Болезни Военный билет Призыв

Сценарий новогодней сказки ночь перед рождеством. Сценарий к спектаклю «Ночь перед Рождеством» (по одноименному произведению Н.В. Гоголя). Русская классика на школьной сцене - ночь перед рождеством

Инсценировка отрывка из повести может быть как фрагментом урока, так и самостоятельным мероприятием. Дети с удовольствием готовят костюмы, разучивают Рождественские колядки, рисуют афиши, создают декорации. Сценарий написан достаточно давно, не раз использовался в работе.

Действующие лица:

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Выглянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…

Звучит весёлая музыка. Все действующие лица (кроме Чёрта и Дьяка) выходят на сцену, поют колядки. Девушки говорят щедровки.

Щедривочка щедривала,

до виконца припадала:

«Что ты, тётка, напекла,

неси нам до викна»!

Шо холодно, нихай вам,

а горяче неси нам.

Пока тётка донесла,

руки-ноги опекла.

Девушка 1:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

грудочку кашки,

кильце ковбаски!

Девушка 2:

Коляд, коляд, колядница!

Добра с медом поляница,

а без меда нэ така,

дай, тётка, пятака!

Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Здравствуйте, та й с Новым годом!

Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!

Осыпаю вас зерном,

чтоб богат был ваш дом!

Одарка (поёт и танцует):

Ой, туфли мои, носки выстрочены.

Не хотела танцевать, сами выскочили!

Ой, Одарка, какие у тебя черевички хорошенькие! И с золотом! Хорошо тебе, у тебя есть человек, который тебе всё покупает, а мне вот некому достать такие черевички!

Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, которые редкая паночка носит!

Оксана (надменно):

Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые я могла бы надеть себе на ноги! Разве те самые, которые носит царица?

Девушки (смеются):

Ишь, чего захотела!

Оксана (гордо):

Да! Будьте вы все свидетелями! Если кузнец Вакула принесёт те самые черевички, которые носит сама царица, то вот моё слово: тот час выйду за него замуж!

Звучит танцевальная музыка. В круг выходит Солоха. Танцует, красуется.

Голова (поглаживая усы):

Ну, и Солоха!

Чёрт-баба! Добрая баба!

Девушка 1:

Ведьма! Ведьма она! У неё и хвост есть!

Девушка 2:

Да с бабье веретено!

Брешут, брешут бабы!

Все, кроме Солохи, уходят со сцены под музыку. Солоха стелет на стол скатерть, убирает в хате, напевает:

Я была навеселе

И летала на метле,

Хоть сама не верю я

В эти суеверия!

Шла лесною стороной,

Увязался Чёрт за мной.

Думала - мужчина,

Что за чертовщина!

Открывается окно, в хату впрыгивает Чёрт.

Солоха (радостно):

Ох, как ты меня напугал, Хвостатый!

Звучит быстрая музыка. Чёрт и Солоха танцуют, им весело.

Солоха, если ты не полюбишь меня, я кинусь в воду, а душу отправлю в самое пекло! Приголубь меня! Или ты ждёшь кого-нибудь?

Ну, что ты, Хвостатый! Сегодня все именитые казаки званы на кутью к Дьяку, а сынок Вакула где-то мается по своей Оксане, ищет ей черевички.

Солоха, открой! Это я!

Чёрт и Солоха суетятся, Чёрт проворно влезает в мешок.

Входит Голова:

Добрый вечер, любезная Солоха!

Заходите, Голова! Здравствуйте, Гаврила Петрович!

Ну, и вьюга… Послал же Бог такую ночь перед Рождеством! Как схватилось… эк, окостенели руки: не расстегну кужуха!

Солоха помогает снять кужух.

Голова достаёт платок и накидывает на плечи Солохи:

С праздником тебя, любезная Солоха! Прими подарок!

Ой, благодарствуйте, Гаврила Петрович! Сидайте к столу!

Не откажусь, а то у меня горло замёрзло от проклятого морозу.

Наливает и выпивает чарку.

Куплю тоби хатку, та еще сина жатку, и млынок, и ставок, и вишневенький садок.

Не надо ни хатки, тай не сина жатки, ни млынка, ни ставка, ни вишневого садка!

Дьяк (игриво):

Солошечка! Это я! Открой!

Голова (испуганно):

Ой! Спрячь меня куда-нибудь! Мне никак не хочется встречаться с Дьяком!

Солоха прячет его в мешок. Входит Дьяк, покряхтывает и потирает руки.

Здравствуй, несравненная Солоха! В такой мороз не пришли ко мне казаки: метели испугались. А я и рад! Схожу, думаю, погуляю немного. (Пытается обнять её).

Солоха кокетливо увёртывается. Дьяк достаёт бусы, держит их над протянутой рукой Солохи и говорит…

А что это у Вас, великолепная Солоха? (Дотрагивается до руки).

Как что? Рука, Осип Никифорович!

Гм, рука! Хе, хе, хе! (Надевает бусы и дотрагивается до шеи).

А что это у Вас, дрожайшая Солоха?

Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто!

А это что у Вас? (Опускает руки к бёдрам Солохи).

Раздаётся стук в дверь.

Ах, Боже мой! Стороннее лицо! Что будет, если застанут здесь особу моего звания?! (Крестится) Господи, спаси и помилуй! (Залезает в мешок).

Входит казак Чуб.

Чуб (весело):

Здравствуй, Солоха! Ты, может, не ждала меня?

Здравствуй, желанный! Здравствуй, долгожданный!

Может, я помешал? Может, вы тут забавлялись с кем-нибудь? Может, ты кого-нибудь спрятала уже, а?

Солоха (любезно и ласково, подолом закрывая мешки):

Ну, что ты, дорогой Чуб! Ты один у меня, разъединственный!

Голова, Дьяк покряхтывают в мешках. Чуб садится к столу, по-хозяйски наливает себе чарку, берёт огурец, очень доволен собой.

Солоха вертится вокруг него и поёт:

Милый, я все дела забыла,

Я даже дверь открыла,

И целый вечер дома я была.

Милый, мне очень грустно было,

И я тебя любила,

И я тебя ждала.

Голова, Чёрт и Дьяк в мешках хмыкают на эти слова. Солоха потихоньку их пинает.

Чуб встаёт и поёт вместе с Солохой:

Ой, дивчина, шумить гай,

Кого любишь, забывай, забывай!

Ой, дивчина, сердце мое,

Чи ты пидешь за мене?

Нехай шумить, хай гуде,

Кого люблю, мий буде!

Раздаётся крик.

Чуб (сердито):

А это кто?

Открывай скорее! Мамо!

Это Вакула! Сын пришёл!

Солоха! Спрячь меня, куда хочешь! Я не хочу показываться ему на глаза. (Прячется в мешок).

Входит Вакула.

Чего не открываешь? И что у тебя тут за беспорядок! Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Выброшу всё на улицу!

Солоха (мечется):

Ой, не надо, сынок! Ой, да хай стоить!

Вакула (сердито):

Всё равно выброшу!

Вакула подходит к мешку с Чёртом, раскрывает его. В это время Солоха пятится назад со словами…

Ой! Я щас! Ой! Что будет! (Выходит из комнаты и подглядывает в окно).

Вакула (вытаскивая Чёрта за ухо):

О! а ты как сюда попал?

Ой, ой! Отпусти! Ой! Больно! Проси любой выкуп! Отпусти!

Выкуп? Это мне подходит. Достань такие черевички, которые сама царица носит, не то я тебе…

Ой! Ой! Ой! Сейчас! Сейчас!

Лезет в мешок, ищет и достаёт черевички. Отдаёт Вакуле и выпрыгивает в окно.

Входит Солоха.

Ой, яки красивые черевички! А для кого ж це?

Молодец, сынок!

В это время раздаётся стук в дверь.

Девушка 1:

Пустите поколядовать!

Заходите, заходите, девчата!

Девушки заходят, впереди Оксана.

Оксана! Я своё слово сдержал! (Подаёт ей черевички).

Оксана (стесняется, довольна):

Ой! Вакула, да ты мне и без черевичек люб!

Девушки подходят к мешкам.

Ой! Вакула, сколько ты наколядовал, подари мне этот мешок!

Девушка 2:

А мне этот! Тут, наверное, целый кабан лежит, а если не кабан, то какая-нибудь живность, точно!

Девушка 1 (открывает мешок и визжит):

Ой! Да это же Голова! Здравствуйте! С Новым годом!

Голова (недовольно, с чувством неловкости):

С Новым, с Новым! Да, седина в голову, а бес в ребро!

Сценарий спектакля по повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Действующие лица:

Кузнец Вакула

Солоха

Чёрт

Казак Чуб

Голова

Екатерина II

Потёмкин

2 Сплетницы

Сцена 1.

Зимняя ночь в небольшом селе. На небе сияет месяц в окружении звёзд. Видны заснеженные хаты и невдалеке — маленькая сельская церковь. Слышатся песни гуляющих, лай собак, кудахтанье кур. Выходят две сплетницы. Они танцуют под песню «Гоп, гоп », потом беседуют

1) Ну скажи на милость, разве Вакула ей пара?

