Болезни Военный билет Призыв

Содержание фильма калина красная читать. Калина красная

Повествование – от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена – Байкалова Любовь Федоровна. Он ее никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам “на хату”. Там много молодых людей. Среди прочих – Губошлеп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлеп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздается звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

“И вот районный автобус привез Егора в село Ясное” – к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдет дорогу в нормальной жизни. Она ведет знакомить его со своими родителями. Люба использует “легенду” Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остается с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает “допрашивать” Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, “обличает” “отсталых” стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор – но все обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: “Может, вернусь. Может, нет”. По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа – Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьет скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает “пикничок”. Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь – не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную “легенду” Егора.

Егор продолжает “развратничать” (слово Шукшина): пьет, поет, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздает оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом “тесном черном мире” они распивают коньяк и встречают рассвет песней “Сижу за решеткой в темнице сырой”.

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своем бывшем муже Кольке, который постоянно пьет. Егор вспоминает свое детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: “гладкий, довольный”. Директору Егор тоже не нравится: “бессмысленно строптивый”.

Директор дает задание – забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке – Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о ее здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает ее. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит ее бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается еще один – Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора – Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура – один из его бывших подельников. Они о чем-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить ее, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идет к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлеп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они – грешники. Мы узнаем, что над Губошлепом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой – оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа – тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

“И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам”.

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание повести Шукшина “Калина красная”

Другие сочинения по теме:

  1. Твір по літературі: Правда життя в романі шукшина “Калина червона” Кожний, хто писав і говорив про творчість Василя Шукшина, не...
  2. Вторая половина 60-х гг. XIX в. Стокгольм, май. Молодой человек, которому опротивела служба в Коллегии чиновничьих окладов (именно так называется...
  3. Василий Егорыч Князев – киномеханик, странноватый мужчина, работающий в селе. Жена называет его Чудиком. Чудик собирается на Урал, к брату,...
  4. Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской, решился. Придя домой, он рассказывает жене Зое, что потерял деньги – сто двадцать рублей, на...
  5. К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей...
  6. Нудный старик Наум Кречетов приходит к зятю, чтобы вместе дровами запасаться. Зять, Иван Дягтирев, ворчит, но все-же собирается, и они...
  7. Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?”...
  8. Семидесятитрехлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии....
  9. Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался...
  10. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. – Мне стыдно, – сказала Бедная Лиза, – что...

Шукшин Василий

Калина красная

Василий Шукшин

Калина красная

История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня.

Люди собрались в клубе...

На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задум-чивую песню "Вечерний звон"!

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора -- один за одним. Они стали так, что образовали две группы -- большую и малую. Хористы все были далеко не "певучего" облика.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой на-гнули головы и в нужный момент ударили с чувством:

Бом-м, бом-м...

В группе "бом-бом" мы видим и нашего героя -- Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда "звонили", морщил лоб и качал круглой крестьян-ской головой -- чтобы похоже было, что звук колокола плы-вет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впе-реди -- воля.

Утром в кабинете у одного из начальников произошел следующий разговор:

Ну, расскажи, как думаешь жить, Прокудин? -- спро-сил начальник. Он, видимо, много-много раз спрашивал это -- больно уж слова его вышли какие-то готовые.

Честно! -- поторопился с ответом Егор, тоже, надо полагать, готовым, потому что ответ выскочил поразительно легко.

Да это-то я понимаю... А как? Как ты это себе пред-ставляешь?

Думаю заняться сельским хозяйством, гражданин на-чальник.

Товарищ.

А? -- не понял Егор.

Теперь для тебя все -- товарищи, -- напомнил началь-ник.

А-а! -- с удовольствием вспомнил Прокудин. И даже посмеялся своей забывчивости. -- Да-да... Много будет това-рищей!

А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? -- искренне поинтересовался начальник.

Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову...

Корову? -- удивился начальник.

Корову. Вот с таким вымем. -- Егор показал руками.

Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще мо-лодая, какое же у нее "вот такое" вымя? А ты выберешь ста-рую, у нее действительно вот такое вымя... Толку-то что? Ко-рова должна быть... стройная.

Так это что же тогда -- по ногам? -- сугодничал Егор вопросом.

Выбирать-то. По ногам, что ли?

Да почему по ногам? По породе. Существуют поро-ды -- такая-то порода... Например, холмогорская... -- Боль-ше начальник не знал.

