Хумри на Хайратон и Термез. Часть л/с с аэродромов Джелалабад, Гардез, Файзабад, Кундуз, Кандагар и Шинданд перевозилась самолетами. 15.02.89г. последнее сов-подразделение покинуло афганскую территорию. Вывод ОКСВ — не только важнейшее военно-полит. событие, но и крупно масштабная оборонительная операция 40-й армии (см. "Тайфун " операция)

    Руководитель боевых действий по выводу войск западного направления - генерал-майор Н.П. Пищев.

    4.02.1989г. - начинает движение колонна из г.Шинданда наземного эшелона ВВС в составе: 403-го обато и обмо 5-й мсд. Государственную границу СССР пересекает 5.02.1989 г.
    - 4.02.1989г. Выдвигаются одной автоколонной подразделения 196-го и 424-го в количестве 434 автомобилей окружных автомобильных батальонов 246-й КЭЧ, 704-го военного госпиталя и 279-го СЭО. Государственную границу СССР пересекает 6.02.1989 г.
    - Начинают движение тылы 5-й мсд и 371-го мсп в составе 375-го обмо и 460-го медсанбата в количестве 284-х автомашин. Государственную границу СССР пересекает 7 февраля 1989 г.
    - 7.02.1989г. Начало выдвижения управления 5-й мсд, 3-го мсб 371-го мсп в составе 360 единиц боевой техники и автомашин в количестве 365 единиц. Государственную границу СССР пересекает 8 февраля 1989 г.
    - 8.02.1989г. Выдвижение 177-го орвб 5-й мсд, 1-го и 2-го мотострелковых батальонов 371-го мсп после снятия их с блоков и передачи сторожевых застав (постов) от г.Шинданда до г.Герата. Государственную границу СССР пересекает 9 февраля 1989 г.
    - 9.02.1989г. Выдвижение 12-го мсп в полном составе после снятия с «блоков» и передаче сторожевых застав на участке от г.Герата до перевала Мирза-Рабати в составе 432 единиц техники. Границу пересекает 10 февраля 1989 г.
    - 10.02.1989г. Начинает движение 101-й мсп с 432 единицами боевой техники с подсоединением к колонне подразделений, снятых с «блоков» после передачи сторожевых (застав) постов. Государственную границу СССР пересекает 11 февраля 1989 г.
    - 11.02.1989 г. Выдвижение подразделений боевого обеспечения 5-й мсд в составе 650-го разведбата и сапёрного батальона. Снятие с «блоков» подразделений 101-го мсп. Государственную границу СССР пересекают 12 февраля 1989 г.
    - 12.02.1989 г. Выдвижение автотранспортных колонн в составе 465 ед. автомашин 1468-й перевалочной базы округа из н.п..Турагунди. Государственную границу СССР пересекают 13 февраля 1989 г.
    - 13.02.1989 г. Транспо ртировка 278-й отдельной роты тяжёлых машин с армейского СППМ, с ремонтным фондом машин капитального ремонта, и списанными бронекорпусами, вывезенных из гарнизонов Западного направления. Государственную границу СССР пересекает 14.02.1989 г. Вывоз произведён двумя рейсами - 278 ор.ТМ.
    - 14.02.1989 г. Выдвижение автоколонны 1356-го отдельного батальона охраны со снятием его подразделений с «блоков» на участке района Рабати-Мирза до режимной зоны н.п.. Турагунди.

    Последним солдатом Советских войск Государственную границу СССР в районе г.Турагунди - г.Кушка перешёл генерал-майор Н.П. Пищев. (информация взята с сайта 602 автобата. Горбунов Сергей, http://602avtobat.ru/forum/index.php/topic,541.0.html )