2) Оксане? Конечно, пара. Они так хорошо смотрятся!

1) Ой, чую не к добру их дружба!

2) Накаркай, давай. Вот увидишь, на свадьбе их еще погуляем!

1) А я тебе говорю, не выйдет ничего.

2) На Новый год, да перед Рождеством все сбывается!

1 ) Ну, тогда пусть кузнец желание вовремя загадает, тогда может и получится.

2) Получится! Оксана – красавица, да и кузнец хорош собой, мне бы самой сгодился.

1) Тебе? Старая перечница!

2) Мне! А ты ведьма, тьфу на тебя!

1) Это на тебя тьфу! Чтоб ты лопнула!

2) Ах, так! Ну, я тебя сейчас!

Хватаются за волосы и бьют друг друга, убегают за кулисы.

Сцена 2.

Хата казака Чуба. Дочка Чуба Оксана, сидя на скамейке, смотрится в зеркало.

Оксана : И с чего это людям вздумалось расславлять, что я хороша? Врут они всё! Нисколько я не хороша. Ну, что они хорошего нашли вот хотя бы в моих глазах? И брови могли бы изгибаться ровнее, и щёки могли бы быть румянее! А разве хороши мои косы? Нет, я совсем не хороша, теперь я это вижу… Хотя… (задумывается, смотря на себя, наклонив голову) если так посмотреть… Нет, хороша я! Чудо, как хороша! Какую радость я принесу тому, кому буду женою! Как мой муж будет мной любоваться! А кто будет моим мужем? Конечно, самый лучший молодец на свете! Да, да! Парни, которые за мной бегают — разве они достойны меня?

Песня Оксаны «Красавицы могут всё»

Выходит кузнец Вакула .

Вакула : Неужели не выбьется из моего ума эта негодная Оксана? Не хочу о ней думать, а всё равно думается, как нарочно! Вот отчего так, не могу понять, куда мой ум делся! Будто на свете только одна Оксана! Слава Богу, девчат хороших и без неё на селе много… Да и что Оксана — Господи! Она меня не любит — ну, Бог с ней. Из неё всё равно не выйдет хорошей хозяйки, она только наряжаться умеет… Но отчего же, отчего она так чертовски хороша?! Её взгляд, её речи… Она мне дороже всего на свете, и люблю я её так, как ни один человек на свете не любил, и никогда не будет любить…

Песня кузнеца Вакулы .

Оксана поворачивается и, увидев вошедшего кузнеца, вскрикивает.

Оксана: Ты зачем сюда пришёл? Что, хочешь, чтобы выгнала за дверь?

Вакула : Не сердись на меня, милая Оксана! Если напугал тебя — прости! Но позволь хотя бы поговорить с тобой, поглядеть на тебя!

Оксана (пожав плечами) : Кто же тебе запрещает, говори и гляди! (Снова смотрится в зеркало) .

Вакула : Оксана! Ты у меня всё, что ни есть дорогого на свете!

Оксана: Ишь ты какой! Знаю я вас: все вы мастера подъезжать к нам.

Вакула : Не веришь? Да я для тебя что хочешь, хоть звёздочку с небес достану! (Обнимает её и пытается поцеловать).

Оксана: Э, э, э! Куда? Смотри, какой прыткий! Ему когда мёд, так и ложка нужна! Отойди, у тебя руки, как железо, жесткие. (Смотрит в зеркало) Меня, наверно, всю сажей обмарал… Вон, у подруги моей, Одарки, черевички новые? Такие модные, с золотом!

Счастливая она, у нее есть человек, который может ей всё купить, а мне даже такие славные черевички достать некому…

Вакула (заметно оживляется) : Как это? Как — некому? А я на что? Я тебе, моя ненаглядная Оксана, достану такие черевички, какие редкая барышня носит!

Оксана (с усмешкой) : Ты? Интересно, где это ты достанешь такие черевички, которые были бы мне впору? Ну, разве что принесёшь те самые, которые носит царица… Ну, вот тебе моё слово: если ты, кузнец Вакула, принесёшь мне черевички, которые носит царица, то даю слово… тут же выйду за тебя замуж! (Смеётся) . Достань царицыны черевички, выйду замуж!

Вакула : Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собой! (Уходит)

Сцена 3.

Хата Солохи . У печки стоит сама хозяйка. Она готовит еду. Рядом стол на котором 2 блюда с пирожками и солеными огурцами, бутыль горилки. В печке слышится какая-то возня, и вскоре из неё выскакивает Чёрт.

Солоха (оборачивается и вскрикивает от удивления) : Ой! Какими судьбами?!

Чёрт: Здравствуйте, пани Солоха! А вы нисколько не изменились, всё так же обворожительно прекрасны!

Солоха : Ну, скажете тоже!

Чёрт: Даже как будто помолодели!

Солоха : Вы, я смотрю, тоже не изменились: такой же вертлявый!

Чёрт: Вы мне льстите, дорогая Солоха!.. У вас я смотрю, и метёлка новая? Удивительно подходит к вашим глазам!

Солоха : Спасибо… Недавно купила, старая, знаете, совсем испортилась, все прутья повылезли…

Чёрт: Может, пролетимся вместе? Посмотрите, какая ночь!

Солоха : Я бы не против, да сын должен прийти. Лучше быстрее к делу перейти.

Танцуют

Вдруг, кто-то стучит в дверь

Солоха : Ой, что же делать-то?!

Чёрт: Что делать, что делать… (вертится) Пани Солоха! Выпроводите их отсюда, я вас умоляю! Как хотите! А я пока тут спрячусь…

Солоха : Да где ж вы спрячетесь-то? Тут и спрятаться негде!

Чёрт замечает мешок у стены.

Чёрт: А вот хоть сюда! (Поспешно надевает мешок на голову) .

Солоха бежит отворять дверь, но замечает действия Чёрта и спешит ему на помощь.

Солоха : Ну что же вы делаете-то! С другой же стороны надо!.. (Помогает Чёрту выпутаться из мешка) . Несчастье моё…

Голова: Эй! Дома есть кто?

Чёрт (интенсивно пытается залезть в мешок) : Скорее же, скорее, чёрт возьми!

Голова стучит настойчивее. Солоха бежит открывать.

Солоха (Чёрту) : Исчезни!

Чёрт в мешке упрыгивает под стол.

Голова садится за стол, поцеловав Солохе ручку.

Солоха : Что-то вас давно видно не было, пан голова?

Голова: Дела, пани Солоха, дела! Измотался весь! Только сегодня вот проходил мимо, решил заглянуть, и даже метели не испугался.

Солоха : Ну, спасибо, что не забываете, пан голова! Вы угощайтесь, угощайтесь…

Голова с аппетитом налегает на еду.

Горилочки выпейте.

Солоха поёт с бутылкой песню Верки Сердючки «Горилка»

Голова: Это обязательно. (Пьёт) . Эх, пани Солоха, как же всё-таки хорошо у вас, тепло и уютно. Вы, пани Солоха, меня знаете, я человек довольно состоятельный, хозяйство у меня неплохое, казак я полнокровный, в самом соку, как говорится, хоть куда! Всё вроде бы есть, недостаёт только одного — подруги жизни… В общем, считайте, что я вам делаю официальное…

Снова раздаётся стук в дверь. Это Чуб.

Господи, кто там ещё? Эк, как неудобно получилось! Пани Солоха, сделайте такую милость, спрячьте меня куда-нибудь!

Солоха : Ну, прямо не знаю, что с вами и делать, пан голова… Вон в мешок забирайтесь, что ли…

Голова (с готовностью лезет в мешок) : Ой, кажется, я там не помещусь…

Солоха : Ничего, захотите — поместитесь! (С трудом оттаскивает мешок в сторону) . Вот наказание на мою голову! Хоть сегодня, думала, спокойно одна посижу, так нет! Один за другим так и сыплются! Никаких мешков на них не напасёшься! (Открывает дверь, входит Чуб) . Пан Чуб! Здравствуйте! Никак не ожидала вас увидеть!

Чуб: Здравствуйте, здравствуйте, пани Солоха! Не ожидали? Так я, может быть, помешал?

Солоха : Что вы, что вы, нисколько!

Чуб: А почему вы тогда так долго не открывали? Может, вы тут забавлялись с кем-нибудь?

Солоха : Да вы что, как можно!

Чуб (в том же духе) : А может, вы даже кого-нибудь спрятали уже, а?

Солоха : Да бог с вами, пан Чуб, что вы такое говорите?

Чуб: Это я просто так, к слову… (Замечает стоящую на столе горилку) . О, как кстати! (Пьёт) . Вот, так-то лучше… (Смотрит на руку Солохи ) А что это у вас, пани Солоха?

Солоха : Как что? Рука.