Обожаю коров, -- еще раз с силой сказал Егор. -- При-веду ее в стойло... поставлю...

Начальник и Егор помолчали, глядя друг на друга.

Корова -- это хорошо, -- согласился начальник. -- Только... что ж, ты одной коровой и будешь заниматься? У тебя профессия-то есть какая-нибудь?

У меня много профессий.

Например?

Егор подумал, как если бы выбирал из множества своих профессий наименее... как бы это сказать -- меньше всего пригодную для воровских целей.

Слесарь...

Зазвонил телефон. Начальник взял трубку.

Да. Да. А какой урок-то был? Тема-то какая? "Евгений Онегин"? Так, а насчет кого они вопросы-то стали задавать? Татьяны? А что им там непонятно в Татьяне? Что, говорю, им там... -- Начальник некоторое время слушал тонкий крикливый голос в трубке, укоризненно смотрел при этом на Егора и чуть кивал головой: мол, все ясно. -- Пусть... Слушай сюда: пусть они там демагогией не занимаются! Что значит -- будут дети, не будут дети?! Про это, что ли, поэма написана! А то я им приду объясню! Ты им... Ладно, счас Николаев придет к вам. -- Начальник положил трубку и взял другую. Пока набирал номер, недовольно проговорил: -- Доценты мне... Николаев? Там у учительницы литературы урок сорва-ли: начали вопросы задавать. А? "Евгений Онегин". Да не на-счет Онегина, а насчет Татьяны: будут у нее дети от старика или не будут? Иди разберись. Давай. Во, доценты, понима-ешь! -- сказал начальник, кладя трубку. -- Вопросы начали задавать.

Егор посмеялся, представив этот урок литературы.

Хотят знать...

У тебя жена-то есть? -- спросил начальник строго.

Егор вынул из нагрудного кармана фотографию и подал начальнику. Тот взял, посмотрел.

Это твоя жена? -- спросил он, не скрывая удивления.

На фотографии была довольно красивая молодая женщи-на, добрая и ясная.

Будущая, -- сказал Егор. Ему не понравилось, что на-чальник удивился. -- Ждет меня. Но живую я ее ни разу не видел.

Как это?

Заочница. -- Егор потянулся, взял фотографию. -- По-звольте. -- И сам засмотрелся на милое русское простое лицо. -- Байкалова Любовь Федоровна. Какая доверчивость на лице, а! Это удивительно, правда? На кассира похожа.

И что она пишет?

Пишет, что беду мою всю понимает... Но, говорит, не понимаю, как ты додумался в тюрьму угодить? Хорошие письма. Покой от них... Муж был пьянчуга -- выгнала. А на людей все равно не обозлилась.

А ты понимаешь, на что идешь? -- негромко и серьез-но спросил начальник.

Понимаю, -- тоже негромко сказал Егор и спрятал фо-тографию.

Во-первых, оденься как следует. Куда ты такой... Ванька с Пресни заявишься. -- Начальник недовольно оглядел Егора. -- Что это за... почему так одет-то?

Егор был в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе -- не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художест-венной самодеятельности.

Егор мельком оглядел себя, усмехнулся.

Так надо было по роли. А потом уже не успел пере-одеться.

Артисты... -- только и сказал начальник и засмеялся. Он был не злой человек, и его так и не перестали изумлять люди, изобретательность которых не знает пределов.

И вот она -- воля!

Это значит -- захлопнулась за Егором дверь, и он очутил-ся на улице небольшого поселка. Он вздохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то ста-рушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, -- сказал Егор. -- Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? -- не поняла старушка.

В тюрьму.

Старушка только теперь сообразила, с кем говорит. Опа-сливо отстранилась и посеменила дальше. Посмотрела еще на забор, мимо которого шла. Опять оглянулась на Егора.

А Егор поднял руку навстречу "Волге". "Волга" останови-лась. Егор стал договариваться с шофером. Шофер сперва не соглашался везти, Егор достал из кармана пачку денег, пока-зал... и пошел садиться рядом с шофером.

В это время к ним подошла старушка, которая проявила участие к Егору, -- не поленилась перейти улицу.

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

NB. Ему характерна артистичность, он ироничен, часто играет какую-то роль, вспоминает стихи, песни, афоризмы. При этом в людях он ищет искренности.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

NB. Шукшин иногда меняет точки зрения, создаётся многоголосие.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлепе. В райцентре он идет на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живется с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофером на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

NB. Снова Шукшин играет точками зрения, пытаясь быть объективным.