Чуб: Рука! Скажите пожалуйста! (фыркает) А это что у Вас, дорогая Солоха? (показывает на шею)

Солоха (игриво) : Шея. А на шее мониста.

Чуб: Какая прелесть! Мониста! (подсаживается ближе и протягивает руку к шее, но тут в дверь стучится кузнец Вакула ) .

Вакула : Мама, отворяй! Это я, Вакула!

Чуб (давится, Солоха хлопает его по спине) : Это кузнец! Пани Солоха, куда хотите девайте меня, Христом богом вас молю! (Лезет под стол) .

Солоха : Господи, куда ж вы лезете! (Вытаскивает его) . Ох, когда только это всё кончится!

Солоха идёт открывать, Чуб в это время, увидев мешок у стены, в котором спрятался голова, залезает в него.

Эй, не туда, не туда! А, впрочем, ладно! Полезайте, только по-быстрому!

Чуб прячется, Солоха отворяет Вакуле дверь.

Где ты ходишь, не евши? Сколько раз мне ужин подогревать!

Вакула (входит, заметно, что он не в духе) : Не хочу я есть, мама…

Солоха : Что, опять она? (Вакула кивает) . Вакула, послушай мать, забудь ты про неё! Она ведь тобой, как кошка хвостом, вертит, а ты только сохнешь зря.

Вакула : Эх, мама, не трави душу! Я бы рад её забыть, да не могу… (Солоха вздыхает и качает головой) . Послушай, мама, ты ведь женщина умная, так, может, подскажешь, как достать черевички, которые носит сама царица?

Солоха (смеётся) : Протри глаза, глупый! Посмеялась над тобой девка, а ты и рад стараться!

Вакула : А вот чтоб она не смеялась, я специально для неё эти черевички достану! Поймёт тогда Оксана, что кузнец Вакула горазд не только языком чесать!

Солоха : Посоветую я тебе вот что: поешь как следует и спать ложись. И не думай про всякие глупости… Чаю хочешь? Я самовар поставлю. (Выходит).

Вакула : Нет, достану я эти черевички, хоть весь свет обойду, а достану! (Встает из-за стола и спотыкается об мешок с Чёртом) . Тьфу ты! Мешки ещё какие-то… Их давно пора бы убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем! Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнесу-ка я их в кузницу! (Поднимает мешки) . Кой чёрт, они как будто тяжелее прежнего! Хотя мне всё сейчас кажется тяжелее… Нет! Что я, в самом деле, баба! Хоть десять таких мешков, всё равно подниму! (Взваливает мешки на спину) . Ну вот! А то скоро от ветра буду валиться.

Солоха (входя) : Вакула, ты куда? А чай?

Вакула : После, после! (Выходит) .

Сцена 4

Вакула с мешком на спине выходит на сцену. Запыхавшись, останавливается.

Бросает мешок на землю, из мешка вылезает Чёрт. Подбегает к кузнецу сзади и прыгает ему на плечи. Вакула вскрикивает от неожиданности. Чёрт хохочет.

Вакула : Эй, что такое?! Какого дьявола?! Э!

Изловчившись, сбрасывает Чёрта на землю. Чёрт со смехом поднимается.

Ты что, с ума сошёл, что ли?

Чёрт: Ну, ничего, ничего, пошутил!

Вакула : Ну и шуточки у тебя, приятель! Перепугал так, что душа не на месте! И с чего это ты взял, что можешь надо мной шутить?

Чёрт: Да я твой друг! Что ж, над другом и пошутить нельзя?

Вакула : Друг! Вижу я, какой ты друг рогатый!

Чёрт (смеётся) : Ты смотри, узнал всё-таки! Я для товарища и друга всё сделаю!.. Вот дьявол, все кости онемели, пока в твоём чёртовом мешке сидел…

Вакула : Может, расскажешь заодно, как ты там оказался?

Чёрт: Ну, это долгая история… Ладно, ближе к делу. Вакула, слушай сюда. Я хочу тебе предложить одну очень выгодную для нас обоих сделку. Продай мне свою душу, а я за это выполню то, что тебе поручила Оксана.

Вакула недоверчиво смотрит на Чёрта.

Вакула : Изволь, изволь! За такую цену готов быть твоим! Только ведь вы, черти — народ ненадёжный…

Чёрт: Да ты что! У нас всё по закону. Без контракта ничего не делают…

Вакула : Ага. Ну что же, я готов. Там, у вас, я слышал, кровью расписываются…

Чёрт: А, да-да-да, есть такой моментик, есть!

Вакула : Ну так подожди, я сейчас гвоздик в кармане достану… (Хватает Чёрта за хвост) .

Чёрт: Эй, эй, ты чего? Тоже мне, нашёл время шутить!

Вакула : А вот я тебя сейчас перекрещу! (Достаёт крестик).

Чёрт: А-а-а, нет, только не это! Помилуй, Вакула, что захочешь, всё для тебя сделаю, только убери свой крест!

Чёрт: Куда везти-то?

Вакула : В Петербург, прямо к царице!

Чёрт: Куда?! Ты что, кузнец, ошалел, что ли?

Вакула : Я тебе сейчас покажу, кто тут ошалел!

Чёрт: Ладно, ладно!.. Согласен…

Вакула : Ты держи меня!

Чёрт: Ещё и держи его…

Песня группы «Земляне» «Рокот космодрома». Улетают

Сцена 5 .

Царский дворец. Играет менуэт.

Вакула : Где это мы?

Чёрт: Во дворце! У царицы. Когда она выйдет, проси чего сам знаешь.

Выходят Потемкин и царица. Вакула падает на колени.

Екатерина II: Ну что ты, что ты, полно, встаньте!

Вакула : Нет, мамо! Не встану! Умру, а не встану!

Потёмкин подходит и дает пинок . Вакула встает. Царица смеется.

Екатерина II: Вот, так лучше, а то в ногах правды нет. (С интересом оглядывает Вакулу ) . Кто таков?

Вакула : Кузнец я с Диканьки. До Вашей милости, Ваше величество!

Екатерина II: Чего же хочешь ты?

Вакула : (опять падает перед царицей на колени) . Ваше царское величество! Не велите казнить, велите слово молвить! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Что, если бы моя жена надела такие же!

Царица некоторое время удивлённо смотрит на кузнеца и вдруг начинает смеяться, за ней Потёмкин сначала пытается побороть смех, затем начинает хохотать громче нее.

Екатерина II: Встань! (Обращаясь к Потемкину) . Однако мне нравится это простодушие! Что ж, если тебе хочется иметь такие башмачки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час самые дорогие башмачки, с золотом!

Потемкин уходит и возвращается с подушкой, на которой лежат черевички.

Вакула : Господи ты, боже мой, что за украшение! Ваше величество, ежели такие черевички, то какие же должны быть самые ножки! Уж наверное, по крайней мере, из чистого сахара!

Екатерина II улыбается. Вакула благодарит и, пятясь назад, уходит.

Сцена 6

Снова Диканька. Внезапно выбегает напуганные чем-то сплетницы.

1) Ой, бабоньки! Бабоньки! Несчастье-то какое свалилось на нашу голову!

2) Что? Что такое? Что случилось?

1) Ой, Вакула-то, кузнец наш, весь целиком утонул!

2) Чего? Да ты что, кума, с ума сошла? Кто тебе такое сказал? Будто ты не знаешь… что сбежал он!

1) Кто сбежал? Кузнец сбежал?

2) Да! Своими глазами видела, вот не сойти мне с этого места! Дура ты!

Хотят уже драться

Во время спора выходит Оксана, подходит ближе.

Голова: Кто утонул?

1) Кто, кто! Вакула наш!

Оксана (ошарашено) : Как так?

1) Да уж вот так!

2) Да не верь ты этой старой сплетнице, Оксаночка! Брешет она всё! Сбежал он!

Оксана закрывает лицо руками и плачет, качая головой. Сплетницы умолкают и смотрят на нее.

Сбоку появляется Вакула верхом на Чёрте.

Чёрт: Ну всё, приехали, слезай! (Вакула слезает) . Фу, уморил… Нет, это ж надо: сотни километров отмахать туда и обратно — и зачем, спрашивается? За какими-то несчастными башмаками! Ну ладно, я своё дело сделал — всё, я пошёл.

Чёрт хочет убежать, но Вакула хватает его за хвост.

Вакула : Подожди, постой-ка, приятель!

Чёрт: Да чего тебе ещё надо? Мне домой пора! В пекло!

Вакула : Ничего, туда ты всегда успеешь. А у меня с тобой не все счёты: я ведь ещё не поблагодарил тебя!

Плюет в ладонь и с размаху отвешивает Чёрту подзатыльник. Чёрт, кувыркаясь, укатывается.

Чёрт: Вот и делай после этого людям добро!

Вакула достаёт черевички и любуется на них. Вдруг видит Оксану.

Оксана, увидев Вакулу , вскрикивает и всплёскивает руками. Сплетницы выпучивают глаза.

Страница 5 из 20

H. В. Гоголь

Ночь перед Рождеством

Инсценировка Т. П. Андреевой

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Саша.
Миша, его младший брат.
Вакула, кузнец.
Оксана.
Черт.
Солоха.
Пацюк.
1-й запорожец,
2-й запорожец.
Царица.
Одарка.

Перед занавесом.

Сидит Саша и читает толстую книгу. Входит Миша.

Миша. Саша, что ты читаешь?
Саша (читает). Отстань! Гоголя.
Миша. Интересно?
Саша. Очень. Не мешай.
Миша. А про что?
Саша. «Ночь перед рождеством».
Миша. Сказка?
Саша. Ну да. Сказка. Отвяжись!
Миша. А про что в сказке?
Саша (вздыхает). Вот неотвязный! Про кузнеца Вакулу. Как он на черте с Украины в Петербург летал.
Миша. Почитай мне. Ну пожалуйста!
Саша. Ладно уж. Слушай да помалкивай.

Миша усаживается на скамеечку у ног Саши.

(Читает.) «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя ночь наступила: глянули звезды, месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Морозило сильнее, чем с утра, но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слы-шался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее па скрипучий снег...»
За тюлевым занавесом на сцене желтый, как от керосиновой лампы, свет освещает Оксану, принаряжающуюся перед ручным зеркальцем.
Оксана. Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша! Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в ртом носе, и в щеках, и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух, их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (Отодвигает несколько от себя зеркало, вскрикивает.) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!

Тихо входит Вакула.

Вакула. Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится и еще хвалит себя вслух.
Оксана (обернувшись, увидела кузнеца и вскрикнула). Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою?
Вакула. Не сердись на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
Оксана. Кто же тебе запрещает? Говори и гляди. (Садится на лавку.)
Вакула. Позволь и мне сесть возле тебя?
Оксана (оттолкнув его). Поди прочь! Ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал своею сажею. (Отходит от него и снова охорашивается перед зеркалом.) Правда ли, что твоя мать ведьма?
Вакула. Что мне до матери? Ты у меня и мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете!
Оксана. Видишь, какой ты!.. Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Мне становится скучно!
Вакула. Так тебе весело с ними?
Оксана. Да уж веселее, чем с тобою. А! Кто-то стукнул. Верно, дивчата. (Ушла.)

Вакула (один). Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Ей я так же дорог, как перержавевшая подкова.

Входят Оксана и Одарка.

Оксана. Одарка! У тебя новые черевики. Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать такие славные черевички.
Вакула. Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.
Оксана. Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу! Разве те самые, которые носит царица?
Одарка (смеется).. Видишь, каких захотела!
Оксана. Да! Будь свидетельницей: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тотчас же за него замуж!
Вакула. Прощай, Оксана! Дурачь, кого хочешь, а меня не увидишь больше на этом свете!
Одарка. Куда, Вакула?
Вакула. Прощайте! Даст Бог, увидимся на том свете, а на этом уже не гулять нам вместе. Не поминайте лихом!

Свет за тюлем гаснет.

Саша (читает). «Тут через трубу Вакуловой хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. Это была Солоха, мать Вакулы. Она поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Вдруг с противной стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко, а просто — черт.
Мороз все увеличивался, и вверху сделалось так холодно, что черт перепрыгивал с одного копыта на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета, а потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо — в трубу».

За тюлем зажигается красный с синим свет. Из-за кулис на метле выскакивает Солоха и натыкается на стоящие на полу мешки. За ней выскакивает на сцену Черт.

Солоха. Мешки Вакула принес, пусть же сам и вынесет!
Черт (прыгнул к Солохе). Пожалуйте ручку.
Солоха (протягивая ему руку). Нате!
Черт (целует руку). Ох!
Вакула (за сценой). Отвори!
Черт. Стучит кто-то?
Вакула (еще сильнее). Отвори!
Черт. Это кузнец! Слышишь, Солоха? Куда хочешь девай меня.
Солоха. Полезай в мешок. (Уходит.)

Черт лезет в мешок. Свет за тюлем гаснет и тут же снова зажигается.
Черта уже нет. Входит Вакула.

Вакула. Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней, а все думается. И, как нарочно, о ней одной только. Отчего это так, что дума против воли лезет в голову? (Задумался. Увидел мешки.) Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда! Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу. (Хочет поднять мешок.) Кой черт! Мешки стали как будто тяжелее прежнего. Тут, верно, положено еще что-нибудь, кроме угля. Дурень я! Я и позабыл, что теперь мне кажется все тяжелее. Скоро буду от ветра валиться. Что я за баба! Не дам никому смеяться над собой! Хоть десять таких мешков — все подниму. Что, в самом деле? Как будто уже все пропало. Попробую еще одно средство: пойду к пузатому запорожцу Пацюку. Он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет. (Взваливает на себя мешок.)

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «Черт запрыгал в мешке от радости, но кузнец, подумав, что он как-нибудь зацепил мешок и произвел сам это движение, ударил по мешку кулаком и, встряхнув его на плечах, отправился к пузатому Пацюку. Этот пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем, но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, Этого никто не знал».

За тюлем загорается желтый свет. Пацюк сидит и ест галушки из стоящей на кадушке миски. За его спиной появляется В а к у л а с мешком
за плечами.

Вакула (кланяясь). Я к твоей милости пришел, Пацюк!

Ты, говорят, не во гнев будь сказано...— я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду,— приходишься немного сродни черту.

Пацюк поднял голову и снова начал есть галушки.

К тебе пришел, Пацюк. Дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в плепорции. Пропадать приходится мне, грешному! Ничто не поможет мне на свете. Что будет, то будет. Приходится просить помощи у самого черта.

Пацюк поднял голову и снова начал есть галушки.

Что ж, Пацюк, как мне быть?
Пацюк. Когда нужно черта, то и ступай к черту. (Продолжает есть галушки.)
Вакула (кланяясь). Для того-то и пришел к тебе: кроме тебя, думаю, никто не знает к нему дороги.

Пацюк молчит и доедает галушки.

Сделай милость, человек добрый, не откажи. Расскажи хоть, как, примерно сказать, попасть на дорогу к нему.
Пацюк. Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами.
Вакула. Что? (Опускает мешок.) Что он говорит?

Свет гаснет, и, когда вновь зажигается синий свет, ни Пацюка, ни кадушки уже нет, а Черт сидит на Вакуле.

Черт. Это я, твой друг, все сделаю для товарища и друга! (В левое ухо.) Денег дам сколько хочешь. (В правое ухо.) Оксана будет сегодня же наша.
Вакула. Изволь! За такую цену готов быть твоим.
Черт (смеется). Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
Вакула. Я готов! У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь. (Заложив руку за спину, хватает Черта за хвост.)
Черт (смеясь). Вишь, какой шутник! Ну полно, Вакула, побаловал и хватит.
Вакула. Постой, голубчик! (Стаскивает Черта со спины за хвост.) Будешь ты у меня знать, как подучивать на грехи добрых людей! (Садится Черту на спину.)
Черт (жалобно стонет). Помилуй, Вакула, все, что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние!
Вакула. А, вот каким голосом запел! Теперь я знаю, что мне делать. Вези меня сей же час на себе! Слышишь? Да несись, как птица!
Черт. Куда?
Вакула. В Петербург, прямо к царице!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «И кузнец обомлел от страха, чувствуя себя поднимающимся в воздух. Сначала поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу, и пролетел, как муха, под самым месяцем, так что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж немного спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. И вдруг заблестел перед ним Петербург, весь в огнях».

Зеленый свет за тюлем освещает Черта и Вакулу у него на спине.

Черт. Прямо ли ехать к царице?
Вакула. Нет, страшно. Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью через Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними. Эй, сатана! Полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Темнота. Зажигается желтый свет. Сидят два запорожца.

Вакула (кланяясь до земли). Здравствуйте, панове! Помогай Бог вам, вот где увиделись!
1-й запорожец. Что там за человек?
Вакула. А вы не спознали? Это я, Вакула, кузнец. Когда проезжали осенью через Диканьку, то погостили, дай Боже вам всякого здоровья и долголетия, у меня без малого два дня. Я новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки.
2-й запорожец. А! Это тот самый кузнец, который малюет важно.
1-й запорожец. Здорово, земляк. После потолкуем с тобой, земляк, побольше.
2-й запорожец. Теперь же мы едем к царице.
Вакула. До царицы? А будьте ласковы, панове, возьмите и
меня с собою!
1-й запорожец. Тебя? Что ты будешь там делать? Нет, не можно!
2-й запорожец. Мы, брат, будем с царицей толковать про свое.
Вакула. Возьмите! (Наклонясь к своему карману.) Черт, проси! (Ударяет по карману.)

Черт пискнул.