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

NB. Шукшин не объясняет многих поступков героя, создавая интригу, психологический подтекст. Видимо, Егору кажется, что тракторист - более независимая должность, чем водитель личной машины директора. Возможно, настроение у Егора изменилось из-за визита в Сосновку: позже мы узнаем, что там живет его мать.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остается бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идет на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

NB. С помощью несобственной прямой речи Шукшин изображает мысли и воспоминания героя. В этом эпизоде не всегда видна граница между третьим лицом и первым, потому что появляется второе. Шукшин сделал лейтмотивом повести образ гудящих телеграфных проводов. Позже мы встретимся с этим образом, когда Егора убьют.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передает деньги от Губошлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губошлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлеп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

NB. Очевидна параллель, проводимая Шукшиным между злобой Губошлепа и неодобрением сельской общественностью поступка Любы: людям никогда не нравится, когда кто-то поступает по-своему, нестандартно.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлепа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Последний вечер в исправительном лагере на севере Егору Прокудину, сорокалетнему, стриженому, запомнится надолго. После работы заключенные собрались в клубе на концерт. По лагерной традиции в хоре пели, вернее, подпевали те, кто должен был на следующий день освободиться. Исполняли задумчивый романс «Вечерний звон». Утром Егора ждала свобода, но перед этим предстоял разговор по душам с начальником, который хотел узнать, как дальше собирается жить бывший уголовник. И вопрос, и ответ были как будто заранее заготовлены. Егор торопливо ответил, что намеревается жить честно, заниматься сельским хозяйством, потому что он из крестьянской семьи и любит природу.

Поинтересовавшись профессией Прокудина, начальник спрашивает, женат ли Прокудин. Егор сообщил, что собирается жениться, и показал тому фотографию удивительно доверчивой женщины, с которой он познакомился по переписке. Получив совет одеться получше, Егор оправдывается, что неприглядный облик был положен ему по роли.

Наступает долгожданное утро. Закрылась за ним тюремная дверь, и исправившийся рецидивист вдохнул полной грудью весенний пьянящий воздух свободы. Удивив водителя такси своими рассуждениями о поэзии, Егор просит остановить машину возле березок, называя их своими подружками. Эмоции переполняли его, ему хотелось выпить. Немного не доехав до «малины», Егор, щедро расплатившийся с водителем и купивший у него музыкальный ящичек, дворами пришел к знакомым.

Там все были в сборе, сидели какие-то оцепеневшие, напряженные. Комната выглядела убого. Молодая женщина, перебирая гитарные струны, хрипловато и душевно напевала песню «Калина красная». Егор под звуки марша пинком открыл дверь. Его радостно, но бесшумно приветствуют знакомые: Люсьен, которая пела, и Губошлеп, назвавший Егора по его прежней кличке – Горе. Люсьен признается, что видела Прокудина сегодня во сне, а Губошлеп объясняет причину волнения: подельники пошли «брать» киоск. Он предлагает выпить шампанского, а Горе с Люсьен танцуют, отмечая его освобождение.

Телефонный звонок сообщил о провале грабителей и скором аресте всех, замешанных в это дело. Пришлось быстро убегать и прятаться от погони патруля на кладбище. Егор, после неудачных попыток спрятаться и переждать трудные времена у знакомых из криминального мира, возвращается к мысли действительно уехать в село к Любе и работать там.

Люба встретила Егора, приехавшего автобусом, на взгорке и сразу произвела него потрясающее впечатление: это была спокойная и задумчивая красавица с крепкой крестьянской рукой. Она предложила будущему жениху посидеть в чайной и рассказать о себе, как бы ненароком сообщив о своих строгих родителях, чем весьма его огорчила. В чайной все с интересом рассматривали Егора, который сообщил Любе, что он работал бухгалтером и в тюрьму попал случайно. Люба раскрыла обман, но ей нравились письма, которые писал Егор из колонии: они были душевными, похожими на настоящие поэмы.

Люба все-таки приглашает Егора в большой дом Байкаловых. Старики, занимавшиеся лепкой пельменей, устроили переполох при появлении Георгия, как он представился Любе. Им не верилось, что дочь приведет в дом бывшего заключенного. Люба рассказала родителям, чтобы они поменьше волновались, легенду о бухгалтере. Но мудрый, опытный отец не поверил, а шутка Егора, напугавшая мать, разрядила обстановку. Егор удачно вышел из положения и не позволил дальше себя допрашивать.