2-й запорожец. Возьмем его, в самом деле?
1-й запорожец. Пожалуй, возьмем!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «Чудно снова показалось кузнецу, когда понесся он в огромной карете, качаясь на рессорах, когда с обеих сторон мимо него бежали четырехэтажные дома и мостовая, гремя, казалось, сама катилась под ноги лошадям. Карета остановилась перед дворцом. Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу. Робко следовал за ними кузнец, опасаясь на каждом шагу поскользнуться на паркете. Прошли три залы. Вдруг запорожцы пали на землю и закричали в один голос. Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу».

Запорожцы и стоящая перед ними царица освещаются ярким светом за тюлем.

Запорожцы и Вакула. Помилуй, мамо! Помилуй! Царица. Встаньте.
Запорожцы и Вакула. Не встанем, мамо! Не встанем! Умрем, а не встанем!
Царица. Встаньте — я велю!

Запорожцы и Вакула встают.

Светлейший обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор еще не видела. Чего хотите вы?
Вакула (про себя). Теперь пора! Царица спрашивает, чего хотите! (Ей.) Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевики, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать! Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики!
Царица. Если тебе так хочется иметь такие башмаки, то это не трудно сделать. (Обернувшись за кулисы.) Принесите ему сейчас же башмаки, самые дорогие, с золотом. (К запорожцам.) Хорошо ли вас здесь содержат?
1-й запорожец. Та спасибо, мамо! Провиант дают хороший...

Из-за кулис протягиваются руки в белых перчатках, с подушкой, на которой лежат царицыны башмаки.

Царица (Вакуле). Возьми себе мои черевики, добрый человек.
Вакула. Спасибо, мамо! (Кланяется и отходит с башмаками в сторону к занавесу.)
Царица (к запорожцам). Значит, провиант дают хороший?
2-й запорожец. Хороший, хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожье.
Вакула (у самого занавеса нагнулся к карману и стукнул по нему кулаком). Черт! Вынеси меня отсюда скорее!

Свет за тюлем гаснет.

Саша. «Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад, и мигом очутился Вакула около своей хаты. Тут, схвативши хворостину, отвесил он черту три удара, и бедный черт припустился бежать. После сего Вакула вошел в сени, зарылся в сено и проспал до утра».

Золотистый свет за тюлем освещает Оксану.

Оксана. Что, если он в самом деле ушел и никогда не вернется в село? Что, если он в самом деле решился на что-нибудь страшное? Чего доброго! Он же так любил меня...
Вакула (появляясь). Погляди, какие я тебе принес черевики!
Оксана (радостно вскрикивает). Ай!
Вакула. Те самые, которые носит царица.
Оксана. Нет, нет! Мне не нужно черевиков! Я и без черевиков тебя люблю!

Свет за тюлем гаснет.

Занавес.

Советы исполнителям

Инсценировка рассчитана на такой кружок школьной самодеятельности, в котором и ребят немного, и, может быть, нет костюмов, декораций, оборудованной сцены. Если бы даже пришлось устраивать спектакль просто в классе или дома в комнате, то и тогда можно было бы его поставить.
Что же нужно для постановки спектакля?
Несколько отступя от задней стены сцены или комнаты повесьте белую занавеску (можно из сшитых простынь). За этой занавеской будут переодеваться и ждать своего выхода на сцену исполнители. Там же будут спрятаны необходимые по ходу действия вещи: скамейки, мешки, бочка и миска.
Вместо занавеса можно повесить одеяла или другой подходящий материал. Занавес нужно повесить на таком расстоянии от задней белой занавески, чтобы между ними оставалась площадка для игры — сцена.
Перед занавесом справа или слева (как удобнее в данном помещении) нужно поставить кресло для Саши, а у его ног — маленькую скамеечку для Миши.
Освещение нужно устроить так, чтобы у Саши была особая лампочка со своим выключателем, а свет на сцене включался бы отдельно от нее. Когда Саша говорит, он зажигает свою лампочку, когда начинается действие на сцене, гасит. Если нельзя устро-ить отдельный выключатель, можно использовать карманный фонарик, переносный электрический ночничок — что легче будет достать.
Пока Саша читает и занавес закрыт, на сцене горит свет. Там устанавливаются вещи и занимают свои места исполнители. Затем свет гасится, в темноте раздвигается занавес, и, когда снова зажигается свет, действующие лица уже стоят и сидят на своих местах.
Когда кончилось действие, свет гасится, в темноте закрывается занавес. Саша зажигает лампу и продолжает читать. Как только он заговорил, на сцене за закрытым занавесом включают свет и начинают перестановку декораций для следующей картины.
Саша и Миша в начале спектакля выходят на свои места не из-за занавеса, а из зрительного зала. Когда же спектакль окончился, Саша гасит свою лампу и уходит с Мишей за занавес на сцену.
Освещается зрительный зал, и зрители видят пустое кресло перед закрытым занавесом. Спектакль окончен.
Чтобы во время спектакля не было никакого замешательства, необходимо точно распределить все обязанности по перестановке декораций. Эти перестановки нужно несколько раз прорепетировать, добиваясь четкой и бесшумной работы. На сцене не должно быть ни одного постороннего человека: всё делают сами исполнители. Когда вы добьетесь полной слаженности в перестановках, можно считать техническую сторону спектакля готовой: перед глазами зрителей все, «как в сказке», неожиданно возникает из темноты, сцена за сценой сменяются без малейшей задержки.
Если будет возможность достать марлю (вместо тюля), то непосредственно за занавесом натягивается во всю сцену второй занавес (в нашей инсценировке это называется «тюлевый занавес»). Когда за марлевым занавесом свет погашен, а сидящие перед марлей Саша и Миша освещены своей лампочкой, то из зрительного зала не будет видно, что делается на сцене за марлей. Там же будет достаточно светло от Сашиной лампочки, для того чтобы делать перестановку к следующей картине. Когда же Саша свою лампочку погасит и на сцене свет будет зажжен, то сквозь марлю зрители увидят все происходящее там. Марлевый занавес открывается только раз — после слов Саши: «...как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег».
Занавес закрывается, только когда Саша с Мишей уходят в темноте со сцены.
Зрелище через марлю как бы в тумане создает впечатление сказочности происходящего. Если же менять на сцене цвет освещения, то зрелище станет еще более фантастическим.
Лучше всего этого можно достигнуть, освещая сцену проекционным фонарем и меняя перед его объективом светофильтры из цветного целлофана. Ставится проекционный фонарь за занавесом, перед которым сидит Саша, чтобы фонарь не был виден зрителям. С помощью такого фонаря можно достичь впечатления полета Вакулы на черте. Делается это так. Черт стоит на четвереньках на скамейке. Вакула, оседлав его, становится ногами тоже на скамейку. Они, не двигаясь, ведут свой разговор: круг света из фонаря освещает сквозь синий или зеленый целлофан только Вакулу на черте, оставляя в темноте скамейку. Если при этом прожектору придать вращательное движение, то колебание теней на освещенном белом заднике создаст впечатление полета.
Чтобы проще и быстрее делать перестановки, надо обходиться возможно меньшим количеством вещей.

Широкая скамейка без спинки (или две составленные скамейки). На ней сидят Вакула с Оксаной в первой и последней сценах и запорожцы, когда к ним приходит Вакула.
Кадушка. Ее можно сделать из перевернутой табуретки, обив фанерой, картоном или газетами, наклеенными в несколько слоев. На ней у Пацюка стоит миска с галушками, а до того, обернутая в материю, она изображает один из мешков, который Вакула вы-волакивает из хаты; та же кадушка может служить сиденьем для царицы, если она закрывает ее своими юбками и мантией.

Мешок с чертом. В пустой мешок нужно наложить топорщащиеся вещи; например, ветки кустарника. Мешок должен быть достаточно тяжел, чтобы лежал на спине у В акулы, не соскальзывая при движениях.

Царицыны черевички. На обыкновенные туфли можно сделать чехольчики из «золотой» или «серебряной» бумаги (например, из оберток чая). Их подают Вакуле завязанными в яркий шелковый платок. Когда он поставит их перед Оксаной на скамейку и развяжет, направьте на них свет, чтобы они блестели.

Сложнее дело обстоит с костюмами.

Костюм Оксаны. Белая блузка с украинской вышивкой. Если такой нет, нашейте на грудь и рукава белой блузки четырехугольные куски белой же материи, раскрашенной (растрафареченной) под украинскую вышивку. На шею наденьте бусы. Косы оберните вокруг головы и завяжите сзади разноцветными лентами, спадающими на спину и через плечи на грудь. Черную или синюю юбочку надо подпоясать красным или зеленым шарфом — кушаком.

Костюм Солохи. Солоха одета так же, как и Оксана, но на голове платок, завязанный сзади, на затылке.

Костюм Одарки. Коричневое пальто, подпоясанное красным кушаком. Голова повязана светлым или пестрым платком. На ногах блестящие (резиновые) сапожки.

Костюм царицы. Платье (по возможности шелковое) с обтягивающим фигуру лифом и очень широкой, пышной юбкой до полу. Через плечо голубая лента, и на ней на груди «бриллиантовая» звезда. На шее «драгоценное» ожерелье. Прическа с высоким зачесом надо лбом и с локонами на висках, волосы сильно напудренные, маленькая корона на прическе (драгоценностями могут служить елочные украшения). В руках может быть веер. На одно плечо наброшен яркий длинный плащ (можно взять скатерть), стелющийся по полу.

Костюм Пацюка. Белая рубашка с украинской вышивкой, или просто на грудь белой рубашки нашивается лоскут, разрисованный под украинскую вышивку. Рубашка заправлена в синие широкие шаровары, подпоясана широким матерчатым кушаком яр-кого цвета. На ногах сапоги.

Костюм Вакулы. Коричневое (или серое) дамское пальто, подпоясанное широким красным матерчатым кушаком. В руках серая барашковая шапка. Шаровары. Сапоги.

Костюм запорожцев. Одеты так же, как Пацюк, но на одно плечо накинуто дамское яркое пальто (зеленое, красное), так, чтобы нельзя было рассмотреть фасон.

Костюм черта. Гоночный конькобежный или тренировочный черный костюм. На, лбу привязаны рожки из картона, сзади пришит хвост — обшитая черной материей бечевка.

Чтобы правильно сыграть каждую из ролей, нужно хорошо помнить всё, что сказано о данном действующем лице у Гоголя как от автора, так и от лица других персонажей. Главное внимание обращайте не на внешнее сходство, а на правильную передачу харак-тера действующего лица.
Очень ответственны роли Саши и Миши. Чтобы зрители не заскучали, Саша должен ярко представить себе (вообразить) всю гоголевскую повесть и постараться прочесть ее так, чтобы слушатели, в свою очередь, живо представляли себе все происходящие события, а Миша должен стараться внимательно слушать Сашу.
Слушать собеседника (партнера) — значит представлять себе то, о чем он говорит. Тогда и отвечать ему словами своей роли становится легче.
Было бы хорошо использовать в инсценировке украинские песни.
Так, например, Оксана, принаряжаясь перед зеркальцем, может петь веселую песенку.
Когда Вакула скажет: «Ты у меня и мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете», с улицы, из-за сцены, донесется хоровая песня, которая продолжается до слов Оксаны: «Вот мое слово, что выйду тотчас же за него замуж!»
Запорожцы до того, как входит к ним Вакула, могут петь протяжную песню.
В последней картине после слов Оксаны: «Он же так любил меня...» — издали слышится песня Вакулы. Постепенно она приближается, и Вакула входит с песней, ставит узел на скамью, развязывает его. Развязав, перестает петь и говорит: «Погляди, какие я тебе принес черевики!..»
После слов Оксаны: «Я и без черевиков тебя люблю!» — за сценой вдруг грянула плясовая песня. Оксана и Вакула подхватили песню и пустились в пляс.

От художника

Для облегчения оформления спектакля мы предлагаем вам воспользоваться распространенным в театре приемом передачи целого через деталь, через символ.
Очень типичное украшение украинской хаты — расшитое полотенце, рушник. Такой рушник может стать символом всей хаты. Точно так же лепной орнамент в стиле барокко — символ дворца царицы.
Распишите красками под украинскую вышивку кусок холста и закрепите его перед «орнаментом», выполненным тем же способом.
В перемене при закрытом занавесе «рушник» снимается, открывая «орнамент», когда же действие переносится опять в хату, «рушник» навешивается снова.




























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

События развиваются в сказочную рождественскую ночь, описанную Н.В.Гоголем, в произведении “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ”.

Хутор. Зимний морозный вечер. Начинается метель. Из-за метели пропадает видимость звёздного неба. Темнеет.

Действующие лица:

  1. Чуб - богатый хуторянин
  2. Свербыгуз - хуторянин
  3. Дьякон - служитель церкви
  4. Оксана - красавица, дочь Чуба
  5. Голова - богатый хуторянин, глава этого поселения
  6. Вакула - кузнец
  7. Солоха - жительница хутора, знается с чёртом, ведьма
  8. Чёрт - чёрт, нечистая сила
  9. Пацюк – хуторянин, которого стараются обходить стороной, хуторяне считают, что он “чёрту сродни”

Сцена №1

Экран. Звездная ночь. Луна. Возле сцены искусственные елки в снегу.

Слышится завывание ветра. На сцене слева высвечивается обстановка комнаты:

Зеркало

На столе скатерть белая с вышивкой

Вышитое полотенце

Шкатулка с бусами

За столом сидит Оксана и наряжается. Входит с мороза Чуб (отец Оксаны), богатый казак.

Ишь, как морозит! Сильнее, чем с утра (потирает руки )! На небе, аж, звезды высветило!

Да и ночь, тату, не простая, а перед самым Рождеством!

(Оксана выглядывает в окно )

Ой, светло-то как! Будто днем!

Чу! Слышь, как поют? То дивки и парубки гуляют! Эх! Мне бы годков так...(задумывается ) сбросить. Эх бы я! У-у-х бы я!

Э-э-э... (пританцовывает )

А что, доченька, до дьяка однако, прогуляться. Заглянуть к нему на часок-другой.

В это время возле сцены проходят Свербыгуз и Голова. Они окликают Чуба.

Свербыгуз:

Эй, Чуб, где ты запропастился?

С вечера были званы к дьяку на праздник. Пора бы уж!

Чуб (глядя на небо ):

Иду! Иду!

Ишь, как высветлило...

Чуб, Свербыгуз и Голова уходят в зрительный зал, где продолжается действие.

Звучит музыка вьюги. На слайдах отображена метель.

Приятели заблудились. Они кричат, но всё заглушают завывания метели. Потеряв друг друга, хуторяне расходятся в разные стороны.

Сцена №2

Оксана:

Оставшись одна, завидная хуторская невеста начинает любоваться собой в зеркале. Надевает разные бусы. Примеряет на голову венок с лентами, приговаривает:

Ах, хороша я, хороша! Ну, просто чудо, как хороша!

Да, право, так ли это (рассуждает, рассматривая себя) !?

Носик вздернут (пальчиком поднимает носик ).

Щеки пухлые.

(Она откладывает зеркальце в сторону и говорит со зрителями, как бы по секрету )

И что такого нашли во мне парубки?

Ох уж эти парубки! А давеча кузнец... Да что это я, право? (Смутившись своей похвальбы, Оксана махнула рукой)

В это время на сцену поднимается кузнец Вакула. Он смотрит на игру девушки и любуется.

Веселая Оксана кружится возле зеркала. Смеётся.

Нет! Хороша я, хороша! Ну, просто чудо, как я хороша!

(Оксана охает от неожиданности, заметив Вакулу).

Вакула (в раздумье ):

Чудна я девка!

(и уже вслух ) Чу дная, ненаглядная моя Оксана!

Оксана (смутившись, но с вызовом ):

А ты как тут?!

В это время в зал, а за тем на сцену вбегает группа нарядных девушек и парней с мешками. Это колядующие. Шумно, весело смеясь, колядующие наперебой зазывают Оксану гулять вместе с ними.

Колядующие:

Ой! Оксана, что ты дома сидишь?

Собирайся скорей!

Смотри, сколько мы наколядовали!

Право, душечка, Оксана собирайся живей!

Так весело!

Надевай черевички!

Оксана (притворно горестно ):

Нет у меня новых черевичков. Да и подарить-то видать некому...

Не тужи, ненаглядная Оксана!

Я тебе достану черевички, какие редкая панночка носит!

Оксана (с вызовом, обращается к кузнецу) :

Ты? Черевички?

А достань черевички, что сама царица носит, может, я и замуж за тебя выйду!

Ватага молодежи, а с ними и Оксана, весело убегает. Кузнец остается на сцене еще некоторое время. За тем, опустив голову, нахлобучив шапку, уходит.

Сцена №3

Дом кузнеца Вакулы. На сцене русская печка. На приступке стоит посуда. С боку печи висит полотенце. Виднеется рукомойник. В печи стоит чугунок со щами, выше – чашка с пирогами и другие продукты: огурцы, капуста.

Мать его, Солоха, ставит за печку метлу. Она и черт только что прилетели. Они собирали звезды и месяц с неба. Черт крутится вокруг Солохи довольный своей работой. Та его нахваливает.

Лохматенький мой! Хвостатенький мой! Намаялся, небось! Притомился!

Черт держит в руках небольшое ведёрко. Он приоткрывает его. В ведре свет. Подсветка в ведре выполнена при помощи фонарика. Так изображены в спектакле звезды, которые были “собраны” чёртом с неба. Чёрт, ласкаясь, похваляется перед Солохой.

Все до одной собрал! Темень такая, что и себя не видать. А звездочки, вот они! Все у меня! Вот с месяцем мне пришлось потрудиться... Ишь, светить придумали!

Раздается стук.

Солоха суетится. Схватила за лапу чёрта и пытается найти место, куда его спрятать. Чёрт вырывается, убегает. Солохе с трудом удается его поймать и спрятать в мешок. Она завязала мешок и ставит его возле печки. После этого Солоха тяжело опускается на скамейку и вытирает пот.