С братом Любы, спокойным неторопливым Петром, познакомиться пришлось в бане. Егору уже понравилась эта семья, и ему хотелось остаться с ними из-за Любови. В это время в доме, где родители обсуждали приезд Егора, с ужасом услышали отчаянный крик Петра. Оказывается, Егор, не понявший просьбу подлить ковшик кипятка на каменку, окатил этой водой брата невесты. А соседи в это время обсуждают, кто был прежний муж Любы, и почему не сложилась ее жизнь.

Егор поехал в город, чтобы купить себе одежду. Люба волновалась, вернется ли он обратно: он ей понравился, она увидела в нем что-то настоящее. Подруги советуют ей вернуться в бывшему мужу-алкоголику. А Егор в городе развлекался по полной программе, но не выдержал и ночью же вернулся в село. Утром он пошел провожать Любу на ферму. По дороге, разговаривая, они все больше находят общих мыслей, все лучше понимают друг друга. Директор, встреченный на ферме, предлагает Егору поработать шофером, и тот соглашается, но отказывается возить директора.

Егора волнует природа – березовые рощицы, ручьи, полянки. На самосвале Петра он едет с Любой в соседнюю деревню Сосновка к старушке Куделихе, объяснив невесте, что это тетка его друга. Та рассказывает про своих шестерых детей. Вернувшись в село, Егору приходится разобраться с бывшим мужем Любови и его дружками, чтобы отвадить его навсегда.

Работать Егор начинает на тракторе – пашет поле. Однако прошлое настигает его: неожиданно приезжает один из тех, кто был тогда на «малине». Егор твердо говорит, что к прошлой жизни не вернется. В душе у Любы, слышавшей разговор, поселилась тревога. И не напрасно. Подъехавшие на «Волге» прямо в поле бывшие друзья Егора отомстили ему за попытку изменить свою жизнь, освободиться от криминала. Почувствовавшая сердцем неладное Люба приезжает с Петром на поле, но не успевает спасти человека, которого уже полюбила. Петро на самосвале догоняет преступников.

Повест-во-вание — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет дина-мичен, насыщен собы-тиями, во многом мело-дра-ма-тичен.

Закон-чился последний вечер Егора Проку-дина на зоне. Утром начальник напут-ствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяй-стве, корове. Его будущая жена — Байка-лова Любовь Федо-ровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по пере-писке. Начальник сове-тует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин насла-жда-ется весной, ощущает прилив сил, раду-ется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим това-рищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих — Губо-шлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подель-ников: те совер-шают очередное ограб-ление. Егор (там его зовут Горе) не хочет расска-зы-вать о зоне, он хочет отдох-нуть от жесто-кости. Они пляшут с Люсьен. Чувству-ется, что никто не разде-ляет настро-ения Егора, даже Люсьен (которая лучше других пони-мает мерзость их занятия и внут-реннюю чистоту Егора). Губо-шлёп нерв-ни-чает, немного ревнует Люсьен к Егору. Разда-ётся звонок: подель-ников накрыла милиция, всем надо разбе-гаться. Егор тоже бежит, хотя это риско-ванно для него. Он пыта-ется найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отве-чать.

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное» — к Любе. Она встре-чает его на оста-новке. В чайной он расска-зы-вает, что был бухгал-тером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-реци-ди-вист, но наде-ется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знако-мить его со своими роди-те-лями. Люба исполь-зует «легенду» Егора о бухгал-тере, чтобы не пугать роди-телей. Но когда Егор оста-ётся с ними наедине, отец Любы (жена назы-вает его Микитка) начи-нает «допра-ши-вать» Егора. Тот сарка-сти-чески отве-чает: мол, убил семерых, вось-мого не полу-чи-лось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напо-ми-нает старику про годы граж-дан-ской войны, коллек-ти-ви-зации), и нечего мучить чело-века, если он решил начать новую жизнь. Егор приме-ряет маску обще-ствен-ного деятеля, комму-ниста, «обли-чает» «отсталых» стариков.