Снова стук в дверь.

Входит пан Голова.

Досточтимая Солоха, такая метель разгулялась, ни неба, ни земли не видать стало разом! Звезды на небе исчезли и месяц пропал! Чертовщина какая-то! Тут точно без нечистой не обошлось.

Черт в мешке начинает ворочаться, повизгивать, похрюкивать.

Солоха тихонько подпинывает его ногой, заставляя молчать.

Голова (поясняет своё появление):

Я ж до Дьяка шел, да с пути сбился.

А может и лучше, что метель началась. Часок-другой в обществе Вас, обворожительная Солоха, куда приятнее, чем в компании Дьяка.

Солоха (кокетничает, смеется с ужимками) :

Уж, право, скажете тоже, пан Голова.

(Отмахивается рукой)

А я-то как рада вас видеть!

Проходите, уважаемый пан Голова. Присаживайтесь, вот туточки, на скамеечку, да к печи поближе. Погрейтесь, пан Голова. Так что Вы говорите, метель?... (говорит, выглядывая в окно) Ой, право так метёт! Так метёт!

Голова садится на скамейку возле Солохи. Пересаживается все ближе и ближе.

Вновь раздается стук в дверь. Солоха вскрикивает! Соскочила со скамейки. Суетится. Волнуется и пан Голова.

Спрячьте меня дорогая Солоха. Негоже меня у Вас видеть... Всякое удумают. А уж наговорят-то?!...

Голова в ужасе хватается за голову. Солоха достает мешок и прячет в него гостя. Она ставит мешок рядом с печкой, там, где стоит и мешок с чёртом.

Стук повторяется. Солоха спешит к двери, поправляя фартук и косынку. Входит Дьякон.

Дьякон (помолившись, кланяется хозяйке):

Дрожайшая Солоха! Так метет...так метет... Не мудрено доброму путнику и с пути сбиться. Такое приключилось, что и сказать трудно. Замело да закрутило так! О-го-го! Уж не чаял, что доберусь к Вам, разлюбезная моя Солоха.

Да уж как подумаю о Вас, моя прелесть, ноги сами идут, а хоть и не видать сегодня пути. Перемело кругом. Небо, прости меня Господи (крестится), словно с землей перемешалось!

Потирает руки, словно от холода. Между тем потихоньку приближается к Солохе.

Дьякон (поглаживая руку Солохе):

А что это у Вас такое, дрожайшая моя Солоха?

Солоха (с ужимками, смеясь, притворно и игриво):

Да известно, что - рука (пожимает плечами).

Дьякон (дотрагиваясь до шеи Солохи):

А это что же такое, разлюбезная моя Солоха?

То бусики, уважаемый дьяк.

Красные бусики. В прошлогоде на ярмарке купила.

Красивые бусики...

А это что у Вас такое, прелестнейшая?

Такое... такое...

Солоха (продолжая кокетничать, отмахивается, смеется):

То шея, уважаемый дьяк.

Вновь раздается стук в дверь. Испуганный дьякон суетится, крестится, умоляет Солоху спрятать его куда-нибудь. Солоха привычным движением прячет дьякона в мешок и ставит его рядом с мешком, в котором пан Голова. Она поправляет фартучек, косынку и идет открывать дверь.

Входит Чуб с мороза. Снимает шапку. Отряхивает снег с себя и сбивает с шапки.

Чуб (объясняет ей свой приход):

Доброго здоровья Вам, уважаемая Солоха! Я ж до Дьяка решил прогуляться. Вышел я из хаты, а небо в раз потемнело, и звёзды пропали! Даже месяца, как небывало – исчез! Тут во всякую чертовщину поверить можно!

А морозище-то(продолжает) , экий знатный! (Дьяк, приближаясь, посмеивается, заигрывает с Солохой). Да и метель, думаю, удалась на славу. В такой чудный вечерок подумалось о тебе, о прекрасная Солоха (пытается обнять ее.)

Солоха отстраняется, кокетничает, смеется.

И Вам доброго здоровьишка, пан Чуб!

Какой Вы право, быстрый!

(Говорит, опять выглядывая в окно). Ой, глянь, и впрямь метель - таки! Чу, как вьюжит! Как вьюжит! Впору доброму человеку дома сидеть. Ну, присаживайтесь, коль пришли. Вот на скамеечку и присаживайтесь, да к печи поближе.

А что, хозяюшка, может в праздничек не грех и по чарочке...

Да и мороз, опять же...

Солоха (достает чарки, ставит на стол ):

Если немного тольки (пожимает плечами), ч тобы компанию подержать, право.

Она накрывает на стол огурчики соленые, квашеную капустку, пироги, вареный картофель. Сама Солоха усаживается напротив Чуба. Чуб переходит на другую сторону, поближе к Солохе. Усаживается рядом на скамейку.

Доброго здоровья, хозяюшка!

Вам того же, пан Чуб.

Чуб делает большие глаза. Небольшая пауза. Молчание. Он совершенно не намерен встречаться с Вакулой. Солоха, спешно убирает со стола чарки.

Она едва успевает достать из-под скамейки мешок. Чуб, который в это время пригнувшись, бегал вокруг стола, пытаясь влезть под него, добровольно прячется в мешок. И этот мешок вновь оказывается рядом с остальными.

На сцену поднимается сын Солохи, он же кузнец Вакула.

Мамо, откройте, это я Вакула.

Солоха спешит открывать дверь.

Это ты, сынок!?

Чу! Наробился, устал.

Мой руки, да садись вечерять.

Вакула словно не слышит мать. Он молча снимает овчину, шапку, кладет их на скамью и садится за стол. Все его мысли об Оксане. Солоха в это время суетится, накрывая на стол щи.

Солоха (смотрит с любовью на единственного сына):

Кушай, сынок, кушай!

Стучат.

Солоха (сердито):

Кого это еще нелегкая принесла?

Солоха спешит к двери. В дверях встречается со Свербыгузом. Шепчет ему что-то на ухо. Свербыгуз и Солоха уходят, по дороге оживлённо о чем-то беседуя и посмеиваясь.

Сцена №4

Оставшись один, кузнец грустит об Оксане. Он увидел мешки и решает их убрать.

Завтра праздник, а в хате мусору накопилось. Надобно бы вынести.

Вакула опускает голову. В это время все мешки, кроме того, в котором черт, уходят со сцены. Вакула поднимает голову и видит только один мешок.

Не уж-то померещилось. А все она, Оксана из ума не идет. Так и рассудка лишиться можно. Утопиться впору. Все одно к проруби идти...

Вакула взваливает на плечи мешок с чертом.

Тяжесть-то какая!

Сцена №5

Калядки. На улице группа молодежи. Девушки и парни наперебой интересуются, кто и что накалядовал. Увидав кузнеца, они и у него интересуются, увидев большой мешок.

Ой! Гляньте, то ж Вакула.

Вакула один наколяловал!? Смотрите, смотрите! Мешок-то какой большой!

Открой, Вакула! Дай посмотреть!

Где тебе так повезло?

Ой! Братцы! И верно! Мешок- то совсем тяжелый!

Може телушка в нем!

Молодежь кружится вокруг Вакулы напевая хором

Эй, Вакула, попляши! Что в мешке нам покажи!

Смурной какой-то сегодня Вакула.

И то верно. Оставим его.

Вакула (сам с собой) :

Нет, не могу больше... Нет больше сил...

Ватага калядующих убегает. Оксана задерживается на некоторое время. Она с любопытством оглядывает кузнеца.

Вакула (подходит к девушке):

Прощай, Оксана! А не увидишь уж больше ты меня на этом свете.

Оксана (она не слушает, что говорит кузнец, продолжает смеяться и подзадоривать его):

А ты достань черевички! Может я замуж за тебя выйду!

Сцена №6

Пацюк, богатый хуторянин. Он необычен. Про него говорят, что он с чертом знается. К нему и привела дорожка Вакулу.

Пацюк сидит за столом и ест.

Пришёл к тебе совета попросить, ведь ты, говорят, немного чёрту сродни.

А я готов помощи даже у черта просить.

Пацюк, не отвлекаясь на вошедшего, продолжает свою трапезу. Он кушает вареники со сметаной.

Не надо тому за чертом ходить, у кого черт за спиной сидит.

В это время из мешка вылазит черт. Он попрыгивает вокруг Вакулы, кричит скрипучим голоском

Я твой друг! Все сделаю для товарища.

Оксана будет наша!

Вакула выбегает. Черт за ним. Вакула пытается от него отвязаться, но поняв, что это напрасные старания, хватает его за хвост, стегает плёткой, приговаривает

Ах ты, нечисть свинорылая! Пусть же лихо тебе станет! Эх! Неси меня в Петербург! К самой царице неси! Мне терять нечего!

На экране небо в звездах. Вакула и черт изображают полет.

Сцена №7.

Та же самая обстановка в доме казака Чуба.

Грустит возле окна Оксана.

Что ж я, батько, наделала?! Неужто и впрямь Вакула утонул?

Так люди говорят. Хороший хлопчик...

И то верно, доченька... Жаль кузнеца... Справный хозяин получился бы. Плохо на хуторе без кузнеца-то...

(покрякивает, поправляет усы)

Да люб он мне, тату... Произносит еле слышно с горечью в голосе.

Оксана опускает голову.

На сцену поднимается кузнец. В руках у него черевички.

Вакула кланяется низко Чубу.

Прошу руки Вашей дочери! Да разреши сватов засылать?

(Повернувшись к Оксане)

Смотри, любая моя, какие черевички я тебе принес!

Это те самые, что сама царица носит!

Оксана:

Вставая навстречу кузнецу. – Нет, нет! То мне не нужно черевичков! Я и без черевичков...

Кузнец бережно кладет руки на плечи девушки. Она смиренно опускает голову на грудь кузнецу.

Лопасова М.И., учитель МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области

Новогодний сценарий для старшеклассников 8-11 классы.

«Ночь перед Рождеством»

(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)


Песня «5 минут»
Ведущий 1 : Мир мгновенно изменился В сказочном преображенье Все вокруг как в снежном храме Все достойно изумленья. Пока люди сны смотрели В край родной пришла зима Создавала и творила Возводила терема. Ведущий 2: В окна сонные шептала Над узором колдовала Сосны инеем украсив По реке скользила в вальсе! Снегом сад припорошила И дороги, и проспект Даже птицам разрешила Кружевной оставить след. Ведущий 1 : Осторожно осмотревшись Солнышко не удержалось Потянулось, улыбнулось И от счастья рассмеялось. Золотым лучом махнуло Рукодельнице зиме И рассыпалось огнями Заискрилось в белизне! Ведущий 2: Декорации готовы Подходи, честной народ. Здравствуй, чудо обновленья Тайна перевоплощенья Здравствуй, праздник долгожданный Сказка сказок – Новый год.
Песня «Ночь накануне Рождества» Голос за сценой: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать. Морозило сильнее, чем с утра. Было так тихо, что скрип мороза от сапог слышался очень ясно. Танец «Звезды» Голос за сценой: Вдруг на небе появились небольшие пятнышки. Они приближались очень быстро. Сразу и не разузнать, что это было…
Танец «Черти» (в конце танца появляется месяц и звезды, а все черти, кроме одного, убегают) Черт: Вот я им устрою праздничный вечер. Возьму и украду месяц (хватает месяц). Надо же какой горячий, но ничего, как-нибудь справлюсь! Ай! (дует на пальцы) Ой! (хватает месяц и тащит за кулисы).
Голос за сценой: По всему миру сделалось так темно, что не видно было ничего, даже вблизи.
Чуб: (идут с Кумом по улице) Скажи-ка, кум, так ты еще не был у дьяка в новой избе? Там теперь будет добрая попойка! Как бы только нам не опоздать! (поправляет кушак) Что за дьявол? Смотри, Панас! Кум: Чего еще? Чуб: Как что? Месяца нет! Кум: Что за пропасть! В самом деле нет месяца! Надо же было! Сидевши в хате – глядел в окно: ночь – чудо. А не успел выйти – хоть глаз выколи! Чуб: Так, пожалуй, останемся дома? Кум: Нет, нельзя, нужно идти. Чуб: Ну, тогда пошли.
Песня «Белым снегом» Голос за сценой: Давайте посмотрим, что делает красавица Оксана, оставшись дома одна. Оксана: (крутясь перед зеркалом) Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем нехороша. Разве черные брови и очи мои? Хм! Разве хороши мои косы? Их можно испугаться вечером, такие длинные, как змеи. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Кузнец: (заходя в комнату) ЧуднАя девка! И хвастовства у нее мало. Целый час стоит, глядясь в зеркало, да еще и хвалит себя вслух! Оксана: (вскрикивая) Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Что, сундук мой готов? Кузнец: Будет готов, после праздника будет готов. Не сердись на меня. Дай хоть поглядеть на тебя! Оксана : Кто же тебе запрещает? Говори и гляди. (стук в дверь. Вбегают девчата) 1 дивчина: Оксана, скорей собирайся, уже пора идти колядовать! 2 дивчина : На улице так холодно, морозно. 3 дивчина: И месяца почему-то не видно. Верно спрятал его кто-то.
(Все вместе танцуют танец) Голос за сценой: Мороз увеличивался. Но это не испугало ведьму, которая решилась прогуляться по небу в эту ночь.
Танец «Ведьмы» Голос за кадром: Прогулявшись по небу, Солоха решила вернуться домой, уж больно зябко стало на небе. Прямо за ней увязался и черт, который тоже совершал прогулку и порядком промерз. Между тем, влетая вслед за Солохой в трубу, черт, обернувшись, увидел Чуба об руку с кумом. Вмиг он вылетел из трубы и стал разрывать кучи замерзшего снега. Поднялась метель, ветер стал резать прямо в глаза..
Танец «Снежинок» Чуб: Стой, кум, кажется мы не туда идем. Я не вижу ни одной хаты. Эх, какая метель! Кум: Дернет же нечистая сила таскаться по такой вьюге. Эх, какую кучу снега напустил в очи сатана.
(под музыку девушки кучей заваливают к Оксане) Оксана: Эй, Одарка, у тебя новые черевички! Ах, какие хорошие, с золотом! Хорошо тебе, Одарка! Вакула-кузнец: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит. Оксана: Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие черевики, которые я могла бы одеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица? 1 дивчина: Ишь, какие захотела! Оксана: Да! Будьте все свидетельницы. Если кузнец вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, тотчас выйду за него замуж! (смеется). (уходят вместе с девчатами) Вакула: Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собой. Думаю, она меня не любит.
Песня (на сцене Солоха, прихорашиваясь. Слышится стук) Дьяк : (входя в комнату) Добрый вечер! А что это у вас, великолепная Солоха? (дотрагивается до руки) Солоха: Как что? Рука, Осип Никифорович. Дьяк: А это что у вас, дражайшая Солоха? (схватив за шею) Солоха: Будто не видите, осип Никифорович! Шея, а на шее – монисто. Дьяк: А это что у вас, несравненная Солоха! (потирая бороду) (Слышится стук в дверь) Солоха!: Залезайте в мешок. (прячет Дьяка) Чуб: (входит в комнату) Здравствуйте, Солоха! Ты может не ожидала меня: Может вы тут ждали кого? На улице так метет. Послал же бог такую ночь перед Рождеством. (слышится стук в дверь) Чуб: Стучит кто-то. Слышь, Солоха, куда хочешь девай меня, ни за что на свете не хочу показаться никому на глаза. Солоха: Полезай в мешок. (Входит Вакула) Вакула: Зачем тут лежат эти мешки? Их давно пора убрать отсюда. Завтра праздник, а в хате лежит всякая дрянь. Пойду, отнесу их в кузницу. (забирает мешки и выносит за дверь)
Танец «Метель белая» Вакула: Кто это? Черт: Это я, твой друг. Все сделаю для тебя. Оксана сегодня же будет наша. Вакула: Вези меня сейчас же на себе, неси, как птица. Черт: Куда? Вакула: В Петербург, прямо к царице.
Песня Голос за кадром: А Вакула тем временем прилетел в Петербург. Заблестел перед ним город весь в огнях. Боже мой: стук, блеск, гром. Ему казалось, что весь город смотрит на него. Привез его черт прямо к запорожцам.
Танец «Украинский гопак» Вакула : Здравствуйте панове! 1 казак: Здорово, земляк, зачем тебя бог принес? Вакула: Возьмите меня с собой к царице! 2 казак: Возьмем его, в самом деле, братцы? 3 казак: Пожалуй, возьмем. Пошли! Уже пора!
Танец с помпонами.
Голос за кадром: Получил Вакула у царицы самые красивые черевики с позолотой и во весь дух помчался назад, в Диканьку. Настало утро. Вернувшись домой, проспав до обеда, надел Вакула свое лучшее платье, взял подарки и пошел к Чубу. Вакула: Помилуй, батько, не гневись! Отдай за меня Оксану! Чуб: Добре, присылай сватов. Оксана: Ай. Вакула: Погляди, какие я тебе принес черевики, те самые, которые носит царица. Оксана: Нет! Нет! Не нужно мне черевиков (опускает голову) (кузнец берет Оксану под руку и уходят)
Голос за кадром: Все помогли мечте свершиться. Но время очень быстро мчится Всю сказку пролистали мы Теперь расстаться мы должны. Много сказок есть на свете Времени не тратьте, дети Книги разные читайте Мир прекрасный открывайте Верной дружбой дорожите Сами чудеса творите!
Танец
Выходят Дед Мороз со Снегурочкой и произносят слова поздравления.
Заключительная песня (поют все участники представления)

Список использованной литературы.

    Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», М.: 1982. Мультфильм «Ночь перед Рождеством» на DVD – диске (выходные данные неизвестны – приносили дети)