Егор знако-мится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безраз-личен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знако-миться, общаться. Егору не нравится чувство-вать себя бедным родствен-ником, улыбаться всем и при этом чувство-вать к себе недо-верие. Петро не реаги-рует на обиды Егора, и через неко-торое время Егор пони-мает, что у Петро нет предубеж-дений: просто он нераз-го-ворчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуж-дают с ней Егора. Любе выска-зы-вают неодоб-рение. Женщины выра-жают общее мнение всего села. Неожи-данно Любу защи-щает отец. Тут слышен крик Петра. Егор неча-янно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схва-тился за топор — но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуж-дают случив-шиеся.

Вечер в доме Байка-ловых проходит мирно и спокойно. Старики вспо-ми-нают каких-то старых родствен-ников, Люба пока-зы-вает фото-графии, Егор и Петро мирно шутят над проис-ше-ствием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет пого-во-рить с Любой, она выпро-ва-жи-вает его под одоб-рение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мере-щится, что его дружки возвра-ща-ются за ним. Он думает о Губо-шлепе. В райцентре он идет на теле-граф и отправ-ляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя сове-тует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа — Кольку. Очевидно, что одно-сель-чанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться нена-дежным, а потому, что Люба ведет себя не как все. Варя начи-нает весело расска-зы-вать, как заме-ча-тельно ей живется с мужем-алко-го-ликом, кото-рого она бьёт скалкой.

Егор направ-ля-ется в ресторан, где устра-и-вает «пикничок». Он кормит и поит незна-комых людей. Соби-ра-ются самые спив-шиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь — не уладил вопросов с воен-ко-матом. В это время мать недо-вер-чиво спра-ши-вает у Любы, где Егор. Снова отец защи-щает дочь и помо-гает пове-рить в очередную «легенду» Егора.

Егор продол-жает «разврат-ни-чать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произ-носит испол-ненные жизне-утвер-жда-ю-щего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт остав-шиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, пред-ла-гает выпить в бане. В этом «тесном черном мире» они распи-вают коньяк и встре-чают рассвет песней «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Утром он прово-жает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоми-нает о своём бывшем муже Кольке, который посто-янно пьёт. Егор вспо-ми-нает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с дирек-тором фермы Дмит-рием Влади-ми-ро-вичем. Она устра-и-вает Егора шофером на ферму: дирек-тору как раз срочно пона-до-бился води-тель. Егору не понра-вился директор: «гладкий, довольный». Дирек-тору Егор тоже не нравится: «бессмыс-ленно строп-тивый».

Директор даёт задание — забрать брига-дира Саве-льева в деревне Сосновке. Егор выпол-няет задание, но, вернув-шись, отка-зы-ва-ется от даль-нейшей работы. На трак-торе легче.

Егор просит само-свал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объяс-няет ей, что хочет заехать к одной старушке — Куде-лихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо пред-ста-виться работ-ницей райсо-беса и расспро-сить о ней. Старуха расска-зы-вает о себе, о том, что дети все порас-те-ря-лись. Люба успо-ка-и-вает её. Егор сидит молча, в темных очках. Когда они отъе-хали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выво-ла-ки-вает его из дома. Они отходят к дере-вьям, начи-на-ется драка. Колька с перепою, поэтому оста-ется бит. На Егора кида-ется ещё один — Егор оста-нав-ли-вает одним ударом. Колька отбе-гает, хватает кол, идет на Егора — Егор оста-нав-ли-вает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на трак-торе). Он дышит запахом вспа-ханной земли и испы-ты-вает радость от этого.

К Егору приез-жает Шура — один из его бывших подель-ников. Они о чём-то говорят, Шура пере-дает деньги от Губо-шлепа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волну-ется, Егор пыта-ется успо-коить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следу-ющий день они рабо-тают в поле. Его уже засе-вают. Егор заме-чает, что у леса стоит черная Волга. Он видит там Губо-шлепа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губо-шлёп не трогал Егора. Но Губо-шлеп эмоцио-нально выска-зы-вает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они — греш-ники. Мы узнаём, что над Губо-шлёпом нависла опас-ность и поэтому он хочет успеть распра-виться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отпра-вился в лес. Она бежит домой — оказы-ва-ется, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба оста-нав-ли-вает само-свал Петро, они едут в сторону леса. Преступ-ники видят это, зовут Губо-шлепа — тот выбе-гает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в само-свал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит поло-жить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижи-мался к столбам».

Петро дого-няет Волгу. Сбега-ются люди. Участь преступ-ников пред-ре-шена.